Мастер-класс по словесности "От эмоций к слову"
план-конспект по русскому языку на тему
Мастер-класс по развитию речи построен на основе технологии развития критического мышления и посвящен созданию творческой работы синквейна.
Данный вид творческой работы может быть использован как на уроках русского языка и литературы, так и на любых других занятиях, так как позволяет в сжато й форме синтезировать главное по той или иной теме. Удобно использовать на уроках итоговой рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_razvitiyu_rechi.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новоселковская основная общеобразовательная школа
Жарковского района Тверской области
Конспект мастер-класса
по развитию речи
«От эмоций к слову»
подготовила учитель
русского языка и литературы
Спрогис Анна Петровна
п.Новоселки
2012 г
Конспект
Мастер-класса по развитию речи
«От эмоций к слову»
Цель: совершенствовать умение выражать мысли и чувства через слово, научить создавать новую творческую работу - синквейн,
развивать воображение, образное и критическое мышление, обогащать эмоциональную сферу обучающихся.
Прогнозируемый результат: участники мастер – класса научатся составлять синквейн на основе эмоциональных образов.
Связь с другими предметами: данный вид творческой работы можно использовать на любом уроке.
Оборудование: магнитофон, запись мелодии «Sentiments», бумага, ручки.
( можно использовать любую другую мелодию по усмотрению педагога)
Ход занятия
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, я очень рада встрече с вами!
2. Сообщение целей мастер-класса
Вы никогда не задумывались, что подталкивает поэта к созданию стихотворения? Почему вдруг из обычных слов рождаются удивительные строки?
Все начинается с наших эмоций, чувств. Сегодня мы еще раз убедимся в этом.
Давайте послушаем музыку
(Войтенко, Храмков «Sentiments».) может быть использована любая спокойна красивая музыка, в зависимости от вкуса и замысла педагога.
( Сядьте удобно, закройте глаза, отвлекитесь от проблем, забот и попробуйте подумать о чем-то приятном)
3.Слушание музыки.
-После прослушивания такой замечательной, успокаивающей мелодии давайте поделимся чем-то добрым с тем, кто сидит рядом с вами.
-Подарите какое-нибудь доброе слово сидящему рядом с Вами.
- Видите, сразу на лицах появились улыбки. Говоря доброе, хорошее, мы сами становимся сильнее, лучше.
4. Беседа по восприятию
- А теперь вернемся к нашей мелодии. Какие образы дали Вам столько эмоций?
5.Выступление участников мастер-класса:
Примеры: «Мне представился тихий осенний день, я иду по тропинке, а ветер поднимает золотые листья и кружит их в воздухе»
« Мне видится деревенская улица, зима, березы все в инее».
« А для меня эта музыка - воспоминания о детстве. Это и запах домашнего хлеба , и костер на берегу речки. Мне представляется, как сам я бегу по лужам босиком».
- Какие удивительные поэтичные образы! Наверное, вот в этот самый момент и могли бы родиться стихи! Но все мы знаем, что стихи создать не так – то просто, и я предлагаю вам создать синквейн.
-Что это такое, спросите Вы?
6. Знакомство с новым видом творческой работы - синквейном.
Пятистишие, составленное по особым правилам.
Вот план синквейна: 1. Тема (1слово - существительное)
2. Описание темы(2слова прилагательные)
3.Описание действия в рамках темы(3слова-глаголы, деепричастия)
4. Фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Синоним (одно слово) передает суть темы.
- Вот как это делают дети:
1. Каникулы. 1.Береза
2. Веселые, долгожданные. 2. Кудрявая, раскидистая.
3. Ожидаются, торопятся, пролетают. 3. Красуется, шумит, шелестит.
4. Мне хочется отдыхать больше. 4. Люблю гулять в березняке.
5.Свобода. 5. Красота.
Попробуйте создать синквейн. Тему пусть подскажет образ, увиденный Вами.
7.Создание и чтение синквейна.
Примеры:
1.Детство 1.Листопад
2. Счастливое, безоблачное. 2. Золотой, солнечный.
3. Промчалось, пролетело, скрылось. 3. Кружит, завораживает, очаровывает.
4. Я по нему скучаю. 4. Удивительный праздник осенних листьев.
5. Ностальгия. 5.Сказка.
- Какие замечательные строки получились!
8. Итог занятия
Видите, какой интересный это вид работы. Психологи утверждают, что составление синквейнов способствует развитию критического мышления (человеку необходимо быстро синтезировать материал в краткой форме).
Синквейн можно использовать на любом уроке в зависимости от характера изучаемого материала.
Каждый из Вас получает карточку с правилами построения синквейна. Советую предложить написать такую работу вашим ученикам.
Список использованной литературы:
- Гуляков Е.Н.Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы.- М.: Дрофа,2006.
- Лизинский В.М. Современный урок: особенности, подходы, диагностика./М.: Центр «Педагогический поиск»,2009.
- Обучающие практические работы по словесности /под ред.Андреевой Т.Н.-М.: Дрофа,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс«Правописание безударных гласных в корне слова»
Основной вид учебной деятельности является - самоподготовка. Это важный этап процесса обучения, который формирует у учащихся навыки самостоятельности, активности развивает познавательные способности, ...
Конспект мастер-класса для воспитателей : "Секреты звукового анализа слов"
Аннотация. В мастер-классе для воспитателей : "Секреты звукового анализа слов", рассмотрены эффективные способы обучения ребенка звуковому анализу слов....
Сценарий мастер-класса на тему «Путешествие в волшебную страну эмоций»
Создать условия для совместной деятельности с родителями на мастер-классе; сформировать у них представление об особенностях развития детей среднего дошкольного возраста; познакомить с содержанием обра...
Мастер-класс «Эффективность применения методов развития эмоций на занятии кукольного театра» (для детей от 7 до 10 лет)
Цель: при помощи основных методов развития эмоциональной сферы обучить детей младшего школьного возраста участвовать в постановке кукольного театра.Задачи:Обучающие – закрепить умение выражать и...
Мастер - класс «Выброс негативных эмоций, в практике с детьми с МН и ТМНР»
Мастер-классс разработан с целью Повышения профессионального мастерства участников мастер – класса, создания условия для формирования и развития социальной – психологической и коммуникатив...
Мастер-классы по родному (тывинскому) языку «Тѳрел сѳстер» (Однокоренные слова»), лексика 5 класс; «Чаңгыс-чугула кежигүннүг домактар» (Односоставные предложения»), синтаксис 7 класс.
Мастер-классы по родному (тывинскому) языку «Тѳрел сѳстер» (Однокоренные слова»), лексика 5 класс;«Чаңгыс-чугула кежигүннүг домактар» (Односоставные предложения&raq...
Мастер – класс «Буряад хэлэнэй хэшээлнүүдтэ «Облако слов» гэһэн интерактивна (компьютерна холбоогоор мэдээнүүдые эльгээдэг ба абадаг) онол арга хэрэглэлгэ»
Предоставить методические рекомендации и материалы для учителей бурятского языка по использованию сервисов для создания облако слов в своей работе...