Конспект мастер-класса для воспитателей : "Секреты звукового анализа слов"
учебно-методический материал

Пушкарева Ольга Сергеевна

 

Аннотация.  В мастер-классе для воспитателей : "Секреты звукового анализа слов", рассмотрены эффективные способы обучения ребенка звуковому анализу слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx91.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               Пушкарева О.С

Конспект мастер-класса для воспитателей

«Секреты звукового анализа слов»

Цель: Повысить компетентность педагогов в вопросе проведения звукового анализа слов с дошкольниками старших и подготовительных групп.

Оборудование:  

  • фишки для обозначения гласных и согласных звуков, черные фишки для обозначения ударений, звуковая схема из 4-х звуков с иллюстрацией  (картинка с изображением воды);
  • информация, распечатанная для каждого педагога:

- памятки «Порядок проведения звукового анализа слова»;

- таблица-памятка «Звонкие и глухие согласные звуки»;

- алгоритм ответов ребенка по определению гласных и согласных звуков.

Ход мастер-класса:

Логопед:

Здравствуйте, уважаемые педагоги. Сегодняшняя тема презентации «Секреты звукового анализа». Мы рассмотрим эффективные способы обучения ребенка звуковому анализу слов.

Как мы с вами знаем, на занятиях по основам грамоты ребенок должен овладеть навыками звукового анализа слов. Звуковой анализ – это:

  • Последовательное выделение отдельных звуков в слове;
  • Определение порядка звуков в слове;
  • Различение звуков по их качественным характеристикам

          гласный-согласный,  твёрдый - мягкий.

Для проведения звукового анализа слова вспомним основные    понятия,  нам поможет небольшая разминка.

Логопед:

- Чем отличается звук от буквы?

Ответ (педагогов): Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.

- Чем различаются звонкие и глухие согласные?

Ответ (педагогов): Звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие – только с шумом (зажать уши ладонями и произнести звуки Б-П, Ж-Ш и др.).

Логопед:

- Очень часто в понятиях «звук» и «буква» происходит путаница, неправильно произносятся звуки при анализе. (Логопед обращает внимание на то,  какие чаще всего бывают путаницы связанные с произнесением звуков: п- пэ, к – кэ , с – сэ. Глухие звуки часто произносятся с озвончением. Логопед уточняет типичные ошибки, связанные с произношением звуков.

          - Для вас подготовлены памятки, они помогут при необходимости вспомнить правильное произношение звуков (рис1).

звуки

(рис.1)

 Глухие звуки произносятся без участия голоса и примеси дополнительных звуков. Если программным материалом не предусмотрено формировать представления о глухости,  звонкости звуков, то произносить их нужно правильно, глухие – без голоса, звонкие – с голосом.

Логопед:

- Какие звуки называются гласными?  Сколько их?

 Ответ (педагогов)

Гласные звуки - это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. Гласные звуки – это звуки речи, образуемые свободным проходом воздуха во рту, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума.  А, О, У, Ы, Э, И – шесть гласных звуков (А гласных букв десять).

Логопед

- Существуют еще и йотированные звуки: Е, Ё, Ю, Я , но в нашем программном материале данные звуки могут находиться только в середине или в конце слова, играют смягчающую роль согласных звуков. Например: люк, мяч, свекла и пр. Слова с йотированными звуками вначале слова мы не даем.

Логопед:

- Какие звуки называются согласными?

Ответ (педагогов): 

- Согласные звуки – это звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, которые образуются в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, нёбо. Согласные звуки – это звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды.

 Логопед:

- Какие согласные звуки всегда твердые?

Ответ (педагогов): 

- Ж, Ш, Ц.

Логопед:

- Какие согласные звуки всегда мягкие?

Ответ (педагогов): 

- Й, Ч, Щ.

Логопед:

- Что такое слог?

Ответ (педагогов):

- Слог - это один гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным (или согласными), которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. 

Логопед:

- Что такое ударение?

Ответ (педагогов):

- Выделение голосом одного из гласных звуков в слове.

Логопед:

- Перейдем к тому, как выполнять звуковой анализ слов.

Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово.

На данном этапе можно использовать картинки-схемы (продемонстрировать). Проводить анализ слова следует в определенной последовательности.

Логопед:

- Произнеси слово и послушай его.

- Слово ВОДА (вада)

Другого способа предъявить звуковую структуру слова, как произнести его, нет. При этом слово должно быть произнесено в соответствии с орфоэпическими нормами (например, вода - [вадá])

Логопед:

- Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

Детей надо научить звук «протянуть», искусственно удлинить его. Следует помнить, что звук протягивается (акцентируется) в составе целого слова. Например, «в-в-в-а-д-а». После этого называется нужный (выделенный) звук, который надо охарактеризовать. Например, звук В. Ребенок не просто обозначает выделенный звук, что он согласный, а доказывает, почему он таким является.

         Чаще всего дети затрудняются в определении принадлежности звука к гласному и согласному ряду, потому что они не владеют алгоритмом определения принадлежности звука к гласным и согласным, путаются в понимании коренных отличий гласных от согласных. Для этого нужен практический опыт (непосредственных ощущений в произнесении звуков и их характеристика), т.е. регулярное воспроизведение алгоритма.

        Логопед знакомит всех присутствующих с  применением алгоритма принадлежности звука к группе гласных, согласных, звуковым анализом слов, на примере слова – вода. Затем предлагает желающим педагогам провести с аудиторией звуковой анализ предложенного педагогом слова, согласно алгоритму.

 Алгоритм принадлежности звука к группе гласных, согласных. Звуковой анализ слов:

1.Произнести звук.

2.Определить, как выходит воздушная струя (свободно или с преградой)  

а) воздух выходит изо рта свободно (демонстрация), не свободно (демонстрация);

б) пытаемся прокричать или спеть звук (демонстрация), если это невозможно сделать, то объясняем - мешает преграда (уточняем, что конкретно является преградой: губы, зубы или язык)

в) если звук согласный, ребенок определяет, как он звучит твердо или мягко (если ребенок путает мягкий звук с твердым звуком, мы демонстрируем ему противопоставление в-вь (если бы был мягкий братец, мы бы сказали - вяда), только затем обозначаем его соответствующей фишкой.

         3.Подвести итог (на примере характеристики звука В в слове    ВОДА),

  • Что происходит с воздушной струей, когда мы произносим звук В?

          Ответ ребенка (полным ответом):

      - Когда мы произносим звук В, воздушная струя встречает преграду.

  • Что является преградой?

Ответ ребенка:

       - Преградой являются верхние зубы и нижняя губа, они не дают выйти   свободно воздуху.

  • Мы можем прокричать или спеть этот звук В?

Ответ ребенка:

       - Прокричать звук мы не можем, спеть тоже;

  • Как звучит согласный звук В, в слове ВОДА, твердо или мягко?

Ответ ребенка:

       - Согласный звук В звучит твердо;

  • Какой фишкой мы обозначим звук В, почему?

                Ответ ребенка:

                - Мы обозначим звук В синей фишкой, потому что он твердый   согласный.

4.  Протяни (выдели) второй звук в слове, назови и охарактеризуй его, обозначь фишкой. (И так все звуки).  

         Можно пригласить ребенка выйти к доске и попросить его проговорить слово с указкой в руке, выделяя сначала первый звук, затем второй звук, затем третий и пр. Запись звуков с помощью условных обозначений (фишек) помогает детям «удерживать» объект звукового разбора и не «соскальзывать». На начальном этапе звуковая схема без фишек дается детям в готовом виде. В этом случае схема служит ребенку опорой, помогает «не потерять» звук, направляет его действия и служит средством контроля над правильностью выполнения действия. По мере того, как дети осваивают способы определения звуковой последовательности, модель не задается, а конструируется по ходу разбора (вторая половина года в подготовительной группе). Условные обозначения звуков традиционны: гласный звук – красная фишка, согласный твердый звук – синяя фишка, согласный мягкий звук – зеленая фишка.

5. Произнеси слово по слогам.

         Разделить слово на слоги любым удобным способом (хлопки, шаги, рука под челюстью).

6.  Найди ударный слог (со старшей группы, с 22 занятия по программе «От рождения до школы»).

          Необходимо найти ударный слог, так как от этого иногда зависит лексическое значение слова. Например: [замо‘к], [за‘мок]. Чтобы поставить ударение, нужно «ударить» слово или «позвать» его.

7. Прочитай по фишкам слово целиком.

             Игра «Живые звуки»: воспитатель присваивает каждому ребенку соответствующий звук из разбираемого слова, они выстраиваются слева направо. Воспитатель предлагает детям назвать свой звук   громко, дети последовательно называют. Затем воспитатель дает задание назвать «старшего братца» (твердый звук, или мягкий, если таковой имеется в слове).

            Игра «Звук пропал»: воспитатель убирает одну фишку из звукового анализа слова. Он просит детей, назвать какой звук пропал, какие остались.

8.  Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

- Сколько всего звуков в слове?

- Сколько гласных звуков?

- Сколько согласных?

- Сколько слогов?  Как ты определяешь количество слогов?

Логопед задает рефлексивные вопросы педагогам по итогам мастер-класса:

-   Насколько представленная информация  была для вас полезна?

-   Узнали ли вы для себя что-то новое?

- Планируете ли вы использовать предлагаемый «Алгоритм принадлежности звука к группе гласных, согласных»  в работе с детьми?

 

Библиографический список

1. «Обучение дошкольников грамоте»: Методическое пособие /Л.Е. Журова. Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская / Под ред. Н.В. Дуровой. – М.: Школа Пресс, 1998.- 144с.

2. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.- 333с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Осмысление сущности явлений через этимологический анализ слова"

Слово - это особый микромир. Именно это я доказываю своим ученикам на уроках. Но особенно  я увлечена этимологией. Через это, мне кажется, можно заинтересовать родным языком. На мастер - классе р...

Карточки по теме "Звуковой анализ слов со стечением согласных"

Подборка заданий по звуковому анализу для учащихся 1-2 классов, страдающих ФНР....

Конспект занятия в подготовительном классе на тему"Звуковой анализ слов. Самостоятельная работа"

Конспект занятия предлагается учителям начальных классов, работающим  в подготовительном классе по программе "Предшкольная пора" под редакцией Н. Ф. Виноградовой . На занятии в игровой форме...

Звуковой анализ слов

Консультация для родителей и воспитателей...

Практикум для воспитателей «Формирование звукового анализа (звуковой аналитико – синтетической активности) у дошкольников»

В практикуме представлена  последовательность формирования аналитико - синтетической аквности у дошкольников. выделены основные задачи, которые ставятся на каждом этапе....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: БЕСЕДА О ЗИМЕ. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «КОМ». СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ 2, 3, 4 СЛОВ

Тема: БЕСЕДА О ЗИМЕ. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «КОМ».СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ 2, 3, 4 СЛОВЗадачи:• совершенствовать умение детей слушать и слышать; да­вать обоснованные ответы на во...