Доклад. Проектная деятельность в изучении русского языка и литературы
опыты и эксперименты на тему
Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения. Во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитическую, организационно-управленческую деятельность. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность выпускника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektna_detelnost.doklad.docx | 37.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в изучении
русского языка и литературы
(из опыта работы Дашицыреновой Э.П., учителя русского языка и литературы)
Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проектной деятельности.
Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения. Во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитическую, организационно-управленческую деятельность. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность выпускника..
Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений: постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Проект пробуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового проектов. Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. За определенное время (от одного урока до нескольких месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую либо другую задачу. Необходимо получить новые знания в ходе решения учебно- познавательной проблемы.
Цель проектного обучения – овладение общими умениями и способностями в стенах школы, но при этом приоритет отдается самостоятельной учебе в группах (командах), а также развитию социального сознания. Проектная технология позволяет реализовать личностно- ориентированный подход в обучении, а также и само мотивацию школьника. Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора.
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
- Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
- Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя: наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем и т.д. Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.
- Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
- Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
- Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
- Защита проектов, оппонирование.
- Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Проект должен быть посильным для выполнения, должны быть созданы необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.). Учитель должен вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности), обеспечить руководство проектом — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта. Если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку. Должна быть обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет и т.д. Метод проектов позволяет формировать личностные качества, которые развиваются лишь в собственной деятельности индивида в процессе коллективной, групповой деятельности. В первую очередь можно выделить такие качества, как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор, разделять ответственность, ощущать себя членом команды. Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных исследований, поиск методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика и учителя, а с другой стороны - целостную разработку проблемы, учитывая различные факторы и условия ее решения и реализации результатов. Как правило, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями: - интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации, анализировать информацию, делать выводы); творческими (умение генерировать идеи, умение находить множество вариантов решения проблемы, умения прогнозировать последствия того или иного явления); - коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс с собеседником). В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей страны, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь». Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, можно использовать различные педагогические технологии.
Проектная деятельность на уроках имеет следующие преимущества:
- повышается мотивация учащихся при решении задач, становится выше
посещаемость занятий, у учащихся растет уверенность в своих знаниях,
развиваются способности к обучению;
- расширяется кругозор учащихся;
- возникают способности самостоятельности в выдвижении новых идей и методов;
- учащиеся берут на себя большую ответственность за свое образование;
- возможность развития разносторонних навыков, таких как новый тип мышления, нахождение ответов, работа в коллективе, а также общение
- развиваются творческие способности;
-формируются чувства ответственности;
- создаются условия для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Современный образовательный проект – это дидактическое средство активизации самостоятельной познавательной и творческой деятельности, формирование личностных качеств обучаемого. Использование метода проектов, в частности, на уроках русского языка и литературы, позволяет учащимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Учащиеся овладевают умением не только понимать цель своего обучения, но и самостоятельно ее ставить, определять конкретные задачи, программировать собственную деятельность, отбирать адекватные средства достижения цели, определять последовательность действий, определять последовательность действий. Необходимым этапом в работе над проектом является объективная оценка конечных и промежуточных результатов своих действий. Существенным в этом процессе является умение корректировать свои действия, то есть реконструировать эти действия таким образом, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям. С этой целью обязательно проведение рефлексии каждого этапа проектной деятельности. Таким образом, в основе проектного обучения лежит рефлексивно-деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию. При рефлексивно-деятельностном способе обучения меняется позиция преподавателя, а также требования к его профессиональным качествам. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся, выполняя роль компетентного консультанта. Рефлексивно-деятельностное обучение предполагает три основные функции учителя. Первая и основная – создание условий для включения учащихся в самостоятельную познавательную творческую деятельность. Вторая – стимулирование ситуации успеха для каждого ученика. И третья – проведение вместе с учениками рефлексии деятельности, процесса самоизменения. Среди оптимальных примеров проведения рефлексии можно отметить такие, как рефлексивная мишень, рефлексивный круг, мини-сочинения. Приоритетной формой взаимодействия на уроках с использованием проектной деятельности является «учитель – группа». В основе проектной деятельности лежит коллективная работа над решением жизненных, самими учащимися поставленных практических задач. Поэтому в настоящее время особенно актуальным может стать изучение отдельных тем русской орфографии или морфологии в старшей школе при подготовке к тестированию через проекты. Эти задачи неизбежно ведут к комплексной проработке всего необходимого для их решения материала. При изучении русской литературы проектная деятельность приобретает особенно жизненный характер, так как влечет за собой объединение многих тем и предметов гуманитарного цикла. Решенные задачи ставят на очередь смежные, с ними связанные, то есть ведут к комплексированию всей школьной работы. Значительная часть проектной деятельности – собирание материалов, применение на практике добытых результатов, главнейшие моменты, на которых ученики познают жизнь и учатся применять к ней свои знания, - 6происходит вне стен школы. Лабораторией для проектного метода является вся окружающая жизнь, а учебным пособием – все окружающие предметы и явления, подлежащие изучению в связи с намеченным заданием. Навыки в работе, в том числе и учебные, приобретаются в самом процессе работы и тем быстрее и прочнее, чем больше заинтересованы учащиеся в достижении намеченной цели. Проектное обучение базируется на самостоятельной активности учащихся, так как истинное обучение идет через деятельность. Учитель должен не столько учить, сколько подавать мысль, и не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к руководству. Таким образом, использование проектной деятельности позволяет сблизить учебную работу с исследовательской. В зависимости от того, какой вид деятельности заложен в структуру проекта: поисковая, творческая, ролевая, прикладная,– можно выделить следующие типы проектов:
1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ.
2.ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ.
3. ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ.
4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ.
5. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ.
6.МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ.
Польза от такой работы неоспорима: ребята, находясь в поиске по решению поставленной перед ними задачи, самостоятельно и охотно приобретают знания, используя разные источники информации. Школьники учатся пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач; работая в творческих группах и индивидуально, приобретают коммуникативные умения; став исследователями, учатся выявлять проблемы, вести сбор необходимой информации, наблюдать, анализировать, строить гипотезы, делать выводы-обобщения. В процессе работы над проектом развивается системное мышление учеников. Оригинальность его состоит в заложенном в его основу активном творческом начале, за подобными инновациями будущее, так как они пробуждают мысль, "заставляют" исследовать, искать различные пути решения проблем, отстаивать своё мнение: Практическая сторона работы над методом проектов теперь уже не вызывает трудности ни у меня, ни у моих учеников. Исследование, творческая работа, возможность высказать свои мысли вдохновляют ребят.
Достижение учащихся учителя русского языка и литературы
Дашицыреновой Э.П.
в мероприятиях муниципального, республиканского, всероссийского уровней
Муниципальный конкурс творческих работ «Я за здоровый образ жизни»
№ | Ф.И. участника | Название работы | Результат | ФИО руководителя | |
1 | Цыбжитов Гемпил | Сочинение «О вреде курения» | 1 место | Дашицыренова Э.П. | |
2 | Брыков Паша | Номинация «Рисунок» | 2 место | Дашицыренова Э.П. | |
3 | Мункуева Алина | Творческая работа «Сделай выбор!» | 2 место | Дашицыренова Э.П. |
Конкурс сочинений «Калейдоскоп профессий»
№ | Ф.И. участника | Название работы | Результат | ФИО руководителя | |
1 | Бальжиев Сандак | «Хочу стать врачом» | участие | Дашицыренова Э.П | |
2 | Санжиева Лилия | «Я на сцене» | участие | Дашицыренова Э.П |
Муниципальный конкурс чтецов «Живая классика»
№ | Ф.И. участника | Номинация | Результат | Ф.И.О. руководителя | |
1 | Монсонов А. | Проза | 2 место | Дашицыренова Э.П | |
2 | Ишиев Б. | Проза | 3место | Дашицыренова Э.П | |
3 | Банзаров К. | Проза | 3 место | Дашицыренова Э.П |
Олимпиада
№ | Ф.И. участника | Русский язык | Результат | ФИО руководителя | |
1 | Дымбрылова Наранги | 4место | Дашицыренова Э.П |
Республиканский уровень
Республиканский конкурс чтецов «Живая классика»
№ | Ф.И. участника | Номинация | Результат | Ф.И.О. руководителя | |
1 | Чагдуров А. | Проза | Призер | Дашицыренова Э.П |
Научно - практическая конференция «Шаг в будущее»
№ | Ф.И. участника | Результат | ФИО Руководителя | |
1 | Содномова Адисо | Победитель | Дашицыренова Э.П. | |
2 | Дымбрылов Бавасан | Победитель | Дашицыренова Э.П |
Всероссийский конкурс «Познание и творчество»
№ | Ф.И. участника | Результат | ФИО Руководителя | |
1 | Содномова Адисо | Диплом 1степени | Дашицыренова Э.П | |
2 | Санжиева Лилия | Диплом 2степени | Дашицыренова Э.П | |
3 | Бальжиев Сандык | Диплом 2степени | Дашицыренова Э.П | |
4 | Данжурова Арюна | Диплом 2степени | Дашицыренова Э.П |
Муниципальный литературный конкурс по творчеству А.С.Пушкина
№ | Ф.И. участника | класс | Результат | ФИО Руководителя | |
1 | Жамсаранов Н. | 5 | Диплом 2 степени | Дашицыренова Э.П | |
2 | Раднаева Ж. | 5 | Диплом 2 степени | Дашицыренова Э.П | |
3 | Чагдуров А. | 6 | Диплом 3 степени | Дашицыренова Э.П | |
4 | Содномов Д. | 6 | участие | Дашицыренова Э.П | |
5 | Раднаев Ц. | 6 | участие | Дашицыренова Э.П | |
. | |||||
Всероссийский конкурс «Олимпус» по общеобразовательным предметам
предмет | количество | Результат | |
Русский яз | 17 чел | 5 чел. призеры 12 чел. участие | |
Литература | 12 чел | 2 чел. призеры 10 чел. участие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием ИКТ»
С развитием современных технологий появилось больше возможностей использовать на уроках телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, и учителя с удовольствием это делают. Но, к со...
Доклад "Проектная деятельность на уроке английского языка как фактор формирования ключевых компетентностей."
Доклад "Проектная деятельность на уроке английского языка как фактор формирования ключевых компетентностей."...
Доклад "Проектная деятельность на уроках английского языка как фактор формирования ключевых компетентностей"
Доклад на ШМО по тме "Проектная деятельность на уроках английского языка как фактор формирования ключевых компетентностей"...
Доклад "Проектная деятельность на уроках английского языка"
Проектная деятельность развивает творческие и интеллектуальные способности учащихся, формирует социальные и коммуникативные качества учащихся, усиливает индивидуальную и коллективную ответственность у...
«Проектная и учебно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий»
Еще Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к «изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились»». Сегодня одним из «таких способов» явля...
Доклад "Проектная деятельность как средство развития устной и письменной речи на уроке английского языка"
В данном докладе рассказывается о преимущественных видах проектов на уроке английского языка для детей 2-11 классов. Также, представлены трудности, с которыми могут столкнуться как ученики так и учите...
Доклад "Проектная деятельность на уроках английского языка"
Опыт применения проектной технологии на уроках английского языка на разных этапах обучения с примерами и результатами данного вида деятельности...