Духовно – нравственное воспитание в системе организации преподавания русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности учащихся в школе (педагогическое исследование)
по теме
Несомненно, большее внимание необходимо уделять усилению духовно-нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника; определению системных связей школьного курса литературы с другими предметами и внеурочной деятельностью; воспитанию самосознания, гражданственности, ответственности. Проблема духовно-нравственного воспитания должна быть ключевой на всех уроках, а потому основная задача методологии литературного образования в современной школе - это поиск пути духовно-нравственного воспитания школьников как на уроках литературы и русского языка, так и во внеурочной деятельности.
Духовно – нравственное воспитание в системе организации преподавания русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности учащихся в школе – проект, над которым успешно работаю многие годы своей педагогической деятельности. Разработала модуль взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности, программы элективного курса «Искусство понимания художественного слова», кружка «Выразительное чтение и рассказывание «Слово».
Их цель - ориентация на углубление духовных запросов учащихся;
- проведение литературоведческого анализа художественного произведения с позиций духовно-нравственного подхода;
- определение в качестве основного критерия литературного развития учащихся осмысления ими идейно-нравственного, философско-этического содержания литературного произведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Город окружного значения Нижневартовск
Муниципальное бюджетное среднее общеобразовательное учреждение
«СОШ № 22»
Духовно – нравственное воспитание в системе организации
преподавания русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности учащихся в школе
(педагогическое исследование)
Автор: учитель русского языка и
литературы высшей категории
Кочура Надежда Григорьевна
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
актуальность конкурсных материалов……………………………………..
цели и задачи конкурсных материалов…………………………………….
структура конкурсных материалов…………………………………………
Раздел I
- Программа кружка выразительного чтения и рассказывания «Слово» (для 8 -11 классов)
- Программа элективного курса «Искусство понимания художественного слова» (для 9 -11 классов)
Раздел II
СЦЕНАРИИ - РАЗРАБОТКИ ВЫСТУПЛЕНИЙ……………………………………………………
- СЦЕНАРИЙ программы конкурса творческих коллективов школ города Нижневартовска «Самотлорские роднички» - 2008», посвящённого году Семьи в России……
- СЦЕНАРИЙ программы городского творческого конкурса «Самотлорские
роднички»-2010, посвящённого 65-летию Победы в Великой Отечественной
войне (апрель 2010 г.) ……………
- Литературно-музыкальная композиция «Помните! «Через года, через века - помните...», представленная на городском смотре-конкурсе творческих коллективов школ г. Нижневартовска (апрель 2010 г.) - видиоматериалы ………………………………
- СЦЕНАРИЙ программы конкурса творческих коллективов школ города
«Самотлорские роднички» - 2011, посвящённого Году Учителя……………….
- Литературно-музыкальная композиция «Славьтесь, учитель самый лучший»,
представленная на городском смотре-конкурсе творческих коллективов школ
г.Нижневартовска, посвящённого Году Учителя (апрель 2011 г.) - видиоматериалы
- СЦЕНАРИЙ программы «Любимый город», представленный на городском смотре-конкурсе творческих коллективов школ г. Нижневартовска ...
- Литературно-музыкальная композиция «Любимому городу – с любовью», представленная на городском смотре-конкурсе творческих коллективов школ г. Нижневартовска (апрель 2012 г.) - видиоматериалы …………..
- Литературно-музыкальная композиция «Поколение 21-го века», представленная на городском смотре-конкурсе творческих коллективов школ г. Нижневартовска (апрель 2013 г.)
Раздел III
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ (НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ)………
- Научно-исследовательский проект в области филологии (литература)
«Незабываемые страницы русской литературы при свете свечи и совести»;
- Научно-исследовательский проект области филологии (литература)
«Власть денег и её разрушительная сила в художественной системе романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского» + (презентация);
- Научно - исследовательский проект в области филологии (русский язык) «Культура речи школьника как залог будущей успешной карьеры делового человека» + (презентация);
- Научно-исследовательский проект в области филологии
(русский язык) «Русский язык на сломе двух эпох» + (презентация);
- Научно - исследовательский проект «Влияние интернет-пространства
на речь учащихся» секция филологии (русский язык) + (презентация)
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Эссе «Моя путеводная звезда…»
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 «Цель творчества – самоотдача» (презентация);
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Сборник «Педагогическое мастерство»;
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Статьи учеников о Н.Г. Кочуре, письма поддержки;
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Интеллектуальные успехи детей (презентация);
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Творческие успехи детей (презентация);
ПРИЛОЖЕНИЕ №7Награды Н.Г. Кочуры (презентация);
Литература, интернет-ресурсы …………………………………………
Актуальность конкурсных материалов
Несомненно, большее внимание необходимо уделять усилению духовно-нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника; определению системных связей школьного курса литературы с другими предметами и внеурочной деятельностью; воспитанию самосознания, гражданственности, ответственности. Проблема духовно-нравственного воспитания должна быть ключевой на всех уроках, а потому основная задача методологии литературного образования в современной школе - это поиск пути духовно-нравственного воспитания школьников как на уроках литературы и русского языка, так и во внеурочной деятельности.
Духовно – нравственное воспитание в системе организации преподавания русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности учащихся в школе – проект, над которым успешно работаю многие годы своей педагогической деятельности. Разработала модуль взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности, программы элективного курса «Искусство понимания художественного слова», кружка «Выразительное чтение и рассказывание «Слово».
Их цель - ориентация на углубление духовных запросов учащихся;
- проведение литературоведческого анализа художественного произведения с позиций духовно-нравственного подхода;
- определение в качестве основного критерия литературного развития учащихся осмысления ими идейно-нравственного, философско-этического содержания литературного произведения.
Цели конкурсных материалов
Данные конкурсные материалы представляют собой попытку систематизации и обобщения методического и педагогического опыта учителя в построении занятий, основанных на Духовно – нравственном воспитании в системе организации преподавания русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности учащихся в школе.
Конечная цель методических разработок:
1) формирование творческой, социально-активной личности, ориентированной на приоритетность нравственных и духовных ценностей;
2) создание условий для раскрытия индивидуальности детей и реализации их потенциала в общественной жизни.
Представленные методические материалы не претендуют на исключительность, хотя успешно апробированы автором на практике. Каждому учителю-практику понятно, что любую разработку можно дополнить и улучшить: совершенство недостижимо. Материалы рекомендуются коллегам как примерные для собственного творческого использования. Рассчитаны на учителей образовательных учреждений. Однако могут быть полезны и классным руководителям при подготовке различных воспитательных мероприятий.
Задачи:
1. воспитание уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему России; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование готовности и способности к нравственному самосовершенствованию, к реализация творческого потенциала на основе непрерывного образования и духовно-нравственной установки – «становиться лучше»;
3. формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность
4. формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального и нравственного выбора, принятию ответственности за их результаты;
5. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
Направления:
1. Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих духовно – нравственному развитию учащихся;
2. Подбор тематического текстового материала, транслирующего духовно-нравственные ценности, разработка способов практической работы с ним;
сочетание традиционных форм обучения с инновационными, использование преподавания русский язык как предмета, формирующего духовную сферу человека, а также разнообразных форм, методов и средств внеурочной деятельности по предмету;
• интеграция учебных и внеклассных форм деятельности, основного и дополнительного образования на основе единых тематических линий
• использование святоотеческого наследия как дополнения к ценностному ядру основного образования.
В основе формирования духовно – нравственных ценностей методической системы лежит деятельностный подход, который осуществляется через основные виды деятельности:
- эстетический (формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной учебной деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений);
- интеллектуальный (формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками логического мышления);
- познавательный (формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний);
- творческий (создание творческих работ, проектов и т.п.);
- исследовательский (выполнение различных исследовательских работ).
Основными характеристиками стремления к самосовершенствованию школьников могут служить: повышение процента учащихся в творческих кружках и объединениях во внеурочное время в школе;
Структура конкурсных материалов
Материалы структурированы по разделам:
в 1 разделе описывается методический инструментарий программы, который используется для конструирования занятий как в урочной, так и внеурочной деятельности учителя.
2 раздел предлагает разработки сценариев конкурсных мероприятий.
3 раздел содержит творческие работы детей (исследовательские проекты по русскому языку и литературе).
Введение
Духовно-нравственное воспитание – одна из приоритетных целей воспитания и развития обучающихся в рамках ФГОС второго поколения. Это воспитание «является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования» (1, стр.15).
Познавательный интерес – необходимое условие духовно – нравственного развития и воспитания личности ребенка. Об этом писали многие известные педагоги, например А. И. Дулов, Э. И. Моносзон, И. С. Марьенко, Л. С. Выготский и другие, и с ними я согласна полностью.
В своей педагогической практике я использую следующие идеи и теории нравственного воспитания школьников:
- о сущности, природе комплексного подхода к воспитанию, путях и условиях его реализации (Ю. К. Бабанский, Э. И. Моносзон и др.);
- о моральном выборе как педагогическом средстве нравственного развития учащихся (О. С. Богданова и др.);
- реализации целей нравственного воспитания в формах организации обучения (Х. И. Лийметс, И. М. Чередов);
- нравственное воспитание учащихся в учебном процессе (З. И. Васильева, А. И. Дулов) и другие.
Специфика реализации на уроках литературы заключается в следующем:
· построение историко-литературного курса в старших классах на нравственно-философской основе;
· признание главной задачей курса литературы в школе, как и других гуманитарных предметов, ориентации на углубление духовных запросов учащихся;
· проведение литературоведческого анализа художественного при ведущей роли духовно-нравственного подхода;
· выявление главных духовно-нравственных качеств личности учащихся при изучении художественного произведения;
· определение в качестве основного критерия эффективности освоения учебного материала школьниками осмысление ими идейно-нравственного, философско-этического содержания литературных произведений.
Духовно-нравственное воспитание старшеклассников реализуюв организации преподавания русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности учащихся посредством изучения литературы в широком контексте, с опорой на духовно-нравственные категории.
Отчуждение культуры и искусства от веры, религии приводит к возникновению бездушной цивилизации, которая поглощает все позитивное, духовно-нравственное в человеке и в обществе. Именно поэтому апробирую программу элективного курса «История русской общественно – политической мысли XIX-XX веков» для учащихся 10-11 классов, в котором изучается книга И. А. Ильина «Путь духовного обновления». Также в рамках данного курса школьники знакомятся с работами А. С Хомякова, И. В. Киреевского, К. С. Аксакова, П. Я. Чаадаева, К. Н. Леонтьева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. А. Бердяева.
Приобщаясь к творчеству выдающихся русских мыслителей, осознавая роль их наследия в отечественной культуре, школьники получают представление о главных направлениях развития русской общественной мысли, овладевают духовно – творческими умениями: получают представление о системе жизненных ценностей и идеалов русского народа; выявляют основные положения мировоззренческой концепции того или иного автора; приобщаются к духовным ценностям на материале истории, литературы, философии,
Проведение занятий по разработанным учебным материалам с позиций духовно-нравственного воспитания школьников позволило определить основные педагогические условия включения в школьный курс литературы философско-педагогического наследия И. А. Ильина в процессе духовно-нравственного воспитания:
- признание целью воспитательного процесса ориентации на углубление духовных запросов учащихся;
проведение литературоведческого анализа художественного произведения с позиций духовно-нравственного подхода;
определение в качестве основного критерия литературного развития учащихся осмысления ими идейно-нравственного, философско-этического содержания литературного произведения.
Вся урочная и внеурочная деятельность педагога выстраивается в логическую цепочку!
Воспитание нравственности и духовности в урочной и внеурочной деятельности в кружке «Выразительного чтения и рассказывания «Слово» и элективном курсе «Искусство понимания художественного слова» (Раздел I)
Духовно-нравственное воспитание – одно из важнейших направлений работы учителя русского языка и литературы. Основную цель, стоящую сегодня перед школьным учителем, я бы сформулировала так: способствовать развитию гражданского и нравственного сознания подростков; развивать в них чувство долга и ответственности, товарищества и взаимовыручки; сделать сам процесс чтения для ребят не просто необходимым и обязательным, но желанным и привлекательным. Эту проблему решаю с помощью урочных и внеурочных занятий, используя при этом нестандартные формы работы.
Разработала модуль взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности - программы элективного курса «Искусство понимания художественного слова», кружка «Выразительное чтение и рассказывание «Слово». (Раздел I)
Много лет работаю в старших классах, каждый год – выпускные классы. Разработала систему подготовки к ЕГЭ «Механизмы единого государственного экзамена как способ оценки качества знаний обучающихся старших классов». Результаты итоговой аттестации напрямую зависят от внеурочной деятельности учащихся. Высокий уровень качества на ЕГЭ по русскому языку обеспечивается учителем систематической, целенаправленной работой учащихся и на элективных занятиях.
Результатом кропотливой работы педагога являются достижения учащихся (взяты только последние 10 лет): ученица (Арсланова Альбина) – 100 баллов (2007 г.), 1 ученица (Якубова Марьям) – 100 баллов(2010 г.). уровень обученности – 100%; качество – от 62% до 87%;
Постоянно осваивая современные педагогические технологии достигаю высоких результатов обучения и воспитания. Ее ученики ежегодно становятся призерами муниципальных, лауреатами Всероссийских олимпиад. Эффективности помогает сотрудничество с высшими учебными заведениями, студентами – бывшими выпускниками школы.
В 2004-2007г.г. – вторые и третьи места муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и по литературе; В 2009г.– 3 место по русскому языку (Якубова Марьям); В 2011 г. – Победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку; 4 место – окружной этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (Горелик Александра – 11 кл.); В 2012 г. – Победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку Золотухин Андрей.
Выпуски последних 10 лет: в 2003 г.1 - золотая медаль, 3 – серебряные; в 2005г. – 2 серебряные; в 2007г. - 4 золотые; в 2009г. - 2 золотые, 2 – серебряные; в 2010г. - 3 серебряные; в 2011 г. - 1 золотая, 3 серебряных; в 2012г. - 3 золотые медали; (Приложение №5)
Нестандартные формы работы – уроки-диалоги, уроки-размышления, уроки-диспуты. Они хороши тем, что расширяют кругозор учеников, развивают их речь, логическое мышление, ассоциативную память, создают наиболее оптимальные условия для развития творческих и исследовательских возможностей подростков. Правильно выбранное произведение и тема разговора, грамотно составленные вопросы способствуют формированию морально-нравственного сознания подростков. В основе всех уроков–диспутов лежит технология импровизации, ведь дискуссия - это такая форма работы, которую трудно контролировать и удерживать ее в строго определенных рамках. Невозможно заранее предугадать, как пойдет мой разговор с ребятами, в какую сторону он повернет в тот или иной момент. Поэтому при проведении подобных уроков и использую технологию импровизации. Удобней всего пользоваться импровизацией с домашней заготовкой. В этом случае дома, глубоко и серьезно поработав с текстом, готовлюсь отвечать на вопросы с разных позиций, подбирая для каждой точки зрения аргументы и контраргументы. Конечно, все сложности предусмотреть невозможно и приходится пользоваться не только домашними заготовками, но и классической импровизацией, т.е. импровизацией в чистом виде. За несколько лет работы по этой технологии убедилась в том, что импровизация, с ее неожиданностью и внезапностью, дает возможность получать действительно высокие результаты. Она обладает поразительной способностью втягивать в разговор всех присутствующих, даже застенчивых и безразличных.
В работе по нравственному воспитанию школьников мне очень помогают внеурочные и внеклассные занятия (кружок «Выразительное чтение и рассказывание «Слово»), элективный курс «Искусство понимания художественного слова». Ведь эти занятия несут в себе не только умение выразительно читать и рассказывать, но и искренность, и доброту, и богатый нравственный потенциал – ребята рассуждают не только о добре и зле, но и о душевных и моральных качествах литературных героев и окружающих их людей. Это очень серьезный и нужный разговор. Ведь у сегодняшнего подрастающего поколения, воспитанного на пошлых и безвкусных телевизионных программах, как-то постепенно потерялись все те высокие нравственные качества, которые человечество вырабатывало в течение нескольких веков. Именно для того, чтобы восстановить то, что так легко и бездумно было разрушено обществом, разработала целую систему уроков-диалогов, уроков-размышлений.
С ребятами постарше мы уже обсуждаем серьезные морально-нравственные проблемы: вместе ищем истоки трусости и предательства, говорим о вреде равнодушия и безнаказанности. Подростки показывают умение сопоставлять факты и сравнивать литературные образы, демонстрируя высокий уровень аналитико-синтетического и креативного мышления.
Другая, не менее интересная форма работы, стимулирующая активную умственную деятельность, - интеллектуальные игры. Известно, что чтение не является любимым занятием сегодняшних детей. А игровые ситуации делают его не просто необходимым, но даже привлекательным. Интеллектуальные игры способствуют развитию у учащихся аналитико-синтетического мышления. Игра вообще в очень малой степени основана на репродуктивном уровне мышления, т.е. на простом, элементарном пересказе. В значительно большей степени участникам игры приходится оперировать уже полученными знаниями, т.е. переходить на уровень стандартных операций. Для меня особенно важно и то, что этот уровень предполагает самостоятельную работу ребят с книгой. Отвечая на вопросы, они должны уметь объяснять суть явлений, выделять главное, давать надлежащую оценку, сравнивать, доказывать, обобщать и конкретизировать.
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье.
Игра – могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка в любом возрасте. Использование игр является эффективным средством активизации учебной деятельности, положительно влияющим на повышение качества знаний. Но всегда нужно помнить, что источником постоянной и точной информации она не является, основное назначение игры – закрепление уже изученного материала.
Существуют определенные требования, предъявляемые к организации и проведению игр:
- Игра должна основываться на свободном творчестве
- Игра должна быть доступной для учащихся данного возраста, а цель – достижимой
- Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа
- В играх обязателен элемент соревновательности – он приводит к повышению самоконтроля учащихся
Эти правила, которым я всегда стараюсь следовать. Опираясь на них, провожу среди школьников интеллектуальное казино. Что отличает эту игру от всех остальных? Учитель задает ребятам вопрос и зачитывает три варианта ответа, один из которых правильный. Ребят заранее делят на 3-4 команды, и они, посовещавшись в течение 1 минуты, поднимают карточку с номером правильного варианта ответа. Кроме карточек с цифрами 1,2,3, каждой команде выдается по 10 умов – это такая интеллектуальная валюта. «Умы» вы можете создать сами или просить помощи у художника. В сущности, это листок бумаги, напоминающий купюру, на которой написано «1 ум». Для чего они нужны? Прежде чем прозвучит вопрос, каждая команда делает свою ставку, например, - 2 ума – и кладет их на край стола. Если игроки правильно отвечают на вопрос, то они получают еще 2 ума, а если нет – отдают 2 ума. Победителем в конце игры становится команда, набравшая наибольшее количество «умов». У этой игры есть еще одна особенность: вопросы выбираются такие, на которые ребята не знают абсолютно точного ответа, но могут догадаться, т.е. та информация, о которой в учебнике просто упоминается или то, о чем учитель вскользь сообщил на уроке. Интеллектуальное казино можно проводить по разным предметам в старших классах – просто надо правильно составить вопросы. При проведении интеллектуальной игры можно брать за основу и любую познавательную телепередачу: «Умники и умницы», «Своя игра», «Что? Где? Когда?», «За семью печатями».
Еще одна широко используемая мною форма работы – литературно-музыкальная гостиная. Обычно это внеурочное вечернее занятие при свечах, посвященная творчеству какого-либо поэта. Поэзия вообще со своей символичностью, особой образностью бывает достаточно сложна даже для понимания взрослого человека. А литературно-музыкальная гостиная с ее лирической аурой, эмоционально-ярким сочетанием биографических фактов с творчеством, позволяет приблизить поэта к читателю, помогает лучше понять сложный поэтический мир поэтов Серебряного века, Марины Цветаевой, Беллы Ахмадулиной, Сергея Есенина, Владимира Высоцкого. Немаловажную роль при этом играют широко известные романсы и песни, звучащие в ходе мероприятия, – они помогают не умом, а сердцем, душой понять, почувствовать необычность, волшебность поэтического мира; часто заставляют ребят взглянуть на творчество того или иного поэта совсем другими глазами. Как говорят сами ученики, «необычную атмосферу на таких встречах создает гармония музыки и слова». На эмоциональное восприятие учащихся влияет также и оформление класса: портрет, удачно подобранный эпиграф, например: «Гул затих. Я вышел на подмостки…». Эти слова Б. Пастернака как нельзя лучше характеризуют творчество В.Высоцкого; Или: «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души», - так сказал А.Н.Толстой о С.Есенине. Большую роль при проведении литературно-музыкальных гостиных играют и предметы-символы: стоящая рядом с ведущим гитара, если мы говорим о В. Высоцком; картины или фотографии русской природы, если урок посвящен жизни и творчеству С. Есенина; старинный бронзовый подсвечник с горящими свечами, который поможет передать ребятам изысканность и романтичность стихов поэтов Серебряного века, Б. Ахмадуллиной и т.д.
Литературная гостиная, посвященная творчеству нашей землячки М.Г. Анисимковой, заставила учащихся по новому взглянуть на исторические события края и России. Ученица П.Ляднова писала выпускное сочинение на золотую медаль, используя знания, почерпнутые на внеурочных занятиях- работа была признана лучшей. Встреча с писателем Союза журналистов России В.Смирновым открыла ребятам новый, неизведанный мир нефтяников-первооткрывателей, основателей города Нижневартовска, раскрыла поэтический мир современников-земляков.
Мне интересно как знакомиться с опытом моих коллег, так и делиться своим собственным. Например, давала открытый уроки, Мастер-класс на МО учителей русского языка и литературы «Поэзия Серебряного века», «Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Неоднократно выступала на городских методических объединениях и семинарах: рассказывала о новых формах и методах работы. Принимала участие в серии телепередач на канале ТВЦ «Проблемы преподавания литературы», на которых шел заинтересованный диалог-спор с коллегами о наших сегодняшних проблемах и трудностях. Рассказав о достигнутых мною результатах, хочется обратиться и к перспективам: к чему стремлюсь? чего хочу добиться? Отвечу на этот вопрос цитатой из книги В. П. Беспалько «Слагаемые педагогической технологии»: « Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством, Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все начать сначала». Вся моя работа – это синтез искусства и технологий.
Специфика занятий искусством чтения со школьниками в том, что подготовка исполнения подчиняется воспитательным задачам. Она развивает творческие способности учащихся, умение преодолевать трудности, содействует формированию мировоззрения, служить средством духовно-нравственного и художественного развития.
В работе над исполнением литературного произведения являюсь одновременно и сценаристом, и режиссером, что несколько меняет обычные взаимоотношения с учеником. Они приобретают характер творческого содружества. Специфика задачи педагога заключается в том, чтобы в совместной творческой работе с исполнителем-чтецом помочь ему средствами искусства звучащего слова воплотить произведение, созданное другим художником, автором, т. е. дать этому произведению новую жизнь, почувствовать всю силу живительного Слова.
Помогаю чтецу разобраться в произведении, глубоко продумать его, определенным образом интерпретировать и соответственно воплотить в звучащем слове. Пробудить потенциальные творческие силы исполнителя-школьника, заинтересовать работой, заставить его вникать в текст, находить в нем новые интересные детали, все более тонкие оттенки подтекста – это лишь часть задач режиссера-педагога.
Творческое содружество режиссера с исполнителем определяет соответствующую форму общения — искренность, непринужденность, обоюдное уважение и доверие. Иногда приходится вторгаться во внутренний мир исполнителя, в сферу его чувств и переживаний. И здесь приходится проявлять большой такт, чтобы не смутить ученика и не заставить его замкнуться.
Многие считают, что умение декламировать стихи осталось в прошлом, – но с этим готовы поспорить ученики СОШ №22 г. Нижневартовска, участники кружка «Выразительное чтение и рассказывание «Слово». Кружок существует 6 лет – занимаются в нем ученики среднего, но в основном старшего возраста.
Сочинения и другие творческие работы на морально-этические темы позволяют выявить ценностные ориентации обучающихся. Выполненные работы позволяют формировать целостную систему, развивают способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности. Отрадно, что дети получают награды за свой труд – это для них источник дальнейшего вдохновения:
- Конкурсное сочинение (муниципальный конкурс) «Мой любимый учитель» - 1-е место - Вялкова Ксения (11 класс);
- Победитель творческого проекта Общероссийского профсоюза образования "Учитель - славлю имя твоё!", посвященного Году учителя (2011 г.), ученица 11 класса МОСШ №22 г. Нижневартовска Вялкова Ксения (ttp://teacher2010.ru/esse/237-priznanie-v-lyubvi-kochure-nadezhde-grigorevne.html). -
- Конкурсное сочинение «Если бы депутатом был я» - Фролова Ирина (10 класс), 2011 г. – Благодарственное письмо Главы города Нижневартовска;
Модуль взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности, программы элективного курса «Искусство понимания художественного слова», кружка выразительного чтения и рассказывания «Слово» помогает достичь высоких результатов в городских творческих конкурсах: ежегодно учащиеся Надежды Григорьевны – победители городского Конкурса детей и молодёжи «Самотлорские роднички» (1-е места в номинациях «Ведущие программы», «Сценическое искусство», «Художественное слово»); победители городского Конкурса чтецов (1-е места, Гран–при, Магистр художественного слова) и т. д. (Приложение №6)
Метод проекта на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности» - определяющий в работе педагога. Темы исследований говорят о том, что их волнует судьба России, судьба людей, её населяющих, её нравственный и духовный потенциал, сохранение великого русского языка. (Раздел III - ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ (НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ)
Учащиеся, увлекающиеся исследовательской деятельностью в области литературы и русского языка, успешно занимаются и в кружке ««Выразительное чтение и рассказывание «Слово», и элективе «Искусство понимания художественного слова».
Цели:
- - формирование у учеников умения работать с разнообразными источниками информации, с использованием проблемных, поисковых и исследовательских методов;
- - обобщить собранный материал и предъявить его в наглядной, эстетически значимой форме.
Специфика метода позволяет включить ученика в реальную исследовательскую деятельность, в продуктивную коммуникацию, в информационный поиск и обмен в рамках учебного процесса, дает возможность смоделировать в школе реальный путь вхождения в культуру, влияющий на становление и развитие целостной личности растущего школьника.
Задачи:
- Развить интеллектуальную и эмоциональную сферы, выявить индивидуальные особенности учащихся.
- Развить навыки сотрудничества и делового общения в коллективе.
- Формировать умение сочетать индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, обсуждения дискуссионных вопросов.
- Обучить умению объективно оценивать свою деятельность, критически относиться к результатам своего труда, анализировать полученные результаты и сравнивать свою работу с другими.
Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки – вот сфера творчества старшеклассников.
Для достижения результатов необходимы:
- включенность учащихся в систему внеурочной деятельности
- соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы
- ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.
С результатами своей научной, творческой деятельности ребята выступают на школьных и городских и всероссийских научно-практических конференциях, участвуют во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», в городских и всероссийских конкурсах творческих работ.
В условиях высокой динамики сложных общественных процессов и огромного информационного потока последних лет реализую задачу развития активности и самостоятельности школьника, способностей к познанию нового и решению сложных жизненных проблем, используя наряду с другими современными направлениями методики преподавания проектную технологию. Использование проектов как в урочной, так и во внеурочной деятельности создает условия для настоящего творчества, делового сотрудничества учителя и ученика, дает реальную возможность участвовать в поиске информации, вырабатывать идеи, вести социально–значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно–индивидуальную позицию учащихся.
Награды учеников Н.Г. Кочуры в 2008г. в проектной деятельности:
-диплом 1-ой степени на 12 конкурсе научно-исследовательских и творческих работ студентов НСГК и 7 городской конференции опытно-конструкторских работ студентов и школьников;
- 1 место за исследовательский проект в области «Филология» на 4 Слете научных обществ учащихся города «Влияние компьютера на речь учащихся» - Орзулова Инна, 10 класс (2008 г.).
-Диплом Победителя российского конкурса молодых исследователей «Меня оценят в 21 веке» - Орзулова Инна, 11 класс.
- Научно - исследовательский проект «Культура речи школьника как залог будущей успешной карьеры делового человека» Маннапова Артура, 10 класс – 3 место в НОУ (5 городской Слёт научных обществ учащихся г. Нижневартовска - 2009 г.);
-научно - исследовательский проект «Развитие русского языка на сломе двух эпох» Шмакова Сергея (11 класс) – 2 место в НОУ (7 городской Слёт научных обществ учащихся г. Нижневартовска - 2011г.);
-научно - исследовательский проект «Влияние Интернет-пространства на речь учащихся» - Горелик Александра -11 класс – 1 место в НОУ (8 городской Слёт научных обществ учащихся г. Нижневартовска - 2012г.). (Приложение №5)
Оценка деятельности учителя (ПРИЛОЖЕНИЕ №6)
Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в урочной и внеурочной деятельности необходимо вести с опорой на духовно-нравственные категории. А всё это вместе даёт прекрасные основы духовного развития моих воспитанников, оставляет любовь в их сердцах на всю жизнь. (ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Статьи учеников о Н.Г. Кочуре, письма поддержки)
Любовь к урокам и внеурочным занятиям, которые ведуопределяет выбор профессии учеников: многие её выпускники поступают в гуманитарные вузы на филологический, юридический и исторический факультеты, факультет журналистики в городах России, СНГ, за рубежом; многие учатся в театральных вузах, закончили их, выступают на театральных подмостках страны. ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Опыт работы неоднократно обобщался в педагогическом сообществе учителей русского языка города (2005 г., 2006 г., 2010 г.); печатались статьи в газетах «Местное время», «Варта», «Педагогический вестник»; педагог участвовала в серии городских телепередач «Актуальные проблемы преподавания литературы»; опубликована статья в сборнике лучших педагогических материалов педагогов-предметников гуманитарного цикла «Педагогическое мастерство»- г. Ханты-Мансийск, 2008 год; выступала с проектом «Использование информационно-коммуникативных технологий в подготовке к ЕГЭ по русскому языку» - Сборник «Актуальные вопросы теории и методики преподавания русского языка»: Материалы региональной конференции; Изд-во Нижневарт. гуманит. университетата, 2009. — 119 (nggu.ru›…materialyikonf…Aktualnie…teorii…russkogo…).
Заключение
Сегодня жизнь человека заполнена поиском средств к жизни, которые стали самоцелью, поэтому приоритет ценностного подхода в изучении в современной школе очевиден. На учебных занятиях и внеклассных мероприятиях обсуждаются вечные ценности. Этот вопрос можно связать с основной темой русской литературы - противоборством двух стремлений - к сокровищам небесным и сокровищам земным. Современные дети легко и быстро вступают в спор по этому вопросу, справедливо определяя, что человек не может вовсе обходиться без земных благ. Но как определить, какие блага для души человека важнее, какие сокровища собирал и умножал в своей жизни преподобный Авраамий? Человек вполне определенно ощущает, к чему прикипает его сердце, что в жизни для него предпочтительнее, если вслушивается в голос совести. Иисус Христос обозначил критерий выбора ясно: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21).
(ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Эссе «Моя путеводная звезда…»)
Настораживает сейчас в моей работе одно: школа (да и вся система образования) оказалась сферой оказания образовательных услуг, а инфраструктура системы – это фабрика по производству образовательных продуктов. Смогут ли выжить в этой гонке творческий учитель и творческий ученик?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы
Стать Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы....
Гражданственность – одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы
В статье «Гражданственность - одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы» учитель делится опытом практической работы по формированию гражда...
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы
Как с помощью учебного материала проводить духовно-нравственное воспитание учащихся...
Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.
Сегодня мы должны придавать серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся, проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколе...
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы
Материал для учителей и МО школы по духовно-нравственному воспитанию....
Статья "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы "
Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию обучающихся на уроках русского языка и литературы. В современном мире, мире все возрастающих технологий, материальных благ ...
реализация проектов по русскому языку и литературе средствами урочной и внеурочной деятельности
реализация проектов по русскому языку и литературе средствами урочной и внеурочной деятельности...