реализация проектов по русскому языку и литературе средствами урочной и внеурочной деятельности
презентация к уроку
реализация проектов по русскому языку и литературе средствами урочной и внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_vystuplenie_-_kopiya.pptx | 2.7 МБ |
ya.docx | 27.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность ". Бернард Шоу Проектная деятельность учащихся – сфера , где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.
Все, что я познаю, это надо для последующей деятельности Л ейтмотив проектной работы
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд» понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе). Цель проектной деятельности
ПРОЕКТ –это шесть «П»: Проблема Поиск информации Продукт Презентация Проектирование Портфолио проекта
Развитие УУД При работе с проектом проводить эффективные групповые обсуждения обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений адекватно реагировать на нужды других устанавливать с партнёрами отношения взаимопонимания обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит результат
Проекты «Великая Отечественная война в истории моей семьи»
Классификация проектов По доминирующему методу или виду деятельности исследовательские творческие ролево-игровые информационные практико-ориентированные
Классификация проектов индивидуальные парные групповые По количеству участников:
Классификация проектов долгосрочные По продолжительности краткосрочные средней продолжительности
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ включение в процесс обучения и воспитания учащихся; наличие реальной проблемы, значимость результата деятельности; осмысленность и активность работы учащихся; умение самостоятельно и творчески действовать; правильное оформление конечного результата работы.
Роль учителя Специалист (обладает знаниями и умениями) Консультант (организует доступ к информационным ресурсам) «Человек, который задаёт вопросы» (наводящие вопросы при преодолении трудностей) Координатор группового процесса Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта Будущее – в руках школьного учителя Виктор Гюго Энтузиаст (вдохновляет и мотивирует)
4. Формулирование результатов или выводов. 5 .Защита проекта Этапы проектной деятельности 1. Подготовка. 2 .Планирование . 3 .Исследование 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Проект - это метод обучения - Может применяться на уроке и во внеурочное время. - Ориентирован на достижение целей самих обучающихся, и поэтому он уникален. - Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. - Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Школа будущего - школа проектов
Советы учителю, работающему по методу проектов. 1.Вы должны быть уверенны, что тема проекта интересна в классе. 2.Убедитесь, что тема проекта достаточно гибкая и её можно рассматривать с разных точек зрения. 3.Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности ( изготовление предметов, рисунки, аппликации, записи на плёнку, интервью, короткую пьесу и.т.д.) 4.Не ошеломляйте учащихся своим проектом. Лучше меньше, да лучше. 5.Всегда будьте рядом, чтобы протянуть руку помощи. 6.Установите ограничители, чтобы не было состязаний между более и менее способными. 7.Прокоментируйте и оцените работу учащихся. Сотрудничайте с детьми.
Чему учит работа над проектом? Распределять правильно время; Анализировать собственные действия Презентовать результаты своего труда Доделывать все до конца Достигать поставленной цели Рассматривать тему с разных точек зрения
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность школьников в урочное и внеурочное время по русскому языку и литературе в рамках реализации ФГОС
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Таким образом, целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Цель данной работы – поделиться опытом организации проектой деятельности на уроках русского языка и литературы. Автор не стремится давать учителям методические советы по организации деятельности с учащимися, а описывает лишь свой опыт и надеется, что этот опыт может быть творчески использован преподавателями русского языка и литературы в их повседневной работе с детьми.
Новые стандарты образования ставят перед учителем задачу подготовки ученика знающего, умеющего мыслить, самостоятельно добывать и применять знания. В соответствии с этой задачей, среди разнообразных педагогических технологий особое предпочтение отдаётся проектной деятельности, которая помогает в полной мере реализовать творческий потенциал ребёнка.
Проектный метод в современном образовательном процессе – это одно из важнейших дидактических средств активизации познавательной деятельности, широкие возможности для развития креативности мышления и в то же время для формирования определённых личностных качеств как учителя, так и учащихся.
Учебные задачи, которые преследует проектный метод, позволяют реализовывать планируемые результаты, которые можно сформулировать следующим образом:
- ученик будет способен применить систему знаний, соответствующую ФГОС, при решении учебных и практических задач;
- ученик будет способен самостоятельно осуществлять приобретение, перенос и интеграцию знаний;
- ученик будет способен сотрудничать для решения учебно-практических задач;
- ученик будет способен создавать тексты для эффективной коммуникации;
- ученик будет способен организовать деятельность для продуктивного выполнения долгосрочных заданий;
- ученик будет способен осуществлять рефлексию собственной учебно-практической деятельности;
- ученик будет способен продемонстрировать ценностно-смысловые установки в образовательном процессе;
- ученик будет способен использовать ИКТ в целях повышения и эффективности процесса обучения.
В своей работе я использую время урока для организации работы над определением проблемы и цели проекта учащихся, его тематического поля, а также для презентации результатов проекта.
На уроках русского языка, литературы, а также литературного краеведения использую разные типы учебных проектов:
- по доминирующему методу (творческий, исследовательский);
- по предметным областям (монопредметный, межпредметный);
- по числу учащихся (индивидуальный, парный, групповой);
- по продолжительности (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный);
Основное преимущество использования проектной деятельности состоит в том, что это позволяет разнообразить формы работы на уроке и за его пределами, активизировать внимание учащихся, повышает их творческий потенциал.
Реализация проектной деятельности даёт неограниченные возможности для формирования и развития метапредметных результатов: рефлексивных и исследовательских; навыков оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности представлять и защищать свой проект на достойном уровне.
Со своими подготовленными проектами учащиеся выступают чаще всего перед одноклассниками. Это и создание литературного журнала «Поэтическая Вятка», и демонстрация театрализованных представлений «Александр Пушкин,приглашаю Вас на бал», «Любимые стихотворения Н.Заболоцкого», подготовка презентаций, включающих интересные факты биографии того или иного писателя или лингвиста.
Нестандартные подходы к решению учебно-практических задач демонстрировали учащиеся во время проведения школьной декады русского языка и литературы. Были представлены интересные стенгазеты, стихотворения, посвящённые родному языку, Таким образом, проектная технология является одной из самых актуальных в современной методике преподавания филологических дисциплин. Её применение крайне необходимо на уроках русского языка, литературы, так как это способствует совершенствованию практических умений и навыков учащихся, позволяет эффективно использовать их самостоятельную групповую и индивидуальную работу, повышает интерес к предмету, а прежде всего активизирует познавательную деятельность учащихся, что полностью соответствует требованиям ФГОС.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках.
Урок не может вместить все то, что интересует учащихся. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся создает многосторонняя внеурочная деятельность. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.
Хорошо организованная внеклассная работа по русскому языку открывает большой простор для пробуждения у учащихся интереса к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьников, все это дает обучающимся возможность лучше подготовиться к итоговой аттестации.
Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель: подготовить грамотных учащихся, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной форме для того, чтобы успешно сдать экзамены.
В то же время внеурочная работа по русскому языку имеет свои цели:
- развить интерес к русскому языку как к учебному предмeту;
- привить любовь к великому русскому языку;
- повысить общую языковую культуру;
Указанные цели определяют задачи внеклассной работы по русскому языку:
- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;
- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справками, подбирать материал на нужную тему;
- сформировать творческую активность учащихся;
- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку.
Внеурочная деятельность основывается на следующих принципах:
Принцип развивающего обучения.
Принцип научности.
Принцип наглядности.
Принцип личной заинтересованности учащегося.
Принцип добровольного участия.
Принцип сотрудничества.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность).
Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.
Так, например, внеурочная деятельность по русскому языку может быть организована по разным направлениям.
- Научно-познавательная деятельность школьников организуется в форме олимпиад, викторин и т. д. Содержание деятельности может охватывать аспекты изучения исторического развития языка, работы со справочной литературой, искусства ведения дебатов и дискуссий.
- Художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности может быть представлено различными театрализованными сценками, исследованием языка художественной литературы
- Общественно полезная и проектная деятельность по русскому языку может быть организована в форме внеклассных мероприятий по русскому языку, лектория для одноклассников по различным темам(«Говори правильно», «Умеешь ли ты общаться?», «Знаем ли мы наш язык?», «На защиту русской речи»), подготовка и участие в предметной неделе.
Основная задача педагога при организации внеурочной работы по русскому языку – это развитие потребности школьников в использовании русского языка как средства общения, познания и социальной адаптации за пределами урока.
Для решения данной задачи могут быть использованы различные формы и виды внеклассной работы по русскому языку: листки русского языка, викторины, КВН, выставки, конкурсы, доклады, беседы, исследования и многие другие. Активно используются всевозможные игры.
Примеры тем для исследовательской работы:
- Почему мы так говорим?
- На поиски пропавших букв.
- Какой ты, звательный падеж?
- Будем знакомы, или Тайна моего имени.
- Мое любимое слово.
- Что я знаю о…
- Зри в корень.
Необходимость проведения внеклассных занятий со школьниками диктуется, во-первых, желанием детей узнать нечто новое о русском языке и, во-вторых, методическими соображениями: внеклассные занятия способствуют более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, обогащению словаря, развитию речи; внеклассные занятия дают возможность пробудить у школьников интерес к предмету, привить любовь к русскому языку; они необходимы и в плане преемственности в работе по русскому языку между начальными и старшими классами.
Внеурочная работа способствует развитию познавательных интересов не только по предмету, но и в других сферах внеклассной деятельности. Она обладает значительными возможностями для развития социальных компетентностей, индивидуальных способностей, дает простор детской изобретательности и фантазии, служит средством предупреждения и преодоления асоциальной деятельности. Занятия с учащимися во внеурочной деятельности используются для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению, для сообщения учащихся полезных сведений из истории предметов.
Ожидаемые результаты:
Повышение качества обучения.
Рост личностных достижений.
Создание атмосферы успеха.
Участие в турах олимпиад по русскому языку
Участие в международной интеллектуальной игре "Медвежонок", всероссийской олимпиаде «Родное слово»
Участие в проектно-исследовательских и творческих работах.
Активное участие в проведении предметных недель.
Углубление знаний прикладного характера для создания компьютерных презентаций и использования их при выступлении на конференциях, семинарах, защите проектов, во время проведения различных выставок, реклам.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в проблемно-тематической беседе о правилах ведения дискуссии ученик не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если педагог сам следует этим правилам в повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
В связи с тем, что по новым федеральным стандартам в основе обучения русскому языку лежит текстоориентированная деятельность, рекомендуется организовывать работу школьников с текстами воспитательного характера (о героизме и малодушии, нравственных и безнравственных поступках людей, классической и массовой культуре, экономических, политических, социальных проблемах общества, языковой культуре, значении русского языка в жизни людей). При исследовании текстов с языковых точек зрения и эффективны внутригрупповые дискуссии по содержанию текстов, где приобретается опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, развивается умение уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которого немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы в открытой общественной среде.
Развивая личность ребенка необходимо помнить, что нельзя форсировать процесс воспитания. Поэтому свое выступление я хочу завершить таким напутствием:
«Если хочешь научить меня чему-то, позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках… Послушать… Понюхать… И может быть попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу найти самостоятельно! Только, пожалуйста, не торопи меня!»
Мы живем в 21 веке. Новое время диктует обществу новый подход к образованию. Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает учитель, приходя сегодня в класс. В настоящее время учителю русского языка и литературы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ основного общего и полного образования. Вместе с тем практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения. Что должен знать современный школьник? Как и чему мы должны учить? Эти и другие вопросы были освещены на конференции, прошедшей в Томском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культурно-исторический аспект изучения русского языка и литературы в урочной деятельности
Разработка уроков по русскому языку в 9 классах.(Подготовка к ГИА) Пояснительная записка. Данная работа по русскому языку для 9 классов создана на основе федерального компонента ...
Духовно – нравственное воспитание в системе организации преподавания русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности учащихся в школе (педагогическое исследование)
Несомненно, большее внимание необходимо уделять усилению духовно-нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника; определению системных связе...
Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр
Jпыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно прио...
Выступление на педагогическом совете школы по теме "Развитие интеллектуальной одаренности учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности".
В докладе раскрывается определение одаренности. Способность к творчеству-это талант, который дается от рождения единицам. НО... целенаправленно развивать творческие способности можно у каждого ч...
педагогический проект учителя русского языка и литературы "Развитие всех видов речевой деятельности для формирования функциональной грамотности"
Данный проект предназначен для учителей русского языка и литературы. Здесь педагоги смогут ознакомиться с системой работы по формированию функциональной грамотности учащихся, механизмами формирования ...
Интеграция средств урочной и внеурочной деятельности
Выступление на педагогическом совете учителей...
Статья на тему: МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК способ решения учебных задач в урочной и внеурочной деятельности.
Материал, способствующий раскрытию потенциала обучающихся...