Образовательный проект "Организация проектно-исследовательской деятельности при изучении русского языка и литературы"
методическая разработка
Проектно-исследовательская деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Применение этой технологии, на наш вгляд, предопределяет принцип преподавания русского языка и литературы в аспекте связи с современностью, с реальной жизнью обучающихся. Этот аспект является главным решением современных проблем в изучении русского языка и литературы. Если обучение осуществлять в связи современностью, с реальной жизнью обучающихся, то мы повышаем к изучаемым предметам интерес, мотивацию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ " Алагарская СОШ им. Г.Д. Протодьяконова"
Образовательный проект
" Организация проектно-исследовательской деятельности при изучении русского языка и литературы в аспекте связи с современностью"
Автор: Елисеева Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы
2014-2019
Обоснование актуальности проекта
Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) в последнее время, безусловно, является одной из актуальных проблем в нашем обществе. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы. Прежде всего - ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных компетенций. Сегодня мало быть просто знающим, мало иметь в своем багаже хорошие оценки по предметам – нужно научиться применять свои знания, умения и навыки не только в сфере узкой специальности, но и в семейной, общественной, политической жизни.
В этой связи очень актуальными становятся те универсальные учебные действия (УУД), которые вводятся ФГОС .
а) Личностные:
– формирование основ гражданской идентичности;
– правосознание, межличностные отношения;
– выбор профильного образования и готовность к дальнейшему самообразованию.
б) Регулятивные – способность ставить цели и задачи, уметь контролировать свои действия, планировать будущий результат.
в) Коммуникативные:
– умение работать в группе, согласовывать свои действия, договариваться и поддерживать контакты;
– речевая деятельность.
г) Познавательные:
– смысловое чтение и осознанная работа с информацией;
– проектно-исследовательская работа;
– изучение различных действий и операций и умение применять их на практике.
Потому и современному учителю, работающему по ФГОС (ООО) должна быть ясна главная цель педагогической деятельности – дать человеку умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию.
Какие актуальные проблемы препятствуют достижению этой цели современному учителю русского языка и литературы ?
Преподавание литературы.
1. Проблема снижения мотивации современных детей к чтению.
Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки (цифровые носители, размывающие представление об особом статусе печатного слова), увеличение общего количества текстов, уменьшение их объема и изменение структуры приводят к тому, что традиционный книжный текст большого объема всё труднее воспринимается и прочитывается детьми. Это становится серьезным препятствием для освоения литературных произведений и почвой, на которой расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений и рефератов и т. п.) Потребность в литературном образовании, его престиж в обществе сегодня заметно снижается. Фундаментальные ценности, которые несет в себе литература как вид искусства, приходят в противоречие с ценностями сиюминутными, прагматическими. Поиск внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к литературе, выработка методик для повышения интереса к знакомству как с русской классикой, так и с наиболее значительными произведениями современной литературы одна из важнейших задач учителя литературы.
2. Проблема несоответствия речевого опыта современных школьников и языка литературных произведений – как классических, так и современных.
Часто дети и подростки сталкиваются с различными вариантами непонимания литературных текстов: ими не опознаются некоторые грамматические формы и категории, им неизвестны значения многих слов, неясен смысл и подтекст бытовых ситуаций, обычаев, жизненных установок героев, живущих в иных социокультурных условиях. Сказанное еще раз подтверждает, что культурный и нравственный потенциал русской классики всё более полно и разносторонне востребован в современных условиях.
3. Недостаточное умение анализировать тексты прочитанных художественных произведений, на что, в свою очередь, влияет неполноценное чтение и понимание прочитанного. Между тем именно стадия чтения зачастую выпадает из школьного обихода, из зоны особого внимания и контроля, особенно в старших классах. Беглое знакомство с текстами или их пересказами, опора на краткие сведения учебника, а не на текст самого произведения – приметы негативных явлений в преподавании литературы. В ходе школьного изучения литературы (историко-литературных фактов и событий, художественных особенностей выдающихся литературных произведений, понятийного аппарата литературоведения) необходим баланс между формированием навыков чтения и понимания литературного текста как художественной реальности, с одной стороны, и усвоением совокупности аналитических навыков, позволяющих понимать закономерности исторического развития литературы как вида искусства и корректно интерпретировать художественные произведения – с другой.
4. Неумение соотнести общечеловеческие проблемы, поднимаемые в художественной литературе, с проблемами современности, с проблемами реальной жизни, которой живут сами школьники.
Детям кажется совсем неинтересным изучать произведения , написанные в прошлом, позапрошлом веках, где изображается совсем другая эпоха, где другие, совсем непонятные современным детям ценности. Им сложно воспринимать истории о людях, живших в 19 веке, где жизнь разительно отличалась от современной. Безусловно, сюжет книги будет ограничен рамками стародавнего общества, что будет совершенно непонятным современным школьникам. Потому одной из задач современного учителя является развить умение ребят не только анализировать прочитанный текст, но и провести параллель с современностью. Ведь литература всегда затрагивает общечеловеческие проблемы. Литература - это учебник жизни, и ученики смогут найти ответы на многие важные жизненные вопросы .
Преподавание русского языка.
1. Недостаточное владение навыками правильной и выразительной устной и письменной речи (в том числе применительно к разным ситуациям и условиям общения), нормами русского литературного языка, особенностями русского речевого этикета, неумение правильно, точно выражать свои мысли. В школьной практике преподавания русского языка овладение теоретическими знаниями во многих случаях оказывается изолированным от умения применять эти знания в практической речевой деятельности. Усвоение значительного количества орфографических и пунктуационных правил не ведет к практическому повышению грамотности учащихся; умение фонетически разобрать слово не гарантирует соблюдения орфоэпических норм при употреблении этого слова в живой речи; знание структуры предложения и умение составить его схему не обусловливает правильного построения учащимися самостоятельного высказывания и т. д.
2. Отрицательное влияние Интернета на языковую культуру учащихся.
Сеть Интернет стала средством общения для многих людей. Посещая различные сайты, форумы, чаты, общаясь по электронной почте, нынешняя молодежь , часто употребляет слова не по правилам, тексты пишет "на бегу". В итоге тексты выглядят примерно одинаково: без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками. Данное явление значительно снижает речевую культуру школьников.
Как организовать свою деятельность для решения вышеперечисленных проблем в соответствии с ФГОС?
Прежде всего, изменяются технологии обучения. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проблемно-диалогического обучения, игровые технологии, технология работы с текстом, личностно-ориентированные технологии, ИКТ, проектно-исследовательская деятельность и.т.д.
Но применение любой из данных технологий предопределяет принцип преподавания русского языка и литературы в аспекте связи с современностью, с реальной жизнью обучающихся. Этот аспект является, на мой взгляд, главным решением вышеперечисленных проблем в изучении русского языка и литературы.
Если обучение осуществлять в связи современностью, с реальной жизнью обучающихся, то мы повышаем к изучаемым предметам интерес, мотивацию.
Так как в классических произведениях художественной литературы решаются общечеловеческие проблемы в определенных социально-исторических условиях, их называют вечными. Эти проблемы не могут не волновать людей, живущих в разные эпохи, хотя каждое новое поколение ищет в нем ответы на свои вопросы.
Поэтому восприятие художественного произведения зависит не только от его своеобразия, но и от особенностей исторического периода, в который это произведение рассматривается, а также от того, что представляет собой воспринимающий, какие мысли и чувства волнуют его.
Сближение классического художественного произведения с современностью совершается путем сопоставления, при котором имеется в виду прежде всего социально-исторический характер тех периодов, когда произведение написано и когда рассматривается.
Это сравнение производится прежде всего путем выявления тех общечеловеческих проблем, которые и тогда, и теперь волновали людей.
Чтобы стало возможным истинное сравнение проблем, а также образов-персонажей с их духовным миром и поступками, необходимо воспроизвести в сознании учащихся не только социально-историческую эпоху, отразившуюся в произведении, но и мысли, чувства, настроения, стремления людей того времени. Следует также показать сложность, противоречивость человеческих характеров в художественном произведении, сказать о том, как, какими художественными средствами эти характеры создавались.
И уже после этого помочь учащимся посмотреть на художественное произведение глазами современного человека, выделить в нем то, что созвучно нашему времени, что будет постоянно волновать человеческое общество, идущее к прогрессу, и то, что навсегда ушло в прошлое, и то, что как пережиток мешает по-настоящему жить.
В общем виде весь процесс сопоставления должен проходить не в конце анализа художественного произведения, а в течение его. Уже тогда, когда рассматриваются проблемы художественного произведения и решение их в определенных социально-исторических условиях, учащиеся начинают этот процесс сопоставления.
Еще более углубляется внутренняя работа мысли и чувства, когда речь пойдет о художественных образах-характерах, когда учитель не только покажет сложность жизни людей, их борьбу за счастье, за человеческое достоинство, но и попытается раскрыть секрет того, как удается писателю проникнуть в душу современного ему человека, воспроизвести в ярких и запоминающихся образах то, что волновало людей и в его время.
И вот тут-то, когда речь пойдет о человеческих характерах, направляем внимание учащихся на то, что художественная литература потому и названа человековедением, что писатели во все времена в большей или меньшей степени стремились постичь человека, понять и раскрыть богатство его внутреннего мира.
Анализ образов-персонажей в их взаимодействии, столкновении, борьбе поможет учащимся понять, что это естественное и вечное состояние человеческих характеров: борьба за лучшее, новое, постоянная неудовлетворенность, иногда и проявление слабости, неумение добиваться победы в этой борьбе.
Делая вывод, обязательно надо показать, к чему стремился писатель, во что верил, о чем мечтал, и эта главная мысль художественного произведения, выведенная из живых, реальных ситуаций, заставит задуматься над тем, насколько эта вера, эта мечта могла быть осуществлена тогда, как может реализоваться она теперь.
И в этой связи можно изучать не только литературу, но и русский язык. Теоретические знания, приобретаемые на уроках русского языка, должны применяться в практической речевой деятельности обучающихся. Все виды работ по литературе в вышеназванном аспекте являются основой для применения знаний и умений по русскому языку на практике. В этом плане происходит интеграция русского языка и литературы. А также для изучения теоретических материалов по русскому языку отбираются тексты на темы, интересующие современных детей, на темы , отражающие их реальную жизнь. Проводятся дискуссии, диспуты, проектные работы на актуальные жизненные вопросы и.т.д.
Таким образом, можно сказать, что связь преподавания русского языка и литературы с современностью -одна из необходимых требований в реализации ФГОС.
Цели и задачи проекта
Тема образовательного проекта: Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся при изучении русского языка и литературы в аспекте связи с современностью.
Цель: формировать ключевые компетентности обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность , связанную с современностью и с реальной жизнью обучающихся.
Задачи: - работать с материалами по проектной и исследовательской деятельности;
- организовать чтение художественных произведений, заранее поставив проблему для учащихся, решение которой они могут найти в художественных произведениях ;
- провести анализы прочитанных произведений в связи жизнью, с проблемами современных читателей;
- совместно с ребятами выбирать тему проектов по русскому языку , касающихся проблем, интересов, жизни современных читателей;
- работать над реализацией подпроектов;
Основная- идея проекта: разработка материала для преподавания русского языка и литературы в связи с современностью.
Нормативная база проекта: 1. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС);
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
Участники проекта: учитель, учащиеся МБОУ с 5-11 классы
Этапы реализации проекта
Подготовительный : 2014-2015 уч.г ;
Изучение материалов по теме проекта.
Основной: 2015-2016 уч.г. , 2016-2017 уч.г. , 2017-2018 уч.г.
Работа над ученическими проектами по русскому языку и литературе и их реализация.
Заключительный: 2019( сентябрь-декабрь)
Подведение итогов, анализ результатов, обобщение опыта.
Педагогическая технология:
Проектно-исследовательская деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и исследовательский) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Действительно, проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:
- личностно ориентирована;
- характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
- позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
- позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической.
Прекрасные результаты в проектной деятельности дает использование информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют осуществить доступ к обширной информации, ярко и наглядно представить результаты исследования, увеличить динамику работы над проектом. В процессе применения ИКТ происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Итак, русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектно-исследовательской деятельности. Особенность нашего проекта состоит в том, что темы подпроектов связаны с современностью, с реальной жизнью обучающихся.
Ресурсное обеспечение проекта:
Наименование ресурсов | Наличие ресурсов |
Кадровые ресурсы | Учитель , обучающиеся с 5-11 классы, родители |
Информационные ресурсы | -доступ к ресурсам Интернет - методическая литература |
Организационные | Создание творческих групп по реализации проекта, разработка плана, методов, подходов и приемов работы |
Материально-технические ресурсы | Компьютеры, мультимедийный проектор, принтер, Интернет, интерактивная доска |
Финансовые ресурсы | - собственные средства ОУ |
Механизм реализации проекта:
Проект реализуется по 4-м направлениям:
Русский язык | Литература | ||
1.Подпроект «Мой мир» (Изучение грамматических тем по русскому языку) | 2. Подпроект « Кабинет-музей русского языка « Два языка-два крыла» (Работа кабинета русского языка) | 3.Подпроект « Литература –школа жизни» (Проблемное изучение литературы) | 4. Подпроект «Открой в себе Ученого» (Исследовательская работа обучающихся) |
1. Подпроект " Мой мир" направлен на изучение грамматических тем по русскому языку. Но при этом выбираем жизненные темы для проектов. Они должны отражать жизнь, интересы, мир самих обучающихся, быть полезными , нужными. Например: Электронный фразеологический словарик для школьников ( Лексика и фразеология) - 6 класс;фотопроект « Мы на перемене» ( Роль наречий в нашей речи) - 7 класс; " О, спорт-ты мир!"(Сложносочиненные предложения) - 8 класс; " Дом моей мечты" (Сложноподчиненные предложения)- 8 класс; видеоролики « Современный школьник: кто он?»,« Мир наших увлечений», «Смеясь, говорить правду» ( Публицистический стиль)- 10 класс, справочник" Образцы деловых бумаг" ( Официально-деловой стиль) - 10 класс и.т.д. Такие проекты повышают мотивацию, облегчают процесс восприятия лингвистических тем.
2. Подпроект « Кабинет-музей русского языка « Два языка-два крыла» работает в рамках школьного проекта « Школа-музей в условиях сельской местности как ресурс социализации учащихся в современном обществе». Направлен на работу кабинета русского языка и на введение национально-регионального компонента в процесс обучения. В свою очередь, подпроект работает по 2-м направлениям: изучение тем из истории родного села , касающихся русского языка, быта и культуры русского народа, а также сопоставительный анализ русского и якутского языков. Примерные темы проектов: "Деревянная посуда с хохломской росписью в обиходе наших односельчан"( 5 класс); " Интерес жителей нашего села к посуде с гжельской росписью"( 6 класс); "Народные песни в исполнении наших односельчан" (7 класс), " Дочери великого русского народа в развитии нашего села" ( О русских медиках и учителях, вносивших вклад в развитие с. Чыаппара) ( 10класс) ; якутско-русский словарик терминов, якутско-русский фразеологический словарик и.т.д. По итогам проведенной работы создаются материалы для изучения грамматических тем, словарики, альбомы, сборники переводов художественных текстов и.т.д., а также в кабинете работают круглогодичные выставки, оформляется стенд " Два языка- два крыла".
3. Подпроект « Литература –школа жизни» реализуется в урочной и внеурочной деятельности по литературе. Направлен на проблемное обучение. Перед учащимися ставятся проблемы, связанные с их жизненной позицией, взглядами на ту или иную проблему современности. Сравнивая литературных героев со своими современниками, анализируя прочитанное, ответы на эти вопросы они находят в прочитанных произведениях.
4. Подпроект «Открой в себе Ученого» направлен на исследовательскую деятельность обучающихся. Направлен на индивидуальную работу с обучающимися. Учащиеся работают по выбранной ими теме по лингвистике художественного текста, исследуют конкретную тему , пишут научные доклады, участвуют в научно-практических конференциях. За последние несколько лет ребята работали по темам: " Особенности перевода " Записок охотника" И.С. Тургенева" ( Местников Артем, 8 кл), " Глаза-зеркало души ( по произведениям русских писателей о детях)"( Тимофеева Туяра, 7 класс), " Мотив огня в произведениях якутского периода В.Г.Короленко" ( Вахольдер Вова, 8 класс)," Экспрессивные образы в лирике М.Ю. Лермонтова" ( Сивцева Сардана, 9 класс), " Экспрессивные образы в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова" ( Сивцева Сардана, 10 класс), " Модификация мотива полета литературных героинь в русской литературе"( Сивцева Сардана, 11 класс) и др.
План- сетка проведения проектно-исследовательских работ
с 2015-2018г.
Русский язык | Литература | ||
1.Подпроект «Мой мир» (Изучение грамматических тем по русскому языку) | 2. Подпроект « Кабинет-музей русского языка « Два языка-два крыла» (Работа кабинета русского языка) | 3.Подпроект « Литература –школа жизни» (Проблемное изучение литературы) | 4. Подпроект «Открой в себе Ученого» (Исследовательская работа обучающихся) |
Фотопроект « Мы на перемене» ( 7 класс) ( Роль наречий в нашей речи)- сентябрь, 2015 ( Приложение1) | "Деревянная посуда с хохломской росписью в обиходе наших односельчан" ( 5 класс)- сентябрь -октябрь, 2017 | 5 класс Урочная деятельность: Кем я хочу стать? Каким должен быть настоящий (врач, учитель, юрист и.т.д)? ( А.П. Чехов « Хирургия») - январь, 2017 | " Глаза-зеркало души ( по произведениям русских писателей о детях)"( Тимофеева Туяра, 7 класс) , 2010 |
" Я вижу из окна моей комнаты..." ( Имя прилагательное), 5 класс - апрель , 2016 | " Интерес жителей нашего села к посуде с гжельской росписью" ( 6 класс)- сентябрь-октябрь, 2018 | « Что такое настоящая дружба?» ( Л.Н. Толстой « Кавказский пленник» , В.Г. Короленко « Дети подземелья»)- февраль, 2017 | " Особенности перевода " Записок охотника" И.С. Тургенева" ( Местников Артем, 8 кл)- 2010 |
"Напиши мне письмо"( 5 класс) ( Развитие речи)- май, 2016 | "Народные песни в исполнении наших односельчан" (7 класс) – март-апрель, 2018 | Внеурочная деятельность " Добрая семерка" ( А.П.Гайдар. "Тимур и его команда") - февраль, март, 2017 ( новый вариант) ( Приложение8) | " Мотив огня в произведениях якутского периода В.Г.Короленко" ( Вахольдер Вова, 8 класс)"- 2013, 2014 |
Электронный фразеологический словарик для школьников ( 6 класс) ( Лексика и фразеология) - октябрь, ноябрь, 2016 | "Тульский самовар в обиходе наших односельчан" (8 класс )- сентябрь-октябрь, 2019 | " Мы в ответе за тех, кого приручили " ( Н.Носов. " Дружок") или " Наши односельчане - хозяева своих собак" - апрель, 2017 (Приложение9) | "Экспрессивные образы в лирике М.Ю. Лермонтова" ( Сивцева Сардана, 9 класс)- 2013, 2014 |
"Мир моих увлечений" ( Имя прилагательное) 6 класс - февраль, 2017 ( Приложение2) | " Дочери великого русского народа в развитии нашего села" ( О русских медиках и учителях, вносивших вклад в развитие с. Чыаппара) (10класс)- сентябрь-октябрь, 2019 | 6 класс « Стара пословица, да про новое молвится» ( Сборник советов для детей) ( Пословицы и поговорки русского народа)- октябрь, 2017 | "Экспрессивные образы в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова" ( Сивцева Сардана, 10 класс) - 2014, 2015 |
" День рождения" ( Определенно-личные предложения (7 класс) - февраль, 2016 ( Приложение 3) | Якутско-русский фразеологический словарик – 7 класс, ноябрь-декабрь, 2017 | « Легко ли потерять друга?» « Что такое честь?» А.С. Пушкин « Дубровский») - декабрь, 2017 | Модификация мотива полета литературных героинь в русской литературе"(Сивцева Сардана, 11 класс)- 2015, 2016 |
" Как приготовить мое фирменное блюдо?" ( Неопределенно-личные предложения) 7 класс - март, 2016 | Русско-якутский словарик терминов –7 класс, январь-февраль,2019 | « Горжусь моими земляками-мастерами» ( Н.С. Лесков «Левша»)- январь, 2018 | |
" О, спорт-ты мир!"(Сложносочиненные предложения) - 8 класс; - ноябрь, 2016 | Сборник художественных переводов –все классы, постоянно | « Иметь совесть…» « Всегда ли я прав?» ( В.П. Астафьев « Конь с розовой гривой») - апрель, 2018 | |
" Если я стану главой своего наслега, ......." ( СПП с придаточными условными)- 8 класс -декабрь, 2016 ( Приложение 4) | Оформление познавательного стенда « Два языка- два крыла» ( По результатам проектных работ)-все классы, постоянно | «Роль учителя в нашей жизни» ( В.Г. Распутин « Уроки французского») - май, 2018 | |
" Дом моей мечты" (Сложноподчиненные предложения);- 8 класс - январь, 2017 ( Приложение 5) | Результат работы кабинета-музея: Воспоминания, фотографии, сборник народных песен, составление текстов, упражнений, заданий по грамматическим темам, сочинения, выставки, оформление стенда | 7 класс " Любить и ценить своих родителей..." ( А.С. Пушкин. "Станционный смотритель") | |
«Зона отдыха «Байанай » в с. Чыаппара и пропаганда ЗОЖ в республике.» ( 10 класс) ( Научный стиль) ( Приложение 6) | " Для чего изучать русский язык ?" " Этот великий, могучий русский язык!" ( И.С. Тургенев " Русский язык" | ||
«Обработка шкуры домашнего скота и изготовление изделий из кожи и меха в сельских условиях.» ( 10 класс) ( Научный стиль) ( Приложение7) | " Братья наши меньшие" ( Л.Н. Андреев " Кусака") | ||
Справочник « Образцы деловых бумаг» (10 класс) ( Официально-деловой стиль) | " Люди с большим сердцем.." ( А.П. Платонов " Юшка") | ||
Видеоролики « Современный школьник: кто он?», « Мир наших увлечений», «Смеясь, говорить правду» « Школьная газета «Эрэл» для вас!» « Какой должна быть современная девушка?» (10 класс) ( Публицистический стиль) | 8 класс " Береги честь смолоду.." (А.С. Пушкин. " Капитанская дочка" | ||
" Я: вчера, сегодня, завтра.." (Л.Н. Толстой. " Отрочество") | |||
" Что значит быть счастливым?" (А.И. Куприн " Куст сирени") | |||
" Василий Теркин и мои земляки-солдаты" (А.Т. Твардовский " Василий Теркин") | |||
Внеурочная деятельность " Дети военных лет" ( Ч. Айтматов " Ранние журавли", Г.Алексин " В тылу как в тылу", В.Солоухин " Каравай заварного хлеба", воспоминания односельчан-детей войны) - май , 2014 ( Приложение 11) | |||
9класс " Я к вам пишу.." (Письмо любимому герою из романа в стихах " Евгений Онегин"А.С. Пушкина) | |||
" Для чего жить?" ( М.Ю. Лермонтов " Герой нашего времени") | |||
10 класс "Проблема денег и богатства в творчестве Н.В. Гоголя" (Н.В.Гоголь " Мертвые души", " Невский проспект", " Портрет") ( октябрь- 2016) ( Приложение 12) | |||
" Проблема отцов и детей в русской литературе" ( А.С. Грибоедов " Горе от ума", А.Н. Островский " Гроза", И.С. Тургенев " Отцы и дети") ( декабрь-2016) ( Приложение 13) | |||
" Модель моей будущей семьи" ( Л.Н. Толстой " Война и мир") ( март-апрель - 2016) (Приложение 14) |
Смета расходов:
№ | Наименование | Колич. | Запрашиваемая сумма ( в рублях) |
1. | Персональный компьютер для учащихся | 1 шт | 35000 |
2. | Цветной принтер | 1 шт | 23000 |
3. | Стенд | 5000 | |
Итого: 63000 рб |
Ожидаемые результаты:
Успешная организация проектно-исследовательской деятельности при изучении русского языка и литературы в аспекте связи с современностью предполагает повышение мотивации обучающихся, интереса к изучаемым предметам.
А также участники данного проекта:
- познают себя ;
- готовы к саморазвитию;
- научатся самостоятельно приобретать знания;
- получают опыт познавательной и учебной деятельности;
- получают исследовательские навыки ориентирования в потоке информации
( научатся анализировать информацию, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения);
- обладают ключевыми компетенциями: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической;
- смогут легче адаптироваться в дальнейшей жизни;
- правильно выберут будущую профессию;
- будут жить творческой жизнью;
Информационные источники:
1. Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы. Материалы конференции учителей русского языка и литературы. Томск, 2015
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
4. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе // Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара / Редактор-составитель Н.Ю.Пахомова. – М., 2001
5. Попова В.Н. Исследовательская работа учащихся якутской школы по литературе. Русский язык и литература в яктской школе, 2007,№3, с.48
6. Прищепа Е. М. «Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе»//Литература в школе.-2004.№12. с.25-28
7. Протодьяконоа А.П. Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы. Русский язык и литература в яктской школе, 2010,№3, с.54
8. Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. – с.102-106.
9.Сергеев И.С. Как организовывать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
10. Федеральные государственные стандарты
11.http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/09/22/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-na-urokakh-russkogo
12. http://www.vestnik.edu.ru/doc/Proiekt_Kontsieptsii_priepodavaniia_russkogho_iazyka.pdf
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы. Прежде всего – это о риентация на личность с высоким уровнем сформированности различных компетенций. С егодня мало быть просто знающим, мало иметь в своем багаже хорошие оценки по предметам – нужно научиться применять свои знания, умения и навыки не только в сфере узкой специальности, но и в семейной, общественной, политической жизни.
О чень актуальными становятся универсальные учебные действия (УУД) , которые вводятся ФГОС: а) Личностные: – формирование основ гражданской идентичности; – правосознание, межличностные отношения; – выбор профильного образования и готовность к дальнейшему самообразованию. б) Регулятивные : способность ставить цели и задачи уметь контролировать свои действия, планировать будущий результат. в) Коммуникативные: – умение работать в группе, согласовывать свои действия, договариваться и поддерживать контакты; – речевая деятельность. г) Познавательные: – смысловое чтение и осознанная работа с информацией; – проектно-исследовательская работа; – изучение различных действий и операций и умение применять их на практике.
Цель современного образования – воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, формирование духовной личности, от которой во многом будет зависеть будущее нашего общества и всей страны.
Актуальные проблемы при преподавании литературы: 1. Проблема снижения мотивации современных детей к чтению. 2. Проблема несоответствия речевого опыта современных школьников и языка литературных произведений – как классических, так и современных. 3. Недостаточное умение анализировать тексты прочитанных художественных произведений. 4. Неумение соотнести общечеловеческие проблемы, поднимаемые в художественной литературе, с проблемами современности, с проблемами реальной жизни, которой живут сами школьники. Актуальные проблемы при преподавании русского языка: 1. Недостаточное владение навыками правильной и выразительной устной и письменной речи. 2. Отрицательное влияние Интернета на языковую культуру учащихся.
Цель работы: воспитать духовно богатую личность, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России через проектно-исследовательскую деятельность , связанную с современностью и с реальной жизнью обучающихся. Задачи: - работать с материалами по проектной и исследовательской деятельности; - организовать чтение художественных произведений, заранее поставив проблему для учащихся, решение которой они могут найти в художественных произведениях ; - провести небольшие исследовательские работы (анализы прочитанных произведений, работы по изучению грамматических тем по русскому языку в связи с своей жизнью); - совместно с ребятами выбирать темы проектов по русскому языку и литературе , касающихся проблем, интересов, жизни современных людей; - работать над реализацией проектов;
Преподавание литературы в аспекте связи с современностью, с реальной жизнью обучающихся - ведущий принцип современного учителя. Так как в классических произведениях художественной литературы решаются общечеловеческие проблемы в определенных социально-исторических условиях, их называют вечными. Эти проблемы не могут не волновать людей, живущих в разные эпохи, хотя каждое новое поколение ищет в нем ответы на свои вопросы. Как изучить классическое художественное произведение в связи с современностью? Сопоставить социально-исторический характер тех периодов, когда произведение написано и когда рассматривается. Выявить те общечеловеческие проблемы , которые и тогда волновали , и теперь волнуют людей. 3) В оспроизвести в сознании учащихся мысли, чувства, настроения, стремления людей того времени. Показать сложность, противоречивость человеческих характеров в художественном произведении, сказать о том, как, какими художественными средствами эти характеры создавались. Анализ образов-персонажей в их взаимодействии, столкновении, борьбе поможет учащимся понять, что это естественное и вечное состояние человеческих характеров : борьба за лучшее, новое, постоянная неудовлетворенность, иногда и проявление слабости, неумение добиваться победы в этой борьбе и.т.д. 4) П омочь учащимся посмотреть на художественное произведение глазами современного человека, выделить в нем то, что созвучно нашему времени, что будет постоянно волновать человеческое общество, идущее к прогрессу, и то, что навсегда ушло в прошлое, и то, что как пережиток мешает по-настоящему жить.
Преподавание русского языка в аспекте связи с современностью, с реальной жизнью обучающихся - ведущий принцип современного учителя. В связи с современностью можно изучать не только литературу, но и русский язык . Теоретические знания, приобретаемые на уроках русского языка, должны применяться в практической речевой деятельности обучающихся. Все виды работ по литературе в вышеназванном аспекте являются основой для применения знаний и умений по русскому языку на практике. В этом плане происходит интеграция русского языка и литературы. А также для изучения теоретических материалов по русскому языку отбираются темы для разговора, интересующие современных детей и отражающие их реальную жизнь. В ходе работы над этими темами проекта предусматривается изучение какой-нибудь конкретной грамматической темы. Проводятся дискуссии, диспуты, проектные работы на актуальные жизненные вопросы и.т.д.
Проектно-исследовательская деятельность Проектно-исследовательская деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
Проектно-исследовательская деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Проектно-исследовательская деятельность личностно ориентирована; характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения; позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах; позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Организация проектно-исследовательской деятельности при изучении русского языка и литературы. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся организуется в форме проекта и реализуется по 5-и направлениям: Подпроект 1. «Мой мир» (Изучение грамматических тем по русскому языку) Подпроект 2. « Кабинет-музей русского языка « Два языка-два крыла» (Работа кабинета русского языка) Подпроект 3 « Литература –школа жизни» (Проблемное изучение литературы) Подпроект 4: «Открой в себе Ученого» (Исследовательская работа обучающихся) Подпроект 5: " Школьный мини-театр" ( Творческая работа обучающихся по постановке инсценировок по произведениям русских писателей, литературно-музыкальных композиций)
1. Подпроект " Мой мир" направлен на изучение грамматических тем по русскому языку. Но при этом выбираем жизненные темы для проектов. Они должны отражать жизнь, интересы, мир самих обучающихся, быть полезными , нужными. Например: Электронный фразеологический словарик для школьников ( Лексика и фразеология) - 6 класс ; фотопроект « Мы на перемене» ( Роль наречий в нашей речи) - 7 класс; " О, спорт-ты мир!"(Сложносочиненные предложения) - 8 класс; " Дом моей мечты" (Сложноподчиненные предложения)- 8 класс; видеоролики « Современный школьник: кто он?», «Мир наших увлечений», «Смеясь, говорить правду» ( Публицистический стиль)- 10 класс, справочник" Образцы деловых бумаг" ( Официально-деловой стиль) - 10 класс и.т.д. Такие проекты повышают мотивацию, облегчают процесс восприятия лингвистических тем.
2. Подпроект « Кабинет-музей русского языка « Два языка-два крыла » работает в рамках школьного проекта « Школа-музей в условиях сельской местности как ресурс социализации учащихся в современном обществе » . Направлен на работу кабинета русского языка и на введение национально-регионального компонента в процесс обучения. В свою очередь, подпроект работает по 2-м направлениям: изучение тем из истории родного села , касающихся русского языка, быта и культуры русского народа, а также сопоставительный анализ русского и якутского языков. Примерные темы проектов: " Деревянная посуда с хохломской росписью в обиходе наших односельчан"( 5 класс); " Интерес жителей нашего села к посуде с гжельской росписью"( 6 класс); "Народные песни в исполнении наших односельчан" (7 класс), " Дочери великого русского народа в развитии нашего села" ( О русских медиках и учителях, вносивших вклад в развитие с. Чыаппара ) ( 10класс) ; якутско-русский словарик терминов, якутско-русский фразеологический словарик и.т.д. По итогам проведенной работы создаются материалы для изучения грамматических тем, словарики, альбомы, сборники переводов художественных текстов и.т.д., а также в кабинете работают круглогодичные выставки, оформляется стенд " Два языка- два крыла".
3. Подпроект « Литература–школа жизни» реализуется в урочной и внеурочной деятельности по литературе. Направлен на проблемное обучение. Перед учащимися ставятся проблемы, связанные с их жизненной позицией, взглядами на ту или иную проблему современности. Сравнивая литературных героев со своими современниками, анализируя прочитанное, ответы на эти вопросы они находят в прочитанных произведениях. ( « Легко ли потерять друга?»« Что такое честь?»по повести А.С. Пушкина « Дубровский», « Горжусь моими земляками-мастерами» по сказу Н.С. Лескова «Левша», « Иметь совесть…» « Всегда ли я прав?» по рассказу В.П. Астафьева « Конь с розовой гривой», " Добрая семерка» по повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда", " Мы в ответе за тех, кого приручили» или " Наши односельчане - хозяева своих собак» по рассказу Н.Носова " Дружок" ," Что значит быть счастливым?« по рассказу А.И. Куприна " Куст сирени«, " Дети военных лет"по рассказам Ч. Айтматова " Ранние журавли", Г.Алексина " В тылу как в тылу", В.Солоухина " Каравай заварного хлеба", «Для чего жить?« по роману М.Ю. Лермонтова " Герой нашего времени» , "Проблема денег и богатства в творчестве Н.В. Гоголя" (Н.В.Гоголь " Мертвые души", " Невский проспект", " Портрет") " Модель моей будущей семьи"( Л.Н. Толстой " Война и мир» и др.).
4. Подпроект « Открой в себе Ученого » направлен на исследовательскую деятельность обучающихся. Направлен на индивидуальную работу с обучающимися. Учащиеся работают по выбранной ими теме по лингвистике художественного текста, исследуют конкретную тему , пишут научные доклады, участвуют в научно-практических конференциях. За последние несколько лет ребята работали по темам: " Особенности перевода " Записок охотника" И.С. Тургенева" ( Местников Артем, 8 кл ), " Глаза-зеркало души ( по произведениям русских писателей о детях)"( Тимофеева Туяра , 7 класс), " Мотив огня в произведениях якутского периода В.Г.Короленко" ( Вахольдер Вова, 8 класс)," Экспрессивные образы в лирике М.Ю. Лермонтова" ( Сивцева Сардана , 9 класс), " Экспрессивные образы в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова" ( Сивцева Сардана , 10 класс), " Модификация мотива полета литературных героинь в русской литературе"( Сивцева Сардана , 11 класс) и др.
5. Подпроект " Школьный мини-театр" направлен на постановку инсценировок, литературно-музыкальных композиций, проведение театрализованных праздников, что очень важно в развитии современного школьника. Работая на сцене, ребенок учится не только основам актерского искусства. Уверенность в своих силах, умение свободно говорить , разбираться в людях и жизненных ситуациях, концентрироваться и собирать внимание, держаться на публике, думать и действовать в условиях экстремальной ситуации, самостоятельно мыслить, уметь созидать новое необходимы ребенку в жизни. И самое главное, театральные постановки, праздники - это форма работы, которая прививает детям умение отличить добро от зла, чему учит великая русская литература, драматургия и театр. За последние годы наши обучающиеся постановкой по " Повестям Белкина" А.С. Пушкина стали обладателями Гран-при улусного конкурса-смотра театральных постановок " Жив талант, бессмертен гений!", лауреатами 1 степени постановками " Ревизор" Н.В.Гоголя, лауреатами 1 степени регионального конкурса постановкой " Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова, лауреатами 2 степени регионального смотра-конкурса инсценировок постановкой повести "Капитанская дочка" А.С. Пушкина. А также в школе проводятся литературные вечера, конкурсы чтецов , участвуем в различных мероприятиях литературно-музыкальными композициями. Школьные новогодние вечера тоже проводим в форме театрализованных представлений.
Выводы: Успешная организация проектно-исследовательской деятельности при изучении русского языка и литературы в аспекте связи с современностью предполагает повышение мотивации обучающихся, интереса к изучаемым предметам. А также участники данного проекта: - познают себя ; - готовы к саморазвитию; - на учатся самостоятельно приобретать знания; - получают опыт познавательной и учебной деятельности; - получают исследовательские навыки ориентирования в потоке информации ( научатся анализировать информацию, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения); - обладают ключевыми компетенциями: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической; - смогут легче адаптироваться в дальнейшей жизни; - правильно выберут будущую профессию; - будут жить творческой жизнью;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы....
Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"
Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему, более тесно связана с жизнью, практикой, сти...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность... Бернард ШоуВ наше время происходят изменения в жизни общества и образования. Важнейшей приорите...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося. (из опыта работы)
Великим ученым ребенок может и не стать, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем ...
Доклад. Проектная деятельность в изучении русского языка и литературы
Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения. Во-вторых, вл...
Электронные образовательные ресурсы в помощь обучающемуся при изучении русского языка и литературы
Подборка для тех, кто хочет укрепить знание орфографии, пунктуации и других областей языкознания. Здесь собраны популярные сайты по изучению русского языка и литературы, которые будут полезны обучающи...
- Мне нравится (1)