Дидактический материал "Союзы и союзные слова. Способы различия подчинительных союзов и союзных слов".
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

По программе данная тема укладывается всего в два урока. Этого, конечно, мало. Кроме того, материал для закрепления темы приходится искать дополнительно. Надеюсь данная информация поможет коллегам в подготовке к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Д и д а к т и ч е с к и й   м а т е р и а л

Союзы и союзные слова.

Необходимо различать подчинительные союзы и союзные слова.

С этой целью можно использовать ряд приемов.

Подчинительные союзы

Союзные слова

  1. Являются словами служебной части речи

Являются словами самостоятельных частей речи (относительными местоимениями и наречиями).

  1. Могут быть заменены другими подчинительными союзами

Могут быть заменены словами других частей речи.

  1. Не являются членами предложения, в некоторых случаях могут быть опущены.

Являются членами предложения, не могут быть опущены.

  1. Не могут иметь на себе логическое ударение.

Могут иметь на себе логическое ударение.

  1. Могут связывать как слова, так и предложения.

Могут связывать только предложения.

  1. Могут выражать как сочинительную, так и подчинительную связь.

Могут выражать средство только подчинительной связи

Сравните: 1) Мы втроем начали беседовать, как будто (= словно, точно) век были знакомы. (А.С.Пушкин) 2) Ты помнишь, какая (= хорошая, скверная) погода была? (А.А.Тарковский)

  1. Прочитайте СПП. Укажите главную и придаточную части. Определите, чем присоединятся придаточные части к главным: союзами или союзными словами. Какими членами предложения являются союзные слова? Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1)И комната, где окна слишком у_зки, хр_нит любовь и помн_т ст_рину. 2) И ночь идёт, которая не веда_т ра_вета. 3) И я не верить не могла, что будет дружен он со мною… 4) Мы знаем, что ныне лежит на в_сах и что сов_ршается ныне. (А.А.Ахматова) 5) Когда мне было три года, переехали на казё_ую кв_ртиру при доме Училища живоп_си, в_яния и зодчества… 6) Иногда он (отец) обр_щался ко мне с про_ьбой занять п_ртретируемого, чтобы у м_дели не застывало лицо. 7) У Блока проза остаёт_ся источником, откуда вышло стихотворение. (Б.Л.Пастернак) 8) Если выпало В Импери_ родит_ся, лучше жить в глухой пр_винци_ у моря. (И.А.Бродский)

  1. А)Выпишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, сначала предложения с подчинительными союзами, затем – с союзными словами. Определите падеж относительных местоимений, выступающих в роли союзных слов; подчеркните их как члены предложения.

Б)Найдите в тексте СПП с двойным союзом, определите главную и придаточную части. Назовите все СПП с указательными словами (кроме тех, что выделены). Определите синтаксическую роль указательных слов.

Знания, которыми я обл_даю, сводят_ся к вл_дению языками… русским, латинским, француз_ким, англий_им, немец_им. Но для того, кто хочет быть полезен обществу, ещё весьма (не)достаточно иметь (не)сколько слов для одной идеи… Чем больше име_шь знаний, тем лучше мож_шь служить своему отечеству. Именно для того, что(бы) получить возможность их пр_обрести, я и прошу ув_льнения со службы. Прошу отозвания меня из унылой страны, где нельзя чему(либо) научит_ся. Здесь забыва_шь и то, что знал прежде. Я предпоч_л сказать вам правду (в)место того, что(бы) выставлять предлогом (не)здоровье или ра_тройство сост_яния. Всё это только общие места, которым (ни)кто не верит.

(По А.С.Грибоедову «Отрывок чернового письма неизвестному». Таврия, ноябрь 1820)

  1. Какие черты личности  А.С.Грибоедова раскрывает данный фрагмент письма?
  2. Чтобы выполнить часть Б данного текста, познакомьтесь с информацией в рамке:

В главной части СПП могут располагаться указательные слова (тот, такой, там, туда, оттуда, тогда, столько и др.), которые служат для связи главной части с придаточной.

Указательные слова помогают выделить в главной части то слово или словосочетание, которое поясняется придаточной частью.

Указательные слова являются членами предложения.

Я не слыхала звонов тех (каких?), что плавали в лазури чистой. (А.А.Ахматова)

Если придаточная часть поясняет всю главную, то указательные слова могут сливаться с простыми подчинительными союзами, образуя составные союзы (потому что, оттого что, так что, так как, для того чтобы и др.)

На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать (почему?), так как его звал граф Илья Андреич… (Л.Н.Толстой)

Примечания: необходимо отличать СПП с указательными союзами чем…тем, если…то, когда…то, как…то, хотя…но, и др. Первый компонент двойного союза находится в придаточной части, второй – в главной. Вторая часть двойных союзов не является указательным словом.

Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей…

Когда б имел я сто очей, то все бы сто на вас глядели. (А.С.Пушкин)

При  изучении темы «Правописание союзов» у учащихся возникают проблемы в усвоении данной темы. Помогают упражнения, которые направлены на запоминание правила:

  1. На месте пропусков вставьте, учитывая смысл предложения, союз также или тоже. Объясните ваш выбор. Какие значения выражают эти союзы? Возможна ли их взаимозамена в данных предложениях?

1.Ты жил – я … мог бы жить. (Л.) 2. Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса … изумил меня. (Т.) 3. Снегу было мало, снежных буранов … . (Арс.) 4. Толстый ковёр лежал на полу. Стены … были увешаны коврами. (М.Г.) 5. Она мне нравилась всё больше и больше, я … , по-видимому, был симпатичен ей. (Ч.) 6. На дворе и кругом было тихо; селение засыпало, в людской … смолк говор работников и прислуги. (Кор.) 7. Лаврецкий невольно поднялся со стула. Мария Дмитриевна … встала. (Т.) 8. Грустные мысли бродили у меня в голове. Отец был … печален. (Акс.)   

2) Перепишите предложения, раскрывая скобки и объясняя правописание слов. Установите, к какой части речи они относятся.

1.Я стояла на столе и наматывала на швабру мокрую тряпку, что(бы) смести со стен паутину. 2.Я не могу прощать или не прощать тебе, что(бы) ты ни сделал для Кати. 3.Я не сдержалась, заплакала, и он (Валька) то(же) всхлипнул и полез в карман за платком. 4. Ромашов разыскивает Катю, то(есть) делает то(же), что я. 5.Три сильных удара послышались, когда я заходил второй раз, но некогда было думать об этом, потому(что) я уже лез на рейдер со стиснутыми зубами. За(то) теперь у меня было достаточно времени, что(бы) убедиться в том, что машина разбита. 6. Она (Катя) ненавидела Ромашова вдвое и втрое, может быть, (за)то, о чём я не хотел говорить.

(В.Каверин)  

  1. Чтобы не ошибиться в написании союзов, предлагаю учащимся изучить  теоретическую часть:

С л и т н о пишутся союзы, которые образованы от других частей речи: затем, зато, зачем, итак, отчего, потому, притом, также, тоже и др.

Примечание: 1.Подобные союзы необходимо отличать от форм слов других частей речи, совпадающих по звучанию с союзами: тоже (союз) – то же (мест.+частица); потому (союз) – по тому (предлог+мест.) и т.д.

Сравните: Прежде всего он (Гаер) потребовал, чтобы мы приходили здороваться с ним по утрам (В.Каверин); Что бы ни происходило на белом свете, всё убеждало его (Петьку), что мы, ни минуты не медля, должны махнуть в Туркестан. (В.Каверин)

2.Наречное выражение во что бы то ни стало состоит из шести слов, которые пишутся раздельно.

Р а з д е л ь н о пишутся сложные (составные) союзы: для того чтобы, так как, потому что, так что и др.

Составила: Майорова И.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подчинительные союзы и союзные слова

Презентация к уроку русского языка "Подчинительные союзы и союзные слова"....

Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова

Урок включает несколько этапов: расширяет и углубляет общие сведения о сложноподчиненном предложении; совершенствуются навыки определения типов  плостых предложении в сложном; определение союзов и сою...

Урок по теме "Сложноподчиненные предложения. Подчинительные союзы и союзные слова в СПП".

Углубить знания обучающихся  о строении СПП  и постановке знаков препинания в нем; научить различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки....

Открытый урок: "Подчинительные союзы и союзные слова"

Конспект урока для 9 класса "Подчинительные союзы и союзные слова"...

Урок русского языка в 9 классе по теме «ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

Урок русского языка в 9 классе по теме "ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ" Разработка была представлена на конкурс "Мой лучший урок"...