Дидактический материал "Союзы и союзные слова. Способы различия подчинительных союзов и союзных слов".
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
По программе данная тема укладывается всего в два урока. Этого, конечно, мало. Кроме того, материал для закрепления темы приходится искать дополнительно. Надеюсь данная информация поможет коллегам в подготовке к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material.docx | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Д и д а к т и ч е с к и й м а т е р и а л
Союзы и союзные слова.
Необходимо различать подчинительные союзы и союзные слова.
С этой целью можно использовать ряд приемов.
Подчинительные союзы | Союзные слова |
| Являются словами самостоятельных частей речи (относительными местоимениями и наречиями). |
| Могут быть заменены словами других частей речи. |
| Являются членами предложения, не могут быть опущены. |
| Могут иметь на себе логическое ударение. |
| Могут связывать только предложения. |
| Могут выражать средство только подчинительной связи |
Сравните: 1) Мы втроем начали беседовать, как будто (= словно, точно) век были знакомы. (А.С.Пушкин) 2) Ты помнишь, какая (= хорошая, скверная) погода была? (А.А.Тарковский) |
- Прочитайте СПП. Укажите главную и придаточную части. Определите, чем присоединятся придаточные части к главным: союзами или союзными словами. Какими членами предложения являются союзные слова? Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1)И комната, где окна слишком у_зки, хр_нит любовь и помн_т ст_рину. 2) И ночь идёт, которая не веда_т ра_вета. 3) И я не верить не могла, что будет дружен он со мною… 4) Мы знаем, что ныне лежит на в_сах и что сов_ршается ныне. (А.А.Ахматова) 5) Когда мне было три года, переехали на казё_ую кв_ртиру при доме Училища живоп_си, в_яния и зодчества… 6) Иногда он (отец) обр_щался ко мне с про_ьбой занять п_ртретируемого, чтобы у м_дели не застывало лицо. 7) У Блока проза остаёт_ся источником, откуда вышло стихотворение. (Б.Л.Пастернак) 8) Если выпало В Импери_ родит_ся, лучше жить в глухой пр_винци_ у моря. (И.А.Бродский)
- А)Выпишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, сначала предложения с подчинительными союзами, затем – с союзными словами. Определите падеж относительных местоимений, выступающих в роли союзных слов; подчеркните их как члены предложения.
Б)Найдите в тексте СПП с двойным союзом, определите главную и придаточную части. Назовите все СПП с указательными словами (кроме тех, что выделены). Определите синтаксическую роль указательных слов.
Знания, которыми я обл_даю, сводят_ся к вл_дению языками… русским, латинским, француз_ким, англий_им, немец_им. Но для того, кто хочет быть полезен обществу, ещё весьма (не)достаточно иметь (не)сколько слов для одной идеи… Чем больше име_шь знаний, тем лучше мож_шь служить своему отечеству. Именно для того, что(бы) получить возможность их пр_обрести, я и прошу ув_льнения со службы. Прошу отозвания меня из унылой страны, где нельзя чему(либо) научит_ся. Здесь забыва_шь и то, что знал прежде. Я предпоч_л сказать вам правду (в)место того, что(бы) выставлять предлогом (не)здоровье или ра_тройство сост_яния. Всё это только общие места, которым (ни)кто не верит.
(По А.С.Грибоедову «Отрывок чернового письма неизвестному». Таврия, ноябрь 1820)
- Какие черты личности А.С.Грибоедова раскрывает данный фрагмент письма?
- Чтобы выполнить часть Б данного текста, познакомьтесь с информацией в рамке:
В главной части СПП могут располагаться указательные слова (тот, такой, там, туда, оттуда, тогда, столько и др.), которые служат для связи главной части с придаточной. Указательные слова помогают выделить в главной части то слово или словосочетание, которое поясняется придаточной частью. Указательные слова являются членами предложения. Я не слыхала звонов тех (каких?), что плавали в лазури чистой. (А.А.Ахматова) Если придаточная часть поясняет всю главную, то указательные слова могут сливаться с простыми подчинительными союзами, образуя составные союзы (потому что, оттого что, так что, так как, для того чтобы и др.) На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать (почему?), так как его звал граф Илья Андреич… (Л.Н.Толстой) Примечания: необходимо отличать СПП с указательными союзами чем…тем, если…то, когда…то, как…то, хотя…но, и др. Первый компонент двойного союза находится в придаточной части, второй – в главной. Вторая часть двойных союзов не является указательным словом. Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей… Когда б имел я сто очей, то все бы сто на вас глядели. (А.С.Пушкин) |
При изучении темы «Правописание союзов» у учащихся возникают проблемы в усвоении данной темы. Помогают упражнения, которые направлены на запоминание правила:
- На месте пропусков вставьте, учитывая смысл предложения, союз также или тоже. Объясните ваш выбор. Какие значения выражают эти союзы? Возможна ли их взаимозамена в данных предложениях?
1.Ты жил – я … мог бы жить. (Л.) 2. Странный старичок говорил очень протяжно, звук его голоса … изумил меня. (Т.) 3. Снегу было мало, снежных буранов … . (Арс.) 4. Толстый ковёр лежал на полу. Стены … были увешаны коврами. (М.Г.) 5. Она мне нравилась всё больше и больше, я … , по-видимому, был симпатичен ей. (Ч.) 6. На дворе и кругом было тихо; селение засыпало, в людской … смолк говор работников и прислуги. (Кор.) 7. Лаврецкий невольно поднялся со стула. Мария Дмитриевна … встала. (Т.) 8. Грустные мысли бродили у меня в голове. Отец был … печален. (Акс.)
2) Перепишите предложения, раскрывая скобки и объясняя правописание слов. Установите, к какой части речи они относятся.
1.Я стояла на столе и наматывала на швабру мокрую тряпку, что(бы) смести со стен паутину. 2.Я не могу прощать или не прощать тебе, что(бы) ты ни сделал для Кати. 3.Я не сдержалась, заплакала, и он (Валька) то(же) всхлипнул и полез в карман за платком. 4. Ромашов разыскивает Катю, то(есть) делает то(же), что я. 5.Три сильных удара послышались, когда я заходил второй раз, но некогда было думать об этом, потому(что) я уже лез на рейдер со стиснутыми зубами. За(то) теперь у меня было достаточно времени, что(бы) убедиться в том, что машина разбита. 6. Она (Катя) ненавидела Ромашова вдвое и втрое, может быть, (за)то, о чём я не хотел говорить.
(В.Каверин)
- Чтобы не ошибиться в написании союзов, предлагаю учащимся изучить теоретическую часть:
С л и т н о пишутся союзы, которые образованы от других частей речи: затем, зато, зачем, итак, отчего, потому, притом, также, тоже и др. Примечание: 1.Подобные союзы необходимо отличать от форм слов других частей речи, совпадающих по звучанию с союзами: тоже (союз) – то же (мест.+частица); потому (союз) – по тому (предлог+мест.) и т.д. Сравните: Прежде всего он (Гаер) потребовал, чтобы мы приходили здороваться с ним по утрам (В.Каверин); Что бы ни происходило на белом свете, всё убеждало его (Петьку), что мы, ни минуты не медля, должны махнуть в Туркестан. (В.Каверин) 2.Наречное выражение во что бы то ни стало состоит из шести слов, которые пишутся раздельно. Р а з д е л ь н о пишутся сложные (составные) союзы: для того чтобы, так как, потому что, так что и др. |
Составила: Майорова И.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подчинительные союзы и союзные слова
Презентация к уроку русского языка "Подчинительные союзы и союзные слова"....
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.
Урок изучения нового материала....
Презентация к уроку "Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложени"
Презентация обеспечивает визуализацию урока....
Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова
Урок включает несколько этапов: расширяет и углубляет общие сведения о сложноподчиненном предложении; совершенствуются навыки определения типов плостых предложении в сложном; определение союзов и сою...
Урок по теме "Сложноподчиненные предложения. Подчинительные союзы и союзные слова в СПП".
Углубить знания обучающихся о строении СПП и постановке знаков препинания в нем; научить различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки....
Открытый урок: "Подчинительные союзы и союзные слова"
Конспект урока для 9 класса "Подчинительные союзы и союзные слова"...
Урок русского языка в 9 классе по теме «ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»
Урок русского языка в 9 классе по теме "ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ" Разработка была представлена на конкурс "Мой лучший урок"...