Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова
методическая разработка (русский язык, 9 класс) по теме

Куриленко Нина Андреевна

Урок включает несколько этапов: расширяет и углубляет общие сведения о сложноподчиненном предложении; совершенствуются навыки определения типов  плостых предложении в сложном; определение союзов и союзных слов; закрепляет умение ставить знаки препинания в сложном предложении, знакомит учащихся с иными знаками препинания, которые могут разделять простые предложения, входящие в сострав сложного. Данный урок - первый по теме сложноподчиненные предложения. Основная цель не только продолжить знакомство с данной темой, но и  решать нравственную проблему, используя материал статьи Д.Лихачева о добрате, о щедрости души, бескорыстии. Воспитывать в учащихся добрату и честность, умение сочувствовать и приходить на помощь тем, кто нуждается в тебе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_kl_spp.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные

              союзы и союзные слова»

Цель: углубить понятие о сложноподчиненном предложении.

Задачи:

- повторить главные признаки, по которым выделяются придаточные предложения;

- освоить средства связи придаточного предложения с главным, совершенствуя при этом пунктуационные навыки;

- формировать навык использования сложноподчиненных  предложений в речи

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знание классификации сложных предложений;

- анализировать языковые явления;

- определять тип связи между предикативными частями предложений;

- уметь расставлять знаки препинания в СПП;

- оформлять на письме конструкцию сложных предложений.

Метапредметные:

- уметь свободно и правильно излагать свои мысли в письменной и устной форме;

- соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность).

Личностные:

- участвовать в творческом созидательном процессе;

- мотивировать свои действия;

- уметь слушать ответы одноклассников, соблюдать культуру ведения диалога.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы.

Этап работы

Содержание этапа

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимся:

Подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую хочет достичь на данном этапе учитель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

- создать положительный эмоциональный настрой;

- помочь принять правильную рабочую позу;

- напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы: словесные

- Проверка подготовленности к уроку;

- организация внимания и внутренней готовности;

- фиксация отсутствующих.

2

Проверка домашнего задания

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

- проверить уровень усвоения ранее изученного материала о сложном предложении;

- умение правильно приводить примеры СПП;


Цель, которую учитель хочет достичь: проверить умение учащихся правильно находить СПП и расставлять знаки препинания.

Методы организации работы: учебный диалог,

Самостоятельная работа учащихся.


Методы стимулирования: похвала.



- Какой раздел русского языка изучается? (синтаксис)

- Что из этого раздела вы изучили?

- Какое предложение называется ССП? (которые имеют две или более грамматических основ и могут употребляться самостоятельно)

- Приведите примеры  ССП из домашнего задания. ( учащиеся зачитывают предложения)


3




А)






































Б)















В)

Изучение нового учебного материала


Актуализация опорных знаний .


Цель, которая должна быть достигнута учащимися: научиться правильно устанавливать связь между главным и придаточным предложением.

Цель, которую хочет достичь учитель: создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.


Методы: побуждающий от проблемной ситуации  -  диалог .












Постановка учебной задачи


Цель: сформулировать цель урока.










Открытие новых знаний.


Цель: создание проблемной ситуации, обеспечивающей восприятие осмысления и первичного запоминания знаний.


Методы: учебный диалог





Учитель:

- Дома вы прочитали параграф  205 о строении сложноподчиненного предложения, поэтому сейчас мы посмотрим на доску, где записан текст, и поработаем с ним

На доске записан текст.

«М…л…сердие, пр…ветливость, д…брота делают человека кр…сивым. Лицо человека, которое ч…сто иск…жается злобой, становит… ся безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и (не)понимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, (не)способности жить. Человек, который (не) умеет понять другого, об…дняет свою жизнь и мешает жить другим». (Д.Лихачев)

Задания к тексту:

- спишите текст, обозначьте орфограммы, проанализируйте их

- сравните два предложения (текст на доске)

1 Лицо человека, часто искаженное злобой, становится безобразным.

2 Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразеым.

- Отличаются ли эти предложения по смыслу?

(нет,  не отличаются)

- А по структуре? Докажите.

( учащиеся находят главные члены предложения и доказывают, что первое предложение с причастным оборотом, а второе – сложноподчиненное, потому что есть зависимая часть – придаточное предложение, пользуясь карточками-подсказками. )

Приложение №1






- Что мы должны знать для нахождения СПП?

( Учащиеся сами формулируют задачи урока: главные признаки – определять СПП)













- Что общего у второго и четвертого предложений?  ( придаточные стоят в середине главного)

- Сделайте вывод о строении СПП. ( Состоит из главного и придаточного; придаточное может стоять перед главным, после него и в середине главного.)







Первичная проверка понимания

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала

Учащиеся строят схемы предложений, выделяют  придаточное и главное предложение.

- Посмотрите, при помощи чего придаточное  предложение присоединяется к главному. Подготовьте ответ на вопрос: «Основные средства связи придаточного  предложения с главным». Подготовьте опорную схему (Приложение №2)


1. Работа в парах: проговаривание конспекта друг другу.

2.По конспекту у доски отвечает один ученик.

5

Закрепление учебного материала:


Цель: учиться редактировать и конструировать СПП

Цель, которую ставит перед собой учитель: создавать условия для формирования умения редактировать и конструировать СПП

Задачи:

- обогащение речи учащихся нравственной тематикой.

Методы: учебный диалог

Виды деятельности

работа в группах, взаимопроверка и самооценка знаний.

Работа в группах.

Учащиеся делятся на 4 группы, каждая из которых получает карточку с заданием

Карточка №1. Задание: записать предложение в исправленном виде.

Карточка №2  задание: продолжить предложение, используя придаточные, определить средства связи.

Карточка №3 Задание : составить памятку из четырех СПП, используя подчинительные союзы и союзные слова

Карточка №4. Задание: расставить знаки препинания, выделить средства связи в СПП.

(Приложение №3)

Проверка выполненной работы – взаимопроверка

6

Домашнее задание


Цель: закрепить умение находить СПП,составлять схему, создавать мини-сочинение (рассуждение) на морально-этическую тему)

Параграф 205, упр 70 (выписать СПП, составить схему), создать собственное рассуждение на тему: «Что такое милосердие?»

7

Рефлексия


Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности .

- Что мы сегодня изучали?

- Что мы делали на уроке?

- Что вызвало затруднение?

- Чем будем заниматься на следующем уроке?

- Оцените свою работу на уроке.

ПРИЛОЖЕНИЕ  №1

Карточка №1        

                      Записать предложения в исправленном виде.

1. Герой  произведения выступает в защиту народа, которых он называет умным, бодрым.

2. Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней.

3. Человек постоянно ссорится с соседями, который не умеет жить.

4. Ведь счастье зачастую, где его не ждёшь, оказывается совсем не там.

5. Я учусь в школе, которая носит имя писателя, который известен всей стране.

Карточка №2        

                       Продолжить предложения, используя придаточные. Определить средства связи придаточного предложения с главным.

  1. Природу надо беречь…( почему ?)
  2. Запоминаются те книги… ( какие?
  3. На привал лучше расположиться там…(где?)
  4. Не забывай о том… ( о чём?)
  5. На привал лучше расположиться там (где ?)

Карточка№3.

        

                       «Если хотите понравиться людям»

      Задание. Составить памятку из четырёх сложноподчинённых предложений, используя подчинительные союзы, союзные слова и …советы Д.Корнеги.

 

 - чаще улыбайтесь;

 - искренне интересуйтесь жизнью других людей;

 - умейте выслушать до конца говорящего с вами;

 - говорите об интересующемся вашего собеседника;

 - искренне интересуйтесь тем, чем живут другие люди

Карточка №4.

                        Спишите, расставьте знаки препинания, укажите, чем связаны придаточные предложения с главным.

  1. Внимание к другому, чуткость делают сердце человека мягче, щедрее.
  2. Человек, который не способен поддержать другого в трудную минуту, откликаться на его боль, постепенно черствеет и становится суровым.
  3. Дело в том, что отзывчивость, милосердие – это признак душевной и духовной полноценности человека, способность жить среди людей.

О П О Р Н А Я   С Х Е М А

Средства связи придаточного предложения с главным.

      ПС                                                                                                               СС

(подчинительные                                                                                     (союзные слова)

         союзы )

        чтобы                                                что                                             который

потому что                                              как                                             кто

      будто                                                 когда                                          какой

так как

как будто

не члены предло-                                                                                     члены пред-

ложения                                                                                                     ложения

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал "Союзы и союзные слова. Способы различия подчинительных союзов и союзных слов".

По программе данная тема укладывается всего в два урока. Этого, конечно, мало. Кроме того, материал для закрепления темы приходится искать дополнительно. Надеюсь данная информация поможет коллегам в п...

Урок по теме "Сложноподчиненные предложения. Подчинительные союзы и союзные слова в СПП".

Углубить знания обучающихся  о строении СПП  и постановке знаков препинания в нем; научить различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки....

Урок русского языка в 9 классе по теме «ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

Урок русского языка в 9 классе по теме "ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ" Разработка была представлена на конкурс "Мой лучший урок"...

Сложноподчиненное предложение. Подчинительные союзы и союзные слова

Данный вид рабрты предполагает проверку знаний учащихся по теме "Сложноподчиненное предложение", а также умение отличать подчинительные союзы от союзных слов...

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

план-клнспект по теме "Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении", подготовка к ОГЭ 9 класс...