Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова
методическая разработка (русский язык, 9 класс) по теме
Урок включает несколько этапов: расширяет и углубляет общие сведения о сложноподчиненном предложении; совершенствуются навыки определения типов плостых предложении в сложном; определение союзов и союзных слов; закрепляет умение ставить знаки препинания в сложном предложении, знакомит учащихся с иными знаками препинания, которые могут разделять простые предложения, входящие в сострав сложного. Данный урок - первый по теме сложноподчиненные предложения. Основная цель не только продолжить знакомство с данной темой, но и решать нравственную проблему, используя материал статьи Д.Лихачева о добрате, о щедрости души, бескорыстии. Воспитывать в учащихся добрату и честность, умение сочувствовать и приходить на помощь тем, кто нуждается в тебе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl_spp.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные
союзы и союзные слова»
Цель: углубить понятие о сложноподчиненном предложении.
Задачи:
- повторить главные признаки, по которым выделяются придаточные предложения;
- освоить средства связи придаточного предложения с главным, совершенствуя при этом пунктуационные навыки;
- формировать навык использования сложноподчиненных предложений в речи
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знание классификации сложных предложений;
- анализировать языковые явления;
- определять тип связи между предикативными частями предложений;
- уметь расставлять знаки препинания в СПП;
- оформлять на письме конструкцию сложных предложений.
Метапредметные:
- уметь свободно и правильно излагать свои мысли в письменной и устной форме;
- соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность).
Личностные:
- участвовать в творческом созидательном процессе;
- мотивировать свои действия;
- уметь слушать ответы одноклассников, соблюдать культуру ведения диалога.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы.
№ | Этап работы | Содержание этапа |
1 | Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимся: Подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую хочет достичь на данном этапе учитель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: - создать положительный эмоциональный настрой; - помочь принять правильную рабочую позу; - напомнить о важности аккуратной работы в тетради. Методы: словесные | - Проверка подготовленности к уроку; - организация внимания и внутренней готовности; - фиксация отсутствующих. |
2 | Проверка домашнего задания Цели, которые учитель ставит перед учениками: - проверить уровень усвоения ранее изученного материала о сложном предложении; - умение правильно приводить примеры СПП; Цель, которую учитель хочет достичь: проверить умение учащихся правильно находить СПП и расставлять знаки препинания. Методы организации работы: учебный диалог, Самостоятельная работа учащихся. Методы стимулирования: похвала. | - Какой раздел русского языка изучается? (синтаксис) - Что из этого раздела вы изучили? - Какое предложение называется ССП? (которые имеют две или более грамматических основ и могут употребляться самостоятельно) - Приведите примеры ССП из домашнего задания. ( учащиеся зачитывают предложения) |
3 А) Б) В) | Изучение нового учебного материала Актуализация опорных знаний . Цель, которая должна быть достигнута учащимися: научиться правильно устанавливать связь между главным и придаточным предложением. Цель, которую хочет достичь учитель: создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. Методы: побуждающий от проблемной ситуации - диалог . Постановка учебной задачи Цель: сформулировать цель урока. Открытие новых знаний. Цель: создание проблемной ситуации, обеспечивающей восприятие осмысления и первичного запоминания знаний. Методы: учебный диалог | Учитель: - Дома вы прочитали параграф 205 о строении сложноподчиненного предложения, поэтому сейчас мы посмотрим на доску, где записан текст, и поработаем с ним На доске записан текст. «М…л…сердие, пр…ветливость, д…брота делают человека кр…сивым. Лицо человека, которое ч…сто иск…жается злобой, становит… ся безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и (не)понимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, (не)способности жить. Человек, который (не) умеет понять другого, об…дняет свою жизнь и мешает жить другим». (Д.Лихачев) Задания к тексту: - спишите текст, обозначьте орфограммы, проанализируйте их - сравните два предложения (текст на доске) 1 Лицо человека, часто искаженное злобой, становится безобразным. 2 Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразеым. - Отличаются ли эти предложения по смыслу? (нет, не отличаются) - А по структуре? Докажите. ( учащиеся находят главные члены предложения и доказывают, что первое предложение с причастным оборотом, а второе – сложноподчиненное, потому что есть зависимая часть – придаточное предложение, пользуясь карточками-подсказками. ) Приложение №1 - Что мы должны знать для нахождения СПП? ( Учащиеся сами формулируют задачи урока: главные признаки – определять СПП) - Что общего у второго и четвертого предложений? ( придаточные стоят в середине главного) - Сделайте вывод о строении СПП. ( Состоит из главного и придаточного; придаточное может стоять перед главным, после него и в середине главного.) |
Первичная проверка понимания Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала | Учащиеся строят схемы предложений, выделяют придаточное и главное предложение. - Посмотрите, при помощи чего придаточное предложение присоединяется к главному. Подготовьте ответ на вопрос: «Основные средства связи придаточного предложения с главным». Подготовьте опорную схему (Приложение №2) 1. Работа в парах: проговаривание конспекта друг другу. 2.По конспекту у доски отвечает один ученик. | |
5 | Закрепление учебного материала: Цель: учиться редактировать и конструировать СПП Цель, которую ставит перед собой учитель: создавать условия для формирования умения редактировать и конструировать СПП Задачи: - обогащение речи учащихся нравственной тематикой. Методы: учебный диалог Виды деятельности работа в группах, взаимопроверка и самооценка знаний. | Работа в группах. Учащиеся делятся на 4 группы, каждая из которых получает карточку с заданием Карточка №1. Задание: записать предложение в исправленном виде. Карточка №2 задание: продолжить предложение, используя придаточные, определить средства связи. Карточка №3 Задание : составить памятку из четырех СПП, используя подчинительные союзы и союзные слова Карточка №4. Задание: расставить знаки препинания, выделить средства связи в СПП. (Приложение №3) Проверка выполненной работы – взаимопроверка |
6 | Домашнее задание Цель: закрепить умение находить СПП,составлять схему, создавать мини-сочинение (рассуждение) на морально-этическую тему) | Параграф 205, упр 70 (выписать СПП, составить схему), создать собственное рассуждение на тему: «Что такое милосердие?» |
7 | Рефлексия Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности . | - Что мы сегодня изучали? - Что мы делали на уроке? - Что вызвало затруднение? - Чем будем заниматься на следующем уроке? - Оцените свою работу на уроке. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Карточка №1
Записать предложения в исправленном виде.
1. Герой произведения выступает в защиту народа, которых он называет умным, бодрым.
2. Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней.
3. Человек постоянно ссорится с соседями, который не умеет жить.
4. Ведь счастье зачастую, где его не ждёшь, оказывается совсем не там.
5. Я учусь в школе, которая носит имя писателя, который известен всей стране.
Карточка №2
Продолжить предложения, используя придаточные. Определить средства связи придаточного предложения с главным.
- Природу надо беречь…( почему ?)
- Запоминаются те книги… ( какие?
- На привал лучше расположиться там…(где?)
- Не забывай о том… ( о чём?)
- На привал лучше расположиться там (где ?)
Карточка№3.
«Если хотите понравиться людям»
Задание. Составить памятку из четырёх сложноподчинённых предложений, используя подчинительные союзы, союзные слова и …советы Д.Корнеги.
- чаще улыбайтесь;
- искренне интересуйтесь жизнью других людей;
- умейте выслушать до конца говорящего с вами;
- говорите об интересующемся вашего собеседника;
- искренне интересуйтесь тем, чем живут другие люди
Карточка №4.
Спишите, расставьте знаки препинания, укажите, чем связаны придаточные предложения с главным.
- Внимание к другому, чуткость делают сердце человека мягче, щедрее.
- Человек, который не способен поддержать другого в трудную минуту, откликаться на его боль, постепенно черствеет и становится суровым.
- Дело в том, что отзывчивость, милосердие – это признак душевной и духовной полноценности человека, способность жить среди людей.
О П О Р Н А Я С Х Е М А
Средства связи придаточного предложения с главным.
ПС СС
(подчинительные (союзные слова)
союзы )
чтобы что который
потому что как кто
будто когда какой
так как
как будто
не члены предло- члены пред-
ложения ложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал "Союзы и союзные слова. Способы различия подчинительных союзов и союзных слов".
По программе данная тема укладывается всего в два урока. Этого, конечно, мало. Кроме того, материал для закрепления темы приходится искать дополнительно. Надеюсь данная информация поможет коллегам в п...
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.
Урок изучения нового материала....
Презентация к уроку "Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложени"
Презентация обеспечивает визуализацию урока....
Урок по теме "Сложноподчиненные предложения. Подчинительные союзы и союзные слова в СПП".
Углубить знания обучающихся о строении СПП и постановке знаков препинания в нем; научить различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки....
Урок русского языка в 9 классе по теме «ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»
Урок русского языка в 9 классе по теме "ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ" Разработка была представлена на конкурс "Мой лучший урок"...
Сложноподчиненное предложение. Подчинительные союзы и союзные слова
Данный вид рабрты предполагает проверку знаний учащихся по теме "Сложноподчиненное предложение", а также умение отличать подчинительные союзы от союзных слов...
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении
план-клнспект по теме "Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении", подготовка к ОГЭ 9 класс...