Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Урок изучения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podchinitelnye_soyuzy_i_soyuznye_slova.docx | 37.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Литвинова Н.А. учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 42 г.Комсомольска-на-Амуре
Подчинительные союзы и союзные слова
в сложноподчиненном предложении.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ожидаемый результат:
- Личностный: формирование и развитие учебно-познавательного интереса учащихся к новому учебному материалу.
- Метапредметный:
- умение ставить учебные и познавательные цели и задачи;
- умение выделять основную мысль текста;
- умение делать умозаключения, выводы на основе аргументации;
- сформированность внутреннего умственного плана действия;
- адекватное и критическое оценивание учащимися самих себя и одноклассников в учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
- Предметный:
- знание особенностей подчинительных союзов и союзных слов в сложноподчиненном предложении;
- умение различать подчинительные союзы и союзные слова;
- конструирование сложноподчиненных предложений;
- уместное использование учащимися сложноподчиненных предложений в речи.
Цель: Осознание учащимися практической значимости материала по теме «Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении» и ценности совместной деятельности; обеспечение развития у учащихся умений ставить учебные и познавательные цели и задачи, выделять основную мысль текста, делать умозаключения, выводы на основе аргументации, отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи; содействие развитию умений критически оценивать самих себя и одноклассников в учебной деятельности, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению понятия подчинительного союза и союзного слова в сложноподчиненном предложении.
Задачи:
- Научить учащихся определять цели познавательной деятельности;
- Научить выделять основную мысль текста, делать умозаключения, выводы на основе аргументации;
- Научить отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи;
- Содействовать развитию умений критически оценивать самих себя и одноклассников в учебной деятельности, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- Помочь учащимся осознать особенности подчинительных союзов и союзных слов в сложноподчиненном предложении;
- Научить различать подчинительные союзы и союзные слова, конструировать сложноподчиненные предложения;
- Научить уместному использованию учащимися сложноподчиненных предложений в речи.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока.
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Проверка Д\З.
Цель: Выработка у учащихся на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Предварительное домашнее задание: упр.93. (Учебник русского языка. 9 класс. Под ред. М.М.Разумовской). Выразительно прочитать текст, озаглавить его. Выписать СПП, обозначить грамматические основы, определить структуру этих предложений, составить вертикальную и горизонтальную схемы.
У детей в нашей стране много любимых героев сказок. Один из самых известных – Дед Мороз. С ним дети знакомятся по устным рассказам, по книгам, по художественным фильмам, по телевизионным передачам. А многие маленькие дети верят, что именно Дед Мороз принес им в новогоднюю ночь подарок и положил его под празднично украшенную елку. Откуда же пришел этот симпатичный и добрый герой – Дед Мороз, старик с белой бородой, повелитель снегов, холодов и метелей, живущий где-то в лесу со своей внучкой Снегурочкой?
Сам обычай наряжать новогоднюю ель в том виде, в каком он существует сейчас в нашей стране, сравнительно молод. Обычай этот пришел к нам из Германии после того, как Петр I повелел отмечать начало нового года не 1 сентября, как это существовало у русских с 1492 года, а 1 января. а еще раньше Древняя Русь праздновала приход нового года 1 марта – как приход весны. Постепенно с новым обычаем наряжать елку стал связывать и образ Деда Мороза.
1.- Определите тему текста домашнего упражнения (история возникновения Деда Мороза в России). Как вы озаглавили текст?
- Готовимся к ГИА - А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему Дед Мороз любим детворой?»
А) Он ввел обычай наряжать новогоднюю ель.
В) Дед Мороз приносит детям в новогоднюю ночь подарок.
С) Дед Мороз – герой устных рассказов, сказок, художественных фильмов, телевизионных передач.
2. Прочитайте выписанные СПП. Слайд 2 Докажите, что это СПП. (состоит из двух частей, представляющих собой тесное смысловое и грамматическое единство, главной и придаточной. Части связаны при помощи подчинительных союзов или союзных слов) Сравните составленные дома схемы с образцами (1 ученик работает у доски).
1) А многие ребята верят, что именно Дед Мороз принес им в новогоднюю ночь подарок и положил его под празднично украшенную ёлку.
2. Работа с текстом.
2) Сам обычай наряжать новогоднюю ель в том виде, в каком он существует сейчас в нашей стране, сравнительно молод.
3) Обычай этот пришел к нам из Германии после того, как Петр I повелел отмечать начало нового года не 1 сентября, как это существовало у русских с 1492 года, а с 1 января.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Выявление места и причины затруднений.
Цель: Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организация анализа учащимися возникшей ситуации и выявление места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
- Доказывая, что предложения из домашней работы сложноподчиненные, вы сказали, что части связываются подчинительными союзами или союзными словами. Если бы сейчас вам предложили задание определить, чем является выделенные слова в этих предложениях - союзами или союзными словами,- смогли бы вы успешно выполнить это задание? (Нет)
- Почему? (Не знаем, что такое союзные слова)
- Какова будет тема урока? Слайд 3 (Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении).
- Чему вы хотите научиться на уроке? (Научимся отличать подчинительные союзы и союзные слова)
III. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта.
Цель: построение проекта выхода из затруднения, выбор способа и средств его реализации, построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
1. Исследование. По ходу работы заполняется таблица «Отличие союза от союзного слова».
Подчинительный союз | Союзное слово ….. (относительные местоимения, местоименные наречия) |
1. Можно изъять из предложения: смысл предложения не изменится. | 1. Можно поставить вопрос, является членом предложения. |
2. Можно заменить контекстным союзом-синонимом. | 2. Можно заменить словом самостоятельной части речи, словом(-ами) из главной части предложения. |
3. Не может быть выделен логическим ударением | 3. Произносится с ударением. |
- Как вы думаете, с чего можно начать исследование, предмет которого – союз и союзное слово? ( С известного. Мы знаем, что такое союз).
- Что мы знаем о союзе? ( Служебная часть речи, которая связывает о/ч или части сложного предложения. Союз не имеет морфологических признаков, он может быть простым или составным, с т.з .словообразования – производным или непроизводным. Союз не выполняет самостоятельной синтаксической функции)
- Давайте попробуем воспользоваться информацией о том, что союз не является членом предложения. Он входит в смысловую структуру предложения? (Нет). Его можно без ущерба для смысла изъять из предложения? (Да) Давайте попробуем изъять средство связи в 1 СПП из домашнего текста.
Слайды 5-10 А многие ребята верят: именно Дед Мороз принес им в новогоднюю ночь подарок и положил его под празднично украшенную ёлку.
- Можно ли заменить слово что заменить синонимичным будто? (Да)
- Еще раз прочитайте предложение, понаблюдайте, падает ли на слово логическое ударение, или слово произносится бегло.
- Какой вывод мы можем сделать на данном этапе?
- Давайте разбираться, что такое союзное слово. Как вы думаете, почему лингвисты назвали слово союзным? (Оно как и союз связывает части сложного предложения)
- Посмотрите на выделенные слова в предложениях: Слайды 11-16 Который час? Кто первый?
Откуда приехали? Определите часть речи (вопросительные местоимения и местоименное наречие).
- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи, местоимениям и наречию? (Да)
- Поработаем с предложением 2 из Д/З. Сам обычай наряжать новогоднюю ель в том виде, в каком он существует сейчас в нашей стране, сравнительно молод.
- Можно задать вопрос к выделенному слову?
- Можно заменить словом(-ами) из главной части предложения?
- Произносится с ударением?
- К какому мы пришли выводу?
- Как отличить подчинительный союз от союзного слова?
IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
1. Работа по учебнику, проговаривание списка наиболее употребительных союзов и союзных слов. (стр. 71)
- Внимательно рассмотрите таблицу, прочитайте наиболее употребительные союзы и союзные слова. Что интересного вы заметили? (Некоторые слова могут быть как союзом, так и союзным словом).
- Умение отличать подчинительные союзы и союзные слова нам необходимо? (Да, его практическая значимость очевидна)
2. Слайд 17 Устно определите средства связи придаточного предложения с главным.
- Новый год – это праздник, который нравится взрослым и детям.
- В доме, где стоит наряженная елка, царит радость и веселье.
- Все ждут чуда, когда часы бьют двенадцать.
- Если очень захотеть, то загаданное в новогоднюю ночь обязательно исполнится.
- Как встретишь Новый год, так его и проведешь.
V.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: самостоятельное закрепление нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.
1. Слайд 18 Составьте 4 сложноподчиненных предложений, соотнося главную и придаточную часть, используя предложенные средства связи. Укажите, чем является средство связи - союзом или союзным словом.
Самопроверка по эталону Слайд 19:
1.3. Если (с.) вы хотите понравиться людям, почаще улыбайтесь.
2.4. Дарите такие подарки, которые(с.сл.) поднимают настроение.
3.1. Искренне говорите родным о том, как (с.сл.) вы их любите.
4. 2. Когда (с.) сделаешь чудо своими руками, станешь счастливее.
VI. Включение нового материала в систему знаний.
Цель: повторение и закрепление ранее изученного, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
Слайд 20 - Выполните синтаксический разбор сложноподчиненного предложения: Волшебна новогодняя ночь, ожидание которой озарено надеждой исполнения мечты. (Повеств., невоскл., гл. часть - №1, придат. - №2, части соединены союзным словом которой).
- Какое пунктуационное правило можно проиллюстировать данным предложением? (Между частями СПП ставится запятая).
VII. Рефлексия УД на уроке.
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
1.Слайд 21 – Что мы сегодня делали на уроке? Вы удовлетворены своей работой? Какие практические умения приобрели? Где они (умения) могут вам пригодиться?
2. Домашнее задание. п.12, стр. 70-72 упр. 91.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложени"
Презентация обеспечивает визуализацию урока....
Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении".
Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении" с использованием интерактивной доски. Презентация и конспект урока....
Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении".
Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении" с использованием интерактивной доски. Презентация и конспект урока....
Урок русского языка в 9 классе по теме «ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»
Урок русского языка в 9 классе по теме "ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ" Разработка была представлена на конкурс "Мой лучший урок"...
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях".
Презентация к уроку содержит теоретический материал и задания для закрепления по данной теме....
Презентация к уроку русского языка по теме "Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении", 9 класс
Данная презентация содержит комплекс заданий, позволяющих отработать особености союзных слов, их отличия от подчинительных союзов и роль в предложении....
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении
план-клнспект по теме "Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении", подготовка к ОГЭ 9 класс...