Урок по теме "Сложноподчиненные предложения. Подчинительные союзы и союзные слова в СПП".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Горохова Наталья Николаевна

Углубить знания обучающихся  о строении СПП  и постановке знаков препинания в нем; научить различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок

Слайд 1

Сложноподчинённые предложения.

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.

        Цели урока: 

  • углубить знания о строении СПП  и постановке знаков препинания в нем;
  • проанализировать типичные задания ГИА части В;
  • развивать  умения находить главное и придаточное предложения и устанавливать смысловое отношение между ними с помощью вопроса;
  • научить различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки;
  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
  • воспитывать у обучающихся уважительное отношение к урокам русского языка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы и целей урока.

Слайд 2

II. Словарно – орфографическая  работа.

(Учащиеся по цепочке комментируют правописание слов с различными видами орфограмм).

- Правописание каких  орфограмм  мы повторяли?

Слайд 3

III. Работа по теме урока.

  1. Актуализация ранее изученного материала о сложном предложении.

-  Какие предложения называются сложными?

– Что вам известно о ССП?

- Что вам известно о СПП?

– Какими средствами связываются главное и придаточное предложения? (Подчинительными союзами и союзными словами.)

– Что можно сказать о пунктуации в СПП?

– Какие подчинительные союзы вы знаете? (Записываются союзы на доске)

– Какие союзные слова вам известны?

Слайды  4, 5

  1. Задание.

Глядя на предложенные на экране схемы, определите вид сложных предложений.

  1. Запись предложений.

Мы не видели, как ученики подошли к школе.

Я не знаю, как пройти к остановке.

Чем связаны предложения? (Словом как.)

– В каком предложении на слово как падает логическое ударение?

– Уберите из предложений слово как, какое предложение потеряло смысл?

– Попробуем заменить как на другое слово (Мы не видели, что ученики подошли к школе.)

(По ходу работы делается запись на доске.)

- Какие различия союзов и союзных слов вы знаете?

Слайд  6

Слайд  7

Вывод:

Союз

1. Можно убрать из предложения.

2. Можно заменить другим союзом.

3. Не является членом предложения.

Союзное слово

1. Является членом предложения

2. Падает логическое ударение.

  1. Закрепление материала

Слайд  8

4.1. Проанализируйте предложения, постройте схемы.

Я верил, что мы достигнем цели. Мы ушли, когда на улице уже стемнело. Чтобы не проиграть ответный матч, команда должна усиленно тренироваться. (Несколько человек у доски).

Слайд  9

4.2. Перестройте простое предложение в сложное так, чтобы смысл остался неизменным.

 Ребята с восхищением наблюдали за работой сложных машин. – Ребята с восхищением наблюдали, как работают сложные машины. Слайд 10 (ПРОВЕРКА)

Слайды 11,12, 13, 14

    5.   Тестовые задания (учащиеся самостоятельно выполняют задания с последующей проверкой).

   В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?


      Вечером на веранде мы стали разбирать книги (1) среди (2) которых были любимые мною произведения Дюма, Грина, Скотта (3) а также (4) труды по философии и искусству.

а) 1, 2, 3

      б) 1,2,3,4

      в) 1,3

      г) 2,3

 

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?


      Многие путешественники (1) после долгого похода (2) во время (3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире.

      а) 2, 4 

      б) 1, 2, 3, 4

      в) 1, 2, 3

      г) 1, 3, 4

 

   В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

 

а) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.

б) Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.

в) Чаще всего я возвращался, конечно, туда, где сидела девушка.

г) Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил отдохнула ли она от дороги.

 

    В каком случае на месте пропуска нужна запятая?

 

а) По мере того__ как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.

б) С тех пор как я расстался с деревней__ это раздолье не переставало сниться мне.

в) В лесу было тихо, несмотря на то__  что солнце уже поднялось.

 г) Коли ты__ в самом деле__ желаешь мне добра, так отпусти в Оренбург.

 

  1. Тренировочные  упражнения.

Слайд 15

  Спишите сложноподчиненные предложения, вставив необходимый по смыслу простой союз или союзное слово. Расставьте знаки препинания.

1. Известно__ в первый период своего творческого пути Пушкин был любим соотечественниками. 2. В высшей степени важно__  дети приучались еще с юных лет работать. 3. Чувство гуманности оскорбляется__  люди не уважают в других человеческого достоинства... 4. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать__  она так загрустила. 5. И лица их были такие измученные__  эти люди несли на себе непомерную тяжесть.

7. Выделите главное и придаточное предложения. Обратите внимание на знаки препинания.

Слайд 16.

1.Было так темно, что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы (Л. Толстой). 2. Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть (Достоевский). 3. Хотя снегу не было сверху, над головой не виднелось ни одной звездочки (Л. Толстой). 4. Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-нибудь, зверь тревожно нюхал воздух (Горький). 5. Дня через три пришел ко мне Афанасий и спросил, не надо ли послать за доктором (Чехов). 6. Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто это звонит и зачем (Горький).

8. Выполнение упражнение из учебника.

IV. Подведение итогов урока.

– Что вы узнали о СПП?

– Назовите средства связи в СПП?

– Как различать союзы и союзные слова.

Комментирование оценок.

V. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал "Союзы и союзные слова. Способы различия подчинительных союзов и союзных слов".

По программе данная тема укладывается всего в два урока. Этого, конечно, мало. Кроме того, материал для закрепления темы приходится искать дополнительно. Надеюсь данная информация поможет коллегам в п...

Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова

Урок включает несколько этапов: расширяет и углубляет общие сведения о сложноподчиненном предложении; совершенствуются навыки определения типов  плостых предложении в сложном; определение союзов и сою...

Урок русского языка в 9 классе по теме «ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

Урок русского языка в 9 классе по теме "ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ" Разработка была представлена на конкурс "Мой лучший урок"...

Презентация к уроку русского языка по теме "Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении", 9 класс

Данная презентация содержит комплекс заданий, позволяющих отработать особености союзных слов, их отличия от подчинительных союзов и роль в предложении....

Сложноподчиненное предложение. Подчинительные союзы и союзные слова

Данный вид рабрты предполагает проверку знаний учащихся по теме "Сложноподчиненное предложение", а также умение отличать подчинительные союзы от союзных слов...