Открытый урок: "Подчинительные союзы и союзные слова"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Конспект урока для 9 класса "Подчинительные союзы и союзные слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 43 КБ |
kartochka.doc | 20 КБ |
marshrutnyi_list_uroka.doc | 27.5 КБ |
tablitsa.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока: 1).обучающая: углубить понятие о сложноподчинённом предложении;
закрепить главные признаки, по которым выделяются
придаточные предложения; освоить связи придаточного
предложения с главным, совершенствуя пунктуационные
навыки; составлять схемы сложного предложения и
производить пунктуационный разбор;
2).воспитательная: воспитание интереса к слову, как средству общения,
источнику получения информации; связь изучаемого с
жизнью;
3).развивающая:умение составлять монологическое высказывание на
лингвистическую тему; развитие орфографической и пун-
ктуационной зоркости.
Ход урока.
I.Лингвистическая разминка.
1.Словарно-орфографическая работа.
Задание: записать слова, выделив орфограммы.
Участник, прочувствованный, расчёт, карьерист, адъютант, искусство, артиллерист, интеллигентный, возлагать, искусный, рассчитать, притворяться, прибытие, бескорыстный, безыдейный, асфальтированный, гигантский, антигуманный, расспросить, оптимист.
2.Работа со словарём.
Задание: дайте лексическое толкование слов, подберите синонимы и составьте с ними сложные предложения.
Комментарий, популярный.
II. «Слепая таблица».
Задание: посмотрите на таблицу и заполните пустые её участки по теме: «Сложное предложение», соединив клетки стрелочками.
III.Устная работа с предложениями.
Задание: дайте характеристику следующим предложениям по таблице.
1).Земля благодарит земледельца урожаями за то, что он трудится.
2). Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее – от человека.
3). Труд человека кормит – лень портит.
IV. Расскажите о сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях, аргумен-
тируя свои высказывания примерами.
- в это время учащийся работает у доски по карточке.
Карточка.
Задание: расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений, расскажите о месте придаточного предложения по отношению к главному.
1).Человек-труженик человек-патриот бережно относится к природе чтобы она стала ещё более могущественной и прекрасной.
2).Каждый молодой боец которого прославила страна за его ударный труд никогда не должен терять почву под ногами.
V. Творческий диктант.
Задание: запишите предложения, расставив знаки препинания.
1). «Слово о полку Игореве» уникальное художественное произведение повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли.
- Переделайте предложение так, чтобы оно стало СПП. Запишите, подчеркните граммати-
ческие основы. Начертите его схему.
2).Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений и автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей.
- Составьте схему предложения. Замените его СПП предложением.
- Чем прикрепляется придаточное предложение в первом сложном предложении и во втором?
VI. Работа с таблицей «Подчинительные союзы и союзные слова в СПП». (теория п.206).
Задание: прочитав параграф учебника и рассмотрев таблицу, расскажите о различии союзного слова от союза.
VII.Тренировочные упражнения.
1.Упр.68 (комментированное письмо).
2.Работа с опорным конспектом. (Практика с.41).
3.Упр.73 (выборочный диктант).
4.Анализ предложения.
Я увидел, появившееся на краю неба, белое облачко, которое принял сперва за отдалённый холмик.
- сделайте полный синтаксический разбор данного предложения.
5.Редактирование предложений.
1).На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду.
2).Пассажиры заполнили трамвай, который шёл к заводу, на котором через полчаса начиналась смена.
-Какие способы устранения речевых недочётов вы выбрали?
VIII. Выводы по уроку.
1.Лингвистический эксперимент.
- Докажите, что союзные слова являются членами предложения. Для этого используйте способ расчленения сложной конструкции.
Только творя, мы можем почувствовать всё счастье, которое даёт нам свободный труд.
-Какими словами заменили слово которое? Чем связывается придаточное с главным?
- Используйте способ расчленения другого сложного предложения.
К хуторку, где располагался санбат, подъехали перед самой темнотой.
- Что произошло с союзом где?
- Что нового узнали на уроке?
2.Цифровой диктант.
Задание: под каждой цифрой поставить знак +, если согласен с утверждением, и знак -, если не согласен.
1).Предложения бывают простые, сложные, составные.
2).Независимое предложение в составе СПП называется главным.
3).Подчинительные союзы не являются членами предложения.
4).Главное и придаточное предложения присоединяются при помощи сочинительных союзов.
5).Союзное слово в придаточном предложении можно заменить другим словом.
6).Придаточное предложение может стоять только перед главным или после него.
Д/з: п.205,206, упр.78.
«Сложноподчинённые предложения. Подчинительные союзы и союзные слова».
(русский язык, 9 класс)
Учитель: ИВЛЕВА
Ирина Викторовна
МОУ ООШ д.Бруслановка
Липецкий район Липецкая область
2005 год
Предварительный просмотр:
Карточка №1.
Задание: Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений. Расскажите о месте придаточного предложения по отношению к главному.
- Человек-труженик человек-патриот бережно относится к природе чтобы она стала ещё более могущественной и прекрасной.
- Каждый молодой боец которого прославила страна за его ударный труд никогда не должен терять почву под ногами.
Предварительный просмотр:
Слепая таблица.
- Дайте характеристику следующим предложениям:
- Земля благодарит земледельца урожаями за то, что он трудится.
- Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее – от человека.
- Труд человека кормит – лень портит.
Анализ предложения.
Я увидел, появившееся на краю неба, белое облачко, которое принял сперва за отдалённый холмик.
Редактирование предложений.
- На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду.
- Пассажиры заполнили трамвай, который шёл к заводу, на котором через полчаса начиналась смена.
Лингвистический эксперимент.
- Докажите, что союзные слова являются членами предложения. Для этого используйте способ расчленения сложной конструкции.
Только творя, мы можем почувствовать всё счастье, которое даёт нам свободный труд.
- Какими словами заменили слово которое? Чем связывается придаточное с главным?
- Используйте способ расчленения другого сложного предложения.
К хуторку, где располагался санбат, подъехали перед самой темнотой.
- Что произошло с союзом где?
Предварительный просмотр:
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Таблица № 30
ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Присоединяют придаточное предложение к главному:
Подчинительные союзы чтобы, потому что, так как, если, хотя и др. | Не являются членами предложения (союз часто можно опустить или заменить другим союзом) | |
Союзные слова (относительные местоимения) который, какой, где, куда и др. | Являются членами предложения (опустить нельзя, заменяются другим союзным словом) | |
Вопросы и задания:
1. Рассмотрите таблицу и подготовьте ответ о роли подчи-
нительных союзов и союзных слов в сложноподчиненном
предложении.
2. Как различать подчинительные союзы и союзные
слова?
3. Прочитайте. Чем присоединены придаточные предло-
жения к главному? Обоснуйте свой ответ. При затруднении
обратитесь к учебнику.
- Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко,
которое принял было сперва за отдаленный холмик.
(А. Пушкин.) - Бывают дни, когда я жалок сам себе. (С. Надсон.)
- Когда в товарищах, согласья нет, на лад их дело не
пойдет. (И. Крылов.) - Что волки жадны, всякий знает. (И. Крылов.)
- Скажи, мудрец младой, что прочно на земле? (К. Ба-
тюшков.) - Нам не дано предугадать, как слово наше отзовет-
ся. (Ф. Тютчев.) - Чего я опасался, то и случилось. (А. Пушкин.)
- Я вышел из кибитки и требовал, чтобы отвели меня
к их начальнику. (А. Пушкин.) - В то время как мой товарищ остановился, мелькну-
ла перед моими глазами большая бабочка. (С. Ак-
саков.)
Слова что, когда, как могут выступать в роли подчинительных союзов и союзных слов. Например:
союз
Он знал, что надо говорить.— Он знал: надо говорить.
союзн. сл.
Он знал, что надо говорить.— Он знал, о чем надо говорить.
союзн. сл.
Слова, что я услышал, обрадовали меня.— Слова, которые я услышал, обрадовали меня.
62
63
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал "Союзы и союзные слова. Способы различия подчинительных союзов и союзных слов".
По программе данная тема укладывается всего в два урока. Этого, конечно, мало. Кроме того, материал для закрепления темы приходится искать дополнительно. Надеюсь данная информация поможет коллегам в п...
Подчинительные союзы и союзные слова
Презентация к уроку русского языка "Подчинительные союзы и союзные слова"....
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.
Урок изучения нового материала....
Презентация к уроку "Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложени"
Презентация обеспечивает визуализацию урока....
Конспект урока по теме "Союзы и союзные слова как средство связи в СПП"
Цель урока: выработка алгоритма, позволяющего обучить 9-классников различать союзы и союзные слова как средство связи в СПП....
Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова
Урок включает несколько этапов: расширяет и углубляет общие сведения о сложноподчиненном предложении; совершенствуются навыки определения типов плостых предложении в сложном; определение союзов и сою...
СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА. УКАЗАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
Теоретический материал "Союзы и союзные слова. Указательные слова"....