Открытый урок: "Подчинительные союзы и союзные слова"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Ивлева Ирина Викторовна

Конспект урока для 9 класса "Подчинительные союзы и союзные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc43 КБ
Microsoft Office document icon kartochka.doc20 КБ
Microsoft Office document icon marshrutnyi_list_uroka.doc27.5 КБ
Microsoft Office document icon tablitsa.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока: 1).обучающая: углубить понятие о сложноподчинённом предложении;

                                             закрепить главные признаки, по которым выделяются

                                                      придаточные  предложения; освоить связи придаточного

                                                      предложения с главным, совершенствуя пунктуационные

                                                      навыки; составлять схемы сложного предложения и

                                                       производить пунктуационный разбор;

                             2).воспитательная: воспитание интереса к слову, как средству общения,

                                                       источнику получения информации; связь изучаемого с

                                                       жизнью;

                              3).развивающая:умение составлять монологическое высказывание на

                                                       лингвистическую тему; развитие орфографической и пун-

                                                       ктуационной зоркости.

                                                 Ход урока.

I.Лингвистическая разминка.     

1.Словарно-орфографическая работа.

Задание: записать слова, выделив орфограммы.

Участник, прочувствованный, расчёт, карьерист, адъютант, искусство, артиллерист, интеллигентный, возлагать, искусный, рассчитать, притворяться, прибытие, бескорыстный, безыдейный, асфальтированный, гигантский, антигуманный, расспросить, оптимист.

2.Работа со словарём.

Задание: дайте лексическое толкование слов, подберите синонимы и составьте с ними сложные предложения.

Комментарий, популярный.

II. «Слепая таблица».

Задание: посмотрите на таблицу и заполните пустые её участки по теме: «Сложное предложение», соединив клетки стрелочками.

 

III.Устная работа с предложениями.

Задание: дайте характеристику следующим предложениям по таблице.

1).Земля благодарит земледельца урожаями за то, что он трудится.

2). Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее – от человека.

3). Труд человека кормит – лень портит.

IV. Расскажите о сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях, аргумен-

тируя свои высказывания примерами.

- в это время учащийся работает у доски по карточке.

                                                  Карточка.

 

Задание: расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений, расскажите о месте придаточного предложения по отношению к главному.

1).Человек-труженик  человек-патриот бережно относится к природе чтобы она стала ещё более могущественной  и прекрасной.

2).Каждый молодой боец которого прославила страна за его ударный труд никогда не должен терять почву под ногами.

V. Творческий диктант.

Задание: запишите предложения, расставив знаки препинания.

1). «Слово о полку Игореве» уникальное художественное произведение повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли.

- Переделайте предложение так, чтобы оно стало СПП. Запишите, подчеркните граммати-

ческие  основы. Начертите его схему.

2).Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений и автор «Слова…» призывает к сплочению всех русских князей.

- Составьте схему предложения. Замените его СПП предложением.

- Чем прикрепляется придаточное предложение в первом сложном предложении и во втором?

VI. Работа с таблицей «Подчинительные союзы и союзные слова в СПП». (теория п.206).

Задание: прочитав параграф учебника и рассмотрев таблицу, расскажите о различии союзного слова  от союза.

VII.Тренировочные упражнения.

1.Упр.68 (комментированное письмо).

2.Работа с опорным конспектом. (Практика с.41).

3.Упр.73 (выборочный диктант).

4.Анализ предложения.

Я увидел, появившееся на краю неба, белое облачко, которое принял сперва за отдалённый холмик.

- сделайте полный синтаксический разбор данного предложения.

5.Редактирование предложений.

1).На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду.

2).Пассажиры заполнили трамвай, который шёл к заводу, на котором через полчаса начиналась смена.

-Какие способы устранения речевых недочётов вы выбрали?

VIII. Выводы по уроку.

1.Лингвистический эксперимент.

- Докажите, что союзные слова являются членами предложения. Для этого используйте способ расчленения сложной конструкции.

Только творя, мы можем почувствовать всё счастье, которое даёт нам свободный труд.

-Какими словами заменили слово которое? Чем связывается придаточное с главным? 

- Используйте способ расчленения другого сложного предложения.

К хуторку, где располагался санбат, подъехали перед самой темнотой.

- Что произошло с союзом где?

- Что нового узнали на уроке?

2.Цифровой диктант.

Задание: под каждой цифрой поставить знак +, если согласен с утверждением, и знак -, если не согласен.

1).Предложения бывают простые, сложные, составные.

2).Независимое предложение в составе СПП называется главным.

3).Подчинительные союзы не являются членами предложения.

4).Главное и придаточное предложения присоединяются при помощи сочинительных союзов.

5).Союзное слово в придаточном предложении можно заменить другим словом.

6).Придаточное предложение может стоять только перед главным или после него.

Д/з: п.205,206, упр.78.

   

                 «Сложноподчинённые предложения. Подчинительные союзы и союзные слова».

         

            (русский язык, 9 класс)

        Учитель: ИВЛЕВА

                                                               Ирина Викторовна

                            МОУ ООШ д.Бруслановка

                           Липецкий  район    Липецкая  область

                                               2005 год

        



Предварительный просмотр:

                                              Карточка №1.

Задание: Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений. Расскажите о месте придаточного предложения по отношению к главному.

  1. Человек-труженик  человек-патриот бережно относится к природе  чтобы она стала ещё более могущественной и прекрасной.
  2. Каждый молодой боец которого прославила страна за его ударный труд никогда не должен терять почву под ногами.



Предварительный просмотр:

Слепая таблица.

- Дайте характеристику следующим предложениям:

  1. Земля благодарит земледельца урожаями за то, что он трудится.
  2. Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее – от человека.
  3. Труд человека кормит – лень портит.

Анализ предложения.

Я увидел, появившееся на краю неба, белое облачко, которое принял сперва за отдалённый холмик.

Редактирование предложений.

  1. На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду.
  2. Пассажиры заполнили трамвай, который шёл к заводу, на котором через полчаса начиналась смена.

Лингвистический эксперимент.

- Докажите, что союзные слова являются членами предложения. Для этого используйте способ расчленения сложной конструкции.

      Только творя, мы можем почувствовать всё счастье, которое даёт нам свободный труд.

- Какими словами заменили слово которое? Чем связывается придаточное с главным?

- Используйте способ расчленения другого сложного предложения.

       К хуторку, где располагался санбат, подъехали перед самой темнотой.

- Что произошло с союзом где?            



Предварительный просмотр:

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Таблица № 30

ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ

И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Присоединяют придаточное предложение к главному:

Подчинительные союзы

чтобы, потому что, так как, если, хотя и др. 

Не являются членами предложения (союз часто можно опустить или заменить другим союзом) 

Союзные слова (относительные местоимения) который, какой, где, куда и др.                

Являются членами предложения (опустить нельзя, заменяются другим

 союзным словом) 


Вопросы и задания:

1.        Рассмотрите таблицу и подготовьте ответ о роли подчи-
нительных союзов и союзных слов в сложноподчиненном
предложении.

2.        Как  различать  подчинительные   союзы   и   союзные
слова?

3.        Прочитайте. Чем присоединены придаточные предло-
жения к главному? Обоснуйте свой ответ. При затруднении
обратитесь к учебнику.

  • Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко,
    которое принял было сперва за отдаленный холмик.
    (А. Пушкин.)
  • Бывают дни, когда я жалок сам себе. (С. Надсон.)
  • Когда в товарищах, согласья нет, на лад их дело не
    пойдет.
    (И. Крылов.)
  • Что волки жадны, всякий знает. (И. Крылов.)
  • Скажи, мудрец младой, что прочно на земле? (К. Ба-
    тюшков.)
  • Нам не дано предугадать, как слово наше отзовет-
    ся.
    (Ф. Тютчев.)
  • Чего я опасался, то и случилось. (А. Пушкин.)
  • Я вышел из кибитки и требовал, чтобы отвели меня
    к их начальнику.
    (А. Пушкин.)
  • В то время как мой товарищ остановился, мелькну-
    ла перед моими глазами большая бабочка.
    (С. Ак-
    саков.)

Слова что, когда, как могут выступать в роли подчинительных союзов и союзных слов. Например:

союз

Он знал, что надо говорить.— Он знал: надо говорить.

союзн. сл.

Он знал, что надо говорить.— Он знал, о чем надо говорить.

союзн. сл.

Слова, что я услышал, обрадовали меня.— Слова, которые я услышал, обрадовали меня.


62


63


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал "Союзы и союзные слова. Способы различия подчинительных союзов и союзных слов".

По программе данная тема укладывается всего в два урока. Этого, конечно, мало. Кроме того, материал для закрепления темы приходится искать дополнительно. Надеюсь данная информация поможет коллегам в п...

Подчинительные союзы и союзные слова

Презентация к уроку русского языка "Подчинительные союзы и союзные слова"....

Конспект урока по теме "Союзы и союзные слова как средство связи в СПП"

Цель урока: выработка алгоритма, позволяющего обучить 9-классников различать союзы и союзные слова как средство связи в СПП....

Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова

Урок включает несколько этапов: расширяет и углубляет общие сведения о сложноподчиненном предложении; совершенствуются навыки определения типов  плостых предложении в сложном; определение союзов и сою...

СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА. УКАЗАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

Теоретический материал "Союзы и союзные слова. Указательные слова"....