Конспект урока 5 класс «БУКВЫ И-Ы ПОСЛЕ Ц»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
КОНСПЕКТ УРОКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ: «БУКВЫ И-Ы ПОСЛЕ Ц»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 67 КБ |
лист оценивания ученика | 41.5 КБ |
презентация | 1.44 МБ |
рефлексия | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ: «БУКВЫ И-Ы ПОСЛЕ Ц»
Цель: создание условий для знакомства учащихся с новой орфограммой «Буквы ы-и после ц», её обозначением и применением; продолжение формирования орфографической зоркости учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами И-Ы после Ц;
смогут на практике применять теоретические знания;
- личностные УУД:
положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
следование в поведении моральным и этическим требованиям;
-регулятивные УУД:
планировать свои действия;
проговаривать вслух последовательность производимых действий.
- Коммуникативные УУД:
развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
развивать умение сотрудничать в паре и группе;
отвечать на вопросы, слушать и слышать;
формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- Познавательные УУД:
понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать, применять и извлекать нужную информацию.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Мультимедийная презентация
- Таблицы для заполнения учащимися
- Раздаточный материал (карточки с дифференцированными заданиями)
- Учебники русского языка для 5 класса, авторы: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львова, 2012 .
ХОД УРОКА.
- Оргмомент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
- Разминка. Работа с текстом (Слайд 3)
И вот настал счастливый момент. Железный Дровосек стоял перед Элли (1). Он был совсем как новенький. Если не считать нескольких заплаток. Заплатки были наложены там. Железо насквозь пробилось о скалы (1). Мигуны отшлифовали Железного Дровосека. Дровосек блестел. На него больно было глядеть (1).
- Устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями. Объедините простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы: когда, где, и, так, что.
- В скобках указано, сколько предложений должно получиться. Всего – 3 предложения
Текст-оригинал. (Слайд 4 )
И вот настал счастливый момент, когда Железный Дровосек стоял перед Элли. Он был совсем как новенький, если не считать несколько заплаток, наложенных там, где железо пробилось о скалы. Мигуны ошлифовали его, и он так блестел, что на него больно было смотреть.
Определите стиль речи текста.
- Актуализация субъективного опыта учащихся:
а) устный фронтальный опрос учащихся по пройденному материалу (правописание корней с чередованием, буквы о-ё после шипящих в корне слова). Учащиеся отмечают, что слова на данные правила нельзя проверить подбором однокоренного проверочного слова; их написание зависит от позиции в слове.
б) проверка усвоения знаний с использованием карточек разных цветов: учитель по очереди предлагает учащимся несколько слов, учащиеся поднимают карточку того цвета, который соответствует нужной в слове букве (а, о, ё): ч_рный, р_сти, прич_ска, р_сток, ш_рох, изл_гать, ш_лк, ш_в, предл_жение (Слайд 5)
Далее учитель зачитывает слова (их учащиеся воспринимают на слух): вырос, предположение, выращенный, шепот, прилагательное, заросли, желтый, крыжовник.
- Стадия вызова. Побуждение интереса к новой теме:
а) Угадывание звука «по паспорту» (по его характеристике):
Учитель: Отгадайте звук по «паспорту»: согласный, твердый непарный, глухой непарный - /Ц/. (Слайд 6)
б) Сообщение учителем исторических (этимологических) сведений о букве Ц: Учитель: Ребята, буква Ц - необычная буква. В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Со временем (14в.) звук Ц стал твердым. Буква И после Ц мягкости не обозначает. Хотя до сих пор в некоторых говорах, например на Украине, мягкость произношения сохранилась. Разнообразие написаний слов с Ц объясняется историческими причинами. (Слайд 7)
в) Чтение учителем стихотворения. Учащиеся определяют, какое сочетание звуков в нем повторяется:
Учитель: Послушайте стихотворение и скажите, какое сочетание звуков повторяется в нем? (Слайд 8)
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где И, а где же Ы
г) Самостоятельная формулировка учащимися темы и целей урока
5. Стадия осмысления. Получение новой информации.
На данной стадии учащиеся занимаются исследовательской деятельностью в группах (Слайд 9):
а) самостоятельная работа учащихся в группах с использованием учебника с целью выяснения правила правописания букв И-Ы после Ц (§44, стр. 128),
б) заполнение учащимися второй и третьей группы таблиц «И-Ы после Ц», создание первой группой кластера.
в) коллективная работа с таблицей (Слайд 10). Учитель обращает внимание учащихся на то, как выделяется данная орфограмма. Учащиеся доказывают, что написание букв И-Ы после Ц зависит от позиции в слове, т.е. от той морфемы, в которой находится орфограмма
г) знакомство с правилом «Буквы И-Ы после Ц» в стихотворной форме:
Учитель: Поможет запомнить правило правописания ЦИ-ЦЫ стихотворение (Слайд 11)
В существительных на -ция
Мы всегда напишем -ия.
И под корнем, посмотри,
Тоже пишем букву и.
А в концовке -цын, -цый, -цы
Пишем только букву ы.
д) работа со словами-исключениями (запись в словарики): «Цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка: «Цыц!» (Слайд 12)
Физкультминутка: цикл, огурцы, станция, цыкать, чужеземцы, сестрицын, циркуль, акация, страницы, цыган, демонстрация, цифра, цыц.
6. Выработка умений применять полученные знания на практике:
а) работа с упражнением (Слайд 14). Учащиеся по цепочке читают слова, объясняя, какую гласную - ы или и - нужно поставить на месте пропуска. Среди учащихся присутствует «эксперт», который, ссылаясь на толковый словарь (опережающее задание), объясняет непонятные слова:
цинга, куцый, циновка, (объяснение «экспертом» этих слов), овцы , синицын, у гостиницы, белолицый, панцирь.
б) Работа в группах по карточкам с дифференцированными заданиями:
1. Игра «Шпион» (Слайд 15) - выписать лишнее слово из каждого ряда (задание, одинаковое для всех групп):
- с улицы, белгородцы, сестрицын, цыкнуть.
- циркуль, секция, белолицый, дикция.
- цыган, цыпленок, цыкнуть, цитата.
- Отгадать загадку (Слайд 16)
Первая группа: Твердый покров некоторых животных. (Панцирь)
Вторая группа:
Он циркач такой лихой,
Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился - и ни шагу! (Циркуль)
Третья группа:
Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно. Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором. (Пальцы)
- Выполнить задания (Слайд 17).
Первая группа: С помощью суффикса -ын- образуйте от данных существительных прилагательные: синица, волчица, кормилица, тигрица
Вторая группа: Перестройте предложения так, чтобы слова с ц имели на конце ы или и: Укрепления построены бойцами (Укрепления построили бойцы). Синицами были съедены все хлебные крошки (Синицы съели все хлебные крошки). Матч выигран нижегородцами (Нижегородцы выиграли матч)
Третья группа: Распределите слова по двум столбикам: с -цы- и -ци-
Цинк, цитата, циркуль, милиция, пунктуация, цыпленок, белолицый, овцы.
в) подведение учащимися итогов урока.
г) рефлексия.
7. Домашнее задание и инструктаж к нему. Самооценка учащимися собственной деятельности на уроке (Слайды 18)
Список использованной литературы:
- Семенюк А. А. Школьный толковый словарь русского языка / А. А. Се-менюк, М. А. Матюшина.— 3-е изд.— М., 2006.
- Соловьева З.И. Учимся рассуждать. Учебное пособие по русскому языку. – М.: Вербум, 2001.
- В.И. Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик «Развитие речи»;
- http://repetitor-russ.ru/category/gia/ Русский язык на «5»
- http://www.rusyaz.ru/pr/ Справочная служба русского языка
Предварительный просмотр:
ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ
№ | Работа с текстом | Повторение (сигнальные карточки) | Теория | Физкульт- минутка | Работа в группах | Итого |
ОЦЕНКА |
ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ
№ | Работа с текстом | Повторение (сигнальные карточки) | Теория | Физкульт- минутка | Работа в группах | Итого |
ОЦЕНКА |
ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ
№ | Работа с текстом | Повторение (сигнальные карточки) | Теория | Физкульт- минутка | Работа в группах | Итого |
ОЦЕНКА |
ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ
№ | Работа с текстом | Повторение (сигнальные карточки) | Теория | Физкульт- минутка | Работа в группах | Итого |
ОЦЕНКА |
ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ
№ | Работа с текстом | Повторение (сигнальные карточки) | Теория | Физкульт- минутка | Работа в группах | Итого |
ОЦЕНКА |
ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ
№ | Работа с текстом | Повторение (сигнальные карточки) | Теория | Физкульт- минутка | Работа в группах | Итого |
ОЦЕНКА |
ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ
№ | Работа с текстом | Повторение (сигнальные карточки) | Теория | Физкульт- минутка | Работа в группах | Итого |
ОЦЕНКА |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разминка. Упражнение на восстановление текста Устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями. Объедините простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы: когда, где, и, так, что. В скобках указано, сколько предложений должно получиться. Всего – 3 предложения И вот настал счастливый момент. Железный Дровосек стоял перед Элли (1). Он был совсем как новенький. Если не считать нескольких заплаток. Заплатки были наложены там. Железо насквозь пробилось о скалы (1). Мигуны отшлифовали Железного Дровосека. Дровосек блестел. На Дровосека больно было глядеть (1).
Текст-оригинал И вот настал счастливый момент, когда Железный Дровосек стоял перед Элли. Он был совсем как новенький, если не считать несколько заплаток, наложенных там, где железо пробилось о скалы. Мигуны ошлифовали его, и он так блестел, что на него больно было смотреть .
Ч _ рный, ё р _ сти , р _ сток, о ш _ рох, о а изл _ гать, а ш _ лк, ё ш _ в, о предл _ жение о прич _ ска, ё
Отгадайте звук по «паспорту»: согласный, глухой непарный, твердый непарный [ц]
Исторические (этимологические) сведения о букве Ц Буква Ц - необычная буква. В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Со временем ( XIV в.) звук Ц стал твердым. Буква И после Ц мягкости не обозначает. Хотя до сих пор в некоторых говорах, например на Украине, мягкость произношения сохранилась. Разнообразие написаний слов с Ц объясняется историческими причинами.
Определите, какое сочетание звуков повторяется в стихотворении Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбАлах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал, Где пишут И , где Ы . Цимбалы - музыкальный инструмент, по струнам бьют крючками. Род малых гуслей. Цилиндр -1. тело, ограниченное с концов двумя кругами, а с боков- гнутого по кругам плоскостью. 2.головной убор джентльмена
Самостоятельная работа в группах Познакомьтесь с правилом в учебнике на странице 128 и выполните задания: Первая группа: составьте кластер «Буквы И-Ы после Ц» Вторая и третья группы: в упражнение 359 заполните таблицу
Поможет запомнить правило правописания Цы-Ци стихотворение В существительных на - ция Мы всегда напишем - ия . И под корнем , посмотри, Тоже пишем букву и . А в концовке -цын, -цый, -цы Пишем только букву ы .
Слова - исключения Ц ы ган на ц ы почках ц ы кнул на ц ы плёнка: «Ц ы ц!»
Применяя правило, письменно выполните упражнение : ц…нга, куц…й , ц…новка, овц… , синиц…н, у гостиниц…, белолиц…й, панц…рь.
Игра «Шпион» Выпишите из каждого ряда лишнее слово : 1. с улиц., белгородц., сестриц.н, ц.кнуть. 2. ц.ркуль, секц.я, белолиц.й, дикц.я. 3. ц.ган, ц.пленок, ц.кнуть, ц.тата.
Отгадайте загадку: Первая группа: Твердый покров некоторых животных. Вторая группа: Он циркач такой лихой, Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился - и ни шагу! Третья группа: Пятерка братьев неразлучна, Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, Пилою, ложкой, топором.
Выполните задание Первая группа: С помощью суффикса -ын- образуйте от данных существительных прилагательные: синица, волчица, кормилица, тигрица Вторая группа: Перестройте предложения так, чтобы слова с ц имели на конце ы или и : Укрепления построены бойцами. Синицами были съедены все хлебные крошки. Матч выигран нижегородцами Третья группа: Распределите слова по двум столбикам: с -цы- и -ци- Ц…нк, ц…тата, ц…пленок, белолиц…й, ц…ркуль, овц…, милиц…я, пунктуац…я
Итоги урока Что узнали нового? От чего зависит написание гласной после Ц?
Домашнее задание П. 45, упр.357 (п.), напишите небольшой текст, используя слова на изученную орфограмму (в т. ч. слова-исключения).
Предварительный просмотр:
Общий вывод: данный урок достиг поставленных целей посредством соответствующего планирования и организации. Материал урока усвоен обучающимися Объем письменных работ на уроке соответствовал нормативным требованиям. Высок воспитывающий эффект урока. Несомненными достоинствами урока можно считать: Комфортная, доброжелательная обстановка, способствующая ситуации успеха,∙ обеспечивающая сохранение самооценки учащихся, развитие мотивации к предмету. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне и интеллектуальном подъеме,∙ предлагаемые задания носили деятельностно-творческий характер: преобладали задания поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку») Отработана система учебных действий между учителем и учащимися; в∙ соответствии с задачами урока применяется парное, групповое взаимодействие. Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-∙ познавательной атмосферы. Учитель выступает в роли партнера, организатора общения в процессе учебной∙ деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе "Буквы О-Ё после шипящих на конце наречий"
Урок с презентацией...
Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе "Буквы Ы-И после Ц"
Конспект открытого урока порусскому языку с применением игровых технологий и технологии уровневой дифференциации....
Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...
План-конспект урока в 5 классе "Буквы И-Ы после Ц"
Предмет: русский языкТема: «Буквы И-Ы после Ц»Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: решение коммуникативной проблемыУчебник: Русский язык. 5 класс. Под ред. Т.А.Ладыженской....
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе "Буквы -О, -Е после шипящих и -Ц в суффиксах прилагательных"
Открытый урок подготовлен по программе Т.Ладыженской для учащихся 6 класса...
План- конспект урока в 7 классе . Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Урок построен по ФГОС...
Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса. Буквы О - Ё после твёрдых и мягких согласных звуков, букв.
Конспект логопедического занятия в условиях школьного логопункта для учащихся 2-го класса.Тема: Буквы О - Ё после твёрдых и мягких согласных звуков, букв....