Обобщающий урок по теме "Глагол"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Цель: систематизация и обобщение изученного по теме
Задачи: - формирование орфографического навыка;
- развитие умения использовать знания и навыки в учебной деятельности;
- развитие логического мышления, способности четко и грамотно формулировать свои мысли
- воспитание интереса к изучению родного края.
Ход урока
- Закрепление изученного на предыдущем уроке
- Воспроизведение и комментарий конспекта «Гласные в суффиксах глаголов»
- Логическая задача + комментируемое письмо
Встречать зарю (зоревать). Есть, чтобы определить вкус (пробовать). Бегло, с пропусками читать (просматривать). Угощать (потчевать). Сообщать, излагать что-либо (рассказывать). Убеждая склонять к чему-либо (уговаривать). Проверять в работе (испытывать).
- Самостоятельная работа у доски с последующей проверкой
- Синтаксический разбор предложения
- Морфологическая задача «Определи часть речи»
Четверка, четвертый, четырехэтажный, четыре, четвертовать, четверо.
- Самостоятельная работа по карточкам
- Анализ текста
Это была Бумбы страна –
Искони так звалась она.
Из коней обретались там
Аранзалы одни, говорят.
Из людей там Великаны одни, говорят.
… После двадцати пяти лет
Не прибавлялись там года.
Смерть не вступала туда.
Люди не знали в этой стране
Лютых морозов, чтоб холодать,
Летнего зноя, чтоб увядать.
Осень сменялась там весной.
Ветер колыханьем был,
Дождь благоуханьем был.
(Калмыцкий народный эпос «Джангар»)
- Выразительное чтение текста.
- Лексическая работа.
Бумба - наименование страны, океана, горы, вершина человеческих желаний.
Искони – издавна, с незапамятных времен.
Аранзал – легендарный конь богатыря Джангара.
Колыханье – легкое движение, покачивание.
Благоухание – аромат, приятный запах.
Лютый – а) злой, свирепый, беспощадный (враг, зверь); б) очень сильный, тяжкий, причиняющий мучения (мороз, ненависть).
- О какой стране идет речь в тексте?
- Устный опрос + грамматические задания к тексту
- Что такое глагол? Найдите глаголы в тексте.
- Что такое инфинитив? Каковы его признаки? Найденные глаголы поставить в инфинитив.
- Как изменяются глаголы? Определить форму глаголов из текста.
5. Словообразовательная работа (выполняется самостоятельно с последующей проверкой)
От данных глаголов образовать формы наклонений. Объяснить правописание гласных в корне. Загорать, поклониться, вымокнуть, прикасаться.
- Творческий диктант
- Глаголы в изъявительном наклонении заменить глаголами в форме повелительного наклонения.
Джомба
Плиточный чай заливают холодной водой, доводят до кипения и кипятят десять минут. Затем вливают молоко или сливки и вновь кипятят пять минут. В процессе варки чай размешивают половником две-три минуты. Потом процеживают, добавляют сливочное масло и соль. Подают в пиалах.
- Устный опрос
- Назовите постоянные признаки глагола.
- Морфологическая задача. Подобрать видовую пару: кричать, решить замирать, проиграть, закрывать.
- Как определить спряжение глагола? (Работа по схеме)
7. Работа с текстом
В детстве я любил собирать в степи тюльпаны. Вы вид…ли, как цветут тюльпаны у нас в степи?
Цветы, вечером похожие на скромные колокольчики, утром неузнаваемы. Поднимается солнце, и тюльпаны ра…пускают во все стороны свои красные ш…лковые лепестки. И волнуется, и колыш…тся степь, устланная разноцветными коврами, и так хоч…тся утонуть в этих коврах и дышать опьяняющим воздухом нашей родной калмыцкой степи!
(А.Балакаев «Три рисунка»)
- Определить стиль и тип речи, тему и основную мысль текста.
- Объяснить правописание пропущенных орфограмм.
- Объяснить постановку запятой в 4-м предложении.
- Найти слова, употребленные в переносном значении.
- Подобрать синонимы к слову «поднимается».
- Найти в тексте антонимы.
- Найти безличный глагол, переходные и возвратные глаголы.
- Определить спряжение глаголов.
- Морфологический разбор слов из текста по перфокартам.
8. Словарный диктант (резерв)
Не знаю, собираться, выросли, упрашивать, стелет, пригорать, укрощать, излагать.
9. Подведение итога урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...
Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.
Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...
Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий
Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма урока: «Математическая сказка». УМК: «Математика». Учебник для 5 класса общеобра...
Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.
Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...
Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)
Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ» Моргаушского...
Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений
На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....