Урок русского языка в 8 классе
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме
Урок по теме "Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий" с использование ИКТ
Цель урока: повторить известные сведения о деепричастии, деепричастном обороте; определять его границы; правильно ставить знаки препинания при обособлении деепричастий и деепричастных оборотов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse.doc | 166 КБ |
prilozhenie_1.ppt | 272.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока № 82 «Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий»
Цель урока: повторить известные сведения о деепричастии, деепричастном обороте; определять его границы; правильно ставить знаки препинания при обособлении деепричастий и деепричастных оборотов
Задачи урока:
- Образовательная: закрепить знания учащихся по данной теме. Повторить правила, связанные с деепричастными оборотами, условиями их обособления и употребления в речи.
- Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету "русский язык". Развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной. Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление, развивать языковое чутье, чувство красоты языка.
- Воспитательная: воспитать трудолюбие, аккуратность. Повысить ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива, воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.
Тип урока: урок применения ЗУН.
Форма урока: практикум
Методы и приемы: репродуктивный, частично поисковый, синтаксический разбор, игра, тренировочные упражнения, творческий диктант.
Оборудование: учебник, карточка, таблицы, презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. (Приложение 1) (Слайд 2)
Сегодня, ребята, мы ещё раз поговорим о деепричастии и деепричастном обороте, будем учиться определять его границы и ставить правильно знаки препинания.
II. Синтаксический разбор предложения (у доски работает один ученик).
Мы спустились с лестницы, | держась за перила |, и вышли в сад.
(Устно характеризуем предложение. Это предложение повествовательное; невосклицательное; простое, двусоставное; подлежащее – мы, выраженное местоимением, сказуемое (однородные) - спустились и вышли, выраженное глаголами; распространенное, второстепенные члены предложения – обстоятельства места и образа и способа действия; осложнено деепричастным оборотом).
- Что в предложении обособляется? (Деепричастный оборот)
III. Повторение. (Слайд 3)
- Расскажите об обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. (Слайд 4) (Через домик)
- Выделяются запятыми на письме обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
- Не обособляются (на письме не выделяются запятыми)
- одиночные деепричастия, если они стоят после сказуемого в конце предложения и являются обстоятельством образа действия;
- одиночные деепричастия, близкие к наречиям (лежа, сидя, стоя и др.);
- деепричастный оборот, одиночное деепричастие, стоящее после союза а;
- деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты (сломя голову, затаив дыхание и др.).
IV. Тренировочные упражнения.
1. Задание: запишите, расставляя знаки препинания, 8 предложение из упр. 327 (I). Обозначьте графически главные члены предложения и обособленные члены предложения (один ученик работает у доски).
Поезд достиг переезда и, | тяжко проворачивая колеса |, | дыша всею силой своего огня во тьму |, миновал одинокого человека с фонарём.
- Объясните, почему после и стоит запятая, а перед и не стоит? (И соединяет однородные сказуемые, а дальше граница деепричастного оборота). (Слайд 5)
- Сколько здесь обособленных обстоятельств? (Два, разделяются на письме запятой).
- Переделайте и запишите предложение, связав два обособленных обстоятельства союзом и. Объясните знаки препинания.
Поезд достиг переезда и, тяжко проворачивая колеса и дыша всею силой своего огня во тьму,
миновал одинокого человека с фонарём.
- Два деепричастных оборота, соединенные неповторяющимся союзом и, запятой не разделяются, если относятся к одному члену предложения.
2. «А ну-ка, отгадай!» (Слайд 6)
- Ребята, очень часто деепричастия можно встретить в загадках. Найдите деепричастия и деепричастные обороты, подчеркните их одной чертой и отгадайте загадки.
1) В воде родившись, всю жизнь воды боится. (Соль)
2) Черненькая собачка свернувшись лежит;
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
3) Ни свет ни заря пошел, согнувшись, со двора. (Коромысло)
4) Поевши, конь в ясли пал. (Нож)
5) Бабушка Андреевна,
Сгорбившись, сидит,
Рученьки расширила,
Всё хочет схватить. (Соха)
3. «Расшифруй пословицу» (Слайд 7)
- Однажды я попросила ребят, чтобы они зашифровали известную пословицу, в которой есть деепричастный оборот. Вот что у них получилось. Попробуйте расшифровать пословицу. (Не засыпай старого колодца, не вырыв нового.)
- Чему учит нас эта пословица, как вы понимаете её смысл?
4. Игра «Кто, что и как?» (Слайд 8)
- А сейчас мы поиграем с вами в игру «Что, где и как?»
Вставьте наречия, похожие на деепричастия, в данные строчки.
- Что я? Царь или дитя? –
Говорит он не …. (шутя)
- Вот …. с ума свела
Такого молодца, -
Подумала Овца. (нехотя)
- Мы долго … отступали,
Досадно было, боя ждали. (молча)
- Я, наверное, паша –
Говорил он …, -
Я отец государю,
Вам приказ я отдаю. ( не спеша)
- Вот милое дитяти
Шагнув назад …
И, опрокинувшись, упал. (не глядя)
5. «Кто быстрее?» (Слайд 9)
- Преобразуйте предложения, используя в них деепричастные обороты. Победит самый «быстрый».
1) Когда выпьешь воду, вспомни об источнике. – Выпив воду, вспомни об источнике.
2) Когда путешествуешь, приобретаешь много знаний. – Путешествуя, приобретаешь много знаний.
3) Друзьям и смерть не страшна, когда они верят друг другу. – Веря друзьям, и смерть не страшна.
4) Когда идешь за плохим, плохое и найдешь. – Идя за плохим, плохое и найдешь.
6. «Верните на место». (Слайд 10)
- Из русского поэтического творчества в современный русский язык пришли устойчивые образные выражения, которые мы используем в своей речи. Как они называются? (Фразеологизмы)
Русский язык по запасу фразеологизмов – один из богатейших в мире. А теперь попробуем «собрать» известные вам фразы. (Вспомнить, что не обособляются, не выделяются запятыми).
Слушать ……… рот (раскрыв, разинув)
кричать ……..дыхания (не переводя)
работать ……. рукава (спустя, засучив)
бежать …….. голову (сломя)
7. Творческий диктант. (Слайд 11)
Записать предложения под диктовку, затем заменить деепричастный оборот устойчивым сочетанием слов, выбрав подходящий на слайде:
Сломя голову, не смыкая глаз, затаив дыхание, не помня себя, разиня рот, не солоно хлебавши.
1. Всю ночь разведчики пролежали в засаде, не заснув ни на миг. – Всю ночь разведчики пролежали в засаде не смыкая глаз. 2. Просители ушли, ничего не добившись. – Просители ушли не солоно хлебавши.
8. Задание (Слайд 12): определите, обособляются или не обособляются данные члены предложения. Заполните таблицу (записать номера предложений).
обособляются | не обособляются |
1,3,4,7,9 | 2,5,6,8,10 |
(Слайд 13)
- Ветер листья срывает_беснуясь.
- Летчик улыбался, шутил, но смотрел на старушку_не отрываясь.
- Катер дал сигнал и_набирая скорость_шёл по косой линии к берегу.
- Смеясь и шутя_мы побежали к реке.
- Задачу я решил _шутя.
- Враг отступил_отстреливаясь.
- Он не погасил свет_уходя.
- Он бежал по коридору_сломя голову.
- Он_подумав_решил задачу.
- Вот_нехотя_с ума свела.
V. Итог урока. (Слайд 14)
О чем мы сегодня говорили на уроке? Какие пунктуационные правила повторили?
Домашнее задание: упр. 325 (2ч.); найдите пословицы, в которых есть деепричастия или деепричастные обороты.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....