Практикум. Пунктуация.
материал по русскому языку (8 класс) по теме

Вагизова Альфия Нурмихаммятовна

Материал для практикума содержит задания по темам "Однородные члены", "Обращение", "Вводные слова", "Сложное предложение" (8- 9 классы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Кемеш- Кульская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

Практикум по русскому языку

Сложноподчиненные предложения

                                                                 Составила:

                                                            Вагизова Альфия   Нурмихаммятовна,                            

                                                             учитель  русского языка и литературы

                                                             высшей квалификационной  категории

                                                              Кемеш- Кульской  средней  общеобра-

                                                              зовательной   школы   Мамадышского

                                                              муниципального района РТ  

 

ПРАКТИКУМ

Сложноподчинённые предложения.                                                                                                                     Расставь запятые:

1.

  1. Книга Л.Успенского « Ты и твоё имя» рассказывает о том что значат наши имена.
  2. Книга И.Акимушкина «Куда и как» рассказывает о животных которые совершают

длительные путешествия.3.О том как люди создали математику рассказывает книга И.Депмана « Мир чисел» 4.Писатели которые написали эти книги рассказали в них много интересного. 5. Если ты любишь чтение то получишь от них большое удовольствие.

2.

  1. В Лондоне успешно проходят соревнования говорящих попугаев.2.Попугай Чарли который неоднократно выигрывал эти соревнования неожиданно потерпел поражение. 3.Судья который не на шутку обиделся присудил ему только третье место.4.Газеты писали что это произошло из-за излишней откровенности попугая.5. Чарли громко назвал судью который судил соревнование старым дураком.

3.

1.С наступлением холодов четыре гориллы Нью-Йоркского зоопарка перешли из просторной клетки где они резвились летом в тесное помещение.2. Теснота которая породила скуку привела к дракам между животными3.Служителькоторый без конца утихомиривал животных испробовал необычное средство.4.Он установил перед клеткой где сидели обезьяны большой телевизор.5. Тогда ссоры между животными прекратились потому что обезьяны часами сидели перед телевизором.

4.

1.Одну из римских площадей украшает фонтан который построил скульптор Сальви в 1762 году.2. На статую бога Нептуна который стоит в середине фонтана со всех сторн льются струи воды. 3. На дне большого мраморного водоёма блестят много монет потому что об этом фонтане существует интересная легенда.4. По этой легенде каждый кто бросит в воду фонтана серебряную монетку обязательно вернётся в Рим.

5.

  1. Туристы которые приезжают в Конго ходят к реке посмотреть на бегемотов.2. Когда бегемоты вылезают из воды туристы щёлкают фотоаппаратами.3. А по ночам когда приезжие возвращаются в гостиницы бегемоты выходят на туристские тропы.4. К тем местам где за освещёнными окнами гостиницы видны иностранцы приходят целые семьи этих неуклюжих животных.

6.

  1. Датский учёный который изучал жизнь рыб работал на Гебридских островах.2.Там где учёный установил аппаратуру у берега появились тюлени.3. Жители островов как только увидели тюленей хором пропели им народную песню.4. В ответ один из тюленей сразу же довольно верно спел эту мелодию чистым высоким голосом а учёный остолбенел от удивления.

7. Расставьте знаки препинания, напишите количество частей в каждом   предложении:

  1.Один путешественник знакомился с новыми словами и к нему подошёл самый большой слон.2. Путешественник испугался слон изогнул хобот  его огромная пасть открылась и раздался трубный звук.3. Старый слон удалился и его сменил слонёнок.4.

Слонёнок у которого в хоботе был кусочек мела старательно вывел на большой чёрной доске английские слова.5. Лесничий сказал что слонёнок знает буквы а его пятнадцатилетний погонщик ещё не освоил грамоту.

8. Напишите в скобках, сколько частей в каждом предложении – 2или 3.

1.В конотеатре куда пришёл Волька с Хоттабычем начинался вечерний сеанс.2.Дети которые не достигли шестнадцатилетнего возраста на этот сеанс не допускались. 3. Тогда Хоттабыч прошептал что-то над волоском который он вырвал из бороды и веснушчатое лицо Вольки покрылось роскошной бородой. 4.В в фойе кинотеатра куда Хоттабыч привёл Вольку вокруг них столпился народ. 5.Администратор крикнул чтобы все расходились потому что бородатый ребёнок смущается. 6.Тут все кто был в буфете пошли смотреть на бородатого ребёнка.

9. Сколько частей в каждом предложении?

  1. В один прекрасный день изНью-Йоркского зоопарка исчезла обезьянка которую служители зоопарка нашли только через несколько дней. 2. Когда обезьянка вернулась служители зоопарка проверили все ограды.3.Затем они убедились что во рвах которые окружают обезьянник есть вода.4. Никто не понял как же убежала обезьянка но через несколько дней она снова убежала. 5.На этот раз её поймала полиция и служители установили за ней наблюдение.6. И вот они увидели: на рассвете обезьянка взяла заранее приготовленный банан  затем она подбежала к наполненному водой рву.7. Она замахала бананом и крупный лось который увидел это проплыл через ров к обезьянке.8.Она сунула ему в пасть банан и он перевёз её на спине на другой берег.

10.Сколько частей в каждом предложении?

1.Однажды вечером пожарный который работал в пожарной команде большого африканского города ехал на велосипеде на работу.2. Вдруг на его пути оказался какой-то большой предмет который занимал дорогу во всю ширину.3. Пожарный поехал в Объезд предмета но велосипед покачнулся и пожарный плюхнулся на этот предмет.4. Когда пожарный сообразил что произошло он понял что упал на спину животного гиппопотама который непонятным образом попал на городскую улицу 5. Животное которое очень испугалось бросилось бежать.7. Когда гиппопотам пробежал метров двести он сбросил своего неожиданного всадника в канаву. 8. Пожарный опоздал на работу а его начальник не поверил его рассказу о том почему произошло опоздание.

11.Сколько частей в каждом предложении?

  1. Было это более двух веков назад. 2. На месте где сейчас протянулись красивые петербургские улицы рос густой сосновый лес.3. Однажды царь Пётр 1 который гулял по этому лесу увидел интересное дерево.4.Одна из его веток изогнулась и её верхушка вросла в ствол.5.Царь любил всякие диковины. 6. Когда он увидел редкостную сосну он захотел чтобы возле неё было здание в котором разместились бы все собранные им диковины чтобы ими любовался каждый кто захочет.7. Это здание которое сохранилось до нас называется кунсткамерой.

12.Укажите количество частей в каждом предложении.

  1. Раньше учёные которые изучали животных думали что животные которые выполняют их приказы человека только потому что он награждает их едой.2.Однако теперь многие заметили что собаки когда они учатся службе на границе лучше всего обучаются в тех случаях когда человек не расплачивается с ними едой за их успехи а когда он обращается с собакой так как этого заслуживает бескорыстный друг.

13.Выделите главную и придаточную часть каждого предложения, расставив запятые.

1.То что произошло однажды во время подводных съёмок запомнилось нам на всю жизнь.2. Аквалангисты которые заканчивали съёмки фильма о подводном мире вдруг увидели совсем рядом отливающее свинцом брюхо акулы.3. Поражённые ужасом люди к которым приближалось чудовище оцепенели.4. Но в тот момент когда акула увидела людей произошло чудо. 5. В диком страхе хищница со всей скоростью которую развивают самые быстроходные рыбы поплыла прочь.

14.Выделите главную часть сложного предложения, расставьте запятые.

  1. Тот кто обуздал гнев победил сильного врага.2. Там где умный побеждает словом дурак действует кулаками.3.Лишь тот кто ночью переправлялся через реку оценит ясный день.4. Там где есть герои цветёт земля.5. То чем подавился ворон достаётся ежу. 6. Тот кто живёт у леса топит печь дровами.7.Всё что падает с неба принимает земля. 8. Тот кто падал с крыши другого упавшего поймёт.9. Из яйца что на земле лежит птица в небо полетит.

15.Укажите количество частей в предложении, расставьте запятые.  

1.Вы слыхали что-нибудь о Чудском озере на льду которого Александр Невский победил немецких рыцарей? 2.Если вы смотрели фильм «Александр Невский» вы видели как трескался лёд под копытами коней как тонули рыцари. 3. Почему же тонули враги почему не тонули русские? 4. Александр Невский хорошо знал местность на которой воевал. 5. Он погнал тяжеловооружённых врагов в ту часть озера где били тёплые ключи. 6. Лёд на этом месте не окреп он трескался под тяжестью закованных в железо врагов и они шли на дно на котором до сих пор лежат ржавые доспехи.

16.Расставьте запятые.

1.Известный американский художник Уолт Дисней под руководством создавались замечательные мультипликационные фильмы однажды выпустил фильм про необычного слонёнка Дамбо.2. Над этим слонёнком уши которого непомерно выросли все смеялись. 3. Но эти уши которые напоминали движения крыльев подняли слонёнка в воздух. 4. Когда Дамбо полетел как летают птицы над ним уже никто не смеялся.

17.Расставьте знаки препинания.

1.Птичка колибри которая живёт в Южной Америке это самая маленькая птичка на свете.2. Вес этой птички несколько граммов. 3. Одно из удивительных свойств этой крошечной птички длина которой не превышает несколько 20 сантиметров её отменный аппетит.4. Самец колибри за которым наблюдали учёные за 16 часов пил воду172 раза.5. Общее количество которую за это время выпила птичка 25 граммов.

18.Достройте эти отрезки до полных предложений,расставляя знаки препинания.

1…балкон на котором стоят наши ящики с цветами это наш…2. … беседка где стоят скамеечки это самое прохладное … 3. … кресло в которое Таня может залезть с ногами вот самое …

19. Соедините каждую пару разделённых предложений так, чтобы придаточная часть находилась внутри главного( стечение знаков).

1.Наши предки людей называли сапожниками…которые шили обувь .2. Мастера получили название мошенников…которые шили мошны (кошельки).3. В наше время никто не называет людей мошенниками…которые шьют кошельки.4. В современном языке только те люди получают позорное прозвание мошенник …которые опустошают чужие кошельки.

20. Исправьте стилистические ошибки, изменив место придаточного предложения.

1.Которые ученики не сдали книги пусть придут в библиотеку. 2. Дом стоял на пригорке который смотрел на речку. 3. Домашнюю работу я выполнил в тетради которую задала учительница. 4. Музыканты пели весёлые песни которые путешествовали в поисках заработка.5. Возле бассейна с белыми медведями толпились ребята которые с удовольствием плескались в холодной воде.6. У клетки с павлинами столпились зеваки которые распустили свои пышные хвосты.7. Вместе с осликом пел песню главный герой который весело встряхивал ушами в такт музыке.



Предварительный просмотр:

                    МБОУ «Кемеш- Кульская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

Практикум по русскому языку

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

                                                                 Составила:

                                                            Вагизова Альфия   Нурмихаммятовна,                            

                                                             учитель  русского языка и литературы

                                                             высшей квалификационной  категории

                                                              Кемеш- Кульской  средней  общеобра-

                                                              зовательной   школы   Мамадышского

                                                              муниципального района РТ  

 

                     ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ           8 КЛАСС

                                             Контрольный диктант

                                               Берегите природу.

      Вся природа и самая малая частица её: дерево в сквере, ромашковая поляна среди новых домов – всё это принадлежит нам. Мы все хозяева пригородных лесов и лесопарков, речек и прудов, естественно украшающих нашу прекрасную землю. Но если мы хозяева, то, конечно, и защитники, ибо нельзя только владеть, не платя за добро ответным добром. Бездумно спиленный тополь, затоптанный сад, чересчур  большой букет лесных цветов, нередко приносимый с прогулки, выловленная молодь в реке – всё это удар по запасам природных богатств, а они не безграничны. В больших городах и вблизи них вопрос стоит особенно остро, потому что тут каждое дерево – это наше с вами дыхание, следовательно, здоровье, такое необходимое каждому человеку.

      Никакими законами не оградить природу от ущерба, если каждый из нас не осознает простой истины, что, нанося вред окружающей среде, мы тем самым наносим вред себе.

       Природа – колыбель всего живого на земле, словно спрашивает: « Что делаешь ты, человек, чтобы сохранить мои богатства и красоту?»    

                                                                                                                              154 слова

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть предложение с обобщающим словом при однородных членах.

  1. Подчеркнуть предложение с вводными словами.

  1. Сделать синтаксический разбор предложений:

- 1 в. – 2 предложение;

- 2в. – вторую часть предложения из 2 абзаца со слов « Нанося вред…»

                                        ПРАКТИКУМ                                   8 КЛАСС

                                                   Обращение.

  1. Весёлое лето настало ребята пойдёмте скорее в поход. Защищайте родную природу юноши и девушки. Орленок орленок взлети выше солнца и степи с высот огляди. Ты не слышишь дед сердитый как в заоблачной дали закричали журавли? Прощай родная школа и милые друзья учителя. Поздравляю тебя дорогая мама с днём рождения. Быстро встань вратарь к воротам. Люди мира на минуту встаньте. Москва моя страна моя ты самая любимая. Отпусти меня родная на простор. Наедине с тобой сестра хотел бы я побыть. Прекрасны вы поля любимые. Спасибо товарищ за помощь в бою . Спасибо родной за заботу твою. Простите мирные дубравы. Не пугай зима весна придет.  

                          Вводные слова и предложения.

                                    Дорогой друг

    2. Пишу тебе письмо уже поздний вечер с желанием поделиться с тобой своей радостью. Кажется никогда в природе не бывает покоя. Поэтому и я ты поймёшь меня не мечтаю о покое. Ветер утих но дождь к сожалению усилился. Итак целый день мы с радостью готовились к походу. Во первых заранее приготовили необходимые продукты. Во-вторых изучили предстоящий маршрут. Поход в лес на три дня по моему закалит не только наше здоровье но и силу воли. Такая проверка характера по –моему необходима всем. К радости не было никаких чрезвычайных происшествий. Пожалуй мы проверим свою готовность к трудностям в необычных для нас условиях. Каникулы надеюсь пройдут очень интересно. При встрече я несомненно расскажу тебе о походе подробнее. На этом прощаюсь с тобой Николай. До свидания мой друг.  

                                     Обращения. Вводные слова.

3.Лети самолёт к облакам. Прощай же море не забуду твоей торжественной красы. Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы. О Волга колыбель моя любил ли кот тебя, как я? Москва моя ты самая любимая! Провожающие выходите побыстрее из вагона. Я например скоро уезжаю в Казань. А ты  к сожалению остаёшься в этом маленьком и душном городе. Ты разумеется тоже мечтал отдохнуть на этих школьных каникулах. Оценки мы сдавали зачёт были уже поставлены в дневники. Восьмиклассники сдавайте книги в библиотеку вовремя. Хорошо Мария Ивановна. Весной это было в апреле приехала моя сестра. Друзья рады тебе конечно. Кажется весна будет ранняя. Мы возможно вернёмся  с работы немного попозже. Безусловно это не должно огорчать вас. Друг потерял дорогу и естественно боится окончательно заблудиться. Уважаемые господа прошу всех пройти в зал. До свиданья города и хаты нас дорога дальняя зовёт. Весной я люблю её особенно начинаются радостные тёплые деньки.  

                         Вводные слова и разные члены предложений.

Ваше обвинение может быть ошибкой. Ты может быть и ошибаешься. Дорога кажется мне очень трудной. Я кажется где-то видела вас. По- моему она ответила верно. Ты идёшь по моему пути. Эту работу  с лёгкостью может выполнить каждый. Ты может не понимаешь, о чём я говорю. И так мама делает каждый день. Итак я очень доволен тобою.    



Предварительный просмотр:

                      МБОУ «Кемеш- Кульская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

Практикум по русскому языку

Однородные члены предложения

                                                                 Составила:

                                                            Вагизова Альфия   Нурмихаммятовна,                            

                                                             учитель  русского языка и литературы

                                                             высшей квалификационной  категории

                                                              Кемеш- Кульской  средней  общеобра-

                                                              зовательной   школы   Мамадышского

                                                              муниципального района РТ  

 

                     ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ            8 класс

                                          Предупредительный диктант

           

                                                  Пути к здоровью

           В наши дни каждый понимает, что движение – это не только радость, но и здоровье. Так утверждают учёные всего мира.

           Давайте же согласимся и мы с ними. Обратимся же к миру движений, которые будем выполнять в самых различных условиях: дома, во дворе или в саду, на берегу реки или у моря, в парке или в лесу, в спортзале, в бассейне, на игровой площадке, на катке, на лыжне, на снежной горке.  Тогда ты по-настоящему поймёшь, что значит ни с чем не сравнимая радость движения.

           Конечно, наибольшие возможности для самых разнообразных движений открываются летом, когда ты свободен от школьных занятий. Больше двигайся: и бегай, и прыгай, и плавай, катайся на лодке и на велосипеде. Никогда не упускай возможность научиться новым движениям: дома, в школе и на отдыхе. Не стесняйся, если что-то сразу не получается. Добивайся поставленной цели.

           Утренняя зарядка, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом – простые пути к здоровью и счастью.

  1. Слово

Грамматическое задание:

  1. Произвести синтаксический разбор последнего предложения – 1 в., 3 предл. в 3 абзаце – 2 в.

  1. Найти и подчеркнуть СПП во 2 абзаце – 1 в. и в 3 абзаце – 2 в.

                   ОДНОРДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ           8 класс

                                                     Практикум 1

    1.  Этих слов нельзя забывать ни в пути ,  ни в беде, ни в огне. А волны и стонут, и плещут, и плещут о борт корабля. Весна в этом году выдалась ровная и дружная, тёплая и стремительная. В нашем лесу растут как берёзы, так и сосны. В школе мы изучаем не только точные, но и гуманитарные науки. Снег уже выпал, однако сразу растаял. Ты слушал, да ничего не понял. Ты слушай внимательно да выполняй задание очень точно.

   2. В лесу было хорошо: тихо, прозрачно и вольно. И берег, и вода, и туча – всё сливалось в непроницаемый мрак. Пароход не останавливался в крупных волжских городах: Самаре, Нижнем Новгороде и Ульяновске. Крупнейшие современные учёные: Сахаров, Лихачёв, Капица – сделали много научных открытий. И учащиеся, и учителя, и другие работники школы трудятся на пришкольном участке. Всюду: в комнате, в кухне, в коридоре была необыкновенная чистота. Спортивные игры: волейбол, хоккей, баскетбол и теннис – развивают выносливость, силу и  ловкость. На вешалке висят пальто, плащ и куртка. Русские писатели: А.Пушкин, М. Лермонтов и А.Фет  - любили писать о красоте родного края. Овощи: картофель, морковь, капуста, свёкла – составляющие нашего школьного меню. В нашей деревне: в поле, в лесу, на холмах  - растут разные растения. Ирина и Лена, Иван и Сергей – мои лучшие друзья.

                                                  Практикум 2

    1. Я люблю бродить в лесу тихо, с остановками, с замиранием сердца. В нашем лесу можно встретить как и редкую рысь, так и обычного для этих мест кабана. Слово служит соединению и разделению людей, вражде и миру между ними. Голоса раздавались то близко, то далеко, то стихали совсем. Погода стояла пасмурная, однако тёплая. Виднелись или необработанные песчаные равнины, или далёкие горы.

    2. Кругом росли красивые белые ромашки. Это была их первая дружеская встреча. Небо покрывали мрачные, чёрные облака. Гусеница быстро поедает сочные зелёные листья растения. У дороги лежит грязный талый снег. Выступал талантливый молодой композитор. По небу плыли лёгкие,  воздушные облака. Целый день дул злой, холодный ветер.

   3. У всех были с собою новые тетради: и у Тани, и у Вали, и у Володи. Сергей ото всех получал множество писем: и От папы и мамы, от друзей и подруг. Отовсюду: с берега, с поляны, из рощи – были слышны ребячьи голоса. Ни родители, ни брат, ни товарищи – никто не понимал меня. Мы приготовили к походу палатки, одежду и продукты. Я стал посещать достопримечательности города: парки, музеи, выставки и театры. Разные грибы: белые, подосиновики, опята – растут в нашем лесу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические занятия по темам1,2,3 "Практикума по орфографии и пунктуации русского языка"

В методическую  разработку "Практические занятия по темам 1,2.3 "Практикума по орфографии и пунктуации русского языка" вошли следующие материалы:алгоритм работы над орфограммой по методике Гальпе...

Синтаксис и пунктуация сложного предложения. /Русский язык. Урок-практикум. 11 класс/

Урок русского языка в 11 классе поможет при подготовке к ЕГЭ, построен на литературном материале (А.И.Солженицын "Матренин двор")...

пунктуационный практикум для 5 класса по теме "Синтаксис и пунктуация"

Представлены 2 варианта работы. Учитель может дать разные задания: объяснить посталвенные знаки препианния или сгруппировать предложения по пунктограммам. работу можно организовать в парах или группах...

Урок- практикум 11 класс Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

Цель: провести мониторинг сформированности у учащихся умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять  знаки препина...

Практикум. ФИПИ, Пунктуация, стр. 1, 2. 2014

Практические задания для подготовки к ЕГЭ, 11 класс.  ФИПИ, Пунктуация,  стр. 1, 2. 2014...

Практикум по орфографии и пунктуации

Практикум по орфографии и пунктуации...