Функциональные стили речи. Комплексный анализ текста. 9 класс.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
На уроке отрабатываются навыки работы с текстами разных стилей. Повторяются стили речи: научный, официально-деловой, художественный. Проверяются грамматические умения и навыки учащихся. Воспитывается чувство уважения к своей стране, людям, прославившим Россию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funkcionalnye_stili_rechi.doc | 39.09 КБ |
tablica.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Функциональные стили речи. Комплексный анализ текста.
9 класс.
Цель урока:
- Отрабатывать навыки работы с текстами разных стилей.
2. Повторить стили речи:
- Научный стиль.
- Официально-деловой.
- Художественный стиль.
- Проверить грамматические умения и навыки у учащихся.
- Воспитывать чувство уважения к своей стране, людям, прославившим Россию.
Ход урока.
1.Словарная работа. (Слайд )
Орденнаградамедализвездаотличиеармиядоблесть
-Какие слова зашифрованы в этой строке?
(7 слов)
-Что объединяет эти слова?
(Общая тема: «Русские воинские знаки отличия)
Действительно на уроке мы поговорим об истории русских орденов, об исторических событиях, связанных с днями воинской славы России и их значении для нашей страны.
- Вашему вниманию предлагается текст «Из истории русских орденов».
(Дидактический материал)
Из истории русских орденов.
(1) Первые ордена, как знаки отличия за государственную службу и военные подвиги, появились в России на рубеже ХVII –XVIII веков, однако возникновение русской наградной системы относится еще ко времени образования Древнерусского государства.
(2) Обычай награждать за ратные подвиги особым знаком отличия существовал уже в Киевской Руси XI – XII веков. (3)Наградой тогда служила гривна – шейное украшение в виде обруча из драгоценного металла. (4)Позднее отличившихся храбростью награждали дорогими мехами, заморскими тканями, оружием, золотой и серебряной посудой - кубками и ковшами. (5) В середине XV века в России появляется, а затем получает самое широкое распространение новый вид награды – пожалование «золотыми».
(6) «Золотые» монетовидные знаки разного достоинства являлись своеобразными наградными медалями, которыми жаловали русских воинов за ратную службу, за боевую доблесть. 97)Пожалование «золотыми» сохранилось до конца XVII века.
( 8) В начале XVIII века традиции «золотых» возвратились в наградах Петра I.
(9) Конец XVII – начало XVIII века отмечены в России широкими политическими, экономическими и военными преобразованиями, которые повлекли изменения и в русской наградной системе. (10) В это время появляются новые знаки отличия, ранее неизвестные в России. (11)Учреждаются первые русские ордена. (12) В 1698 году Петром I был учрежден высший орден Российского государства - орден святого Андрея Первозванного с девизом «За веру и верность».
(13) Орден назван в честь Андрея Первозванного - апостола, одного из первых (отсюда прозвание «Первозванный») и ближайших учеников Христа.
(14) При Петре I этим орденом было награждено 38 человек.(15) В числе первых награжденных – выдающиеся государственные деятели и полководцы того времени: первый адмирал русского флота Ф.Лефорт, генерал- фельдмаршал, президент Военной коллегии А.Меншиков, генерал Я.Брюс – один из героев Полтавской битвы и другие.
(16) За каждым из орденов и медалей стоит эпоха, картина исторических событий, судьбы людей. (17) Русские наградные знаки рассказывают нам о выдающихся полководцах и о ловких льстецах, делающих карьеру при дворе. (18) Российские награды получали не только за преданность престолу. (19) Среди с честью носивших знаки отличия - те, кто, находясь на «царской службе», служил истинным интересам России, умножал славу своего отечества. (20) Несомненно, почетнейшее место в этом ряду принадлежит прославленным фельдмаршалам и генералам, мужественным офицерам и солдатам.
-Какая проблема поднята автором в данном тексте?
(Проблема заключена уже в названии текста)
-Какова идея текста?
(Никитин в научной форме желает познакомить общество с историей русской наградной системы, в частности, прослеживает эволюцию видов наград в Российском государстве).
-Определите стиль данного текста? Докажите.
(Научный стиль. Строгая последовательность изложения, точность, конкретность, невозможность искажения фактов, строгость. Языковые особенности: цифры, факты, примеры, присутствие обособленных членов предложения, сложных предложений).
-Для кого направлен этот текст?
(Этот текст рассчитан на широкий круг читателя, для расширения научного кругозора, повышения интеллектуального уровня.)
-Где можно встретить научный стиль речи?
(В научных книгах: энциклопедиях, учебниках, словарях, научно-популярных статьях в газетах, журналах, в выступлениях деятелей науки.)
-Найдите в тексте морфологические особенности научного стиля.
(Отсутствие глаголов в форме 1-2 лица ед.ч., мало прилагательных, некоторые из них употреблены в составе терминов: русские летописи, выдающиеся государственные деятели, преобладают глаголы прошедшего времени.)
-Какие синтаксические особенности чаще всего встречаются в тексте?
(Простые предложения, осложненные однородными членами, обособленными определениями, СПП с придаточными определительными).
-Для чего автор использует сложные синтаксические конструкции?
(Подчеркнуть актуальность и значимость проблемы, поднятой в тексте)
-Найдите в тексте вводное предложение и определите его роль в данном тексте.
( «Орден назван честь Андрея Первозванного- апостола, одного из первых (отсюда прозвание «Первозванный») и ближайших учеников Христа.
Вводные слова и предложения использованы в этом предложении для конкретизации и уточнения излагаемого материала.)
- Найдите в тексте предложение, соответствующее данной схеме и дайте им характеристику.
(СПП с придаточным определительным, простое предложение, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом)
-Найдите в тексе 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены. Подберите примеры словосочетаний, где эти слова выступали бы в других значениях.
(Орден, кавалер, отличие.)
Вступившие в орден, награжден орденом,
Кавалер ордена Отечественной войны, приятный кавалер,
Существенное отличие, диплом с отличием.)
Каждый из нас время от времени сталкивается с упоминанием о старинных орденах и медалях, видит их на портретах героев военных действий. Эта историческая частность интересна самому широкому кругу читателей. Но особый интерес представляют сведения о наградах писателей за государственную службу, за воинские и ратные подвиги.
2.Выступление ученика с сообщением о наградах русских писателей.
(Слайд)
3.Работа с текстом Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах».
(1) Возрождая одну из лучших традиций почитания славных побед российских войск, в 1995 году Федеральное собрание приняло и в соответствии с этим Президент РФ подписал Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России (13 марта 1995 г. №32-ФЗ). (2) В него неоднократно вносили изменения, а в 2005 г. (21 июля 2005г. № 98-ФЗ) обновили название: Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России».
(3) Преамбула Федерального закона ( в редакции Федерального закона от 21. 07. 2005г. № 98-ФЗ):
«История России богата знаменательными событиями. (4) Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. (5) Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти.
(6) Настоящий Федеральный закон устанавливает дни славы русского оружия – дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества (далее памятные даты России)».
-Определите стиль текста. Докажите.
(Официальность, строгость, конкретность, отсутствие слов в переносном значении, дается точная информация в деловых целях)
- Выполнение пунктуационного анализа предложений под номерами 1,5,6. В предложении под номером 6 определение типа связи между частями в сложном предложении.
(Данное предложение сложное с разными видами связи: сочинительной и подчинительной. Тип придаточного - определительное.)
-В 1, 5 предложениях найдите производные предлоги. Докажите.
(В соответствии – согласно; помимо – кроме)
4.
-Продолжаем повторять стили речи. Чтобы определить стиль следующего текста, мы должны творчески поработать, предварительно выполнив следующий вид работы. (Работа в парах)
1.Из конвертов №1 (карточек с названиями 20 событий истории нашей страны) выберите те карточки, события на которых вошли в число дней воинской славы России, установленных Федеральным законом.
2.Из конвертов №2 – карточек с названиями исторических событий выстроите таблицу дней воинской славы, в хронологической последовательности.
3.Дополните составленную таблицу карточками из конвертов №3- описаниями значения событий, признанных днями воинской славы России.
Закончив построение таблицы, переверните карточки, не меняя их местоположения. На оборотных сторонах карточек прочтите стихотворение Анны Кирилловой, ученицы 10А класса г. Москвы.
«Да, ты, мой друг, не патриот!
Патриотизма в вас не стало», -
Старик с сединами вздохнет.
Наверное, прав он. Очень мало…
И нам не нужно ждать войны,
Чтоб доказать свое геройство.
Ведь истинный России патриот
В ком за отчизну беспокойство.
Всем сердцем Родину любить
И проявлять о ней заботу.
Знать, помнить, для России жить-
Вот честь и совесть патриота.
Гордиться мало. Почитать
Руси величие и славу,
Долг помнить, честь не растерять
И жить по совести и праву.
Достоин званья «патриот»
Не тот, кто льет елей словесный:
Кто ради Родины живет.
И я служить ей буду честно.
-К какому стилю относится созданное вами стихотворение? Докажите.
( Данный текст принадлежит к художественному стилю. Воздействие на чувства, мысли читателя, передается авторское отношение к изображаемому, эмоциональность, образность, широкое использование изобразительно – выразительных средств языка.
- Какими изобразительными средствами пользуется автор?
(Знать, помнить, любить - градация;
жить по совести, сердцем любить – метафора;
насыщенность глаголами, что передает динамичность действия, большое количество существительных, личных и притяжательных местоимений, придающие оттенок искренности, взволнованности; наличие восклицательных предложений для настроя читателя на эмоциональную волну.)
-Какое слово часто употребляется в этом стихотворении? Определите его лексическое значение, доказывая строчками из стихотворения.
(Патриот- человек преданный своему Отечеству, своему народу)
Ведь истинный России патриот
В ком за отчизну беспокойство;
Всем сердцем Родину любить
И проявлять о ней заботу.
… Почитать
Руси величие и славу,
Долг помнить, честь не растерять
И жить по совести и праву.
-Знаете ли вы таких патриотов, живущих рядом с нами?
(Ветераны Вов честно исполнившие свой долг, готовые отдать свои жизни, чтобы Отчизна не жила под пятой фашизма.)
-Можно ли озаглавить этим словом данное стихотворение?
(Да, потому что оно несет основную смысловую нагрузку)
Задание по вариантам к стихотворному тексту.
1 Вариант – выписать из текста БСП со значением следствия.
2 Вариант – СПП с придаточным изъяснительным.
Домашнее задание.
1 ряд – Написать мини-сочинение в художественном стиле на тему «Награда в моем доме».
2 ряд – Составить статью в научном стиле об ордене Суворова.
3 ряд – Взять интервью у ветерана Вов и составить статью в газету в публицистическом стиле.
Предварительный просмотр:
День победы русских воинов князя Александра невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище) | 18 апреля 1242г. | Ливонский орден был вынужден заключить мир, крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли. |
День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве | 21 сентября 1380г. | Победа нанесла сильный удар по могуществу Золотой Орды, ускорив ее распад, способствовала усилению авторитета Москвы и ее роли в образовании единого Русского государства. |
День народного единства | 4 ноября 1612г. | Освобождение Москвы от польских интервентов народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского сплотило народ, способствовало преодолению смуты – кризиса российской государственности. |
День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении | 10 июля 1709г. | Было подорвано военное могущество Швеции, в Северной войне 1700-1721г.г. произошел перелом в пользу России. |
День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут | 9 августа 1714г. | Победа над сильнейшим в то время шведским флотом, которую Петр I назвал «второй Полтавой», усилила позиции России. |
День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра | 11 сентября 1790г. | Русский флот взял под контроль устье Дуная, что осложнило снабжение турецких крепостей, усилило русскую армию. |
День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова | 24 декабря 1790г. | Выдающаяся победа русско-турецкой войны 1787-1891г.г., в результате которой Ясский мир подтвердил присоединение к России Крыма и Кубани. |
День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией | 8 сентября 1812г. | Потери французов в сражении во многом предопределили поражение Наполеона в войне с Россией. |
День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп | 1 декабря 1853г. | Победа в последнем крупном сражении парусного флота обеспечила господство России на Черном море, сорвало планы высадки десанта турок на Кавказе. |
День защитника Отечества | 23 февраля 1918г. | Первый бой красноармейских формирований, преградивших германским войскам путь на Петроград под Псковом. |
День проведения военного парада на Красной площади в г. Москве в ознаменование 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции | 7 ноября 1941г. | Гитлеровские войска рвались к Москве. Прямо с Красной площади советские войска шли в бой, чтобы защищать свою Родину. Это был вдохновляющий и глубоко символичный парад. |
День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой | 5 декабря 1941г. | Под Москвой советские войска одержали первую крупную победу над фашистской армией, которая развеяла миф о ее непобедимости. |
День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве | 2 февраля 1943г. | Коренной перелом в Великой Отечественной войне, поворотное событие в ходе всей Второй мировой войны. |
День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве | 23 августа 1943г. | Разгром гитлеровских войск на Курской дуге и выход советских войск к Днепру завершили коренной перелом в войне. |
День снятия блокады города Ленинграда | 7 января 1944г. | Триумф беспримерной стойкости защитников Невской твердыни в самой продолжительной битве Второй мировой войны. |
День Победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945г.г. | 9 мая 1945г. | Нащ народ отстоял свою свободу и независимость. Внес решающий вклад в освобождение Европы от фашистского ига. |
«Да, | ты, мой друг, | не патриот! |
Патриотизма | в вас | не стало», - |
Старик с сединами вздохнет | Наверно, прав он. | Очень мало… |
И нам | не нужно ждать, | войны, |
Чтоб доказать | свое | геройство. |
Ведь истинный | России | патриот - |
В ком | за Отчизну | беспокойство. |
Всем сердцем | Родину | любить |
И проявлять | о ней | заботу. |
Знать, помнить. | для России жить - | Вот честь и совесть патриота. |
Гордиться мало. | Почитать | Руси величие и славу |
Долг помнить | честь не растерять | И жить по совести и праву |
Достоин | званья | «патриот» |
Не тот, | кто льет | елей словесный |
Кто ради | Родины | живет. |
И я служить | ей буду | честно! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку (развитие речи) для 5 класса. Комплексный анализ текста К.Д.Ушинского "Спор деревьев"
Этот урок проводится по программе в период повторения за курс начальной школы. Систематизация полученных знаний позволяет учащимся анализировать текст. Творческий поиск вызывает интерес у ребят....
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и литература), связан с изучением творчеств...
Урок-лаборатория «Стили речи. Комплексный анализ текста»
Урок в 11 классе...
Урок развития речи. Комплексный анализ текста
Урок развития речи в 8 классе. Комплексный анализ текста "Памятник подлецу" с заданиями в формате ОГЭ...
«Комплексный анализ текста. Роль частей речи в создании авторского текста»
Работа с комплексным анализом текста на примере стихотворения Н.Заболоцкого "Голос в телефоне"....
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...