Урок по русскому языку (развитие речи) для 5 класса. Комплексный анализ текста К.Д.Ушинского "Спор деревьев"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Этот урок проводится по программе в период повторения за курс начальной школы. Систематизация полученных знаний позволяет учащимся анализировать текст. Творческий поиск вызывает интерес у ребят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_analiz_teksta_2docx.docx | 487.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку (развитие речи) для учащихся 5 класса.
Комплексный анализ текста К.Д.Ушинского «Спор деревьев» (при повторении материала за курс начальной школы)
Учитель русского языка и литературы Гут Н.С.
Цель урока: учить детей анализировать текст, задумываться над прочитанным; закреплять навыки находить средства выразительности для характеристики героев; расширять запас слов; повторить орфограммы на правописание безударной гласной в корне слова, на - тся и - ться в глаголах, не с глаголами; повторить пунктограммы на постановку знаков препинания в конце предложения ; развивать воображение, логическое мышление.
Оборудование: компьютер для просмотра слайдов о К.Д.Ушинском;
на столах учащихся – текст К.Д.Ушинского «Спор деревьев», рабочие листы
для комплексного анализа текста.
Ход урока
1.Организационный момент.
Слово учителя:
- Сегодня мы будем работать с текстом К.Д.Ушинского «Спор деревьев»
К.Д.Ушинский завещал овладевать «даром слова». Следуя этому. постараемся разобраться в смысле текста, обратим внимание на построение текста и другие его особенности.
- Но перед этой больщой и интересной работой давайте вспомним о К.Д.Ущинском.
II. Слайды 1,2 о К.Д.Ушинском.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824- 1870) удачно сочетал в своей деятельности педагога-ученого и педагога-писателя. Окончил Московский университет, позже переехал в Петербург. Здесь посвятил себя любимому
делу - педагогической деятельности.
К.Д.Ушинский написал и выпустил две учебные книги: «Детский мир» для
детей 10-12 лет и «Родное слово» - для 8-10 лет. По этим книгам учились дети. В содержании учебников можно было увидеть статьи, рассказы, сказки, басни.
Его произведения читаемы и любимы. Это рассказы: «Четыре желания», «Васька и петушок», «Петушок с семьей» и др. Сказки: «Ветер и солнце», «Чужое яичко», «Лиса Патрикеевна и мн.др.»
III. Комплексный анализ текста. Учитель инструктирует учащихся о заполнении рабочих листов.
1.Словарная работа.
- Дайте лексические значения словам из текста (из домашнего задания).
Промежду – между,
молвила – произнесла, сказала,
потеха - развлечение, забава,
голешеньки – голые,
житья – жизнь.
2.Выразительное чтение текста наизусть подготовленными учащимися по ролям. Повторное чтение текста учителем.
3.Беседа по вопросам на восприятие текста:
- Кто герои произведения? О чем они говорят? Каким настроением проникнута их речь? К какому жанру можно отнести текст?
-Герои - деревья: дуб, яблоня, сосна. Они спорят о том, кто из них лучше. Они недоброжелательно относятся друг к другу.
Текст похож на сказку: герои – деревья, они разговаривают, автор их
наделяет человеческими качествами.
4. Построение текста.
- На сколько частей (абзацев) делится текст? О чем они? Есть ли концовка у текста?
- Текст делится на 3 части. В каждой из них приводится речь одного из героев: дуба, яблони, сосны. Концовки у текста нет.
- Как вы думаете почему?
- Наверное , следует подумать , как ведут разговор деревья.
5. Определение темы текста.
- О чем текст?
- Спор о том, кто лучше из деревьев.
6.Физкультминутка.
- Представим себя на минутку деревьями, птицами, ветром.
Учащиеся говорят хором и изображают деревья, птиц, ветер.
Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
7. Определение главной мысли текста.
- Как вы думаете, чтобы определить главную мысль, о ком нужно поговорить?
- О героях текста.
Задание по вариантам.
Выпишите словосочетания, предложения, характеризующие героев.
Какими качествами наделены герои?
1вар.- о дубе, 2 вар. - о яблоне, 3вар. – о сосне.
Ответы учащихся
Герои | Словосочетания, предложения, характеризующие героев | Вывод |
Дуб | «…всем деревам царь, ствол в три обхвата, листья…вырезные» и др. | Самый главный, сильный, хвастливый. |
Яблоня | «… мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает»; о дубе: «дубище, на тебе одни желуди, свиньям на потеху». | Хвастливая, неуважительная, насмещливая. |
Сосенка | «без меня в холодной сторонке житья бы людям не было; я им и печки топлю и избы строю»; О дубе и яблоне: «вот придет зима, и будете вы оба голешеньки». | Хвастливая, насмешливая. |
- Можно ли решить спор справедливо, если герои хвастливы, неуважительны друг к другу?
- Нет.
- А какими надо быть?
- Уважительно, по-доброму относиться друг к другу.
- Можно ли тогда заметить полезность, красоту каждого героя?
- Можно.
- Какова главная мысль текста?
- Уважительность, доброта, понимание помогут заметить пользу и красоту других. Это можно отнести к героям, деревьям.
- Вот над чем надо задуматься, читая текст.
8.Определение стиля текста.
- Каков стиль текста? Докажите.
- Мы подметили в наших героях характерные человеческие качества, созданы образы. Это признак художественного стиля.
- Назовите художественные средства выразительности.
- Сравнения, эпитеты, олицетворения.
Учащиеся подбирают и записывают средства выразительности в рабочие листы.
Сравнения. «Сучья будто из железа вылиты; ствол в три обхвата».
Эпитеты. «Листья вырезные, румяное яблочко, на царском столе».
Олицетворения. «Говорит (дуб), молвила (яблоня),заспорили (деревья),слушает (сосенка)».
9.Работа с орфограммами, пунктограммами.
- Как вы думаете, на какие орфорграммы, связанные с правописанием корня слова, много слов в тексте?
- На безударную гласную в корне слова, проверяемую ударением.
Повторение правила учащимися.
- Подберите эти слова и запишите.
-Деревья, говорит, деревам, верхушка, вырезные, вылиты, грозою, на столе, сосенка, качает, похваляться, голешеньки, зеленые, колючки, в холодной, стороне, топлю.
- Выпишите глаголы с не, глаголы на -тся и -ться.
- Не кланяюсь, не гнусь, не было, не хвастай; смотрится, похваляться, останутся.
- Какие предложения по цели высказывания употреблены в тексте?
Какие знаки препинания поставлены в конце предложений?
Учащиеся отметили, что в основном предложения в тексте повествовательные, в которых каждый из героев сообщает о себе
- А какое предложение по интонации: «Я всем деревам царь!»?
- Это предложение произнесено с восклицательной интонацией, дуб
обращает внимание на свое превосходство.
- Что особенного вы заметили в оформлении речи каждого героя?
- Предложения с прямой речью, прямая речь выделяется кавычками и первое слово ее пишется с заглавной буквы, перед ней ставится двоеточие. Прямая речь состоит из нескольких предложений.
- Выпишите речь одного из героев.
IV. Итоги урока. Учитель благодарит ребят за работу и ставит отметки. Ответы учащихся в рабочих листах тоже будут оценены.
V. Рефлексия.
- Ребята,что вы делали на уроке? Интересно это было вам? Что нового узнали?
- Мы анализировали текст: определяли его тему, главную мысль, стиль. работали над орфограммами и пунктограммами.Это интересно, потому что помогает лучше понять содержание текста ,увидеть его особенности, учит быть внимательным к слову и писать грамотно.
VI . Домашнее задание.
Напишите мини - сочинение на тему « Спор друзей».
Текст художественного стиля.
Комплексный анализ текста
Фамилия, имя учащегося_______________________________________
1.Сколько абзацев в тексте? О чем они?_____________________________
_____________________________________________________________
2.Тема текста_______________________________________________________
3. Выпишите словосочетания, предложения, характеризующие героев
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Главная мысль текста _____________________________________________
__________________________________________________________________
5. Стиль текста. Докажите свой ответ_________________________________
__________________________________________________________________
6. Выпишите художественные средства выразительности:
эпитеты___________________________________________________________
сравнения__________________________________________________________
олицетворения______________________________________________________
7. Выпишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением_________________________________________________________
__________________________________________________________________
8.Выпишите глаголы на -тся и -ться, не с глаголами ____________________
_________________________________________________________________
9.Выпишите предложения с прямой речью (речь одного из героев) ________
__________________________________________________________________
Приложение
Слайд 1
Слайд 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка (развитие речи) по теме «Основная мысль текста В. Сухомлинского «Красота»
С введением ФГОС ООО изменяется концепция обучения русскому языку в связи с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности как способности и готовности использовать язык...
Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре
В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....
Разработка урока развития речи. 6 класс. Тема: Анализ текста художественного стиля. А. ДОРОХОВ «Встреча со змеей».
Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход...
Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению"
Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению" Цель: Знать основные этапы работы с текстом для написания сочинения; уметь выполнять различные элементы комплексного анализа...
Программа факультатива по русскому языку для учащихся 8 класса "Комплексный анализ текста".
Курс факультатива по русскому языку связан с программой предмета 8 класса, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, дает возмоюность подготовить к успешной сдач...
Урок по русскому языку для 8 - 9 классов. Комплексный анализ текста
Урок разработан для 8 - 9 классов. Тема: Комплексный анализ текста. В конспекте используется краеведческий материал. Русский самовар....
Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."
Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."...