Урок развития речи. Комплексный анализ текста
план-конспект урока по русскому языку (7, 8 класс) по теме

Семина Ольга Викторовна

Урок развития речи в 8 классе. Комплексный анализ текста "Памятник подлецу" с заданиями в формате ОГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

Тема урока: «Комплексный анализ текста.

Цели урока:

воспитать у учащихся чувства гражданственности, уважительного отношения к людям, природе через чтение и анализ текста

Образовательные

отработать навык анализа художественного текста; подготовить учащихся к написанию сочинения в формате ОГЭ (15.3) или выполнению творческого задания на основе проанализированного текста; повторение отдельных видов орфограмм и пунктограмм

Развивающие

Формировать  умения самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Развивать речь учащихся, воображение. Развивать умение анализировать текст с точки зрения его содержания, использования автором художественно-изобразительных средств языка. Развивать мышление детей, умение делать выводы, обобщения

Воспитательные

Стимулировать потребность учащихся к самореализации, самовыражению. Воспитывать  у учащихся любовь к слову, интерес к творческому труду. Совершенствовать умения вести конструктивный диалог, принимать мнение собеседника. Формировать гражданскую позицию, воспитывать любовь к природе, бережное, трепетное обращение ко всему живому на Земле, ответственность каждого и за все, что окружает его

Тип урока

Комбинированный.

Форма урока

Проблемный урок. Развитие речи. Урок применения и совершенствования знаний

Формы контроля

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование

Медиапроектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал: текст, карточки-задания, план анализа текста, словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

Домашнее задание

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Мотивация

Включение в деловой ритм. Создание проблемной ситуации.  

Работа с эпиграфом урока.

- Определите значение слова “уважение”.

- Как вы понимаете смысл высказывания Джона Голсуорси (“Уважение к людям есть уважение к самому себе”)?

- Попытайтесь определить, почему это высказывание взято в качестве эпиграфа к уроку?

Готовятся к работе. Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос.

Работа с эпиграфом урока.

-Учащиеся самостоятельно определяют ЛЗ, высказывают свое мнение, затем находят значение этого слова в толковом словаре, делают вывод  и записывают понятие в тетрадь.

-Учащиеся высказывают собственное мнение, объясняя смысл эпиграфа.

Приводят самостоятельные высказывания  по значению эпиграфа, делают выводы.

Самоопределение (Л) Смыслообразование (Л) Подведение под понятие             (П)

    2.Актуализация    знаний

Ставит задачу определить тему урока.

Ставит задачу определить цель урока.

Тема: Комплексный анализ текста «Памятник подлецу»

Работа с заголовком текста (подготовительный этап).                      - По заглавию определите, о чём этот текст? Как вы думаете, какую информацию должен этот текст содержать?

Формулируют тему урока.

Формулируют цель урока.

Размышляют о содержании текста

Логические действия               (П) Самоопределение                     (Л) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания                            (П)

3.Формирование новых знаний.

Просит записать тему урока. Создаёт ситуацию успеха.

Читает текст выразительно   под музыку Джеймса Ласта  «Одинокий пастух».   

   - Какое впечатление произвёл на вас текст?

Работают в тетрадях. Записывают тему урока.  

Знакомятся  с текстом. Работают  по плану анализа текста.

(самостоятельное просмотровое чтение)

- Отвечают на вопрос

Извлечение необходимой информации из текста                (П)

Работа в паре                                (К)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками            (К)

Подведение под понятие             (П) Постановка и решение проблем  (П)

Целеполагание                               (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром                                      (К)

Самоопределение                         (Л)

4.Первичное закрепление и проговаривание вслух

Просит определить тему, идею, проблему текста (с записью в тетрадь)

 - Определите тему текста.

 - Зачем жители дома посадили во дворе ель?

  - Что случилось с елью?

  - Как восприняли случившееся жители дом? Найдите в тексте  подтверждение

- Почему текст называется “Памятник подлецу”?

- Каким мы можем назвать такого человека?

         

- Определите ЛЗ слова “нравственность”, найдите значение этого слова в словаре, запишите в тетрадь.

 - Назовите качества человека, позволяющие считать его поведение нравственным.

 - Можно ли этому человеку найти оправдание?

 - Встречали ли вы в городе такие пеньки?

 - Смогли бы вы срубить ель? Что бы вас остановило?

 - Определите идею этого текста.

  - Какова проблема этого текста?

-Каким вы представляете человека, который изуродовал елку?                                                                  -А каким  -  человека, который сделал табличку?

-Как вы думаете, как чувствует себя человек, срубивший елку, проходя мимо «памятника» себе?                                                                 - Какими чувствами наполнен текст? Какой человек мог испытывать такие чувства?

Просит определить тип, стиль, признаки стиля, выразительные средства, характерные для этого стиля.  - Определите тип текста.

 - Определите стиль текста. (запись) Укажите, какие признаки характерны для этого стиля.

-Как называется такой прием, когда явление природы и предметы наделяются признаками живого существа?   -Какие еще изобразительные средства использует автор?

-Мы поговорили о художественных особенностях текста, а какой стиль использует автор                                                  -К какому из трех типов текста вы отнесете его?                                        -Где присутствует повествование?                                             -Найдите элементы  описания            -Почему автор сравнивает ель с отрубленной верхушкой, с человеком, которому отрубил голову палач? Как мы назовем такой прием?

-Почему, говоря о елке, он использует слова «мертвые», «умерла», «убитое дерево», словно он говорит о человеке?

 - Какие средства выразительности использованы автором в тексте?

Обобщите свои наблюдения.

Просит найти и выписать слова с основными орфограммами.  Объяснить орфограммы.

Просит проанализировать синтаксическую структуру предложений.

-Найдите предложения с причастным и деепричастным оборотами, с однородными членами. Постройте схемы предложений.

Работают в парах

Отвечают на вопросы. Анализируют  текст

(бессовестным, равнодушным, эгоистичным, не уважающим труд других людей, их чувства, безнравственным)

Лексическая работа.

 Уточнение ЛЗ незнакомых слов (запись в тетрадь)

Укор- упрёк, порицание, осуждение.

Содеянное- (содеять), то же, что совершить.

Самостоятельно определяют значение слова, обобщают сказанное, уточняют значение в словаре, записывают в тетрадь.

Отвечают на вопросы. Анализируют ответы одноклассников, делают выводы

Оценка понимания текста


Анализ художественно-изобразительных средств текста.

Отвечают на вопрос. Ищут художественные средства, определяют значение и приводят примеры. Выполняют задание в формате ОГЭ

Работают в парах, делятся своими наблюдениями, обобщают ответы

Работают в группах с заданиями в формате ОГЭ, объясняют орфограммы, анализируют ответы

 В это же время на доске  двое с карточками.

  1. Произвести морфемный разбор слов рассказали, посаженной, московском, серебристую, въехавшие, пушистую, беспомощно, распластав, содроганием, прикрепили,
  2. Записать транскрипцию слов (ёлки, юную, ель, жильцы….) и проанализировать их фонетические особенности

Выполняют задание в формате ОГЭ (карточки), анализируют структуру предложений.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Работа в парах (К)

5.Самостоятельная работа

Создание собственного речевого высказывания на основе проанализированного текста.

 - Выразите своё отношение к поднятой в тексте проблеме.(Учащиеся, путём собственных рассуждений, возвращаются к эпиграфу урока)

Написание черновика сочинения в формате ОГЭ 15.3

Постановка и решение проблем  (П) Работа в парах                               (К) Самоопределение                         (Л)

6. Включение в систему знаний и обобщение

Предлагает зачитать для обсуждения полученные тексты.

Зачитывают и обсуждают написанные тексты.

Логические действия                    (П) Самоопределение                         (Л)

Осознанное построение речевого высказывания.                               (К)

7. Рефлексия

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Организует рефлексию. Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу

Рефлексия способов и условий действий                                        (П)

Контроль и оценка результатов деятельности                                 (П)

Самооценка                                   (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха)                         (Л)

8. Д.з.

Домашнее задание.

- Зачем жители дома сделали эту табличку? Что ещё можно было сделать?

- Итак, это и будет вашим домашним заданием, вы выбираете: либо вы пишите сочинение в формате ОГЭ (15.3), либо выполняете творческое задание.

Записывают задание.

Отвечают на вопросы (написать статью в газету, сочинить стихотворение, написать письмо подлецу, нарисовать газету, выступить на радио)

Дифференцированные задания (П., Л)

Учитель заканчивает урок чтением стихотворения Эдуарда Асадова “В мире столько всяческого зла…”

В мире столько всяческого зла,-

Значит, надо помнить постоянно:

Никогда не поздно и не рано

Совершать хорошие дела.

И чтоб сердцу не было морозно,Сколько бы ты бед ни натворил –

Никогда не рано и не поздно

Повиниться честно и серьёзно

В зле, что ты когда-то совершил.

   

Приложение 1

План анализа текста.

  1. Прочитайте  текст.
  2. Определите тему, идею, проблему.
  3. Уточните лексическое значение незнакомых слов.
  4. Определите тип, стиль текста, назовите  признаки стиля, выразительные средства, характерные для этого стиля.
  5. Выразите свое отношение к поднятой в тексте проблеме.     

Памятник подлецу.

    1) Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе.

     2) Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили голубую серебристую ель. 3) Она стала гордостью всего дома, его украшением.

     4) И вот однажды перед Новым годом ёлку кто-то срубил. 5) Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. 6) Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви. 7) Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам. 8) Смотрели с болью, содроганием, гневом…

    9) На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку: “Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку”.

     10) Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. 11) И каждый день мёртвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

Приложение 2

Итоговый  тест в формате ОГЭ

  1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему люди смотрели с содроганием, болью, гневом?»

1. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам.

2. Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе.

3. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви.

4. Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день.

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

  1. Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили голубую серебристую ель.
  2. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви.
  3. Смотрели с болью, содроганием, гневом…
  4. И каждый день мёртвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

  1. Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки на -3 и -С следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

  1. Из предложений 1-9 выпишите слова, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

  1. Замените устаревшее книжное слово СОДЕЯННОМ  в предложении  11  стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

  1. Замените словосочетание МОСКОВСКОМ ДВОРЕ (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

  1. Выпишите грамматическую основу предложения 1

  1.  В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие)  запятую (-ые) при вводном слове.

Люди долго смотрели на ель,(1) не веря своим глазам. Смотрели с болью,(2) содроганием,(3) гневом…На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку: “Памятник подлецу,(4) который под Новый год срубил эту ёлку”.

Человек, (5)убивший дерево, (6) проходит, (7)может быть,(8) мимо него каждый день. И каждый день мёртвая ель,(9) как молчаливый укор совести, (10) напоминает ему о содеянном.

  1. Укажите количество грамматических основ в предложении  9. Ответ запишите цифрой.
  2.  В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую (ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Изуродованное дерево стояло во дворе,(1) беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви. Люди долго смотрели на ель,(2) не веря своим глазам. Смотрели с болью, (3) содроганием,(4) гневом…На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку: “Памятник подлецу,(5)  который под Новый год срубил эту ёлку”.

  1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при обособленном определении, выраженном причастным оборотом

Жильцы, (1) въехавшие в новый дом,(2)  посадили голубую серебристую ель. Она стала гордостью всего дома,(3)  его украшением. И вот однажды перед Новым годом ёлку кто-то срубил. Срубил не у корня, (4) а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, (5) беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви. Люди долго смотрели на ель, (6) не веря своим глазам.

Текст для сжатого изложения

Памятник подлецу.

Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг землю, чтобы она чувствовала себя, как дома.

Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и, вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно отрубил ему голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, -  смотрели с болью, содроганием, гневом…

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».

Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

(По Т.Тэсс) 218 сл.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы МБОУ Лицей № 10 Семина Ольга Викторовна Урок развития речи Комплексный анализ текста «Памятник подлецу »

Слайд 2

Цель: воспитание у учащихся чувства гражданственности, уважительного отношения к людям, природе через чтение и анализ текста. Задачи: - отработать навык анализа художественного текста; -подготовить учащихся к написанию сочинения или выполнению творческого задания на основе проанализированного текста; - развивать коммуникативные, аналитические навыки; -формировать гражданскую позицию, воспитывать любовь к природе.

Слайд 3

Уважение к людям есть уважение к самому себе. Джон Голсуорси Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств с иноним - почтение антоним - презрение

Слайд 4

Памятник подлецу

Слайд 5

Как можно назвать человека, с овершившего такой поступок? Бессовестным равнодушным эгоистичным не уважающим труд других людей, их чувства безнравственным - отсутствие нравственных принципов; поведение, противоречащее нравственности антонимы - порядочный, добродетельный

Слайд 6

Определите лексическое значение слова «нравственность» Нравственность - внутренние, духовные качества , которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Слайд 7

Назовите качества человека, позволяющие считать его поведение нравственным Порядочность Доброта Честность Уважение к другим людям Желание сделать что-нибудь для других Отсутствие равнодушия

Слайд 8

Уточните лексическое значение трудных слов Укор- упрёк, порицание, осуждение. Содеянное- (содеять), то же, что совершить.

Слайд 9

Градация - (от лат. gradatio — "ступень, степень") — стилистическая фигура, заключающая в себе ряд слов, каждое из которых усиливает значение предшествующего слова с целью создания определённого впечатления. Смотрели с болью , содроганием, гневом …

Слайд 10

Памятник - скульптура или архитектурное сооружение в память кого-чего-нибудь ( выдающейся личности , исторического события) О чём и кому должна напоминать эта табличка?

Слайд 11

Выполните задания в формате ОГЭ Замените словосочетание МОСКОВСКОМ ДВОРЕ (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 12

Ответ ДВОРЕ МОСКВЫ

Слайд 13

Выполните задания в формате ОГЭ 2. Из предложений 1-11 выпишите слова, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки на -3 и -С следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук ». 3. Из предложений 1-9 выпишите слова, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН ». 4. Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: « Пишется приставка при- , если имеет значение присоединения»

Слайд 14

Ответы 2. рассказали, беспомощно, распластав 3. посаженной, изуродованное, содеянном 4. прикрепили

Слайд 15

Выполните задания в формате ОГЭ Мне рассказали недавно историю о ёлке , посажеННой в одном московском дворе . Жильцы , въехавшие в новый дом , посадили голубую серебристую ель. . Изуродова НН ое дерево стояло во дворе , беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви . Люди долго смотрели на ель , не веря своим глазам . Человек , убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день.

Слайд 16

Как понимаете высказывания и что общего между ними? Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство. Эберхард Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть. А.П.Чехов Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. М.Горький

Слайд 17

Значение ключевых слов заключения молчаливый укор совести – упрёк, порицание, осуждение . Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Содеянное - устар. к нижн. с овершить , сделать (подходит для публицистического стиля, цель которого воздействовать на читателя)

Слайд 18

Домашнее задание Написать сочинение в формате ОГЭ (15.3) или выполнить творческое задание на основе проанализированного текста

Слайд 19

Эдуард Асадов “В мире столько всяческого зла…” В мире столько всяческого зла,- Значит , надо помнить постоянно : Никогда не поздно и не рано Совершать хорошие дела. И чтоб сердцу не было морозно, Сколько бы ты бед ни натворил – Никогда не рано и не поздно Повиниться честно и серьёзно В зле, что ты когда-то совершил .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Функциональные стили речи. Комплексный анализ текста. 9 класс.

На уроке отрабатываются навыки работы с  текстами разных стилей.  Повторяются  стили речи: научный, официально-деловой, художественный. Проверяются грамматические умения  и навыки...

Учебно-методическое пособие по развитию речи учащихся на уроках русского языка «Комплексный анализ текста»

В современных социальных условиях возникает необходимость подготовки конкурентно способной личности, обладающей универсальными знаниями, которые помогут ей самостоятельно, критически и творчески мысли...

Методическая разработка урока по теме: "Комплексный анализ текста"

На данном уроке учащиеся обучаются проведению лингвистического анализа текста, подготовке к написанию сочинения-рассуждения....

Разновозрастный урок по теме «Комплексный анализ текста» в 8 и 10 классах

Разновозрастный урок по теме «Комплексный анализ текста» в 8 и 10 классах...

Конспект урока по обучению комплексному анализу текста (По рассказу И.С.Тургенева «Муму»).

Данный материал может быть использован учителями русского языка и литературы....

Урок по теме "Комплексный анализ текста в 11 классе"

Урок по теме "Комплексный анализ текста в 11 классе"...