«Комплексный анализ текста. Роль частей речи в создании авторского текста»
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему

Санькова Елена Владимировна

Работа с комплексным анализом текста на примере стихотворения Н.Заболоцкого "Голос в телефоне".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zabolockiy.pptx105.47 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Комплексный анализ текста. Роль частей речи в создании авторского текста»

Слайд 2

Дидактический материал: стихотворение Н.А.Заболоцкого «Голос в телефоне», листы с заданиями к тексту по группам УМК А . Дейкиной , Т. Пахновой «Русский язык в старших классах».

Слайд 3

Ход занятия:

Слайд 4

Вводная часть. Консультация. Учитель: Сегодня на уроке мы будем комплексно анализировать поэтический текст Н.Заболоцкого «Голос в телефоне». Давайте вспомним, на что нужно обращать внимание, анализируя текст?

Слайд 5

Вводная часть. Консультация Ученики: Определяем тему и микротемы текста, обращаем внимание на грамматические основы предложений, находим ключевые слова, образные средства, выстраиваем художественную картину, описываемую автором, формулируем смысл текста.

Слайд 6

Вводная часть. Консультация Учитель: Еще нужно помнить, что определенную роль в понимании текста могут играть отдельные части речи, их морфологические признаки. Учитель: Какова конечная цель комплексного анализа текста?

Слайд 7

Вводная часть. Консультация Ученики: Попытаться разгадать загадку, тайну, которая заключена в каждом истинном произведении искусства слова.

Слайд 8

Вводная часть. Консультация Учитель: Теперь мы разделимся на 3 аналитические группы. Каждая группа будет работать по своему направлению. Например: 1 группа ( задания 1 -3), 2 группа (задания 4,5), 3 группа (задания 6-8). Задания 9, 10 выполняем коллективно. Познакомьтесь с заданиями. Что не понятно? Приступаем к работе. Учитель: (Выразительно читает текст стихотворения «Голос в телефоне).

Слайд 9

Обсуждение выполненных заданий. Предполагаемые ответы учеников. Задание 1. Определите тему стихотворения. Обратите внимание на заголовок и первые строчки. Ответ: Общая тема стихотворения – описание внутреннего мира лирического героя, тема одиночества, изменчивости, раскрытая через ситуацию телефонного разговора. (Ощущения лирического героя от голоса телефонного собеседника в разных ситуациях и их влияние на внутренний мир героя).

Слайд 10

Обсуждение выполненных заданий. Предполагаемые ответы учеников. Задание 2. Определите тему каждой строфы ( микротемы ). Пытаемся понять, о чем говорит автор: пересказываем для себя своими словами текст автора. Ответ: 1-я строфа – тема радости; 2-я строфа и 3-я строфа – темы печали, боли, горя в сопоставлении. Первая строфа контрастирует с последующими. Когда-то голос собеседника в телефоне доставлял героя радость, но потом случилось что-то страшное, и героя захлестнуло чувство отчаяния от потери друга, его голоса.

Слайд 11

Обсуждение выполненных заданий. Предполагаемые ответы учеников. Задание 3. Подчеркните грамматические основы предложений. Понаблюдайте за употреблением в тексте разных форм глаголов. Какова роль глаголов? Какова роль глаголов настоящего времени? Что общего у глаголов пропал, сгинул? Постройте ситуацию действительности, которую описывает автор. Ответ: был он звонкий, струился, звенел, излиться хотел; стал звучать он, пропал; сгинул он, занесен; кричит душа, молчит телефон.

Слайд 12

Обсуждение выполненных заданий. Предполагаемые ответы учеников. Был он звонкий, струился, звенел, излиться хотел; стал звучать он, пропал; сгинул он, занесен. Глаголы в форме прошедшего времени указывают на воспоминания героя, он восстанавливает картину былого. Кричит, молчит. Глаголы в форме настоящего времени (во всех типах речи) обозначают действия, которые носят постоянный, повторяющийся характер (происходят обычно, всегда), т.е. Заболоцкий подчеркивает обыденность внутреннего состояния (душевной боли) лирического героя, которое вызвано молчанием телефона.

Слайд 13

Обсуждение выполненных заданий. Предполагаемые ответы учеников. Пропал, сгинул. Общее : обозначают исчезновение предмета. Различие : разные оттенки лексического значения ( пропал – потерялся, исчез неизвестно куда, перестал быть видимым и слышимым, скрылся; сгинул – слово разговорного стиля, усиливает эмоциональность речи, говорит о безвозвратности события). Роль этих синонимов в данном тексте: - средство связи двух микротем ; - лексическое средство выразительности (чтобы передать настроение волнения). Таким образом, лирический герой сначала вспоминает о прекрасных минутах общения по телефону, потом чувствует постепенное отдаление друга, теряет слабую надежду найти пропавшего и скорбит об утраченном друге.

Слайд 14

Обсуждение выполненных заданий. Предполагаемые ответы учеников. Задание 4. Найдите ключевые слова (имена существительные). Как их использование соотносится с темой текста, авторским замыслом? Ответ: Ключевые слова: 1-я строфа: птица – полет жизни; родник – источник жизни; сияние – душевное состояние; провод – возвышенное, неземное. 2-я строфа: рыданье, прощанье, покаянье, в глуши . 3-я строфа: поле, вьюгой, душа, от боли, телефон (2-я и 3-я строфы сопоставляются, происходит усиление чувств героя. 1-я строфа контрастирует с остальной частью стихотворения). Черный телефон – аллегория одиночества.

Слайд 15

Обсуждение выполненных заданий. Предполагаемые ответы учеников. Задание 5. С помощью каких языковых средств автор создает художественные образы (радости, горя, боли)? Охарактеризуйте звуковые особенности глаголов звенел, звучал. Что у них общего? Какова роль сравнения в тексте? Ответ: Языковые средства: 1-я строфа: наречие раньше (указывает на время); звонкий, словно птица (сравнение); как родник, струился (сравнение); … звенел,//Точно весь в сиянии излиться//По стальному проводу хотел (сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения). 2-я строфа: наречие потом (указывает на время); … как дальнее рыданье,//Как прощанье с радостью души… (сравнение). 3-я строфа: беспощадной вьюгой (эпитет); кричит душа (олицетворение); черный телефон (эпитет).

Слайд 16

Обсуждение выполненных заданий. Предполагаемые ответы учеников. Роль прилагательного черный : -прямое значение (цвет телефона – цвет сажи, угля) - переносное значение (грязный, замаранный, гибельный, мрачный, безотрадный, печальный – подчеркивает тему горя, указывает на настроение лирического героя). Сравнения в данном тексте помогают понять состояние лирического героя через отнесение к схожим переживаниям. Звонкий, словно птица; как родник, струится; звенел, точно…излиться…хотел – изобразительная функция. …как дальнее рыданье; как прощанье с радостью души, стал звучать он… - выразительная функция. Сравнение голоса в телефоне с птицей, родником помогает раскрыть в объекте сравнения ряд дополнительных признаков. Звуковые особенности глаголов звенел, звучал: З – первый звук; сочетание зв , с которого начинается каждое слово, придает словам резкость и звучность; они помогают читателям «услышать» звон телефона, его громкий «голос».

Слайд 17

Обсуждение выполненных заданий. Предполагаемые ответы учеников. Задание 6. Выпишите местоимения. Какова их функция в тексте? Ответ: Местоимение он : личное местоимение, указывает на существительное мужского рода(голос); средство связи микротем (связывает 2-ю и 3-ю строфы); он (голос) имеет символическое значение – символ жизни для героя, символ радости и одновременно символ печали и душевной боли: в 1-й строфе он «словно птица, как родник», во 2-й строфе – «как…рыданье, как прощанье с радостью души»; заинтересовывает читателя (местоимение он употребляется в начале стихотворения, когда еще не ясно, какое слово оно замещает, лишь в 3-й строфе тайна открывается).

Слайд 18

Обсуждение выполненных заданий. Предполагаемые ответы учеников. Местоимение весь : определительное местоимение указывает на полноту охвата предмета. Местоимение мой (моя) : притяжательное местоимение указывает на то, что предмет принадлежит самому говорящему, т.е. лирическому герою этого стихотворения; средство связи двух простых предложений в сложном; повтор этого слова – яркое лексическое средство выразительности.

Слайд 19

Обсуждение выполненных заданий. Предполагаемые ответы учеников. Задание 7. Укажите роль в тексте наречий-антонимов раньше – потом ? Ответ: Наречия – антонимы раньше – потом служат средством связи двух микротем в тексте (темы радости и темы горя и боли); указывают на время: в прошлом – в будущем; указывают на тип речи (повествование).

Слайд 20

Обсуждение выполненных заданий. Предполагаемые ответы учеников. Задание 8. Какова функция многоточия в третьей строфе? Ответ: Роль многоточия в данном тексте: ставится в конце предложения в том случае, если мысль не закончена и в дальнейшем не развивается («Сгинул…» - куда?); обозначает перерыв в речи, вызванный волнением лирического героя; участвует в создании образа времени (обозначает наличие какого-то временного промежутка).

Слайд 21

Подведение итогов работы в группах: (данная работа может быть выполнена устно через заслушивание мнений учеников, а может быть проведена в письменной форме – сочинение (как в классе, так и дома).

Слайд 22

Примерный вариант ответа В стихотворении Н.А.Заболоцкого «Голос в телефоне» мы видим лирического героя, человека, у которого есть черный телефонный аппарат – старый, с тяжелой графитовой трубкой и жестким проводом. В начале стихотворения герой с восторгом вспоминает, как раньше был рад телефонному звонку друга, чей голос радостно звучал в трубке. Но потом настало сложное время: голос друга стал звучать реже, печальнее, покаянно и вскоре исчез совсем. Это исчезновение воспринимается лирическим героем трагично, будто весь мир превратился в бескрайнее одинокое вьюжное поле, где среди полного безмолвия отчаянно кричит душа героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса комплексный анализ текста

Материалы элективного курса необходимы при подготовке к ЕГЭ части В. (Задание В8.) - работа над выразительными средствами речи (эпитет, метафра, гипербола, литота. ) , а также  при написании сочи...

Авторская программа элективного курса "Комплексный анализ текста" для 11 класса

Элективный курс «Комплексный анализ текста»  предназначен для  учащихся 11 класса и рассчитан на 17 часов.     В рамках курса осуществляется взаимосвязь теории и практики...

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

Комплексный анализ текста (урок развития речи в 9 классе)

Цели урока1) обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксических единицах речи: тексте, предложении, словосочетании;2) формирование навыка по определению основной мысли текста, его стиля и тип...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...