Урок по развитию речи в 6 классе "Русский язык есть дружбы язык, и в этом его назначение"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

 

Государственное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 535

Калининского района г. Санкт-Петербурга

 

 

                                        

ТЕМА   УРОКА:

 

"Русский  язык  есть дружбы  язык,  и  в  этом  его  назначение"

 

( Методическая разработка урока развития речи по  русскому языку в 6 классе

 в рамках курсов «Проблемы преподавания русского языка в этноклассах)

 

                         

 

 

 

 

 

                                                                         

 

 

                                                                          

Разработала

учитель высшей  квалификационной категории

русского языка и литературы

                                                                                                     Вербич Марина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

 

                                       г. Санкт-Петербург, 2011                    

 

 

Тема урока: «Русский язык есть дружбы язык, и это его назначение».

 

 Эпиграф к уроку: Текут две речки в сердце, не мелея.

                                                                                              Становятся единою рекой.

                                                                                        Забыв родной язык, я онемею,

                                                                                              Утратив русский, стану я глухой.

 

Т.Зумакулова, балкарская поэтесса

 

Цели урока:

* помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности русского языка, как языка дружбы и межнационального общения; учить  владеть художественным словом, создавать собственные оригинальные миниатюры;

 

* развивать образное и логическое мышление, устную и письменную речь, помогать  в овладении приемами языкового анализа и обобщения; 

 

* воспитывать любовь к русскому языку, прививать интерес к его изучению, воспитывать эстетическое отношение к слову, формировать самостоятельность мышления и творческие способности, способствовать достижению успеха в деятельности каждого учащегося.

 

Оборудование:

 

Мультимедийный проектор, раздаточный материал с заданиями, книжная выставка, словари, инсценировка, музыкальное сопровождение (Б.Окуджава «Давайте восклицать…»)

 

 

Ход урока.

 

Определение внутренней готовности к работе.
 Звучит песня Б.Окуджавы.

На доске картинки, изображающие настроение и душевное состояние – агрессивное, подавленное, приподнятое, безучастное, нейтральное.

 

Задание 1. Определите свое внутреннее состояние, выбрав соответствующий рисунок.

(Проверяется готовность к сотворчеству – способность к достижению успеха в деятельности каждого учащегося).

 

Мотивация предстоящей деятельности.

Посмотрим в словаре С.И.Ожегова, какие значения  у слова «язык» и «дружба». Их много! Но нас сегодня будет интересовать язык как язык общения, как язык дружбы между народами.

Назовите эти значения.

Язык народа, нации. Речь, способность говорить. Орудие общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

 

Задание 2. Создание художественной миниатюры: « Похвальное Слово Слову».

На столе  перед вами листы с высказываниями выдающихся людей о русском языке. Выберите понравившиеся вам и перепишите  одно-два себе в тетрадь. Почему вы выбрали именно эти? Обоснуйте свой выбор.

-  О  чем  будет  ваше   Слово?

- Какую идею вы будете развивать в нем?

 Постарайтесь использовать разные виды связи между предложениями: цепную, параллельную. Используйте описательные обороты. На выполнение работы дается 5-7 минут.

 

 

 

Раздаточный материал.

 

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, поистине неисчерпаемое богатство!

Л.Н.Толстой

 

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!

И.С.Тургенев

 

Наш язык - наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость.

К.Г.Паустовский

Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры...

А.Куприн

 

Быть языку - земле родимой быть.

Р.Гарипов

 

Слово есть поступок.

Л.Толстой

 

Язык и слова - ветка и листья сердца и свидетельствуют о том, сухо или зелено оно.

А.Перес

 

... Богатство языка есть богатство мыслей.

Н.М.Карамзин

 

Умейте же беречь... наш дар бесценный - речь.

И.Бунин

 

Мой сын, с наукой русской будь знаком

И овладей ты этим языком.

Сайд Азим Ширвани

 

Чтение работ.

Вы написали интересные миниатюры. И убедились в том, что создать текст не очень сложно, нужно только знать, о чем пишешь, и уметь находить нужные слова. Сегодня вы дали жизнь своим словам, еще раз подтвердив высказывание И.А.Бунина, потому что слова ваши проникнуты добротой, мудростью, пониманием друг друга.

 

А сейчас послушаем стихи о русском языке различных поэтов, представителей разных народов.

 

Конкурс чтецов «Священное уменье говорить, произносить слова и строить фразы».

Мой сын, с наукой русской будь знаком

И овладей ты этим языком.

Нам в них нужда, без них нам темен свет.

Без знания дороги в свету нет.

Сеид Азим Ширвани, азербайджанский поэт и мыслитель

РОДНОЙ ЯЗЫК

Родной язык, святой язык.

Отца и матери язык!

Как ты прекрасен! Целый мир

В твоем богатстве я постиг!

Качая колыбель, тебя

Мне в песне открывала мать.

И сказки бабушки потом

Я научился понимать.

Родной язык, родной язык.

С тобою смело шел я вдаль.

Ты радость возвышал мою,

Ты просветлял мою печаль.

Родной язык, с тобой вдвоем

Я в первый раз молил творца:

«О, боже, мать мою прости,

Прости меня, прости отца».

Г.Тукай, татарский поэт

***

Кого-то исцеляет от болезней

Другой язык, но мне на нем не петь.

И если завтра мой язык исчезнет,

То я готов сегодня умереть...

Мне дорог край цветущий и свободный

От Балтики до Сахалина весь.

Я за него погибну где угодно.

Но пусть меня зароют в землю здесь!

Р.Гамзатов, аварский поэт

СТРУНА

По очевидной для него причине

С укором говорит приятель мне:

- Как ни старайся, ты - не Паганини,

А все играешь на одной струне.

Все - про язык да край свой, будто мало

Тем на земле - ты оглядись кругом! -

Одна струна!

Но от души народной

Идет ко мне ее тугая нить.

Сто струн других, порвись она сегодня,

Ее бы не сумели заменить.

Звучит струна, столетья окликая,

И думаешь: в былые времена

Для Пушкина, Шевченко и Тукая

Была священна эта же струна.

Р.Еарипов, башкирский поэт

МОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

Щедрое народное наследство –

Я люблю красивый наш язык.

На якутском говорю я с детства,

Словно к матери, к нему привык.

Но порой, друзья мои, бывает,

В час, когда сижу с пером в руке,

Новых слов для песни не хватает

Мне в моем небедном языке.

Жизнь идет, словарь опережая

(сколько новых дел, событий, чувств!),

Мысль свою на русском выражая,

Я у русских многому учусь.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком. –

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

С.Данилов, якутский поэт

 

 

ДВЕ РЕЧКИ В СЕРДЦЕ

Текут две речки в сердце, не мелея.

Становятся единою рекой...

Забыв родной язык, я онемею.

Утратив русский, стану я глухой.

Т.Зумакулова, балкарская поэтесса

 

Так говорят поэты разных народов о русском языке.

 

Слово учителя.

Общеизвестно, что Россия - это не страна русских, а многонациональная страна, где живут десятки народов, говорящих на своем родном языке: удмурты, якуты, татары, калмыки, аварцы и многие другие. Каждый национальный язык требует своего сохранения и совершенствования, своего развития, развития национальной культуры и искусства. Но естественно, что для такой многонациональной страны нужен единый язык, который бы обеспечивал общение между народами.

Русский язык является государственным языком нашей страны. На нем ведутся дипломатические переговоры, это язык, передающий миру достижения нашей науки, техники и культуры. На этом языке ведутся передачи центрального радио и телевидения. На русском языке ведется делопроизводство в большинстве районов и краев России.

Русский язык является средством познания культуры русского народа и культуры всех народов нашей страны. Кроме того, он один из мировых языков.

 

Задание 3. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Обменяйтесь мнениями по вопросу: Что дает изучение других языков для познания своего родного языка?

... Когда мы являемся одноязычными, когда у нас один язык, очень трудно сосредоточить наше внимание на средствах выражения мысли. Мы ведь интересуемся самой мыслью, и остановить внимание на оболочке этой мысли, на языковой форме представляется крайне трудным. И вот лишь соприкосновение одного языка с другим на почве сравнений - как одна и та же мысль в разных языках по-разному выражена - естественным образом останавливает нас на средствах выражения и делает человека внимательным к тонким нюансам мысли и чувства. (Л.В.Щерба)

Однажды один англичанин остановился в провинциальной французской гостинице. Над дверью гостиницы он прочел надпись: «Здесь говорят на всех языках». Англичанин спрашивает хозяина по-английски, по-немецки, по-итальянски, но не получает ответа. Тогда он спрашивает по-французски: «Кто же здесь говорит на всех языках?» - «Приезжие», - отвечает хозяин.

Великий педагог-просветитель И.Я.Яковлев всячески подчеркивал, что «русский язык при теперешнем все увеличивающемся спросе на труд, на рабочие руки, делается для инородцев столь же необходимым, как свет и воздух.. В обращении к родному языку нет измены русскому делу: служить великому русскому отечеству можно не забывая родного языка, воспринятого от матерей ваших».

 

Учащиеся обмениваются мнениями, высказывая свою позицию.

Слово учителя

Язык в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума...

 Давайте посмотрим сценку  «О речевом этикете»

 

                     Сценка  «Последний   или  крайний?»

 

Небольшая очередь у закрытого магазина. Кое-кто нетерпеливо поглядывает на часы.

Каждый занят своим делом. Высокая женщина в плаще перебирает что-то в сумке; девушка читает журнал;

мужчина в очках о чем-то говорит со старушкой в платке. К очереди подходит девочка  с наушниками на шее, откуда слышится музыка…

 

ДЕВОЧКА. Бабушка, вы  последняя? (Та не успевает ответить, как в разговор вступает женщина в плаще)

ЖЕНЩИНА. (ужасаясь). Девочка, как тебе не стыдно? Что ты сказала?! Это слово нехорошее! Нужно

говорить: «Кто крайний?»

ДЕВОЧКА. (растерянно и слабо возражая). А нас в школе так учили.

СТАРУШКА. А ты слушай, как здесь тебя учат. В школе одно, а тут – другое. (Отворачивается от девочки).

Подходит молодая женщина в яркой кофте.

МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА Кто крайний?

ДЕВОЧКА. (Вздыхает, пожимая плечами). Я.

Подходит женщина в очках. Скажите, пожалуйста, кто последний?

МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА. (С обидой и гневом). Здесь последних нет! Здесь только крайние! (Отворачивается).

ЖЕНЩИНА В ПЛАЩЕ. Вы не имеете права оскорблять честных людей!

СТАРУШКА. Что за молодежь пошла?

В очереди поднимается страшный шум, все кричат, машут руками. Крики: «Последний!», «Крайний!».

ЖЕНЩИНА В ОЧКАХ. (Дождавшись, когда шум утих). Напрасно, вы волнуетесь, ведь в очереди два края. Первый тоже крайний, вот первый и противопоставляется последнему. Ничего обидного в этом нет.

ДЕВУШКА С ЖУРНАЛОМ. Правильно, попробуйте вместо « последний вагон» сказать «крайний вагон», вам придется по всему составу бегать – от первого до последнего вагона.

ЖЕНЩИНА В ПЛАЩЕ. (Еще не сдавшись). А все-таки «последний» значит – «плохой»!

ЖЕНЩИНА В ОЧКАХ. Вот вы войдете в магазин и возьмете на полке крайнюю булку. Значит, нам еще останется хлеб. Ну, а если вы возьмете последний, - значит, больше нет хлеба. Но ведь последняя булка от того, что она так называется, вовсе не самая плохая!

ЖЕНЩИНА В ПЛАЩЕ. (Пытаясь отстоять свое мнение). Так это булка, а мы о человеке! А  человек не должен быть последним.

ДЕВУШКА С ЖУРНАЛОМ. Пожалуйста. Кто покидает тонущий корабль последним? Капитан! Он последний  остается на корабле, но он же герой!

ЖЕНЩИНА В ПЛАЩЕ. Вроде так!

Девочка очень довольна, она не вмешивается, но всем видом показывает, что согласна с девушкой и женщиной в очках. Мужчина тоже высказывается с одобрением.

              Открывается магазин. Все входят. Занавес закрывается.

 

 

Задание 4. Расставьте ударения в словах, которые часто произносятся неправильно.

     Начать, начала, начали, углубить, позвонить, договор, документ,  квартал, приговор, статуя, ходатайство, средство, щавель, шлея, шофер, досуг, лавровый, взбешенный, занятой (человек), занятый (делом): брала, брало, брали; белый - бела, бело, белы; введенный - введен, введена, введено, введены, звонит, позвонишь.

 

 

Задание 5. Подберите к данным русским пословицам и поговоркам эквиваленты на родном языке:

  1. Язык разум открывает.
  2.  Языком масло не собьешь.
  3. Не спеши языком, торопись делом.
  4.  Язык до Киева доведет.
  5. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
  6. Язык мой - враг мой: прежде ума говорит.
  7. Говорит красиво, да слушать тоскливо.

 

Задание 6.

     Разговорная речь постоянно вторгается в литературную норму. Спорных вопросов типа «как лучше или правильнее сказать» возникает множество. Мы с вами попробуем разобраться в этом на некоторых примерах. Сейчас я прочитаю диалог, который, возможно, вам приходилось слышать в повседневной жизни.

- Вы на следующей остановке сходите?

- Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: «Вы на следующей остановке слезаете?

- Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Вы на следующей остановке выходите?»

- Это замуж  выходят. В автобусе же говорят: «Вы встаете?»

-  Ну и ну. Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, встаете ли вы?

- Тогда и оставайтесь в автобусе, если русского языка не знаете.

 

- Как вы считаете, прозвучал ли в этом диалоге правильный вопрос? Предложите свой вариант.

     И еще ярким примером бедности и неправильности нашей речи являются выражения из ученических сочинений. Вот послушайте:

* Репин шел по берегу Невы и увидел бурлаков на Волге.

* Когда бьешь или убиваешь человека, потом долго грызет совесть. Со мной так часто бывает.

* Катерина утонула, поэтому она плавать не умела.

* У Катерины было два выхода: либо покончить жизнь самоубийством, либо утопиться.

     И, наконец, богатство речи - одно из главных ее коммуникативных качеств. Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых языков мира. Богатство языка определяется смысловой насыщенностью слов, которая создается явлениями многозначности, омонимии, синонимии.

Что помогает нам обогащать словарный запас? Конечно, общение и добрые умные книги. Чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека, тем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее выражает он свои мысли, чувства, настроения. Нельзя достичь речевого богатства, не изучая изумительный язык народа, во всем многообразии его лексики и фразеологии. И я надеюсь, сейчас вы легко справитесь со следующим заданием.

 

Задание 7. Подберите фразеологизмы к предложенным словосочетаниям.

* Дальний родственник - седьмая вода на киселе.

* Очень умный - семи пядей во лбу.

* Оказаться в глупом положении - сесть в лужу.

* Ничем не проймешь - как с гуся вода.

* Все нипочем, ничто не страшно - море по колено.

* Бесследно пропасть, исчезнуть - как в воду канул.

* Очень мало - как кот наплакал.

* Всем очевидно, сразу видно - на лбу написано.

* Избежать заслуженной кары - выйти сухим из воды.

* Тесно – яблоку негде упасть.

 

     Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Прислушайтесь к мудрым советам:

 

1.Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы.

 

2.Привыкайте пользоваться словарями. «Словари - это вселенная в алфавитном порядке», - так говорил Вальтер. Их много, и задачи у них разные. О значении и употреблении слов вы узнаете из толкового словаря русского языка. О грамматике написания вы узнаете из орфографического словаря. Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов. А если вы интересуетесь происхождением слов, то на помощь придет этимологический словарь.

 

3.Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи. Вот сколько у вас надежных помощников - читай, не ленись!

 

4.И последний совет. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга. Не будем сквернословить и грубо выражаться.

 

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты –

Ведь это все любви счастливые моменты.

Б. Окуджава

 

Задание 8.  Спишите и запомните понравившиеся русские пословицы. Вспомните пословицы о речевом этикете:

1) В многословии не без пустословия.

2) Говорить не думая - стрелять не целясь.

3) Доброе молчание - чем не ответ.

4) Закон не молитва, крик не беседа.

5) Много крику, мало толку.

 

Задание 9. Опираясь на текст, раскройте роль филологии в сближении человечества и
развитии национальных культур.

…Очень много у нас пишется о наших корнях, корнях русской культуры, но очень мало делается для того, чтобы по-настоящему рассказать широкому читателю об этих корнях, а наши корни - это не только древняя русская литература и русский фольклор, но и вся соседствующая с нами культура. У России, как у большого дерева, большая корневая
система и большая лиственная крона, соприкасающаяся с кронами других деревьев.

...Филология сближает человечество - современное нам и прошлое. Она сближает человечество и разные человеческие культуры не путем стирания различия в культурах, а путем осознания этих различий, не путем уничтожения индивидуальных культур, а на основе выявления этих различий, их научного осознания, на основе уважения и терпимости к «индивидуальности» культур. Она воскрешает старое для нового. Филология - наука глубоко личная и глубоко национальная, нужная для отдельной личности и нужная для развития национальных культур. Она оправдывает свое название («филология» - любовь к слову), так как в основе своей опирается на любовь к словесной культуре всех языков, уважение и интерес ко всем словесным культурам. Она стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее. (По Д.С.Лихачеву).

- Как вы понимаете смысл выделенного предложения?

Древние греки приветствовали друг друга «Радуйся!», а современные греки: «Будь здоровым!» Арабы говорят: «Мир с тобой», а индейцы «Все хорошо!», у монголов: «Как ночуете? Как ваш скот?» А у русских, конечно, не одно только самое общее «Здравствуйте».

     Нам с вами, дорогие друзья, предстоит сделать все, чтобы сохранить русский язык, дружбы язык, и повторить за Анной Ахматовой: «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово».

Негоже считать свой язык самым лучшим в мире. Не может быть, чтобы  великий язык не был дан великому народу.

 

 

Рефлексия.

  1. Что нового мы сегодня узнали на нашем уроке?
  2. Для чего нужно учить русский язык?
  3. Вспомните и  расскажите о ситуации, когда необходимо было показать знание русского языка?
  4. Нуждается ли русский язык в защите?
  5. Почему русский язык никогда не станет языком ненависти или вражды?

 

Домашнее задание.

Выберите одно из данных высказываний в качестве эпиграфа или темы сочинения-миниатюры.

1.В языке одухотворяется весь народ и вся его родина.

2.Всего прочнее на земле печаль и долговечней - царственное слово.

3.Филология сближает человечество — современное нам и прошлое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnos_russkiy_yazyk.docx33.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 535

Калининского района г. Санкт-Петербурга

                                       

ТЕМА   УРОКА:

( Методическая разработка урока развития речи по  русскому языку в 6 классе

 в рамках курсов «Проблемы преподавания русского языка в этноклассах)

                         

                                                                         

                                                                         

Разработала

учитель высшей  квалификационной категории

русского языка и литературы

                                                                                                     Вербич Марина Владимировна

                                     

                                       г. Санкт-Петербург, 2011                    

Тема урока: «Русский язык есть дружбы язык, и это его назначение».

 Эпиграф к уроку: Текут две речки в сердце, не мелея.

                                                                                              Становятся единою рекой.

                                                                                        Забыв родной язык, я онемею,

                                                                                              Утратив русский, стану я глухой.

Т.Зумакулова, балкарская поэтесса

Цели урока:

* помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности русского языка, как языка дружбы и межнационального общения; учить  владеть художественным словом, создавать собственные оригинальные миниатюры;

* развивать образное и логическое мышление, устную и письменную речь, помогать  в овладении приемами языкового анализа и обобщения;  

* воспитывать любовь к русскому языку, прививать интерес к его изучению, воспитывать эстетическое отношение к слову, формировать самостоятельность мышления и творческие способности, способствовать достижению успеха в деятельности каждого учащегося.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, раздаточный материал с заданиями, книжная выставка, словари, инсценировка, музыкальное сопровождение (Б.Окуджава «Давайте восклицать…»)

Ход урока.

Определение внутренней готовности к работе.
 Звучит песня Б.Окуджавы.

На доске картинки, изображающие настроение и душевное состояние – агрессивное, подавленное, приподнятое, безучастное, нейтральное.

Задание 1. Определите свое внутреннее состояние, выбрав соответствующий рисунок.

(Проверяется готовность к сотворчеству – способность к достижению успеха в деятельности каждого учащегося).

Мотивация предстоящей деятельности.

Посмотрим в словаре С.И.Ожегова, какие значения  у слова «язык» и «дружба». Их много! Но нас сегодня будет интересовать язык как язык общения, как язык дружбы между народами.

Назовите эти значения.

Язык народа, нации. Речь, способность говорить. Орудие общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

Задание 2. Создание художественной миниатюры: « Похвальное Слово Слову».

На столе  перед вами листы с высказываниями выдающихся людей о русском языке. Выберите понравившиеся вам и перепишите  одно-два себе в тетрадь. Почему вы выбрали именно эти? Обоснуйте свой выбор.

-  О  чем  будет  ваше   Слово?

- Какую идею вы будете развивать в нем?

 Постарайтесь использовать разные виды связи между предложениями: цепную, параллельную. Используйте описательные обороты. На выполнение работы дается 5-7 минут.

Раздаточный материал.

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, поистине неисчерпаемое богатство!

Л.Н.Толстой

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!

И.С.Тургенев

Наш язык - наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость.

К.Г.Паустовский

Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры...

А.Куприн

Быть языку - земле родимой быть.

Р.Гарипов

Слово есть поступок.

Л.Толстой

Язык и слова - ветка и листья сердца и свидетельствуют о том, сухо или зелено оно.

А.Перес

... Богатство языка есть богатство мыслей.

Н.М.Карамзин

Умейте же беречь... наш дар бесценный - речь.

И.Бунин

Мой сын, с наукой русской будь знаком

И овладей ты этим языком.

Сайд Азим Ширвани

 

Чтение работ.

Вы написали интересные миниатюры. И убедились в том, что создать текст не очень сложно, нужно только знать, о чем пишешь, и уметь находить нужные слова. Сегодня вы дали жизнь своим словам, еще раз подтвердив высказывание И.А.Бунина, потому что слова ваши проникнуты добротой, мудростью, пониманием друг друга.

А сейчас послушаем стихи о русском языке различных поэтов, представителей разных народов.

 

Конкурс чтецов «Священное уменье говорить, произносить слова и строить фразы».

Мой сын, с наукой русской будь знаком

И овладей ты этим языком.

Нам в них нужда, без них нам темен свет.

Без знания дороги в свету нет.

Сеид Азим Ширвани, азербайджанский поэт и мыслитель

РОДНОЙ ЯЗЫК

Родной язык, святой язык.

Отца и матери язык!

Как ты прекрасен! Целый мир

В твоем богатстве я постиг!

Качая колыбель, тебя

Мне в песне открывала мать.

И сказки бабушки потом

Я научился понимать.

Родной язык, родной язык.

С тобою смело шел я вдаль.

Ты радость возвышал мою,

Ты просветлял мою печаль.

Родной язык, с тобой вдвоем

Я в первый раз молил творца:

«О, боже, мать мою прости,

Прости меня, прости отца».

Г.Тукай, татарский поэт

***

Кого-то исцеляет от болезней

Другой язык, но мне на нем не петь.

И если завтра мой язык исчезнет,

То я готов сегодня умереть...

Мне дорог край цветущий и свободный

От Балтики до Сахалина весь.

Я за него погибну где угодно.

Но пусть меня зароют в землю здесь!

Р.Гамзатов, аварский поэт

СТРУНА

По очевидной для него причине

С укором говорит приятель мне:

- Как ни старайся, ты - не Паганини,

А все играешь на одной струне.

Все - про язык да край свой, будто мало

Тем на земле - ты оглядись кругом! -

Одна струна!

Но от души народной

Идет ко мне ее тугая нить.

Сто струн других, порвись она сегодня,

Ее бы не сумели заменить.

Звучит струна, столетья окликая,

И думаешь: в былые времена

Для Пушкина, Шевченко и Тукая

Была священна эта же струна.

Р.Еарипов, башкирский поэт

МОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

Щедрое народное наследство –

Я люблю красивый наш язык.

На якутском говорю я с детства,

Словно к матери, к нему привык.

Но порой, друзья мои, бывает,

В час, когда сижу с пером в руке,

Новых слов для песни не хватает

Мне в моем небедном языке.

Жизнь идет, словарь опережая

(сколько новых дел, событий, чувств!),

Мысль свою на русском выражая,

Я у русских многому учусь.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком. –

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

С.Данилов, якутский поэт

ДВЕ РЕЧКИ В СЕРДЦЕ

Текут две речки в сердце, не мелея.

Становятся единою рекой...

Забыв родной язык, я онемею.

Утратив русский, стану я глухой.

Т.Зумакулова, балкарская поэтесса

Так говорят поэты разных народов о русском языке.

Слово учителя.

Общеизвестно, что Россия - это не страна русских, а многонациональная страна, где живут десятки народов, говорящих на своем родном языке: удмурты, якуты, татары, калмыки, аварцы и многие другие. Каждый национальный язык требует своего сохранения и совершенствования, своего развития, развития национальной культуры и искусства. Но естественно, что для такой многонациональной страны нужен единый язык, который бы обеспечивал общение между народами.

Русский язык является государственным языком нашей страны. На нем ведутся дипломатические переговоры, это язык, передающий миру достижения нашей науки, техники и культуры. На этом языке ведутся передачи центрального радио и телевидения. На русском языке ведется делопроизводство в большинстве районов и краев России.

Русский язык является средством познания культуры русского народа и культуры всех народов нашей страны. Кроме того, он один из мировых языков.

Задание 3. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Обменяйтесь мнениями по вопросу: Что дает изучение других языков для познания своего родного языка?

... Когда мы являемся одноязычными, когда у нас один язык, очень трудно сосредоточить наше внимание на средствах выражения мысли. Мы ведь интересуемся самой мыслью, и остановить внимание на оболочке этой мысли, на языковой форме представляется крайне трудным. И вот лишь соприкосновение одного языка с другим на почве сравнений - как одна и та же мысль в разных языках по-разному выражена - естественным образом останавливает нас на средствах выражения и делает человека внимательным к тонким нюансам мысли и чувства. (Л.В.Щерба)

Однажды один англичанин остановился в провинциальной французской гостинице. Над дверью гостиницы он прочел надпись: «Здесь говорят на всех языках». Англичанин спрашивает хозяина по-английски, по-немецки, по-итальянски, но не получает ответа. Тогда он спрашивает по-французски: «Кто же здесь говорит на всех языках?» - «Приезжие», - отвечает хозяин.

Великий педагог-просветитель И.Я.Яковлев всячески подчеркивал, что «русский язык при теперешнем все увеличивающемся спросе на труд, на рабочие руки, делается для инородцев столь же необходимым, как свет и воздух.. В обращении к родному языку нет измены русскому делу: служить великому русскому отечеству можно не забывая родного языка, воспринятого от матерей ваших».

Учащиеся обмениваются мнениями, высказывая свою позицию.

Слово учителя

Язык в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума...

 Давайте посмотрим сценку  «О речевом этикете»

                     Сценка  «Последний   или  крайний?»

Небольшая очередь у закрытого магазина. Кое-кто нетерпеливо поглядывает на часы.

Каждый занят своим делом. Высокая женщина в плаще перебирает что-то в сумке; девушка читает журнал;

мужчина в очках о чем-то говорит со старушкой в платке. К очереди подходит девочка  с наушниками на шее, откуда слышится музыка…

ДЕВОЧКА. Бабушка, вы  последняя? (Та не успевает ответить, как в разговор вступает женщина в плаще)

ЖЕНЩИНА. (ужасаясь). Девочка, как тебе не стыдно? Что ты сказала?! Это слово нехорошее! Нужно

говорить: «Кто крайний?»

ДЕВОЧКА. (растерянно и слабо возражая). А нас в школе так учили.

СТАРУШКА. А ты слушай, как здесь тебя учат. В школе одно, а тут – другое. (Отворачивается от девочки).

Подходит молодая женщина в яркой кофте.

МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА Кто крайний?

ДЕВОЧКА. (Вздыхает, пожимая плечами). Я.

Подходит женщина в очках. Скажите, пожалуйста, кто последний?

МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА. (С обидой и гневом). Здесь последних нет! Здесь только крайние! (Отворачивается).

ЖЕНЩИНА В ПЛАЩЕ. Вы не имеете права оскорблять честных людей!

СТАРУШКА. Что за молодежь пошла?

В очереди поднимается страшный шум, все кричат, машут руками. Крики: «Последний!», «Крайний!».

ЖЕНЩИНА В ОЧКАХ. (Дождавшись, когда шум утих). Напрасно, вы волнуетесь, ведь в очереди два края. Первый тоже крайний, вот первый и противопоставляется последнему. Ничего обидного в этом нет.

ДЕВУШКА С ЖУРНАЛОМ. Правильно, попробуйте вместо « последний вагон» сказать «крайний вагон», вам придется по всему составу бегать – от первого до последнего вагона.

ЖЕНЩИНА В ПЛАЩЕ. (Еще не сдавшись). А все-таки «последний» значит – «плохой»!

ЖЕНЩИНА В ОЧКАХ. Вот вы войдете в магазин и возьмете на полке крайнюю булку. Значит, нам еще останется хлеб. Ну, а если вы возьмете последний, - значит, больше нет хлеба. Но ведь последняя булка от того, что она так называется, вовсе не самая плохая!

ЖЕНЩИНА В ПЛАЩЕ. (Пытаясь отстоять свое мнение). Так это булка, а мы о человеке! А  человек не должен быть последним.

ДЕВУШКА С ЖУРНАЛОМ. Пожалуйста. Кто покидает тонущий корабль последним? Капитан! Он последний  остается на корабле, но он же герой!

ЖЕНЩИНА В ПЛАЩЕ. Вроде так!

Девочка очень довольна, она не вмешивается, но всем видом показывает, что согласна с девушкой и женщиной в очках. Мужчина тоже высказывается с одобрением.

              Открывается магазин. Все входят. Занавес закрывается.

Задание 4. Расставьте ударения в словах, которые часто произносятся неправильно.

     Начать, начала, начали, углубить, позвонить, договор, документ,  квартал, приговор, статуя, ходатайство, средство, щавель, шлея, шофер, досуг, лавровый, взбешенный, занятой (человек), занятый (делом): брала, брало, брали; белый - бела, бело, белы; введенный - введен, введена, введено, введены, звонит, позвонишь.

Задание 5. Подберите к данным русским пословицам и поговоркам эквиваленты на родном языке:

  1. Язык разум открывает.
  2.  Языком масло не собьешь.
  3. Не спеши языком, торопись делом.
  4.  Язык до Киева доведет.
  5. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
  6. Язык мой - враг мой: прежде ума говорит.
  7. Говорит красиво, да слушать тоскливо.

Задание 6.

     Разговорная речь постоянно вторгается в литературную норму. Спорных вопросов типа «как лучше или правильнее сказать» возникает множество. Мы с вами попробуем разобраться в этом на некоторых примерах. Сейчас я прочитаю диалог, который, возможно, вам приходилось слышать в повседневной жизни.

- Вы на следующей остановке сходите?

- Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: «Вы на следующей остановке слезаете?

- Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Вы на следующей остановке выходите?»

- Это замуж  выходят. В автобусе же говорят: «Вы встаете?»

-  Ну и ну. Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, встаете ли вы?

- Тогда и оставайтесь в автобусе, если русского языка не знаете.

- Как вы считаете, прозвучал ли в этом диалоге правильный вопрос? Предложите свой вариант.

     И еще ярким примером бедности и неправильности нашей речи являются выражения из ученических сочинений. Вот послушайте:

* Репин шел по берегу Невы и увидел бурлаков на Волге.

* Когда бьешь или убиваешь человека, потом долго грызет совесть. Со мной так часто бывает.

* Катерина утонула, поэтому она плавать не умела.

* У Катерины было два выхода: либо покончить жизнь самоубийством, либо утопиться.

     И, наконец, богатство речи - одно из главных ее коммуникативных качеств. Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых языков мира. Богатство языка определяется смысловой насыщенностью слов, которая создается явлениями многозначности, омонимии, синонимии.

Что помогает нам обогащать словарный запас? Конечно, общение и добрые умные книги. Чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека, тем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее выражает он свои мысли, чувства, настроения. Нельзя достичь речевого богатства, не изучая изумительный язык народа, во всем многообразии его лексики и фразеологии. И я надеюсь, сейчас вы легко справитесь со следующим заданием.

Задание 7. Подберите фразеологизмы к предложенным словосочетаниям.

* Дальний родственник - седьмая вода на киселе.

* Очень умный - семи пядей во лбу.

* Оказаться в глупом положении - сесть в лужу.

* Ничем не проймешь - как с гуся вода.

* Все нипочем, ничто не страшно - море по колено.

* Бесследно пропасть, исчезнуть - как в воду канул.

* Очень мало - как кот наплакал.

* Всем очевидно, сразу видно - на лбу написано.

* Избежать заслуженной кары - выйти сухим из воды.

* Тесно – яблоку негде упасть.

     Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Прислушайтесь к мудрым советам:

1.Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы.

2.Привыкайте пользоваться словарями. «Словари - это вселенная в алфавитном порядке», - так говорил Вальтер. Их много, и задачи у них разные. О значении и употреблении слов вы узнаете из толкового словаря русского языка. О грамматике написания вы узнаете из орфографического словаря. Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов. А если вы интересуетесь происхождением слов, то на помощь придет этимологический словарь.

3.Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи. Вот сколько у вас надежных помощников - читай, не ленись!

4.И последний совет. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга. Не будем сквернословить и грубо выражаться.

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты –

Ведь это все любви счастливые моменты.

Б. Окуджава

Задание 8.  Спишите и запомните понравившиеся русские пословицы. Вспомните пословицы о речевом этикете:

1) В многословии не без пустословия.

2) Говорить не думая - стрелять не целясь.

3) Доброе молчание - чем не ответ.

4) Закон не молитва, крик не беседа.

5) Много крику, мало толку.

Задание 9. Опираясь на текст, раскройте роль филологии в сближении человечества и
развитии национальных культур.

…Очень много у нас пишется о наших корнях, корнях русской культуры, но очень мало делается для того, чтобы по-настоящему рассказать широкому читателю об этих корнях, а наши корни - это не только древняя русская литература и русский фольклор, но и вся соседствующая с нами культура. У России, как у большого дерева, большая корневая
система и большая лиственная крона, соприкасающаяся с кронами других деревьев.

...Филология сближает человечество - современное нам и прошлое. Она сближает человечество и разные человеческие культуры не путем стирания различия в культурах, а путем осознания этих различий, не путем уничтожения индивидуальных культур, а на основе выявления этих различий, их научного осознания, на основе уважения и терпимости к «индивидуальности» культур. Она воскрешает старое для нового. Филология - наука глубоко личная и глубоко национальная, нужная для отдельной личности и нужная для развития национальных культур. Она оправдывает свое название («филология» - любовь к слову), так как в основе своей опирается на любовь к словесной культуре всех языков, уважение и интерес ко всем словесным культурам. Она стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее. (По Д.С.Лихачеву).

- Как вы понимаете смысл выделенного предложения?

Древние греки приветствовали друг друга «Радуйся!», а современные греки: «Будь здоровым!» Арабы говорят: «Мир с тобой», а индейцы «Все хорошо!», у монголов: «Как ночуете? Как ваш скот?» А у русских, конечно, не одно только самое общее «Здравствуйте».

     Нам с вами, дорогие друзья, предстоит сделать все, чтобы сохранить русский язык, дружбы язык, и повторить за Анной Ахматовой: «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово».

Негоже считать свой язык самым лучшим в мире. Не может быть, чтобы  великий язык не был дан великому народу.

 

Рефлексия.

  1. Что нового мы сегодня узнали на нашем уроке?
  2. Для чего нужно учить русский язык?
  3. Вспомните и  расскажите о ситуации, когда необходимо было показать знание русского языка?
  4. Нуждается ли русский язык в защите?
  5. Почему русский язык никогда не станет языком ненависти или вражды?

Домашнее задание.

Выберите одно из данных высказываний в качестве эпиграфа или темы сочинения-миниатюры.

1.В языке одухотворяется весь народ и вся его родина.

2.Всего прочнее на земле печаль и долговечней - царственное слово.

3.Филология сближает человечество — современное нам и прошлое.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка (Проектирование уроков по развитию речи в 7 классе на примере анализа текстов газетной публицистики).

Проект- это особая философия образования, философия цели и деятельности, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой, потому что позволяет органично соединять несоед...

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Открытый урок по развитию речи "Дружба - чудесное слово".

Конспект открытого урока по развитию речи по теме: "Дружба- чудесное слово". Основная цель: сформировать понятие настоящей дружбы, обобщить знания детей по данной теме....

Урок развития речи (творческая мастерская) «ДА ЗДРАВСТВУЕТ ДРУЖБА!» сочинение-размышление: 6 класс

Данная работа, представляющая собой урок-мастерскую по развитию речи, предполагает творческий подход к работе с детьми, для которых русский язык является родным. а также для детей-инофонов. Активное у...

Конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Обувь сезонная. Называние. Назначение, уход"

Конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"Обувь сезонная. Называние. Назначение, уход".Цели: Образовательная: познакомить с видами обуви, назна...

Урок русского языка в 11 классе. Развитие речи. "Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ"

Тема урока: Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту. Задание №27 ЕГЭ. Цели урока:   подготовить учащихся к написанию сочинения-рас...