Открытый урок по развитию речи "Дружба - чудесное слово".
план-конспект урока на тему
Конспект открытого урока по развитию речи по теме: "Дружба- чудесное слово". Основная цель: сформировать понятие настоящей дружбы, обобщить знания детей по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ V ВИДА»
Открытый урок по развитию речи «Дружба – чудесное слово».
Провела в 4 «Б» классе
Широкова Е. Д.
учитель-логопед
Конспект урока по развитию речи.
Тема: «Дружба – чудесное слово».
Цели и задачи: 1. Сформировать понятие настоящей дружбы, обобщить
знания детей по данной теме.
2. Обогатить словарный запас.
3. Формировать лексико-грамматический строй по теме.
4. Развивать память и логическое мышление.
5. Воспитывать доброжелательность, снисходительность,
умение понимать друг друга.
Оформление: 1. Иллюстрации солнышка и детских лиц;
2. Тема урока на разрезных буквах;
3. Толковый словарь Ожегова;
4. Однокоренные слова на карточках;
5. Текст песни «Улыбка» на плакате (1 куплет и припев);
6. Диск с песней «Улыбка»;
7. Стихотворение на листах по количеству детей;
8. Карточки с качествами характера;
9. Рисунок чемодана;
10. Картинный план;
11. Плакат с правилами дружбы.
Ход урока:
- Организационный момент.
На доске солнышко и детские лица.
- Ребята, к нам в гости пришло солнышко! Посмотрите, оно улыбается нам для того, чтобы у нас у всех было прекрасное настроение! Какие личики не будут присутствовать на уроке?
- На уроке не будут присутствовать грустные, тоскливые лица.
- Верно, поэтому снимите их с доски. (Снимает лица один из детей.) Я желаю, чтобы ваше настроение было прекрасным в течение всего урока!
II. Подведение детей к теме урока.
- Ребята, когда я готовилась к уроку, я случайно перепутала все буквы в его названии. Помогите мне, пожалуйста, собрать их в слова.
На доске Р Ж У Д А Б – У С Д Е Ч Е О Н В С О Л О.
Дети собирают: ДРУЖБА – ЧУДЕСНОЕ СЛОВО.
- Прочтите, что получилось.
- Дружба – чудесное слово.
- Это тема нашего урока.
III. Работа по теме урока.
- Понятие «дружба» и однокоренные слова.
- Ребята, а как вы понимаете слово дружба?
- Дружба это то, что тебя объединяет или связывает с другим человеком.
- Это когда тебе нравится с кем-то быть вместе.
- Когда помогаешь кому-то и заботишься о нем.
- Хорошо! А теперь послушайте определение слова дружба из словаря Ожегова.
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- Давайте подберем однокоренные слова к слову дружба.
- Дружить.
- Дружный.
- Подружка.
- Дружок.
Дети называют и одновременно прикрепляют эти слова на карточках на доску.
- Верно, но есть еще два слова, это друг и подруга, они тоже будут однокоренными к слову дружба.
2. Работа с текстом песни «Улыбка».
- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете, с чего начинается дружба?
- Дружба начинается с доброго слова.
- С помощи в каком-нибудь деле.
- С улыбки.
- Вы правы, дружба начинается с улыбки. Точно также считают композитор М. Пляцковский и поэт В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Давайте послушаем 1 куплет и припев песни.
Дети слушают куплет и припев песни. Одновременно вешаю на доску плакат со словами песни.
- Что происходит, по словам поэта, когда мы улыбаемся?
- День становится светлей.
- В небе просыпается радуга.
- Когда мы делимся улыбкой, то она к нам возвращается.
- От улыбки запляшут облака.
- Кузнечик запиликает на скрипке.
- Дружба начинается с улыбки.
- Верно, когда мы улыбаемся, мы излучаем доброту и мир вокруг нас становится добрее. Люди тянутся к нам и хотят дружить.
3. Работа с пословицами.
- Народ сложил много пословиц и поговорок о дружбе. А вы знаете пословицы о дружбе?
- «Друг познается в беде».
- «Нет друга – ищи, а нашел – береги».
- «Человек без друзей, что дерево без корней».
- «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
- Молодцы!
4. Работа со стихотворением.
- А сейчас мы прочитаем стихотворение Самуила Маршака. Послушайте внимательно.
Чтение стихотворения одним из детей.
- Есть у меня товарищ Федя,
Он очень жаден и упрям,
Мы стали с ним делить медведя-
И разделили пополам.
С тех пор никто на свете снова
Обоих мишек сшить не смог:
У Феди мишка безголовый,
А у меня - без задних ног.
- Можно ли этих ребят назвать настоящими друзьями?
- Их нельзя назвать настоящими друзьями.
- Почему?
- Потому что они не умеют уступать друг другу.
- Потому что они оба жадные и упрямые.
- Они не умеют делиться.
- Верно. Но в жизни бывает так, что и друзья ошибаются. Надо им прощать ошибки?
- Ошибки прощать надо, потому что любой человек может ошибаться.
- Если мы не будем прощать, то мы не сможем быть друзьями.
5. Работа с карточками.
- Правильно, это значит, что друг должен обладать какими-то ценными качествами. Выберите эти качества. Мы сложим их вот в этот чемодан и возьмем этот багаж в нашу повседневную жизнь.
У детей на карточках слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба. Дети по одному слову прикрепляют на магниты к чемодану на доске.
- Почему вы не взяли карточки со словами: злоба, равнодушие, хвастовство, эгоизм?
- У настоящего друга таких качеств быть не должно.
- Если у человека будут такие качества, то с ним никто дружить не будет.
- Хвастунов и злюк никто не любит
- Верно. Молодцы!
Физкультминутка.
- А теперь немного отдохнем.
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Топни правою ногою,
Топни левою ногою
Повернись лицом ты к другу,
Правую ему дай руку.
6. Составление и запись рассказа по картинному плану.
- Мы отдохнули, а теперь составим рассказ по картинному плану. Рассмотрите внимательно картинки и составьте предложения по каждой из них. Что мы скажем по первой картинке?
- Сережа и Петя друзья. Они учатся в одном классе.
- Хорошо. По второй картинке придумайте предложение.
- Мальчики вместе ходят в школу, играют во дворе.
- Верно. Что можно сказать по третьей картинке?
- Однажды Петя заболел.
- Правильно. По четвертой картинке придумайте предложение.
- Сережа навещал друга и помогал ему делать уроки.
- Молодцы. А по последней картинке, что можно сказать?
- Когда Петя выздоровел, он пришел в школу и рассказал ребятам какой у него замечательный друг.
- Все верно. А какой заголовок можно придумать к нашему рассказу?
- Друзья.
- Хорошо. Кто хочет рассказать полностью весь рассказ?
Один ученик проговаривает весь рассказ.
- Верно. Запишите рассказ в тетрадь.
Дети записывают рассказ в тетрадь.
Сережа и Петя друзья. Они учатся в одном классе. Мальчики вместе ходят в школу, играют во дворе. Однажды Петя заболел. Сережа навещал друга и помогал делать уроки. Когда Петя выздоровел, он пришел в школу и рассказал ребятам какой замечательный у него друг.
IV. Итог урока.
- О чем был наш сегодняшний урок?
- Наш урок был о дружбе.
- Так давайте прочтем, запомним и будем выполнять правила дружбы.
Дети читают правила дружбы на плакате.
Уступать.
Не бояться просить прощения, если обидел друга.
Не грубить. Не злиться.
Не жадничать.
Помогать своему другу.
Быть честным в дружбе.
- Как вы думаете, если вы будете соблюдать правила дружбы, вы сможете потерять друга?
- Нет.
- Правильно. Молодцы, я желаю вам иметь настоящих друзей и дорожить своей дружбой! Сегодня всем ставлю пятерки. На этом наш урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/16/picture-86139.jpg)
Открытый урок:" Прямое и переносное значение слова"
Тип урока: изучение и первичное закрепление полученных знаний.Цели урока: создать условия для осознания учащимися понятия метафора, на примере художественных текстов формировать умение находить...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/20/picture-100969.jpg)
Открытый урок по русскому языку "Озаряющие слова" (роль эпитетов в художественной речи)
Форма урока: работа в группах с элементами мастерской письма....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/09/picture-78969-1357719399.png)
Конспект открытого урока литературы: "Война, жесточе нету слова..."
Размещенный урок литературы можно использовать так же, как вариант классного часа, посвещенного Дню Победы.Урок оставляет неизгладимые впечатления у учеников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/20/picture-553969-1419075093.png)
Открытый урок по русскому языку "Сложносокращенные слова" с использованием ЭОР. 6 класс
Открытый урок по русскому языку "Сложносокращенные слова" с использованием ЭОР. 6 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-575393-1423411492.jpg)
Конспект открытого урока "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях".
Урок рекомендован для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 1класс. В ходе урока использовались различные методы и приемы работы на развитие зрительного внимания, памяти, мыслител...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/06/picture-1216109-1581014710.jpg)
Открытый урок по русскому языку "Корень слова. Родственные слова" 5 класс 8 вид
Конспект открытого урока...