Рабочая программа по русскому языку для 6 класса
календарно-тематическое планирование по русскому языку (6 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена к учебнику под редакцией В.Львова и включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_-r6kl.doc | 47.5 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_-r6kl.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Приказа Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- Приказа Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
4. Примерной программы основного общего образования по русскому языку, составленной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством образования и науки РФ, 2004;
5. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс (М.: Мнемозина, 2009) автора-составителя С.И.Львовой.
6. Приказа Минобрнауки России от 23.12.2009 года № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011-2012 учебный год»;
7. Годового календарного графика МБОУ СОШ № 7 г.Сальска на 2011-2012 учебный год.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения русского языка на базовом уровне ступени основного общего образования - минимальный уровень.
В 6 классе на изучение предмета отводится 210 часа из расчета 6 часов в неделю (35 учебных недель), в т. ч. контрольных работ – 8, контрольных изложений – 2, контрольных сочинений – 2.
В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 7 г. Сальска на 2011-2012 учебный год, а также с государственными праздниками данная программа рассчитана на 210 часа. (Из общего количества часов, отведенных она изучение курса русского языка в 6 классе возможно сокращение раздела «Повторение изученного» за счет уплотнения рабочего времени).
Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ № 7 г. Сальска. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку и программой учебного курса автора-составителя С.И.Львовой.
Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос (творческие и контрольные работы, тестирование, зачетные работы) и устный опрос.
Изучение курса русского языка на базовом уровне направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к родному языку; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка, об особенностях русского речевого этикета;
- формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по русскому языку с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- использование приобретенных знаний и умений в собственной речевой практике.
Курс рассчитан на формирование у обучающихся следующих ключевых компетенций:
Общеучебные компетенции:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных методов: наблюдение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Предметные компетенции:
- Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
- Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
- Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Требования к уровню подготовки учащихся в 6 классе.
В результате изучения русского языка учащиеся должны
знать/понимать
– основные единицы языка (имя существительное, глагол, причастие, деепричастие, прилагательное, числительное, наречие, местоимение) и их признаки;
– основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
– признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение);
уметь
– опознавать изученные части речи (имя существительное, глагол, причастие, деерпичастие, прилагательное, числительное, местоимение), аргументированно доказывать принадлежность слова к данным языковым единицам и отличать их по совокупности признаков;
– употреблять изученные части речи, учитывая основные нормы русского литературного языка;
– опознавать и воспринимать на слух тексты разных типов речи;
– анализировать тексты всех типов речи с точки зрения особенностей их построения;
– создавать тексты всех типов речи в соответствии с темой, замыслом, композицией и заданным стилем речи.
При составлении рабочей программы предусмотрены следующие виды контроля:
– диктант (выборочный, распределительный, словарный, терминологический, с грамматическим заданием, творческий, объяснительный, цифровой, с изменением текста, графический);
– комплексный анализ текста;
– тестирование;
– зачет (теоретический, практический);
– изложение (выборочное, сжатое, близкое к тексту, с элементами сочинения);
– сочинение (по плану, по картине, по данному началу/концу).
В рабочей программе по русскому языку целесообразно включение видов деятельности, предусматривающих:
– углубление интеллектуальной и культурной компетенции учащихся;
– самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
– поиск нужной информации по заданной теме (проблеме) в источниках различного типа;
– передача содержания информации адекватно поставленной цели.
Тематика проектов:
1. «Интеллектуальный тезаурус шестиклассника IQ-6». (Информационный, межпредметный, длительный, индивидуальный.)
Проблема: «Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего интеллекта» (К. И. Чуковский).
2. «Портретная галерея. Части речи». (Информационный, длительный, групповой.)
Цель: создание «портретов» частей речи.
3. «Глаголы мысли-речи в романе А. С. Пушкина «Дубровский». (Исследовательский, краткосрочный, групповой.)
Цель: увидеть роль глаголов в изображении богатой палитры человеческих чувств.
4. «История русского костюма». (Исследовательский, краткосрочный, групповой.)
Цель: воссоздать историю русского костюма, изучив своеобразную лексику русских модельеров и современных кутюрье.
5. «Удивительный диктант». (Творческий, краткосрочный, индивидуальный.)
Цель: создать сборник диктантов с «удивительными» текстами.
6. «Кастинг телеведущих». (Творческий, краткосрочный, групповой.)
Цель: создать тексты различной тематики и направленности, позволяющие выявить уровень культуры речи и владение орфоэпическими нормами.
Количество часов, отведенных на изучение курса русского языка в 6 классе, – 210, из них на развитие речи – 33 ч.
Учебно-методическое обеспечение
1. С.И.Львова Русский язык в 3 частях, 6 класс - М.: Мнемозина, 2008.
2. Н.Ф.Ромашина Русский язык. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Русский язык. Практика. 6 класс ( под ред. Ю.С.Пичугова) – М.: Дрофа, 2005.
4. Е.И.Никитина Русская речь. Развитие речи. 6 класс. – М.: Дрофа, 2005.
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по русскому языку для 6 класса по программе С.Львовой (210ч)
№/ | Раздел/тема | Сроки прохождения | Система контроля | Требования к уровню подготовки | |
Знать/понимать | уметь | ||||
1. | Родной язык. | ||||
2-3. | Функциональные разновидности языка. | Различать функциональные разновидности языка. | |||
4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14-15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. | Русская орфография как система правил 18ч (17+1РР+1КР) Правописание корней. Безударная гласная в корне. Непроверяемая гласная в корне. Чередующиеся гласные в корне. Согласные в корне слова. Правописание приставок. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ. Правописание суффиксов. Правописание окончаний. Правописание суффиксов. Правописание окончаний. Употребление О-Ё после шипящих и Ц. Слитные, раздельные и дефисные написания. Употребление Ь и Ъ знаков. Обучающее изложение «Береза». Слитные, раздельные и дефисные написания. Контрольная работа по орфографии (диктант с грамматическим заданием). Анализ контрольной работы. | КР №1 | Орфографические нормы и правила, определяющие написание корней, приставок, суффиксов, окончаний. | Находить орфограммы в слове и использовать весь арсенал, помогающий объяснить условия выбора орфограмм. Группировать слова по видам орфограмм. Графически обозначать орфограммы. Использовать орфографический словарь для самоконтроля. | |
22. 23. 24. 25. 26- 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33-34. 35-36.
37. 38. 39. | Синтаксис и пунктуация 18ч (15ч+ 2РР+1КР) Словосочетание как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Члены предложения. Грамматическая основа. Односоставные предложения. Сжатое изложение (127) (контрольное). Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами. Простое предложение с обращениями. Простое предложение со сравнительными оборотами. Сложное предложение и его виды. Предложения с прямой речью. Пунктуация как система правил. Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» (диктант с грамматическим заданием). Анализ диктанта. | К.изл.1 КР.№2 | Виды предложений на основе их смыслового и грамматико-интонационного анализа. | Выделять словосочетания в предложении, распознавать и конструировать с/с изученных видов. Выделять грамматические основы простых и сложных предложений, составлять схемы предложений, конструировать предложения по заданным схемам. Проводить синтаксический разбор предложений. | |
40. 41- 42. 43. 44. 45. 46-47. 48. 49. 50. 51-52. 53. 54. 55. 56. 57. | Текстоведение 18ч (16+2) Текст как единое целое. Основные признаки текста. Композиция текста. Простой и сложный план. Связь предложений в тексте. Последовательная связь. Параллельная связь предложений в тексте. Сочетание разных способов связи предложений в тексте. Лексический повтор как средство связи предложений в тексте. Редактирование текстов. Повествование как тип речи. Рассказ. Работа с текстом изложения «Макс озорничает» (254). Описание как тип речи. Виды описания. Работа с текстом изложения «Осина». Подготовка к сочинению по картине В.Серова «Девочка с персиками». Контрольное сочинение по картине. | К.соч.1 | Основные признаки текста и основные структурные элементы текста. Виды связи предложений в тексте и основные средства связи предложений в тексте. Описание и его разновидности. | Отражать тематику и композицию текста в форме простого и сложного плана. Определять основную мысль текста, подбирать заголовок, делить текст на смысловые части. Определять вид связи и средства связи предложений в тексте. На основе плана создавать текст. Исправлять неоправданный речевой повтор. Формулировать вопросы по прочитанному тексту, прогнозировать содержание. | |
58. | Морфология как раздел грамматики. Части речи в русском языке. | ||||
59. 60. 61. 62. 63-64. 65. 66. 67. 68. 69. 70-71. 72. | Имя существительное (14+1КР) Имя существительное как часть речи. Число и род имен существительных. Способы образования имен существительных. Образование сущ-ных путем сложения. Правописание сложных имен сущ-ных. Культура речи. Языковые нормы. Произношение сущ-ных. Грамматические нормы. Правила изменения сущ-ных. Лексические нормы. Имя сущ-ное как член предложения. Роль имен сущ-ных в словосочетании. Стилистическая роль имен сущ-ных. Контрольная работа по теме «Имя сущ-ное» (зачет). | КР.№3 | Морфологические признаки имени существительного. | Проводить морфологический, словообразовательный разбор имени существительного. Правильно употреблять сущ-ное в речи. Определять синтаксическую роль имени сущ-ного. | |
73. 74. 75-76. 77. 78. 79. 80-81. 82-83. 84-85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. | Имя прилагательное 20ч (16+3РР+1КР) Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки и речевая роль имени прилагательного. Основные способы образования имен прилагательных. Словообразовательные гнезда однокоренных слов. Подготовка к сочинению по картине Мясоедова «Косцы». Сочинение по картине Мясоедова «Косцы». Правописание Н и НН в прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Слитное и раздельное написание НЕ с сущ-ми и прилаг-ми. Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» (диктант с языковым анализом). Анализ диктанта. Культура речи. Правильное произношение и употребление прилагательных. Синтаксическая роль имени прилаг-ного. Роль прилаг-х в художественном и научном текстах. Выразительные возможности прилаг-х. Сочинение по картине А.Пластова «Саня Маликов» (контрольное). | КР.№4 К.Соч.2 | Грамматические признаки имени прилаг-ного, разряды, типы склонения. | Проводить морфологический разбор имени прилаг-ного. Определять способ образования. Редактировать предложения с нарушением лексических и грамматических норм имен прилаг-ных. | |
93-94. 95. 96-97. 98. 99. 100-101. 102. 103. 104. 105-106. | Глагол 14ч (11+3РР) Глагол как часть речи. Постоянные морфологические признаки глагола. Непостоянные морфологические признаки глагола. Основные способы образования глаголов. Культура речи. Правильное употребление глаголов. Нормы произношения и управления. Лексические нормы употребления глаголов. Глагол в словосочетании и предложении. Изложение «Пешком из Россоши». Глагол в художественном тексте. Роль глагола в текстах разных стилей. Сжатое контрольное изложение «Кот Митрофан». | К.изл.2 | Морфологические признаки, синтаксическая роль глагола. Видовые пары глаголов, переходность, возвратность. Способы образования глаголов. | Проводить морфологический разбор глагола, определять его синтаксическую и стилистическую роль. Уместно использовать глаголы с учетом точного ЛЗ и лексической сочетаемости. Подробно и сжато пересказывать повествовательный текст. | |
107. 108. 109. 110. 111-112. 113. 114-115. 116-117. 118-119. 120. 121. | Деепричастие 15ч (14+1КР) Деепричастие и причастие как особые формы глагола. Деепричастие как особая форма глагола. Морфологические признаки деепричастия. Роль деепричастия в словосочетании и предложении. Понятие о деепричастном обороте. Стилистическая роль деепричастных оборотов. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Культура речи. Правильное употребление деепричастий. Контрольная работа по теме «Деепричастие» (диктант с языковым разбором). Анализ диктанта. | КР.№5 | Морфологические признаки деепричастия. Изобразительная роль деепричастия. Условия обособления деепричастного оборота. | Опознавать деепричастие по значению, вопросу, суффиксам. Распознавать деепричастный оборот, определять его границы и выделять на письме. Строить предложения с деепричастным оборотом. Проводить морфологический анализ деепричастий и синтаксический анализ предложений с деепричастным оборотом. | |
122-123. 124. 125. 126-127. 128. 129. 130. 131-132. 133. 134. 135. 136-137. 138-139. 140-141. 142. 143. 144. 145. | Причастие 24ч (19+3РР+1КР) Причастие и его морфологические признаки. Общие и отличительные признаки причастий и деепричастий. Правописание безударных окончаний причастий. Понятие о причастном обороте. Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Понятие об обособлении. Обособленное определение. Действительные и страдательные причастия. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий настоящего времени. Использование глагола и его особых форм в художественных текстах. Полные и краткие причастия. Правописание Н и НН в причастиях. Подготовка к сочинению по картине А.Саврасова «Грачи прилетели». Культура речи. Правильное употребление причастий. Синтаксическая роль причастий и деепричастий. Изложение-миниатюра «За спасение больных» (697). Контрольная работа по теме «Глагол и его формы». Анализ контрольной работы | К.соч.2 КР.№6 | Морфологические признаки причастия. Изобразительная роль причастия. Условия обособления причастного оборота. | Отличать причастия от деепричастий. Опознавать причастие по значению, вопросу, суффиксам. Распознавать причастный оборот, определять его границы и выделять на письме. Строить предложения с причастным оборотом. Проводить морфологический анализ причастий и синтаксический анализ предложений с причастным оборотом. | |
146. 147. 148. 149. 150-151. 152. 153. 154. 155. 156-157. 158. 159- 160. 161. 162. | Имя числительное 17ч (16+1КР) Имя числительное как часть речи. Постоянные морфологические признаки числ-х. Написание Ь в количественных числ-х. Правописание количественных и порядковых числ-х. Непостоянные морфологические признаки числ-х. Склонение числ-х, обозначающих целые числа. Склонение собирательных числ-х. Склонение дробных числ-х. Склонение составных количественных числ-х. Образование падежных форм порядковых числ-х. Культура речи. Правильное употребление числ-х. Имя числ-е в словосочетании и предложении. Имя числ-е в деловом и научном стилях. Контрольная работа по теме «Имя числ-е» (тест). Анализ контрольной работы. | КР.№7 | Морфологические признаки, синтаксическая роль числ-х. Нормы сочетания собирательных числ-х. Склонение числ-х. | Отличать числ-е от омонимичных слов других частей речи. Правильно писать и склонять количественные и порядковые числ-е. Составлять с/с с количественными и порядковыми числ-ми. | |
163-164. 165. 166. 167. 168-169. 170-171. 172-173. 174-175. 176-177. 178-179. 180-181. 182. 183-184. 185. 186. | Местоимение 22ч (21+1КР) Местоимение как часть речи. Общее зн-е и употребление в речи. Разряды мест-й. Личные мест-я. Возвратное мест-е. Притяжательные мест-я. Вопросительно-относительные мест-я. Неопределенные мест-я. Отрицательные местоимения. Указательные мест-я. Определительные мест-я. Культура речи. Правильное употребление мест-й. Мест-я в словосочетании и предложении. Мест-я в тексте. Контрольная работа по теме «Местоимение» (тест). Анализ контрольной работы. | КР.№8 | Морфологические признаки и синтаксическая роль местоимений. Разряды мест-й. | Опознавать падежные формы личных мест-й и использовать их в речи. Использовать в речи мест-я разных разрядов. Правильно писать мест-я. | |
187. 188-189. 190. 191-192. 193-194. 195-196. 197. 198. 199-200. 201-202. 203-205. 206-207. 208-209. 210. | Повторение изученного 24ч (21+3РР) Слово как основная единица языка. Языковые признаки слова. Виды языкового анализа слова. Основной принцип русской орфографии. Гласные в корне слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание окончаний. Правописание Ь после шипящих. Слитные, раздельные и дефисные написания. Правописание НЕ и НИ с различными частями речи. Знаки препинания внутри простого предложения. Орфографический и пунктуационный анализ текста. Текстоведческий анализ (948). Подведение итогов года. | Основные орфографические и пунктуационные правила. | Производить разные виды разбора слов и предложений. Проводить текстоведческий анализ. | ||
Итого: КР-8, К.соч.-2, К.изл.-2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...