Урок русского языка в 7 классе по теме "Частицы НЕ и НИ"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Провозина Виктория Викторовна

Урок объяснения нового материала по правилам выбора не-ни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zastizi_ne_i_ni.rar979.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Частицы НЕ и НИ».

Цели урока: - тренировать в нахождении частиц в предложении;

- познакомить с правилами различения частиц НЕ и    НИ;

                     - провести работу по подготовке к ЕГЭ;

                     - развитие творческого и ассоциативного мышления.

Ход урока:

1. Работа на повторение. Ввод в тему урока.

Начнем урок с небольшой лексической разминки. Она поможет нам сформулировать тему, с которой вы уже начали знакомиться на предыдущих уроках. (Слайд №1)

- Подобрать антонимы к словам.

- Какая часть речи называется частицей?

- Составьте кластер «Частица»

- Посмотрим, какие частицы вы знаете, умеете ли находить их в тексте? (слайды №3- №6)

- Какой смысл вносит частица НЕ в предложение? Какую еще отрицательную частицу вы знаете?

2. Сообщение темы и целей урока.

- познакомитесь с правилами различения частиц НЕ и НИ;

- потренируетесь определять смысловые значения этих частиц, правильно их писать и употреблять в речи.

3. Новый материал. Работа с учебником под руководством учителя.

- Откройте учебники теории на стр. 191. Учебники помогут разобраться в новой теме.

- Слайд №8. Прочитайте предложение.

-  Какой смысл вносит в него частица НЕ, употребленная дважды? Есть ли объяснение этому в учебнике? Найдите и прочитайте. (еще 2 предл.) Если не найдете помощь в учебнике, поможет таблица.

4. Слайд№9. Дальше по вариантам сам-но.

5. Игра «Орфографический олимп». Слайд №10

Усложняю задание. Теперь вы должны найти и исправить ошибки в написании частиц НЕ и НИ, но в форме игры «Орфографический олимп».

6. И на ЕГЭ вы столкнетесь с заданием, где проверяется знание данной орфограммы. Слайд №11

(Но вы люди грамотные и, думаю, справитесь).    (ОТВ:  1. 1     2. 2)

7. Работа с текстом. Слайд №12

Трудная орфограмма, да? Но, оказывается, и эти трудные отрицательные частицы вносят в речь, в текст выразительность, эмоциональность. Посмотрите.

Слайд(№12) с текстом.

-Прочитайте текст.

- Объясните написание пропущенных букв.

- Прочитайте текст еще раз. Запишите его по памяти (дать поработать со словарем)

- Прочитайте, что получилось. У кого ближе к оригиналу?

- О чем текст? Какие образы помогли сделать вывод?

8. Релаксация. Работа по развитию речи.

- А слышали вы, как журчат ручьи? А у итальянского композитора Антонио Вивальди в  композиции «Времена года» звучит вот так. МУЗЫКА.

- Что еще услышали?

Это время года вдохновляло художников на написание полотен. Никого не оставляют равнодушным работы  И.Левитана, например, …..СЛАЙД (№13 – 15)

- Каково впечатление от картин?

- Составьте 2 предложения по ним. Но мы все разные, и по-разному встречаем утро, вечер, времена года. Дополнительно: 1 вар. – оптимисты;

                                                     2 вар. –пессимисты.

9. Словарная работа.

- Что означают слова? Каково их лексическое значение? (ученик поможет). СЛАЙД №16.

Итак, первый вариант с радостью встречает весну, второй – с противоположными чувствами. Составляйте по предложению, не забывайте использовать частицы.

10. Итог урока в форме теста.

Ответы:

1вар. 1.  3                                              2 вар.  1.  2

          2.  2                                                          2.  2

          3.  1                                                          3.  3

          4.  2                                                          4.  2

          5.  1                                                          5.  1

11. Осталось записать дом. зад. СЛАЙД №17.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...