программа развития творческого воображения "Путь к мастеру"
рабочая программа по русскому языку по теме
Программа "Путь к мастеру"- результат работы учителя по развитию творческого потенциала учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
put_k_masteru.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путь к Мастеру»
программа развития творческого воображения
Шипкова Анна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы
Цели и задачи
Цель:
воспитание духовно зрелой, социально адаптированной личности, способной адекватно оценивать себя и свои возможности, безболезненно войти в самостоятельную жизнь и быть равноправным членом общества.
Задачи:
- развитие творческого потенциала ученика
- воспитание внимательного отношения к слову
- формирование коммуникативной культуры
- развитие личностных качеств ( инициативы, толерантности, самооценки)
- развитие навыков работы с ИКТ-технологиями
Методы:
- методика РТВ
- метод проектирования
Формы работы:
- работа литературного творческого объединения «Капельки»
- выпуск ежегодных журналов, тематических приложений
- выпуск сборников творческих работ отдельных учащихся
- проведение фольклорных праздников, творческих встреч
- участие в конкурсах различного уровня
Ожидаемые результаты:
- возникновение интереса к литературе, искусству слова
- приобретение навыков свободной работы со словом
- умение выражать свою мысль ярко, образно, точно
- возможно, рождение будущего писателя
Пояснительная записка
Применение технологии развития творческого воображения позволяет учителю организовать работу на самом высоком уровне обучения – творческом.
В данном материале обобщен опыт работы учителя по программе РТВ «Путь к Мастеру», накопленный как в процессе работы на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Основной целью деятельности по предложенной программе является прежде всего воспитание духовно зрелой, социально адаптированной личности, способной адекватно оценивать себя и свои возможности, безболезненно войти в самостоятельную жизнь и быть равноправным членом общества.
Работа по программе развития творческого воображения ведется по следующим направлениям:
1.гражданское (воспитание любви к Родине, краю, своей «малой Родине», семье, уважение к нашей истории)
2.социальное (формирование и развитие социальной самостоятельности, осознание себя частью общества, осмысление общественных явлений)
3.экологическое (воспитание бережного отношения к природе, осознание взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы)
4.духовное (воспитание уважения к культурному наследию, готовности к культурному диалогу)
5.нравственное (воспитание инициативы, ответственности, толерантности, умения оценивать себя и свои возможности)
Представленный в работе материал систематизирован по разделам:
- Программа РТВ «Путь к Мастеру»
- Материалы деятельности литературного творческого объединения «Капельки»
- Иллюстративные фотоматериалы
Работа по программе развития творческой личности «Путь к Мастеру» позволяет установить атмосферу сотрудничества, доброжелательности, творчества в системе педагог-ученик. Учитель координирует деятельность учащихся, является советчиком, сам участвует в творческом процессе, развивая в ученике здоровый дух авторского соперничества. Однако значительную часть работы выполняют ученики. Подготовка и выпуск журнала позволяет учащимся освоить ИКТ- технологии, проявить свои способности редактора и оформителя.
Очень важно, чтобы автор осознал свою значимость, поэтому вся творческая деятельность должна быть популяризирована. Для этого проводятся встречи с читателями ( учащиеся школы), встречи с учащимися других школ, публикации в журналах, участие в конкурсах различного уровня, выступления перед родителями на родительских собраниях, оформление тематических подборок.
Учитель должен осознавать, что вряд ли кто-то из его талантов посвятит себя труду писателя, но развитие творческого потенциала школьника, формирование эмоционального «я», приобретение практических навыков работы в коллективе позволит ребенку определить свое место в будущей жизни, выбрать профессию.
Программа РТВ «Путь к Мастеру» разработана с учетом использования изученного материала по русскому языку ( авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский) и литературе (программа под редакцией В.Я.Коровиной Москва «Просвещение» 2008). Опираясь на умения, которые учащиеся получают в результате обучения по данным программам, учитель помогает совершенствовать накопленный опыт, расширяет границы творческих возможностей учащихся.
Программа «Путь к Мастеру» рассчитана на развитие творческих способностей учащихся в системе, поэтапно с 5 по 11 класс, что позволяет год от года совершенствовать приобретенные навыки. Так, знакомясь в 5 классе с жанром рассказа, ученики в 6-9 классах работают над юмористическими, фантастическими, мистическими рассказами, что дает им возможность выразить в письменной форме свои подростковые интересы.
В 10,11 классах предлагаемые учителем или самостоятельно избранные темы приобретают общественно значимое звучание. Авторы пробуют осмыслить свое видение мира, дать личную оценку волнующим их процессам.
Целесообразно в старших классах возвращаться к видам работ, отдельным конкретным темам, выполненным в 5,6 классах. При сравнении получается очень интересный результат, что позволяет ученику видеть рост своих возможностей, отметить более совершенную манеру языка повторных работ.
Предлагаемый программой материал осваивается в учебном процессе, во внеурочной деятельности. Во внеклассной работе по предмету учитель планирует проведение предметной недели, проводит конкурсы юных поэтов и писателей, организует работу творческих мастерских, литературного творческого объединения «Капельки», театральной студии. Развитие творческих способностей учащихся планируется с учетом возрастных и психофизических особенностей.
Примерное распределение материала.
5 класс:
Русский язык.
Работа над лирической миниатюрой (зарисовка на природную тематику «Капелька лета», «Радуга», «Куст шиповника», «чудесное облако»).
Работа над описанием животного («Мой дружок»).
Освоение жанра лингвистической сказки. ( «История буквы», «Знаки препинания» и т.д.)
Знакомство с жанром рассказа небольшого объема
Литература:
Создание произведений в жанрах устного народного творчества (колыбельные, загадки)
Волшебные сказки.
Создание басен (первый опыт).
Создание монолога (внутренний монолог Герасима по повести «Муму»).
Юмористический рассказ
Стихотворение о природе.
Сценарий (эпизод) сказки.
Дневниковые записи (дневник Робинзона)
6 класс:
Русский язык.
Лингвистическая сказка (сказки о фразеологических оборотах, «Подарю слово»).
Лирические зарисовки («Лужа», «Пень в снегу», «Одинокий лист», «Одинокое дерево»
(летом и зимой).
Сказка. Фантастическая сказка.
Описание фантастического животного.
Рассказ на житейскую тематику.
Литература.
Создание колядок. Басни (совершенствование умений).
Письмо-исповедь (письмо от имени В.Дубровского).
«Страшилки» у костра.
Юмористический рассказ.
Метаморфоза ( перевоплощение в птицу (оценка ворона истории с Митрашей)
(по повести «Кладовая солнца»).
Дневниковые записи.(Дневник Маленького принца)
7 класс.
Русский язык.
Лирические зарисовки.(«Береза под моим окном в разные времена года», «Озеро за
селом», «Ночь (закат, рассвет) на море». «Великолепие и ужас грозы»).
Фантастический рассказ.
Рассказ. Мистический рассказ. Коллективный рассказ.
Литература.
Создание произведений в жанрах устного народного творчества (былина),
древнерусской литературы (поучение), 18 века (ода). Создание произведений
ораторского искусства (речи адвоката и прокурора по сказкам Салтыкова-Щедрина).
Метаморфоза (исповедь Кусаки по рассказу «Кусака»).
Художественная автобиография.
8 класс.
Русский язык.
Лингвистическая сказка. (Совершенствование умений. Сказки о пунктуации).
Рассказ- путешествие.
Фантастический рассказ-путешествие (в прошлое, будущее). Мистический рассказ.
Коллективный рассказ значительного объема.
Литература.
Метаморфоза (исповедь вещи (вилка, топор, пылесос, телевизор и т.д.) (после изучения
рассказа М.Зощенко «Пенсне»).
История любви (после изучения трагедии «Ромео и Джульетта»).
9 класс
Русский язык.
Рассказ (совершенствование умений, увеличение объема рассказа).
Мистический рассказ.
Рассказ на общественно значимую тему.
Рассказ на тему состояния души.
Дневниковые записи
Коллективный рассказ.
Литература.
Сентиментальный рассказ.
Баллада (опыт).
Истории с продолжением ( дописываем историю Чацкого, Онегина). Путевой дневник
(дневник Чичикова при изучении поэмы «Мертвые души»).
Метаморфозы (размышления Шарика после необыкновенного превращения по повести
«Собачье сердце»).
Создание сцен трагедии или комедии.
10 класс
Русский язык.
Путевые заметки. Эссе
Фантастический рассказ. Коллективный рассказ
Повесть. Лирические зарисовки
Дневниковые записи. Лингвистическая сказка (повторение с
Сценарий. выходом на более высокий уровень)
Литература
Мистический рассказ ( при изучении произведений Гоголя).
Метаморфозы (исповедь халата, дивана при изучении романа Гончарова «Обломов»,
грустные раздумья сада при изучении пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»).
Поэма ( главы)( «Кому в нашей школе жить хорошо?» ( при изучении поэмы
Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»)
11 класс
Русский язык
Лирические зарисовки.
Лингвистические сказки.
Адвокатская и прокурорская речи (обвинение и защита сказочных героев (Бабы
Яги, Кощея Бессмертного) или стихийных явлений (урагана, тайфуна, цунами,
ветра).
Истории о любви.
Произведения (рассказы, повести) на общественно значимую тему
Литература
Эссе.
Поэтические пробы в стиле поэтов «серебряного века».
Драматические сцены.
Сценки на современные темы.
Примерные темы творческих работ учащихся
( из опыта работы)
Лирические миниатюры: Лингвистическая сказка:
Летний вечер Исчезли правила
Рассвет .Весенняя тишина Удивительное слово
Гроза Буква Х
Подснежник Как И хотела стать Ё
Луна Как меня подвело ударение
Звезды Про частицу НЕ и предлог В
Ночное небо Ссора служебных частей речи
Звездная тайна Превращения буквы Е
Встреча с муравьями Собака на сене
Закат Работать спустя рукава
Радуга в объективе Делать из мухи слона
Последний листок История точки и запятой
Слива . Дерево Основы
Луг
Море. На берегу моря
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык
Авторская программа "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык" содержит методические материалы, отражает методы и приёмы работы по развитию навыков анали...
Приложение к авторской программе "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык"
Приложение к авторской программе "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык" содержит некоторые разработки кружковых занятий по развитию навыков анализа, ...
Применение различных акварельных техник во внеурочной деятельности по изобразительному искусству для развития творческих способностей обучаемых. Мастер-класс
Цель данного мастер - класса: Познакомить вас с возможностями использования некоторых техник работы акварельными красками, позволяющих повысить творческую активность обучаемых в...
Обобщение опыта воспитательной работы по программе «Развитие творческого потенциала личности через самоуправление и сотрудничество».
Школа – это место, где до ребёнка и его проблем хоть кому-то есть дело. Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, ...
Программа "Развитие творческих способностей обучающихся творческого объединения "Танцы"
Занятия хореографией, несомненно, откроют для детей новые пути познания творчества, обогатят их внутренний мир. Выявление способностей у детей и правильное их развитие- одна из важнейших педагогически...
программа развития творческих способностей обучающихся «Город мастеров» 22
программа развития творческих способностей обучающихся «Город мастеров»...