программа развития творческих способностей обучающихся «Город мастеров» 22
рабочая программа
программа развития творческих способностей обучающихся «Город мастеров»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа развития творческих способностей обучающихся «Город мастеров» | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями,
умениями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности,
сообразительности и воспитание творческой личности в целом.
С психологической точки зрения младший школьный возраст это благодатный
период для развития творческих способностей. Это обусловлено характерными
особенностями возраста. Дети младшего школьного возраста чрезвычайно
любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
Накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей
творческой деятельности.
Цель программы: раскрыть педагогические условия, способствующие
развитию творческих способностей младшего школьника.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме
раскрытия творческого потенциала младших школьников.
2. Раскрыть сущность понятий «творчество», «творческий потенциал
ребенка».
3. Разработать и реализовать программу развития творческих
способностей обучающихся «Город мастеров», способствующую
раскрытию творческого потенциала детей с ОВЗ, обучающихся в
условиях надомного обучения.
Практическая значимость: материалы работы и авторская программа
«Город мастеров», способствующая раскрытию творческого потенциала
обучающихся, могут быть использованы в практике работы учителями
начальных классов, воспитателями групп продленного дня, во время летнего
оздоровительного отдыха детей в рамках работы лагеря или детской площадки.
В современной модели образования на смену модели «образование-преподавание» пришло «образование-взаимодействие», когда личность ученика
3
становится во главе воспитательного процесса, центром внимания педагога.
Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической
теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Главная задача школы – обеспечить развитие личности каждого ребенка.
Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности
– учебная и творческая. В процессе учебной деятельности формируется общее
умение учиться. В рамках творческой деятельности формируется общая
способность искать и находить новые решения, необычные способы
достижения результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой
ситуации.
Творчество в общем смысле – это воплощение индивидуальности, это
форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое,
неповторимое отношение к миру.
Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда
ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если
он не только замечает эту красоту, но и творит её. Полученный результат
эстетически эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную
милую вещицу он сделал сам. После того, как ребёнок своими руками начнёт
создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к
нашему миру. И любовь и гармония войдут в его жизнь. В творческой
деятельности ребенок развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает
свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и
потребности.
4
Творческая деятельность, с одной стороны, является результатом, а, с
другой, - важное условие дальнейшего развития личности, развития ее
творческого потенциала.
Для развития творческого потенциала детей с ОВЗ могут
разрабатываться индивидуальные образовательные программы (содержание
дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).
Программа развития творческих способностей обучающихся «Город мастеров»
способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности,
желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению
самостоятельно организовать своё свободное время, что в совокупности дает
большой воспитательный эффект.
Развитие творческих способностей и творческой деятельности необходимо
осуществлять с учетом психологических, возрастных и индивидуальных
особенностей каждого ребенка. Важно учитывать методы и средства
творческого развития, соответствующие возрасту.
Одна из главных задач в развитии творческих способностей – это
развитие интереса ребенка к творчеству.
Помимо создания условий для проявления и развития творческой
активности ребенка, необходимо предоставить ребенку свободу в познании
окружающего мира, мира творчества.
Программа развития творческих способностей обучающихся
«Город мастеров»
5
I. Пояснительная записка
Одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощения замыслов в реальность является декоративно-прикладное творчество.
Программа рассчитана на четыре года обучения (68 занятия)
Первый год — 17 занятий
Второй год — 17 занятий1.
Режим занятий — 2 раза в месяц (1 занятие через неделю);
Программа рассчитана на детей 12 -16 лет.
Программа развития творческих способностей «Город мастеров»
предполагает посредством обучения декоративно- прикладному тв орчеству способствовать созданию условий для формирования творческой личности ребенка.
Концепция программы
Имеет практико-ориентированный характер и направлена на овладение
учащимися различными видами творческой деятельности.
Актуальность программы
обусловлена тем, что она направлена на создание условий для
творческого развития ребенка, на развитие мотиваций к познанию и творчеству,
развитие мелкой моторики, способствует профилактике асоциального
поведению детей, взаимодействие с семьей.
Цель программы:
1. Активизация работы по формированию у обучающихся ценностных
ориентаций через знакомство с различными видами творческой деятельности..
2. Создание условий для формирования творческой личности.
3.Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и
людям труда.
Реализация программы связана с решением следующих задач:
6
воспитать трудолюбие — необходимое качество для каждого в будущей
самостоятельной жизни;
развить у детей жизненно необходимые навыки, требующиеся для их
социальной адаптации к условиям изменяющейся действительности;
помочь детям проявить их индивидуальные способности, фантазию,
наблюдательность и творчество;
воспитать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего
мира, развить художественный вкус, пробудить интерес к познанию;
развить образное и пространственное мышление, развить моторику рук,
глазомер;
развивать духовно-нравственные качества обучающихся;
Отличительные особенности программы.
Занятия по программе построены таким образом, чтобы удовлетворить
потребности детей и родителей в содержательном досуге, в творческом
самовыражении, подготовить их к самостоятельной жизни.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Устойчивая положительная мотивация, освоение различных видов
творческой деятельности, использование специальной терминологии, правил и
инструкций по ТБ, развитие навыков самостоятельной работы др.
Для получения вышеперечисленных результатов используется:
Вводный контроль: определение исходного уровня знаний и умений.
Уроки разных видов - «Первое знакомство», «Путешествие в «Город
мастеров», анкетирование, беседы.
Текущий контроль: определение уровня усвоения изучаемого материала по
тестам;
7
опросам;
качеству изготовленных изделий.
Итоговый контроль: определение результатов работы и степени усвоения
теоретических и практических ЗУН, сформированности личностных качеств.
Результаты работы каждого воспитанника оформляются в портфолио
творческих достижений.
По итогам работы по данной программе дети заняли призовые места в
творческих конкурсах различной направленности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№пп Названия разделов Кол-во
занятий
Приме
чание
1 год обучения
1
Введение 1
2 Работа с бумагой и картоном 5
3
Работа с природными материалами 3
4 Работа с пластилином 4
5 Работа с текстильными материалами 4
2 год обучения
1 Работа с нитками 4
2 Складывание из бумаги 4
3 Комбинированные техники 5
4
«Искусство на тарелке» ( техника работы с 4
8
продуктами питания)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№пп | Названия тем | Кол-во занятий | Примечание |
1 | Введение | 1 | |
2 | Путешествие в «Город мастеров» | 3 | |
3 | Работа с бумагой и картоном | ||
4 | Изготовление поздравительной открытки | ||
ий
Приме
чание
1 год обучения
Введение
1
Путешествие в «Город мастеров» 1
Работа с бумагой и картоном
2-3 Изготовление поздравительной открытки 2
4
Изготовление мини-панно «Мой город» 1
5-6 Изготовление объемных изделий 2
Работа с природными материалами
7
Изготовление панно из листьев и ягод 1
8 Изготовление открытки из засушенных
растительных материалов
1
9 Изготовление объемной композиции
(скручивание из кленовых листьев)
1
Работа с пластилином 4
10-11 Декорирование бутылки с помощью 2
9
пластилиновых шариков
12 Изготовление дымковской игрушки 1
13 Изготовление сувенира с помощью
разноцветных пластилиновых шариков
1
Работа с текстильными материалами
14-15 Изготовление куклы 2
16-17
Изготовление панно 2
2 год обучения
Работа с нитками 4
18-19 Изготовление фигурок-сувениров 2
20 Вышивание по контуру 1
21 Вышивание по рисунку 1
Складывание из бумаги 4
22 Складывание из бумаги «Журавлик» 1
23-24 Складывание из бумаги в технике «кирпичики» 2
25 Складывание из бумаги в технике «гофре» 1
Комбинированные техники 5
26 Изготовление сувенира «Лебеди» (перья,
шишки, ватные палочки, пластилин)
1
10
27 Изготовление сувенира «Петушок» (ватные
диски, картон, резинка)
1
28 Изготовление сувенира «Елка» ( картон,
пластилин, шишки, бусины, нитки)
1
29 Изготовление сувенира «Цветок» (салфетки,
конфеты, палочки-трубочки, пластилин, скотч)
1
30 Изготовление сувенира «Домик» (вата,
пластилин, картон, ткань)
1
«Искусство на тарелке» ( техника работы с
продуктами питания)
4
31
Изготовление робота из фруктов 1
32
Изготовление кораблика из хлеба и сыра 1
33
Изготовление розочки из помидора 1
34
Изготовление мухомора из яйца 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству,
оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность
11
к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и
родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить
творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания
его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к
своеобразию этих черт.
Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае,
если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. А
творческий учитель тот, кто:
- преподает увлеченно, творчески планирует свою работу;
- свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и
технологиях обучения;
- уважает личность ученика;
- дифференцирует объем и сложность заданий;
- развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития;
- педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции,
самопознания и творческого самопроявления.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей
детей должно проходить целенаправленно, с учетом интересов ребенка, под
контролем родителей и учителя. Только в тесном содружестве всех
заинтересованных лиц может развиваться всесторонне развитая творческая
личность.
12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей:
Книга для детей, учителей и родителей [Текст] - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-368с.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СП-б.: Питер, 2004.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.
С. Выготский. – М., 2007.
3. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология,
теория, практика: Монография,-СПб., 2005.
4. Дополнительное образование детей в изменяющемся мире:
перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности :
материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х ч. Ч. 2 /
Челябинск – Москва / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск :
ЧИППКРО, 2013.
5. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся //
Начальная школа – 2008. - № 10.
6. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.
7. Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки»,
«Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». - Самара :Издательский дом
«Федоров», 2006.
8. Проснякова Т.Н. Школа волшебников: рабочая тетрадь по
технологии для 1 класса. - Самара: Издательский дом «Федоров» : Издательство
«Учебная литература, 2011.
9. Санникова А.И. Формирование готовности учащихся к развитию
своего творческого потенциала в образовательном процессе: Учебное пособие/
Перм. Гос. Пед. Ун-т. – Пермь, 2009.
13
10. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности
школьника. Вопросы психологии - 2006.- № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных возможностей детей на уроках природоведения и биологии Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных
Актуальные вопросы методики преподавания предметов естественнонаучного цикла и географии...
МАСТЕР-КЛАСС «Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ»
Рассматриваются различные способы развития творческих способностей учащихся, использумые мною на уроках биологии, в том числе элементы ТРИЗ. Материал предстваляет собой обобщение ...
Мастер-класс на тему: "Развитие творческих способностей на уроках музыки"
Содержит презентацию и сценарий выступления...
Применение различных акварельных техник во внеурочной деятельности по изобразительному искусству для развития творческих способностей обучаемых. Мастер-класс
Цель данного мастер - класса: Познакомить вас с возможностями использования некоторых техник работы акварельными красками, позволяющих повысить творческую активность обучаемых в...
Мастер класс «Развитие воображения и творческих способностей воспитанников на занятиях изобразительной деятельностью»
Повышение интереса, развитие творческих способностей на занятиях объединения «Разноцветная капель» с помощью выполнения развивающих упражнений....
Мастер- класс "Подвижные игры в начальной школе как раскрытие творческих способностей личности"
Раскрывается сущность подвижных игр для учащихся начальной школы...
Организация и участие обучающихся класса в традиционном школьном мероприятии Экономическая выставка-ярмарка творческих работ обучающихся "Город Мастеров"
Участие класса в экономической выставке-ярмарке творческих работ обучающихся "Город Мастеров"...