программа развития творческих способностей обучающихся «Город мастеров» 22
рабочая программа

Новицкая Татьяна Ричардовна

программа  развития творческих способностей обучающихся  «Город мастеров»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Истинная цель обучения  -  это не только овладение определенными знаниями,

умениями  и  навыками,  но  и  развитие  воображения,  наблюдательности,

сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

С психологической точки зрения  младший школьный возраст это благодатный

период   для развития творческих способностей. Это  обусловлено характерными

особенностями  возраста.  Дети  младшего  школьного  возраста  чрезвычайно

любознательны,  у  них  есть  огромное  желание  познавать  окружающий  мир.

Накопление  опыта  и  знаний  -  это  необходимая  предпосылка  для  будущей

творческой деятельности.

Цель  программы:  раскрыть  педагогические  условия,  способствующие

развитию творческих способностей младшего школьника.

Задачи:

1.  Проанализировать  научно-методическую  литературу  по  проблеме

раскрытия творческого потенциала младших школьников.

2.  Раскрыть  сущность  понятий  «творчество»,  «творческий  потенциал

ребенка».

3.  Разработать  и  реализовать    программу  развития  творческих

способностей  обучающихся   «Город  мастеров»,  способствующую

раскрытию  творческого  потенциала  детей  с  ОВЗ,  обучающихся  в

условиях надомного обучения.

Практическая значимость:    материалы работы и  авторская  программа

«Город  мастеров»,  способствующая  раскрытию  творческого  потенциала

обучающихся,  могут  быть  использованы  в  практике  работы  учителями

начальных  классов,  воспитателями   групп  продленного  дня,  во  время  летнего

оздоровительного отдыха детей в рамках работы  лагеря или детской площадки.

В  современной  модели  образования  на  смену  модели  «образование-преподавание» пришло «образование-взаимодействие», когда личность ученика

3

становится  во  главе  воспитательного  процесса,  центром  внимания  педагога.

Этот  процесс  сопровождается  существенными  изменениями  в  педагогической

теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Главная  задача  школы  –  обеспечить  развитие  личности  каждого  ребенка.

Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности

–  учебная и  творческая.  В процессе учебной деятельности формируется общее

умение  учиться.  В  рамках  творческой  деятельности  формируется  общая

способность  искать  и  находить  новые  решения,  необычные  способы

достижения     результата,  новые  подходы  к  рассмотрению  предлагаемой

ситуации.

Творчество  в    общем  смысле  –  это  воплощение  индивидуальности,  это

форма  самореализации  личности,  это  возможность  выразить  своё  особое,

неповторимое отношение к миру.

Творчество  –  очень  важный  момент  в  развитии  ребёнка.  Хорошо,  когда

ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если

он  не  только  замечает  эту  красоту,  но  и  творит  её.  Полученный  результат

эстетически эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную

милую вещицу он сделал сам. После того,  как ребёнок своими руками начнёт

создавать  красоту,  он  непременно  начнёт  с  любовью  и  заботой  относиться  к

нашему  миру.  И  любовь  и  гармония  войдут  в  его  жизнь.  В  творческой

деятельности  ребенок  развивается,  приобретает  социальный  опыт,  раскрывает

свои  природные  дарования  и  способности,  удовлетворяет  интересы  и

потребности.  

4

Творческая  деятельность,  с  одной  стороны,  является  результатом,  а,  с

другой,  -  важное  условие  дальнейшего  развития  личности,  развития  ее

творческого потенциала.

Для  развития  творческого  потенциала    детей  с  ОВЗ  могут

разрабатываться    индивидуальные  образовательные  программы  (содержание

дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).

Программа развития творческих способностей обучающихся «Город мастеров»

способствует  развитию  у детей  интереса  к различным  видам  деятельности,

желанию  активно  участвовать  в продуктивной  деятельности,  умению

самостоятельно  организовать  своё  свободное  время,  что  в  совокупности  дает

большой воспитательный эффект.

Развитие  творческих  способностей  и  творческой  деятельности  необходимо

осуществлять  с  учетом  психологических,  возрастных  и  индивидуальных

особенностей    каждого  ребенка.  Важно  учитывать  методы  и  средства

творческого развития, соответствующие возрасту.

Одна  из  главных  задач  в  развитии  творческих  способностей  –  это

развитие интереса ребенка к творчеству.

Помимо  создания  условий   для  проявления  и  развития  творческой

активности  ребенка,  необходимо  предоставить    ребенку  свободу  в  познании

окружающего мира, мира творчества.

Программа развития творческих способностей обучающихся

«Город мастеров»

5

I.  Пояснительная записка

Одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощения замыслов в реальность является декоративно-прикладное творчество.

Программа рассчитана на четыре  года обучения (68 занятия)

Первый год — 17 занятий

Второй год — 17 занятий1.

Режим занятий — 2 раза в месяц (1 занятие через неделю);

Программа рассчитана на детей  12 -16 лет.

Программа  развития  творческих  способностей  «Город  мастеров»

предполагает посредством обучения декоративно- прикладному  тв орчеству   способствовать созданию условий для формирования творческой личности ребенка.

Концепция программы

Имеет    практико-ориентированный  характер  и  направлена  на  овладение

учащимися различными видами творческой деятельности.

Актуальность программы

  обусловлена  тем,  что  она  направлена  на  создание  условий  для

творческого развития ребенка, на развитие мотиваций к познанию и творчеству,

развитие  мелкой  моторики,   способствует  профилактике  асоциального

поведению детей, взаимодействие с семьей.

Цель программы:

1.  Активизация  работы  по  формированию  у  обучающихся  ценностных

ориентаций через знакомство с различными видами творческой деятельности..

2. Создание условий для формирования творческой личности.

3.Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и

людям труда.

Реализация программы связана с решением следующих задач:

6

  воспитать  трудолюбие  —  необходимое  качество  для  каждого  в  будущей

самостоятельной жизни;

  развить  у  детей  жизненно  необходимые  навыки,  требующиеся  для  их

социальной адаптации к условиям изменяющейся действительности;

  помочь  детям  проявить  их  индивидуальные  способности,  фантазию,

наблюдательность и творчество;

  воспитать  эстетическое  отношение  к  предметам  и  явлениям  окружающего

мира, развить художественный вкус, пробудить интерес к познанию;

  развить  образное  и  пространственное  мышление,  развить  моторику  рук,

глазомер;

  развивать духовно-нравственные качества обучающихся;

Отличительные особенности программы.

Занятия  по  программе  построены  таким  образом,  чтобы  удовлетворить

потребности  детей  и  родителей  в  содержательном  досуге,  в  творческом

самовыражении, подготовить их к самостоятельной жизни.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Устойчивая  положительная  мотивация,  освоение  различных  видов

творческой деятельности, использование специальной терминологии, правил и

инструкций по ТБ, развитие навыков самостоятельной работы др.

Для получения вышеперечисленных результатов используется:

Вводный контроль: определение исходного уровня знаний и умений.

Уроки разных видов - «Первое знакомство», «Путешествие в  «Город

мастеров», анкетирование, беседы.

Текущий контроль: определение уровня усвоения изучаемого материала по

тестам;

7

опросам;

качеству изготовленных  изделий.

Итоговый контроль: определение результатов работы и степени усвоения

теоретических и практических ЗУН,  сформированности личностных качеств.

Результаты  работы  каждого  воспитанника  оформляются  в  портфолио

творческих достижений.

По  итогам  работы  по  данной  программе    дети    заняли  призовые  места  в

творческих конкурсах различной направленности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№пп  Названия разделов   Кол-во

занятий

Приме

чание

1 год обучения    

1

Введение  1

2  Работа с бумагой и картоном  5

3

Работа с природными материалами  3

4  Работа с пластилином  4

5  Работа с текстильными материалами  4

2 год обучения    

1  Работа с нитками  4

2  Складывание из бумаги  4

3  Комбинированные техники  5

4

«Искусство на тарелке» ( техника работы с  4  

8

продуктами питания)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

№пп

Названия тем

Кол-во занятий

Примечание

1

Введение

1

2

Путешествие в  «Город мастеров»

3

3

Работа с бумагой и картоном

4

Изготовление поздравительной открытки

ий

Приме

чание

1 год обучения  

Введение  

1

Путешествие в «Город мастеров»  1

Работа с бумагой и картоном  

2-3  Изготовление поздравительной открытки  2

4

Изготовление мини-панно «Мой город»  1

5-6  Изготовление объемных изделий  2

Работа с природными материалами  

7

Изготовление панно из листьев и ягод  1

8  Изготовление открытки из засушенных

растительных материалов

1

9  Изготовление объемной композиции

(скручивание из кленовых листьев)

1

Работа с пластилином  4

10-11  Декорирование бутылки с помощью  2  

9

пластилиновых шариков

12  Изготовление дымковской игрушки  1

13  Изготовление сувенира с помощью

разноцветных пластилиновых шариков

1

Работа с текстильными материалами  

14-15  Изготовление куклы  2

16-17

Изготовление панно  2

2 год обучения  

Работа с нитками  4

18-19  Изготовление фигурок-сувениров  2

20  Вышивание по контуру  1

21  Вышивание по рисунку  1

Складывание из бумаги  4

22  Складывание из бумаги «Журавлик»  1

23-24  Складывание из бумаги в технике «кирпичики»  2

25  Складывание из бумаги в технике «гофре»  1

Комбинированные техники  5

26  Изготовление сувенира «Лебеди» (перья,

шишки, ватные палочки, пластилин)

1  

10

27  Изготовление сувенира «Петушок» (ватные

диски, картон, резинка)

1

28  Изготовление сувенира «Елка» ( картон,

пластилин, шишки, бусины, нитки)

1

29  Изготовление сувенира «Цветок» (салфетки,

конфеты, палочки-трубочки, пластилин, скотч)

1

30  Изготовление сувенира «Домик»  (вата,

пластилин, картон, ткань)

1

«Искусство на тарелке» ( техника работы с

продуктами питания)

4

31

Изготовление робота из фруктов  1

32

Изготовление кораблика из хлеба и сыра  1

33

Изготовление розочки из помидора  1

34

Изготовление мухомора из яйца 1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству,

оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность

11

к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и

родителями,  и  это  очень  тонкая  и  деликатная  область  воспитания:  растить

творчески  способного ребенка  можно  лишь  на основе  очень  глубокого  знания

его  индивидуальности,  на  основе  бережного  и  тактичного  отношения  к

своеобразию этих черт.

Достигнуть  желаемого  результата  учитель  сможет  лишь  в  том  случае,

если  сам  он  не  чужд  творчеству,  постоянному  поиску,  созиданию.  А

творческий учитель тот, кто:

- преподает увлеченно, творчески планирует свою работу;

-  свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и

технологиях обучения;

- уважает личность ученика;

- дифференцирует объем и сложность заданий;

-  развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития;

-  педагог  содействует  ребенку  в  формировании  положительной    Я-концепции,

самопознания и творческого самопроявления.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих  способностей

детей    должно    проходить  целенаправленно,  с  учетом  интересов  ребенка,  под

контролем  родителей  и  учителя.  Только  в  тесном  содружестве  всех

заинтересованных  лиц  может  развиваться  всесторонне  развитая  творческая

личность.  

12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей:

Книга для детей, учителей и родителей [Текст] - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-368с.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СП-б.: Питер, 2004.

2.  Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.

С. Выготский. – М., 2007.

3.  Даринская  Л.А.  Творческий  потенциал  учащихся:  методология,

теория, практика: Монография,-СПб., 2005.

4.  Дополнительное  образование  детей  в  изменяющемся  мире:

перспективы  развития  востребованности,  привлекательности,  результативности  :

материалы  Международной  научно-практической  конференции.  В  2-х  ч.  Ч.  2  /

Челябинск  –  Москва / под ред. А. В. Кислякова,  А. В. Щербакова.  –  Челябинск :

ЧИППКРО, 2013.

5.  Никитина  А.В.  Развитие  творческих  способностей  учащихся  //

Начальная школа – 2008. - № 10.

6.  Проснякова Т.Н.  Забавные фигурки. Модульное оригами. М.:  АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.

7.  Проснякова  Т.Н.  Книги  серии  «Любимый  образ»:  «Бабочки»,

«Собачки»,  «Кошки»,  «Цветы»,  «Деревья».  -  Самара  :Издательский  дом

«Федоров», 2006.

8.  Проснякова  Т.Н.  Школа  волшебников:  рабочая  тетрадь  по

технологии для 1 класса. - Самара: Издательский дом «Федоров» : Издательство

«Учебная литература, 2011.

9.  Санникова  А.И.  Формирование  готовности  учащихся  к  развитию

своего творческого потенциала в образовательном процессе: Учебное пособие/

Перм. Гос. Пед. Ун-т. – Пермь, 2009.  

13

10.  Яковлева  Е.Л.  Развитие  творческого  потенциала  личности

школьника. Вопросы психологии - 2006.- № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС «Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ»

Рассматриваются различные способы развития творческих способностей учащихся, использумые мною на уроках биологии, в том числе  элементы ТРИЗ. Материал  предстваляет собой обобщение  ...

Применение различных акварельных техник во внеурочной деятельности по изобразительному искусству для развития творческих способностей обучаемых. Мастер-класс

Цель данного мастер - класса: Познакомить  вас  с возможностями использования некоторых техник работы акварельными красками, позволяющих повысить  творческую активность обучаемых в...

Мастер класс «Развитие воображения и творческих способностей воспитанников на занятиях изобразительной деятельностью»

Повышение интереса, развитие творческих способностей на занятиях объединения «Разноцветная капель» с помощью выполнения  развивающих упражнений....

Мастер- класс "Подвижные игры в начальной школе как раскрытие творческих способностей личности"

Раскрывается сущность подвижных игр для учащихся начальной школы...