Авторская программа "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Авторская программа "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык" содержит методические материалы, отражает методы и приёмы работы по развитию навыков анализа, синтеза, сравнения лингвистических явлений, по развитию творческого воображения школьников, предлагает разработки кружковых занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.docx | 30.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА МАМАДЫШСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КЕМЕШ- КУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ШКОЛЬНИКОВ- БИЛИНГВОВ СРЕДСТВАМИ
ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК
/Авторская программа/
Печатается по решению научно– методического совета МКУ «Информационно- методический центр Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
Консультант:
Кашапова Дания Тагировна– директор школы, руководитель высшей квалификационной категории.
Рецензент:
Гильманов Дамир Шамилович - первый проректор ГОУ ВПО «Набережночелнинский государственный педагогический институт», кандидат педагогических наук.
Составитель:
ВАГИЗОВА АЛЬФИЯ НУРМИХАММЯТОВНА– учитель русского языка и литературы высшей категории.
В брошюре представлена авторская программа по развитию творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык, основанная на использовании информационно- компьютерных и игровых технологий. В брошюре предлагается также описание технологии развития творческих способностей учащихся, а также система кружковых занятий, их разработки, включающие занимательный лингвистический материал по русскому языку. Авторская программа предназначена для реализации творческих способностей учащихся школ любого типа.
ГЛАВА I. АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная цель данного курса - развитие творческих способностей школьников- билингвов, формирование их коммуникативной компетенции, совершенствование функциональной грамотности средствами предмета русский язык на основе занимательного лингвистического материала с использованием Интернет- технологий. Программа курса кружковых занятий предполагает повторение и закрепление знаний норм орфографии и пунктуации, разделов морфологии, развитие умения обобщать и систематизировать изученный лингвистический материал.
Важнейшим направлением курса является обучение приёмам запоминания по методике мнемотехники, развитие воссоздающего и творческого воображения, логики, гибкости, креативности мышления, совершенствование интеллектуальных умений по анализу, синтезу, классификации изучаемых лингвистических явлений. Формирование навыков сотрудничества, работы в команде, умения грамотно выстраивать речевое оформление в цепочке логического рассуждения также является ведущим направлением данного курса. Для достижения его основных целей предполагается использование наиболее эффективных методов, способствующих реализации указанных направлений в обучении. Это работа с опорными конспектами по орфографии и пунктуации, морфологии, с разнообразными лингвистическими, философскими словарями, обучение поиску необходимой информации на сайтах Интернета, созданию коллективных и индивидуальных творческих проектов, электронных презентаций и представление их более широкой аудитории. Занятия проводятся в виде тренингов, объединенных игровой формой в целях создания необходимой для творчества обстановки непринуждённости.
Новизна программы заключается в целенаправленном развитии творческих способностей детей на основе занимательного лингвистического материала с использованием игровых и информационно- коммуникативных технологий, обучающих не только решению готовых грамматических задач, но и созданию авторских лингвистических проектов. Такая работа удовлетворяет потребность учащихся средних классов в творческом самовыражении, способствует их самоактуализации и выводит обучающих на качественно более высокий уровень владения предметом. Курс кружковых занятий по развитию творческих способностей учащихся школ поможет совершенствованию их интеллектуальных умений, формированию коммуникативной компетенции, будет способствовать более глубокому знанию предмета русский язык.
Цели:
1. Организовать диагностику интеллектуальных умений учащихся с целью осуществления личностно- ориентированного подхода в их обучении и воспитании.
2. Развивать творческие способности учащихся как основу формирования их функциональной грамотности.
3. Создать условия для овладения рациональными приёмами запоминания, основными способами мышления.
4. Совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся, обеспечить глубокое усвоение предмета русский язык.
5. Воспитывать лидерские качества, стремление к взаимопониманию и сотрудничеству.
6. Создать прочную основу для успешной социализации школьников в современном обществе.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся должны знать:
- основные рациональные приёмы запоминания;
- основные способы мышления;
- основные понятия учебного курса русского языка;
- основные сведения истории русского языка;
Обучающиеся должны уметь:
-использовать для запоминания приёмы мнемоники;
-сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать грамматические
явления;
-применять правило и использовать способы мышления при решении и со-
ставлении лингвистических задач, создавать творческий проект;
-работать со справочной литературой, пользоваться информацией Интер -
нет- ресурсов.
Проверка знаний, умений и навыков
Одна из актуальнейших задач современной методики – организация постоянного учета знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся и более успешного его использования в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса. Проверка осуществляется с помощью тестовых заданий в пять этапов:
- первичная диагностика интеллектуальных умений на основе электронного теста;
-экспресс- диагностика уровня развития творческого воображения, мыслительных способностей: памяти, воображения, анализа, синтеза на соответствующих тренингах;
- самооценка после каждого вида деятельности и в конце тренинга;
- итоговая диагностика интеллектуальных умений.
Самым важным этапом проверки знаний обучающихся является презентация авторских творческих проектов: лингвистических задач, грамматических игр, сказок и т. д., то есть творческое применение полученных знаний.
Используемые виды контроля позволяют обеспечивать его целенаправленность, систематичность, объективность. Тестовая форма осуществляет всесторонний контроль знаний, усвоение всех основных компонентов, их составляющих, определение уровня усвоения знаний, оперативность и своевременность контроля знаний. Проверка знаний в форме творческих презентаций даёт представление об уровне функциональной грамотности обучаемого, его способности к творческому переосмыслению приобретённых знаний.
II. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема, виды деятельности | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
Раздел 1. Способы мышления. | 4 | 11 | 15 | |
1. | Первичная диагностика уровня интеллектуальных умений. - Тестирование. - Использование Интернет- ресурсов. | 1 | 1 | |
http://ru.wikipedia.org/wiki/Интеллект http://www.mytests.ru/Тесты по психологии http://www.psy-files.ru/Психологические тесты http://www.psy-files.ru/Сборник психологических тестов | ||||
2. | Память. Лекция. - Использование Интернет- ресурсов. - Лингвистические игры. | 1 | 3 | 4 |
http://ru.wikipedia.org/wiki/Память http://www.koob.ru/memory/ Тренировка и улучшение памяти www.it-med.ru/library/p/pamyt.htm/ Память | ||||
3. | Сравнение. - Работа со словарями. - Использование Интернет- ресурсов. - Деловая игра. | 1 | 2 | 3 |
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сравнение http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2 Сравнение | ||||
4. | Анализ и синтез. - Лекция. - Использование Интернет- ресурсов. - Лингвистические игры. | 1 | 3 | 4 |
http://ru.wikipedia.org/wiki/Анализ http://ru.wikipedia.org/wiki/Синтез | ||||
5. | Классификация. - Использование Интернет- ресурсов. - Деловая игра. | 1 | 2 | 3 |
http://ru.wikipedia.org/wiki/Классификация | ||||
Раздел 2. Воображение. | 2 | 5 | 7 | |
6. | Воссоздающее воображение. Использование Интернет- ресурсов. - Деловая игра. | 1 | 2 | 3 |
7. | Творческое воображение. - Деловая игра. - Использование Интернет- ресурсов. - Практикум. | 1 | 2 | 3 |
http://ru.wikipedia.org/wiki/Творчество http://adalin.mospsy.ru/ Воображение, тренировка воображения | ||||
8. | Итоговая диагностика интеллектуальных навыков. - Тестирование. - Использование Интернет- ресурсов. | 1 | 1 | |
9. | Раздел 3. Творческий проект. | 1 | 12 | 13 |
10. | Творческий проект. - Использование Интернет- ресурсов. - Деловая игра. - Практикум. | 1 | 4 | 5 |
http://www.my-works.org/ Творчество для всех http://www.koob.ru/superlearning/ Творческое мышление | ||||
11. | Создание творческих проектов. - Использование Интернет- ресурсов. - Деловая игра. - Практикум. | 6 | 6 | |
http://www.superidea.ru/tm.htm/ Как развивать творческое мышление и генерировать в 5 раз больше идей | ||||
12. | Презентация творческих проектов. | 2 | 2 | |
ИТОГО | 7 | 28 | 35 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Тема 1. Первичная диагностика уровня развития интеллектуальных умений.
Тестирование по теме «Интеллект».
Тема 2. Память.
Понятие о способах мыслительной деятельности. Память, её виды.
Мнемотехника.
Тема 3. 4. 5. Память. Приёмы запоминания, основанные на мнемотехнике.
Основные приёмы запоминания по мнемотехнике: ассоциации на основе единого сюжета, ассоциации на основе «раскладывания» образов в пространстве, звуковые ассоциации.
Тема 6. 7. 8. Сравнение.
Сравнение. Скрытое сравнение. Сравнение как художественный приём. Сравнение лингвистических явлений. Использование навыков сравнения при решении и составлении лингвистических задач, игр.
Тема 9. 10. 11. 12. Анализ и синтез.. Анализ и синтез лингвистических явлений. Использование навыков аналитико- синтетической деятельности при решении и составлении лингвистических задач, игр.
Тема 13. 14. 15. Классификация.
Классификация. Классификация лингвистических явлений. Использование навыков классификации при решении и составлении лингвистических задач, игр.
Тема 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Воображение.
Воображение. Воссоздающее воображение. Творческое воображение.
Использование различных видов воображения при решении и составлении лингвистических задач, игр. Итоговая диагностика интеллектуальных умений.
Тема 23. 24. 25. 26. 27. Творческий проект.
Понятие о творческом проекте. Виды и формы творческих проектов. Требования к лингвистическим творческим проектам. Индивидуальные и коллективные творческие проекты.
Тема. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Создание творческих проектов.
Создание индивидуальных и коллективных творческих проектов на основе занимательного лингвистического материала. Приёмы генерирования и реализации идей. Взаимодействие и сотрудничество учителя и школьников в ходе создания творческих лингвистических проектов.
Тема 34. 35. Презентация творческих проектов.
Презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов обучающихся, составленных на основе занимательного лингвистического материала.
IV. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
№ | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма контроля | Сроки |
1. | Тема 1. Диагностика интеллектуальных умений. | -Электронное тестирование. - Самооценка. | сентябрь |
2. | Тема 2. Память. | -Экспресс- диагностика. -Самооценка. | сентябрь |
3. | Тема 5. Память. Приёмы запоминания. | -Экспресс- диагностика. -Самооценка. | октябрь |
4. | Тема 6. Сравнение. | -Экспресс- диагностика. -Самооценка. | октябрь |
5. | Тема 9. 12. Анализ и синтез. | -Экспресс- диагностика. -Решение, составление лингвистических задач. -Самооценка. | ноябрь |
6. | Тема 13. 15. Классификация. | -Экспресс- диагностика. -Решение и составление лингвистических задач. -Самооценка. | декабрь |
7. | Тема 16. Воображение. | -Экспресс- диагностика. -Решение, составление лингвистических задач. -Самооценка. | декабрь |
8. | Тема 22. Воображение. | -Итоговая диагностика интеллектуальных умений. | февраль |
9. | Тема 23. 24. 25. Творческий проект. | -Презентация идеи, формы проекта. -Самооценка. | март- апрель |
10. | Тема 34. 35. Защита творческих проектов. | -Презентация творческих проектов. -Самооценка. | май |
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Работа над методической темой:
«Формирование функционально грамотной, творческой личности в системе технологии интенсивного обучения, опираясь на инновационные педагогические технологии».
- Пополнение личной библиотеки новинками научно-методической литературы.
- Разработка системы тренинговых занятий кружка «Творчество».
- Разработка интеллектуально- развлекательных внеклассных мероприятий.
- Участие во Всероссийских творческих конкурсах «Познание и творчество».
- Разработка лингвистических задач и игр по развитию творческих способностей.
- Руководство научно- исследовательской деятельностью школьников.
VI. ОБРАЗОВАТЕЛЬНО- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
№ | Мероприятие, форма проведения | Сроки |
1. | Праздник «День знаний» | 1 сентября |
2. | Конкурс грамотеев, посвящённый Международному дню грамотности | 8 сентября |
3. | «Кругосветное грамматическое плавание» (Интеллектуально- развлекательная игра) | 2 ноября |
4. | Андерсеновские чтения | 10 ноября |
5. | Презентация «Король сказок Андерсен» | 4 декабря |
6. | Всероссийский конкурс «Познание и творчество» | декабрь |
7. | Конкурс сочинений «Зачем живу я?» | 10 декабря |
8. | Конкурс «Я журналист», посвящённый Дню памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей | 15 декабря |
9. | Презентация исследовательских работ «Мой след в науке», посвящённая Дню российской науки | 8 февраля |
10. | Выставка творческих работ «Моя мама лучше всех», посвящённая Международному женскому дню | 8 марта |
11. | Заочная экскурсия по литературным местам России, посвящённая Международному дню музеев | 18 мая |
12. | Презентация творческих проектов «В мире лингвистики», посвящённая Дню филолога | 25 мая |
Критерии оценки эффективности программы
- Установка на развитие творческих способностей обучающихся в целях самоактуализации, социализации конкурентоспособной личности.
- Овладение основными способами мыслительной деятельности: способностью к сравнению, анализу, синтезу, классификации явлений.
- Развитие памяти, внимания, воссоздающего и творческого воображения.
- Работа над совершенствованием качества логического мышления: его гибкостью, креативностью.
5. Использование средств предмета русский язык для формирования функциональной грамотности школьников- билингвов.
- Применение инновационных технологий обучения: игровых, проектных, информационно- коммуникационных.
- Развитие навыков самооценки творческой деятельности.
- Обучение методам создания творческих проектов.
- Общественная оценка результатов деятельности обучающихся в форме презентации творческих проектов.
- Обеспечение объективности, широты и глубины контроля знаний посредством электронного тестирования.
- Обучение сотрудничеству: умению работать в команде, группе, паре, индивидуально.
ЛИТЕРАТУРА
- Гарибян С.А. Школа памяти. -М.: 1992.
- Константинов Ф. Философская энциклопедия. -М.: 1960.
- Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка.- М.: «Просвещение», 1985.
- Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.- М.: 1966.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить школьников работать с учебником. -М.:1987.
- В. Леви. Искусство быть собой. -М.: 1977.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – ЛГУ: 1984.
- Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания.- М.: 2005.
- Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения.- Новосибирск: 1975.
- Глассер У. Школы без неудачников.- М.: 1991.
- Селевко Г. Современные образовательные технологии. Нар. образование. 1998.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики.- Екатеринбург: 1992.
13. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение.- М.: 1996
14.Мурашов А.А. Абсолютная грамотность.- Воронеж: 2006.
15. Интернет - сайты: http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.superidea.ru/tm.htm/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к авторской программе "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык"
Приложение к авторской программе "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык" содержит некоторые разработки кружковых занятий по развитию навыков анализа, ...
«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос
Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...
«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос
Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...
Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку
В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...
Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку
В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...
Сетевые проекты во внеурочной деятельности ( развитие творческих способностей в результате интеграции информатики, русского языка и литературы)
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.Согл...
Использование игровых методов на уроках математики для развития творческих способностей школьников к изучению предмета
Математика в школе является основным учебным предметом. Школьники усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи, без чего невозможно ...