Приложение к авторской программе "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык"
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Приложение к авторской программе "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык" содержит некоторые разработки кружковых занятий по развитию навыков анализа, синтеза, сравнения, классификации линвистических явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt-_avtorskaya_prilozhenie.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Занятие №2
Тема: тренинг «Память»
Цели: дать понятие о памяти как способе мыслительной деятельности; учить овладению приёмами мнемотехники; совершенствовать грамотность учащихся; формировать коммуникативную компетенцию; учить самооценке; воспитывать интерес к русскому языку на основе занимательного материала.
Лингвистическая тема: удвоенные согласные в корне слова.
Оборудование: эпиграф, философский словарь, презентация «Секреты памяти», Интернет- ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/Память
http://www.koob.ru/memory/ Тренировка и улучшение памяти
www.it-med.ru/library/p/pamyt.htm/ Память
Ход тренинга
1. Постановка учебной задачи. Определение темы тренинга.
Память слабеет, если её не упражнять
Цицерон
- Тему сегодняшнего тренинга вы определите сами, прослушав небольшую историю из жизни известного армянского адвоката Самвела Гарибяна, с которым сегодня мы познакомимся поближе чуть позже.
В Ростовском университете учился вместе с ним друг, который вдруг перестал писать письма, звонить… Оказалось, что он потерял блокнот с адресами, номерами телефонов, а вместе с блокнотом- почти всех своих друзей. Тогда- то Самвел и подумал: зачем ставить человеческие отношения в зависимость от каких- то бумажек? А не лучше ли начать развивать …
- Как выдумаете, что решил развивать в себе молодой человек?
- Память.
- Верно, память. Именно такова тема нашего сегодняшнего тренинга. В ходе него вы будете ставить себе оценку за вклад в групповую или самостоятельную работу. Оцените себя, правильно ли вы определили тему тренинга?
Самооценка
2. Решение учебной задачи.
1) Экспресс- диагностика «Память». Проводится в форме игры.
Игра «Ничего себе!»
- В течение 1 минуты нужно запомнить как можно больше приведённых в презентации слов, затем через 10 секунд записать их в данном порядке: шоссе, класс, рассекал, профессия, пассажир, кассир, босс, ассистент, масса, кросс.
2) Подведение итогов экспресс- диагностики.
Критерии оценки:
менее 5 слов- низкий объём запоминания, 6- 8- средний, 8- 10- высокий.
(Презентация)
-Почему, на ваш взгляд, игра называется «Ничего себе!»?
-Потому что это оказалось нелегко: у меня плохая память. Самооценка
3) Игротека богини Мнемозины
- В древнегреческой мифологии Мнемозина- богиня памяти. Высший бог Олимпа Зевс не случайно выбрал её в жёны. Ведь жить без памяти невозможно. А как быть, если она вас подводит?
Дело в том, что память, как и любой другой навык, можно развить путём специальных тренировок. И на помощь в этом нам придёт изобретённая уже знакомым нам Самвелом Гарибяном уникальная техника запоминания мнемоника, названная так в честь богини Мнемозины. Найдём в словарях понятие о памяти и познакомимся с 1 способом запоминания по мнемотехнике.
Игра «Проще простого»
(1 способ запоминания- ассоциации на основе единого сюжета)
а) понятие о 1 способе запоминания:
- Действительно, слова запоминались с большим трудом, а теперь прослушайте шуточное стихотворение с этими словами и увидите, что запомнить их проще простого. Воспроизведите в данном порядке как можно больше слов с удвоенной согласной С.
Шоссейную трассу Завтра кросс.
Высокого класса Досаждает пресса:
Рассекал автомобиль. «Расскажите о прогрессе!».
Кто по профессии его пассажир? Дома- бассейн, массаж,
Профессор? Нет, кассир. Ассоциация с раем.
На работе- зануда- босс, Поссорился с женой-
Ассистент, дел масса, Стресс: одиноко страдает.
Самооценка
б) коллективное овладение способом запоминания:
Игра «Золотая цепочка»
- Удалось это всем гораздо лучше во время первой игры. Так что память у вас неплохая, но нужно её развивать. Мы с вами не просто играли, а познакомились с первым способом запоминания по мнемотехнике. 1 способ запоминания- ассоциации (яркие образы) на основе единого сюжета. Это объединение незнакомых понятий, слов в единый сюжет (рассказ). Желательно, чтобы он был фантастическим и даже абсурдным, т. е. совершенно нереальным. Чем немыслимее сюжет, тем выше уровень запоминания.
- Итак, все вместе делаем «Золотую цепочку», составляя общий рассказ на основе слов: иллюстрация, иллюминация, аллея, аллитерация, параллельный, коллектив, коллега, баллада, коллекция, балл, баллотироваться.
Вот что получилось у ребят:
Иллюстрация украсила себя иллюминациями, выбежала на аллею. По параллельной улице гулял коллектив коллег. Рисунок потребовал дать своей коллекции высокий балл: она баллотировалась в депутаты.
Самооценка
в) индивидуальное овладение способом запоминания:
Игра «Дело в шляпе»
- Теперь каждый выполнит такое же задание самостоятельно. Для запоминания предлагаем использовать спрятанные под шляпой предметы. Необходимо придумать небольшой фантастический рассказ, небылицу непосредственно в ходе демонстрации слов (с интервалом в 5 секунд) и затем записать названия предметов по памяти. Слова для запоминания: территория, телеграмма, аккуратность, ассонанс, аппарат, можжевельник, хоккей, комментарий, корреспондент, искусство.
Самооценка
Игра «Я сам»
-Продолжим игру, увеличив количество понятий для запоминания до 20. Слова для запоминания: сумма, коррупция, диссонанс, аккомпанировать, симметрия, программа, грипп, анаграмма, дилемма, колонна, тонна, килограмм, антенна, аллея, миллион, миллиард, режиссёр, аннотация, аккорд, аппетит, диаграмма, грамматика.
Самооценка
Игра «Федот, да не тот»
(2 способ запоминания- «раскладывание» ассоциаций в пространстве)
а) понятие о 2 способе запоминания: (Презентация)
- Перед вами 2 одинаковые иллюстрации к сказке В. Катаева «Цветик- семицветик». В течение 2- 3 минут нужно рассмотреть их, найти 10 различий, а затем рассказать о них, не глядя на рисунки, используя технику мнемоники: «раскладывая» в воображении эти различия на причёске учителя, на носу товарища, на люстре, в вазе для цветов и т.д. Чем неожиданнее место «расположения» различия, тем выше результат запоминания.
б) коллективное овладение способом запоминания:
- Итак, вы познакомились со вторым способом запоминания- методом, основанным на «раскладывании» ассоциаций в пространстве. Это использование непривычного месторасположения нужного нам предмета, понятия в пространстве (на улице, в комнате, пейзажной картинке). Составляем ещё один абсурдный (невероятный) рассказ о различиях в рисунках.
Самооценка
в) индивидуальное овладение способом запоминания:
Игра «Вернисаж»
- Ребята рассматривают несколько картин. Используя 2 способ запоминания, запоминают их названия, авторов, содержание картин, придумывают места «расположения» сведений и воспроизводят то, что запомнили.
Игра «Мозаика»
(3 способ запоминания- ассоциации на основе звуковых образов)
а) понятие о 3 способе запоминания:
- Используя метод звуковых ассоциаций, легче запомнить иностранные, заимствованные слова. Его суть заключается в делении слова на части и подборе к ним соответствующих звуковых образов в русском или татарском языке. Кстати, слово ассоциация для вас новое. Оно означает образ, воображаемый нами при упоминании какого- либо понятия. Например, задиристый характер ассоциируется у меня с колючкой, талантливый человек - со звездой, доброта- с тёплой рекой.
- Поработаем со словом «ассоциация». Представим её в виде разноцветной мозаики.
Ас- по- татарски хорь, по- русски соци- общественный, а…ция- акция с пропуском буквы
К. Строим смысловую цепочку: ас идёт на социальную а…цию= ассоциация.
Самооценка
б) коллективное овладение способом запоминания:
- Поработаем со словом «перфорация». Перфорацией называют отверстия, к примеру, на киноплёнке.
Пер- фо- рация. Строим смысловую цепочку: В первый же фонарь агент спрятал рацию= перфорация.
- Итак, игра «Мозаика». Используя метод звуковых ассоциаций, постарайтесь запомнить значения и правописание слов: аббревиатура, диссонанс, коммуникабельный, ассортимент.
Самооценка
в) индивидуальное овладение способом запоминания:
- Самостоятельно подберите звуковые ассоциации к словам: коррида, режиссёр, баллада.
Самооценка
3. Рефлексия.
- Какова была тема тренинга?
- С какими приёмами запоминания познакомились?
- Какие из них вы будете использовать?
- Слова с какими орфограммами использовали во время тренинга?
- Слова с удвоенными согласными.
Самооценка
4. Задание на дом.
- Подготовьте материалы по теме «Непроизносимые согласные» к играм для тренировки памяти на следующем занятии. Поиграйте в эти игры с домашними, друзьями, используя известные вам способы запоминания. Поставьте самооценку за тренинг.
Самооценка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык
Авторская программа "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык" содержит методические материалы, отражает методы и приёмы работы по развитию навыков анали...
«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос
Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...
«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос
Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...
Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку
В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...
Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку
В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...
Сетевые проекты во внеурочной деятельности ( развитие творческих способностей в результате интеграции информатики, русского языка и литературы)
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.Согл...
Использование игровых методов на уроках математики для развития творческих способностей школьников к изучению предмета
Математика в школе является основным учебным предметом. Школьники усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи, без чего невозможно ...