Приложение к авторской программе "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык"
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Вагизова Альфия Нурмихаммятовна

Приложение к авторской программе "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык" содержит некоторые разработки кружковых занятий по развитию навыков анализа, синтеза, сравнения, классификации линвистических явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt-_avtorskaya_prilozhenie.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Занятие №2

Тема: тренинг «Память»

Цели: дать понятие о памяти как способе мыслительной деятельности; учить овладению приёмами мнемотехники; совершенствовать грамотность учащихся; формировать коммуникативную компетенцию; учить самооценке; воспитывать интерес к русскому языку на основе занимательного материала.

Лингвистическая тема: удвоенные согласные в корне слова.

Оборудование: эпиграф, философский словарь, презентация «Секреты памяти», Интернет- ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/Память

                          http://www.koob.ru/memory/ Тренировка и улучшение памяти

                         www.it-med.ru/library/p/pamyt.htm/ Память

Ход тренинга

1. Постановка учебной задачи. Определение темы тренинга.

                                                                               Память слабеет, если её не упражнять

                         Цицерон                    

 - Тему сегодняшнего тренинга вы определите сами, прослушав небольшую историю из жизни известного армянского адвоката Самвела Гарибяна, с которым сегодня мы познакомимся поближе чуть позже.

    В Ростовском университете учился вместе с ним друг, который вдруг перестал писать письма, звонить…  Оказалось, что он потерял блокнот с адресами, номерами телефонов, а вместе с блокнотом- почти всех своих друзей. Тогда- то Самвел и подумал: зачем ставить человеческие отношения в зависимость от каких- то бумажек? А не лучше ли начать развивать …  

- Как выдумаете, что решил развивать в себе молодой человек?

- Память.

- Верно, память. Именно такова тема нашего сегодняшнего тренинга. В ходе него вы будете ставить себе оценку за вклад в групповую или самостоятельную работу. Оцените себя, правильно ли вы определили тему тренинга?                        

                                                                                                               Самооценка            

2. Решение учебной задачи.

1) Экспресс- диагностика «Память». Проводится в форме игры.

Игра «Ничего себе!»

- В течение 1 минуты нужно запомнить как можно больше приведённых в презентации слов, затем через 10 секунд записать их в данном порядке: шоссе, класс, рассекал, профессия, пассажир, кассир, босс, ассистент, масса, кросс.

2) Подведение итогов экспресс- диагностики.

 Критерии оценки:

 менее 5 слов- низкий объём запоминания, 6- 8- средний, 8- 10- высокий.      

                                                                                                                (Презентация)

-Почему, на ваш взгляд, игра называется «Ничего себе!»?      

-Потому что это оказалось нелегко: у меня плохая память.                Самооценка                        

3) Игротека богини Мнемозины

   - В древнегреческой мифологии Мнемозина- богиня памяти. Высший бог Олимпа Зевс не случайно выбрал её в жёны. Ведь жить без памяти невозможно. А как быть, если она вас подводит?

    Дело в том, что память, как и любой другой навык, можно развить путём специальных тренировок. И на помощь в этом нам придёт изобретённая уже знакомым нам Самвелом Гарибяном уникальная техника запоминания мнемоника, названная  так в честь богини Мнемозины. Найдём в словарях понятие о памяти и познакомимся с 1 способом запоминания по мнемотехнике.

Игра «Проще простого»

(1 способ запоминания- ассоциации на основе единого сюжета)

а) понятие о 1 способе запоминания:

- Действительно, слова запоминались с большим трудом, а теперь прослушайте шуточное стихотворение с этими словами и увидите, что запомнить их проще простого. Воспроизведите в данном порядке как можно больше слов с удвоенной согласной С.

             Шоссейную трассу                                    Завтра кросс.

             Высокого класса                                        Досаждает пресса:                                      

             Рассекал автомобиль.                                       «Расскажите о прогрессе!».

             Кто по профессии его пассажир?            Дома- бассейн, массаж,

             Профессор? Нет, кассир.                                   Ассоциация с раем.

                   На работе- зануда-  босс,                           Поссорился с женой-

                   Ассистент, дел масса,                                      Стресс: одиноко страдает.                                                                                                                    

                                                                                                            Самооценка

б) коллективное овладение способом запоминания:

Игра «Золотая цепочка»

- Удалось это всем гораздо лучше во время первой игры. Так что память у вас неплохая, но нужно её развивать. Мы с вами не просто играли, а познакомились с первым способом запоминания по мнемотехнике. 1 способ запоминания- ассоциации (яркие образы) на основе единого сюжета. Это объединение незнакомых понятий, слов в единый сюжет (рассказ). Желательно, чтобы он был фантастическим и даже абсурдным, т. е. совершенно нереальным. Чем немыслимее сюжет, тем выше уровень запоминания.

- Итак, все вместе  делаем «Золотую цепочку», составляя общий рассказ на основе слов: иллюстрация, иллюминация, аллея, аллитерация, параллельный, коллектив, коллега, баллада, коллекция, балл, баллотироваться.

    Вот что получилось у ребят:

    Иллюстрация украсила себя иллюминациями, выбежала на аллею. По параллельной улице гулял коллектив коллег. Рисунок потребовал дать своей коллекции высокий балл: она баллотировалась в депутаты.                          

                                                                                                          Самооценка

в) индивидуальное овладение способом запоминания:

Игра «Дело в шляпе»

 - Теперь каждый выполнит такое же задание самостоятельно. Для запоминания предлагаем использовать спрятанные под шляпой предметы. Необходимо придумать  небольшой фантастический рассказ, небылицу непосредственно в ходе демонстрации слов (с интервалом в 5 секунд) и затем записать названия предметов по памяти. Слова для запоминания: территория, телеграмма, аккуратность, ассонанс, аппарат, можжевельник, хоккей, комментарий, корреспондент, искусство.                                                                    

                                                                                                          Самооценка

Игра «Я сам»

-Продолжим игру, увеличив количество понятий для запоминания до 20. Слова для запоминания: сумма, коррупция, диссонанс, аккомпанировать, симметрия, программа, грипп, анаграмма, дилемма, колонна, тонна, килограмм, антенна, аллея, миллион, миллиард, режиссёр, аннотация, аккорд, аппетит, диаграмма, грамматика.                                                                                              

                                                                                                           Самооценка    

Игра «Федот, да не тот»

(2 способ запоминания- «раскладывание» ассоциаций в пространстве)

 а) понятие о 2 способе запоминания:                                                (Презентация)

- Перед вами 2 одинаковые иллюстрации к сказке В. Катаева «Цветик- семицветик».  В течение 2- 3 минут нужно рассмотреть их, найти 10 различий, а затем рассказать о них, не глядя на рисунки, используя технику мнемоники: «раскладывая» в воображении эти различия на причёске учителя, на носу товарища,  на люстре, в вазе для цветов и т.д. Чем неожиданнее место «расположения» различия, тем выше результат запоминания.

б) коллективное овладение способом запоминания:

- Итак, вы познакомились со вторым способом запоминания- методом, основанным на «раскладывании» ассоциаций в пространстве. Это использование непривычного месторасположения нужного нам предмета, понятия в пространстве (на улице, в комнате, пейзажной картинке). Составляем ещё один абсурдный (невероятный) рассказ о различиях в рисунках.                                                                              

                                                                                                              Самооценка                                                                                                                

в) индивидуальное овладение способом запоминания:

Игра «Вернисаж»

- Ребята рассматривают несколько картин. Используя 2 способ запоминания,  запоминают их названия, авторов, содержание картин, придумывают места «расположения» сведений и воспроизводят то, что запомнили.                                                  

Игра «Мозаика»

(3 способ запоминания- ассоциации на основе звуковых образов)

а) понятие о 3 способе запоминания:

- Используя метод звуковых ассоциаций, легче запомнить иностранные, заимствованные слова. Его суть заключается в делении слова на части и подборе к ним соответствующих звуковых образов в русском или татарском языке. Кстати, слово ассоциация для вас новое. Оно означает образ, воображаемый нами при упоминании какого- либо понятия. Например, задиристый характер ассоциируется у меня с колючкой, талантливый человек - со звездой, доброта- с тёплой рекой.  

- Поработаем со словом «ассоциация». Представим её в виде разноцветной мозаики.

 Ас- по- татарски хорь, по- русски соци- общественный, а…ция- акция с пропуском буквы

К. Строим смысловую цепочку: ас идёт на социальную а…цию= ассоциация.                                                                              

                                                                                                               Самооценка

б) коллективное овладение способом запоминания:

- Поработаем со словом «перфорация». Перфорацией называют отверстия, к примеру, на киноплёнке.

Пер- фо- рация. Строим смысловую цепочку: В первый же фонарь агент спрятал рацию= перфорация.

- Итак, игра «Мозаика». Используя метод звуковых ассоциаций,  постарайтесь запомнить значения и правописание слов: аббревиатура, диссонанс, коммуникабельный, ассортимент.                                                      

                                                                                                               Самооценка

в) индивидуальное овладение способом запоминания:

- Самостоятельно подберите звуковые ассоциации к словам: коррида, режиссёр, баллада.                                                                                                                                

                                                                                                              Самооценка

3. Рефлексия.

- Какова была тема тренинга?

- С какими приёмами запоминания познакомились?

- Какие из них вы будете использовать?        

- Слова с какими орфограммами использовали во время тренинга?  

- Слова с удвоенными согласными.                                                      

                                                                                                               Самооценка

4. Задание на дом.

- Подготовьте материалы по теме «Непроизносимые согласные» к играм для тренировки памяти на следующем занятии. Поиграйте в эти игры с домашними, друзьями, используя известные вам способы запоминания. Поставьте самооценку за тренинг.                                                                            

                                                                                                                Самооценка

                                                                                             

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык

Авторская программа "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык" содержит методические материалы, отражает методы и приёмы работы по развитию навыков анали...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку

В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку

В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...

Сетевые проекты во внеурочной деятельности ( развитие творческих способностей в результате интеграции информатики, русского языка и литературы)

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.Согл...

Использование игровых методов на уроках математики для развития творческих способностей школьников к изучению предмета

Математика в школе является основным учебным предметом. Школьники усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи, без чего невозможно ...