Урок развития речи. Анализ художественного текста.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Болдырева Нина Владимировна

Урок развития речи в 9 классе.

Учащиеся девятых классов не всегда могут определить тему и проблему текста, испытывают затруднения, отвечая на предложенные на письменном экзамене в форме ГИА вопросы. Я думаю,что этот урок поможет  иначе посмотреть на текст художественного произведения, увидеть,что стоит за авторскими строчками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_publikaciya_na_sayte.docx90.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи

Анализ художественного текста

Класс 9А

Учитель Болдырева Н.В.

Класс 9А

Учитель Болдырева Н.В.

      Ключевая проблема языкового образования школьников – проблема формирования коммуникативной компетенции. Один из путей развития коммуникативной культуры учащихся – обучение текстовой деятельности. Совершенствование знаний, умений и навыков учащихся  в области языка происходит в большой мере за счёт школьного лингвистического анализа образцов письменной формы речи.

Использование художественной литературы в процессе освоения русского языка повышает интерес учащихся к уроку, способствует формированию навыков всех видов речевой деятельности.  Именно лингвистический анализ текста – наиболее перспективная форма работы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Цели урока.

1. Образовательные: научитить, анализируя  текст художественного  произведения, определять проблематику текста, позицию автора.

2.Развивающие: развивать навыки анализа художественного текста, умения определять особенности стиля писателя.

3.Воспитательные: прививать чувство ответственности за близких людей, бережное отношение к слову.

Ход урока.

Чтение текста  21 главы сказки-притчи « Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.

Знакомы  ли  вам герои  этого фрагмента? Кто  автор этой книги? Что знаете вы об истории создания сказки-притчи « Маленький принц»? Почему она получила мировую известность? В чём её притягательность? Неповторимость?

Слово о писателе. Демонстрация слайдов.

Антуан де Сент-Экзюпери не писал специально для детей. И вообще, по профессии он был не писателем, а замечательным летчиком. Однако его прекрасные произведения, вне всякого сомнения, принадлежат к лучшему, что было написано во Франции в XX веке.

Сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» удивительна.

Читая книгу, словно заново открываешь для себя красоту мира и природы, восходов и закатов, каждого цветка. Его мысли доходят до нас, подобно свету далекой звезды. Писатель-летчик, каким был Сент-Экзюпери, созерцает землю из точки, находящейся вне земли. С этой позиции уже не страна, а земля представляется родиной людей — прочным, надежным местом в космосе. Земля — дом, который покидаешь и в который возвращаешься, “нашенская” планета, “земля людей”.

 Она не похожа ни на одну сказку. Слушая рассуждения Маленького принца, следя за его путешествиями, приходишь к выводу, что на страницах этой сказки сосредоточена вся человеческая мудрость.

Неповторимый и загадочный Сент-Экзюпери завещал нам: “Ищите меня в том, что я пишу».  

Перед нами   всего  одна  главы этой удивительной книги. Что представляет собой этот текст? Что такое диалог?  В чём его специфика?

( Диалог подразумевает асимметрию, которая выражается в том, что, во-первых, диалогическая форма речи характеризуется постоянной сменой активности (роль говорящего) и пассивности (роль слушателя) участников коммуникации; во-вторых, в попеременной направленности сообщений: диалог слагается из кратких высказываний, возникающих спонтанно, каждое последующее из них стимулируется предыдущим. Дискретность – способность выдавать информацию порциями – является законом всех диалогических систем (Ю.М. Лотман). Для диалогической речи характерна сбивчивость, недомолвки, редуцирование грамматических форм, активное и значимое жестовое сопровождение, политематичность).

 Кто его участники? Что вы знаете о Маленьком принце? Почему  главным героем сказки- притчи  для взрослых  является ребёнок? Он познаёт мир, мир, в котором, по словам Лиса, нет совершенства.  Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку

 Встречаясь  с кем-то на чужой планете,  он, как любой ребёнок, задаёт вопросы, чтобы разгадать тайны бытия.  Каждая встреча для него - открытие. Вот и встреча с Лисом - одно из них.  И не важно, что его собеседник- Лис, за ним  мудрость, опыт. Как чувствует себя герой на чужой планете? Ему грустно и одиноко.  Поэтому не случайна его просьба - поиграть с ним. Каким  увидел Маленький принц Лиса?  

-« Какой ты красивый».

Даёт ли  автор  описание незнакомца? Мы видим Лиса глазами ребёнка.  Почему же Лис отказывает ему в просьбе?

- « Я не приручен».

 Как вы понимаете  лексическое значение этого  слова? Понимает ли, что означает  слово Маленький принц?  Поэтому он задаёт  Лису этот  вопрос. Сколько раз? Почему?

- Вопрос  звучит трижды.   Почему Лис не отвечает сразу на вопрос? Может, Лису сейчас важно получить ответ на свой вопрос: «Что ты ищешь?» Ведь Лис  осторожничает. А, может, как и взрослые,  слышит  сначала себя. Ведь  дети  так часто задают вопросы. Что заставило Лиса всё же ответить?

- Он успокоен ответом и понимает, что тот ищет друзей. Значит  нечего  опасаться. У него нет ружья. Он так же одинок. И Лис снова произносит непонятное:  « Создать узы». Почему малыш не понял этого слова?

-« Это давно забытое понятие».  

Значит, на Земле люди забыли, что такое узы.  Так входит в текст тема одиночества, разобщённости людей. В чём причина одиночества? Попробуйте найти в словах Лиса ответ на этот вопрос.

-« Нет в мире совершенства».

-« У людей не хватает времени что-либо узнавать»

-« Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц».

-« Я охочусь за курами, а люди охотятся за мной».

-« Скучная у меня жизнь».

А чтобы всё изменить, нужно только приручить. Покажите, опираясь на текст, что  же изменится в жизни Лиса. Как характеризует героя его монолог? Ведь он говорит о сокровенном.

Лис очень поэтичен. Его речь насыщена сравнениями   (Жизнь, словно солнцем озарится, позовёт, точно музыка). Он использует  антитезу (людские шаги и твои, от одних он убегает,  другие позовут его). Эпитеты (золотые волосы и золотые колосья)  становятся аллюзией.

Почему Лис не  сразу обращается с просьбой: « Приручи меня!»? Почему медлит? Молчит и смотрит? Может, он боится отказа? Тогда не сбудется мечта. И ответ  Маленького принца расстраивает его. Он слышит фразу: « У меня так мало времени…». Так часто слышат эти слова дети, ведь взрослые всегда торопятся, это  они  не понимают, что «друзей в магазине не продают», а  узнать можно  «только те вещи, которые приручишь. И Лис учит  малыша, посвящая в таинство обряда.

Что же дала Маленькому принцу встреча с Лисом, который знал цену счастья? Что познал, в чём убедился?  Какие нравственные уроки  извлекли вы?  Какие слова писателя стали афоризмами?

« Слова только мешают понимать друг  друга».

« Зорко одно лишь сердце».

 « Самого главного глазами не увидишь».

« Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

  Почему их повторяет Маленький принц?

- Чтобы запомнить.

И если мы об этом будем помнить, может, жизнь наша озарится солнцем.

Вопросы.

Как изменился бы текст, если бы автор отказался от диалога?

 В тексте очень часто используется многоточие. Какую функцию выполняет этот знак?

Почему Маленький принц, рассказывая о своей розе, так часто использует однородные сказуемые?

Чем  отличается  лексическое  значение  слов  слушал  и  прислушивался?

Каким предстал перед вами  Сэнт  Экзюпери? Какие проблемы его

тревожат?  Кому всё адресована его книга детям или взрослым? Почему?

Героем своей сказки Антуан де Сент-Экзюпери выбрал ребенка. И это не случайно. Писатель всегда был убежден, что детское видение мира более правильное, более человечное и естественное. Показывая окружающий мир глазами ребенка, автор, заставляет и нас задуматься о том, что мир должен быть не совсем таким, каким его делают взрослые. Что-то в нем не так, неправильно, и, поняв, что именно, взрослые должны постараться исправить это. В первую очередь, это философская сказка. И, следовательно,  за  простым, незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней  в отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.

На следующем уроке девятиклассникам предлагается прослушать  текст  21 главы сказки « Маленький  принц» в исполнении Сергея Безрукова.

Вопросы.

Такими ли вы представили героев сказки?

Сумел ли актёр донести до слушателя глубину философской сказки?

Видит ли он в Лисе мудрого наставника?

Помогло ли вам актёрское видение образа или нет?

Ученикам предлагается написать сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете слова Лиса: « Ты всегда в ответе за всех, кого приручил». Необходимо привести два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши  рассуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 3 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

Презентация к уроку развития речи "Что такое текст". 5 класс.

Данная презентация является сопроводительным материалом к уроку развития речи в 5 классе "Что такое текст"...

Урок развития речи "Сжатое изложение текста публицистического стиля"

В связи с новыми требованиями в российском образовании, которые нацелены на развитие коммуникативно развитой  личности, владеющей ключевыми компетенциями, особую важность приобретают уроки ...

Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения"

Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения" в 11 классе направлена на совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся, формирование и...

Конспект урока русского языка в 10 классе ( развитие речи ) Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению

Подготовка к ЕГЭ. Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению по тексту Е. Винокурова "Сергей Есенин"...


 

Комментарии

Болдырева Нина Владимировна

Совершенствование знаний, умений и навыков учащихся в области языка происходит в большой мере за счёт школьного лингвистического анализа образцов письменной формы речи.Глава сказки-притчи "Маленький принц" была предложена мной для анализа девятиклассникам на уроке русского языка накануне ГИА.Вчитываясь в текст,ученики убедились, что в художественном произведении настоящего мастера слова не бывает мелочей: каждый знак препинания выполняет свою функцию,каждое слово помогает передать состояние героя, отношение автора к проблеме. Текст сказки позволил задуматься об ответственности человека за мир,который его окружает.Ученики вместе со мной искали ответы на общечеловеческие вопросы.Дома они писали сочинение-рассуждение, а работа на уроке,я думаю, помогла им справиться с заданием.