Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Частица как часть речи"для 7 класса
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Объяснение нового материала "Частица как часть речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
урока русского языка в 7 классе.
Тема урока: “Частица как часть речи”.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с новой частью речи – частицей, с ее лексическими и грамматическими особенностями;
2. Развивать умение употреблять частицы в предложении и тексте, определять оттенки значения, вносимые каждой частицей в речь;
Ход урока.
I. Организация начала урока.
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Проверьте, чтобы у вас на столах лежало все, что необходимо для урока: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, дневник. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.
II. Актуализация опорных знаний.
Мы с вами продолжаем изучение такого раздела науки о языке как морфология. Давайте вспомним, что она изучает? (Морфология – раздел науки о языке, изучающий слова как части речи.)
III. Сообщение цели и темы урока
Сегодня мы должны познакомиться с новой частью речи. Но как она называется, мы узнаем, когда разгадаем кроссворд. Но для этого нам нужно вспомнить названия и определения уже известных частей речи. Я буду задавать вопрос, я вы поднимаете руку. С места не выкрикиваем.
1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола.
2. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? или чей?
3. Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.
4. Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)
5. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему?
6. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
п | р | и | Ч | а | с | т | и | е | ||||||||
п | р | и | л | а | г | А | т | е | л | ь | н | о | е | |||
С | о | ю | з | |||||||||||||
ч | и | с | л | и | Т | е | л | ь | н | о | е | |||||
н | а | р | е | ч | И | е | ||||||||||
Ц | ||||||||||||||||
г | л | А | г | о | л |
Теперь мы уже может назвать загаданное слово, но не известна еще одна буква. Ее отсутствие, думаю, не вызовет у вас затруднений. Ответьте на вопрос, с какой частью речи мы начинаем знакомиться? (Частица.)
Итак, тема нашего урока «Частица как часть речи». Запишем ее в тетради. Мы должны будем выявить особенности частицы как служебной части речи, научиться отличать частицы от других частей речи.
Как прекрасно запечатлел художник на полотне предчувствие весны! (повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространенное)
– Можно ли назвать это слово как самостоятельной частью речи?
Почему?
( Kак – частица, служебная часть речи, т.к. не называет ни предмета, ни признака, ни действия, ни количества, не имеет конкретного лексического значения. Они, не изменяются. Нельзя поставить вопрос – не является членом предложения.)
1ый вывод. Частица – служебная часть речи.
– А для чего же служит?
– Прочитаем предложение без частицы и сравним.
– Изменился ли основной смысл предложения?
– Какое значение вносит частица в предложение?
(Частица как вносит дополнительный оттенок – усиливает значение слово – сочетания прекрасно запечатлел.)(слайд 2,3)
Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определенную информацию, а выразить свое отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо исполняют частицы.
2) Значения частиц
Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора.
Слайд № 4
Задание. Включите в предложение Я был чемпионом. частицы, принадлежащие к различным разрядам. (Чемпион (франц.) – учащиеся приводят толкование слова.)
Варианты, предложенные учащимися:
Я не чемпион.
Именно я чемпион.
Неужели я чемпион?!
Даже я чемпион.
Я все-таки чемпион.
Какие значения придают частицы словам и предложению?
На доску спроецирован текст, на котором есть пропуски-карманчики.
Слайд № 5
Задание. Прочитайте выразительно текст Н.И. Сладкова. (Текст показан без частиц, которые заранее написаны или на доске, или на полосках бумаги для заполнения карманчиков учащимися у доски, остальные учащиеся работают самостоятельно.)
... у птиц забавные встречаются имена ... поверишь, что водится птица-поганка. Поганка ... рога и птичка-завирушка есть. Или ... юла.
... Совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и ... чечевица. А ... плохое название чиж или чечетка. ... непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? ... Названия-прозвища лучше всего!
Задание. Дополните текст необходимыми частицами (именно, все-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да еще и, едва ли, просто).
Сделайте вывод о роли частиц в тексте.
Слайд 6,7,8
Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность.
В книге С.Н. Приходько «Хоровод цветов» повествуется об истории цветка гладиолуса, благородного чужестранца, имя которого с латинского переводится как меч, а его русское название – шпажник (показать рисунок, обратить внимание на форму цветка).
Учитель читает легенду («тихий фон» – музыку):
Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов-фракийцев, сделал их гладиаторами (показать рисунок). Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям – он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва все-таки не состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъяренные римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти.
Задание. При повторном прослушивании учащиеся записывают в тетрадь только частицы, объясняют их роль в тексте.
Делаем вывод
Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например (запись в тетради): «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». А кто не знает знаменитого «Уж небо осенью дышало...»?
Вывод: частицы выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания.
Домашнее задание.
§ 62, упр.359
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Союз как часть речи"
Изучение служебной части речи "Союз"...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Причастие как часть речи"
Методическая разработка урока по теме : "Причастие как часть речи". 7 класс...
Конспект урока по русскому языку на тему \'\'Частица. Разряды частиц по значению\'\' (6 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему ''Частица. Разряды частиц по значению'' (6 класс)...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Глагол как часть речи" 6 класс
Объяснение нового материала по теме "Глагол как часть речи"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Причастие как часть речи" (7 класс).
Тип урока: открытие новых знаний....

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Имя прилагательное как часть речи". 5 класс. Интегрированный урок.
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала учащихся.На уроке русского языка я решила о...