Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Причастие как часть речи"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Методическая разработка урока по теме : "Причастие как часть речи". 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_prichastie_7_klass.docx | 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
Тема: «Причастие как особая форма глагола»
Цели: Познакомить учащихся с понятием - причастие – как особой формой глагола. Значением причастия, его грамматическими признаками.
Формировать: Умения различать причастия и прилагательные; находить причастие в тексте.
Развивать словесно-логическое мышление, умение обобщать, развивать операции синтеза, анализа, сравнения.
Методы обучения
Частично-поисковый
Основные понятия: причастие, глагол, прилагательное.
Ход урока
- Проверка домашнего задания упр. 42.
- Выписать выделенные глаголы, указать их состав (один ученик). Второй ученик подбирает глаголы, соответствующие схеме.
Образец:
а) Запылала
Зажглась
Бледнеет
б) зажглась
наливается
бледнеет
синеет
запылала
побежала
- Закрепление знаний учащихся об окончаниях глаголов
Вставить пропущенные буквы в окончания глаголов, объяснить свой выбор (письменно). Взаимопроверка.
Он стро.и.тся Строить – II спр.
Бор.е.тся бороться – I спр.
Колебл.е.тся колебаться – I спр.
Кол.е.тся колоться – I спр.
Гон.и.тся гнаться – II спр. (искл.)
Верт.и.тся вертется – II спр. (искл.)
Тороп.и.тся торопиться – II спр.
Плещ.е.тся плескаться – I спр.
Колыш.е.тся колыхаться – I спр.
Смотр.и.тся смотреться – II спр.(искл.)
- Сообщение по теме развитие связной речи
Один из учеников готовит связный рассказ о глаголе как части речи (ответ должен быть со всеми примерами, подготовленными дома)
(индивидуальный устный ответ учащийся в сочетании с элементами рецензирования другими)
Можно воспользоваться памяткой:
- Соответствует ли ответ заданному вопросу?
- Последовательно ли отвечал товарищ?
- Можно ли считать ответ полным, убедительным?
- Достаточно ли примеров для подтверждения изложенных положений?
- Были ли ошибки, недочеты?
- Объяснение нового материала.
На доске записаны три предложения.
Стройный клен под Мелькает желтый лист Волнуется желтеющая
окошком желтеет на зелени деревьев нива
а) Выпишите однокоренные слова вместе с тем словом с которым они согласуются.
(клен) желтеет желтый (лист) желтеющая (нива)
Давайте укажем их лексическое и грамматическое значение, определим вопросы, на которые они отвечают.
Сравнение
Лексическое значение – значение цвета
Грамматическое значение
Желтеет – действие предмета (что делает?)
Желтый – признак предмета (какой?)
Желтеющая – признак предмета (какой?)
Желтый и желтеющая похожи друг на друга, но желтый – это признак постоянный, его цвет не изменится.
Желтеющая – признак непостоянный, находится в процессе действия, т.е. признак по действию.
Желтеющая, которая желтеет.
- Будет ли слово желтеющая прилагательным? Нет.
Сегодня мы приступаем к изучению особой формы глагола, которая называется ПРИЧАСТИЕМ. Запишите тему урока:
Причастие как особая форма глагола.
Учитель сообщает цели урока и планируемого результата (цели можно записать на доске)
Знать: что такое причастие, его значение и грамматические признаки.
Уметь: находить причастие в тексте.
Значение причастия мы уже определили. Давайте его восстановим (вставьте пропущенные слова).
Это особая форма ..глагола.. , которая обозначает ..признак предмета по действию.. и отвечает на вопросы ..какой? какая? какое?.
Причастие имеет свойства как глагола, так и прилагательного. Откройте параграф 10 и прочитайте эти грамматические и синтаксические признаки и заполните таблицу.
Причастие | |
Свойства глагола | Свойства прилагательного |
1. Вид | 1. Значение |
2. Время (настоящее и прошедшее) | 2. Изменяемость по родам, числам и падежам |
3. Возвратность (добавляет сам учитель) | 3. Роль в предложении |
Затем идет хоровое прочтение правила в учебнике, после проговаривается самими учащимися начиная с сильного ученика и заканчивая сильным учеником.
- Записать прилагательные с существительными, рядом однокоренные причастия. (I вариант)
Образец: темный лес – темнеющий лес.
Синий горизонт (синеющий)
Желтая кувшинка (желтеющая)
Колючий еж (колющий)
Шумный поток (шумящий)
6. Заменить причастие сочетаниями глаголов с местоимением который. (II вариант)
Образец: читающая девочка – которая читает.
Сражающийся воин, решаемая задача, отвечающий ученик, заданное упражнение.
- каково значение причастий?
- С какими частями речи схоже причастие?
7. Объяснительный диктант.
(Записать предложение, подчеркнуть причастие, определить его род и число)
Вылетевшее слово и на коне не догонишь. Рассыпанный рис соберешь, а сказанных слов не воротишь. Обдуманное слово дороже золота. Катящийся камень травой не обрастает.
Задание выполняется одновременно и на доске и в тетради.
- какие свойства прилагательного присущи причастиям?
8. Самостоятельная работа.
- Укажите причастие
Синий Зеленоватый
Синеет Зеленеет
Синеющий Зеленый
Синеватый Зеленеющий
Синь Зелень
- Укажите словосочетания «прилагательное +существительное»
Зимняя дорога Растаявший лед
Зимующие птицы Замолкшие голоса
Замерзшая река Голубенький кувшин
Раскрытая книга Запертая дверь
III. Укажите словосочетания «прилагательное +существительное»
Бушующее море Летящий самолет
Сидящие на дереве Спускающийся к берегу
Зеркальная поверхность Удивительный дом
Выполнивший задание Удивляющийся всему
IV.Найдите в предложении причастие, подчеркните его как член предложения
Мы шли узенькой Наше внимание привлек дуб,
тропинкой, прямо растущий на опушке леса
к речке
Вывод+обобщение.
- Что называется причастием?
- Какие свойства глагола и прилагательного имеет причастие?
- Чем является в предложении?
Домашнее задание: параграф 10 (правила знать), упр. 47.
Списать предложения, определить вид и время причастий.
На всем протяжении реки только в одном месте к ней подходит неведомо куда ведущая дорога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме: " Глагол как часть речи"( технологическая карта).
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме: " Глагол как часть речи" сопровождается презентацией . Технологическая карта урока разработана в соответствии с требования...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Союз как часть речи"
Изучение служебной части речи "Союз"...
Методическая разработка урока по русскому языку. Тема "Причастие как часть речи"
Методическая разработка урока по теме :"Причастие". 7 класс...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Глагол как часть речи" 6 класс
Объяснение нового материала по теме "Глагол как часть речи"...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Частица как часть речи"для 7 класса
Объяснение нового материала "Частица как часть речи"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Причастие как часть речи" (7 класс).
Тип урока: открытие новых знаний....