Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Причастие как часть речи"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Анна Владимировна Гусева

Методическая разработка урока по теме : "Причастие как часть речи". 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_prichastie_7_klass.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Тема: «Причастие как особая форма глагола»

Цели: Познакомить учащихся с понятием  - причастие – как особой формой глагола. Значением причастия, его грамматическими признаками.

Формировать:        Умения различать причастия и прилагательные; находить причастие в тексте.

        Развивать словесно-логическое мышление, умение обобщать, развивать операции синтеза, анализа, сравнения.

Методы обучения

Частично-поисковый  

Основные понятия: причастие, глагол, прилагательное.        

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания упр. 42.
  1. Выписать выделенные глаголы, указать их состав (один ученик). Второй ученик подбирает глаголы, соответствующие схеме.

Образец:

а)        Запылала

                Зажглась

                Бледнеет         

б)        зажглась

                  наливается

                бледнеет

                синеет

                запылала

                побежала

  1. Закрепление знаний учащихся об окончаниях глаголов

Вставить пропущенные буквы в окончания глаголов, объяснить свой выбор (письменно). Взаимопроверка.

Он стро.и.тся        Строить – II спр.         

Бор.е.тся        бороться – I спр.

Колебл.е.тся        колебаться – I спр.

Кол.е.тся        колоться – I спр.

Гон.и.тся         гнаться – II спр. (искл.)

Верт.и.тся         вертется – II спр. (искл.)

Тороп.и.тся        торопиться – II спр.

Плещ.е.тся        плескаться – I спр.

Колыш.е.тся         колыхаться – I спр.

Смотр.и.тся        смотреться – II спр.(искл.)

  1. Сообщение по теме развитие связной речи

Один из учеников готовит связный рассказ о глаголе как части речи (ответ должен быть со всеми примерами, подготовленными дома)

(индивидуальный устный ответ учащийся в сочетании с элементами рецензирования другими)

Можно воспользоваться памяткой:

  1. Соответствует ли ответ заданному вопросу?
  2. Последовательно ли отвечал товарищ?
  3. Можно ли считать ответ полным, убедительным?
  4. Достаточно ли примеров для подтверждения изложенных положений?
  5. Были ли ошибки, недочеты?

  1. Объяснение нового материала.

На доске записаны три предложения.

Стройный клен под        Мелькает желтый лист        Волнуется желтеющая

окошком желтеет        на зелени деревьев        нива

а) Выпишите однокоренные слова вместе с тем словом с которым они согласуются.

(клен) желтеет        желтый (лист)        желтеющая (нива)

Давайте укажем их лексическое  и грамматическое значение, определим вопросы, на которые они отвечают.

Сравнение

Лексическое значение – значение цвета

Грамматическое значение

Желтеет – действие предмета (что делает?)

Желтый – признак предмета (какой?)

Желтеющая – признак предмета (какой?)

Желтый и желтеющая похожи друг на друга, но желтый – это признак постоянный, его цвет не изменится.

Желтеющая – признак непостоянный, находится в процессе действия, т.е. признак по действию.

Желтеющая, которая желтеет.

  • Будет ли слово желтеющая прилагательным? Нет.

Сегодня мы приступаем к изучению особой формы глагола, которая называется ПРИЧАСТИЕМ. Запишите тему урока:

Причастие как особая форма глагола.

Учитель сообщает цели урока и планируемого результата (цели можно записать на доске)

Знать:        что такое причастие, его значение и грамматические признаки.

Уметь:        находить причастие в тексте.

 Значение причастия мы уже определили. Давайте его восстановим (вставьте пропущенные слова).

Это особая форма ..глагола.. , которая обозначает ..признак предмета по действию.. и отвечает на вопросы ..какой? какая? какое?.

Причастие имеет свойства как глагола, так и прилагательного. Откройте параграф 10 и прочитайте эти грамматические и синтаксические признаки и заполните таблицу.

 

Причастие

Свойства глагола

Свойства прилагательного

1. Вид

1. Значение

2. Время (настоящее и прошедшее)

2. Изменяемость по родам, числам и    падежам

3. Возвратность (добавляет сам учитель)

3. Роль в предложении

             

Затем идет хоровое прочтение правила в учебнике, после проговаривается самими учащимися начиная с сильного ученика и заканчивая сильным учеником.

  1. Записать прилагательные с существительными, рядом однокоренные причастия. (I вариант)

Образец: темный лес – темнеющий лес.

Синий горизонт (синеющий)

Желтая кувшинка (желтеющая)

Колючий еж (колющий)

Шумный поток (шумящий)

6. Заменить   причастие   сочетаниями глаголов с местоимением который. (II вариант)

Образец: читающая девочка – которая читает.

Сражающийся воин, решаемая задача, отвечающий ученик, заданное упражнение.

  • каково значение причастий?
  • С какими частями речи схоже причастие?

7. Объяснительный диктант.

(Записать предложение, подчеркнуть причастие, определить его род и число)

Вылетевшее слово и на коне не догонишь. Рассыпанный рис соберешь, а сказанных слов не воротишь. Обдуманное слово дороже золота. Катящийся камень травой не обрастает.

Задание выполняется одновременно и на доске и в тетради.

  • какие свойства прилагательного присущи причастиям?

8. Самостоятельная работа.

  1. Укажите причастие

        Синий        Зеленоватый

Синеет        Зеленеет

Синеющий        Зеленый

Синеватый        Зеленеющий

Синь        Зелень

  1. Укажите словосочетания «прилагательное +существительное»

Зимняя дорога        Растаявший лед

Зимующие птицы        Замолкшие голоса

Замерзшая река        Голубенький кувшин

Раскрытая книга        Запертая дверь

III. Укажите словосочетания «прилагательное +существительное»

Бушующее море        Летящий самолет

Сидящие на дереве        Спускающийся к берегу

Зеркальная поверхность        Удивительный дом

Выполнивший задание        Удивляющийся всему

IV.Найдите в предложении причастие, подчеркните его как член предложения

Мы шли узенькой         Наше внимание привлек дуб,

тропинкой, прямо        растущий на опушке леса   

к речке

Вывод+обобщение.

  1. Что называется причастием?
  2. Какие свойства глагола и прилагательного имеет причастие?
  3. Чем является в предложении?

Домашнее задание: параграф 10 (правила знать), упр. 47.

Списать предложения, определить вид и время причастий.

На всем протяжении реки только в одном месте к ней подходит неведомо куда ведущая дорога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме: " Глагол как часть речи"( технологическая карта).

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме: " Глагол как часть речи" сопровождается презентацией . Технологическая карта урока разработана в соответствии с требования...

Методическая разработка урока по русскому языку. Тема "Причастие как часть речи"

Методическая разработка урока по теме :"Причастие". 7 класс...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Глагол как часть речи" 6 класс

Объяснение нового материала по теме "Глагол как часть речи"...