Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Союз как часть речи"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Изучение служебной части речи "Союз"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_teme_soyuz.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по теме: « Союз как часть речи»
Цели урока:
Знать: 1) понятие союза
Понимать: 1) как отличать союз от предлога
Уметь: 1) видеть союзы в предложении
3) правильно расставлять знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях
4) структурировать теоретический материал
Анализ: 1)уметь определить роль союза в предложении
Синтез: 1)уметь составлять сложные предложения. Используя различные союзы
- Организационный момент.
Приветствие. Знакомство с листком самоконтроля (технологической картой урока).
- Вызов. Морфологическая путаница. Распределить слова на две группы.
Из-под, из-за, потому что, в течение, чтобы, за, на, из, если, когда, но, в продолжение. Проверка
- Какие группы можно выделить? Предлоги и союзы
3. Озвучивание целей урока: дети, как, по-вашему, что мы должны сделать
- познакомиться с союзом как части речи,
- определить его роль в предложении,
- уметь конструировать предложения, используя различные союзы,
- составлять схемы предложений.
4. «Мозговая атака». А теперь вспомните все, что вы знаете о союзе. КЛАСТЕР
5. Этап № 1 «Знание». Работа с теоретическим текстом. Читая очень внимательно текст, на полях отмечайте значками: + - это я знаю, -- - это для меня новое, ? - хочу спросить.
Текст для чтения «Союз»
В предложениях В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно и смотреть на море и Сегодня море спокойное, и в отдалении оно лежит темно-синей полосой, чуть подернутой дымкой есть союз И. В первом предложении он соединяет однородные сказуемые, во втором – части сложного предложения.
Союзы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения.
Как и все служебные слова, союзы не изменяются и не являются членами предложения.
По значению и употреблению в речи союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы (и; а; но; да; или; то…то; не только, но и; ни…ни, ….. и другие) соединяют
- Однородные члены.
Пример: Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя.
- Части сложного предложения.
Пример: День еще не совсем угас, но уже стала надвигаться темнота.
Подчинительные союзы (что; чтобы;, потому что; будто; как; так как; Как будто; если и другие) соединяют только части сложноподчиненного предложения.
Пример: Мой первый друг, мой друг бесценный. И я судьбу благословил, КОГДА мой двор уединенный глубоким снегом занесенный твой колокольчик огласил.
Продолжить работу с кластером. Внести дополнения.
6. Этап № 2 «Понимание». Лингвистический эксперимент.
Вставить подходящие по смыслу союзы и определить их роль в предложениях.
А. К. Саврасов - один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Еще недавно казалось, что морозы надолго сковали пруд, что он не сможет освободиться ото льда. Но чуть пригрело солнышко, и в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега, талая вода пропитала потемневшие сугробы и наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым, но голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи, прилетевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, которые уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется , что их радостный гомон, крик и шум от взмахов крыльев разносится по всей округе.
Пейзаж прост, но за этой простотой чувствуется душа художника, которому все это дорого и близко.
7.Этап № 3«Умение»
Уровень 1.По картине А. Саврасова «Грачи прилетели» составьте 2 предложения с союзом, в одном из которых союз соединяет однородные члены в простом предложении, а в другом – части сложного предложения.
Начертить схемы предложений.
Уровень 2. По картине А. Саврасова «Грачи прилетели» составьте 2 сложных предложения:
А) с сочинительным союзом,
Б) с подчинительным союзом.
Начертить схемы предложений.
8. Этап № 4 « Анализ». Исследование.
Проведите наблюдения в предложении, используя союзы И, А, КОГДА, ЧТОБЫ.
Лес загадочно шумел, мы любовались его таинственной красотой.
9. Этап № 5 «Синтез» Синквейн
10. Рефлексия
Закончите фразы, используя разные синтаксические конструкции.
Сегодня на уроке я узнал……
Я научился ………………..
На занятии я конструировал ……………. ? составлял к ним ………………
- Какие предложения у вас получились?
Технологическая карта урока
№№ | Этапы урока | Мои баллы | Примечание |
1. | Морфологическая путаница - выполнил без ошибок (2 балла), - выполнил с ошибками (1 балл), | ||
2. | Составление (кластера) - составил самостоятельно (2б.). - составил с помощью класса (1б) | ||
3. | Лингвистический эксперимент - выполнил без ошибок ( 2 балла), - выполнил с ошибками ( 1 балл), | ||
4. | Конструирование предложений - выполнил самостоятельно и без ошибок ( 3 балла), - выполнил самостоятельно, но с ошибками (2 балл), - выполнил с помощью учителя(класса) – 1 балл | ||
5. | Исследование -составил предложения (1б.) -составил предложения и сделал выводы (3б.) | ||
6. | Составил синквейн самостоятельно – 3 балла Составил синквейн с помощью учителя(класса) – 1 балл |
Рабочая карта к уроку № 1
- Морфологическая путаница. Распределить слова на две группы.
Из-под, из-за, потому что, в течение, чтобы, за, на, из, если, когда, но, в продолжение.
Работа с теоретическим текстом. Читая очень внимательно текст, на полях отмечайте значками: + - это я знаю, -- - это для меня новое, ? - хочу спросить.
Текст для чтения «Союз»
В предложениях В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно и смотреть на море и Сегодня море спокойное, и в отдалении оно лежит темно-синей полосой, чуть подернутой дымкой есть союз И. В первом предложении он соединяет однородные сказуемые, во втором – части сложного предложения.
Союзы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения.
Как и все служебные слова, союзы не изменяются и не являются членами предложения.
По значению и употреблению в речи союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы (и; а; но; да; или; то…то; не только, но и; ни…ни, ….. и другие) соединяют
- Однородные члены.
Пример: Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя.
- Части сложного предложения.
Пример: День еще не совсем угас, но уже стала надвигаться темнота.
Подчинительные союзы (что; чтобы;, потому что; будто; как; так как; Как будто; если и другие) соединяют только части сложноподчиненного предложения.
Пример: Мой первый друг, мой друг бесценный. И я судьбу благословил, КОГДА мой двор уединенный глубоким снегом занесенный твой колокольчик огласил.
6. Этап № 2 «Понимание». Лингвистический эксперимент. Вставить подходящие по смыслу союзы и определить их роль в предложениях.
А. К. Саврасов - один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, ……………….. она испытывает ранней весной. Еще недавно казалось, …….. морозы надолго сковали пруд, ………… он не сможет освободиться ото льда. Но чуть пригрело солнышко, ……. в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега, талая вода пропитала потемневшие сугробы ………наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым, ……голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи, прилетевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, ……………………….. уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется , ………….. их радостный гомон, крик ………..шум от взмахов крыльев разносится по всей округе.
Пейзаж прост, ……….. за этой простотой чувствуется душа художника, ………………….. все это дорого и близко.
7.Этап № 3«Умение»
Уровень 1. Составьте 2 предложения с союзом, в одном из которых союз соединяет однородные члены в простом предложении, а в другом – части сложного предложения. Начертить схемы предложений.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Уровень 2. Составьте 2 сложных предложения:
А) с сочинительным союзом,
Б) с подчинительным союзом.
Начертить схемы предложений.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
8. Этап № 4 « Анализ». Исследование.
Проведите наблюдения в предложении, используя союзы И, А, КОГДА, ЧТОБЫ.
Лес загадочно шумел, мы любовались его таинственной красотой.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
9. Этап № 5 «Синтез» Синквейн
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Рефлексия
Закончите фразы, используя разные синтаксические конструкции.
Сегодня на уроке я узнал……
Я научился ………………..
На занятии я конструировал ……………. ? составлял к ним ………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме: " Глагол как часть речи"( технологическая карта).
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме: " Глагол как часть речи" сопровождается презентацией . Технологическая карта урока разработана в соответствии с требования...
Методическая разработка урока по русскому языку. Тема "Причастие как часть речи"
Методическая разработка урока по теме :"Причастие". 7 класс...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Причастие как часть речи"
Методическая разработка урока по теме : "Причастие как часть речи". 7 класс...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Глагол как часть речи" 6 класс
Объяснение нового материала по теме "Глагол как часть речи"...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Частица как часть речи"для 7 класса
Объяснение нового материала "Частица как часть речи"...
Методическая разработка-Урок по русскому языку "Причастие как часть речи"
Тема урока "Причастие как часть речи"(7 класс)...