календарно- тематическое планирование для 8 класса
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс) по теме
Основа: федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, Примерная программа по русскому языку (5 – 9 классы): Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – Министерство образования Российской Федерации. – М.: Дрофа, 2008)
Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2011
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl_russkiy_yazyk.doc | 315 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс
№ п\ п | Тема урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Виды контроля / формы проведения | Сроки изучения | Домашнее задание/ Примечание | Основные теоретические понятия / использование ЦОРов и ЭОР | ||
1 2 | Русский язык в современном мире.
Функции русского языка в современном мире | Понимать назначение языка, роли русского языка на международной арене, знать функции русского языка в современной языковой ситуации | §1 упр.2 (часть 3) | Презентация «Русский язык в современном мире» | ||||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (8ч (2РР + 1Кр) | ||||||||
3 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | Знать основные теоретические сведения, полученные в 5-7 классах, уметь применять теоретические знания на практике |
| С. 5-7 (таблица) № 10 | ||||
4 | Знаки препинания в сложном предложение. | Знать синтаксические особенности сложного предложения, уметь определять структурные части сложного предложения, уметь определять причину постановки знака препинания в сложном предложении | С.10 № 17 № 20 (устно) | Сложное предложения Грамматическая основа | ||||
5 | Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. | Знать, как определить написание Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, уметь применять теоретические знания на практике | Текущий/ в начале урока — диктант по № 20 | С.14 – 15 №25, 24, 26 – выбор двух № 27 (устно) | Суффикс Имя прилагательное Причастие Наречие | |||
6 7 | Р.Р. Подробное изложение с грамматическим заданием Р.Р. Подробное изложение с грамматическим заданием | Знать способы подробного изложения исходного текста, уметь подробно излагать исходный текст от 3-го лица | Тематический/ торческая работа | Подробное изложение от 3 лица Грамматические пр-ки формы 3 лица | ||||
8 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. | Знать условия написания НЕ с разными частями речи, уметь определять условия слитного, раздельного написания НЕ с разными частями речи, понимать различие грамматических признаков частей речи пр определении условий написания НЕ с разными частями речи. |
| С.17-18 № 32 С.18 № 35 | Грамматические признаки Разряды прилагательных Причастие Наречие | |||
9 | Правописание дефиса в разных частях речи | Знать условия напиания слов через дефис, уметь использовать теоретические знания на практике |
| Индивидуальные задания | ||||
10 | Стартовая контрольная работа (диктант). | Знать основные виды изученных орфограмм, уметь использовать грамматические признаки частей речи на практике | тематический | |||||
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (4ч (1РР) | ||||||||
11 | Основные единицы синтаксиса. | Знать основные синтаксические единицы, уметь определять синтаксические признаки словосочетания, предложения, уметь определять виды связи слов в предложении и словосочетании |
| С. 21 — 22 № 38 | Синтаксис Словосочетание Предложение Виды связи презентация «Основные единицы синтаксиса» | |||
12 | Текст как единица синтаксиса. | Знать свойства и признаки текста, уметь их определять, понимать тему текста и определять идею текста |
| С.24 № 47 | Текст Смысловая целостность фрагмент действительности | |||
13 | Предложение как единица синтаксиса. | Знать отличительный признак предложения от словосочетаниямиуметь определять грамматическую основу предложения, понимать связь членов предложения |
| С.26, 27 № 50 № 52 (устно) | Предложение | |||
14 | Сжатое изложение по «Страна за Онегой» К.Г. Паустовского по № 52 | Знать приемы сжатия текста Уметь излагать текст сжато, сохраняя микротемы и авторскую позицию | тематический | Приемы сжатия текста | ||||
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (5ч) | ||||||||
14 15 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. | Знать синтаксические признаки словосочетания. Уметь вычленять словосочетания из предложения, подбирать синонимичные словосочетания |
| С.28, 30 № 58 С.31 № 63 | Словосочетание Грамматическая структура словосочетания | |||
16 17 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях Синтаксические связи слов в словосочетаниях | Уметь определять вид связи слов в словосочетании; правильно употреблять слова, связанные способом управления и согласования, уметь преобразовывать словосочетания | С.33, 34 № 67 С.33-34 № 70 | Виды связи в словосочетании: согласование, управление примыкание Презентация «Структура словосочетания» | ||||
18 | Синтаксический разбор словосочетаний | Знать грамматические признаки словосочетания Уметь производить синтаксический разбор словосочетания | Текущий / срезовая работа | С.36-37 С.38 – контр. вопросы – записать примеры на ответы | ||||
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (3ч. (1РР) | ||||||||
19 | Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения | Знать грамматические признаки предложения. Знать структуру предложения. Уметь определять вид предложения по цели высказывания, по строению, выделять граммат. основы, делать синтаксический разбор | С.38-39, 40 № 77 | Простое предложение Грамматическая основа предложения Презентация «Простое предложение» | ||||
20 | Порядок слов в предложении. Интонация. | Уметь правильно выделять интонацию предложения | С.41, 42 № 84,87 № 76 (прочитать) | Интонация Логическое ударение Смысловое ударение | ||||
21 | Р.Р. Сжатое изложение: виды сжатия текста | Знать способы сжатия текста | Тематический | Сжатие текста | ||||
ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (7ч (1РР) | ||||||||
22 | Двусоставные предложение. Главные члены предложения. Подлежащее | Знать грамматические признаки двусоставного предложения. Уметь выделять главные члены пред-ния и среди них подлежащее, определять способы его выражения; правильно согласовывать подлежащее со сказуемым | С.46, 47 № 93 | Двусоставное предложение, главные члены предложения Подлежащее Способы выражения подлежащего | ||||
23 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | Уметь находить сказуемое, определять форму прост. глагольного сказуемого, использовать в различных типах речи | С.48, 49 №101 № 89 (устно) | Сказуемое Простое глагольное сказуемое | ||||
24 | Р,р. Публицистическое сочинение о памятнике культуры | Знать признаки публицистического стиля Уметь составлять текст, используя свойства публицистического стиля | Тематический/ творческая работа | С.45 Завершить работу | Публицистический стиль Культура Памятник культуры Презентация «Храм Покрова на Нерли в русской живописи» | |||
25 | Составное глагольное сказуемое. | Знать грамматические особенности составного глагольного сказуемого, уметь различать сказуемые по составу, по способу выражения лексического и грамматического значений | С.51-52 № 105 | Составное глагольное сказуемое | ||||
26 | Составное именное сказуемое. | Знать определение составного именного сказуемого, Уметь различать составные глагольные и именные сказуемые; определять способы выражения именной части сказуемого | С.53-54 № 111 | Составное именное сказуемое ЭОР «Сказуемое в русском языке» | ||||
27 | Тире между подлежащими и сказуемыми. | Знать условия постановки тире в простом предложении, уметь ставить знаки препинания между главными членами предложения, составлять предложения, в которых необходимо тире | С.56-57, №118 № 120 (устно) | Морфологические особенности выражения главных членов предложения Пунктуационный знак Интонационные особенности | ||||
28 | Виды сказуемых. Тире между подлежащими и сказуемыми. | Текущий/ срезовая работа по № 120 | С.56-57 № 119 | |||||
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8ч (2РР)) | ||||||||
29 | Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов в предложении. Прямое и косвенное дополнение. | Знать грамматические особенности второстепенных членов предложения, уметь отличать второстепенные члены предложения по их грамматическим признакам, Уметь находить дополнение, отличать прямое дополнение от подлежащего, определять способы выражения дополнения | С.60-61, 62 - 63 № 126 № 132 | Второстепенные члены предложения Дополнение Прямое и косвенное дополнение | ||||
30 | Определение. | Уметь находит определение, определять способ их выражения; использовать в речи определения для характеристики предмета | С. 68-69, 70 № 135 | Определение Согласованное и несогласованное определение | ||||
31 | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при нём. | Уметь распознавать приложение среди др. членов предложения, правильно ставить знаки препинания при приложении | С.73-74 № 142 | Приложение | ||||
32 | Обстоятельство и его виды по значению. | Знать грамматические признаки обстоятельства, уметь различать виды обстоятельств и способы их выражения, использовать их в речи для придан. точности, ясности | С.75 № 148 | Обстоятельство Виды обстоятельства | ||||
33 | Обстоятельство и его виды по значению (продолжение темы). | Текущий/ срезовая работа | С. 77,78 № 158,159 | |||||
34 | Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор двусоставного предложения. | Знать грамматические характеристики членов предложения, уметь синтаксически анализировать двусоставное предложение | Тематический | С.79-80 №160, 161 № 162 (устно) | Синтаксический разбор двусоставного предложения | |||
35 36 | Р.Р Изложение с элементами сочинения Р.Р Изложение с элементами сочинения | Знать способы передачи исходного текста, уметь определять авторскую позицию, согласовывать ее с собственным мнением | С.82-83 – контрольные вопросы | |||||
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (14ч (1КР + 2РР) | ||||||||
37 | Односоставные предложения. Главные члены односоставного предложения. | Уметь различать односоставные и двусоставные предложения; | С.84-85 № 172 | Односоставное предложение | ||||
38 | Назывные предложения. | Знать грамматическую структуру назывного предложения | С.86 №180 | Назывное предложение | ||||
39 | Определённо-личные предложения. | Знать грамматические признаки определенно-личных предложений, уметь находить определенно-личные предложения, правильно ставить знаки препинания в сложном предложении | С.90 № 187 № 189 (устно) | Определенно-личные предложения | ||||
40 | Неопределённо-личные предложения. | уметь различать односоставные и двусоставные предложения; находить неопределенно.-личные предложения, уметь заменять двусоставные предложения синонимичным двусоставным предложения | Текущий/ срезовая работа по № 189 | С. 92 № 192 | Неопределенно-личные предложения | |||
41 | Вопрос об обобщённо-личных предложениях. | Понимать проблемность определения обобщенно-личных предложений | Индивидуальные задания №210 (устно) | Обобщенно-личные предложения | ||||
42 | Р.Р Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему как вид творческой работы | Знать признаки рассуждения как типа речи, уметь составлять текст сочинения на лингвистическую тему | Тематический/ творческая работа | Завершить работу | Рассуждение Аргумент Тезис Лингвистическая тема | |||
43 | Безличные предложения. | Знать грамматические признаки безличных предложений,уметь различать односост. и двусост. предложения; находить безличные предложения по значению и структуре, заменять двусост. предложения. синомичн. безличными Уметь применять теоретические знания на практике | Тематический | С.94 № 202. 203 | Безличные предложения | |||
44 | Безличные предложения | |||||||
45 | Р.Р. Контрольное сочинение – рассуждение на свободную тему. | Уметь составлять текст сочинения-рассуждения на свободную тему | Завершить работу | |||||
46 | Неполные предложения. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении. | Знать грамматические характеристики неполных предложений, уметь различать неполные и назывные предложения, определять роль неполных предложений в тексте худ. произведения, пользоваться ими в разговорной речи | С.99 №214 | Неполные предложения | ||||
47 | Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставного предложения. | Уметь использовать односоставные предложения в речи, уметь производить синтаксический разбор односоставного предложения | С.100 № 216 | Презентация «Односоставные предложения» | ||||
48 | Систематизация и обобщение изученного по теме: «Односоставные предложения» | Уметь применять теоретические знания на практике | С.101 – контрольные вопросы № 219 | |||||
49 | Контрольный Урок-зачёт по теме «Односоставные предложения» | Знать основные теоретические знания по теме, уметь применять их на практике | Тематический | |||||
50 | Анализ выполненной работы | Уметь анализировать результаты своей деятельности | Завершить работу | |||||
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ( 1 ЧАС) | ||||||||
51 | Простое осложнённое предложение | Знать грамматические признаки осложненного предложения |
| С.104 № 222 (завершить работу) | Осложненное предложение | |||
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (13 (3РР) | ||||||||
52 53 | Понятие об однородных членах предложения. Однородные члены предложения | Знать условия однородности членов предложения, Уметь находить однородные члены предложения; правильно ставить знаки препинания, соблюдать перечислительную лит. интонацию в предложениях с однородными чл. пред. | С.105, 106 №224 С.106 № 234 № 234 (устно) | Однородные члены предложения | ||||
54 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. | Знать условия постановки занятой между однородными членами предложения, уметь определять эти условия на практике | Текущий/ диктант по № 234 | С.110 №241 №240 № 242 (устно) | Перечислительная интонация ЭОР «Предложения С однородными членами» | |||
55 | Р.Р. Контрольное изложение (сжатие текста) | Знать приемы сжатия текста, уметь писать сжатое изложение исходного текста | Тематический/ творческая работа | |||||
56 | Однородные и неоднородные определения. | Знать условия однородности определений, уметь определять эти условия на практике | С.114 №245 №247(устно) | Однородные и неоднородные определения | ||||
58 59 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | Знать признаки сочинительной связи, уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; составлять схемы предложений с однородными членами | Текущий/ срезовая работа по № 247 | С.117, 118 № 250 №260 | Сочинительная связь | |||
60 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | Знать признаки обобщения при однородных членах предложения, Уметь правильно ставить знаки препинания предложениях с обобщ. словами, сост-ть схемы, употребл. обобщ. слова в текстах разных стилей | С.125 № 269 № 272 № 274 (устно) | Обобщающие слова при однородных членах предложения | ||||
61 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. | Знать структурные особенности предложения с однородными членами предложения, уметь производить синтаксический разбор предложения с однородными членами | Текущий/ срезовая работа по № 274 | С.129 № 277 № 281 (устно, подготовиться к сочинению) | Презентация «Структура предложения с однородными членами» | |||
62 63 | Р.р. Контрольное сочинение по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди» Р.р. Контрольное сочинение по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди» | Знать приемы описания пейзажа, уметь составлять текст-описание отзыв об увиденном произведении искусства | Тематический/ творческая работа | Пейзаж Отзыв Описание Презентация «Осень в русской литературе и живописи» | ||||
64 | Систематизация и обобщение изученного по теме: «Однородные члены предложения» | Знать признаки однородных членов предложения, уметь определять условия постановки знаков препинания при однородных членах пред-ния | С.132 – контр. вопросы №286 | |||||
65 | Контрольная работа по теме:«Однородные члены предложения» *возможен диктант с грамматическим заданием) | Уметь применять теоретические знания на практике | Тематический | |||||
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (16ч (1Кр + 2РР)) | ||||||||
66 | Понятие об обособлении. | Знать условия обособления второстепенных членов предложения, уметь находить их на практике | С.135 – 136 № 289, 290 (по желанию) | Обособление Выделительные знаки препинания | ||||
67 68
69 | Обособленные определения Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. | Знать условия обособления определений, уметь находить обособленные определения, правильно ставить знаки препинания при них | Текущий/ срезовая работа | С.137-138 №292 С.140 № 296 С.142-143 № 300 № 301, 302 – устно) | Распространенное определение Нераспространенное определение Согласованное определение Обстоятель- ственное значение определения Причастие Причастный оборот | |||
70 71 | Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему. (Обучающее сочинение) Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему. (Обучающее сочинение) | Знать особенности текста-рассуждения, уметь участвовать в дискуссии, выражать аргументировано свое мнение, уметь писать сочинение-рассуждение на дискуссионную тему | Тематический/ творческая работа | № 305 | Рассуждение Аргументация Дискуссия | |||
72 73 | Обособленное приложение. Выделительные знаки препинания при них. Обособленное приложение. Выделительные знаки препинания при них. | Знать понятие приложения, уметь находить его в речи, знать условия обособления приложения и применять их на практике | С.146-147-148 № 309 С.147-148 № 313 № 311 (устно) | Приложение Выделительные знаки препинания | ||||
74 75 | Обособленные обстоятельства. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | Знать понятие деепричастия, деепричастного оборота, знать условия обособления деепричастий и деепричастных оборотов, уметь отличать фразеологизмы от деепричастных оборотов | Текущий/ диктант по № 311 | С.150-151 №317 С.155 № 321, 322 | Обстоятельство Деепричастие Деепричастный оборот Определяемое слово | |||
76 | Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот. (обособленные обстоятельства – продолжение) | Знать условия постановки запятой в предложении с союзом КАК, знать определение сравнительного оборота, уметь находить его на практике | Текущий/ срезовая работа | Индивидуальные задания | Сравнительный оборот | |||
77 78 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. | Знать определение уточняющих членов предложения, уметь определять условия их обособления | С.156- 157 № 327 С.157 № 328, 329 | Уточняющие члены предложения Выделительные знаки препинания | ||||
79 | Синтаксический разбор предложения. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | Знать принцип синтаксического разбор, знать синтаксический характеристики предложения с обособленными членами, уметь производить синтаксический разбор такого предложения | Практикум | С.160, 161-162 № 331, 333 выбор | Синтаксический разбор Пунктуационный разбор | |||
80 | Повторение изученного материала по теме: «Обособленные члены предложения» | Знать основные теоретические понятия по теме, знать условия обособления, уметь на практике применять эти условия | С.162 – контр. Вопросы №337, 338 - выбор | Основные теоретические понятия по теме Презентация «Предложения с обособленными членами» | ||||
81 | Контрольный диктант по теме: «Обособленные члены предложения» | Уметь на практике применять теоретические знания | Тематический | |||||
СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (12ч (1РР)) | ||||||||
82 83 | Обращение. Назначение обращения. Распространённые обращения. | Знать определение обращения, знать условия выделения обращения, уметь использовать обращения на практике | С.166-167-168 № 345 С.169 № 347 | Обращение Назначение обращения Распространенные обращения | ||||
84 | Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений. | Знать условия выделения обращений, уметь употреблять обращения в речи, уметь правильно ставить знаки препинания при обращении | Текущий/ срезовая работа | С.170 № 354, 355, 356 – выбор № 357 – по желанию | Выделительные знаки препинания при обращении | |||
85 | Р.Р.Стилистические особенности текста | Знать стилистические признаки текста, уметь определять их на практике | Завершить работу | Стилистические особенности | ||||
86 | Вводные конструкции. | Знать способы выражения отношения, мнения говорящего последовательность изложения, указания на источник информации, Уметь определять вводные слова и конструкции на практике, отличать их от других частей речи, уметь определять условия их выделения | С.173-174 № 363 | Вводные слова и вводные конструкции | ||||
86 | Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | Знать группы вводных слов и сочетаний, уметь различать их значение, понимать уместность их употребления, уметь определять условия их выделения на практике | С.176 Работа по схеме, составить кластер №369, 368 (по желанию) | Смыслоразличительные вводные слова и сочетания | ||||
87 88 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Двусоставные и односоставные вводные предложения, выделительные знаки препинания при них. | Знать о выделении вводных слов и сочетаний, уметь это применять на практике Знать условия двусоставности и односоставности вводных предложений, уметь определять их на практике. | Текущий/ понятийный диктант | С.178 №373 С.180 № №81, 382, 383, 384 – на выбор два № 376 (устно) | Двусоставные вводные предложения Односоставные предложения | |||
89 | Вставные слова, словосочетания и предложения. | Знать условия употребления вставных слов, словосочетаний, предложений, уметь находить их в речи, знать условия выделения их, уметь применять эти условия на практике | Текущий/ диктант по №376 | С.182 №390 | Вставные слова, словосочетания, предложения Постановка скобок Постановка тире Интонационные особенности употребления | |||
90 | Р.Р. Особенности текста публицистического текста | Знать особенности публицистического стиля речи | Тематический/ творческая работа | Завершить работу | Публицистический стиль Публицистика Презентация «Публицистический стиль и его особенности» | |||
91 | Междометия в предложении. | Знать определение междометия, уметь находить его в речи, знать условия выделения междометия, уметь выделять междометие на практике | С.184-185 | |||||
92 | Практикум. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | Знать грамматические признаки предложений со словами. Словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения, уметь использовать их на практике | Тематический / практикум | С.186, 188 №395, 398 | Основные теоретические понятия по теме | |||
СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ (9ч (1Кр + 3РР) | ||||||||
93 | Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. | Знать способы передачи чужой речи, знать признаки прямой речи, уметь различать прямую и косвенную речь, уметь определять место слов автора и прямой речи в предложении; правильно ставить знаки препинания и обосновать их постановку; составлять схемы предложений с прямой речью | С.191-196 № 403,406 | Прямая речь Косвенная речь Слова автора Комментирующая часть Презентация «Способы передачи чужой речи» | ||||
94 | Прямая речь. | Знать грамматические признаки употребления прямой речи, знать условия выделения прямой речи, уметь использовать прямую речь на практике | Текущий/ срезовая работа | С.197, 198 №412 | Прямая речь Выделительные знаки при прямой речи | |||
95 | Диалог | Знать грамматические различия диалога и прямой речи, знать условия выделения диалога, уметь использовать диалог на практике | С.200 № 416, 417-выбор | Диалог Реплика Слова автора | ||||
96 | Р. Р. Рассказ как литературный жанр | Знать жанровые особенности рассказа, уметь составлять текст как рассказ | Завершить работу | Жанр Рассказ | ||||
97 | Цитата. | Знать отличительные особенности цитаты, как способы передачи чужой речи, знать условия выделения цитаты | С.203, 205 № 427, 428 - выбор | Цитата Крылатые слова | ||||
98 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Систематизация и обобщение изученного по теме. | Знать способы передачи чужой речи, знать грамматические признаки способов передачи чужой речи, уметь использовать теоретические знания на практике | С.208, 209, 210 Контрольные вопросы №433 | Основные теоретические понятия по теме | ||||
99 | Контрольная работа по теме: «Способы передачи чужой речи» | уметь использовать теоретические знания на практике | Тематический | |||||
100 101 | Р.Р. Сжатое изложение (подготовка к ГИА 8 класс) Р.Р. Сжатое изложение (подготовка к ГИА 8 класс) | Знать приемы сжатия текста, уметь составлять текст сжатого изложения на основе исходного, сохраняя микротемы и передавая позицию автора | Тематический / творческая работа | Приемы сжатия текста Микротема Позиция автора | ||||
ПОВТОРЕНИЕ И СИТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В VIII КЛАССЕ (6ч. (1Кр + 2РР)) | ||||||||
102 | Синтаксис и морфология. | Знать основные грамматические нормы и синтаксические функции частей речи, уметь использовать их на практике | С.212 № 437 | Морфология Синтаксис Грамматика | ||||
103 | Синтаксис и пунктуация | Знать основные синтаксические единицы, уметь применять условия пунктуационного обозначения синтаксических единиц и структур | Текущий / срезовая работа | С.213 № 442 | Синтаксис Словосочетание Предложение и его разновидности Текст | |||
104 105 | Р.Р. Изложение с элементами сочинения на свободную тему (выбрать из указанных) Р.Р. Изложение с элементами сочинения на свободную тему (выбрать из указанных) | Знать способы пересказа исходного текста, уметь составлять текст изложения по исходному тексту, определяя его проблему, выражая свою позицию по этой проблеме. | Тематический/ творческая работа | |||||
106 | Подготовка к итоговой контрольной работе за учебный курс | Знать основные теоретические и практические аспекты по изученным темам, уметь применять теоретические знания на практике | №452 | Основные теоретические понятия за курс | ||||
107 | Итоговая контрольная работа за учебный курс | Уметь применять теоретические знания на практике | Тематический | |||||
108 | Анализ выполненной работы | Уметь анализировать выполненную работу |
Формы и средства контроля
Формы промежуточной и итоговой аттестации в 8-ом классе следующие:
- диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, «Прове ряю себя»);
- тест;
- проверочная работа с выборочным ответом;
- комплексный анализ текста;
- подробное и выборочное изложение;
- изложение с элементами сочинения-рассуждения;
- сочинение - описание памятника;
- сочинение на морально-этическую тему;
- публичное выступление по общественно-важным проблемам;
- сочинение-рассказ на свободную тему;
- устное высказывание на лингвистическую тему.
Стартовый контрольный диктант.
Ночное приключение
В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие в резиновой лодке. Никому ничего не ска зав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздейство вало на нас.
В течение нескольких минут мы колебались, но потом реши тельно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но посте пенно мы освоились и уже смело смотрели вперед.
Мы плыли медленно по течению реки Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защелкал соловей, за ним другой. Мы восхищались соловьиным пением и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.
(150 слова)
Тест по теме: «Словосочетание»
Вариант 1
1. Определите словосочетание со значением указания на предмет и его признак:
1) новая книга;
2) прочитать книгу;
3) читать громко.
2. Определите словосочетание со значением указания на действие:
1) любимый фильм;
2) смотреть фильм;
3) интересный роман.
3. Определите словосочетание со значением признака действия:
1) большой успех;
2) успехи в работе;
3) выступить успешно.
4. Определите словосочетание со значением признака:
1) быстро бежать;
2) очень красивый;
3) весенняя пора.
5. Определите, какой частью речи выражено главное слово: тем ная аллея, картинная галерея, субботний вечер:
1) именем прилагательным;
2) именем существительным.
6. Определите, какой частью речи выражено главное слово: раз говаривать с друзьями, писать письма, собирать грибы.
1) глаголом;
2) именем существительным.
7. Определите, какой частью речи выражено главное слово: очень холодно (встречать), весьма интересно (рассказывать).
1) кратким прилагательным;
2) наречием.
8. Определите, какой частью речи выражено главное слово: по-прежнему красивый, очень умный, давно известный.
1) именем прилагательным;
2) наречием.
9. Укажите словосочетание, состоящее из существительного + существительное:
I) красивый джемпер;
2) джемпер брата;
3) связать джемпер.
10. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + существи тельное в В. п.:
1) украсить цветами;
2) подарить брату;
3) постелить ковер.
11. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + существи тельное в Т. п.:
1) прийти на помощь;
2) увлекаться чтением;
3) рассказать сказку.
12.Укажите словосочетание со способом подчинительной связи - согласование:
1) первый ученик;
2) цветок липы;
3) дом отца.
13. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи - управление:
1) весенний вечер;
2) встретить друзей;
3) созревший плод.
14. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи - примыкание:
1) золотое кольцо;
2) учиться плавать;
3) учиться плаванию.
15. Укажите предложение, в котором использована подчинитель ная связь - примыкание:
I) Чтение «Капитанской дочки» на уроках было счастливыми минутами, поэтому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь
2) Есть у Куприна одна заветная тема (Паустовский).
16. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь - управление:
I) Хлынувшая вода прорвала плотину.
2) Окрестности здесь очень живописны.
17. Укажите предложение, в котором использована подчинитель ная связь - согласование:
I) Слова механика показались москвичу неуважительными.
2) Семь маленьких зверьков испуганно глядят на свет.
18. Укажите синонимичные словосочетания:
1) девушка высокого роста;
2) высокорослая девушка;
3) длинноногая девушка.
19. Укажите, какое словосочетание имеет синоним:
1) кафе при дороге;
I) машина на ремонте.
20. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании гулять в парке:
1) по смыслу;
2) предлогом и окончанием;
3) окончанием.
21. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при согласовании:
1) прилагательное, причастие, местоимение;
2) наречие, деепричастие.
22) Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при управлении:
1) существительное, местоимение;
2) деепричастие, наречие.
23) Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при примыкании:
1) наречие, деепричастие;
2) существительное, местоимение.
24. Укажите правильное словосочетание:
1) одеть ребенка;
2)одеть пальто.
25) Употребите правильно падеж существительного при глаголе оплатить:
1) оплатить проезд;
2) оплатить за проезд.
Вариант 2
1. Определите словосочетание со значением указания на предмет и его признак:
1) длинная дорога;
2) нарисовать картину;
3) рисовать долго.
2. Определите словосочетание со значением указания на действие:
1) красивый закат;
2) писать письмо;
3) очень красивый.
3. Определите словосочетание со значением признака действия:
1) высокая гора;
2) победить страх;
3) хорошо учиться.
4. Определите словосочетание со значением признака:
1) идти медленно;
2) очень умный;
3) осенний день.
5. Определите, какой частью речи выражено главное слово: вос кресный день, спортивный зал, зеленая дубрава.
1) именем прилагательным;
2) именем существительным.
6. Определите, какой частью речи выражено главное слово: пи лить дрова, убирать урожай, белить стены.
1) глаголом;
2) именем существительным.
7. Определите, какой частью речи выражено главное слово: очень громко (говорить), весьма небрежно (писать).
1) кратким прилагательным;
2) наречием.
8. Определите, какой частью речи выражено главное слово: весь ма далекий, совсем старый, очень короткий.
1) именем прилагательным;
2) наречием.
9. Укажите словосочетание, состоящее из существительного + существительное:
1) любимый костюм;
2) костюм сестры;
3) сшить костюм.
10. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + существи тельное в В. п.:
1) увлекаться чтением;
2) подарить маме;
3) построить дом.
11. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + существи тельное в Т. п.:
1) прийти в гости;
2) кататься на лыжах;
3) заниматься с увлечением.
12. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи - согласование:
1) отличная оценка;
2) цветение вишни;
3) говорить по телефону.
13. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи - управление:
1) морозное утро;
2) упасть на землю;
3) хорошо отдохнуть.
14. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи - примыкание:
1) приятное лицо;
2) быстро делать;
3) приказ командира.
15. Укажите предложение, в котором использована подчинитель ная связь - примыкание:
1) Снега кругом ослепительно сверкали (Шишков).
2) На траве лежала черпалка из бересты (Тургенев).
16. Укажите предложение, в котором использована подчинитель ная связь - управление:
1) Роняет лес багряный свой убор
2) Медленно гасли последние звезды
17. Укажите предложение, в котором использована подчинитель ная связь - согласование:
1) Глянцевая зыбь отражала чистое небо (Катаев).
2) Мимо день и ночь проносились к фронту эшелоны
18. Укажите синонимичные словосочетания:
1) тропинка через лес;
2) лесная тропинка;
3) тропинка через овраг.
19. Определите, как выражается связь зависимого слова с глав ным в словосочетании играть в куклы:
1) по смыслу;
2) предлогом и окончанием;
3)окончанием.
20. Определите, как выражается связь зависимого слова с глав ным в словосочетании курортный город:
1) по смыслу;
2)окончанием.
21. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при согласовании:
1) прилагательное, причастие, местоимение;
2) наречие, деепричастие.
22. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при управлении:
1) существительное, местоимение;
2) деепричастие, наречие.
23. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при примыкании:
1) наречие, деепричастие;
2) существительное, местоимение.
24. Укажите словосочетание с ошибкой:
1) пренебрегшего правилами;
2) разговор откровенен;
3) пара ботинков;
4) в восьмидесяти четырех городах.
25. Употребите правильно падеж существительного при глаголе заплатить:
1) заплатить проезд;
2) заплатить за телефон.
Вариант 3
1. Укажите, какое сочетание слов не является словосочетанием:
1) внутри сада;
2) хрустящий хлеб;
3) зимняя дорога.
2. Определите словосочетание со значением указания на предмет и его признак:
1) весело смеяться;
2) песчаный берег;
3) писать письмо.
3. Определите словосочетание со значением указания на действие:
1) ехать за город;
2) белые грибы;
3) фонтан брызг.
4. Определите словосочетание со значением признака действия:
1) капля меда;
2) успешно поработал;
3) любимый город.
5. Определите словосочетание со значением признака:
1) рано вставать;
2) серьезный человек;
3) очень сильный.
6. Определите, какой частью речи выражено главное слово: дет ская комната, вечерняя пора, лесное озеро.
1) именем прилагательным;
2) именем существительным.
7. Определите, какой частью речи выражено главное слово: жить на даче, охотиться в тайге, покупать продукты.
1) глаголом;
2) именем существительным.
8. Определите, какие словосочетания являются синонимичными: 1) телефонный разговор; 2) разговор по телефону; 3) телефон то варища; 4) телефонный мастер.
1)1,2;
2)1,4;
3)2,3;
4)1,3.
9. Укажите словосочетание, состоящее из существительного + существительное:
1) веселый мальчик;
2) поездка на море;
3) приехать в деревню.
10. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + существи тельное в В. п.:
1) заниматься спортом;
2) изучать химию;
3) встретиться с другом.
11. Укажите словосочетание с подчинительной связью - согласо вание:
1) верный товарищ;
2) озеленение города;
3) вешать занавески.
12. Укажите словосочетание с подчинительной связью - управ ление:
1) благоухание цветов;
2) весенний сад;
3) старательно учиться.
13. Укажите словосочетание с подчинительной связью - примы кание:
1) гулять по парку;
2) смотреть фильм;
3) приехать вечером.
14. Зависимое слово при примыкании выражается:
1) наречием, неопределенной формой глагола, деепричастием;
2) существительным, наречием, деепричастием.
15. Укажите, какое словосочетание является фразеологическим обо ротом:
1) заварить чай;
2) заварить кашу.
16. Зависимое слово при управлении выражается:
1) существительным, местоимением;
2) причастием, глаголом.
17. Укажите предложение, в котором использована подчинитель ная связь - примыкание:
1) С деревьев медленно падали капли
2) Над долиной прокатилось глухое эхо, растаяло в ущельях
18. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь - управление:
1) С берега доносился лай собак, пение петуха, ржание лоша ди.
2) Волнуется желтеющая нива.
19. Укажите предложение, в котором использована подчинитель ная связь - согласование:
1) Волнистые подмосковные поля неожиданно заблестели, точно покрытые глазурью (Бубеннов).
2) Над броненосцем поднялась туча пыли
20. Укажите синонимичные словосочетания:
1) краска для пола;
2) половая краска;
3) краска для волос.
21. Укажите, какое словосочетание имеет синоним:
1) участок при школе;
2) низинная местность.
22. Определите, как выражается связь зависимого слова с глав ным в словосочетании ходить по лесу:
1) по смыслу;
2) предлогом и окончанием;
3)окончанием.
23. Определите, как выражается связь зависимого слова с глав ным в словосочетании делать добро:
1) по смыслу;
2)окончанием.
24. Определите, как выражается связь зависимого слова с глав ным в словосочетании курортный город:
1) по смыслу;
2)окончанием.
25. Укажите словосочетание с ошибкой:
1) ляжьте на пол;
2) навстречу им;
3) гораздо разумнее.
Проверочное тестирование по теме:
« Второстепенные члены предложения»
Вариант -1.
1. Укажите верное утверждение.
Дополнение:
а) второстепенный член предложения, обозначающий ка чества, свойства и признаки предметов и явлений;
б) второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит дейст вие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели, образе действия;
в) главный член двусоставного предложения, который обозначает действие;
г) второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения.
2. Обстоятельства подчёркиваются:
а) одной чертой;
б) пунктирной линией с точками;
в) волнистой линией;
г) чёрточками.
3. Приложение может быть выражено только:
а) личным глаголом;
б) именем существительным, согласованным с опреде ляемым словом в падеже;
в) прилагательным;
г) местоимением.
4. В этом предложении нет определения:
а) Страшны ночные голоса.
б) Это всё дневные радости.
в) Живое замерзает в лёд.
г) Декабрь нет-нет и скуёт неглубокий ещё снег преда тельским настом.
5. В этом примере есть приложение:
а) С давних времён люди мечтали о том, чтобы управлять силами природы.
б) Фабрика «Акконд» выпустила новые конфеты.
в) Ещё в древности люди заметили, что некоторые звёзды образуют на небе причудливые фигуры, которые они назы вали созвездиями.
г) В класс вошёл маленький, худенький мальчик, держа под рукой кипу нот.
6. Укажите предложение, в котором есть прямое допол нение:
а) Мы простились со стариком и двинулись назад.
б) За урок я получил пятёрку.
и) Любопытно бывает понаблюдать за птицами, г) 11е перестаю ему удивляться.
7. В этом предложении есть обстоятельство причины:
а) Спросонья она даже не поняла, кто пришёл.
б) Они улетели в более укромное место.
в) И только маленький глупый цыплёнок сидел под боль шим лопухом и дрожал.
г) Хозяйка сушила бельё во дворе, на воздухе вольном, на летней жаре.
8. В этом предложении есть несогласованное определение:
а) Ребята выбежали на широкую улицу.
б) Зелёная от злости волна обрушивается на берег.
в) Шестые сутки идёт дождь.
г) Я вдруг увидел её глаза.
9. В этом предложении есть обстоятельство уступки:
а) Но в то памятное утро ветер неожиданно переменил направление.
б) Несмотря на раннее утро, все уже собрались.
в) Нельзя было носа показать из-за дождей.
г) Ближе к вечеру небо затянуло тучами.
10. Укажите пример с ошибкой:
а) Кислая и очень полезная ягода клюква растёт в боло тах летом, а собирают её поздней осенью.
б) В глухих местах живёт огромная птица — глухарь.
в) Лось, выбрасывая вперед ноги-ходули, помчался легко по вязкому болоту, как мчится по сухой тропинке заяц-русак.
г) Юннатам хорошо известна красавица мальва.
Вариант -2.
1. Укажите верное утверждение.
Определение:
а) второстепенный член предложения, обозначающий ка чества, свойства и признаки предметов и явлений;
б) второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит дейст вие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели, образе действия;
в) главный член двусоставного предложения, который обозначает действие;
г) второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения.
2. Приложение подчёркивается:
а) одной чертой;
б) двумя чертами;
в) чёрточками;
г) волнистой линией.
3. Обстоятельства отвечают на вопросы:
а) косвенных падежей;
б) какой, какая;
в) где, куда, отку да;
г) что делать, что сделать.
4. В каком предложении есть дополнение?
а) Тёплая сырая ночь ворочалась под окнами.
б) Она искала что-то в орешнике, пришёптывала, воро жила.
в) Она прошла вперёд.
г) Но, в общем, он танцевал вполне прилично.
5. Укажите, в каком предложении есть обстоятельство времени:
а) Пловец с усталости в сон крепкий провалился.
б) Весь день лил дождь.
в) Редкая птица долетит до середины Днепра.
г) Друзья! К чему весь этот шум.
6. В этом предложении определение выражено глаголом:
а) Жизнь леса идёт незримо для не умеющих слушать и видеть.
б) Уже и деревья нарядились в полный лист и не успели запылиться.
в) Наконец готово гнездо величиной с кулак.
г) У меня появилось желание выкупаться в этой воде.
7. Укажите предложение, в котором есть косвенное до полнение:
а) И ещё я очень полюбила костры.
б) Сашка увлекался коллекционированием значков.
в) Ребята разожгли костёр.
г) Он вдруг увидел эти прекрасные глаза.
8. В этом предложении стоит дефис:
а) В комнате осталась только сестра Ольга.
б) Мы приехали в город Санкт-Петербург.
в) Врач офтальмолог выписал рецепт.
г) На уроке литературы мы читали повесть Пушкина «Метель».
9. В этом предложении одно и то же слово может быть определением и дополнением:
а) Быстрая лодка, обманув волну, гордо уйдёт к катеру.
б) Украшенная ёлка сверкает разноцветными огоньками.
в) Вот какой был построен самый первый дом в тундре, на вечной мерзлоте.
г) Мне пришла в голову мысль о бегстве.
10. Укажите предложение, в котором дополнение выра жено глаголом:
а) Мне нравится его бесстрашная правдивость.
б) Я учил его плавать.
в) Сегодня у меня появилось желание сделать зарядку.
г) Ей всё время хотелось сделать что-то доброе.
Вариант -3.
1. Укажите верное утверждение.
Приложение:
а) второстепенный член предложения, обозначающий ка чества, свойства и признаки предметов и явлений;
б) второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит дейст вие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели, образе действия;
в) особая группа определений, выраженных именем су ществительным, согласованным с определяемым словом в падеже;
г) второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения.
2. Определение подчёркиваются:
а) одной чертой;
б) чёрточками;
в) двумя чертами;
г) волнистой линией.
3. Дополнение отвечает на вопросы:
а) кто и что;
б) какой, какая, какое, какие;
в) косвенных падежей;
г) где, куда, откуда.
4. В этом предложении есть обстоятельство образа дей ствия:
а) Я читал запоем.
б) В полдень прошло по мосту стадо.
в) Он очень начитанный человек.
г) Ещё сильнее зажужжали на липовых цветах пчёлы.
5. В этом предложении есть определение (-я):
а) Минуту она стояла неподвижно.
б) Старые ели сияли гроздьями зрелых шишек.
в) Удивителен он не только красотой.
г) Всем хороша липа: красива, долговечна
6. В этом сочетании слов приложением является нарица тельное существительное:
а) озеро Байкал;
б) доктор Иванова;
в) река Волга;
г) го род Москва.
7. Укажите предложение, в котором есть согласованное определение:
а) Разбушевавшаяся стихия наводила ужас.
б) Недалеко был виден домик сторожа.
в) В доме побольше жили родители.
г) Из подъезда вышла женщина лет пятидесяти.
8. В этом предложении есть обстоятельство цели:
а) В такой ливень надо бегать босиком по лужам.
б) По земле шагает осень-гостья и разносит радость по домам.
в) Мальчишка сделал это нарочно.
г) Ещё" много в тайге дорог нехоженых.
9. Укажите пример с ошибкой:
а) По наблюдениям учёных лесорубов некоторые дубы живут до тысячи лет.
б) М.Ю. Лермонтовым было написано стихотворение «Парус».
в) Маленькая речка Бездна протекает в Алатырском рай оне.
г) Старый заяц-беляк ковылял в густом ельнике.
10. В этом предложении есть обстоятельство условия:
а) Почуя серого так близко забияку, псы залились в хлеву в лезут в драку.
б) По улицам слона водили, как видно, напоказ.
в) Сели ужинать как в прежние годы.
г) Наконец, ещё при большей скорости тело может навсе гда уйти из Солнечной системы в мировое пространство
Вариант -4.
1. Укажите верное утверждение.
Обстоятельство:
а) второстепенный член предложения, обозначающий ка чества, свойства и признаки предметов и явлений;
б) второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит дейст вие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели, образе действия;"
в) особая группа определений, выраженных именем су ществительным, согласованным с определяемым словом в падеже;
г) второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения.
2. Дополнение подчёркивается:
а) одной чертой;
б) чёрточками;
в) чёрточкой и точкой;
г) волнистой линией.
3. Определение отвечает на вопросы:
а) косвенных падежей;
б) какой, какая, какие;
в) кто, что;
г) где, куда, откуда.
4. В этом предложении есть приложение:
а) Ученица Иванова сдала все нормативы.
б) Девочка принесла полную корзину ягод.
в) На поверхности Солнца почти всегда наблюдают тём ные пятна.
г) Человек для различных изделий материалы брал у при роды.
5. В каком предложении выделенное слово является дополнением?
а) Надо только побольше бутербродов взять.
б) Идём мы с Танькой домой.
в) Новая книга была очень интересной.
г) Под его домом гулял ветер, и тундра не оттаяла.
6. В этом предложении есть обстоятельство места:
а) Ему нет равной реки в мире.
б) Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться.
в) А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года.
г) Она работала увлеченно.
7. В этом предложении на месте скобок не нужно ставить дефис:
а) Время шло. Скифы()кочевники научились земледелию.
б) Чайки ()рыболовы кружили над волнами.
в) Художник ()Левитан — непревзойденный мастер пей зажа.
г) Мороз ()воевода дозором обходит владенья свои
8. Укажите предложение, в котором дополнение выраже но существительным:
а) В палисаднике пахнет цветами.
б) Досчитал до ста и сбился, бросил.
в) Семеро одного не ждут.
г) Мама учила нас рисовать.
9. Укажите предложение, в котором дополнение выраже но местоимением:
а) Всё были в сборе.
б) Всякий человек вспоминает детство.
в) Я не люблю тебя.
г) Вот что случилось.
10. Укажите количество определений в следующем пред ложении:
Красивая раскидистая сосна росла на небольшом пригорке.
а) 4;
б) 1;
в) 3;
г) 2.
Контрольное изложение
ЗЕМЛЯ
Городской человек редко встречается с землей. Земля срыта от его глаз каменными плитами, застывшей лавой асфальта. Она покоится в глубине черная, бурая, красная, серебристая. Она задержала дыхание и затаи лась. Городской человек не знает, чем пахнет земля, как она дышит в разные времена года, как страдает от жажды, как рожает Хлеб. Он не ощущает, что вся его жизнь, его благополучие зависит от земли. Не переживает за сухое лето, не радуется обильному снегопаду. А иногда боится земли, как смутной незнакомой стихии. И тогда в душе затихает необходимое, естественное чувство сыновней любви к земле.
В деревне мы с мамой ходили босиком. Сперва это было довольно трудно. Но постепенно на ногах образовались естественные подошвы и ноги перестали чувствовать мел кие уколы. Эти подошвы верно служили мне — не снаши вались, не протирались. Правда, их нередко приходилось заливать йодом. А перед сном — мыть...
Мать приучала меня к земле, как птица приучает свое го птенца к небу, а белая медведица приваживает медве жонка к морю. На моих глазах черная земля становилась зеленой, потом разливалась легкая голубизна, потом мер цала бронза — так рождается лен.
По-настоящему земля открылась мне на войне. Ско лько земли перекопал, перелопатил я за войну. Я рыл окопы, траншеи, землянки, ходы сообщения, могилы... Я рыл землю и жил в земле. Я узнал спасительное свой ство земли: под сильным огнем прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.
Я увидел землю так близко, как раньше никогда не мог увидеть. Я приблизился к ней, как муравей. Она липла к моей одежде, к подметкам, к лопате — я весь был намагничен, а она железная. Земля была мне и убежищем, и постелью, и столом, она гремела и погружалась в тишину. На земле жили, умирали, реже рождались.
Ю. Яковлев. 284 слова.
Задания:
1. Напишите подробное изложение, используя предло жения с однородными членами.
2. Объясните написание слов: каменные, не ощущает, незнакомой, затихает, нередко, по-настоящему, прижимал ся, увидел, приблизился.
Сочинение- рассуждение по исходном тексту.
Ребята, каждый из вас, конечно же, задумывался над тем, кем он хочет стать, чего хочет добиться в жизни. А каким характером надо обладать для достижения поставленных целей? Нужно ли вообще развивать в себе лучшие душевные, нравственные качества?
Своими мыслями о развитии в себе лучших нравственных черт поделил ся академик Д.С. Лихачёв в статье «Человек должен быть интеллигентен».
Послушайте отрывок из этой статьи, определите стиль текста. Задумай тесь нал темой, основной мыслью статьи. Подумайте и вспомните жизнен ные ситуации, которые могут служить примером интеллигентности.
Человек должен быть интеллигентен
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не тре бует интеллигентности? А если он не смог получить образования?.. А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных?
Нет... интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо долго — да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умствен но. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро...
Многие думают: интеллигентный человек— это тот, который много чи тая, получил хорошее образование... много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большей степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях понимании другого. Она прояв ляется в тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скром но за столом, в умении незаметно... помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (Это тоже мусор, и еще какой!)
Я знал на Русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдают удивительную чистоту в своих домах, умеют ценить хорошие песни... жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились к чужому горю и к чужой радости.
Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и не обходима в любых условиях.
.,.Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости, чело веческой неспособности жить. Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически не восприимчивый — тоже человек несчастный. Не умеющий понять друго го человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижаю щийся на других — это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешаю щий жить другим. Душевная слабость ведёт к физической слабости... Долголетний опыт меня в этом убедил.
Приветливость и доброта делают человека не только физически здоро вым, но и красивым. Да, именно красивым.
Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а дви жения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.
Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему...
А сейчас, опираясь на текст, подумайте, как бы вы ответили на во просы: как вы понимаете слово «интеллигентность»? Что такое нравст венное здоровье человека?
Расскажите в своей письменной работе о своих приёмах самовоспи тания, самосовершенствования, формирования своего «я», о создании своими собственными руками своего нравственного облика. Кого вы считаете примером интеллигентности? Выразите в сочинении своё от ношение к роли общества и человека в этом обществе.
Дополнительный материал
«Этикет» — совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям, обхождение с окружающими, формы обращения и приветствия.
«Привычка— вторая натура». (Цицерон)
«Посей поступок — пожнёшь привычку, посей привычку — пож нёшь характер, посей "характер — пожнёшь судьбу». (Пословицы)
«И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так посту пайте и вы с ними». (Евангелие от Матфея)
«Совесть — тысяча свидетелей». (Пословица) «Созидая, мы творим самих себя».
Текст для анализа, обсуждения и темы написания сочинения: Послушайте внимательно, что написал А.П. Чехов о воспитанности и воспитанных людях.
...Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Они не бунтуют из-за пропавшей резинки, живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: «... с вами жить нельзя» ...
Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют от души и от того, чего не увидишь простым глазом... Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Они не рисуются, держат себя на улице так же как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.
Они не унижают себя с целью вызвать в другом сочувствие... Они не го ворят: «Меня не понимают», потому что это бьёт на дешёвый эффект.
Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как зна комство со знаменитостями...
Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, не достаточно прочесть Пиквика...
Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка воли».
(А. Чехов)
О чём этот текст? Какую основную мысль выразил автор в этом тек сте? Что вкладывает А. Чехов в понятие «воспитанный человек»?
Как вы понимаете это качество личности?
Напишите сочинение о том, что вы делаете или планируете сделать для самовоспитания, совершенствования своих положительных черт ха рактера. Как вы тренируете свою силу воли, формируете свои привычки, добиваетесь положительных качеств в своём нравственном облике и у своих друзей, близких?
Контрольный диктант по теме: « Обособленные члены предложения».
Город, в котором я родился, имеет очень живописное местоположение. Он мирно раскинулся на нескольких холмах, по обоим берегам реки, большой и судоходной. Оба берега соединены каменным мостом. По правому, высокому берегу устроен бульвар. В хороший летний вечер городские жители любят гулять по тенистым аллеям бульвара. Летом на бульваре иногда играет военная музыка. Весною толпы народа собираются на бульвар с другой целью. В это время река разливается и часто затопляет левый, более низкий, берег.
Посреди города проходит одна главная улица, довольно широкая и длинная. Она вымощена булыжником; по обеим сторонам идут тротуары. На главной улице встречаются лучшие городские здания, по большей части каменные.
Есть в нашем городе базар. По воскресеньям и средам базар наш бывает очень оживлён. В эти дни крестьяне из окрестных деревень привозят дрова, сено, муку, крестьянки приносят молоко, масло, полотно, грибы, ягоды. Хозяйки спешат на базар запастись провизией, а местные торговцы скупают привезённый товар оптом. Кругом базара идут ряды гостиного двора. Регулярно, раз в году, в нашем городе бывает ярмарка. Тогда базар становится ещё многолюднее.
(167 слов) (Из сборника диктантов В. Покровского)
3. Грамматические задания.
1) Синтаксический разбор предложения.
1 вариант: В это время река разливается и часто затопляет левый, более низкий, берег.
2 вариант На главной улице встречаются лучшие городские здания, по большей части каменные.
2) Разберите слова по составу:
1 вариант: местоположение, собираются, каменный, раскинулся
2 вариант: судоходной, встречаются, длинная, привезённый.
Итоговый тест за курс VIII класса
I вариант
1. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
А. Парус белый из тумана начинает выплывать.
Б. Охвачено сердце тревогою смутной.
В. Росы напился соловей с кленового куста.
Г. Небо из-за горы казалось необъятно-огромным.
2. Укажите предложения с составным глагольным сказуемым.
А. От влажных запахов цветочных начинает кружиться голова.
Б. Черепицы стеклом светиться будут.
В. Была равнина снежная бела.
Г. В осеннем солнечном лесу человек становится чище.
3. В каком предложении должно быть тире между главными членами?
А. Молодость бескорыстна и великодушна.
Б. Простота есть необходимое условие прекрасного.
В. Глаза как ночь.
Г. Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием.
4. Найдите двусоставные предложения.
А. Вновь зарёю восток озарило.
Б. Легки облака на рассвете.
В. С крыши сбросили снег.
Г. Липким запахом веет полынь.
5. Определите вид простого предложения: «Люблю читать приключенческую литературу».
А. Определенно-личное.
Б. Неопределенно-личное.
В. Безличное.
Г. Двусоставное.
6. Найдите определенно-личное предложение.
А. Вновь к черемухе душистой пчёлы ранние летят.
Б. Из полей тянуло гречишным медом.
В. Тихо бреду вдоль пушистых решеток канала.
Г. Золотым лучом деревню облило.
7. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.
А. Из пернатых в этот день мы видели лишь сокола-сапсана.
Б. Красавцы-лебеди каждое лето прилетают на озеро.
В. Самолет-истребитель показался над лесом.
Г. Брат учится в институте и станет инженером-строителем.
8. В каком предложении перед как ставится запятая?
А. Дождь лил как из ведра.
Б. У тебя брошка как пчелка.
В. Белая чайка мелькала в воздухе как первый снег.
Г. Молодость как песня жаворонка на заре.
9. Укажите, чем осложнено предложение: «Действительно, часов около двух пополудни начал дуть ветер, сначала тихий и ровный, а затем все усиливающийся».
А. Обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Б. Вводным словом и определением, выраженным причастным оборотом.
В. Вводным словом и однородными обособленными определениями.
10. Как надо расставить знаки препинания в выделенной части предложения: (Тотчас за окном закричал петух рывшийся в грядках с огурцами и не оглядываясь пом чался прочь»?
А. ...с огурцами, и не оглядываясь, помчался...
Б. ...с огурцами, и, не оглядываясь помчался...
В. ...с огурцами, и, не оглядываясь, помчался...
11. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.
А. Мир этот предстает перед ним (Жуковским) как мир крушения личных надежд.
Б. В долгой жизни своей видывал я путешественников, до глубокой старости не
утративших несмотря на свой возраст, своей страсти.
В. За прилавкою сидит молодой купец, статный молодец Степан Парамонович, по прозванию Калашников.
Г. Ночью, особенно в грозу спать ребятам в шалаше страшновато.
Д. Несколько раз поскользнувшись на мокрых камнях, и, начерпав воды в сапоги,
Алексей поднялся на берег.
12. На месте каких цифр нужны запятые?
Я совсем растерялся (1) не понимая происходящего (2) и (3) стоя на одном месте (4) бессмысленно смотрел на удаляющегося в сторону (5) маленького человека.
А. 1,4, 5.
Б. 2,3,4, 5.
В. 1,2, 3,4.
Г. 1,2,3,4,5.
13. Где надо поставить знаки препинания?
Облепиха (1) кустарник (2) или дерево с колючими ветвями (3) растет всюду (4) по бе регам рек (5) озер (6) в садах.
А. 1, 3 - тире; 2, 5, 6 - запятые.
Б. 1 - тире; 2, 3, 5, 6 - запятые.
В. 1, 3 - тире; 4 - двоеточие; 5,6- запятые.
Г. 1 - тире; 2, 3, 4, 5, 6 - запятые.
14. Какое предложение с цитатой оформлено неправильно?
А. Лев Толстой утверждал, что «главное средство во всяком искусстве - чувство меры».
Б. Лев Толстой утверждал «Главное средство во всяком искусстве - чувство меры». В. Хочется напомнить о том, что «надо там речей не тратить по-пустому, где нуж но власть употребить».
Г. Твардовский говорит о своем герое: «Парень в этом роде /В каждой роте есть всегда...»
II вариант
1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено неопределенной формой глагола.
А. Стали блестеть, как мокрые, на солнце клейкие листочки.
Б. Большая радость - делать счастливыми других.
В. Для меня жить - значит работать.
Г. Удивительное зрелище - видеть летящих журавлей.
2. Укажите предложения с составным именным сказуемым.
А. Жизнь без движения пуста.
Б. Всё у нас с тобой по-прежнему.
В. Сбегутся песню слушать колосья на ветру.
Г. От родимой земли журавли оторваться никак не могли.
3. Найдите предложение, в котором есть согласованное определение.
А. На завтрак подали яйцо всмятку.
Б. Женщина медленно натягивала на руку перчатку из кожи.
В. Печальная песня доносилась издалека. Г. День сегодня тихий, безветренный.
4. Найдите предложение, в котором начальная форма глагола является допол нением.
А. Сирень начинает отцветать.
Б. Мать велела мне поставить чайник.
В. Дом будут строить каменщики.
Г. У него была мечта отправиться на Байкал.
5. Укажите предложение, в котором между главными членами должно быть тире.
А. Поляна, усыпанная белыми цветами, как детский сад, вышедший на прогулку.
Б. Охранять природу означает охранять родной край.
В. Лед как сахар.
Г. Капли меда точно жемчуг.
6. Найдите двусоставные предложения.
А. Скамейка почернела от времени.
Б. В воздухе запахло гарью.
В. Буду слушать музыку падающей листвы.
Г. Мать, строго посмотрев на сына, вышла из комнаты.
7. Укажите односоставное предложение.
А. Б лесу держался запах прелой листвы.
Б. Поэзия - не профессия.
В. Вижу горы и долины.
Г. Подул с заречья ветерок.
8. Определите вид простого предложения: «Снегом замело входы в блиндажи».
А. Определенно-личное.
Б. Неопределенно-личное.
В. Безличное.
Г. Двусоставное.
9. Найдите предложение с ошибкой в постановке дефиса.
А. Письмо принесла девушка-почтальон.
Б. Пара испуганных куличков-перевозчиков низко пронеслась над водой.
В. И смуглянка-молдаванка по тропинке в лес пошла.
Г. Вот хрустнул сучком заяц-беляк.
10. Укажите, чем осложнено предложение: «Река, сжатая с обеих сторон стеной леса, пенилась, вздымая валы, и стремительно скользила мимо».
А. Однородными членами предложения.
Б. Обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однород ными членами одновременно.
В. Обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособ ленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Г. Обособленным приложением и однородными членами предложения одновре менно.
11. Где надо поставить знаки препинания?
Яркая иволга (1) обитательница высокого (2) березового леса (3) дает знать о своем прибытии звучным (4) похожим на флейту голосом.
А. 1 - тире; 2, 3, 4 - запятые.
Б. 1 - тире; 3,4- запятые.
В. 1, 2, 3, 4-запятые.
Г. 1, 3, 4 - запятые.
12. На месте каких цифр надо поставить запятые?
Он (Вронский) остановил кучера (1) не доезжая до аллеи (2) и (3) Отворив дверцу (4) на ходу выскочил из кареты (5) и пошел в аллею (6) ведущую к дому.
А. 1,2,3,4,5,6.
Б. 1,4,6.
В.1,2,3,4,6.
Г. 1,4,5,6.
13. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
А. Здесь, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонек.
Б. Две старушки пили чай или, может быть, играли в карты, или просто разговари вали, сидя в плетеных креслах у столика, покрытого длинной, до пола, скатертью.
В. Однажды, в будний день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег, обильно выпавший за ночь.
Г. Так и не заснув, Феня разбудила Машу ни свет ни заря, со вторыми петухами.
14. Какое предложение с цитатой оформлено неверно?
А. Лев Толстой говорил, что: «Слово - выражение мысли».
Б. Владимир Даль отмечал, что язык народа - «сокровищница» нашего языка».
В. По мнению А. Чехова, «праздная жизнь не может быть чистой».
Г. Федор Тютчев пишет:
Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература
Для учащихся
1. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 8 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2005.
2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2006.
3. Жердева Л. А. Русский язык в средней школе: Карточки-задания: Синтаксис, пунк туация. - 2-е изд. / Л. А. Жердева. - Новосибирск - М.: Владос, 2004.
4. Еремеева А. С. Русский язык: 8 класс: Рабочая тетрадь / А. С. Еремеева. - Саратов: Лицей, 2005.
5. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь: 8 класс / А. Б. Малюшкин. - М.: Сфера, 2002.
6. С.Г. Бархударов Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреж дений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко - М.: Просвещение, 2005.
Для учителя
1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. - 3-е изд. / Г. А. Богданова - М.: Просвещение, 2000.
2. Валгина Н.С., Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983.
3. Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 8-9 клас сы / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.
4. Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс / Сост. Ю. С. Пичугов. -М.: Просвещение, 1999.
5. Иванова В.Ф., Трудные вопросы орфографии. – М., 19824.
6. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. – М., 1994.
7.Костяева Т. А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2004.
8. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 8 классе / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, И. А. Шеховцова. - М.: Просвещение, 2005.
9. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 8 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.
10. Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Книга для учителя: Из опыта работы / Н. М. Лебедев. - М.: Просвещение, 1991.
11. Лекант П. А. и др. Дидактический материал по русскому языку: Синтаксическая сино нимия / П. А. Лекант, Т. В. Маркелова. - М.: ОО ТИД Русское слово - РС, 1999.
12. Кусмарская И. В. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи / И. В. Кусмарская, А. К. Руденко. - М.: Аквариум ЛТД, 2001.
13. Францман Е. К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 классы / Е. К. Францман. -М.: Просвещение, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс
Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...
календарно - тематическое планирование для классов КРО (математика 7 класс)
Тематическое планирование разработано и составлено для 7 класса (VIII вид) рассчитано на 5 часов в неделю( математика 4 часа, геометрия 1 час)...
Календарно-тематическое планирование 8 класс (для коррекционных классов VIII вида)
Календарно-тематическое планирование для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида....
Календарно -тематическое планирование 8 класс (Учебник «Русский язык» для 8 класса . – Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др. М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование 5 класс и урок-повторение презентация 6 класс
Календарно-тематическое планирование 5 класс Г.В.Дорофеев и др....
Календарно-тематическое планирование 7 класс по предмету "Технология" для неделимых классов
Отличие данной разработки состоит в том, что она учитывает интересы, как девочек, так и мальчиков, давая им возможность получить первичные представления обо всех разделах программы и профессионал...
Календарно-тематическое планирование 5 класс на основе учебная программы: Английский язык. 5—9 классы: О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, Н. В. Языкова, Е. А. Колесникова. М.: Дрофа, 2017.
Календарно-тематическое планирование разработано на основе рабочей программы по английскому языку основной общеобразовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом от 01.09.20...