урок русского языка в 8 классе по теме "Приложение"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Страницы истории родного края, многие из которых до сих пор хранят многочисленные тайны, тесно переплетаются с именами великих исторических деятелей, писателей, художников.
Данный урок русского языка в 8 классе поможет учащимся не только в усвоении нового материала, но и в расширении своих знаний о легендарном острове Свияжск, построенным еще Иваном Грозным и воспетым А.С.Пушкиным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Приложение.
Цели:
- дать учащимся понятие о приложении как особом виде определения;
познакомить со способами выражения приложений;
формировать правописные умения;
- развивать монологическую и диалогическую речь; способствовать овладению выразительными свойствами языка;
- способствовать расширению знаний учащихся о культуре родного края, воспитывать чувство патриотизма.
Задачи:
- учить восьмиклассников находить приложения в предложении, определять, чем выражены приложение и определяемое слово, как они согласуются;
- отработать навыки опознавания приложений в тексте и употребления их в устной и письменной речи;
- вырабатывать умения пунктуационного оформления приложений.
- совершенствовать коммуникативные умения.
Тип:урок усвоения новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация (видеоряд), дидактический материал (распечатка текста для анализа; текста для самостоятельной работы в парах)
Формы и методы: фронтальная и работа в парах; вербальный, наглядный, практический; беседа, самостоятельная работа; объяснительный, иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.
Ход урока.
- Организационный момент.
- «Мозговой штурм»
- прежде чем говорить о разновидности определения, дайте определение этому термину - определение.
- роль определений в предложении.
-особенности выражения (каким членом предложения может быть выражен).
Р..дной край, р..дная земля - понятия очень широкие. Для каждого из нас они включают что-то свое, личное. Желание р..(с,сс)казать о самом сокровенном, поделиться с другими своими тайнами толкает художников, поэтов, музыкантов на создание (не)забываемых творений.
Это он, пейзаж родного края, лег на холсты И. Шишкина,Б.Урманчи, Васильева.
- Мотивация учебной деятельности.
Мы продолжаем углублять и расширять знания о второстепенных членах предложения. Сегодня мы познакомимся с новым для вас особым видом определения – приложением. Использование приложений обогатит вашу речь, сделает ее более выразительной. Важно также усвоить пунктуационные навыки написания приложений, чтобы при их использовании в письменной речи вы не допускали ошибок.
IV. Усвоение новых знаний.
Работа с текстом.
Задания:
- Выразительно прочитать текст.
- Определить главную мысль текста.
- Определить тип и стиль речи. Обосновать свой выбор.
- Вставьте пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания.
- Выполните синтаксический разбор выделенных предложений.
Остров-град Свияжск.
Остров Свияжск имеет удивительную историю. Есть предположение, что А.С. Пушкин, путешествуя по Поволжью, именно про Свияжск написал знаменитые стихи:
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славногоСалтана -
И желанная страна
Вот уж издали видна…
Свияжск один из старейших русских городов. Он был основан Иваном Грозным в 1551 году. С 1547 года царь предпр..нимал безуспешные попытки пок..рить Казань. И чтобы осуществить свой план по разгрому Казанского ханства, Ивану Грозному необходима была хорошо укрепле(н, нн)ая крепость.
Царь пов..лел срубить весь город в углических лесах, за 1000 км до предполага..мой крепости. И всего за месяц весь город был собран по бревнышку, как конструктор.
Первоначально город-крепость был назван Иван-городом.Поз..нее был переименова(н,нн) в Свияжск.
После революции на территории города в разное время распол..гались: колония для малолетнихпр..ступников, тюрьма, психоневрологическая лечебница.Как уникальный целостный историко-культурный территориальный комплекс XVI - начала XX веков в 1990 году Свияжск включе(н,нн) в новый Список исторических городов и населе(н, нн) ых мест Российской Федерации; в 1996 году включе(н,нн) в предварительный Список Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО по шести номинациям: история, градостроительство, архитектура, иконы и фрески, археология, природный антропогенный ландшафт.
? Что нового узнали о Свияжске?
? Для чего нам эта информация нужна?
Выделенные слова являются приложениями. Попробуем ответить на вопросы:
- От какой части речи зависит приложение?
- Что обозначает?
- На какой вопрос отвечает?
- Какой частью речи выражено?
Задание: попробуйте в группах дать определение приложения.
V. Объяснение нового материала.Презентация.
З а п и с ь п р е д л о ж е н и й:
В газете «Зеленый Дол» была напечатана статья с фотографией, на которой мы узнали наших одноклассников во время лыжного похода на остров Свияжск. Фотограф-любитель снял их в тот момент, когда ребята были готовы к старту.
Давайте проведем лингвистический эксперимент. Прочитайте текст без приложений.
- Как изменилось содержание текста?
- Так какую же роль играют приложения в тексте?
VI, Закрепление новых знаний.
- Прочитайте в группах предложенный текст.
- Найдите приложения и выделите их.
- Расставьте недостающие знаки препинания. Обоснуйте выбор.
Остров град Свияжск
Музей памятник под открытым небом. Единственный в России христианский город крепость застройки начала XVI века. Cвияжсккак мощная крепость сохранил многочисленные уникальные памятники древнерусской архитектуры, среди которых – деревянная Троицкая церковь с великолепным иконостасом и Успенский собор, построенный при участии Постника Яковлева легендарного создателя московского Храма Василия Блаженного.
Опубликовано на сайте Чудеса России.
Что нового узнали?
VII. Домашнее задание:
Составить текст на тему «Слово о Свияжске» или подобрать из газет примеры по изученной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....