Конспект урока по теме "Деепричастный оборот"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
ЦЕЛИ УРОКА:
- закрепить сведения о деепричастии и умение отличать деепричастие от других частей речи;
- познакомить детей с понятием с понятием деепричастного оборота;
- формировать умение видеть и выделять на письме деепричастие и деепричастный оборот;
- развивать речь учащихся путем конструирования предложений с деепричастиями для передачи динамичности развития действия в текстах повествовательного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deeprichastnyy_oborot..doc | 355.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Деепричастный оборот (урок изучения нового материала).
ЦЕЛИ УРОКА:
- закрепить сведения о деепричастии и умение отличать деепричастие от других частей речи;
- познакомить детей с понятием с понятием деепричастного оборота;
- формировать умение видеть и выделять на письме деепричастие и деепричастный оборот;
- развивать речь учащихся путем конструирования предложений с деепричастиями для передачи динамичности развития действия в текстах повествовательного характера.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Садитесь. Прежде чем приступить к изучению нового материала, проверим домашнее задание.
II. Проверка домашнего задания.
Проверяется выполнение упр.500. Один ученик выписывает на доску слова из упражнения, в которых необходимо объяснить написание не с деепричастиями. Второй ученик делает морфологический разбор причастия: обвешанный водорослями камень.
Остальные учащиеся выполняют тестовое здание:
- Выписать из текста все деепричастия.
Она сгорбилась еще сильнее, еще ниже пригнула голову. И взглянула на меня исподлобья – очень странно, будто осуждая за то, что услышала. Осуждая не Шурика, нет, не Шурика, а меня. Не поняв этого взгляда и испугавшись, я стал утешать её…
- Найдите ошибку. Выпишите это слово, записав его правильно.
- негодуя
- не думая
- неистовствуя
- нежелая v
- Найдите предложение с деепричастием. Выпишите его.
- Блеснула молния, и раздался удар грома.
- Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.
- Не узнав горя, не узнаешь и радости.
- Мальчик шел и смотрел под ноги.
III. Постановка темы и целей урока.
- А теперь приступим к изучению нового материала.
(1 слайд) Говорит диктор.
- Ребята обратите внимание на ход и содержание нашего занятия.
Содержание занятия
- Что такое деепричастный оборот?
- Выделение деепричастных оборотов запятыми.
- Выводы (итог урока).
IV. Закрепление пройденного материала.
- Прежде чем приступить к изучению деепричастного оборота, повторим
все что нам известно о деепричастии (фронтальная беседа).
- Итак, что же такое деепричастие?
- Признаками, каких частей речи обладает деепричастие?
- Каким членом предложения чаще всего является деепричастие?
- (2 слайд) Чем отличается деепричастие от причастия?
V. Объяснение нового материала.
- Повторив изученное о деепричастии, можно приступать к изучению новой
темы.
- (3 слайд) Посмотрите на доску, сейчас домовёнок Кузя будет вам её
объяснять.
- (5 слайд) Ребята, обратите внимание на то, что границы деепричастных оборотов, точно также как и причастных, принято обозначать наклонной черточкой.
- Посмотрите, в 1-ом предложении деепричастный оборот стоит перед глаголом, к которому относится, а во 2-ом после него.
VI. Закрепление изученного материала.
- (6 слайд) Но для того чтобы быстро находить деепричастные обороты в предложениях, нужно выполнить несколько тренировочных упражнений. Перед выполнением этого задания полезно вспомнить, чем отличается определяемое слово от зависимых?
- (увеличить 6 слайд) Итак у вас дано предложение. Запишите его.
Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. (Л.Толстой)
- Вы должны найти определяемое слово, деепричастие и его зависимые слова, распределив их в 3 столбика. (1ученик на компьютере остальные в тетради)
- (7 слайд) Следующее задание: Попробуйте найти деепричастный оборот в предложении. (Устно)
Из черной глубины быстро вынырнула рыба и, вильнув хвостом, юркнула назад.
- (8 слайд) Ребята, еще хотелось обратить внимание на то, что количество слов в деепричастном обороте, как и в причастном, может быть любым. Посмотрите на пример.
Мы шли и заглядывали в темные аллеи, /любуясь старыми мраморными статуями/.
- У деепричастия любуясь 3 зависимых слова. Любуясь (чем?) статуями, статуями (какими?) старыми и мраморными. А весь деепричстный оборот состоит из 4-х слов.
Потом, /скользя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных лестниц/, мы стали спускаться к морю.
- У деепричастия скользя целых 8 зависимых слов. Поэтому весь деепричастный оборот состоит из 9-ти слов. Таким образом, в деепричастный оборот может входить любое количество слов.
- (9 слайд) Попробуйте определить, сколько слов входит в деепричастные обороты в этом упражнении. У вас на столах сигнальные карточки, с помощью которых вы будете показывать количество слов в деепричастном обороте.
- Лодка, описав полукруг, выплыла на середину реки. (2)
- Проехав четыре версты, он увидел первого знакомого и радостно обратился к нему. (3)
- Долго эту ночь сидела княжна Марья в своей комнате, прислушиваясь к звуку говора мужиков. (5)
- Приехав на станцию, он вошел к смотрителю и спросил вольных лошадей. (3)
- Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной очи. (9)
- (10 слайд) А теперь проверим, как вы усвоили новую тему, выполнив задание для самоконтроля.
- Какие из предложенных утверждений верны? Запишите их в тетрадь-подсказку.
- Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. (+)
- Деепричастный оборот может находиться только после глагола-сказуемого. (-)
- В деепричастный оборот входят только зависимые от деепричастия слова. (-)
- Деепричастный оборот может находиться и после, и перед глаголом-сказуемым. (+)
- (увеличить 11 слайд) Сравните предложения в таблице и обратите внимание на запятые.
Пес, /услышав шаги хозяина/, завилял хвостом.
Пес завилял хвостом, /услышав шаги хозяина/.
- Они нужны не только в 1-ом предложении, где деепричастный оборот стоит перед сказуемым, но и во 2-ом, где он стоит после сказуемого. Именно этим деепричастные обороты отличаются от причастных, которые выделяются только в положении после определяемого слова.
- (12 слайд) А теперь сравните следующие 3 предложения. Зпишите их в тетрадь-подсказку.
- Он, открыв окно, посмотрел во двор.
- Открыв окно, он посмотрел во двор.
- Он посмотрел во двор, открыв окно.
- Что вы можете сказать о постановке запятых в предложениях с деепричастным оборотом? (Ответы детей)
- Правильно. В 1-ом предложении деепричастный оборот находится в середине предложения, справа и слева от него есть другие слова, поэтому он выделяется запятыми. Во 2-ом предложении деепричастный оборот стоит в начале предложения, в 3-ем - в конце. Другие слова рядом с деепричастным оборотом в этих предложениях есть только с одной стороны, поэтому, там достаточно одной запятой.
- (13 слайд) Запишите это правило в тетрадь-подсказку.
Деепричастный оборот с обеих сторон выделяется запятыми, если стоит в середине предложения, и одной запятой, если стоит в начале или конце предложения.
- (14 слайд) В этом упражнении нужно поставить запятые, указывая границы деепричастных оборотов. (Самостоятельно в тетрадях, при проверке обменяться тетрадями. Один ученик отвечает у доски на компьютере.)
- Ветер прошелся вдоль берега, зарябив зеркало плёса.
- Солнце, послав на землю последний луч, скрылось за горизонтом.
- Оставшись один, я погрузился в размышления.
- Капитан, перегнувшись через перила, смотрел вниз.
- Люди шли полем, недоверчиво оглядываясь.
- Подъезжая к лесной караулке, Денисов остановился, вглядываясь в лес.
- Рудин стоял, скрестив руки на груди, и слушал с напряженным вниманием.
- Однако солдат, постояв секунды две, удалился, прикрыв за собой дверь.
- Обломов завтракал, не обращая ни на кого, ни малейшего внимания.
- Пугачев, увидев меня в толпе, кивнул мне головою и подозвал к себе.
- (15 слайд) В этом упражнении нужно выделить запятыми не только деепричастные, но и причастные обороты. (Самостоятельно в тетрадях, при проверке обменяться тетрадями. Один ученик отвечает у доски на компьютере.)
- Подъехав к господскому дому, он увидел платье, мелькавшее между деревьями.
- Подъезжая к оврагу, услышал я издали шум. Крики и голос моего Савельича.
- Перед нею стоял кувшин воды, покрытый ломтём хлеба.
- Увидя меня, она вздрогнула и закричала.
- И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке против памятника.
- (16 слайд) Закрепите пройденный материал заданием для самоконтроля. В каком случае в предложении из романа Тургенева деепричастный оборот выделен правильно? У вас на столах сигнальные карточки, с помощью которых вы будете показывать номер правильного ответа. Запишите его в тетрадь.
- Разговаривая вечером с Катей, Аркадий совершенно позабыл о своём наставнике. (+)
- Разговаривая вечером с Катей Аркадий, совершенно позабыл о своём наставнике. (-)
- Разговаривая вечером, с Катей Аркадий совершенно позабыл о своём наставнике. (-)
- Разговаривая вечером с Катей Аркадий совершенно позабыл, о своём наставнике. (-)
- Какие из предложенных утверждений верны? С помощью сигнальных карточек покажите номер правильного ответа.
- Причастный оборот выделяется запятыми, только если он стоит после определяемого слова. (+)
- Деепричастный оборот выделяется запятыми, если стоит перед сказуемым. (-)
- Причастный оборот, всегда выделяется запятыми. (-)
- Деепричастный оборот, всегда выделяется запятыми. (+)
VII. Подведение итогов работы.
- (17 слайд) Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- За работу на уроке вы получили следующие оценки…
VIII. Домашнее задание.
- Выучить теоретические сведения о деепричастном обороте. Выполнить упр.499 стр.228.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Обособление причастных оборотов"
План-конспект интерактивного урока по теме: "Обособление причастных оборотов"....
Конспект урока русского языка с использованием ЭОР по теме: "Деепричастный оборот" .
План-конспект урока "Деепричастный оборот"...
Конспект урока: Повторение изученного о причастном и деепричастном оборотах"
Конспект урока русского языка для 7 класса на тему: "Повторение изученного о причастном и деепричастном оборотах"....
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Обособление причастного оборота"
Урок составлен по учебному комплексу Львовых...
Конспект урока русского языка по теме "Причастный оборот" (7 класс)
Тип урока: урок изучения нового материала Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки...
Конспект урока английского языка для 5 класса по теме "Оборот "used to" в системно-деятельностном подходе
Урок английского языка по теме "Оборот "used to" для учащихся 5 класса разработан в рамках системно-деятельностного подхода, является уроком открытия нового знания. В ходе урока ученикам предлагается ...
Русский язык. 7 класс.Конспект урока "Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми"
Одним из главных методов достижения учебных целей на уроке является, на мой взгляд, правильная и грамотная постановка целей в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся....