Конспект урока: Повторение изученного о причастном и деепричастном оборотах"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Конспект урока русского языка для 7 класса на тему: "Повторение изученного о причастном и деепричастном оборотах".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichastnye_i_deeprich_oboroty.docx | 63.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель МБОУ Мокро-Гашунской СОШ №7
Мищенко Елена Васильевна
Тема: Повторение изученного о причастном и деепричастном оборотах.
7 класс. русский язык
Задачи:
1.Обобщить и систематизировать знания о причастном и деепричастном оборотах;
2.Посредством различных упражнений продолжить развитие умения употреблять причастные и деепричастные обороты в речи.
3.Воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: раздаточный материал, индивидуальные карточки, таблица.
Тип урока: повторение изученного.
Форма урока: традиционная.
Ход урока
Этапы | Содержание |
1.Псих.настрой Образование прич. Работа по таблице | Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на стихотворения, лежащие у вас на столе. Давайте их прочтем. 1.Снежные горы (Ф.Тютчев) Уже полдневная пора Палит отвесными лучами, - И задымилась гора С своими черным лесами. Внизу, как зеркало стальное, Синеют озера струи, И с камней, блещущих на зное, В родную глубь спешат ручьи. И между тем как полусонный Наш дольный мир, лишенный сил, Проникнут негой благовонной, Во мгле полуденной почил. – Горе, как божества родные, Над издыхающей землей Играют виси ледяные С лазурью неба огневой 2.Сжала руки под темной вуалью… «Отчего ты сегодня бледна?» - Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот… Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: «Шутка. Все, что было. Уйдешь, я умру» Улыбаясь спокойно и жутко, Он сказал мне: «Не стой на ветру». А.Ахматова Скажите, о чем эти стихотворения. (первое о природе, а второе о любви) А теперь обратите внимание на выделенные словосочетания и попытайтесь сформулировать нашу сегодняшнюю тему. Верно, тема нашего урока «Повторение изученного о причастном и деепричастном оборотах». (Запись темы в тетрадь). Но прежде чем говорить об оборотах, давайте вспомним, что же такое причастие и деепричастие. (причастие – особая форма глагола, которая имеет признаки глагола (время, вид, возвратность, залог, переходность) и прилагательного (изменяется по числам, родам и падежам; синт. ф-ция – определение, или составная часть именного сказ.; страд. прич. имеют полную и краткую форму). Обратите внимание ребята у причастий всего два времени – у них нет будущего времени. Причастия образуются при помощи суффиксов: -ущ(-ющ), -ащ(ящ); -ем(-ом), - им, - вш, -ш, - енн, -нн, -т. Но ребят причастий у глагола может быть несколько (1-4). Их количество зависит от грамматических признаков (вида и переходности). Если глагол несов.в. и переходный то у него 4 прич. страд. и действий двух времен. Решать Н. вр. действ страд решающий решаемый Пр.вр. решавший решенный У глаголов сов. вида не будет причастий наст. вр. Надеть Наст.вр. действ. страд. - - Прош.вр. Надевший надетый У непереходных глаг. не будет страдат.прич. Лежать Н. вр. действ страд лежащий - пр.вр. лежавший - Обратите внимание, ребята у каждой формы прич. свои суф. В наст. вр. у действ. прич. суфф. – ущ(-ющ), - ащ (-ящ); у стр. прич. : -ем (-ом), -им. В прош. вр. у действ. – вш(-ш) у стр. прич – енн(нн) – т. А теперь давайте обратим внимание на таблицу в ней отражены знания о том какие прич. образовыв., а какие нет: |
Настоящее время | Прошедшее время | |||||
действ. | страд. | действ. | страд. | |||
вид | Сов в – Несов в + | Сов в – Несов в + | + | Сов в + Несов в + – | ||
переходность | + | Перех + Неперех – | + | Перех + Неперех – |
Итог: КАКИЕ ФОРМЫ ПРИЧ.ЗАВИСЯТ ОТ ГРАМ ПРИЗН ГЛ.
Склонение прич. Прич.оборот Повторение материала о дееприч. Повт. мат. о прич. обороте Подведение итогов. Домашнее задание | Ребята, вы сказали, что прич. изменяются породам, числам и падежам А каким образом можно проверить написание этих форм (по вопросу). Например Строящийся дом Строящимся домом (каким?) (Тв.п.) Но: может чередоваться ом – ем. Нр: мы получили квартиру в (каком?) строящемся доме (Пр. пад.). Ребята, а что называется прич. оборотом. А как выделяется причастный оборот на письме (Если прич. оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми с двух сторон. А если перед определяемым словом то нет). Итак ребята я вам дам два предложения в (них не расставлены знаки препинания) и три схемы. Вам нужно расставить знаки препинания и указать какая схема лишняя. Дом, покинутый людьми, казался мрачным Покинутый людьми дом казался мрачным А составьте мне предложение на третью схему. В предложении причастный оборот является определением. А сейчас ребята мы с вами выполним одно упражнение устно. А пока мы выполняем это упражнение к доске пойдут два человека с карточками. А упражнение такое. Я читаю вам предложение с глаголом. А вы заменяете его предложением с причастным оборотом. 1.Тучи, которые гонит ветер. 2.Лодка, которую увлекает сильный поток (увлекаемая) . 3.Книга, которую прочитал мальчик ( прочитана). 4.Старые письма, которые хранит бабушка (хранимые). 5.Земля, которая освещается солнцем (освещаемая). Проверка работы по карточкам. А теперь давайте обратимся к деепричастному обороту. Но сначала: Что такое деепричастие? (неизм. форма глагола включающая в себя признаки нареч. и глагола, обозначающая дополнит. действие образуется при помощи суффиксов – а(-я) – в (вш), - учи (ючи). Выбор суффиксов зависит от вида. Несов. в – (я) Сов. в -в(-вши) В предлож. – обособл. определен. И снова мне нужно два человека для работы по карточкам. А пока они работают у доски, мы напишем выборочный диктант. Я диктую предложения, а вы выписываете из них деепричастные обороты и определяете вид деепричастия: 1.Рука Серебряного, гремя цепью, опять упала к нему на колени (несов.в.). 2.Пошарив кругом, он нащупал на столе краюху хлеба (сов.в.). 3.Даже птицы на дубах щебетали как будто вполголоса, ветер не шелестел в листьях, и только кузнечики, притаясь в траве, трещали без умолку. 4.Подъехав к валу, князь и его товарищи спешились и привязали лошадей к столбам, в которые нарочно для того были ввинчены колья. 5.Гляда на него, царь начал смеяться. Проверка карточек. Вместе с детьми. Ну а теперь давайте подведем итоги:
Составьте дома правила поведения на улице или в школе используя в своем рассказе причастный или деепричастный обороты. |
Карточки:
№ 1. Сделать морфемный анализ слов
Потрескавшаяся
Покинутый
№2. Сделайте синтаксический разбор предложения:
Здесь, погрузившись в сон железный, усталая природа спит.
№3. В данных предложениях перепутаны деепричастные обороты. Запишите предложения, поставив дееприч. обороты на «свое» место:
- Старуха вышла, гремя цепями.
- Узники в темницах вскочили, спасаясь от огня, и стали прислушиваться.
- Татары, шаркал ногами и стуча клюкой бежали в беспорядке.
- Соседние люди, узнав боярина, спешили запирать ворота и гасить огонь.
- Узнав о нападении опричников и видя зарево над двором Морозова Елена образовалась
(А.К.Толстой)
№ 4. Из данного текста «исчезли» прич. и дееприч. обороты. Верните их на место. Глаголы, к которым относятся дееприч. в тексте отмечены.
Стало совсем светло. Волки ушли в лесные чащобы переваривать ночную добычу, убралась с поляны лисица…
Сорока, чистившая на ветке ольховника черный острый клюв, вдруг повернула голову набок, прислушалась, присела, готовая сорваться и улететь. Тревожно хрустели сучья. Кто-то большой, сильный шел сквозь лес. Затрещали кусты. Заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел наст. Сорока вскрикнула и по прямой полетела прочь.
(Б. Полевой)
Слова для справок:
Не разбирая дороги; распустив хвост, похожий на оперенья стрелы; оставив на снеге кружевной, хитро запутанный след.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Повторение изученных частей речи" 9 класс VIII вид
Подробный конспект урока письма в 9 классеVIII вида по теме "Повторение изученных частей речи"...
конспект урока "Повторение изученного по теме "Местоимение"
конспект урока русского языка в 6 классе....
Опасные шалости (повторение правописаний наречий, постановка знаков препинания при причастных и деепричастных оборотов)
Конспект интегрированного урока русского языка с ПДД, представлена опорная рабочая карта для учащихся....
Конспект обобщающего урока по теме "Причастный и деепричастный обороты в тексте"
Предлагаю рабочий конспект простого урока, обобщающего изученный материал по "темам "Причастный оборот. Деепричастный оборот"....
Конспект урока "Повторение изученного о простом предложении"
Конспект урока "Повторение изученного о простом предложении" для 5 класса...
Конспект урока "Повторение изученного о простом предложении"
Конспект урока "Повторение изученного о простом предложении" для 5 класса...
КОНСПЕКТ УРОКА «Повторение изученного в 5-8 классах. Морфемика и словообразование».
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «Повторение изученного в 5-8 классах. Морфемика и словообразование»....