Интеллектуальная игра "Школьный базар"
материал по русскому языку (8,9,10 класс) по теме

Киропьянова Наталья Валентиновна

Учащиеся путешествуют по разным станциям, в том числе и по филологической. Разработаны разноуровневые вопросы для этой станции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_bazar.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

                                   

                               Школьный базар (Интеллектуальная игра)

Учащиеся путешествуют по разным станциям: химической, филологической, математической, физической, литературной, географической, исторической, биологической.  Каждый участник выбирает вопросы разной  сложности.

Вопросы  низкого уровня оцениваются 1 баллом за полностью правильно выполненное задание или вопрос, среднего уровня – 2 баллами, высокого уровня – 3 баллами.

В конце игры жюри подсчитывает общее количество баллов и определяет победителей (1,2,3 места).

                                                           Низкий уровень

1.  Как в этом предложении надо расставить знаки препинания?

      Отколе умная бредёшь ты голова?

  1. Подберите к слову грусть синоним и антоним.
  2. Разберите по составу слово поддерживая.  
  3. Разберите по составу слово вверху.
  4. Разберите по составу слово едешь.
  5. Определите значение данного фразеологизма: точить лясы.

7.   Определите значение данного фразеологизма:  с глазу на глаз.

8.   Определите значение данного фразеологизма:  держать в ежовых рукавицах.

9.   Вставьте пропущенные буквы. Укажите слово, лишнее с точки  

          зрения   орфографии:

               р…стение, выр…щенный, р…сли.

10.   В приведённом ниже предложении найдите речевые ошибки. Исправьте    

      предложение:

               Автор делит героев своей повести на две части.

11.  К каким частям речи относятся следующие слова:

        пятеро, пятак, пятиэтажный, в-пятых, пятый

12. Какие буквы в современном русском языке не обозначают звуков?

13. Выберите правильную форму управления:

      благодаря (уход), вопреки (суеверие), преисполненный (радость).

14. Сколько существует  вариантов ошибочного написания слова аспирин?

15. Определите, какое слово не является родственным. Обоснуйте ответ.

             излагать, положение, прилагательное, налаживать, полагать, предложить

16. Назовите глагол – архаизм , определите его значение:

                             Кто как ведает, тот так и обедает.

17. Доскажите недостающие слова в пословицах:

                               За твоим языком не поспеешь …

                               Языком болтает, а голова …

18. Подберите к каждому слову сначала синоним, потом антоним:

                                здоровье, богатый, грязный

19. О каком знаке препинания идёт речь?

                                 Известно миру с давних пор,

                                 Что знак и я немаловажный.

                                  И не окончен разговор…

                                  И начинает думать каждый.

20.Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением?

21. Превратите слова мел в мелкое место, угол  – в топливо шест – в число.

22. Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни  

      числа, ни названия дня.

23. Укажите существительное женского рода: профессор, шампунь, вермишель,  

      шимпанзе, тополь

24. Как сказать правильно? Лежит бочка с пробитым дном.

                                                    Лежат  бочки с пробитыми …  .

25. В каких словах суффикс – ик, а в каких – чик?

      ключик, переплётчик, зайчик, стульчик, огурчик, разносчик, мячик

26. Какие личные местоимения имеют значение любого рода?

27. Какое наречие пишется с двумя чёрточками?

28. Исправьте предложение: Дедушка присел на пенёк, собиравший грибы.

29. Замените глаголом данные фразеологические обороты: клевать носом, зарубить на    

      носу, надуть губы

30. Разгадай логогриф: Я – синоним осьминога, а без с – в метле нас много.

                                 низкий уровень                                             ключ

  1. Отколе,  умная,  бредёшь ты, голова?
  2. грусть – печаль, грусть – радость
  3. поддерживая
  4. вверху
  5. едешь
  6. весело и почти без пользы проводить время, вести бестолковую и шумную беседу
  7. наедине
  8. держать в строгости
  9. растение, выращенный, росли

      10. Автор делит героев своей повести на два типа.

  1.  пятеро (числ.) , пятак (сущ.), пятиэтажный (прил.), в-пятых (нар.), пятый (числ.)
  2. Ь,Ъ
  3. благодаря  уходу,  вопреки  суеверию , преисполненный  радости
  4. 11 вариантов
  5. налаживать (наладить) – видовая пара
  6. ведает – знает  

   17. За твоим языком не поспеешь с помелом.

         Языком болтает, а голова болит.

18. здоровье – самочувствие - болезнь, богатый – зажиточный - бедный, грязный –  

      неопрятный – чистый

19. многоточие

20.  ё

21.  мель, уголь, шесть

22.  позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра

23.  вермишель

24. Лежат  бочки с пробитыми доньями.

   25.  ключик, переплётчик, зайчик, стульчик, огурчик, разносчик, мячик

   26.  ты, вы

   27.   точь-в-точь

   28.  Дедушка, собиравший грибы, присел на пенёк.

   29.   дремать, запомнить, обидеться

   30.   спрут - прут

                                                средний уровень

1.  Назовите слова, в которых рядом находятся два гласных звука:

                     стипендия, стипендиат,  будущее,  силуэт.  

2.  Расставьте ударение в словах:

          цемент,  хозяева, цыган, феномен, тефтели, щавель, фольга

3.  Укажите лексические значения данных слов: гипербола, тиран.

4.  Укажите лексические значения данных слов: апелляция, ямб.

5.  Назовите фразеологизмы:

                               Тянуть …                                                                              

                               Унести …                                                                              

                               Вскружить …                                                                        

6.  Укажите значение устаревших слов.

           ланиты,  чело, очи

7.   Как называются люди, живущие в Пскове,  Томске, Курске, Туле?

8.   Вставьте пропущенные буквы. Укажите слово, лишнее с точки  

         зрения   орфографии.

                        Пр…подавать, пр…езжать, пр…одолевать.

9.   Вставьте пропущенные буквы. Укажите слово, лишнее с точки  

         зрения   орфографии.

                    Ц…ркуль, ц…рк, ц…плёнок.

10.   Вставьте пропущенные буквы. Укажите слово, лишнее с точки  

         зрения   орфографии

                    Дрож…и, мож…евельник, жуж…елица.

11.  Вставьте пропущенные буквы. Укажите слово, лишнее с точки  

         зрения   орфографии

                    К…талог, препод…ватель,  инт…ллигенция.

12.  Найдите и исправьте ошибки в предложении.

           И Мери, и Бэла страдают благодаря непостоянству Печорина.

13.  Подберите к каждому из заимствованных слов русский синоним

                                             авторитет, интенсивный

14. Определите лишнее слово:  время, лицо, наклонение, спряжение.

15. Прочитайте предложение:

                                              Для гаражного кооператива заказаны 23 (ворота).

16. Прочитайте предложение: Ателье получило  24 (ножницы).

17. Прочитайте предложение: Космонавты провели на орбитальной станции «Мир» 152  

      (сутки).

18. Дайте определение лингвистическим терминам: морфология, приставка.

19. Определите, одним или разными способами образованы прилагательные

      батальонный и дивизионный. Свой ответ обоснуйте.

20. Вставьте пропущенные буквы. Объясните их правописание.

                                 Выкач…нная из бака нефть.

                                 Выкач…нная из подвала бочка.

21. Определите, какие фонетические явления встречаются в словах:

                                            расшить, сбить

22. Раскройте скобки, объясните написание не с причастиями:

                      Было сыро и холодно, особенно в (не)просохшем платье.

                      (Не)опавшая осенью листва теперь просвечивала сквозь снежный покров.

23. Каково значение фразеологизма горячая точка?

24. Укажите, какой частью речи является слова мимо в предложениях:    

                                   Он прошёл мимо, не заметив меня.

                                   В три часа я буду проезжать мимо твоего дома.

25. Раскройте скобки, выбирая необходимую букву:

                 аф(е,ё)ра, быти(е,ё), оп(е.ё)ка, ос(е,ё)длый, св(е,ё)кла

26. Какие части речи в русском языке могут иметь значение количества?

27. Найдите лишнее: Небо чисто. Солнце ласково. В комнате светло. Утро солнечно

28. Какой знак препинания впервые был введён Н.М.Карамзиным?

29. Решите, к одушевлённым или неодушевлённым следует отнести  

      существительные  утопленник, труп, народ.

30. Назовите подлежащее и сказуемое: Хорошо это – жизнь!  (М.Горький)

         

 

 

                                                       

высокий уровень

1. Укажите значение устаревших слов.

           Аршин, алтын, псалтырь, чело, очи.

 2.  Определите тип односоставного предложения: Цыплят по осени считают.

 3.  Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое в предложении:

       Я возвратился к Зурину грустен и молчалив.

 4.  Установите, к какой части речи относятся выделенные слова.

                 1).  Помещение полно народу.

                 2).  Полно, хватит так горевать – слезами горю не  поможешь.

5.  Установите, к какой части речи относятся выделенные слова.

              1).  Эта вещь устроена очень просто.  

                  2).  Я не пойду к директору – просто не хочу нарываться на неприятности.

6.  Установите, к какой части речи относятся выделенные слова.

              1).  Жарко, печка натопила избу, и было как в бане.

                  2).  Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу.  

7. Переведите на русский язык следующие выражения:

                                                        1). alma mater

                                                        2). nota bene

 8. Подберите к каждому из заимствованных слов русский синоним:

                                адекватный, доминировать, деградация

9. Какова синтаксическая функция личных местоимений в отрывке

    из   стихотворения  М.Ю.Лермонтова:

                                                         Прощай, немытая Россия,

                                                         Страна рабов, страна господ,

                                                         И вы, мундиры голубые,

                                                         И ты, им преданный народ.

10. Расставьте знаки препинания в предложении:

      Я забрёл далеко и уже совершенно стемнело но луна взошла а ночь как говорится  

      давно стала на небе когда я достиг знакомой усадьбы.

11. Можно ли считать приведённые ниже слова этимологически родственными?  

      Аргументируйте свой ответ.

                      пряник – пряный – пряжа - пряжка   

12. Объясните лексическое значение и происхождение слов:

                                             факс, фристайл, алиби

13. Объясните, почему не обособляется оборот с как:

                                              Маргарита жила как во сне.

14. Объясните, почему не обособляется оборот с как:

      Молодые супруги были счастливы и жизнь их текла как по маслу.

15. Определите, какие тропы употреблены в этих предложениях:

                               Шутила зрелость, пела юность. (А.Твардовский)

               Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. (А.Пушкин)

               Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде. (С,Есенин)                             

 16. Определите, какие тропы употреблены в этих предложениях:

                                         Я видывал, как она косит:

                                         Что взмах – то готова копна. (Н.Некрасов)

      Кому сказать, с кем поделиться той грустной радостью, что я остался жив. (С.Есенин)

17. Определить тип односоставных предложений:

                              Старика отнесли в спальню.

                              Люблю спать на чердаках.  

                              Мелколесье. Степь и дали.

18.Определите, какую синтаксическую функцию выполняет слово   дорогой в предложениях. Расставьте знаки препинания.

                         При чужих объясняться с ней дорогой не хотелось.

                         Ты не хочешь объяснить дорогой в чём дело?

                         Итак дорогой я надеюсь что вы не откажете мне в этой милости.

19. Определите значение слов. Как различаются слова многозначность и  

                                                                                                        многозначительность?

20. Определите в данных предложениях вид омонимов:

                                Снежное покрывало покрывало всё поле.

                                Несёт меня лиса за тёмные леса.

21. Определите существительные женского рода:

      алиби, безе, бра, кредо, салями, фрау, иваси, импресарио, киви

22. Дайте краткое толкование значений следующих заимствованных слов:

                        импонирует, превентивный, толерантность

23. Как во времена М.Ломоносова называли восклицательный знак, скобки, дефис?

24. Замените выделенные слова синонимичными фразеологизмами, в составе которых есть деепричастия:

                                    Все дружно, усердно принялись за дело.

                                    Он мог работать старательно, без сна, без еды.

25. Среди приведённых ниже слов найдите пары этимологически родственных.  

      Какое слово лишнее?

                    утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак

26. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые? Расставьте знаки  

      препинания.

     Многие источники говорят(1) что Бородинское сражение не выиграно французами(2) потому(3) что у Наполеона был насморк(4) что(5) ежели бы у него не было насморка(6) распоряжения его до и во время сражения были бы ещё гениальнее(7) и Россия бы погибла.

27. Определите, какие тропы употреблены в предложениях из художественных  

      текстов?

     Нарядней модного паркета блистает речка, льдом одета.  (А.Пушкин)

     Почва такая хорошая, что если посадть в землю оглоблю, то через год вырастет  

     тарантас.  (А.Чехов)

28.Определите, к какой части речи относится выделенное слово:

                                 Ему кажется, что он прав.

                                 Это предположение вероятно.

                               

  Это правда, что тебе выписали премию?

                                 Этот пример решён верно.

29. Разберите слова – паронимы по составу:

      пластичный – пластический, понятный – понятливый

     Составьте с ними словосочетания.

30. Какими словообразовательными морфемами старославянского происхождения  

      характеризуются следующие слова?

      хранитель, властитель, утешитель, добрейший, гонимый, грядущий, ведомый, воздать

                                           

                                                            средний уровень                                                   ключ

 

  1. стипендиат, силуэт
  2. цемент,  хозяева, цыган, феномен, тефтели, щавель, фольга
  3. гипербола – преувеличение, тиран – злодей, угнетатель
  4. апелляция - жалоба, ямб – стихотворный двусложный размер с уд. на 2-м слоге
  5. Тянуть резину. Унести ноги. Вскружить голову.  
  6. ланиты - щёки,  чело - лоб, очи – глаза
  7. псковичи, томичи, куряне, туляки
  8. Преподавать, приезжать, преодолевать
  9. Циркуль, цирк, цыплёнок
  10. Дрожжи, можжевельник, жужелица
  11. Каталог, преподаватель,  интеллигенция
  12. И Мери, и Бэла страдают из-за непостоянства Печорина.
  13. авторитет – влияние, уважение, интенсивный –напряжённый, усиленный
  14. время – разносклоняемое сущ., лицо, наклонение, спряжение – сущ. 2-го склонения
  15. Для гаражного кооператива заказаны ворота в количестве двадцати трёх штук.
  16. Ателье получило  24 штуки ножниц.  
  17. Космонавты находились на орбитальной станции «Мир» в течение ста пятидесяти  

       двух суток.

  1. морфология – раздел грамматики, наука о частях речи, приставка – значимая часть  

      слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

  1. батальонный – батальон-н-ый (суффикс.), дивизионный- дивизии-онн-ый (суффикс)

   20. Выкачанная из бака нефть(выкачать). Выкаченная из подвала бочка(выкатить).

   21. расшить, сбить - озвончение

   22. Было сыро и холодно, особенно в  непросохшем платье.(нет зав.слов, противопост.)

            Не опавшая осенью листва теперь просвечивала сквозь снежный покров(зав.слова)

   23. горячая точка – о месте, где возник или может возн. острый полит. или воен.  

             конфл.

   24. Он прошёл мимо, не заметив меня.(наречие)

         В три часа я буду проезжать мимо твоего дома.(предлог)

   25. афера, бытие, опека, оседлый, свёкла

26. числит., сущ.-дюжина, прил.-восьминогий, гл.-утроить, прич.-сдвоенный, дееприч.-  

      раздваиваясь, нар.-втрое, мест.- с несколькими шариками.

27. В комнате светло. (безличное)

28. тире

   29. утопленник, труп, народ

   30. Хорошо это – жизнь!  

                                              Высокий уровень                                                                ключ

  1. Аршин, алтын, псалтырь, чело, очи.
  2. Неопределённо-личное (обобщённо-личное)
  3. Я возвратился к Зурину грустен и молчалив.

4.   Помещение полно народу. (краткое прилагательное)

      Полно, хватит так горевать – слезами горю не  поможешь. (междометие)  

5.   Эта вещь устроена очень просто.  (наречие)

      Я не пойду к директору – просто не хочу нарываться на неприятности.(частица)

6.   Жарко, печка натопила избу, и было как в бане. (слово состояния)

      Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу.(наречие)

7.    alma mater- питающая мать;          nota bene- обрати внимание

8.   адекватный – совпадающий, соответствующий,  доминировать -  преобладать,  

      возвышаться, господствовать, деградация – постепенное ухудшение, приведение в  

      упадок

9.  Личные местоимения входят в состав обращений (в данном отрывке) и поэтому не  

      являются членами предложения (не выполняют синтаксической функции)

10. Я забрёл далеко, и уже совершенно стемнело, но луна взошла, а ночь, как говорится,  

      давно стала на небе, когда я достиг знакомой усадьбы.

11. Этимологически родственными являются слова пряник-пряный (суф.обр-ние от  

      пряный), пряжа и пряжка не явл. этим.родственными, пряжа-прясть, пряжка-застёжка

12. факс – система связи посредством электронной  передачи текста, фристайл – вид  

      горнолыжного или вертолётного спорта, алиби – нахождение обвиняемого в момент  

      совершения преступления в другом месте

13. Маргарита жила как во сне. (Не обособляется, так как оборот образует именую часть  

      составного сказуемого)

14. Молодые супруги были счастливы и жизнь их текла как по маслу.(Не обособляетя, так  

      как оборот является устойчивым сочетанием)

15. Шутила зрелость, пела юность. (А.Твардовский) (олицетворение)

      Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. (А.Пушкин)(олицетворение

      эпитеты)

      Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде. (С,Есенин)(эпитеты, сравнение)                             

16. Я видывал, как она косит:

      Что взмах – то готова копна. (Н.Некрасов) (гипербола)

      Кому сказать, с кем поделиться той грустной радостью, что я остался жив. (С.Есенин)

                                                                                          (оксюморон)

17. Старика отнесли в спальню. (неопределённо-личное)

      Люблю спать на чердаках. (определённо-личное)  

       Мелколесье. Степь и дали. (назывные)

18. При чужих объясняться с ней, дорогой, не хотелось. (определение или обращение)

      Ты не хочешь объяснить, дорогой, в чём дело? (обращение)

      Итак, дорогой, я надеюсь, что вы не откажете мне в этой милости.(обращение)

19. многозначность – от многозначный, имеющий много значений; многозначительность –

      от многозначительный, имеющий большое значение

20. Снежное покрывало покрывало всё поле. (это омоформы: совпадение только  

      отдельной формы слова)

      Несёт меня лиса за тёмные леса.(то же)

21 алиби, безе, бра, кредо, салями, фрау, иваси, импресарио, киви

22. . импонирует - нравится, превентивный - предупреждающий, толерантность -  

      терпимость

23. ! – удивительным, - единительным, ( ) вместительным

24. Все дружно, усердно принялись за дело.

     Он мог работать старательно, без сна, без еды. (не покладая рук)

25. утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак

      (утробный – внутренний, утренний – завтрак)

26. Многие источники говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами  потому, что у Наполеона был насморк, что, ежели бы у него не было насморка, распоряжения его до и во время сражения были бы ещё гениальнее  и Россия бы погибла.

27. Нарядней модного паркета блистает речка, льдом одета.  (А.Пушкин)(эпитет, олицет.)

     Почва такая хорошая, что если посадть в землю оглоблю, то через год вырастет  

     тарантас.  (А.Чехов) (гипербола)

28. Ему кажется, что он прав.(глагол)

       Это предположение вероятно. (прилагательное)

       Это правда, что тебе выписали премию?(сущ.)

       Этот пример решён верно.(наречие)

29. пластичный – пластический, понятный – понятливый   стр.60

30. хранитель, властитель, утешитель, добрейший, гонимый, грядущий, ведомый, воздать

     суф. сущ. –тель, -ени

     прист. воз-

     суф. прил. и прич. –ейш, -им, -ущ, -ом

                                                   

        ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе, алгебре и началам анализа: "Базаров против Базарова"

Нетрадиционный подход к анализу образа Базарова позволяет учащимся на практике применить знания, полученные на уроках математики и литературы, помогает глубже проникнуть в противоречивый мир героя и с...

Раскольников и Базаров: можно ли жить по теории?

Урок литературы в 10 классе с использованием метапредметности....

Раскольников и Базаров: можно ли жить по теории?

Презентация к уроку литературы в 10 классе с использованием метапредметности....

"Базаров и близкие ему люди"

Урок - диспут, на котором учащиеся решают проблему: прав ли критик Антонович, назвав Базарова "асмодеем нашего времени"....

Интеллектуальная игра_Птичий базар_

Сценарий  интеллектуальной игры "Птичий базар" по биологии, 7 класс...

Интеллектуальная игра "Птичий Базар"

Хорошо проводить на обобщающих уроках и как внеклассное мероприятие....

Зоологическая интеллектуальная игра «Птичий базар» для учащихся 6-7 классов

Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 6-7 классов позволяет показать связь биологии с другими предметами, проверить знания по биологии, развить устойчивый интерес к изучению птиц....