Интеллектуальная игра_Птичий базар_
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Удилова Татьяна Александровна

Сценарий  интеллектуальной игры "Птичий базар" по биологии, 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon intellektualnaya_igra_ptichiy_bazar_.zip2.63 МБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра «Птичий базар»

Предварительно класс делится на три команды по 6 -7  человек. В жюри приглашаются учителя биологии, экологии и зам. директора по воспитательной работе.  С целью мотивации к игре и повышения познавательного интереса перед началом игры демонстрируется презентация «Властелины воздуха»

1.  Визитная карточка (3 балла)


Ребятам предлагается три названия команд «Ласточки», «Пингвины», «Страусы». Выбрав одно из названий необходимо ответить  на три вопроса:

  1. к какому отряду относится данный вид птиц;
  2. к какой экологической группе относятся данный отряд;
  3. каковы характерные признаки птиц этого отряда.

2. Разминка  (по 1 баллу за каждый верный ответ)


Командам предлагается разгадать по три  загадки. Если команда не знает ответа,  право отвечать переходит к другой команде.

1. Чернее сажи, белее снега, выше дома, ниже травы. (сорока)

2. В пестром наряде, ходит на параде. Часов не имеет, а время разумеет. (петух)

3. В серой шубке перовой  и в морозы он герой. Скачет, на ветру резвится, не орёл, а всё же птица. (воробей)

1. Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая.   (Сорока)

2. Не княжеской породы, а ходит с короной.  Не  всадник а со шпорами. (петух)

3. Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок - получается прыжок. (воробей)

1. Бела  как снег, черна как жук, зелена как луг, вертится как бес, днём к нам в гости, а ночью в лес. (сорока)

2. Он носом в землю постучит, взмахнёт крылом - и закричит. Кричит он даже сонный, петух неугомонный. (петух)

3. Я весь день ловлю жуков, ем я крошки, червяков. Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю. (воробей)

3.  Кто  больше? … знает птиц (по 1 баллу за каждый верный ответ) 


Необходимо заполнить пустые клеточки в таблице, чтобы получить названия птиц.  Время выполнения ограничено -3 минуты.

Ответы:  1 - чиж;  2 - сыч; 3- выпь;  4 - аист; 5 - гусь; 6 - утка; 7 - гага; 8 - сова        ; 9 - орёл;10 - гриф; 11 - удод;   12 - цапля; 13 - сокол; 14 - фазан; 15 - петух; 16 - кулик; 17 - чибис; 18 - чайка; 19  -         филин; 20 - ворон; 21 - дятел; 22 - дрозд; 23 - сойка; 24 - стриж; 25 - щегол; 26 - скопа; 27 - баклан; 28 - лебедь; 29 - кондор; 30 - ястреб.        

        4. Загадочные рисунки (по 1 баллу за каждый верный ответ)


Каждая команда получает свой рисунок, который нужно пояснить:

1. По форме клюва определить, чем питается птица.

2. По форме и размеру крыльев определить, где обитает птица.

3. По форме и размеру ног определить, где обитает птица.

5. Конкурс капитанов (по 2 баллу за каждый верный ответ)


Капитанам предлагается  шесть изображений птиц. Необходимо объединить их парами в соответствии с экологической группой по месту обитания, к которой они относятся,  назвать их и определить  к какому отряду  они относятся. Если капитан не справляется, то команда может помочь, но при этом уменьшается количество баллов за верный ответ до одного балла.

Предлагаемые изображения:

1. Птицы степей:  журавль-красавка (отр. Журавли)+ страус (отр. Страусообразные)

2. Птицы культурных ландшафтов: ласточка + воробей (отр. Воробьинообразные)

3. Птицы пресных водоёмов: цапля (отр. Голенастые) + кряква (отр. Гусеобразные)

6. Экологические размышлялки в рассказах - загадках     (по 4 балла за верный ответ)


Командам предлагаются рассказы о птицах. После прочтения необходимо ответить на два вопроса.

1. Синичонку Фитюльке очень хотелось  быть взрослым, и он решил начать самостоятельную жизнь.  «Я улетаю, а вечером прилечу и расскажу вам всё:  что видел и где был». Синичонок огляделся и увидел рядом с собой маленького красненького жука с чёрными точками на спине. Жучок проворно бежал по ветке. И он со всего размаху клюнул красного жучка. «Ой!», - крикнул Фитюлька - «Как горько! Как невкусно!» …

? ? ? - Какую ошибку допустил Фитюлька? - Что это был за жучок?

2. Дело было в Сибири. Как-то на зимних каникулах ребята с учителем отправились на экскурсию в лес. Долго они ходили по лесу и видели много интересного: разных птиц, следы животных. В одном месте учитель подозвал ребят  к себе и показал гнездо на дереве. Кто-то засмеялся: «Похоже, что какая-то птица ошиблась, приняв зиму за весну, и строит гнездо. Вот чудачка, чем же она будет птенцов зимой кормить?»…

? ? ? - О какой птице идёт речь? - Чем она действительно будет кормить своих птенцов?

3. В нашей стране нет, пожалуй, такого глухого озера, речного или морского берега, где не прогуливались бы на своих длинных ножках эти птицы. Всего их насчитывается более 70 видов. Весной они прилетают одни из первых. Большинство из них считаются охотничьими птицами, но также они неплохо служат человеку, поедая вредных насекомых. Украинский поэт Дмитрий Белоус в одном из стихотворений написал о них:                                                                   Прошлым летом на лужку

В  ямке вывелся, в пушку,

И обсохнуть не успел -

Комара  и муху съел.

У всех у них есть общее родовое название. Но  у каждого есть и видовое название, например, песочник, грязевик, травник, шилоклювка, чернозобик, ходулочник, плавунчик. Все перечисленные виды обитают в болоте, озере или по  берегам водоёмов и лишь один их родственник в лесу - это вальдшнеп.

? ? ? - Каково родовое название всех перечисленных птиц? - По какому признаку их различают?


7. Птичьи трели


Командам предлагается сочинить четверостишье на заданную рифму:

1. друзья           2. пришла        3. солнце

    охранять            птицы               скворец

    нельзя                 петь                 оконце

    дать                 веселиться         гонец

Подведение итогов


Заключительное  слово  учителя


Подводя итоги игры я хотела бы обратить ваше внимание на те правила поведения в природе которые помогут сохранить нам птиц как постоянно живущих  в нашей местности, так и тех, кто бывает  у нас пролетом или откочёвывает к нам в поисках корма.  

Если каждый из вас проявит милосердие и поможет прилетающим к нам весной скворцам обрести свой дом, то они отплатят вам своей помощью в борьбе с вредителями сада и огорода. Ведь семья обыкновенного скворца уничтожает за день до 400 гусениц. А также они едят саранчу, жуков, улиток, червей и других вредных насекомых.

Другие птицы вьют себе весной гнёзда, собираясь отложить в них яйца и вывести потомство. Но где, же им вить гнёзда, если  ветви у деревьев обломали дети? Задумайтесь, прежде чем отломить ветку кому она больше нужнее вам  или птицам.

А уже свитое гнездо это дом для птицы и  она в праве защищать его от нападения не прошеных гостей всеми доступными ей способами. Поэтому если  вы попытаетесь  посмотреть на птичьи яйца или забрать птенцов, то не обижайтесь на птицу - она имеет право вас клевать и царапать когтями, а вот вы не имеете права врываться в чужое жилище. Не в праве бросать в птицу камнем или разорять гнезда. Для того чтобы птицы оставались вашими друзьями необходимо совсем немного внимания и доброты с вашей стороны по отношению к птицам. Главное, никогда не причинять вред даже самой маленькой птичке. И завершить нашу встречу позвольте мне строками из стихотворения Николая Заболоцкого:

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

На траве кровавой вздрагивает птица.

Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.

Но должно быть сердце. Сердце человечье!

Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.

Вы их жалейте люди, не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо,

А море без рыб - не море.

А земля без зверей - не земля.

Люди-человеки, страны и народы,

Мы теперь навеки должники природы!

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица…

ЛАСТОЧКИ

ПИНГВИНЫ

СТРАУСЫ

1. Чернее сажи, белее снега, выше дома, ниже травы.

2. В пестром наряде, ходит на параде. Часов не имеет, а время разумеет.

3. В серой шубке перовой  и в морозы он герой. Скачет, на ветру резвится, не орёл, а всё же птица.

1. Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая.  

2. Не княжеской породы, а ходит с короной.  Не  всадник а со шпорами.

3. Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок - получается прыжок.

1. Бела  как снег, черна как жук, зелена как луг, вертится как бес, днём к нам в гости, а ночью в лес.

2. Он носом в землю постучит, взмахнёт крылом - и закричит. Кричит он даже сонный, петух неугомонный.

3. Я весь день ловлю жуков, ем я крошки, червяков. Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю.

1. Синичонку Фитюльке очень хотелось  быть взрослым, и он решил начать самостоятельную жизнь.  «Я улетаю, а вечером прилечу и расскажу вам всё:  что видел и где был». Синичонок огляделся и увидел рядом с собой маленького красненького жука с чёрными точками на спине. Жучок проворно бежал по ветке. И он со всего размаху клюнул красного жучка. «Ой!», - крикнул Фитюлька - «Как горько! Как невкусно!» …

? ? ? - Какую ошибку допустил Фитюлька? - Что это был за жучок?

2. Дело было в Сибири. Как-то на зимних каникулах ребята с учителем отправились на экскурсию в лес. Долго они ходили по лесу и видели много интересного: разных птиц, следы животных. В одном месте учитель подозвал ребят  к себе и показал гнездо на дереве. Кто-то засмеялся: «Похоже, что какая-то птица ошиблась, приняв зиму за весну, и строит гнездо. Вот чудачка, чем же она будет птенцов зимой кормить?»…

? ? ? - О какой птице идёт речь? - Чем она действительно будет кормить своих птенцов?

3. В нашей стране нет, пожалуй, такого глухого озера, речного или морского берега, где не прогуливались бы на своих длинных ножках эти птицы. Всего их насчитывается более 70 видов. Весной они прилетают одни из первых. Большинство из них считаются охотничьими птицами, но также они неплохо служат человеку, поедая вредных насекомых. Украинский поэт Дмитрий Белоус в одном из стихотворений написал о них:                                                                   Прошлым летом на лужку

           В  ямке вывелся, в пушку,

         И обсохнуть не успел -

         Комара  и муху съел.

У всех у них есть общее родовое название. Но  у каждого есть и видовое название, например, песочник, грязевик, травник, шилоклювка, чернозобик, ходулочник, плавунчик. Все перечисленные виды обитают в болоте, озере или по  берегам водоёмов и лишь один их родственник в лесу - это вальдшнеп.

? ? ? - Каково родовое название всех перечисленных птиц? - По какому признаку их различают?

1. друзья                                                2. пришла                                                                 3. солнце

    охранять                                                   птицы                                                                      скворец

    нельзя                                                       петь                                                                          оконце

    дать                                                          веселиться                                                                 гонец

1

ч

Ж

2

С

ч

3

В

Ь

4

А

Т

5

Г

Ь

6

У

А

7

Г

А

8

С

А

9

О

Л

10

Г

Ф

11

У

Д

12

Ц

П

Я

13

С

К

Л

14

Ф

З

Н

15

П

Т

Х

16

К

Л

К

17

Ч

Б

С

18

Ч

Й

А

19

Ф

Л

Н

20

В

Р

Н

21

Д

Т

Л

22

Д

О

Д

23

С

Й

А

24

С

Р  

Ж  

25

Щ

Г

Л

26

С

О

А

27

Б

К

Н

28

Л

Б

Ь

29

К

Н

Р

30

Я

Т

Б

1

ч

Ж

2

С

ч

3

В

Ь

4

А

Т

5

Г

Ь

6

У

А

7

Г

А

8

С

А

9

О

Л

10

Г

Ф

11

У

Д

12

Ц

П

Я

13

С

К

Л

14

Ф

З

Н

15

П

Т

Х

16

К

Л

К

17

Ч

Б

С

18

Ч

Й

А

19

Ф

Л

Н

20

В

Р

Н

21

Д

Т

Л

22

Д

О

Д

23

С

Й

А

24

С

Р  

Ж  

25

Щ

Г

Л

26

С

О

А

27

Б

К

Н

28

Л

Б

Ь

29

К

Н

Р

30

Я

Т

Б

1

ч

Ж

2

С

ч

3

В

Ь

4

А

Т

5

Г

Ь

6

У

А

7

Г

А

8

С

А

9

О

Л

10

Г

Ф

11

У

Д

12

Ц

П

Я

13

С

К

Л

14

Ф

З

Н

15

П

Т

Х

16

К

Л

К

17

Ч

Б

С

18

Ч

Й

А

19

Ф

Л

Н

20

В

Р

Н

21

Д

Т

Л

22

Д

О

Д

23

С

Й

А

24

С

Р  

Ж  

25

Щ

Г

Л

26

С

О

А

27

Б

К

Н

28

Л

Б

Ь

29

К

Н

Р

30

Я

Т

Б



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Школьный базар"

Учащиеся путешествуют по разным станциям, в том числе и по филологической. Разработаны разноуровневые вопросы для этой станции....

Интеллектуальная игра "Птичий Базар"

Хорошо проводить на обобщающих уроках и как внеклассное мероприятие....

Познавательная игра "Птичий калейдоскоп"

Эта интеллектуально познавательная игра рассчитана на учащихся 7-8 классов, которые уже ознакомились с темой "Птицы". Игра командная с конкурсом для капитанов. Вопросы использованы как по программе, т...

Своя игра "Птичий мир"

Своя игра "Птичий мир"...

Зоологическая интеллектуальная игра «Птичий базар» для учащихся 6-7 классов

Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 6-7 классов позволяет показать связь биологии с другими предметами, проверить знания по биологии, развить устойчивый интерес к изучению птиц....

Интеллектуально-познавательная игра «Птичий переполох»

Проведение интеллектуально-познавательной игры по биологии «Птичий переполох» приурочено к Международному дню птиц, который традиционно отмечается 1 апреля....