Урок развития речи в 5 классе "Воспитанный ребенок"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Давыдова Алина Петровна

Урок развития речи в 5 классе носит нравственный характер. На уроке рассматривается труд татарского народного просветителя Ризы Фахретдинова "Воспитанный ребенок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_vospitannyy_rebenok.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5 классе

«Поговорим о воспитанности»

(с использованием наследия Ризаэддина Фахретддина «Воспитанный ребенок»)

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 7» г. Бавлы РТ

Давыдова Алина Петровна

Цели:

- воспитание у учащихся культуры поведения;

-знакомство с вежливыми словами;

-знакомство с трудом Ризы Фахреддина «Воспитанный ребенок»;

-развитие кругозора и речи учащихся.

Оборудование урока:

- портрет Ризы Фахреддина;

- книги Ризы Фахреддина;

- вежливые слова;

- высказывания о вежливости.

1.Организационный момент:

        - Здравствуйте, ребята. Садитесь.

2. Новая тема.

    -Ребята, сегодня мы с вами поговорим на очень важную, нужную тему. Сейчас я расскажу вам сказочную историю:

    Есть такая планета в Галактике, планета Вежливости. На ней живут необычные жители. В их словарном запасе так много вежливых слов! Их отношения чистые, добрые, к  друг другу они относятся с большим уважением и с большой любовью.

На этой планете даже неживые предметы знают слова благодарности. Например: урны  на этой планете сделаны в виде медвежат, которые благодарят всех настоящим голосом за то, что они выбросили мусор именно в урну, а не рядом с ней. И потому на планете Вежливости всегда царит мир и согласие в человеческих отношениях.

-Ребята, а на нашей планете всегда ли царит красота, чистота? (нет)

-А кто виноват в том, что у нас не все в порядке? (мы сами)

-Да, правильно. На нашей планете не всё хорошо, и потому, что надо быть воспитанным человеком и начать нужно с себя.

-Итак, какого человека мы можем назвать вежливым человеком? (того, кто не грубит, здоровается, ведет себя достойно)

-Какие слова он использует в разговоре? (слова приветствия, слова благодарности, слова извинения и т.д.)

-Да, то, что вы сказали правильно. Вежливые люди очень деликатно разговаривают со всеми людьми и друг с другом. Они никогда не кричат, не произносят грубых, некрасивых слов.

-А какие вежливые слова вы знаете? (выслушиваются ответы детей)

-А что значит «здравствуйте?»

Как понимаете это слово? (желать здоровья)

-А знаете ли вы, что в разных странах здороваются по-разному.

Например, в Индии люди прикладывают руку ко лбу и к сердцу. Это означает: «Мой ум, моё сердце приношу Вам!». А в Африке говорят: «Я тебя вижу!». А в ответ: «И я тебя вижу!». И в какой стране бы не здоровались, главное сделать это мягко и с улыбкой.

Как прекрасно написал в стихотворении «Здравствуйте, люди» Расул Гамзатов.

И вблизи, и вдалеке

На каком бы языке

Не беседовал в наш век

С человеком человек,

Я его благодарю:

«Здравствуй, гордо говорю».

-А сейчас мы поговорим ещё об одном важном слове в нашей жизни. Это слово - спасибо.

-Когда мы говорим это слово? (выслушиваются ответы детей)

-А сейчас послушаем сказку.

«Для чего говорят спасибо?»

«По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.

Путники подошли к ручью. Тихо журчало прохладная вода. Они поклонились, напились.

-Спасибо тебе, ручей! – сказал дедушка.

Мальчик засмеялся:

-Вы зачем сказали ручью «спасибо?» - спросил он дедушку. Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймёт вашей благодарности

-Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы люди, знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?

    Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий…»

-Ребята, о чем задумался мальчик? (выслушиваются ответы детей)

-Вежливых слов не нужно стесняться: слов просьбы, слов благодарности, слов извинения. Ведь иногда это может и помочь выручить в какой-нибудь жизненной ситуации.

Вот вам пример из стихотворения И. Юсупова:

Пошел я гулять

И в саду по привычке

Я дернул девчонку за обе косичке

На крик прибежала девчонкина мать,

Меня изловчилась за ухо поймать.

Попробовать что-ли?

В сторонку куда-то

«Простите меня» -

Я шепнул виновато.

«Ступай» - улыбнулась,-

«Прощаю пока».

И ухо моё отпустила рука.

«Простите! »...Ура!

Убедился я снова

Какое оно интересное слово!

-Почему мама девочки отпустила мальчика? (потому что он попросил прощения)

-Видите, какие чудеса творят вежливые слова.

- Ребята, у нас в стране очень много великих людей и одним из них является Ризаэддин Фахреддин – известный писатель-прозаик, ученый-историк, журналист, педагог, просветитель. Послушаем об этом замечательном человеке.

Заранее подготовленные ученики:

Ризаэддин Фахреддин - автор обширных исторических и культурных трудов родился 16 (4) января 1859 года в деревне Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии (сейчас Альметьевский район Республики Татарстан). В семье имама этой деревни Фахретдина Сайфетдина и Маухубы бинте Рамкул. Учится в медресе города Чистополя, затем в Шалчалинском медресе. Он всегда сожалел о том, что не может обучаться в столичных учебных заведениях. В 1884 году сам начинает преподпвать, создает свое методику преподавания. Всю жизнь собирает личную библиотеку, пишет множество (около 50 томов) научных трудов, которые многие из них были потеряны. Уже при жизни к Ризе Фахреддину приходит мировое признание: его приглашают на Всемирный конгресс мусульман в Аравию. Многие ученые Швеции, Турции, Индии считают за честь познакомиться и пообщаться с ним. Умер Ризаэддин Фахреддин 12 апреля 1936 года, похоронен на Уфимском кладбище. К сожалению, многие труды Ризы Фахреддина не сохранились, но в архивах Башкирского филиала академии наук хранятся 40 томов рукописей великого ученого. Очень надеемся, что мудрое слово замечательного татарского ученого дойдет и до современного читателя.

-Ребята, известный татарский просветитель, педагог Риза Фахредин написал послание детям «Воспитанный ребёнок». Я хочу прочитать вам отрывок из этого наставления:

    «Воспитанный ребенок, направляющийся в школу, сразу заметен: он ведёт себя

прилично и вежливо, шагает степенно, подобно взрослому человеку, и идет прямой дорогой к своей цели. Если по пути ему встретятся люди, то непременно поздоровается с ними, а если встретит родственников и близких, поздоровается за руки .

 А вот неблаговоспитанные дети- не замечают никого. Воспитанный ребёнок идёт прямо, не озирается по сторонам, зря не остановится возле магазина или иных увеселительных заведений. Да камни и палки не будет кидать прохожим собакам и кошкам, не будет никого дразнить, затевать драку, а лужи обойдёт стороной, никого не обрызгав. Со своими одноклассниками и не скажет скверного слова. Словом, даже прохожие, увидев милое создание, про себя подумают, какой славный малыш».

        - Так чем же отличается воспитанный ребенок от невоспитанного (выслушиваются ответы детей)

-Как ведет себя воспитанный ребенок? (выслушиваются ответы детей)

-Ребята, представьте, как будут счастливы взрослые, учителя и родители, когда их дети будут воспитанными. Ведь, как сказал   Ризаэддин Фахреддин:

«Воспитанный ребёнок ценнее золота и дороже райских благ. Нет для родителей большего богатства, нежели воспитанный ребёнок.»

-Я думаю, верю, что у нас будете не только вежливыми, но и воспитанными, не будете стесняться произносить нужных слов,  ведь тот, кто не умеет давать, тот не умеет брать. А тот, кто не умеет благодарить, тот не умеет и просить.

-В русском языке очень много вежливых слов. Пересильте себя и скажите маме: «Благодарю тебя за то, что ты вкусно готовишь!» и поцелуйте её в щечку.

Попросите у друга прощения, попрощайтесь с учителем и вы увидите, что отношение к вам будет совсем другое.

-И напоследок:

Ребята!

Твердите с утра по словарю:

«Спасибо!  Извините!  Позвольте!

Разрешите!  Я Вас благодарю!»

- До свидания. Я вам благодарна.

          

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (развитие речи, ручной труд, логоритмика) в классе «Особый ребенок» (дети с умеренной умственной отсталостью) Тема: «Чебурашка».

Успех в обучении глубоко умственно отсталых детей не может быть достигнут без учета имеющихся у них специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знании, умении ...

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Занятие-презентация по разделу:Ознакомление с окружающим миром и развитие речи на тему : "Ребенок и социокультурное окружение"

 Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию занятие-презентацию по разделу  "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" на тему "Ребенок и социокультурное окружение". Презента...

Использование малых жанров фольклора для развития речи и мышления ребенка с общим недоразвитием речи

Очень важно, что содержанием речи является продукт познания, продукт мышления. Поэтому развитие речи ребенка должно опираться на развитие познания окружающей действительности, то есть на развитие мышл...

Технологическая карта урока развития речи в 5 классе "Письмо",где есть ребенок с ОВЗ.

Технологическая карта урока,где есть ребенок с ОВЗ. Можно использовать и для всего класса,т.к. материал удобно размещён....

Развитие речи и мышления ребенка с нарушением интеллекта

В последенне время выросло количество детей с интеллектуальными нарушениями. Речь-лакмусовая бумага показателя интеллектуального состояния ребенка....