Урок развития речи в 5 классе "Воспитанный ребенок"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок развития речи в 5 классе носит нравственный характер. На уроке рассматривается труд татарского народного просветителя Ризы Фахретдинова "Воспитанный ребенок".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 5 классе
«Поговорим о воспитанности»
(с использованием наследия Ризаэддина Фахретддина «Воспитанный ребенок»)
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 7» г. Бавлы РТ
Давыдова Алина Петровна
Цели:
- воспитание у учащихся культуры поведения;
-знакомство с вежливыми словами;
-знакомство с трудом Ризы Фахреддина «Воспитанный ребенок»;
-развитие кругозора и речи учащихся.
Оборудование урока:
- портрет Ризы Фахреддина;
- книги Ризы Фахреддина;
- вежливые слова;
- высказывания о вежливости.
1.Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
2. Новая тема.
-Ребята, сегодня мы с вами поговорим на очень важную, нужную тему. Сейчас я расскажу вам сказочную историю:
Есть такая планета в Галактике, планета Вежливости. На ней живут необычные жители. В их словарном запасе так много вежливых слов! Их отношения чистые, добрые, к друг другу они относятся с большим уважением и с большой любовью.
На этой планете даже неживые предметы знают слова благодарности. Например: урны на этой планете сделаны в виде медвежат, которые благодарят всех настоящим голосом за то, что они выбросили мусор именно в урну, а не рядом с ней. И потому на планете Вежливости всегда царит мир и согласие в человеческих отношениях.
-Ребята, а на нашей планете всегда ли царит красота, чистота? (нет)
-А кто виноват в том, что у нас не все в порядке? (мы сами)
-Да, правильно. На нашей планете не всё хорошо, и потому, что надо быть воспитанным человеком и начать нужно с себя.
-Итак, какого человека мы можем назвать вежливым человеком? (того, кто не грубит, здоровается, ведет себя достойно)
-Какие слова он использует в разговоре? (слова приветствия, слова благодарности, слова извинения и т.д.)
-Да, то, что вы сказали правильно. Вежливые люди очень деликатно разговаривают со всеми людьми и друг с другом. Они никогда не кричат, не произносят грубых, некрасивых слов.
-А какие вежливые слова вы знаете? (выслушиваются ответы детей)
-А что значит «здравствуйте?»
Как понимаете это слово? (желать здоровья)
-А знаете ли вы, что в разных странах здороваются по-разному.
Например, в Индии люди прикладывают руку ко лбу и к сердцу. Это означает: «Мой ум, моё сердце приношу Вам!». А в Африке говорят: «Я тебя вижу!». А в ответ: «И я тебя вижу!». И в какой стране бы не здоровались, главное сделать это мягко и с улыбкой.
Как прекрасно написал в стихотворении «Здравствуйте, люди» Расул Гамзатов.
И вблизи, и вдалеке
На каком бы языке
Не беседовал в наш век
С человеком человек,
Я его благодарю:
«Здравствуй, гордо говорю».
-А сейчас мы поговорим ещё об одном важном слове в нашей жизни. Это слово - спасибо.
-Когда мы говорим это слово? (выслушиваются ответы детей)
-А сейчас послушаем сказку.
«Для чего говорят спасибо?»
«По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.
Путники подошли к ручью. Тихо журчало прохладная вода. Они поклонились, напились.
-Спасибо тебе, ручей! – сказал дедушка.
Мальчик засмеялся:
-Вы зачем сказали ручью «спасибо?» - спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймёт вашей благодарности
-Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы люди, знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий…»
-Ребята, о чем задумался мальчик? (выслушиваются ответы детей)
-Вежливых слов не нужно стесняться: слов просьбы, слов благодарности, слов извинения. Ведь иногда это может и помочь выручить в какой-нибудь жизненной ситуации.
Вот вам пример из стихотворения И. Юсупова:
Пошел я гулять
И в саду по привычке
Я дернул девчонку за обе косичке
На крик прибежала девчонкина мать,
Меня изловчилась за ухо поймать.
Попробовать что-ли?
В сторонку куда-то
«Простите меня» -
Я шепнул виновато.
«Ступай» - улыбнулась,-
«Прощаю пока».
И ухо моё отпустила рука.
«Простите! »...Ура!
Убедился я снова
Какое оно интересное слово!
-Почему мама девочки отпустила мальчика? (потому что он попросил прощения)
-Видите, какие чудеса творят вежливые слова.
- Ребята, у нас в стране очень много великих людей и одним из них является Ризаэддин Фахреддин – известный писатель-прозаик, ученый-историк, журналист, педагог, просветитель. Послушаем об этом замечательном человеке.
Заранее подготовленные ученики:
Ризаэддин Фахреддин - автор обширных исторических и культурных трудов родился 16 (4) января 1859 года в деревне Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии (сейчас Альметьевский район Республики Татарстан). В семье имама этой деревни Фахретдина Сайфетдина и Маухубы бинте Рамкул. Учится в медресе города Чистополя, затем в Шалчалинском медресе. Он всегда сожалел о том, что не может обучаться в столичных учебных заведениях. В 1884 году сам начинает преподпвать, создает свое методику преподавания. Всю жизнь собирает личную библиотеку, пишет множество (около 50 томов) научных трудов, которые многие из них были потеряны. Уже при жизни к Ризе Фахреддину приходит мировое признание: его приглашают на Всемирный конгресс мусульман в Аравию. Многие ученые Швеции, Турции, Индии считают за честь познакомиться и пообщаться с ним. Умер Ризаэддин Фахреддин 12 апреля 1936 года, похоронен на Уфимском кладбище. К сожалению, многие труды Ризы Фахреддина не сохранились, но в архивах Башкирского филиала академии наук хранятся 40 томов рукописей великого ученого. Очень надеемся, что мудрое слово замечательного татарского ученого дойдет и до современного читателя.
-Ребята, известный татарский просветитель, педагог Риза Фахредин написал послание детям «Воспитанный ребёнок». Я хочу прочитать вам отрывок из этого наставления:
«Воспитанный ребенок, направляющийся в школу, сразу заметен: он ведёт себя
прилично и вежливо, шагает степенно, подобно взрослому человеку, и идет прямой дорогой к своей цели. Если по пути ему встретятся люди, то непременно поздоровается с ними, а если встретит родственников и близких, поздоровается за руки .
А вот неблаговоспитанные дети- не замечают никого. Воспитанный ребёнок идёт прямо, не озирается по сторонам, зря не остановится возле магазина или иных увеселительных заведений. Да камни и палки не будет кидать прохожим собакам и кошкам, не будет никого дразнить, затевать драку, а лужи обойдёт стороной, никого не обрызгав. Со своими одноклассниками и не скажет скверного слова. Словом, даже прохожие, увидев милое создание, про себя подумают, какой славный малыш».
- Так чем же отличается воспитанный ребенок от невоспитанного (выслушиваются ответы детей)
-Как ведет себя воспитанный ребенок? (выслушиваются ответы детей)
-Ребята, представьте, как будут счастливы взрослые, учителя и родители, когда их дети будут воспитанными. Ведь, как сказал Ризаэддин Фахреддин:
«Воспитанный ребёнок ценнее золота и дороже райских благ. Нет для родителей большего богатства, нежели воспитанный ребёнок.»
-Я думаю, верю, что у нас будете не только вежливыми, но и воспитанными, не будете стесняться произносить нужных слов, ведь тот, кто не умеет давать, тот не умеет брать. А тот, кто не умеет благодарить, тот не умеет и просить.
-В русском языке очень много вежливых слов. Пересильте себя и скажите маме: «Благодарю тебя за то, что ты вкусно готовишь!» и поцелуйте её в щечку.
Попросите у друга прощения, попрощайтесь с учителем и вы увидите, что отношение к вам будет совсем другое.
-И напоследок:
Ребята!
Твердите с утра по словарю:
«Спасибо! Извините! Позвольте!
Разрешите! Я Вас благодарю!»
- До свидания. Я вам благодарна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/07/picture-30699.jpg)
Интегрированный урок (развитие речи, ручной труд, логоритмика) в классе «Особый ребенок» (дети с умеренной умственной отсталостью) Тема: «Чебурашка».
Успех в обучении глубоко умственно отсталых детей не может быть достигнут без учета имеющихся у них специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знании, умении ...
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/29/picture-286560-1377792413.jpg)
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/24/picture-267939-1377345626.jpg)
Занятие-презентация по разделу:Ознакомление с окружающим миром и развитие речи на тему : "Ребенок и социокультурное окружение"
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию занятие-презентацию по разделу "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" на тему "Ребенок и социокультурное окружение". Презента...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/19/picture-552057-1424375030.jpg)
Использование малых жанров фольклора для развития речи и мышления ребенка с общим недоразвитием речи
Очень важно, что содержанием речи является продукт познания, продукт мышления. Поэтому развитие речи ребенка должно опираться на развитие познания окружающей действительности, то есть на развитие мышл...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-170755-1357161574.jpg)
Технологическая карта урока развития речи в 5 классе "Письмо",где есть ребенок с ОВЗ.
Технологическая карта урока,где есть ребенок с ОВЗ. Можно использовать и для всего класса,т.к. материал удобно размещён....
Развитие речи и мышления ребенка с нарушением интеллекта
В последенне время выросло количество детей с интеллектуальными нарушениями. Речь-лакмусовая бумага показателя интеллектуального состояния ребенка....