Технологическая карта урока развития речи в 5 классе "Письмо",где есть ребенок с ОВЗ.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Жилина Татьяна Борисовна

Технологическая карта урока,где есть ребенок с ОВЗ. Можно использовать и для всего класса,т.к. материал удобно размещён.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл t.b.zhilina_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Жилина Татьяна Борисовна

Предмет: русский язык

Класс: 5 

Категория детей с ОВЗ –девочка со слабым зрением(1человек)

Автор УМК: Т.А. Ладыженская,   М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.) -М.: Просвещение, 2015Тип урока: урок развития речи,  урок «открытия» нового знания, комплексного применения УУД .

Тема

         Р.Р.Письмо. §43                                 

Цель

Создать условия для овладения способами поиска и изложения нового материала, возродить традицию эпистолярного жанра; развитие коммуникативных способностей  

Задачи

Образовательные: Научиться  писать и оформлять  письма; совершенствовать орфографические  и пунктуационные навыки.

Развивающие: Создать условия для осмысления теоретических знаний по теме, отработки навыка правильного написания и оформления писем, выбора средств обучения с учётом особенностей учащихся 5 класса; содействовать развитию грамматически правильной речи, использованию формул этикета, принятых в письме.

Воспитательные : пропагандировать  ценностное отношение  к слову; содействовать  взаимодействию учащихся в  парной работе, проявлению уважения друг к другу. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах

УУД

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные:  осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления,  процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письмо.

 

Планируемые результаты

Предметные:

Знать:

  • какие бывают письма;
  • как правильно писать письмо.

Уметь:

  • выделять обращения на  письме;
  • писать письмо любой направленности.

Личностные: самосовершенствование  словарного запаса обучающихся.

Метапредметные:  владение устной и письменной речевой деятельностью, используя речевой этикет общения.

Основные понятия

адрес, адресат, адресант, эпистолярный жанр, речевой этикет 

Ресурсы:

  •  основные
  •  дополнительные

 Урок с применением средств ИКТ

Фрагмент мультфильма « Каникулы в Простоквашино» ( письмо)

Формы работы на уроке

Ф -фронтальная, И – индивидуальная, П – парная

Базовая технология

Технология развивающегося обучения, ИКТ технология.

        

Ход  урока

Этап урока

Деятельность учителя

Формирование УУД и технология оценивания

Примечание

(деятельность детей

с ОВЗ)

I.

Организация начала урока. 

2мин.

Друзья мои, я очень рада

войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз!  

- Добрый день, ребята.  Присаживайтесь на свои места. 

-С каким настроением вы  пришли в школу? Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие. 

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Вика сидит на первой парте среднего ряда.

II.

Мотивация учебной деятельности. 

2мин.

 Сегодня к нам в гости пришёл почтальон Печкин. Он нам что-то принёс.

-Правильно! Это письмо. Отгадка – тема нашего урока.

- Что мы сегодня узнаем на уроке? (Какие бывают письма, какие части включает письмо, какую роль играет обращение в письме, как доставить радость близким и родным людям. )

- Чему научимся?

Наш урок будет посвящён древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству – умению писать письма. Современный молодой человек не стесняется произнести: «Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню…» Ему и в голову не придёт, что сознаваться в этом почти так же неприлично, как если бы он бесхитростно объявил: «Я, знаете ли, прочитать этого не сумею – грамоты не одолел». Это факт – утрачено искусство писать письма.

Регулятивное умение:

- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативное умение:

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

III.

Актуализация знаний, умений, навыков. (Актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала)

5мин.

1. Ассоциативный ряд

-Письмо… Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово? Запишите ассоциативный ряд к этому слову в тетради. Назовите свои ассоциации.(Письмо- рассказ- сообщение-информация- известие- поздравление – просьба- общение. )Прокомментируйте свои ассоциации.

2. Словарно-лексическая работа.

- Что такое письмо?

Письмо – 1.Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. 2.Умение писать. 3.Система графических знаков для передачи, запечатления речи. 4. Манера художественного изображения.

- Что вы заметили? Это слово однозначное или многозначное?

Регулятивное умение:

- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативное умение:

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Карточка для Вики (что такое письмо: выбор ответа)

IV.

Усвоение новых знаний.

2мин.

2мин.

3мин.

1. Беседа.

- Скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать ?

- Чем отличается  письменное общение от устного?

Эпиграфом нашего урока  являются слова поэтессы  Т. Кузовлёвой: «Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены…»

- Как вы поняли слова поэтессы?

-Зачем люди пишут друг другу?

Чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? 2.Сообщение

Мы живём среди людей, и главное в нашей жизни – возможность устного и письменного общения, при помощи которого мы передаём свои мысли, чувства, эмоции, получаем и сообщаем информацию. Устная речь возможна лишь при непосредственном общении людей, а когда нас разделяют тысячи километров на помощь приходит письмо. До середины двадцатого века письмо было основным средством общения людей на расстоянии. Затем появился телефон, а сейчас – Интернет. Вследствие чего письмо всё реже используется людьми как средство общения. А ведь это не совсем справедливо. Почему мы ждем писем от близких нам людей? Мы ждём именно писем, а не звонков? Ответ очевиден: письма помогают общаться душою. Письмо – это художественное произведение, искусство слова. А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам?  Им не хватает теплоты, душевности, ведь, когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком. В этом заключается тайна письма.

- Подумайте, какие виды писем бывают, и обменяйтесь своими мыслями с соседом по парте.(Письмо деловое, личное, благодарственное, письмо- поздравление.)

3.  Словарно-лексическая работа.

 Адресат – лицо, которому адресовано письмо, телеграмма и т.д.

Адресант – автор письма, телеграммы и т.д.

Эпистолярный жанр ( ЭПИСТОЛА – послание)- жанр, в котором пишутся письма, ведётся переписка.

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности

Карточка

( с индивидуальным заданием)

V.

Релаксация

 3мин.

Фрагмент мультфильма « Каникулы в Простоквашино» ( письмо)

Личностные УУД:

 установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

VI.

Первичная проверка усвоения знаний.

5 мин.

15мин.

1. Решите лингвистическую задачу.

-Укажите вариант ответа, в котором выделенное слово употреблено неверно.

1)Почтальон вручил письмо адресанту.(правильный ответ)

2)Адресат  выбыл по новому месту жительства.

3) Адресант верно заполнил конверт.

4)Адресат с интересом прочитал деловое письмо.

- Почему нельзя сразу решить эту задачу?(не знают значение выделенных слов)

- Что поможет нам в этом?(корень)

Вывод. Такие слова называются паронимами, они близки по звучанию, но отличаются лексическим значением.

-Выборочная проверка выполненной работы

2. Творческая работа . Письмо другу ( работа в парах)

 

Личностные умения:

- проявлять интерес к процессу творчества (написанию понятного и содержательного письма), к природе (описанию золотой осени).

Регулятивное умение:

- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативное умение:

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Вика пишет письмо Деду Морозу.

VII.

Рефлексия.

3мин.

-Над какой темой вы работали?

-Что узнали? Как теперь понимаете слова эпиграфа?

-Что удалось? Какое задание вызвало у вас затруднение?

-Что ещё хотели бы узнать по теме?

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VIII.

Информация о домашнем задании:

3мин.

-Какой праздник мы отмечаем зимой? От кого в детстве мы мечтаем получить подарок?

-А знаете ли вы, где живёт Дед Мороз?

-Ему мы и подпишем конверт.

Вы сегодня сходите на почту, купите конверт, правильно подпишете его. Напишете письмо Деду Морозу, но не отправляйте, а принесите его сначала мне на проверку, ведь стыдно отправлять письмо с ошибками.

Личностные УУД:

Формирование  навыков организации своей деятельности

 Д/З: Вика дома подписывает конверт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока развития речи: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Рассказ "Наташина высота" (по О. Коротцеву). Тип урока: повторение материала, работа над содержанием....

Конспект и технологическая карта урока развития речи в 5 классе "Обучение написанию сочинения"

Материалы представляют собой разработку технологической карты урока развития речи в 5 классе, которой могут пользоваться  учителя русского языка, работающие в 5 классе по учебнику А.Д.Шмелева....

Технологическая карта урока развития речи по теме "Работа над текстом"

Данный урок с использованием технологии развития критического мышления помогает усовершенствовать работу над текстом....

Технологическая карта урока развития речи в 6 классе "Особенности строения текста-описания"

Технологическая карта урока развития речи по требованиям ФГОС в 6 классе  "Описание внешности человека.Портрет." с презентацией...

Технологическая карта урока развития речи в 5 классе

Сочинение-рассказ по рисунку О. В. Поповича «Не взяли на рыбалку»Урок подготовки к написанию домашнего сочинения - рассказа по восприятию картины. Предусмотрены пробное действие, работа по...

Технологическая карта урока развития речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» для учащихся 4 класса

Тема урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»Цель урока: формировать навыки составления текста по сюжетным рисункам и плану последовательного анализа описания картины.Задач...