Технологическая карта урока развития речи в 5 классе "Письмо",где есть ребенок с ОВЗ.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока,где есть ребенок с ОВЗ. Можно использовать и для всего класса,т.к. материал удобно размещён.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
t.b.zhilina_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Жилина Татьяна Борисовна
Предмет: русский язык
Класс: 5
Категория детей с ОВЗ –девочка со слабым зрением(1человек)
Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.) -М.: Просвещение, 2015Тип урока: урок развития речи, урок «открытия» нового знания, комплексного применения УУД .
Тема | Р.Р.Письмо. §43 |
Цель | Создать условия для овладения способами поиска и изложения нового материала, возродить традицию эпистолярного жанра; развитие коммуникативных способностей |
Задачи | Образовательные: Научиться писать и оформлять письма; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки. Развивающие: Создать условия для осмысления теоретических знаний по теме, отработки навыка правильного написания и оформления писем, выбора средств обучения с учётом особенностей учащихся 5 класса; содействовать развитию грамматически правильной речи, использованию формул этикета, принятых в письме. Воспитательные : пропагандировать ценностное отношение к слову; содействовать взаимодействию учащихся в парной работе, проявлению уважения друг к другу. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах |
УУД | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письмо.
|
Планируемые результаты | Предметные: Знать:
Уметь:
Личностные: самосовершенствование словарного запаса обучающихся. Метапредметные: владение устной и письменной речевой деятельностью, используя речевой этикет общения. |
Основные понятия | адрес, адресат, адресант, эпистолярный жанр, речевой этикет |
Ресурсы:
| Урок с применением средств ИКТ Фрагмент мультфильма « Каникулы в Простоквашино» ( письмо) |
Формы работы на уроке | Ф -фронтальная, И – индивидуальная, П – парная |
Базовая технология | Технология развивающегося обучения, ИКТ технология.
|
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Формирование УУД и технология оценивания | Примечание (деятельность детей с ОВЗ) | |
I. | Организация начала урока. 2мин. | Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз! - Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. -С каким настроением вы пришли в школу? Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха | Вика сидит на первой парте среднего ряда. |
II. | Мотивация учебной деятельности. 2мин. | Сегодня к нам в гости пришёл почтальон Печкин. Он нам что-то принёс. -Правильно! Это письмо. Отгадка – тема нашего урока. - Что мы сегодня узнаем на уроке? (Какие бывают письма, какие части включает письмо, какую роль играет обращение в письме, как доставить радость близким и родным людям. ) - Чему научимся? Наш урок будет посвящён древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству – умению писать письма. Современный молодой человек не стесняется произнести: «Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню…» Ему и в голову не придёт, что сознаваться в этом почти так же неприлично, как если бы он бесхитростно объявил: «Я, знаете ли, прочитать этого не сумею – грамоты не одолел». Это факт – утрачено искусство писать письма. | Регулятивное умение: - умение выполнять учебное действие в соответствии с целью. Коммуникативное умение: - умение адекватно использовать речевые средства для представления результата. | |
III. | Актуализация знаний, умений, навыков. (Актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала) 5мин. | 1. Ассоциативный ряд -Письмо… Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово? Запишите ассоциативный ряд к этому слову в тетради. Назовите свои ассоциации.(Письмо- рассказ- сообщение-информация- известие- поздравление – просьба- общение. )Прокомментируйте свои ассоциации. 2. Словарно-лексическая работа. - Что такое письмо? Письмо – 1.Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. 2.Умение писать. 3.Система графических знаков для передачи, запечатления речи. 4. Манера художественного изображения. - Что вы заметили? Это слово однозначное или многозначное? | Регулятивное умение: - умение выполнять учебное действие в соответствии с целью. Коммуникативное умение: - умение адекватно использовать речевые средства для представления результата. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Карточка для Вики (что такое письмо: выбор ответа) |
IV. | Усвоение новых знаний. 2мин. 2мин. 3мин. | 1. Беседа. - Скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать ? - Чем отличается письменное общение от устного? Эпиграфом нашего урока являются слова поэтессы Т. Кузовлёвой: «Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены…» - Как вы поняли слова поэтессы? -Зачем люди пишут друг другу? Чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? 2.Сообщение Мы живём среди людей, и главное в нашей жизни – возможность устного и письменного общения, при помощи которого мы передаём свои мысли, чувства, эмоции, получаем и сообщаем информацию. Устная речь возможна лишь при непосредственном общении людей, а когда нас разделяют тысячи километров на помощь приходит письмо. До середины двадцатого века письмо было основным средством общения людей на расстоянии. Затем появился телефон, а сейчас – Интернет. Вследствие чего письмо всё реже используется людьми как средство общения. А ведь это не совсем справедливо. Почему мы ждем писем от близких нам людей? Мы ждём именно писем, а не звонков? Ответ очевиден: письма помогают общаться душою. Письмо – это художественное произведение, искусство слова. А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? Им не хватает теплоты, душевности, ведь, когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком. В этом заключается тайна письма. - Подумайте, какие виды писем бывают, и обменяйтесь своими мыслями с соседом по парте.(Письмо деловое, личное, благодарственное, письмо- поздравление.) 3. Словарно-лексическая работа. Адресат – лицо, которому адресовано письмо, телеграмма и т.д. Адресант – автор письма, телеграммы и т.д. Эпистолярный жанр ( ЭПИСТОЛА – послание)- жанр, в котором пишутся письма, ведётся переписка. | Познавательные УУД: 1. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности | Карточка ( с индивидуальным заданием) |
V. | Релаксация 3мин. | Фрагмент мультфильма « Каникулы в Простоквашино» ( письмо) | Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке. | |
VI. | Первичная проверка усвоения знаний. 5 мин. 15мин. | 1. Решите лингвистическую задачу. -Укажите вариант ответа, в котором выделенное слово употреблено неверно. 1)Почтальон вручил письмо адресанту.(правильный ответ) 2)Адресат выбыл по новому месту жительства. 3) Адресант верно заполнил конверт. 4)Адресат с интересом прочитал деловое письмо. - Почему нельзя сразу решить эту задачу?(не знают значение выделенных слов) - Что поможет нам в этом?(корень) Вывод. Такие слова называются паронимами, они близки по звучанию, но отличаются лексическим значением. -Выборочная проверка выполненной работы 2. Творческая работа . Письмо другу ( работа в парах)
| Личностные умения: - проявлять интерес к процессу творчества (написанию понятного и содержательного письма), к природе (описанию золотой осени). Регулятивное умение: - умение выполнять учебное действие в соответствии с целью. Коммуникативное умение: - умение адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Вика пишет письмо Деду Морозу. |
VII. | Рефлексия. 3мин. | -Над какой темой вы работали? -Что узнали? Как теперь понимаете слова эпиграфа? -Что удалось? Какое задание вызвало у вас затруднение? -Что ещё хотели бы узнать по теме? | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. | |
VIII. | Информация о домашнем задании: 3мин. | -Какой праздник мы отмечаем зимой? От кого в детстве мы мечтаем получить подарок? -А знаете ли вы, где живёт Дед Мороз? -Ему мы и подпишем конверт. Вы сегодня сходите на почту, купите конверт, правильно подпишете его. Напишете письмо Деду Морозу, но не отправляйте, а принесите его сначала мне на проверку, ведь стыдно отправлять письмо с ошибками. | Личностные УУД: Формирование навыков организации своей деятельности | Д/З: Вика дома подписывает конверт. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока развития речи: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Рассказ "Наташина высота" (по О. Коротцеву). Тип урока: повторение материала, работа над содержанием....
Конспект и технологическая карта урока развития речи в 5 классе "Обучение написанию сочинения"
Материалы представляют собой разработку технологической карты урока развития речи в 5 классе, которой могут пользоваться учителя русского языка, работающие в 5 классе по учебнику А.Д.Шмелева....
Технологическая карта урока развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Материал к уроку...
Технологическая карта урока развития речи по теме "Работа над текстом"
Данный урок с использованием технологии развития критического мышления помогает усовершенствовать работу над текстом....
Технологическая карта урока развития речи в 6 классе "Особенности строения текста-описания"
Технологическая карта урока развития речи по требованиям ФГОС в 6 классе "Описание внешности человека.Портрет." с презентацией...
Технологическая карта урока развития речи в 5 классе
Сочинение-рассказ по рисунку О. В. Поповича «Не взяли на рыбалку»Урок подготовки к написанию домашнего сочинения - рассказа по восприятию картины. Предусмотрены пробное действие, работа по...
Технологическая карта урока развития речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» для учащихся 4 класса
Тема урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»Цель урока: формировать навыки составления текста по сюжетным рисункам и плану последовательного анализа описания картины.Задач...