Использование малых жанров фольклора для развития речи и мышления ребенка с общим недоразвитием речи
статья
Очень важно, что содержанием речи является продукт познания, продукт мышления. Поэтому развитие речи ребенка должно опираться на развитие познания окружающей действительности, то есть на развитие мышления. Загадки, пословицы и поговорки являются могучим средством воспитания и развития у детей с ОНР как речи, так и мышления в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malye_zhanry.docx | 37.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Детский сад №44 компенсирующего вида
Колпинского района
Санкт-Петербурга
Использование малых жанров фольклора для развития речи
и мышления ребенка
с общим недоразвитием речи
Учитель-логопед: Махиня Н.И.
У детей с ОНР при первично сохраненном интеллекте наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. В дошкольном возрасте для них характерны и отдельные нарушения психической деятельности. Интеллектуальная деятельность часто требует специальных по6уждений, стимуляций, недостаточно развита динамика мыслительных процессов и внутренняя речь.
Очень важно, что содержанием речи является продукт познания, продукт мышления. Поэтому развитие речи ребенка должно опираться на развитие познания окружающей действительности, т.е. на развитие мышления.
И главная задача в работе с детьми, страдающими ОНР, состоит не только в том, чтобы научить детей пользоваться определенными словами и выражениями, но главным образом вооружить их средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения.
Выполнение этой задачи тесно связано с развитием познавательной деятельности, с выработкой у них умения наблюдать, сравнивать и обобщать как явления окружающей жизни, так и явления языка, т.е. выполнять мыслительные операции.
Особенности мышления у детей с ОНР во многом определяют и особенности их словаря (объем и характер).
Наглядно-действенное, наглядно-образное мышление обуславливает, с одной стороны преобладание в их словаре слов, обозначающих названия доступных для деятельности групп предметов, явлений, с другой - обуславливают отсутствие слов, обозначающие абстрактные понятия.
И только постепенно, по мере овладения соответствующим понятиям, дети начинают точно использовать слово по отношению к строго определенному содержанию.
Запас представлений легко пополняется, как только удается воспитать у таких детей интерес к окружающему и умение наблюдать и сопоставлять явления и их признаки. Большую помощь в этом могут оказать пословицы, поговорки и загадки.
В связи с реализацией требований ФГОС работа логопеда тоже претерпевает изменения. Новые требования диктуют нам изменение формы и методов работы. Особый акцент делается на индивидуальную работу системно-деятельный подход.
Обучение детей отгадыванию загадок - один из компонентов в общей системе обучения, развития и воспитания дошкольников. Цели обучения отгадывания загадок: ввести ребенка в мир культуры, познакомить с языком культуры сделать не только потребителем, но и созидателем духовных ценностей.
Загадки раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам «К.Д.Ушинского пробуждают к жизни семена родного языка, всегда коренящегося, хотя и бессознательно в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь».
На НОД по развитию речи и в свободной деятельности дошкольники изучают лучшие произведения детской литературы. Истоки детской литературы - в сказочном волшебном царстве устного народного творчества. Русский фольклор - богатейшая сокровищница народной мудрости и загадка -одна из её ярчайших жемчужин.
Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д.
Художественные образы загадок не только знакомят с языком народной литературы, но и помогают созданию художественной картины мира, тем самым выполняя не только познавательную, но и эстетическую функцию литературы. Эстетическое воспитание осуществляется путём выявления и использования средств эстетического содержания, что позволит детям взглянуть на мир и человека в нём с художественной стороны, облагородит личность ребёнка, поможет общему и литературному развитию.
При отгадывании развивается чёткая логика, способность к рассуждению и доказательству, а это является основой творческой деятельности. Сочиняя загадки, дети выражают себя, свой внутренний мир, формируют себя как личность, развивают свою речь. Коллективное отгадывание загадок и последующее обсуждение также развивает речь и способствует формированию коммуникативных способностей.
Тайный условный язык загадки заставляет рассуждать, соображать, пристально всматриваться в окружающую действительность, находить поэзию в самых простых вещах.
Загадки дают представление не только о быте, но и о культуре нашего народа, о его истории. В загадках обращается внимание на близкие и дорогие детям понятия: семья, дом, Родина, родная природа, человеческие взаимоотношения, интерес к родному языку. Это определяет духовное развитие детей. Педагогическая направленность народных загадок очевидна, все вышеперечисленные особенности, характеристики и признаки загадки определяют её богатые дидактические возможности. В наше время возможности загадки для развития детей возрастают в связи с тем, что загадка, бывшая некогда фольклорным жанром, стала жанром литературным. Авторы·современных загадок сохраняют и продолжают традиции русского фольклора, в новых загадках отражаются предметы и явления, окружающие ребенка, природа, близкий и знакомый ребёнку мир.
Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием отгадывают загадки, в которых указываются реальные признаки угадываемого предмета, его внешнего вида. Эти загадки называются описательные.
Длинная, гладкая,
Оранжевая, сладкая,
Зайчики едят
И нам велят. (Морковь)
Для этого же возраста подходят загадки с рифмующейся отгадкой:
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это? (Петушок)
Тематика для детей младшего возраста ограничена. Это загадки о тех предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается и которые ему интересны: об игрушках, домашних животных, предметах быта, продуктах питания. Загадки для малышей не должны быть длинными, а описания подробными: большое количество признаков только запутает ребенка.
Дети среднего дошкольного возраста уже умеют выделять в предметах различные качества и свойства, поэтому в работе с ними можно использовать загадки более сложные, в которых есть сравнения, метафоры, образы. Но жизненный опыт в этом возрасте пока еще не велик. Значит, сравнения и образы должны быть знакомы детям из их повседневной жизни или в связи с частыми повторениями на занятиях.
Скатерть бела, всю землю одела (зима).
Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)
Подобные образы понятны детям благодаря их внешнему сходству с предметом-отгадкой.
В этом же возрасте популярны загадки с рифмующимися отгадками:
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки, белые ... (снежинки).
При проведении развлечений и праздников используют заученные загадки-вопросы. Такие загадки и ответы на них способствуют формированию у детей убеждений. Их можно найти в сказках и заучить с детьми. Например, Что для У человека дороже всего на свете? - Нет ничего дороже Родины. («Сказка о барине и его работнике»).
Дети старшего дошкольного возраста уже могут отгадывать загадки, предполагающие несколько отгадок.
Без крыл летит,
Без ног бежит,
Без огня горит,
Без ран болит. (Ветер, туча, солнце, сердце).
Старшие дошкольники имеют более широкие представления о животном мире, труде людей, явлениях природы. Это позволяет расширить тематику загадок. Дети начинают понимать смысл образных выражений, поэтому и загадки могут не отражать реальные признаки предмета, а только создавать их образ.
Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь).
Широко используются загадки, «расшифровка» которых строится на постепенном исключении неверных сопоставлений:
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица. (жук).
В этом возрасте используются литературные загадки, которые имеют длинное описание, а также загадки для отгадывания которых необходимо иметь развитую наблюдательность.
Молода - похожа на серп,
Поживет-станет, как лепешка. (Месяц, луна).
Загадки можно использовать на литературных викторинах, посиделках и развлечениях. Также можно использовать такой вид работы как загадки по сказкам. Это не только помогает закрепить содержание сказки, которую читали в группе на занятии, но и развивает память детей, образное мышление, элементы логического мышления (сравнение, анализ, синтез).
С образной загадки можно начинать любое занятие по сказке (ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка, аппликация, музыкальное, физкультурное занятия), что станет хорошей мотивацией для приглашения сказочного героя, и проверкой детей на сообразительность. Загадки может загадывать сам сказочный герой или дети. С загадки может начинаться каждая часть занятия, что способствует поэтапному разворачиваю его содержания. Дети могут отгадывать загадки индивидуально или хором. Индивидуальное отгадывание предполагает обязательное поощрение детей. В этом случае важно, чтобы во время занятия похвалы удостоились все дети группы (причем не обязательно за отгадку). При отгадывании загадок можно использовать педагогический прием «Помоги»: дети помогают «незнающей, неумеющей» игрушке отгадать загадки. Ситуация успеха помогает ребенку чувствовать уверенность в себе, компетентным (снимает комплекс неполноценности, если он был раньше). Загадки по сказкам используются как на занятиях, развлечениях, так и в свободной деятельности детей.
Народные загадки обладают большими возможностями для развития логического мышления детей, формирования наблюдений, передачи этих наблюдений словом.
Что же такое загадка?
Загадка - это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме заключающее в себе смысловую задачу в виде явного или предполагаемого (скрытого) вопроса.
Особое место занимает загадка в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей его умственные силы, чтобы отгадать загадку, нужно вспомнить, сравнить, обобщить, сделать какой-то вывод. Она делает полезное умственное упражнение веселым и занимательным и является одним из любимых детских жанров. Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью, то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
Загадка.
Птичка-невеличка,
Носик стальной,
А хвостик льняной.
указывает на признаки внешнего вида иглы с ниткой - размер (птичканевеличка) и материал, из которого сделаны предметы (носик стальной, а хвостик льняной).
Каждая группа загадок в зависимости от их тематики содержит широкий круг сведений об окружающем мире.
Учитывая особенности познавательной деятельности, образное и наглядное восприятие, конкретный характер мышления у детей с ОНР, необходимо отбирать те загадки, в которых предмет нарисован яркими красками, выделены его характерные признаки.
Например, если сравнить две загадки о мышах:
- Маленький шарик
по полочкам шарит.
- Маленькие зверьки, серенькие шубки,
остренькие зубки,
то в первый предмет определяется слишком неопределенно, без учета типичных признаков, и поэтому дети дают на неё разные ответы: солнечный зайчик, паук, мышь. Вторая же точно и полно характеризует предмет и отгадывается легко.
Некоторые загадки дети не могут отгадать из-за отсутствия жизненного опыта, т.к. не знают, не видели тех предметов, о которых идет речь.
Например, загадки о самоваре, решете.
Таким образом, к подбору загадок нужно подходить дифференцированно, учитывая конкретность, точность характеристик, мыслительные способности ребенка, его речевой опыт.
Большой интерес для детей представляют авторские загадки, сочиненные в виде небольших стихотворений, и загадки в стихотворной форме, где требуемое слово подсказывает в последней строчке рифма. Широко известны стихотворные загадки С.Маршака, К.Чуковского, А.Барто, Е.Серовой и др.авторов.
Например:
Был белый дом, чудесный дом,
и что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда живое
выбежало чудо!
Загадки типа подскажи словечко:
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка
Ядовитый……(МУХОМОР)
На шесте - дворец ,во дворце - певец,
а зовут его…….. (СКВОРЕЦ)
И народные и литературные загадки, будучи разнообразными по тематике и содержанию, едины по своей сущности: каждая загадка представляет собой логическую задачу.
Способы построения логических задач различны. Чаще всего задача строится на перечислении признаков предмета, явления по указанным признакам и надо найти отгадку.
Солнце печет, липа цветет.
Рожь поспевает, когда это бывает?
В этой загадке названы три характерных признака лета: жаркая погода, цветение растений, созревание хлеба.
Решение логических задач подобного типа основано на анализе и синтезе. Достаточное количество признаков и их конкретности позволяют полнее производить умственные операции и успешнее решать логическую задачу.
Есть загадки, в которых характеристика даётся кратко, с 1-2 сторон.
В воде купался, а сух остался. (гусь).
Отгадывание таких загадок вызывает трудность у детей, особенно имеющих диагноз ОНР, т.к. нужно хорошо знать предмет и явление, и выделить признак в общей системе обследования предмета.
Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения:
Бел, да не сахар.
Ног нет, а идет. (снег)
Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: сопоставляя разные, и в то же время чем-то сходные предметы, выделяя в них сходные признаки, группировать и путем исключения находить отгадку. Такой анализ развивает логическую способность мыслить, рассуждать в последовательности.
Самый обширный тип загадок, это загадки метафорические:
Поле не меряно, овцы не считаны,
Пастух рогат. (небо, звезды, месяц).
Разгадывание метафорических загадок развивает как образное, так и логическое мышление. Таким образом, в основе разных загадок лежат различные логические механизмы. Ими определяются типы логических задач и характер мыслительных операций при отгадывании.
В логопедической работе с детьми, страдающими ОНР, загадки могут быть использованы для совершенствования всех сторон речи: как звукопроизношения, словаря, так и грамматического строя.
Автоматизируя тот или иной звук в словах, можно подобрать загадки с определенным звуком в отгадках. Целесообразно оформить альбомы загадок, которые сопровождались бы иллюстрациями и были подобраны на каждый звук.
Автоматизируя звук «р» в связной речи, заучиваются с ребенком загадки, в которых часто встречается этот звук.
Например:
«Стоит Егорка,
В красной ермолке».
Или:
«Два братца живут через дорогу,
А друг друга не видят».
Используют загадки и при дифференциации звуков.
Например, «С» и «С'».
«В воде купался
Сухим осталвя». – Гусь
«р» - «л»:
Круглый, зрелый, загорелый
Попался на зубок.
Попался на зубок,
Расколоться все не мог.
А попал под молоток,
Хрустнул раз – и треснул бок. (Орех).
Таким образом, загадки умны, высокопоэтичны, нравственны, а значит, они оказывают соответствующее влияние на умственное, нравственное и эстетическое воспитание детей разного возраста. Знание загадок для решения задач словарной работы велико, так как именно в загадках представлен широкий спектр слов, красочных метафор, язык русского народа.
«Пословица именно тем и хороша, - пишет Ушинский, что в ней почти всегда несмотря на то, что она «короче птичьего носа», есть нечто, что ребенку следует понять, представляет умственную задачу».
Многие пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, выражают народную мудрость, заключенную в предельно сжатую форму и являются важнейшими средствами развития логической мысли и речи ребенка. Например, пословицы о временах года:
День летний – год кормит.
Лето припасиха, а зима подбериха.
Мороз не велик, а стоять не велит.
В них содержится мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления.
Учитывая особенности мыслительной деятельности детей с ОНР, полезно объяснять смысл и значение народных пословиц и поговорок. Например, «Мастер на все руки!» - народ ценит хороших работников, кто делает всё прочно, хорошо, умело, про того говорят «руки золотые», или «дело мастера боится», а про ленивых да тех, кто кое-как работает, говорят « руки-крюки» или «тяп-ляп, да как-нибудь».
Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословиц. Естественно, что до ребенка доходит лишь внешний смысл пословиц, переносный, связанный с глубокой моралью, часто остается недоступным, например: «Любишь кататься, люби и саночки возить».
Усова рекомендовала употреблять пословицы при каком-либо случае, в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие её факты, обстоятельства, скрытый в пословицах или в поговорках смысл становится тогда для ребенка ясен.
Несмотря на краткость, эти жанры фольклора пробуждают интерес к окружающему, заставляют думать, осмысливать обстановку, и поэтому они имеют большее познавательное значение.
Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами и метафорами. Правила житейской мудрости они выражают образно. Мысль ребенка, страдающего ОНР, работает слабо, его выражения бедны, значения слов ограничены и конкретны, знания об окружающем мире смутны. Следовательно, задача состоит в том, чтобы расширить кругозор, упорядочить знания, дать новые, посильные для детского ума.
Пословицы и поговорки – это суждения, заключающие в себе законченную мысль. Они возникли из наблюдений, из того, что уже подтвердилось и проверено жизнью.
А.М.Горький так характеризовал эти виды фольклора: «В простоте слова – самая великая мудрость, пословицы и поговорки всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги».
Из огромного количества народных изречений надо отобрать только доступные детскому пониманию пословицы. Не следует увлекаться яркими и характерными пословицами вроде: «Назвался груздем, полезай в кузов», смысл которых непонятен детям.
Почти каждая пословица чему-то учит, наставляет, советует, утверждает или отрицает что-то, предостерегает от дурных поступков, т.о. воспитывает ребенка и нравственно.
Есть пословицы почти о всех видах деревьев, и о диких и домашних животных. Пословицы помогут дать ярче характеристику тому или иному животному, скажут о его наклонностях, нраве, характере, отметят какую-то определенную характерную черту почти каждого животного, которая твердо установилась в народном мировоззрении. (заяц - всегда труслив, волк голоден, лиса хитра).
Есть пословицы, прославляющие ловкость человеческих рук, мастерство. Они воспитывают у детей трудолюбие, коллективизм:
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Пословицы о дружбе:
Друга ищи, а найдешь – береги.
Друг познается в беде.
Пословицы о речи:
Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь.
Пословицы о времени:
Семеро одного не ждут.
Поспешишь – людей насмешишь.
Делу – время, потехе – час.
Метко характеризуют особенности каждого месяца такие пословицы:
Март с водою, апрель с травою, а май с цветами.
Октябрь землю покроет где листком, где снежком.
Холоден сентябрь, да сыт.
Пословицы обогащают словарь ребенка, знакомя его с образными и яркими выражениями, с различными предметами и явлениями природы: обучают первым нравственным категориям, пробуждают познавательный интерес, и могут быть т.о. широко использованы в работе с детьми, страдающими ОНР, ибо имеют еще и коррекционное значение, когда применяются с целью закрепить в речи тот или иной звук.
Из огромного фонда пословиц и поговорок можно подобрать на любые звуки нужное количество пословиц и поговорок.
На «Ш»:
Вовремя пашешь – веселей пляшешь.
Хоть хлеба и хороши, а пашню паши.
У хорошего хозяина нет плохой лошади.
На «Ж»:
Дружба дружбой, а служба службой.
Однажды шел дождик дважды.
Про одни дрожжи не говорят трижды.
Дождь – мужику рожь.
Небо дает дождь, а земля рожь.
Н звук «С»:
Коси коса, пока роса. Роса долой – и мы домой.
Береги нос в большой мороз.
Весна красна цветами, а осень – снопами.
Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Таким образом, применение пословиц, загадок и поговорок в работе с детьми страдающими ОНР, очень разнообразны. Но при этом нужно учитывать особенности психических процессов, мыслительной деятельности, и, подбирая материал, подходить к нему строго дифференцированно. Главное требование – доступность материала. Для умственных способностей ребенка, последовательного в его использовании. Только при этом условии загадки, пословицы и поговорки являются могучим средством воспитания и развития у детей с ОНР как речи, так и мышления в целом.
Список литературы
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., - Просвещение, 1972
- Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. М., - Знание, 1982
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М., - Просвещение, 1976
- Жигулева А.Г. Пословицы в речи дошкольников. ИС.: Дошкольное воспитание, 1976, №1
- Тарабарина Т.И., Ёлкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки. Ярославль. Академия развития, 1996
- Новикова Ю.К. Загадки как средство развития речи детей. Ж./Дошкольное воспитание, 1977, №4
- Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н.Н.Поддьяковой, А.Ф. Говорковой – М., 1985
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.
В данном материале представлена система работы по развитию и совершенствованию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи....
«Нравственное воспитание учащихся в среднем звене средствами литературы с использованием малых жанров фольклора»
статья о нравственном воспитании посредством малых жанров фольклора...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАРАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН...
Индивидуальная программа развития ребенка с общим недоразвитием речи
Индивидуальная программа развития ребенка с общим недоразвитием речи (2 год обучения,1 период)...
Конспект занятия к рабочей программе «Коррекция речевого развития детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»
Конспект занятия...
Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи
Доклад на тему: Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи разработан для выступления на семинаре-практикуме...
ПРОГРАММА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.
В данной программе внимание уделяется развитию связной речи, являющейся наиболее сложной стороной речевого развития; все остальные направления являются вспомогательными, включёнными в решение основной...