Урок русского языка в 5 классе «Имя прилагательное как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
цель урока: показать роль прилагательного в тексте, повторить морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении, научить правильно употреблять прилагательное в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Имя прилагательное как часть речи
Урок русского языка в 5 классе
Цель урока: показать роль прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении, научить правильно употреблять прилагательные в речи
Ход урока
- Чтение учителем текста с пропуском слов.
Живёт у нас в лесу птица. Это (чёрная) птица с (белыми) пестринками, а на затылке у неё (яркие, красные) пёрышки. У птицы (прямой) клюв.
- О какой птице идёт речь? Как вы это определили?
-Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте? К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы?
2. Отгадайте загадки.
1) Сам алый, кафтан зелёный, бархатный.
2) Золотое решето чёрных домиков полно, сколько в чёрненьких домов- столько беленьких жильцов.
- Что помогло вам отгадать загадки?
- Для чего служат имена прилагательные в речи?
3. Упр.567.
- Прочитать выразительно стихотворение.
- Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать берёзку? Как называется такое средство выразительности речи?
- Разберите по составу слово грустная.
Подберите к нему синонимы (безрадостная, тоскливая, печальная), а затем антонимы (весёлая, радостная).
- Выпишите три словосочетания «прил.+ сущ.». Определите род, число, падеж прилагательных. От чего они зависят?
4. Записать предложения, найти эпитеты.
1) Никнут шёлковые травы. 2) Из-за леса, леса темного подымалась красна зорюшка. 3) В это время лебедь белая оглянула даль зеркальную.
- Словами какой части речи являются эпитеты? Для чего служат эпитеты?
5. В предложениях подчеркнуть грамматическую основу и определение, выраженное прилагательным.
1) Приближалась довольно скучная пора.
2) Мелькает жёлтый лист на зелени дерев.
3) Осыпается весь наш бедный сад.
Вывод: прилагательные могут показывать не только качества и свойства предмета, но и выражать чувства человека, его впечатления от предмета.
6. Запись словосочетаний и их анализ.
Стойкий солдатик, храбрый портной, Василиса Премудрая.
Вывод о согласовании прилагательного с существительным.
7. Работа с текстом ( «В дурном обществе» В.Г.Короленко)
Маруся всякий раз всплёскивала ручонками, и глаза её загорались огоньком восторга; бледное лицо девочки вспыхивало румянцем, она смеялась, и этот смех нашей маленькой приятельницы отдавался в наших сердцах.
Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на на свои четыре года, она ходила ещё плохо. Неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прзрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика
- Назвать словосочетания с прилагательными, с помощью которых автор описывает девочку.
Вывод: прилагательные могут быть использованы для описания внешности человека, его внутреннего мира.
Дом. задание: составить текст, используя прилагательные, чтобы получилось описание дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе
Урок построен с использованием национально-регионального компонента: посвящен государственной символике Республики Калмыкия....
Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс)
Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологи...
Урок русского языка по теме: "Имя прилагательное как часть речи".
Разработка урока. Презентация, технологическая карта, приложение....
Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....
Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...