Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс)

Гайсина Танзиля Хамматовна

Вэтом разделе размещено календарно-тематическое планирование 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по литературе

для  5 А класса

              Календарно-тематическое планирование  состоит из пояснительной записки, примерного календарно-тематического планирования, мониторинга результатов усвоения основных тем.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                Календарно – тематическое планирование по литературе для 5 класса разработано на основе Рабочей программы основного общего образования  на базовом уровне  МАОУ СОШ №1 города Когалыма с учетом  требований федерального компонента государственного стандарта по Примерной  программе основного общего образования по  литературе и в  соответствии с авторской  программой учебника под редакцией В.Я. Коровиной, 4-е издание, М. «Просвещение» 2014 г.

                Календарно – тематическое планирование рассчитано на 102 учебных часа  (2,75 часа в неделю)

            Программа реализуется  на базовом уровне изучения, т.к. 5 класс  является  общеобразовательным классом.

                Для реализации Рабочей программы используется учебно–методический комплект:

                Для учащихся: Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: в 2ч. – М.: Просвещение, 2014.

                Для учителя:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 2010.
  2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2012.

                

                                На 2019-2020 учебный год спроектирована следующая цель и задачи:

                Цель:

  • создание условий для усвоения программного материала за курс 5 класса.

                Задачи:

  • Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
  • Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
  • Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
  • Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
  • Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру

                        Обучение строится на использовании следующих форм организации образовательного процесса: дифференцированная и индивидуальная, полусамостоятельная и самостоятельная, парная и групповая работа, индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы.

        Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; подготовка рефератов, докладов, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений; творческие работы.

         Технологии обучения: ИКТ, здоровьесберегающие, индивидуальное и дифференцированное обучение, проблемное обучение.

        94 учебных часов отведено на усвоение базового уровня программы по литературе.

                        В результате изучения курса литературы ученики 5АБ класса

должны знать:

  • авторов и содержание изученных произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления);

должны уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
  • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;
  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
  • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)
  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
  • ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
  • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
  • подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
  • аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
  • написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
  • создавать сочинения-миниатюры по картине.

                Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения оценки литературных произведений.

        Должны продолжить развивать компетенции, основные из которых:

        Ценностно-смысловая. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

        Учебно-познавательная. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

        Информационная. При помощи информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

        Коммуникативная. Включает знание необходимых способов взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенцией в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

        Компетенции личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств.

Календарно-тематическое планирование программного материала

2,75 часа в неделю, всего 93,5 часа

Название темы/урока

Дата проведения

Примечание

План

Фактически

Введение

1

Литература как учебный предмет.

Устное народное творчество

10

Р/р. Устное народное творчество. Малые жанры детского фольклора.

Сказка - вид народной прозы. Виды сказок.

Волшебная сказка  «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев

Художественный мир волшебной сказки. «Царевна-лягушка».

Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Поэтика волшебной сказки.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки.

Особенности сюжета сказки. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки.

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.

Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле.

Мои любимые  русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению.

Древнерусская литература

3

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Притча». Отзвуки фольклора в летописи.

Литература XVIII века

2

М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение.

М.В.Ломоносов - реформатор русской литературы. Роды и жанры литературы.

Литература XIX века

42

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра  (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.). И. А. Крылов. Ознакомление с творчеством.

Басенное творчество  И.А .Крылова.  «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года

И.А.Крылов. Басни  «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.

Итоговый урок по басням Крылова. Тест.

В.А. Жуковский. Слово о поэте. Особенности сюжета и герои сказки «Спящая царевна».

Черты литературной и народной сказки в произведении В.А. Жуковского «Спящая царевна».

В.А. Жуковский. Баллада «Кубок». Благородство и жестокость героев.

А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы поэта. Заочная экскурсия в Михайловское. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни,

Пролог к поэме  А.С .Пушкина «Руслан и Людмила» - собирательная картина  народных сказок.

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета . Система образов сказки.Народная мораль.

Творческая работа по сказкам А.С. Пушкина

Рифма и ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты».

Контрольная работа №1 по творчеству В.Жуковского,  И. Крылова и А. Пушкина.

Русская литературная сказка. А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».

Причудливый сюжет, нравоучительное содержание сказки  «Черная курица, или Подземные жители».

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

Гаршин В.М. «Attaleaprinceps». Героическое и обыденное в сказке.

М.Ю Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино» Историческая основа произведения.

М. Ю. Лермонтова «Бородино». Образ старого солдата. Мастерство поэта  в создании батальных сцен.

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

Реальность и фантастика в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место».

Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного. комического и лирического в повести Н.В. Гоголя

Н.А. Некрасов. Начало литературной деятельности . «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Мир детства в стихотворении.

Образы детей (их речевая характеристика) и рассказчика в стихотворении.

И.С.Тургенев. Слово  о писателе. История создания рассказа «Муму». Комментированное чтение 1-й главы.

Герасим и дворовые(анализ 2-й главы).

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди.

Нравственное превосходство Герасима. Герасим и Муму. Осуждение крепостничества.

Рр. Контрольная работа№2. Сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму»: «Образ Герасима в рассказе»"Чему посвящён рассказ"

Лирика А. А. Фета. Краткий рассказ о поэте. «Чудная картина», «Весенний дождь» , «Задрожали листы , облетая» Воплощение красоты жизни.

Л.Н.Толстой. Слово  о писателе. Рассказ  «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

Жилин и Костылин – два разных характера в рассказе «Кавказский пленник». Обучение сравнительной характеристике героев.

Душевная близость людей из враждующих лагерей.

Р.Р. Сочинение-характеристика литературного героя «Мой любимый герой в рассказе Л.Толстого «Кавказский пленник»

А.П.Чехов. Слово  о писателе. Рассказ «Хирургия». Законы юмористического рассказа. Осмеяние глупости и невежества героев.

Юмористические рассказы Антоши Чехонте.

Образ весны и лета в лирике Ф. Тютчева, А.Н Плещеева, И С Никитина.

Обучение анализу лирического произведения.

Образ осени и зимы в лирике Ф.И. Тютчева, А.Н.Майкова и И.С. Никитина.

Р/Р Контрольная работа №3. Анализ лирического произведения.

Русская литература XX века

24

И.Бунин. Слово о писателе. Рассказ  «Косцы » как воспоминание о Родине.

В.Г.Короленко. Слово  о писателе. «В дурном обществе». Герой-рассказчик. Комментированное чтение 1,2 главы.

Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей.

Вася и его отец. Знакомство Васи с Валеком и Марусей. Анализ 3,4 главы.

«Среди серых камней». Анализ  5-6 главы.

Р/р Классное сочинение по произведению В.Г. Короленко « В дурном обществе».

Родина и природа в есенинской лирике С.А.Есенина «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

П.П.Бажов. Понятие о сказе  «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера.

Образ Хозяйки Медной горы в сказе Бажова. Рассказчик-сказитель, его характер и взгляды на жизнь.

К.Г.Паустовский. Жизнь и творчество. «Теплый хлеб». Сказка о добре и труде. Герои сказки и их поступки.

Нравственные проблемы произведения. Народная мудрость и народная мораль в сказке писателя.

С.Я.Маршак. Драма как  род литературы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла.

Положительные и отрицательные герои сказки «Двенадцать месяцев»

Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Традиции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака.

Р/р Подготовка к домашнему сочинению – сравнительной характеристике «Королева и падчерица» в пьесе-сказке «12 месяцев».

А.П.Платонов. Слово  о писателе.

«Никита».  Быль и фантастика в рассказе.

Контрольная работа по творчеству №4  Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко, П. Бажова, К. Паустовского, С. Маршака.

В.П.Астафьев. Слово о писателе

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Понятие об автобиографическом произведении.

«Открытие» Васюткой нового озера. Черты характера героя и его поведение в лесу.

А.Т. Твардовский.  Слово о поэте.     Дети и война. «Рассказ танкиста».

К.М. Симонов Слово  о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете».

Саша Черный. Слово о писателе.  

Зарубежная литература

10

Р.Л.Стивенсон. Слово  о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады.

Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» – произведение о силе человеческого духа.

Характер главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Х. К.Андерсен. «Снежная королева». В поисках Кая: друзья и враги Герды.

Классное сочинение  по сказкам Х.К. Андерсена.

Ж. Санд. Слово о писательнице. Сказка «О чём говорят цветы». Дети и природа.

М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том  Сойер и его друзья.

Промежуточная аттестация

В/ч. Э.Гофман. Щелкунчик и Мышиный Король.

Д.Ж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Характер главного героя, своеобразие языка рассказа. Нравственное взросление героя рассказа

Обобщение изученного

2

Обобщение изученного

Итоговый урок. Путешествие по стране Литературии

Мониторинг качества усвоения учебного материала  

Формы контроля

Качество учебных достижений

Выводы

Успеваемость %

Качество %

1.

Контрольная работа №1 по творчеству В.Жуковского,  И. Крылова и А. Пушкина.

2

Контрольная работа №2. Сочинение по рассказу И.С. Тургенева. «Муму»: «Образ Герасима в рассказе»

3

Контрольная работа №3. Анализ лирического произведения.

4

Контрольная работа №4 по творчеству Л.Толстого, А. Чехова, В. Короленко, П. Бажова, К. Паустовского, С. Маршака.

5

Промежуточная аттестация



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора МАОУ СОШ №1

________________       Симакова Л. Н.

Дата проверки  «____»_____________2019г

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 8 «А», «Б» КЛАССОВ

2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учитель: Гайсина Танзиля Хамматовна

Количество часов по учебному плану

Всего 70 часов  в год; в неделю 2 часа

Планирование составлено на основе  Рабочей программы основного общего образования  на базовом уровне  Муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа  №1» с учетом  требований федерального компонента государственного стандарта по Примерной  программе основного общего образования по  литературе и в соответствии с авторской  программой учебника под редакцией В.Я. Коровиной, 4-е издание, М. – Просвещение, 2014

Учебник: Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса: в 2ч. – М.: - Просвещение, 2014.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по литературе

для 8 А класса

              Календарно-тематическое планирование  состоит из пояснительной записки, примерного календарно-тематического планирования, мониторинга результатов усвоения основных тем.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                Календарно – тематическое планирование по литературе для 8 класса разработано на основе Рабочей программы основного общего образования  на базовом уровне  МАОУ СОШ №1 города Когалыма с учетом  требований федерального компонента государственного стандарта по Примерной  программе основного общего образования по  литературе и в  соответствии с авторской  программой учебника под редакцией В.Я. Коровиной, 4-е издание, М. «Просвещение» 2014 г.

                Календарно – тематическое планирование рассчитано на 70 учебных часа  (2 часа в неделю)

            Программа реализуется  на базовом уровне изучения.

                Для реализации Рабочей программы используется учебно–методический комплект:

                Для учащихся:

  • Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса: в 2ч. – М.: Просвещение, 2014.
  • Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. М.: Просвещение, 2013.
  • Контрольно-измерительные материалы. Литература: 8 класс / Сост. Е.Н. Зубова. М.: ВАКО, 2012.
  • Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2014.

                Для учителя:

  • Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: ВАКО,2010.
  • Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 8 класс. - М.: Просвещение, 2014.
  • Крутова Н.Я., Шадрина С.Б., Литература, 8 класс. Поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной. Издательство «Учитель», Волгоград, 2012.

        В 8А  классе 27 человек. Класс имеет средний уровень сформированности и  познавательной,  и учебной мотивации.

Отношение к учебному  предмету: 70%  детей  изучают литературу  с интересом. У большей части учащихся хорошо развиты основные психологические функции: внимание, память, мышление. Учащиеся могут анализировать новый материал, делать логические выводы, работать с художественным текстом, т.е. имеет продуктивный и творческий уровень обучаемости,  это составляет 38%, остальные же 62% - это репродуктивный уровень.  По этой причине на уроке больше времени отводится на повторение ранее изученного материала, фронтальная  работа  интегрируется с индивидуальной для более сильных учащихся,  при объяснении нового материала активно используется наглядно - иллюстративный материал.

.  

На 2019-2020 учебный год спроектирована

цель: создание условий для усвоения программного материала за курс 8 класса.

Цель определяет задачи:

  • Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
  • Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
  • Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
  • Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
  • Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

                 При формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности основное внимание  предполагается уделять

                в познавательной деятельности:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

                в информационно-коммуникационной деятельности:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

                в рефлексивной деятельности:

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
  • эстетическое восприятие произведений литературы;
  • формирование эстетического вкуса.

                Обучение строится на использовании следующих форм организации образовательного процесса: дифференцированная и индивидуальная, полусамостоятельная и самостоятельная, парная и групповая работа, индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы.

                Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; подготовка рефератов, докладов, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений; творческие работы.

                 Технологии обучения: ИКТ, здоровьесберегающие, индивидуальное и дифференцированное обучение, проблемное обучение.

                70 учебных часов отведено на усвоение базового уровня программы по литературе.

        В результате изучения литературы ученики 8А,Б классов должны знать:

  • основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
  • роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев;
  • основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения;
  • некоторые особенности выражения авторского сознания(лирическое «я», рассказчик, роль «обрамления»);
  • средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
  • родо-жанровые  особенности эпических, драматических и лирических произведений (рассказ, повесть, поэма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение).

        Должны уметь:

  • использовать элементы  причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • определять  сущностные характеристики  изучаемого объекта, самостоятельно  выбирать  критерии  для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;
  • проводить поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделять  основной информации от второстепенной;
  • развернуто обосновывать суждения, давать определения;
  • выбирать  вид  чтения в соответствии с поставленной целью;
  • владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста;
  • характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении;
  • выявлять авторское отношение к изображаемому;
  • пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты;
  • писать сочинения-рассуждения на доступную тему,  работать над отзывом  о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.

        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Календарно – тематическое планирование

70  часов, 2 часа в неделю

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

Название темы/урока

Дата проведения

в 8А

Дата проведения

в 8 Б

План

Фактически

План

Фактически

Введение

2

Русская литература и история

Вн/чт Мой читательский дневник

Устное народное творчество. Древнерусская литература

5

В мире русской народной песни

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

Древнерусская литература. Обзор

Житие Александра Невского» (фрагменты)

Изображение действительных и вымышленных событий в повести «Шемякин суд»

Русская литература XIII века

4

Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

+ и - персонажи "Недоросля"

Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект

РР Инсценирование фрагментов

Русская литература XIX

35

Язвительный сатирик и баснописец И.А. Крылов 

РР Любимая басня И.А. Крылова

Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Рылеева

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество.

Разноплановость содержания стихотворения А.С. Пушкина «Туча»

Темы любви и дружбы в стихотворениях А.С. Пушкина «К****» и «19 октября»

История Пугачевского восстания

Маша Миронова - нравственная красота героини по¬вести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Швабрин — антигерой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Нравственный рост Петра Гринёва

Составление электронной презентации «Герои повести “ Капитанская дочка” и их прототипы»

РР Творческая работа по произведениям А.С. Пушкина

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творческая судьба

«Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма

Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Особенности композиции поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы

Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы

Н.В.Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор»: история создания

«Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор».  Хлестаков и «миражная интрига»

«Ревизор»: Разоблачение пороков чиновничества

Хлестаковщина как общественное явление

ВЧ Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Образ «маленького» человека в литературе

Роль фантастики в произведениях Н.В. Гоголя

 

РР Творческая работа  по произведениям Н.В. Гоголя

 

ВЧ Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы»

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Художественная сатира на современные писателю порядки в романе «История одного города» (отрывок)

Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» как пародия на официальные исторические сочинения

Сатира на чиновничество в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений»

Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Толстого

Психологизм рассказа Л.H. Толстого «После бала»

PP «Что такое нравственность?»  (сочинение по рассказу  Л.H. Толстого «После бала»)

ВЧ А.С. Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю. Лермонтов «Осень»,

Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»

А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…» Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания

История о любви и упущенном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви»

Психологизм рассказа А.П. Чехова «О любви»

Русская литература XX 

19

Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ»

Отношение  И.А. Бунина к героям рассказа «Кавказ»

Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени» А.И. Куприна)

Историческая тема в стихотворении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл

Историческая тема в поэме С.Есенина «Пугачёв»

РР Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.Пушкина и С.Есенина

И.С. Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем»

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. 

Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе

М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе

М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне»

Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведении А. Твардовского «Василий Теркин»

А.Т. Твардовский.  Анализ глав из поэмы «Василий Теркин»

Песни о Великой Отечественной войне

Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Мечты и реальность довоенного детства в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

РР Мой взгляд на творчество В.П. Астафьева. Презентации

И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер н а Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…» Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча» «Привет, Россия…»

Промежуточная аттестация

Из зарубежной литературы

3

Семейная вражда и любовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Сонеты

Ж.-Б. Мольер – великий комедиограф. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежество буржуа

Вальтер Скотт. Историче-ский роман «Айвенго»

Обобщение изученного

2

69

70

Рекомендации к летнему чтению

Мониторинг качества усвоения учебного материала  

Темы. Формы контроля.

Качество учебных достижений

Выводы

Успеваемость %

Качество %

1.

Творческая работа по произведениям А.С. Пушкина (зачёт-презентация)

2

Творческая работа  по произведениям Н.В. Гоголя (сочинение-рассуждение)

3

Что такое нравственность?»  (сочинение – рассуждение по рассказу  Л.H. Толстого «После бала»)

4

Мой взгляд на творчество В.П. Астафьева (защита мини-проекта)

5

Промежуточная аттестация



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по русскому языку

для 5А  класса

        Календарно-тематическое планирование  состоит из пояснительной записки, примерного календарно-тематического планирования, мониторинга результатов усвоения основных тем.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Календарно – тематическое планирование по русскому языку для  5 А класса разработано на основе Рабочей программы основного общего образования  на базовом уровне  Муниципального  автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа  №1» с учетом  требований федерального государственного образовательного стандарта по Примерной  программе основного общего образования по  русскому языку и в  соответствии с авторской  программой учебника под редакцией Н. М. Шанского.

        Календарно-тематическое планирование  рассчитано на 161,5  учебных часов  (4,75 часов в неделю).

        Программа реализуется на базовом уровне изучения, т.к. 5А класс является общеобразовательным.

        Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект:

        для учащихся 5 класса: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений в 2-х частях/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба – М.: Просвещение, 2014 год;

        для учителя:

  1. Русский язык. 5 класс. Поурочные планы по учебнику М. Т. Баранова. - изд. – В.: Учитель-АСТ, 2009.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008

        В 5 А классе ____  человек. Исходя из психолого-педагогической характеристики класса, а именно: в 5 А классе обучаются учащиеся с недостаточно развитыми речевыми, коммуникативными и орфографическими умениями и навыками, мотивация у детей средняя, уровень обучаемости репродуктивный 60%, продуктивный 27%, творческий 33%.

        На 2019-2020  учебный год спроектирована следующие цели и задачи:

        Цель - создание условий для реализации требований ФГОС в рамках курса «Русский язык, 5 класс».

          Цель определяет задачи:

  • воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащать словарный запас и грамматической строй речи учащихся; развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • осваивать знания о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формировать умение  опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

        Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.

          При формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности основное внимание предполагается уделять:

- в познавательной деятельности: теоретическому  мышлению и практической деятельности.

- в информационно-коммуникационной деятельности: групповая и коллективная работа на уроке, применение проблемного метода обучения, на активную работу на уроке с различными словарями, справочниками, энциклопедиями.

- в рефлексивной деятельности: самооценке активности на каждом этапе урока.

        Выявление  итоговых результатов изучения темы завершается контрольной работой. Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования.

        В результате изучения курса русского язык  ученики  5 класса должны

Знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий
  • орфографические и пунктуационныеправила, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

Уметь:

По орфографии: правильно писать слова на изученные орфограммы, находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в V классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

        Должны владеть компетенциями:

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Календарно-тематическое планирование программного материала

4,75 часов в неделю, всего 162 часа

Название темы/урока

Дата проведения

Примечание

План

Фактически

Роль языка в жизни общества. Слово в языке и речи.

3

Инструктаж по ТБ. Язык и человек. Язык и речь. Общение устное и письменное.

Язык и человек. Общение устное и письменное.

 Знакомство с учебником.

Повторение и углубление курса начальной школы .

23

Звуки буквы. Произношение правописание. Орфографические словари.

Орфограмма в разных частях речи.

Правописание безударных гласных в корне.

Правописание безударных гласных в корне.

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Буквы И,У,А после шипящих.

Разделительные Ъ и Ь.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Р/Р Текст

Р/Р Обучающее изложение «Хитрый заяц».

Части речи.

Глагол.

Правописание ТСЯ, ТЬСЯ в глаголах.

Р/Р Тема текста.

Личные окончания глаголов.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Местоимение.

Р/Р Основная мысль текста.

Р/Р Устное сочинение по картине.

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение» с грам. заданием.

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками.

Синтаксис и пунктуация.

29

Синтаксис. Пунктуация. Контрольный словарный диктант.

Словосочетание. Разбор словосочетания.

Словосочетание и предложение. Грамматическая основа предложения.

Р/Р Сжатое изложение.

Виды предложения по цели высказывания.

Члены предложения. Главные члены предложения.

Р/Р Сочинение.

Сказуемое.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Нераспространенные и распространенные предложения.

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

Определение.

Обстоятельство.

Предложения с однородными членами.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Повторение изученного .

Предложения с обращениями.

Р/Р Письмо.

Входная контрольная работа.

Синтаксический и пунктуационный разборы простого предложения.

Простые и сложные предложения.

Порядок синтаксического разбора сложного предложения.

Прямая речь.

Диалог.

Составление диалога.

Обобщение изученного по теме "Синтаксис и пунктуация".

Контрольный диктант № 2 теме "Синтаксис и пунктуация".

Анализ контрольного диктанта.

Р/Р Изложение.

Фонетика.

14

Гласные звуки.

Согласные звуки.

Согласные твердые и мягкие. Изменение звуков в потоке речи.

Р/Р Повествование. Подробное изложение.

Согласные звонкие и глухие.

Графика, алфавит.

Р/Р Описание предмета.

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.

Двойная роль Е, Е,Ю,Я.

Орфоэпия. Орфоэпический словарь. Слог. Слогоделение.

Ударение. Фонетический разбор слова.

Повторение изученного. Тестирование по разделу «Фонетика».

Контрольный диктант по разделу «Фонетика»

Анализ контрольного диктанта.

Лексика.

11

Слово и его лексическое значение.

Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значение слов.

Омонимы.  Словарь.

Синонимы. Словарь.

Контрольная работа №4  

Антонимы. Словарь.

Изложение по тексту К. Г. Паустовского «Первый снег».

Проверочная  работа по теме «ЛЕКСИКА»

Анализ  диктанта.

Обобщение изученного по теме "ЛЕКСИКА".

Морфемика.

25

Морфема – наименьшая значимая часть. Изменение и образование слов.

Окончание.

Основа слова.

Письмо. Эпистолярный жанр.

Корень слова.

Рассуждение.

Суффикс. Значение суффиксов.

Приставка.

Контрольное выборочное изложение «Последний лист орешника».

Чередование звуков.

Беглые гласные.

Варианты морфем. Морфемный разбор.

Правописание гласных  и согласных.

Буквы З, С на конце приставок.

Буквы А - О в корне ЛАГ, -ЛОЖ.

Буквы А - О в корне ЛАГ, -ЛОЖ.

Буквы А - О в корне –РАСТ,-РАЩ, -РОС.

Буквы А - О в корне –РАСТ,-РАЩ, -РОС.

Буквы Е-О после шипящих в корне.

Буквы Е-О после шипящих в корне.

Буквы Ы-И после Ц.

Повторение "Орфограммы в корне"

Контрольный диктант № 5 по теме «Морфемика»

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень».

Имя существительное.

17

 Самостоятельные и служебные части речи.

Работа с текстом "Борис Житков"

Имена сущ. одушевлённые и неодушевлённые.

Имена сущ. собственные и нарицательные.

Сжатое изложение.

Морфологический разбор им. сущ.

Род имен существительных.

Имена сущ., которые имеют форму только единственного  числа или множественного  числа

Три склонения им. сущ.

Правописание гласных в падежных окончаниях сущ. в ед. ч.

Правописание гласных в падежных окончаниях сущ. в ед. ч.

Изложение от 3-го лица.

Мн. число им. существительных.

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях сущ.

Обобщение и систематизация по теме.

Контрольный диктант  по теме «Имя существительное".

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками.

Имя прилагательное.

10

Имя прилагательное как часть речи.

Правописание гл. в падежных окончаниях прилагательных.

Правописание гл. в падежных окончаниях прилагательных.

Описание животного. Устное сочинение.

Контрольное изложение с описанием животного по рассказу А. И. Куприна «Ю-Ю»

Прилагательные полные и краткие.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Обобщение и систематизация  изученного по теме "Имя прилагательное".

Тестирование по теме "Имя прилагательное".

Анализ контрольного диктанта.

Глагол.

26

Глагол как часть речи.

НЕ с глаголами.

Рассказ. Контрольное сочинение по сюжетным картинкам (упр. 623) «Как я однажды»

Неопределенная форма глагола.

Правописание ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах.

Изложение с элементами сочинения на лингвистическую тему.

Виды глагола. Видовые пары.

Проверочный  диктант.

Анализ диктанта.

Буквы Е-И  в корнях с чередованием.

Буквы Е-И  в корнях с чередованием.

Невыдуманный рассказ о себе.

Творческое представление сочинений. Невыдуманный рассказ о себе.

Время глагола. Прошедшее время глагола. Настоящее время.

Будущее время.

Спряжение глаголов.

Правописание безударных личных окончаний глагола.

Правописание безударных личных окончаний глагола.

Морфологический разбор глагола.

Ь после шипящих в гл. во 2-ом лице ед.ч.

Промежуточная аттестация

Сжатое изложение «Шоколадный торт».

Употребление времен глагола

Обобщение и систематизация изученного по теме "Глагол"

Контрольный диктант  по разделу «Глагол».

Анализ контрольного диктанта.

Повторение и систематизация изученного.

5

Повторим разделы науки о языке!

Повторим орфограммы!

Повторим пунктуацию!

Урок-подведение итогов за год

Мониторинг качества усвоения учебного материала  

Форма контроля

Качество/успеваемость

Выводы

Контрольный диктант с грам. заданием №1 по теме «Повторение»

Входная контрольная работа

Контрольный диктант №2 теме "Синтаксис и пунктуация"

Контрольный диктант №3 по разделу «Фонетика»

Контрольное выборочное изложение «Последний лист орешника»

Контрольная работа №4  за 1  полугодие.

Контрольный диктант № 5 по теме «Морфемика»

Промежуточная аттестация



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по русскому языку

для 8 класса

        Календарно – тематическое планирование  состоит из пояснительной записки, примерного  календарно – тематического планирования, мониторинга  усвоения основных тем.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Календарно – тематическое планирование по  русскому языку для 8 А,Б  классов разработано на основе Рабочей программы основного общего образования  на базовом уровне  Муниципального  автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа  №1» города Когалыма с учетом  требований федерального государственного образовательного стандарта по Примерной  программе основного общего образования по русскому языку  и в  соответствии с авторской  программой учебника под редакцией: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О.М. Александрова.

        Календарно – тематическое планирование рассчитано на 105 учебных часов  (3 часа в неделю).

        Программа реализуется  на базовом уровне изучения.

        Для реализации Рабочей программы используется учебно – методический комплект:

        для учащихся 8 класса: Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Тростенцова Л.А., ЛадыженскаяТ.А., Дейкина А.Д. – М.: Просвещение, 2010.

        для учителя:

  1. «Программ общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы» /Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,  Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2008
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008
  3. Русский язык и литература. 5-11 классы: творческие упражнения к урокам развития речи / сост. О.А. Хорт, Г.С. Шамшина. – В.: Учитель, 2008
  4. Изложения с элементами сочинения: 5-9 кл..: Кн для учителя / Е.К. Францман. – М.: Просвещение, 2009
  5. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-11 кл.: Кн. для учителя / В.И. Капинос. Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. Л.Л. Новоселова. –М.: Просвещение, 2009

        В 8А  классе 27 человек. Класс имеет средний уровень сформированности и  познавательной,  и учебной мотивации.

Отношение к учебному  предмету: 70%  детей  изучают русский язык  с интересом. У большей части учащихся хорошо развиты основные психологические функции: внимание, память, мышление. Учащиеся могут анализировать новый материал, делать логические выводы, работать с текстом, т.е. имеет продуктивный и творческий уровень обучаемости,  это составляет 38%, остальные же 62% - это репродуктивный уровень.  По этой причине на уроке больше времени отводится на повторение ранее изученного материала, фронтальная  работа  интегрируется с индивидуальной для более сильных учащихся,  при объяснении нового материала активно используется наглядно - иллюстративный материал.

        В 8Б  классе 26 человек. Класс имеет удовлетворительный уровень сформированности и  познавательной,  и учебной мотивации. Отношение к учебному  предмету: 35 %  детей  изучают русский язык  с интересом. У них  хорошо развиты основные психологические функции: внимание, память, мышление. Учащиеся могут анализировать новый материал, делать логические выводы, работать с текстом. Остальные же ребята - 60% - это репродуктивный уровень. Есть учащиеся – 2 человека, которые остались на повторный год обучения. Материал ими усваивается неудовлетворительно.  

        На 2019-2020  учебный год спроектирована следующие цели и задачи:

        Цель - создание условий для реализации требований ФГОС в рамках курса «Русский язык, 8 класс».

          Цель определяет задачи:

  • воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащать словарный запас и грамматической строй речи учащихся; развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • осваивать знания о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формировать умение  опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

        Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.

          При формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности основное внимание предполагается уделять:

- в познавательной деятельности: теоретическому  мышлению и практической деятельности.

- в информационно-коммуникационной деятельности: групповая и коллективная работа на уроке, применение проблемного метода обучения, на активную работу на уроке с различными словарями, справочниками, энциклопедиями.

- в рефлексивной деятельности: самооценке активности на каждом этапе урока.

        Выявление  итоговых результатов изучения темы завершается контрольной работой. Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы.

        В результате изучения курса русского язык  ученики  8 класса должны

Знать/понимать:

        роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

        смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

        основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

        признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

        основные единицы языка, их признаки;

        основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

Уметь:

        находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;

 различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

        определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

        опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

        объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

 находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

        Должны владеть компетенциями:

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

        105 учебных часов распределены  следующим образом: на усвоение базового уровня  99 часов , 6 часов резерва. Часы  резерва используются в целях развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности. 

        Выявление итоговых результатов изучения темы завершается контрольной работой. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

Название темы/урока

Дата проведения

в 8А

Дата проведения

в 8 Б

План

Фактически

План

Фактически

Русский язык в современном мире

3

Вводный урок.  Функции русского языка в современном мире. Инструктаж по ТБ.

Повторение изученного в 5-7 классах

8

Знаки завершения, выделения, разделения.

Знаки препинания.

Знаки препинания в сложном предложении.

Знаки препинания в сложном предложении.

Орфография прилагательных, причастий и наречий.

Контрольный диктант по теме “Повторение изученного в 5–7 классах” с грамматическим заданием.

Развитие речи. Подробное изложение текста публицистического характера.

Анализ работ.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

8

Основные единицы синтаксиса. Текст и предложение как единица синтаксиса

Р.Р. Текст как единица синтаксиса.

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

Основные виды словосочетаний.

Способы подчинительной связи.

Способы подчинительной связи.

Синтаксический разбор словосочетаний.

Зачет по теме “Словосочетания”.

Простое предложение  

31

Понятие о предложении. Строение предложения. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация

Основные виды простого предложения. Двусоставные

и односоставные предложения.

Развитие речи. Описание памятника культуры.

Подлежащее и способы его выражения. Синтаксический разбор предложения.

Сказуемое и его основные типы.

Синтаксический разбор: текущий контроль.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Обобщение.

Контрольная работа по разделу «Синтаксис простого предложения»

Грамматические значения второстепенных членов предложения, их роль

в предложении.

Способы выражения дополнения.

Согласованные и несогласованные определения.

Приложение как вид определения.

Обстоятельства.

Основные виды обстоятельств.

Обстоятельства.

Основные виды обстоятельств.

Р.Р. Речь устная и письменная, монолог, диалог.

Практикум по теме «Второстепенные члены предложения»

Развитие речи. Изложение

с элементами сочинения .

Анализ работ.

Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Неопределенно-личные предложения.

Неопределенно-личные предложения.

Безличные предложения.

Назывные предложения.

 

Обобщение по теме “Односоставные предложения”.

Практикум по теме “Односоставные предложения”.

Особенности строения полных и неполных предложений.

Зачёт по теме «Односоставные предложения»

Анализ устных ответов.

Р.Р. Микротема, микротекст.

Однородные члены предложения

12

Осложненное предложение. Углубление понятия об однородных членах предложения.

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией и пунктуация при них.

Союзы при однородных членах предложения (текущий контроль).

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Однородные и неоднородные определения.

Обобщение по теме “Предложения с однородными членами”. Пунктуация и синтаксический разбор.

Развитие речи.  Описание фотографии.

Практикум по теме “Предложения с однородными членами”.

Развитие речи. Устное сочинение на свободную тему.

Контрольная работа по теме “Предложения с однородными членами”.

Анализ работ.

Обособленные члены предложения

16

Понятие об обособлении.

Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений.

Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений.

Развитие речи. Рассуждение на дискуссионную тему.

Обособленные приложения Выделительные знаки препинания при них.

Обособленные приложения Выделительные знаки препинания.

Обособление обстоятельств.

Выделительные знаки препинания  при них.

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Отсутствие или наличие запятой перед союзом     КАК.

Развитие речи. Сочинение по данному началу «Каким быть»

Обособление дополнений.

Обособление уточняющих членов предложения.

Обобщение по теме «Предложения  с обособленными членами». урок - зачет

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме “Обособленные члены предложения”.

Анализ работ.

Развитие речи.  Устное собеседование.

Обращение, вводные и вставные конструкции  

9

Обращение, его функции и способы выражения.  Предложения с обращениями.

Выделительные  знаки препинания при обращении.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями

и предложениями.

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

Выделительные  знаки препинания при вводных совах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

Вставные конструкции.

Вставные конструкции.

Обобщение по теме (тестовые задания).

Обобщение по теме “Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Особенности слов-предложений”.

Чужая речь

9

Понятие  о чужой речи. Способы передачи.

Предложения с прямой речью и знаки препинания при ней.

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

Диалог.

Развитие речи. Сжатое изложение.

Цитата.

Цитата.

Повторение и обобщение  по теме: «Способы передачи чужой речи».

Промежуточная аттестация.

Повторение изученного в 8 классе.

5

Синтаксис и морфология.

Синтаксис и пунктуация.

Синтаксис и культура речи.

Синтаксис и орфография.

Обобщающий урок.

        * Резерв – 6 часов

Мониторинг качества усвоения учебного материала  

Основные разделы, темы

Формы контроля

Качество учебных достижений

Выводы

Успеваемость %

Качество %

  1. 1.

“Повторение изученного в 5–7 классах”

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

«Синтаксис простого предложения»

Контрольная работа.

Тема “Односоставные предложения”.

Зачет

“Обособленные

члены предложения”.

Контрольная работа.

Промежуточная аттестация за курс 8 класса

Контрольная работа.

Развитие речи

Описание фотографии

Развитие речи

Сочинение по данному началу “Каким быть?”

Развитие речи

Сжатое изложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...