Конспект урока по русскому языку 5 класс Имя прилагательное как часть речи
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс)
В этом разделе размещены разработки,конспекты уроков по русскому языку
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Класс: 5класс
УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: комбинированный урок
Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи.»
Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора падежных окончаний прилагательных.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: испытывает желание осваиватьновые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель:
| Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. - Здравствуйте, ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок- у нас присутствуют гости. Откройте тетради, запишите число, классная работа, словарь.(Слайд1)Сегодняшний урок - приключение, полное опасностей и неожиданностей Кто за приключения? И прямо в океан! Еще немало стран, Мне очень интересно узнать, с каким настроением вы отправляетесь в наше приключение. Поднимите смайлики, которые лежат у вас на парте и опишите, пожалуйста, свое настроение 2-3 словами, отвечающими на вопрос какое? Слайд 2. Настроение (какое?)………….. (отвечают 3-4 ученика) С помощью слов какой части речи вы смогли описать свое настроение? (с помощью имен прилагательных) Вы уже догадались, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Даю подсказку: обратите внимание на словарь. Запишите тему: «Имя прилагательное как часть речи». (Слайд 2) -Вы готовы? Начало пути – порт «Части речи» -Внимательно прочитайте записанные на слайде слова и разделите их на две группы: (запись в тетрадь в две колонки) ладья, морской, якорь, удивительный, чудесный, весло, незнакомый, корабль, Проверка вслух. (Слайд 4) -По какому признаку вы определили слова в первый столбик?(имена существительные) - Назовите орфограммы в словах. -Назовите признаки имен существительных. -Молодцы, ребята, справились с первым заданием. - Можно следовать дальше. И мои вам пожелания: Большому кораблю - большое плавание. Счастливого пути! -Назовите часть речи слов, помещенных во второй столбик? (имена прилагательные) -Как вы это определили? Докажите. Ребята, с какой целью мы отправляемся в путешествие? | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Фронтальная работа. Учащиеся читают слова на слайде и работают индивидуально, распределяя слова на 2 группы. Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы. Повторяют орфограммы в словах (В слове лисички, бантик) | Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | ||||||||||||
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель:
| -Следующая остановка - столица страны Прилагательных, город Цветоград. На ваших столах бортовой журнал (заранее отпечатан) (Слайд 5)
- Скажите: знаете ли вы, что такое прилагательное? (Ответ учащихся.) -А вы знаете, к каким словам, к какой части речи «прилагаются», присоединяются прилагательные? (Ответ учащихся.) - Вставьте в данный текст подходящие по смыслу слова из справок. (Текст распечатан, лежит на партах) -Скворцы, как известно, тоже путешественники. Что они нам поведают? О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга. «Весна идёт! Весна идёт! Мы _______________весны гонцы». Зимние дни миновали, ночи ____________ стали. Чиста __________ лазурь. Солнышко с неба луч _____________ разливает. Воздух __________ и _________. __________ теплом подувает ветер с полей. Утро ещё __________. А всё-таки на душе _________ и __________, потому что «весна _____ повеяла крылом». Слова для справок: чиста, короткие, молодой, влажным, небесная, лёгкою, светло и радостно, душистая, золотой, свеж и прозрачен, прохладное, грозны и горды. Проверка.(Слайд 6) - Подберите к слову «небесная» синоним, к слову «короткие» - антоним. - Выпишите три словосочетания «прил.+ сущ.». Определите род, число, падеж прилагательных. От чего они зависят? (Контроль, коррекция знаний учащихся) -Если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что имена прилагательные делают нашу речь яркой, образной, точной. -Ребята, приведите примеры, где в нашей жизни встречаются имена прилагательные?(название морей и рек, семь цветов радуги, в загадках и т.д.) -Когда же чаще всего мы используем прилагательные? (при описании картин природы, характера человека, его чувств, настроений, душевных переживаний, при названии морей и рек, цветов, в загадках). | Коллективная письменная работа – обзорное повторение сведений по теме «Имя прилагательное». Парная работа (учащиеся вставляют в текст, заранее распечатанный, имена прилагательные, находят синонимы, антонимы к именам прилагательным, разбирают словосочетания) | Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме. | ||||||||||||
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.) Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы. - Вы хорошо работали. На таком корабле, да и с таким экипажем, можно плыть даже к самому горизонту. И вот мы в столице страны Прилагательных. - Ребята, скажите, какая форма является начальной для имени прилагательного? (м.р., им.п.) -Подведем еще раз итог морфологическим признакам имен прилагательных, обобщим полученные знания. Обратимся к учебнику. На странице 85 прочитаем общие сведения о прилагательном. -А сейчас из стихотворения вы должны будете выписать любое прилагательное и охарактеризовать его по всем пунктам нашего правила: (Слайд 7) Имя прилагательное, мы с тобой дружны, Признаки предметов называешь ты. Солнечное лето, праздничная ель, Вкусные конфеты, Машенькин портфель. Один пятиклассник работает у доски:
Н.ф. – солнечный 2. Морфологические признаки: с.р., ед.ч., И.п. 3. Лето (какое?) солнечное. - Путешественники, внимание! Экстренное сообщение! К нам на борт попала старинная бутылка с посланием, а в ней задание. Разгадаем и выполним (на доске текст с предложениями).(Слайд 8) -Выпишите имена существительные и зависимые от них прилагательные. Вода у берега голубая, чистая, прозрачная, а дальше от берега- синяя. (вода голубая, чистая, прозрачная, синяя). -Какие отличительные признаки предмета обозначают данные прилагательные? Назовите другие признаки, которые могут быть у этого предмета? | 1 учащийся читает стихотворение, 1 учащийся проводит морфологический разбор имени прилагательного, после чего все учащиеся его проверяют. Работа в группах. Учащиеся из предложений выписывают существительные и зависимые от них прилагательные. Работают со словом (именем прилагательным) Работа в парах по толковому словарю ( учащиеся находят в словаре и выписывают лексическое значение слова «борзая» | Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме) Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия) | ||||||||||||
Физкультминутка (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | Физкультминутка | Учащиеся выполняют элементарные физические упражнения) | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | ||||||||||||
4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель:
выполнения заданий | Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания -Записать упражнение 574 .В предложениях подчеркнуть грамматическую основу, объяснить орфограммы и пунктуацию. - Каким членом предложения могут быть прилагательные? Как правильно определить, каким членом предложения является прилагательное? (Слайд 9) (Нужно обратить внимание на место прилагательного в предложении по отношению к существительному, с которым оно связано по смыслу и грамматически: 1) прилагательное-определение обычно стоит перед существительным, к которому оно относится; 2) прилагательное –сказуемое стоит после существительного. Прилагательное-сказуемое может иметь форму только именительного падежа. Прилагательное-определение в роли зависимого слова может быть в форме любого падежа.) Выполняя упражнение, вы дополняли текст именами прилагательными. Как вы считаете, текст стал более выразительным, ярким или нет? Почему? -Для чего нужны прилагательные в художественной речи? ( Имена прилагательные придают речи точность, меткость, выразительность, образность, яркость, настроение. Они используются при создании портретных характеристик, при описании чувств, душевных переживаний, прилагательные делают речь более точной, помогают описать предмет, позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира. Без прилагательных наша речь была бы похожа на картину, написанную серыми красками.) Проверочная работа. -Вдали виден мыс Ошибок. На нем записаны задания, но соленая океанская вода размыла чернила. 1) Какое слово называет признак предмета? Среди тишины послышался тихий говор. А)первое Б) третье В)четвертое 2) Какая часть речи называет различные признаки предметов? А) Имя прилагательное Б) Имя существительное В) Глагол 3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме: А) смышленый (ребенок). Б) о книжном (шкафе.) В) отцовского (участка.) 4) Каким членом предложения является имя прилагательное в полной форме? А) сказуемое Б) дополнение В) определение 5) Имя прилагательное не изменяется А) по родам Б) по числам В) по спряжению 6) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом? А) весенний лес Б) дружелюбный от природы. 7) Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков? А) Имя существительное Б) Имя прилагательное В) Глагол - Продолжите заполнение бортового журнала Вывод об имени прилагательном (Слайд 17) | Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке оценивают себя. Учащиеся выполняют тестовую работу, после чего обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа Индивидуальная работа учащихся по уровню сложности:
Сильный ученик проверяет у слабых, а сам отчитывается учителю. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) | ||||||||||||
7.Рефлексия. (5 мин.) Цель:
| Рефлексия (Слайд 18) -Давайте вспомним все об имени прилагательном, заполним до конца наш бортовой журнал. -Что нового вы узнали об имени прилагательном? -Дополните, пожалуйста, текст на слайде именами прилагательными. -Поднимите, пожалуйста, ваши смайлики, чтобы определить все ли вам понятно было на уроке: желтый –«все понятно»; синий- «остались вопросы»; зеленый- «ничего непонятно»). -Вот и подошло к концу наше опасное, но интересное путешествие в страну Прилагательных. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда, желаю вам и дальше держаться вместе и плыть по морям знаний дружно. Удачи всем. Штормы и ветры нам не страшны. Будь смел и отважен - Выставление оценок. | Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные. Каким сегодня был урок? | Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве) Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) | ||||||||||||
Домашнее задание: Параграф 101, упр 577 (Слайд 19) Для сильных учащихся дополнительно: написать лингвистическую сказку об имени прилагательном. Спасибо за работу! (Слайд 20) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок-путешествие Имя прилагательное как часть речи
Порт «Части речи» Внимательно прочитайте слова и разделите их на две группы: бинокль, морской, якорь, удивительный, чудесный, весло, незнакомый, корабль .
Порт «Части речи» Имена существительные Имена прилагательные бинокль морской якорь удивительный весло чудесный корабль незнакомый
Столица страны Прилагательных – город Цветоград Известная информация Новая информация Судовой журнал
« Весна идёт ! Весна идёт ! Мы ____________ весны гонцы ». Зимние дни миновали, ночи ____________ стали . Чиста _ _______ лазурь . Солнышко с неба луч ___________ _ разливает . Воздух свеж и прозрачен . __________ теплом подувает ветер с полей . Утро ещё __________. А всё-таки на душе светло и радостно, потому что « весна ____ ____ _ повеяла крылом ». Влажным О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга. прохладное Слова для справок : короткие молодой небесная душистая золотой
Имя прилагательное, мы с тобой дружны, Признаки предметов называешь ты: Солнечное лето, праздничная ель, Вкусные конфеты, Машенькин портфель. 1. Солнечное (лето) - имя прилагательное, отвечает на вопрос «какое?» Н.ф. – солнечный 2. Морфологические признаки: с.р., ед.ч., И.п. 3. Лето (какое?) солнечное .
Выпишите имена существительные и зависимые от них имена прилагательные ♦ Вода у берега голубая, чистая, прозрачная, а дальше от берега- синяя. ♦ Вода у берега голубая, чистая, прозрачная , а дальше от берега- синяя .
Как правильно определить, каким членом предложения является прилагательное? Необходимо обратить внимание на место прилагательного в предложении по отношению к существительному, с которым оно связано по смыслу и грамматически: 1) прилагательное-определение обычно стоит перед существительным, к которому оно относится; 2) прилагательное –сказуемое стоит после существительного. Прилагательное-сказуемое может иметь форму только именительного падежа. Прилагательное-определение в роли зависимого слова может быть в форме любого падежа.
1. Какое слово называет признак предмета? Среди тишины послышался тихий говор. в) четвертое. а) первое; б) третье ;
2. Какая часть речи называет различные признаки предметов? а) имя прилагательное; б) имя существительное; в) глагол.
3. Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме: В) отцовского (участка). А) тёплый (день); Б) о книжном (шкафе);
4. Какую синтаксическую роль может выполнять прилагательное в предложении? а) сказуемое; б) дополнение; в) определение.
5. Имя прилагательное изменяется: а) по родам (только в единственном числе); б) по числам; в) по падежам.
6. В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом? б) дружелюбный от природы. а) весенний лес;
7. Какая часть речи отвечает на вопросы какой? чей? в) глагол. а) имя существительное; б) имя прилагательное ;
признак предмета. род, число, падеж. Имя прилагательное обозначает Имя прилагательное отвечает на вопросы Морфологические признаки В предложении выполнят роль Слова для справок : какой? чей? определения или сказуемого.
Рефлексия Дополни текст именами прилагательными. Вот и подошло к концу _______________ путешествие. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были ________________. Они давали ______________________ ответы. Во время путешествия я узнал(а) много _____________ и __________________. Результат выполненного мною теста ________. Своей работой на уроке я ______________. И сейчас у меня ____________ настроение.
Домашнее задание: § 101, упр. 577. Дополнительно: написать сказку об имени прилагательном.
Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) в 8 классе
Учитель русского языка и литературы Гайсина Т.Х
Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»
Цель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.
Задачи: 1) познакомить учащихся с видами уточняющих членов предложения (обстоятельство, дополнение), правилами выделения уточняющих членов предложения;
2) научить находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления;
3) научить находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками препинания, определять их текстообразующую роль, распознавать обособленные обстоятельства уступки с предлогом несмотря на, выделять их запятыми;
4) научить распознавать обособленные определения и уточнения в художественном тексте;
6) использовать предложения с обособленными уточняющими членами предложения в заданной речевой ситуации.
Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения» после тем: «Обособленные определения», «Приложения», «Обособленные обстоятельства», «Сравнительный оборот».
№ | Этап урока | время | Приёмы и методы |
1 | Орг.момент | 1мин | беседа |
2 | Целеполагание | 6 мин | |
3 | Изучение нового материала | 15мин | Эвристическая беседа, исследовательский, частично - поисковый составление схем, наблюдение над интонацией, демонстрация слайдов |
4 | физминутка | 30сек | |
5 | Квест игра(закрепление материала) | 10мин | |
6 | Домашнее задание | 1мин | инструктаж |
7 | Подведение итогов | 1мин | беседа |
8 | рефлексия | 1 мин | Самоанализ учащимся результатов урока |
Тип урока: урок открытия нового знания
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент | Включение в деловой ритм урока. Приветствие Добрый день, ребята … | Подготовка класса к работе: разделение на группы (класс разделила на 4 группы) по 4 человека и в одной 5 учащихся | Личностные : самоопределение; Регулятивные : целеполагание; Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
| слайд1 посмотрите на доску и сравните предложения в двух столбцах. Давай разберём первые 2 предложения (Желтая бумага)Далеко раздавались удары топора.(Далеко, в лесу, раздавались удары топора.(карточка №1) -Попробуйте сформулировать тему урока Записываем тему урока - Попробуйте сформулировать цель урока. Как вы думаете. Чему должны научиться в ходе нашего урока? -Что нам необходимо для того, чтобы достичь поставленной цели? | Ставят цели, объясняют постановку знаков препинаний. Один ученик у доски Подчеркнул грамматические основы и второстепенные члены предложения. - В чем разница этих предложений? (В первом одно обстоятельство, а во втором два обстоятельства) - На какие вопросы отвечают? (где, где именно?)-Каким знаком препинания выделено обстоятельство? (запятыми) - где стоит? Когда в письменной речи выделяем запятыми, как называется (обособление) -Для чего он вводится в текст?(Для уточнения, пояснения, конкретизации) На что указывает, это какой уточняющий член предложения (уточняющее обстоятельство места) - -- - --Обособленные уточняющие члены предложения) (слайд 2) -научиться обособлять уточняющие члены предложения - узнать, что такое уточняющие члены предложения, научиться находить их в предложениях | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: Логические :анализ объекта с целью выделения признаков. |
| Активизирую знания учащихся; Создаю проблемную ситуацию: Так давайте определим еще какие члены предложения могут быть уточняющими. Из каждой группы будут выходить по одному человеку Слайд № 3 (второй ученик) Слайд 4(третий ученик) Слайд 5 (четвёртый ученик) Слайд 6 (пятый ученик) Слайд 7 (шестой ученик) | Испытывают затруднения : задают (формулируют)вопросы появляются гипотезы: Поздно вечером, часов в одиннадцать, я вышел в сад Уточняющее обстоятельство времени Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи. (Л.Толстой.) Определение размер Это был Александр Тимофеевич, или попросту Саша, гость, приехавший из Москвы. (А.Чехов.) - приложение Озеро было широкое, более пятисот метров сказуемое Несмотря на здешний неправдоподобный воздух, мы мечтаем О Солотче и считаем дни до отъезда дополнение с предлогом несмотря (подчёркивает, определяет, вопрос ставит) Но! Ставят перед собой учебную задачу: | Регулятивные: целеполагание; Познавательные : постановка вопросов; Общеучебные : самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели; Логические: формулирование проблемы. |
Совместное решение учебной задачи | Организую учащихся по исследованию проблемной ситуации: теперь определим, какие уточняющие члены предложения обособляются -перечислите - назовите член предложения, на какой вопрос отвечают — Чем отличаются уточняющие члены предложения от обособленных? Слайд 8 общее правило Слайд 9 таблица ««Знаки препинания при уточняющих членах предложения» на красной бумаге всем раздать Это вложите в свой словарь справочник Физминутка | Составляют план достижения цели и определяют средства ; ищут выход из затруднения; выдвигают версии, варианты, гипотезу. Приступают к преобразованию материала. -обособленные обстоятельств могут уточнять место, время, образ действия, т.к. отвечает на вопрос где именно, когда именно, как именно - обособленные определения, уточняют размер, рост отвечает на вопрос какая именно? -обособленные приложения, кто именно соединены союзом или (то есть) - Уточняющие дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая, несмотря на и др. - уточняющие сказуемые, было какое? (Уточняющими могут быть любые члены предложения, даже главные.) Все встали, осанка прямая, потянулись, похлопали и сели | Регулятивные : планирование, прогнозирование; Познавательные : моделирование; Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. |
4.Первичное закрепление | Устанавливает осознанность восприятия; учебной игре «квест игра» - Знаете, что такое квест игра? Слайд 10 квест определение Приступить к работе поможет первое задание Шарады4 группы шаг 1 Шарады угадали, взяли свой конверт шаг 2 открыли свой конверт на конверте написано 1)Собери рассыпавшееся предложение 2) Возьми книгу Пушкин на столе у учителя. Шаг 3 стикер стр. 5 абзац 1 Выписать предложения с уточняющими членами, объяснить постановку знаков препинания | - Шарады (слайд11) 1.В списке вы мой обнаружите корень Суффикс — в собрании встретите вскоре В слове рассказ вы приставку найдёте В целом — по мне на уроки пойдёте (расписание) 2. Корень мой находится в цене В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке вы встречали Весь — я в дневнике и в журнале - оценка 3.мой первый слог к себе зовёт Второй дом наоборот. (комод) 4.Начало — нота Потом оленье украшенье, А вместе — место оживлённого движенья. (дорога) 1 группа. Половодья,весной, сейчас, с опасением, мы, ранней,ждём 2 группа. сидели,дети,дома,около,скамейке,на 3группа хорошо, мы по-дружески,беседовали, 4гр.,появлялись,комары,то есть белые снежинки., в воздухе Решают типовые задания с проговариванием алгоритма ( способа действия) вслух. | Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; Общеучебные : умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные : управление поведением партнера ( контроль, коррекция, оценка действий). |
| Организую деятельность по применению новых знаний: мини- тест5 предложений Проверьте друг у друга | Самостоятельная работа; Осуществляет самопроверку: пошаговое сравнение с эталоном. Возможна взаимопроверка. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения; Личностные : самоопределение. |
| Организую рефлексию Составить небольшой рассказ на тему «Школьные праздники» | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные : рефлексия; Личностные: смыслообразование. |
Приложение №1
слайд №1
Но вот опять хлынули играющие лучи, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто – серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами так лучезарны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплом. (И.С.Тургенев.)
Слайд №2
- Поезд прибывает поздно, после полуночи.
- Высоко, под крышей, светилось маленькое окошко.
- Он наивно, по-детски, вытер пальцами глаза.
«Знаки препинания при уточняющих членах предложения».
Обособляются | Примеры |
1. Уточняющие обстоятельства места и времени, образа действия | Вправо от дома, на берегу реки, раскинулся огромный парк. С экскурсии ребята вернулись поздно ночью, в двенадцать часов. Он работал весело, с огоньком |
2. Уточняющие приложения, присоединяемые при помощи союзов то есть, или (= то есть) | Над водой летали и кричали альбатросы, то есть морские чайки. |
3. Уточняющие члены со словами особенно, даже, главным образом, в частности, в том числе, например и др. | Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику. (А. С. Пушкин) |
4.Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста | Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор степи. |
5. Уточняющие дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с, несмотря на и др. | Наряду с изучением английского языка, он занимался еще и французским. Внизу ничего не было видно, кроме сверкающих огней. |
6. Уточняющие сказуемые | Озеро было широкое, более пятисот метров сказуемое |
— Чем отличаются уточняющие члены предложения от обособленных? (Уточняющими могут быть любые члены предложения, даже главные.)
— Почему эти члены предложения называются уточняющими? (Они добавляют уточняющему слову какой-нибудь оттенок усиления, ограничения и т. д.)
2шаг. Взяли конверт. Там- собери предложение и расставь знаки препинания.
1) В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» найдите уточняющее обстоятельство места,времени.
2) М Пришвин обособленное уточняющее приложение.
3)обособленное уточняющее определение
4)обособленное уточняющее
Впыисать и обяснить один из группы. Выступит. Солнце уже двинулось вниз, когда, преодолев несчастные зыби в живописном лесу, мы выехали на высоки, крутой берег реки. Речка была пустяковая. Внизу, под обрывом, через нее был перекинут дощатый мостишко. За рекой, за мостом, к которому, сползая с обрыва зигзагами, вела проселочная дорога, лежало большое селение. За ним, далеко по равнине, тянулись поля. А на обрыве, над рекой, стояло другое большое селение. Заречное село так и называлось — Заречье. Село над обрывом называлось Заборовьем потому, что ехать к нему надо через вековой сосновый лес, через бор.
(В. Кочетов)
З а д а н и е: укажите уточняющие обстоятельства.
Домашнее задание: 6.Творческое задание.
Составить небольшой рассказ на тему «Школьные праздники» , используя предложения изученной конструкции. Вспомните , какие праздники отмечаются в вашей школе и попробуйте написать небольшой рассказ , используйте предложения с уточняющими членами .
Праздники : 1 сентября — День знаний , 5 октября — День учителя , Новый год ,
8 Марта , 12 апреля — День Космонавтики.
Итог урока. В одной притче говорится : « Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное.
Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»
А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю , скажет мёртвая – выпущу».
Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
А потому нельзя останавливаться. Желаю всем удачи. Спасибо за урок.
1 шаг
1.В списке вы мой обнаружите корень
Суффикс — в собрании встретите вскоре
В слове рассказ вы приставку найдёте
В целом — по мне на уроки пойдёте
2. Корень мой находится в цене
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали
Весь — я в дневнике и в журнале
3.мой первый слог к себе зовёт
Второй дом наоборот.
4.Начало — нота
Потом оленье украшенье,
А вместе — место оживлённого движенья
2 шаг
1 группа. Половодья, весной, сейчас, с опасением, мы, ранней, ждём
найти и выписать из книги предложения с уточняющими членами предложения
2 группа.сидели,дети,дома,около,скамейке,на
найти и выписать из книги предложения с уточняющими членами предложения
3группа хорошо, мы по-дружески, беседовали,
найти и выписать из книги предложения с уточняющими членами предложения
4гр.,появлялись,комары,то есть белые снежинки., в воздухе
найти и выписать из книги предложения с уточняющими членами предложения
2) Возьми книгу на столе у учителя.
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по теме:
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
(работа над тестовой частью)
Дата проведения : 17.03.2022
Цели урока:
1) повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ОГЭ-2021, умение применять знания на практике; подготовка к сдаче экзамена;
2) развитие творческого потенциала учащихся, выработка навыка работы над тестовой частью ОГЭ;
3) обеспечение ценностного отношения к совместной творческой деятельности;
4) воспитание познавательного интереса к русскому языку.
Задачи:
1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи, предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок, формирование умения применять полученные знания на практике, умение самостоятельно создавать собственное высказывание
2) развивающие: развитие любознательности, творческой, речевой и мыслительной активности, логического мышления, развитие коммуникативных возможностей учащихся, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме, отработка навыков использования раздаточного материала и выполнения тестовых заданий в формате ОГЭ;
3) воспитательные: воспитание у учащихся ответственности, организованности, самостоятельности, чувства коллективизма, эстетического вкуса, формирование психологической установки на успешное решение тестовой части ОГЭ.
Тип урока: урок развивающего контроля
Оборудование: компьютер с выходом на образовательную платформу ЯКласс, мультимедийная презентация к уроку, карточки, раздаточный материал, карта самоанализа.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на работу на уроке.
Слово учителя:
После долгого зимнего сна
Не спеша оживает природа,
И приходит царевна – Весна,
Открывая собой утро года.
Весна долгожданна, весна прекрасна, весна очаровательна. Но какая-то смутная тревога не отпускает, сжимает сердце, не даёт наслаждаться весной в полную силу… (слайд № 2, появляется фотография ученика и учителя)
– Никого не напоминает вам этот испуганный ученик? (дети дают ответ)
- По-моему, именно так выглядит большинство девятиклассников при слове «ОГЭ»… А как же хочется, чтобы и учителя, и ученики выглядели вот так (слайд №3,).
- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Попробуйте сформулировать тему нашего урока?
(«Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа с тестовой частью»)
- Верно! Сегодняшний урок мы посвящаем не только весне, но и подготовке к решению большинства заданий тестовой части ОГЭ, чтобы встретить экзамен во всеоружии.
- Давайте вспомним, какие задания включает в себя тестовая часть? Что мы сегодня должны повторить?
(Постановка целей и задач урока. Слайд №4)
(«Грамматическая основа предложения», «Знаки препинания в сложных предложениях», «Типы подчинительной связи в словосочетаниях», «Орфографический анализ слов», «Анализ средств выразительности», «Лексический анализ слов»)
II. Актуализация знаний и умений.
- Чтобы справиться с тестовыми заданиями, необходимо знание множества правил и понятий.
1. Фронтальный опрос. Ребята, проверим, насколько прочны ваши знания теории.
1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?
2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?
3. Из каких частей состоит СПП?
4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?
5. Как определить вид придаточного предложения?
6. Перечислите значения приставки ПРИ.
7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?
8. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет?
9. Назовите значения приставки ПРЕ.
10. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП?
11. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.
12. Как отделяются друг от друга части ССП и СПП? Где именно ставится запятая?
- Молодцы, ребята! Вы превосходно справились с первым заданием. Переходим с вами к анализу текста.
II. - Ребята, кто хочет попробовать свои силы в выполнении на оценку всей тестовой части экзамена на платформе www.examen.ru (три человека за компьютером выполняют задания)
- А с остальными ребятами мы перейдем к анализу текста, который включает в себе задания 2,3,5)
(Индивидуальная работа. Слайд №5)
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания
Хотя роман его с Машенькой прод…лжался в те д…лекие годы не три дня не неделю а гораздо больше он (не) чу…ствовал (ни) какого (не) соответствия между д…йствительным врем…нем и тем другим врем…нем в к…тором он ж.л так как пам…ть его сов…рше(нн, н)о (не) учит…вала каждого мгновения а перескак…вала через пустые (не) нужные ему места я…стве(нн,н)о озаряя только то что было связа(нн,н)о с Машенькой и потому вых…дило так что (не) было (не) соответствия между ходом прошлой ж…зн… и ходом наст…ящей.
(По В.Набокову)
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания
( /Хотя роман его с Машенькой продолжался в те далекие годы не три дня, не неделю, а гораздо больше, /он не чувствовал никакого несоответствия между действительным временем и тем другим временем, /в котором он жил, /так как память его совершенно не учитывала каждого мгновения, а перескакивала через пустые, ненужные ему места, явственно озаряя только то, /что было связано с Машенькой, /и потому выходило так, /что не было несоответствия между ходом прошлой жизни и настоящей).
- Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. Определите тип этого сложного предложения.
(Сложное предложение со смешанными видами связи. Состоит из 7 простых предложений)
- Выпишите основу 5 части. Определите тип сказуемого.
(Грамматическая основа - "что было связано", составное именное сказуемое)
- Напишите номер части, которая осложнена однородными определениями.
(предложение 4, пустые, ненужные)
- Напишите номер части, которая осложнена обособленным обстоятельством.
(предложение 4, явственно озаряя только то)
- Выпишите из предложения слова, правописание которых определяется правилом: «В глаголах пишется суффикс – ЫВА-/-ИВА -, если в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени он не чередуется с суффиксом – У-/-Ю-, а остается неизменным.
(учитывала , перескакивала)
- Выпишите из предложения слово, правописание которого определяется правилом: «Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий»
(связано)
- Найдите в тексте орфограммы «Не с разными частями речи»
(не неделю, не чувствовал, несоответствия, не учитывала, ненужные, не было) .
- Выпишите из 7 части контекстные антонимы.
(прошлой и настоящей)
10. Назовите средство художественной выразительности в предложении :
(Память перескакивала через пустые места - метафора)
(Ответы на слайде №6)
III. Ребята, 6 задание (анализ средств выразительности) вызывает у многих выпускников затруднения. Давайте с вами вспомним основные средства выразительности речи.
КРОССВОРД - ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли учащиеся знают определения средств выразительности.
- Я вам читаю определение термина, ваша задача назвать средство выразительности.
(Учитель читает определение термина, задача обучающихся – НАЗВАТЬ средства выразительности, подняв карточку с правильным ответом)
1) Преувеличение. (ГИПЕРБОЛА)
2) Перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. (МЕТАФОРА)
3) Яркое, красочное прилагательное. (ЭПИТЕТ)
4) Уподобление одного предмета или явления другому. (СРАВНЕНИЕ)
5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. (ФРАЗЕОЛОГИЗМ)
6) Неживой предмет приобретает свойства живого. (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
(слайд №7 с правильными ответами)
-Молодцы, ребята! А теперь закрепим наши теоретические знания на практике.
IV. Игра «Найди свой дом»
(Работа в группах).
-На ваших столах список основных терминов, которые вы должны знать для успешного выполнения задания. Вам даются предложения, в которых есть средство выразительности. Ваша задача распределить предложения под терминами. Будьте внимательны: одно предложение останется «без домика» (Ребята вклеивают предложения на лист с заданием)
- Ребята, давайте проверим, насколько хорошо вы справились с заданием (Дети поднимают выполненные работы)
V. Проверка учащихся, выполнивших работу на образовательной платформе
www.examen.ru
VI. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.
- Ребята, вы сегодня неплохо поработали. Попробуйте оценить вашу деятельность на уроке. Перед вами карты самоанализа. Попрошу их заполнить.
Слайд №12)
«Плюс – минус – интересно». Карта самоанализа
Я узнал….
Я научился…
Мне нужно усовершенствовать знания по теме: «Подготовка к ОГЭ».
VII. Домашнее задание
- Подготовиться к тестированию в формате ОГЭ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа с тестовой частью Тема урока
«Грамматическая основа предложения » « Знаки препинания в сложных предложениях», « Типы подчинительной связи в словосочетаниях», « Орфографический анализ слов», « Анализ средств выразительности », « Лексический анализ слов »
1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП? 2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С? 3. Из каких частей состоит СПП? 4. Когда причастный оборот выделяется запятыми? 5. Как определить вид придаточного предложения? 6. Перечислите значения приставки ПРИ. 7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные? 8. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет? 9. Назовите значения приставки ПРЕ. 10. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП? 11. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными. 12. Как отделяются друг от друга части ССП и СПП? Где именно ставится запятая ? Фронтальный опрос
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания Хотя роман его с Машенькой прод … лжался в те д… лекие годы не три дня не неделю а гораздо больше он (не) чу… ствовал (ни) какого (не) соответствия между д… йствительным врем…нем и тем другим врем…нем в к…тором он ж.л так как пам … ть его сов… рше ( нн , н)о (не) учит…вала каждого мгновения а перескак …вала через пустые (не) нужные ему места я… стве ( нн,н )о озаряя только то что было связа ( нн,н )о с Машенькой и потому вых … дило так что (не) было (не) соответствия между ходом прошлой ж… зн … и ходом наст… ящей . (По В.Набокову ) Анализ текста (включает в себе задания 2,3,5)
Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. Определите тип этого сложного предложения. Выпишите основу 5 части. Определите тип сказуемого. Напишите номер части, которая осложнена однородными определениями. Напишите номер части, которая осложнена обособленным обстоятельством. Выпишите из предложения слова, правописание которых определяется правилом: «В глаголах пишется суффикс – ЫВА-/-ИВА -, если в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени он не чередуется с суффиксом – У-/-Ю-, а остается неизменным. Выпишите из предложения слово, правописание которого определяется правилом: «Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий» Найдите в тексте орфограммы «Не с разными частями речи» Выпишите из 7 части контекстные антонимы . Назовите средство художественной выразительности в предложении : Память перескакивала через пустые места
Сложное предложение со смешанными видами связи. Состоит из 7 простых предложений Грамматическая основа - "что было связано ", составное именное сказуемое предложение 4, пустые, ненужные предложение 4, явственно озаряя только то учитывала , перескакивала связано не неделю, не чувствовал, несоответствия, не учитывала, ненужные, не было . прошлой и настоящей Память перескакивала через пустые места - метафора
1) Чрезмерное преувеличение . 2) Перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. 3 ) Яркое, красочное прилагательное. 4) Уподобление одного предмета или явления другому. 5 ) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. 6 ) Неживой предмет приобретает свойства живого. Кроссворд-диктант
ГИПЕРБОЛА МЕТАФОРА ЭПИТЕТ СРАВНЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Средства выразительности речи
Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой . Она не плакала, но было так тяжело, как будто она несла на спине мешок картошки. Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение вперёд. Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога. Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле . Ударил Змей Горыныч Ивана-царевича и вогнал по колено в сыру землю ... Незнакомец , не постучавшись, вошёл. Распредели предложения
РЕФЛЕКСИЯ Знания, умения, навыки Хорошо Не очень хорошо плохо Я ЗНАЮ: 1. Как найти грамматические основы 2. Как расставить знаки препинания в сложных предложениях 3. Как определить средства выразительности речи Я УМЕЮ: 1. Работать с тестовой частью 2. Работать в группе 3. Работать самостоятельно Я НАУЧИЛСЯ ( сь ): ____________________________________________________________________________: ____________________________________________________________________________ Оцени свою работу на уроке Ф.И._____________________
Подготовиться к тестированию в формате ОГЭ Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...