Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс)
Вэтом разделе размещено календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТП Литература 5 класс | 194 КБ |
КТП Литература 8 класс | 47.81 КБ |
КТП Русский язык 5 класс | 227.5 КБ |
КТП Русский язык класс | 197.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературе
для 5 А класса
Календарно-тематическое планирование состоит из пояснительной записки, примерного календарно-тематического планирования, мониторинга результатов усвоения основных тем.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно – тематическое планирование по литературе для 5 класса разработано на основе Рабочей программы основного общего образования на базовом уровне МАОУ СОШ №1 города Когалыма с учетом требований федерального компонента государственного стандарта по Примерной программе основного общего образования по литературе и в соответствии с авторской программой учебника под редакцией В.Я. Коровиной, 4-е издание, М. «Просвещение» 2014 г.
Календарно – тематическое планирование рассчитано на 102 учебных часа (2,75 часа в неделю)
Программа реализуется на базовом уровне изучения, т.к. 5 класс является общеобразовательным классом.
Для реализации Рабочей программы используется учебно–методический комплект:
Для учащихся: Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: в 2ч. – М.: Просвещение, 2014.
Для учителя:
- Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 2010.
- Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2012.
На 2019-2020 учебный год спроектирована следующая цель и задачи:
Цель:
- создание условий для усвоения программного материала за курс 5 класса.
Задачи:
- Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
- Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
- Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
- Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
- Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру
Обучение строится на использовании следующих форм организации образовательного процесса: дифференцированная и индивидуальная, полусамостоятельная и самостоятельная, парная и групповая работа, индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы.
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; подготовка рефератов, докладов, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений; творческие работы.
Технологии обучения: ИКТ, здоровьесберегающие, индивидуальное и дифференцированное обучение, проблемное обучение.
94 учебных часов отведено на усвоение базового уровня программы по литературе.
В результате изучения курса литературы ученики 5АБ класса
должны знать:
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления);
должны уметь:
- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
- выявлять основную нравственную проблематику произведения;
- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
- прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
- воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)
- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
- ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
- выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
- подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
- аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
- написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
- создавать сочинения-миниатюры по картине.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения оценки литературных произведений.
Должны продолжить развивать компетенции, основные из которых:
Ценностно-смысловая. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Учебно-познавательная. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Информационная. При помощи информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативная. Включает знание необходимых способов взаимодействия с окружающими, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенцией в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Компетенции личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств.
Календарно-тематическое планирование программного материала
2,75 часа в неделю, всего 93,5 часа
№ | Название темы/урока | Дата проведения | Примечание | ||
План | Фактически | ||||
Введение | 1 | ||||
Литература как учебный предмет. | |||||
Устное народное творчество | 10 | ||||
Р/р. Устное народное творчество. Малые жанры детского фольклора. | |||||
Сказка - вид народной прозы. Виды сказок. | |||||
Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев | |||||
Художественный мир волшебной сказки. «Царевна-лягушка». | |||||
Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Поэтика волшебной сказки. | |||||
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. | |||||
Особенности сюжета сказки. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. | |||||
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. | |||||
Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле. | |||||
Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. | |||||
Древнерусская литература | 3 | ||||
Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. | |||||
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. | |||||
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Притча». Отзвуки фольклора в летописи. | |||||
Литература XVIII века | 2 | ||||
М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение. | |||||
М.В.Ломоносов - реформатор русской литературы. Роды и жанры литературы. | |||||
Литература XIX века | 42 | ||||
Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.). И. А. Крылов. Ознакомление с творчеством. | |||||
Басенное творчество И.А .Крылова. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года | |||||
И.А.Крылов. Басни «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. | |||||
Итоговый урок по басням Крылова. Тест. | |||||
В.А. Жуковский. Слово о поэте. Особенности сюжета и герои сказки «Спящая царевна». | |||||
Черты литературной и народной сказки в произведении В.А. Жуковского «Спящая царевна». | |||||
В.А. Жуковский. Баллада «Кубок». Благородство и жестокость героев. | |||||
А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы поэта. Заочная экскурсия в Михайловское. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни, | |||||
Пролог к поэме А.С .Пушкина «Руслан и Людмила» - собирательная картина народных сказок. | |||||
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета . Система образов сказки.Народная мораль. | |||||
Творческая работа по сказкам А.С. Пушкина | |||||
Рифма и ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». | |||||
Контрольная работа №1 по творчеству В.Жуковского, И. Крылова и А. Пушкина. | |||||
Русская литературная сказка. А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». | |||||
Причудливый сюжет, нравоучительное содержание сказки «Черная курица, или Подземные жители». | |||||
Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. | |||||
Гаршин В.М. «Attaleaprinceps». Героическое и обыденное в сказке. | |||||
М.Ю Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино» Историческая основа произведения. | |||||
М. Ю. Лермонтова «Бородино». Образ старого солдата. Мастерство поэта в создании батальных сцен. | |||||
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. | |||||
Реальность и фантастика в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место». | |||||
Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного. комического и лирического в повести Н.В. Гоголя | |||||
Н.А. Некрасов. Начало литературной деятельности . «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | |||||
Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. | |||||
Н.А.Некрасов «Крестьянские дети». Мир детства в стихотворении. | |||||
Образы детей (их речевая характеристика) и рассказчика в стихотворении. | |||||
И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Комментированное чтение 1-й главы. | |||||
Герасим и дворовые(анализ 2-й главы). | |||||
Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. | |||||
Нравственное превосходство Герасима. Герасим и Муму. Осуждение крепостничества. | |||||
Рр. Контрольная работа№2. Сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму»: «Образ Герасима в рассказе»"Чему посвящён рассказ" | |||||
Лирика А. А. Фета. Краткий рассказ о поэте. «Чудная картина», «Весенний дождь» , «Задрожали листы , облетая» Воплощение красоты жизни. | |||||
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | |||||
Жилин и Костылин – два разных характера в рассказе «Кавказский пленник». Обучение сравнительной характеристике героев. | |||||
Душевная близость людей из враждующих лагерей. | |||||
Р.Р. Сочинение-характеристика литературного героя «Мой любимый герой в рассказе Л.Толстого «Кавказский пленник» | |||||
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хирургия». Законы юмористического рассказа. Осмеяние глупости и невежества героев. | |||||
Юмористические рассказы Антоши Чехонте. | |||||
Образ весны и лета в лирике Ф. Тютчева, А.Н Плещеева, И С Никитина. | |||||
Обучение анализу лирического произведения. | |||||
Образ осени и зимы в лирике Ф.И. Тютчева, А.Н.Майкова и И.С. Никитина. | |||||
Р/Р Контрольная работа №3. Анализ лирического произведения. | |||||
Русская литература XX века | 24 | ||||
И.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы » как воспоминание о Родине. | |||||
В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Герой-рассказчик. Комментированное чтение 1,2 главы. | |||||
Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. | |||||
Вася и его отец. Знакомство Васи с Валеком и Марусей. Анализ 3,4 главы. | |||||
«Среди серых камней». Анализ 5-6 главы. | |||||
Р/р Классное сочинение по произведению В.Г. Короленко « В дурном обществе». | |||||
Родина и природа в есенинской лирике С.А.Есенина «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» | |||||
П.П.Бажов. Понятие о сказе «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера. | |||||
Образ Хозяйки Медной горы в сказе Бажова. Рассказчик-сказитель, его характер и взгляды на жизнь. | |||||
К.Г.Паустовский. Жизнь и творчество. «Теплый хлеб». Сказка о добре и труде. Герои сказки и их поступки. | |||||
Нравственные проблемы произведения. Народная мудрость и народная мораль в сказке писателя. | |||||
С.Я.Маршак. Драма как род литературы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла. | |||||
Положительные и отрицательные герои сказки «Двенадцать месяцев» | |||||
Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Традиции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака. | |||||
Р/р Подготовка к домашнему сочинению – сравнительной характеристике «Королева и падчерица» в пьесе-сказке «12 месяцев». | |||||
А.П.Платонов. Слово о писателе. | |||||
«Никита». Быль и фантастика в рассказе. | |||||
Контрольная работа по творчеству №4 Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко, П. Бажова, К. Паустовского, С. Маршака. | |||||
В.П.Астафьев. Слово о писателе | |||||
В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Понятие об автобиографическом произведении. | |||||
«Открытие» Васюткой нового озера. Черты характера героя и его поведение в лесу. | |||||
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Дети и война. «Рассказ танкиста». | |||||
К.М. Симонов Слово о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете». | |||||
Саша Черный. Слово о писателе. | |||||
Зарубежная литература | 10 | ||||
Р.Л.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады. | |||||
Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» – произведение о силе человеческого духа. | |||||
Характер главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | |||||
Х. К.Андерсен. «Снежная королева». В поисках Кая: друзья и враги Герды. | |||||
Классное сочинение по сказкам Х.К. Андерсена. | |||||
Ж. Санд. Слово о писательнице. Сказка «О чём говорят цветы». Дети и природа. | |||||
М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. | |||||
Промежуточная аттестация | |||||
В/ч. Э.Гофман. Щелкунчик и Мышиный Король. | |||||
Д.Ж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Характер главного героя, своеобразие языка рассказа. Нравственное взросление героя рассказа | |||||
Обобщение изученного | 2 | ||||
Обобщение изученного | |||||
Итоговый урок. Путешествие по стране Литературии |
Мониторинг качества усвоения учебного материала
№ | Формы контроля | Качество учебных достижений | Выводы | |
Успеваемость % | Качество % | |||
1. | Контрольная работа №1 по творчеству В.Жуковского, И. Крылова и А. Пушкина. | |||
2 | Контрольная работа №2. Сочинение по рассказу И.С. Тургенева. «Муму»: «Образ Герасима в рассказе» | |||
3 | Контрольная работа №3. Анализ лирического произведения. | |||
4 | Контрольная работа №4 по творчеству Л.Толстого, А. Чехова, В. Короленко, П. Бажова, К. Паустовского, С. Маршака. | |||
5 | Промежуточная аттестация |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма
СОГЛАСОВАНО: |
Заместитель директора МАОУ СОШ №1 |
________________ Симакова Л. Н. |
Дата проверки «____»_____________2019г |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 8 «А», «Б» КЛАССОВ
2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель: Гайсина Танзиля Хамматовна
Количество часов по учебному плану
Всего 70 часов в год; в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе Рабочей программы основного общего образования на базовом уровне Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» с учетом требований федерального компонента государственного стандарта по Примерной программе основного общего образования по литературе и в соответствии с авторской программой учебника под редакцией В.Я. Коровиной, 4-е издание, М. – Просвещение, 2014
Учебник: Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса: в 2ч. – М.: - Просвещение, 2014.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературе
для 8 А класса
Календарно-тематическое планирование состоит из пояснительной записки, примерного календарно-тематического планирования, мониторинга результатов усвоения основных тем.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно – тематическое планирование по литературе для 8 класса разработано на основе Рабочей программы основного общего образования на базовом уровне МАОУ СОШ №1 города Когалыма с учетом требований федерального компонента государственного стандарта по Примерной программе основного общего образования по литературе и в соответствии с авторской программой учебника под редакцией В.Я. Коровиной, 4-е издание, М. «Просвещение» 2014 г.
Календарно – тематическое планирование рассчитано на 70 учебных часа (2 часа в неделю)
Программа реализуется на базовом уровне изучения.
Для реализации Рабочей программы используется учебно–методический комплект:
Для учащихся:
- Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса: в 2ч. – М.: Просвещение, 2014.
- Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. М.: Просвещение, 2013.
- Контрольно-измерительные материалы. Литература: 8 класс / Сост. Е.Н. Зубова. М.: ВАКО, 2012.
- Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2014.
Для учителя:
- Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: ВАКО,2010.
- Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 8 класс. - М.: Просвещение, 2014.
- Крутова Н.Я., Шадрина С.Б., Литература, 8 класс. Поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной. Издательство «Учитель», Волгоград, 2012.
В 8А классе 27 человек. Класс имеет средний уровень сформированности и познавательной, и учебной мотивации.
Отношение к учебному предмету: 70% детей изучают литературу с интересом. У большей части учащихся хорошо развиты основные психологические функции: внимание, память, мышление. Учащиеся могут анализировать новый материал, делать логические выводы, работать с художественным текстом, т.е. имеет продуктивный и творческий уровень обучаемости, это составляет 38%, остальные же 62% - это репродуктивный уровень. По этой причине на уроке больше времени отводится на повторение ранее изученного материала, фронтальная работа интегрируется с индивидуальной для более сильных учащихся, при объяснении нового материала активно используется наглядно - иллюстративный материал.
.
На 2019-2020 учебный год спроектирована
цель: создание условий для усвоения программного материала за курс 8 класса.
Цель определяет задачи:
- Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
- Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
- Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
- Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
- Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
При формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности основное внимание предполагается уделять
в познавательной деятельности:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
в информационно-коммуникационной деятельности:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в рефлексивной деятельности:
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
- эстетическое восприятие произведений литературы;
- формирование эстетического вкуса.
Обучение строится на использовании следующих форм организации образовательного процесса: дифференцированная и индивидуальная, полусамостоятельная и самостоятельная, парная и групповая работа, индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы.
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; подготовка рефератов, докладов, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений; творческие работы.
Технологии обучения: ИКТ, здоровьесберегающие, индивидуальное и дифференцированное обучение, проблемное обучение.
70 учебных часов отведено на усвоение базового уровня программы по литературе.
В результате изучения литературы ученики 8А,Б классов должны знать:
- основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
- роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев;
- основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения;
- некоторые особенности выражения авторского сознания(лирическое «я», рассказчик, роль «обрамления»);
- средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
- родо-жанровые особенности эпических, драматических и лирических произведений (рассказ, повесть, поэма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение).
Должны уметь:
- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;
- проводить поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделять основной информации от второстепенной;
- развернуто обосновывать суждения, давать определения;
- выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью;
- владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста;
- характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении;
- выявлять авторское отношение к изображаемому;
- пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты;
- писать сочинения-рассуждения на доступную тему, работать над отзывом о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Календарно – тематическое планирование
70 часов, 2 часа в неделю
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы/урока | Дата проведения в 8А | Дата проведения в 8 Б | ||
План | Фактически | План | Фактически | ||
Введение | 2 | ||||
Русская литература и история | |||||
Вн/чт Мой читательский дневник | |||||
Устное народное творчество. Древнерусская литература | 5 | ||||
В мире русской народной песни | |||||
Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком» | |||||
Древнерусская литература. Обзор | |||||
Житие Александра Невского» (фрагменты) | |||||
Изображение действительных и вымышленных событий в повести «Шемякин суд» | |||||
Русская литература XIII века | 4 | ||||
Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | |||||
+ и - персонажи "Недоросля" | |||||
Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект | |||||
РР Инсценирование фрагментов | |||||
Русская литература XIX | 35 | ||||
Язвительный сатирик и баснописец И.А. Крылов | |||||
РР Любимая басня И.А. Крылова | |||||
Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Рылеева | |||||
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. | |||||
Разноплановость содержания стихотворения А.С. Пушкина «Туча» | |||||
Темы любви и дружбы в стихотворениях А.С. Пушкина «К****» и «19 октября» | |||||
История Пугачевского восстания | |||||
Маша Миронова - нравственная красота героини по¬вести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | |||||
Швабрин — антигерой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | |||||
Нравственный рост Петра Гринёва | |||||
Составление электронной презентации «Герои повести “ Капитанская дочка” и их прототипы» | |||||
РР Творческая работа по произведениям А.С. Пушкина | |||||
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творческая судьба | |||||
«Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма | |||||
Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» | |||||
Особенности композиции поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы | |||||
Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы | |||||
Н.В.Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор»: история создания | |||||
«Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Хлестаков и «миражная интрига» | |||||
«Ревизор»: Разоблачение пороков чиновничества | |||||
Хлестаковщина как общественное явление | |||||
ВЧ Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Образ «маленького» человека в литературе | |||||
Роль фантастики в произведениях Н.В. Гоголя |
| ||||
РР Творческая работа по произведениям Н.В. Гоголя |
| ||||
ВЧ Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе «Певцы» | |||||
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Художественная сатира на современные писателю порядки в романе «История одного города» (отрывок) | |||||
Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» как пародия на официальные исторические сочинения | |||||
Сатира на чиновничество в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений» | |||||
Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Толстого | |||||
Психологизм рассказа Л.H. Толстого «После бала» | |||||
PP «Что такое нравственность?» (сочинение по рассказу Л.H. Толстого «После бала») | |||||
ВЧ А.С. Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю. Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер» | |||||
А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…» Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания | |||||
История о любви и упущенном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви» | |||||
Психологизм рассказа А.П. Чехова «О любви» | |||||
Русская литература XX | 19 | ||||
Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ» | |||||
Отношение И.А. Бунина к героям рассказа «Кавказ» | |||||
Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени» А.И. Куприна) | |||||
Историческая тема в стихотворении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл | |||||
Историческая тема в поэме С.Есенина «Пугачёв» | |||||
РР Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.Пушкина и С.Есенина | |||||
И.С. Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем» | |||||
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. | |||||
Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе | |||||
М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Сатира и юмор в рассказе | |||||
М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне» | |||||
Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведении А. Твардовского «Василий Теркин» | |||||
А.Т. Твардовский. Анализ глав из поэмы «Василий Теркин» | |||||
Песни о Великой Отечественной войне | |||||
Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | |||||
Мечты и реальность довоенного детства в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» | |||||
РР Мой взгляд на творчество В.П. Астафьева. Презентации | |||||
И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер н а Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…» Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча» «Привет, Россия…» | |||||
Промежуточная аттестация | |||||
Из зарубежной литературы | 3 | ||||
Семейная вражда и любовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Сонеты | |||||
Ж.-Б. Мольер – великий комедиограф. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежество буржуа | |||||
Вальтер Скотт. Историче-ский роман «Айвенго» | |||||
Обобщение изученного | 2 | ||||
69 70 | Рекомендации к летнему чтению | ||||
Мониторинг качества усвоения учебного материала
№ | Темы. Формы контроля. | Качество учебных достижений | Выводы | |
Успеваемость % | Качество % | |||
1. | Творческая работа по произведениям А.С. Пушкина (зачёт-презентация) | |||
2 | Творческая работа по произведениям Н.В. Гоголя (сочинение-рассуждение) | |||
3 | Что такое нравственность?» (сочинение – рассуждение по рассказу Л.H. Толстого «После бала») | |||
4 | Мой взгляд на творчество В.П. Астафьева (защита мини-проекта) | |||
5 | Промежуточная аттестация |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку
для 5А класса
Календарно-тематическое планирование состоит из пояснительной записки, примерного календарно-тематического планирования, мониторинга результатов усвоения основных тем.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно – тематическое планирование по русскому языку для 5 А класса разработано на основе Рабочей программы основного общего образования на базовом уровне Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта по Примерной программе основного общего образования по русскому языку и в соответствии с авторской программой учебника под редакцией Н. М. Шанского.
Календарно-тематическое планирование рассчитано на 161,5 учебных часов (4,75 часов в неделю).
Программа реализуется на базовом уровне изучения, т.к. 5А класс является общеобразовательным.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект:
для учащихся 5 класса: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений в 2-х частях/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба – М.: Просвещение, 2014 год;
для учителя:
- Русский язык. 5 класс. Поурочные планы по учебнику М. Т. Баранова. - изд. – В.: Учитель-АСТ, 2009.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008
В 5 А классе ____ человек. Исходя из психолого-педагогической характеристики класса, а именно: в 5 А классе обучаются учащиеся с недостаточно развитыми речевыми, коммуникативными и орфографическими умениями и навыками, мотивация у детей средняя, уровень обучаемости репродуктивный 60%, продуктивный 27%, творческий 33%.
На 2019-2020 учебный год спроектирована следующие цели и задачи:
Цель - создание условий для реализации требований ФГОС в рамках курса «Русский язык, 5 класс».
Цель определяет задачи:
- воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащать словарный запас и грамматической строй речи учащихся; развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- осваивать знания о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формировать умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.
При формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности основное внимание предполагается уделять:
- в познавательной деятельности: теоретическому мышлению и практической деятельности.
- в информационно-коммуникационной деятельности: групповая и коллективная работа на уроке, применение проблемного метода обучения, на активную работу на уроке с различными словарями, справочниками, энциклопедиями.
- в рефлексивной деятельности: самооценке активности на каждом этапе урока.
Выявление итоговых результатов изучения темы завершается контрольной работой. Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования.
В результате изучения курса русского язык ученики 5 класса должны
Знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий
- орфографические и пунктуационныеправила, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
Уметь:
По орфографии: правильно писать слова на изученные орфограммы, находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в V классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Должны владеть компетенциями:
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Календарно-тематическое планирование программного материала
4,75 часов в неделю, всего 162 часа
№ | Название темы/урока | Дата проведения | Примечание | ||||
План | Фактически | ||||||
Роль языка в жизни общества. Слово в языке и речи. | 3 | ||||||
Инструктаж по ТБ. Язык и человек. Язык и речь. Общение устное и письменное. | |||||||
Язык и человек. Общение устное и письменное. | |||||||
Знакомство с учебником. | |||||||
Повторение и углубление курса начальной школы . | 23 | ||||||
Звуки буквы. Произношение правописание. Орфографические словари. | |||||||
Орфограмма в разных частях речи. | |||||||
Правописание безударных гласных в корне. | |||||||
Правописание безударных гласных в корне. | |||||||
Правописание проверяемых согласных в корне слова. | |||||||
Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | |||||||
Буквы И,У,А после шипящих. | |||||||
Разделительные Ъ и Ь. | |||||||
Раздельное написание предлогов с другими словами. | |||||||
Р/Р Текст | |||||||
Р/Р Обучающее изложение «Хитрый заяц». | |||||||
Части речи. | |||||||
Глагол. | |||||||
Правописание ТСЯ, ТЬСЯ в глаголах. | |||||||
Р/Р Тема текста. | |||||||
Личные окончания глаголов. | |||||||
Имя существительное. | |||||||
Имя прилагательное. | |||||||
Местоимение. | |||||||
Р/Р Основная мысль текста. | |||||||
Р/Р Устное сочинение по картине. | |||||||
Контрольный диктант №1 по теме «Повторение» с грам. заданием. | |||||||
Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | |||||||
Синтаксис и пунктуация. | 29 | ||||||
Синтаксис. Пунктуация. Контрольный словарный диктант. | |||||||
Словосочетание. Разбор словосочетания. | |||||||
Словосочетание и предложение. Грамматическая основа предложения. | |||||||
Р/Р Сжатое изложение. | |||||||
Виды предложения по цели высказывания. | |||||||
Члены предложения. Главные члены предложения. | |||||||
Р/Р Сочинение. | |||||||
Сказуемое. | |||||||
Тире между подлежащим и сказуемым. | |||||||
Нераспространенные и распространенные предложения. | |||||||
Второстепенные члены предложения. Дополнение. | |||||||
Определение. | |||||||
Обстоятельство. | |||||||
Предложения с однородными членами. | |||||||
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | |||||||
Повторение изученного . | |||||||
Предложения с обращениями. | |||||||
Р/Р Письмо. | |||||||
Входная контрольная работа. | |||||||
Синтаксический и пунктуационный разборы простого предложения. | |||||||
Простые и сложные предложения. | |||||||
Порядок синтаксического разбора сложного предложения. | |||||||
Прямая речь. | |||||||
Диалог. | |||||||
Составление диалога. | |||||||
Обобщение изученного по теме "Синтаксис и пунктуация". | |||||||
Контрольный диктант № 2 теме "Синтаксис и пунктуация". | |||||||
Анализ контрольного диктанта. | |||||||
Р/Р Изложение. | |||||||
Фонетика. | 14 | ||||||
Гласные звуки. | |||||||
Согласные звуки. | |||||||
Согласные твердые и мягкие. Изменение звуков в потоке речи. | |||||||
Р/Р Повествование. Подробное изложение. | |||||||
Согласные звонкие и глухие. | |||||||
Графика, алфавит. | |||||||
Р/Р Описание предмета. | |||||||
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. | |||||||
Двойная роль Е, Е,Ю,Я. | |||||||
Орфоэпия. Орфоэпический словарь. Слог. Слогоделение. | |||||||
Ударение. Фонетический разбор слова. | |||||||
Повторение изученного. Тестирование по разделу «Фонетика». | |||||||
Контрольный диктант по разделу «Фонетика» | |||||||
Анализ контрольного диктанта. | |||||||
Лексика. | 11 | ||||||
Слово и его лексическое значение. | |||||||
Однозначные и многозначные слова. | |||||||
Прямое и переносное значение слов. | |||||||
Омонимы. Словарь. | |||||||
Синонимы. Словарь. | |||||||
Контрольная работа №4 | |||||||
Антонимы. Словарь. | |||||||
Изложение по тексту К. Г. Паустовского «Первый снег». | |||||||
Проверочная работа по теме «ЛЕКСИКА» | |||||||
Анализ диктанта. | |||||||
Обобщение изученного по теме "ЛЕКСИКА". | |||||||
Морфемика. | 25 | ||||||
Морфема – наименьшая значимая часть. Изменение и образование слов. | |||||||
Окончание. | |||||||
Основа слова. | |||||||
Письмо. Эпистолярный жанр. | |||||||
Корень слова. | |||||||
Рассуждение. | |||||||
Суффикс. Значение суффиксов. | |||||||
Приставка. | |||||||
Контрольное выборочное изложение «Последний лист орешника». | |||||||
Чередование звуков. | |||||||
Беглые гласные. | |||||||
Варианты морфем. Морфемный разбор. | |||||||
Правописание гласных и согласных. | |||||||
Буквы З, С на конце приставок. | |||||||
Буквы А - О в корне ЛАГ, -ЛОЖ. | |||||||
Буквы А - О в корне ЛАГ, -ЛОЖ. | |||||||
Буквы А - О в корне –РАСТ,-РАЩ, -РОС. | |||||||
Буквы А - О в корне –РАСТ,-РАЩ, -РОС. | |||||||
Буквы Е-О после шипящих в корне. | |||||||
Буквы Е-О после шипящих в корне. | |||||||
Буквы Ы-И после Ц. | |||||||
Повторение "Орфограммы в корне" | |||||||
Контрольный диктант № 5 по теме «Морфемика» | |||||||
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | |||||||
Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень». | |||||||
Имя существительное. | 17 | ||||||
Самостоятельные и служебные части речи. | |||||||
Работа с текстом "Борис Житков" | |||||||
Имена сущ. одушевлённые и неодушевлённые. | |||||||
Имена сущ. собственные и нарицательные. | |||||||
Сжатое изложение. | |||||||
Морфологический разбор им. сущ. | |||||||
Род имен существительных. | |||||||
Имена сущ., которые имеют форму только единственного числа или множественного числа | |||||||
Три склонения им. сущ. | |||||||
Правописание гласных в падежных окончаниях сущ. в ед. ч. | |||||||
Правописание гласных в падежных окончаниях сущ. в ед. ч. | |||||||
Изложение от 3-го лица. | |||||||
Мн. число им. существительных. | |||||||
Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях сущ. | |||||||
Обобщение и систематизация по теме. | |||||||
Контрольный диктант по теме «Имя существительное". | |||||||
Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | |||||||
Имя прилагательное. | 10 | ||||||
Имя прилагательное как часть речи. | |||||||
Правописание гл. в падежных окончаниях прилагательных. | |||||||
Правописание гл. в падежных окончаниях прилагательных. | |||||||
Описание животного. Устное сочинение. | |||||||
Контрольное изложение с описанием животного по рассказу А. И. Куприна «Ю-Ю» | |||||||
Прилагательные полные и краткие. | |||||||
Морфологический разбор имени прилагательного. | |||||||
Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное". | |||||||
Тестирование по теме "Имя прилагательное". | |||||||
Анализ контрольного диктанта. | |||||||
Глагол. | 26 | ||||||
Глагол как часть речи. | |||||||
НЕ с глаголами. | |||||||
Рассказ. Контрольное сочинение по сюжетным картинкам (упр. 623) «Как я однажды» | |||||||
Неопределенная форма глагола. | |||||||
Правописание ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах. | |||||||
Изложение с элементами сочинения на лингвистическую тему. | |||||||
Виды глагола. Видовые пары. | |||||||
Проверочный диктант. | |||||||
Анализ диктанта. | |||||||
Буквы Е-И в корнях с чередованием. | |||||||
Буквы Е-И в корнях с чередованием. | |||||||
Невыдуманный рассказ о себе. | |||||||
Творческое представление сочинений. Невыдуманный рассказ о себе. | |||||||
Время глагола. Прошедшее время глагола. Настоящее время. | |||||||
Будущее время. | |||||||
Спряжение глаголов. | |||||||
Правописание безударных личных окончаний глагола. | |||||||
Правописание безударных личных окончаний глагола. | |||||||
Морфологический разбор глагола. | |||||||
Ь после шипящих в гл. во 2-ом лице ед.ч. | |||||||
Промежуточная аттестация | |||||||
Сжатое изложение «Шоколадный торт». | |||||||
Употребление времен глагола | |||||||
Обобщение и систематизация изученного по теме "Глагол" | |||||||
Контрольный диктант по разделу «Глагол». | |||||||
Анализ контрольного диктанта. | |||||||
Повторение и систематизация изученного. | 5 | ||||||
Повторим разделы науки о языке! | |||||||
Повторим орфограммы! | |||||||
Повторим пунктуацию! | |||||||
Урок-подведение итогов за год |
Мониторинг качества усвоения учебного материала
Форма контроля | Качество/успеваемость | Выводы |
Контрольный диктант с грам. заданием №1 по теме «Повторение» | ||
Входная контрольная работа | ||
Контрольный диктант №2 теме "Синтаксис и пунктуация" | ||
Контрольный диктант №3 по разделу «Фонетика» | ||
Контрольное выборочное изложение «Последний лист орешника» | ||
Контрольная работа №4 за 1 полугодие. | ||
Контрольный диктант № 5 по теме «Морфемика» | ||
Промежуточная аттестация |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку
для 8 класса
Календарно – тематическое планирование состоит из пояснительной записки, примерного календарно – тематического планирования, мониторинга усвоения основных тем.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно – тематическое планирование по русскому языку для 8 А,Б классов разработано на основе Рабочей программы основного общего образования на базовом уровне Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта по Примерной программе основного общего образования по русскому языку и в соответствии с авторской программой учебника под редакцией: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О.М. Александрова.
Календарно – тематическое планирование рассчитано на 105 учебных часов (3 часа в неделю).
Программа реализуется на базовом уровне изучения.
Для реализации Рабочей программы используется учебно – методический комплект:
для учащихся 8 класса: Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Тростенцова Л.А., ЛадыженскаяТ.А., Дейкина А.Д. – М.: Просвещение, 2010.
для учителя:
- «Программ общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы» /Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2008
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008
- Русский язык и литература. 5-11 классы: творческие упражнения к урокам развития речи / сост. О.А. Хорт, Г.С. Шамшина. – В.: Учитель, 2008
- Изложения с элементами сочинения: 5-9 кл..: Кн для учителя / Е.К. Францман. – М.: Просвещение, 2009
- Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-11 кл.: Кн. для учителя / В.И. Капинос. Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. Л.Л. Новоселова. –М.: Просвещение, 2009
В 8А классе 27 человек. Класс имеет средний уровень сформированности и познавательной, и учебной мотивации.
Отношение к учебному предмету: 70% детей изучают русский язык с интересом. У большей части учащихся хорошо развиты основные психологические функции: внимание, память, мышление. Учащиеся могут анализировать новый материал, делать логические выводы, работать с текстом, т.е. имеет продуктивный и творческий уровень обучаемости, это составляет 38%, остальные же 62% - это репродуктивный уровень. По этой причине на уроке больше времени отводится на повторение ранее изученного материала, фронтальная работа интегрируется с индивидуальной для более сильных учащихся, при объяснении нового материала активно используется наглядно - иллюстративный материал.
В 8Б классе 26 человек. Класс имеет удовлетворительный уровень сформированности и познавательной, и учебной мотивации. Отношение к учебному предмету: 35 % детей изучают русский язык с интересом. У них хорошо развиты основные психологические функции: внимание, память, мышление. Учащиеся могут анализировать новый материал, делать логические выводы, работать с текстом. Остальные же ребята - 60% - это репродуктивный уровень. Есть учащиеся – 2 человека, которые остались на повторный год обучения. Материал ими усваивается неудовлетворительно.
На 2019-2020 учебный год спроектирована следующие цели и задачи:
Цель - создание условий для реализации требований ФГОС в рамках курса «Русский язык, 8 класс».
Цель определяет задачи:
- воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащать словарный запас и грамматической строй речи учащихся; развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- осваивать знания о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формировать умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.
При формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности основное внимание предполагается уделять:
- в познавательной деятельности: теоретическому мышлению и практической деятельности.
- в информационно-коммуникационной деятельности: групповая и коллективная работа на уроке, применение проблемного метода обучения, на активную работу на уроке с различными словарями, справочниками, энциклопедиями.
- в рефлексивной деятельности: самооценке активности на каждом этапе урока.
Выявление итоговых результатов изучения темы завершается контрольной работой. Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы.
В результате изучения курса русского язык ученики 8 класса должны
Знать/понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
Уметь:
находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Должны владеть компетенциями:
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
105 учебных часов распределены следующим образом: на усвоение базового уровня 99 часов , 6 часов резерва. Часы резерва используются в целях развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности.
Выявление итоговых результатов изучения темы завершается контрольной работой. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольной работы.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы/урока | Дата проведения в 8А | Дата проведения в 8 Б | |||
План | Фактически | План | Фактически | |||
Русский язык в современном мире | 3 | |||||
Вводный урок. Функции русского языка в современном мире. Инструктаж по ТБ. | ||||||
Повторение изученного в 5-7 классах | 8 | |||||
Знаки завершения, выделения, разделения. | ||||||
Знаки препинания. | ||||||
Знаки препинания в сложном предложении. | ||||||
Знаки препинания в сложном предложении. | ||||||
Орфография прилагательных, причастий и наречий. | ||||||
Контрольный диктант по теме “Повторение изученного в 5–7 классах” с грамматическим заданием. | ||||||
Развитие речи. Подробное изложение текста публицистического характера. | ||||||
Анализ работ. | ||||||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 8 | |||||
Основные единицы синтаксиса. Текст и предложение как единица синтаксиса | ||||||
Р.Р. Текст как единица синтаксиса. | ||||||
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. | ||||||
Основные виды словосочетаний. | ||||||
Способы подчинительной связи. | ||||||
Способы подчинительной связи. | ||||||
Синтаксический разбор словосочетаний. | ||||||
Зачет по теме “Словосочетания”. | ||||||
Простое предложение | 31 | |||||
Понятие о предложении. Строение предложения. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. | ||||||
Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация | ||||||
Основные виды простого предложения. Двусоставные и односоставные предложения. | ||||||
Развитие речи. Описание памятника культуры. | ||||||
Подлежащее и способы его выражения. Синтаксический разбор предложения. | ||||||
Сказуемое и его основные типы. | ||||||
Синтаксический разбор: текущий контроль. | ||||||
Тире между подлежащим и сказуемым. | ||||||
Обобщение. | ||||||
Контрольная работа по разделу «Синтаксис простого предложения» | ||||||
Грамматические значения второстепенных членов предложения, их роль в предложении. | ||||||
Способы выражения дополнения. | ||||||
Согласованные и несогласованные определения. | ||||||
Приложение как вид определения. | ||||||
Обстоятельства. Основные виды обстоятельств. | ||||||
Обстоятельства. Основные виды обстоятельств. | ||||||
Р.Р. Речь устная и письменная, монолог, диалог. | ||||||
Практикум по теме «Второстепенные члены предложения» | ||||||
Развитие речи. Изложение с элементами сочинения . | ||||||
Анализ работ. | ||||||
Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения. | ||||||
Неопределенно-личные предложения. | ||||||
Неопределенно-личные предложения. | ||||||
Безличные предложения. | ||||||
Назывные предложения. |
| |||||
Обобщение по теме “Односоставные предложения”. | ||||||
Практикум по теме “Односоставные предложения”. | ||||||
Особенности строения полных и неполных предложений. | ||||||
Зачёт по теме «Односоставные предложения» | ||||||
Анализ устных ответов. | ||||||
Р.Р. Микротема, микротекст. | ||||||
Однородные члены предложения | 12 | |||||
Осложненное предложение. Углубление понятия об однородных членах предложения. | ||||||
Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией и пунктуация при них. | ||||||
Союзы при однородных членах предложения (текущий контроль). | ||||||
Обобщающие слова при однородных членах предложения. | ||||||
Обобщающие слова при однородных членах предложения. | ||||||
Однородные и неоднородные определения. | ||||||
Обобщение по теме “Предложения с однородными членами”. Пунктуация и синтаксический разбор. | ||||||
Развитие речи. Описание фотографии. | ||||||
Практикум по теме “Предложения с однородными членами”. | ||||||
Развитие речи. Устное сочинение на свободную тему. | ||||||
Контрольная работа по теме “Предложения с однородными членами”. | ||||||
Анализ работ. | ||||||
Обособленные члены предложения | 16 | |||||
Понятие об обособлении. | ||||||
Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. | ||||||
Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. | ||||||
Развитие речи. Рассуждение на дискуссионную тему. | ||||||
Обособленные приложения Выделительные знаки препинания при них. | ||||||
Обособленные приложения Выделительные знаки препинания. | ||||||
Обособление обстоятельств. Выделительные знаки препинания при них. | ||||||
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. | ||||||
Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. | ||||||
Развитие речи. Сочинение по данному началу «Каким быть» | ||||||
Обособление дополнений. | ||||||
Обособление уточняющих членов предложения. | ||||||
Обобщение по теме «Предложения с обособленными членами». урок - зачет | ||||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Обособленные члены предложения”. | ||||||
Анализ работ. | ||||||
Развитие речи. Устное собеседование. | ||||||
Обращение, вводные и вставные конструкции | 9 | |||||
Обращение, его функции и способы выражения. Предложения с обращениями. | ||||||
Выделительные знаки препинания при обращении. | ||||||
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. | ||||||
Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | ||||||
Выделительные знаки препинания при вводных совах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | ||||||
Вставные конструкции. | ||||||
Вставные конструкции. | ||||||
Обобщение по теме (тестовые задания). | ||||||
Обобщение по теме “Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Особенности слов-предложений”. | ||||||
Чужая речь | 9 | |||||
Понятие о чужой речи. Способы передачи. | ||||||
Предложения с прямой речью и знаки препинания при ней. | ||||||
Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. | ||||||
Диалог. | ||||||
Развитие речи. Сжатое изложение. | ||||||
Цитата. | ||||||
Цитата. | ||||||
Повторение и обобщение по теме: «Способы передачи чужой речи». | ||||||
Промежуточная аттестация. | ||||||
Повторение изученного в 8 классе. | 5 | |||||
Синтаксис и морфология. | ||||||
Синтаксис и пунктуация. | ||||||
Синтаксис и культура речи. | ||||||
Синтаксис и орфография. | ||||||
Обобщающий урок. |
* Резерв – 6 часов
Мониторинг качества усвоения учебного материала
№ | Основные разделы, темы | Формы контроля | Качество учебных достижений | Выводы | |
Успеваемость % | Качество % | ||||
| “Повторение изученного в 5–7 классах” | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | |||
«Синтаксис простого предложения» | Контрольная работа. | ||||
Тема “Односоставные предложения”. | Зачет | ||||
“Обособленные члены предложения”. | Контрольная работа. | ||||
Промежуточная аттестация за курс 8 класса | Контрольная работа. | ||||
Развитие речи | Описание фотографии | ||||
Развитие речи | Сочинение по данному началу “Каким быть?” | ||||
Развитие речи | Сжатое изложение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...