Тема урока."Окончание -е в именительном падеже множественного числа в собирательных существительных (типа англичане)"2. Дидактическая цель урока:выявить опознавательные признаки слов, в окончаниях которых в именительном падеже множественного числа вместо -и пишется -е; научиться писать окончания в этих словах. Цель учителя:организовать поиск нового знания. ХОД УРОКА I. Этап актуализации известного способа действияУчитель.Мы с вами на уроке русского языка, но вопрос мой пока не из этой области знаний. Кто придумал футбол? Дети.Футбол придумали англичане. Они и дали название этой игре. "Фут" по-английски – "нога", а "бол" – "мяч". В переводе "футбол" – "ножной мяч". У. А вот наш учебник русского языка дает другой ответ на этот вопрос. В одном из его текстов говорится о том, что футбол знали еще в Древней Греции. От греков игру узнали римляне, а уж они познакомили с ножным мячом жителей других стран. Значит, футболу более 20 веков. Из текста, который я упомянула, на доске записаны первые два предложения. Англичан_ считают, что футбол – это их изобретени_. Верно, в Росси_ или в Итали_ об этой игре узнали гораздо позже. Один из учеников читает предложения вслух. – Вам понятно, что нужно сделать с предложениями? Д. Да. Нужно списать, вставив пропущенные орфограммы. У. Проверочные слова записывайте в скобках. В случае затруднения обсуждайте проверку в парах. Закончившие первыми представляют результаты работы на доске. Дети записывают предложения, а учитель в это время фиксирует на доске слова с пропусками: англичан_
в Росси_ | изобретени_
в Итали_ |
|
Постепенно дети заканчивают работу, и первые четыре человека заполняют пропуски у доски, внизу представляя проверку: Весь класс соглашается с представленной проверкой, и только Оксана сомневается в написании окончания в слове англичане. Оксана.Вроде бы Илья все сделал правильно при проверке слова англичане, но мне все равно кажется, что в окончании этого слова пишется -е, а не -и. Поэтому я оставила у себя вопрос: англичан? II. Определение совместной цели деятельностиУ. Ребята, мы можем разрешить сомнения Оксаны? Д. Да, можно заглянуть в словарь. У. Верно, представители 1-го варианта так и сделают, а остальных ребят я прошу открыть учебники на с. 294 и прочитать 1-е предложение из упр. 239. Что скажете? Д. И в словаре, и в учебнике напечатано англичане с окончанием -е. У. Кто же прав? Д. Скорее всего, словарь и учебник. Но тогда получается, что во множественном числе не всегда можно проверять окончания по сильной позиции. У. А может быть, мы просто ошиблись? Дети еще раз все вместе проверяют свои действия и не обнаруживают в них ошибки. Д. Мы все сделали правильно, но у нас получилось не так, как в словаре. У. Попробуем разобраться? Д. Да. У. А с чем? Д. Когда во множественном числе можно проверять по сильной позиции, а когда нельзя. У. Этот вопрос относится к словам, называющим признаки? Д. Нет, мы работали со словами, называющими предметы. У. А наше затруднение возникло относительно всех падежных изменений или какого-то конкретного? Д. Это слово в именительном падеже. У. Кто попробует теперь наиболее полно сформулировать вопрос, на который мы попытаемся ответить? Д. Мы не знаем, когда в окончании названий предметов во множественном числе в именительном падеже пишется -и, а когда -е. У. Игорь говорил, а я пыталась зафиксировать проблему схематически. Получилось у меня или нет? В левом верхнем углу доски появляется следующая запись: Дети с помощью специальных значков выражают свое согласие. Проблема фиксируется в тетрадях. III. Этап выдвижения гипотез и планирования действий по их проверкеУ. Итак, вопрос в задаче есть. Что будем делать дальше? Д. Решать задачу. У. Как? Д. Давайте обсудим это в группах. У. А что вы будете в группах обсуждать? Д. Как решать задачу? У. Хорошо. Попробуйте еще выдвинуть версии, как обнаруженный нами факт можно объяснить. Дети работают в группах. Учитель следит за ходом обсуждения. Через некоторое время каждая группа высказывает свое мнение или присоединяется к мнению других. Учитель кратко записывает версии групп на доске под зафиксированной проблемой. (Еще лучше, если каждая группа на большом листе зафиксирует свою точку зрения, а затем у доски представит ее классу.) Мнение 1-й группы: – Мы считаем, что это слово из какой-то неизвестной группы нарушителей. Нам нужно отыскать еще несколько таких нарушителей, установить их признаки, чтобы по ним узнавать эти слова и не ошибаться при их написании. Мнение 2-й группы: – А мы считаем, что слово англичане из 5-го, неизвестного нам набора. Надо найти еще несколько таких слов и выделить окончания этого набора. А потом надо попробовать найти проверочное слово для этого набора. Мнение 3-й группы: – Мы пока не знаем, что это за слова, но надо научиться узнавать их и найти для них правило, по которому они пишутся. Мнение 4-й группы: – Наверное, так пишутся все названия народов. Надо эти названия собрать и открыть секрет, как они пишутся. 5-я и 6-я группы присоединились к мнению 1-й группы (об окончаниях-нарушителях). На доске под проблемой зафиксирована запись: IV. Поиск недостающего способа действийУ. Спасибо за версии. Что будем делать дальше? Д. Будем эти версии проверять. У. Хорошо, что слова, подобные слову англичане, пришли сегодня к нам. Учитель вывешивает таблицу: – Сможете узнать? Д. Как? У. Вам помогут тексты, в которых есть слова типа англичане. Найдите эти слова и запишите в таблицу. Работаем в группах. Учитель раздает по группам следующие тексты: Текст 1Переход на "летнее время" очень удобен для жителей города. Горожане выигрывают при этом час светлого времени суток. Текст 2Парижане первыми в XVIII веке узнали о возможности перехода на "летнее время". Но они не приняли это нововведение. Текст 3Первую географическую карту создали египтяне более 4000 лет назад. Нанесена она была на кусок глины, который затем обожгли. Текст 4Земляне издавна интересовались возрастом Земли. В результате исследований астрономы вычислили, что родилась наша планета примерно 5 500 000 000 лет назад. Текст 5Иногда во время переходов по снежным просторам северяне строят снежные домики, которые могут защитить и от непогоды, и от белого медведя. Текст 6До сих пор остается спорным вопрос о том, посещали ли нашу Землю инопланетяне. Каждая группа работает с одним из текстов. Вскоре в таблице появляются слова: У. К какой группе есть вопросы? Д. У нас вопрос к Игорю и его группе. Что называет слово летнее и как вы выделили в нем окончание? Игорь. Это слово называет признак. Окончание в нем -ее. Мы ошиблись, надо было, наверное, выписать слово горожане. Д. А кто выписал слово нововведение? Группа, выписавшая это слово, корректирует свои действия. Вместо слова нововведение появляется слово парижане. У. Сможете теперь узнавать слова, в окончаниях которых в именительном падеже множественного числа пишется буквае? Д. Это точно названия народов. У. Это не все. Придется вам помогать. Д. Нет, не надо. Мы сами подумаем. Через некоторое время учитель просит разобрать выписанные слова по составу. Дети работают, раздаются возгласы: – А я понял!
– Я уже догадалась! У. Что же вы поняли? Д. Во всех этих словах есть суффикс -ан- или -ян-. А давайте нарисуем для этих слов схему. У. Ну что ж, попробуйте. Через некоторое время на доске появляются варианты схем. – Чья схема кажется вам наиболее правильной и полной? Д. Схема Димы. У. Кто может ее прочитать? Д. В словах, называющих предметы, с суффиксом -ан-, -ян- в именительном падеже множественного числа пишется окончание -е. Дети прочитывают схему раз все вместе (хором) и фиксируют ее в тетрадях. V. Контроль и оценка найденного способа действияУ. Ребята, а как нам убедиться в том, что открытым способом проверки можно пользоваться? Дети молчат. – Давайте проверим по схеме слово римлян_, а затем посмотрим, как оно записано в наших учебниках (упр. 239) и в орфографических словарях. На доске появляется запись: римляне Ее комментирует закончивший первым ученик. Остальные слушают и сверяются с учебником и орфографическим словарем. Д. Наше правило работает. У. Можем ли мы считать задачу решенной? Д. Да. Зачеркивайте вопрос. У. А что будет в ответе? Д. Можно туда нашу схему подписать. VI. Контроль и оценка овладения открытым способом действияУ. А сможете ли вы этой схемой воспользоваться при проверке окончаний? Д. Да. У. Тогда поработайте с отрывком из песни "Кадриль". Когда-то россиян_:
Ванюш_, Тан_, Ман_, –
Танцуя на гулянь_,
Открыли новый стиль... Вам понятно, что нужно сделать? Д. Да. Списать, вставляя пропущенные буквы. У. В случае затруднения советуйтесь друг с другом. Дети работают, учитель проходит по классу, наблюдая за появляющимися в тетрадях записями, затем приглашает к доске Таню, она заполняет пропуски. Д. Таня, как ты выделила суффиксы в словах Тани, Мани? Таня молчит, а затем стирает значки суффиксов. Таня. Я не думала, просто выделила... Д. Проверь теперь орфограммы в этих словах. Таня.Эти слова называют предметы, они во множественном числе, можно проверить словом пни. Значит, в окончаниях нужно писать и. У. А может быть, и в слове россияне нужно писать и? Таня.Нет, там я проверила по правилу, которое мы сегодня открыли. На доске исправленная запись: Когда-то россияне:
Ванюши, Тани, Мани... |
У. Ну что, ребята, больше не угодите в ловушку? Д. Попробуем. У. Я предлагаю поиграть в хоккей. Дети поставили согнутые в локтях руки на парты. – Вы должны пропустить через ворота только слова открытой нами сегодня группы. Перед чужаками ворота нужно захлопнуть. Приготовились. Начали. Киевляне. Марсиане. В классе тишина. У. Гречане. Раздаются хлопки. Д. Так нельзя говорить, надо говорить греки. Учитель диктует дальше: армяне, няни. Вновь раздаются хлопки. Д. -ян-в этом слове входит в корень. Игра продолжается. Учитель предлагает детям еще несколько слов: южане, славяне, сани, томичане. В конце урока учитель просит детей оценить на шкале степень овладения открытым способом. У. А кто сможет рассказать об открытом секрете родителям? Почти все дети поднимают руки. – Думаю, что упр. 239 вам теперь будет совсем легко закончить. Это еще одно задание на дом. VII. Определение следующего шага в движенииУ. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке русского языка завтра? Д. Будем проверять орфограммы в окончаниях.
– Попробуем найти еще каких-нибудь нарушителей закона письма.
– Можно проверочную работу написать.
– Будем новые секреты открывать. У. Ну что ж, спасибо. Урок окончен. В представленном уроке в свернутом виде обнаруживаются все действия, посредством которых ставится и решается задача: – действие по постановке задачи;
– предметно-преобразовательное действие (действие анализа);
– моделирование;
– преобразование модели;
– решение частных задач (конкретизация);
– контроль;
– оценка. Таким образом оказались задействованными все психологические механизмы учебной деятельности, формирование которых составляет главную цель первого этапа развивающего обучения. Именно это позволило нам назвать данный урок уроком модельного типа.
1 Подробнее о единице практики развивающего обучения см. в монографии В.Р. Лозинга "Начала теории построения практики развивающего обучения". – Кемерово, 1998, с. 39–55. 2 В новой программе для четырехлетней начальной школы этот материал является факультативным. 3 К этому моменту дети уже знакомы с окончаниями – нарушителями слов на -ий, -ия, -ие. |