Урок русского языка в 6 классе. Имя прилагательное как часть речи.
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме
Конспект урока русского языка в 6 классе. Имя прилагательное как часть речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.docx | 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе. Имя прилагательное как часть речи
План урока
- Организационный момент.
- Признаки прилагательного.
- Работа с текстом – словосочетание и разряды.
- Тургенев. Станция “Литературная”.
- Станция “Былины”.
- Станция ”Синонимы”.
- Музыкальная страница – 2-3 сочинения.
Тема урока: Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в речи.
Цель урока:
1. Актуализировать знания о прилагательном, полученные в 5-ом классе,
2. формировать умение применять знания в нестандартной ситуации,
3. формировать умение создавать творческую работу на основе прослушанной музыки.
Ход урока
Урок начинается со звонка. Ученики входят в класс - импровизированный турникет, входной билет - дополнить словосочетание прилагательным, соответствующим существительным.
(Ручка шариковая, перьевая, гелевая;
День солнечный;
Ученик способный;
Лампа настольная;
Окно деревянное и т.д.)
Ученики - консультанты (старшеклассники проверяют правильность ответов и впускают в класс).
- Организационная вступительная беседа.
Молодцы, ребята, справились с первым заданием. Приглашаю вас совершить небольшое путешествие по стране с красивым звучным названием “Морфология”. Как в любом государстве, здесь действуют свои законы, соблюдаются свои традиции. Мы знаем многих из “коренных жителей” этой страны, и, путешествуя сегодня по городам этого государства, вспомним старых знакомых, чтобы в дальнейшем, на последующих уроках русского языка, мы смогли легко завязать знакомство и подружиться с другими обитателями огромной и интересной страны.
Я говорила о коренных жителях. А кто мне их назовет?
Существительное Прилагательное Глагол Союз Предлог
А вот с каким мы сегодня будем встречаться жителем, вы мне скажете. Потому что именно с этим словом вы составляли словосочетание, входя в класс.
Дети. Имя прилагательное.
Именно об этом мы и будем говорить на сегодняшнем уроке. Запишите тему в тетрадь:” Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в речи”
I .А что это за часть речи? На какие вопросы отвечает и что обозначает?
Дети: Прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопрос какой? чей?
Давайте поиграем в игру, которая называется Торт “Какой он?” Посмотрите на экран и определите, каким признакам соответствует торт.
Постарайтесь не ошибиться, иначе торт станет совсем не вкусным.
Запись в тетрадь – какой? Пышный ,бисквитный и т. д.
Вернемся, ребята, к определению термина прилагательного. Посмотрите на экран и назовите ,какие грамматические значения имеет прилагательное и какова его синтаксическая роль?
А как вы думаете, какую же роль играет имя прилагательное в речи? (Главный вопрос темы. Он будет повторяться.)
Вывод:
Прилагательные описывают, характеризуют предмет, значит, делают нашу речь ярче, объемнее, выразительнее, богаче.
Прилагательные уточняют значение существительного, т.е. позволяют точно определить предмет, о котором идет речь.
II. Вспомните, ребята, пожалуйста, на какие три разряда делятся прилагательные?
По каким признакам происходит это деление? (т.к. мы эту тему учили в 5 классе, то предлагаю для начала посмотреть на экран).
В зависимости от грамматического значения прилагательные делятся на 3 разряда.
Качественные прилагательные обозначают признак предмета непосредственно, без отношения к другим предметам.
Красивый ребенок, высокое здание.
Относительные прилагательные указывают на признак через отношение к другому предмету.
Апельсиновый сок (сок из апельсина);
Лабораторное оборудование (оборудование для лаборатории);
Подготовительные курсы (курсы, на которых подготавливают);
Отопительный сезон(сезон, когда отапливают).
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предметом определенному яйцу.
Змеиное жало, Тургеневская усадьба.
- Потренируемся в нахождении прилагательных в тексте.
Прочитайте текст
Затем прочитайте его еще раз без пропуска слов.
Какой из текстов вам понравился больше и почему?
За счет чего создается такая яркая, образная, картина, которую легко себе представить?
Что обозначают прилагательные данного текста?
(признак предмета) – качества, свойства, принадлежность.
Какую же роль выполняют имена прилагательные в тексте?
Вывод:
Прилагательные в тексте помогают нарисовать живую картину действительности, представить предметы и детали событий как зримые картины.
Прилагательные в тексте часто имеют оценочный характер, помогают автору выразить свое отношение к предметам, о которых он говорит.
Добавляю, что такие прилагательные употребляются чаще всего в художественном описании. А следовательно, и стиль речи будет использоваться автором…
Дети: Художественный стиль речи.
Работа с текстом. Выпишите словосочетания, используя выделенные слова. Обозначьте главное и зависимое слова. К какому разряду по значению принадлежат выделенные слова?
- ученик у доски. Текст отпечатан.
- Ребята, обратите внимание: этот текст-отрывок из произведения Салтыкова-Щедрина.
А вот Иван Сергеевич Тургенев выразил любовь к русскому языку в стихотворении в прозе «Русский язык».
- Прочитайте текст про себя, а затем вслух.
Какими признаками , по мнению И.С. Тургенева (1818-1883 гг.), обладает русский язык?
- Словами какой речи означены эти признаки.
- Выпишите прилагательные.
- Устно объясните лексическое значение всех прилагательных путем подбора однокоренных слов.
Тягостный – трудный;
Великий- выдающийся;
Могучий- мощный сильный;
Правдивый- выражающий правду (содержащий);
Свободный- пользующийся свободой.
Еще раз прочитайте текст. Как вы его понимает? Согласны ли вы с автором? Обоснуйте свою точку зрения.
Вывод:
Стихотворение Тургенева проникнуто патриотическим пафосом, гордостью за свой народ, его историю, культуру, язык.
Особую выразительность речи придают прилагательные, употребленные в переносном значении (язык могучий, свободный).
Как правило, такие прилагательные бывают эпитетами, то есть красочными определениями.
- Остановка на станции “Литературная”.
А теперь, ребята, давайте окунемся в глубь истории и посмотрим, как жили наши далекие предки на Руси, каким языком говорили, какие слагали былины, насколько песенный и мелодичный был язык.
- Выразительно прочитайте отрывки из старинных русских былин. Попробуйте объяснить значение устаревших имен прилагательных. Значение устаревших слов проверьте по толковому словарю. Спишите эти прилагательные, распределяя в две группы: краткие и полные.
Кормил коня пшенною белоя’ровой и поил изва’рою медвяною.
Белояровой – светлая, отборная пшеница.
Извара медвяная – гуща, оставшаяся от варки пива, кваса, меда.
Попадала калена стрела да во сырой тот дуб да крякови’стый.
Кряковистый – толстый, кряжистый, крепкий, узловатый.
На нем шубонька да голево’й парчи, приунизана ска’тным жемчугом, приобсажена камнями самоцветными.
Голевой (парчи)- вытканный золотыми нитями.
Скатный жемчуг- крупный, ровный, высокого качества.
Собирал Садко на столова’нье да на по’честный пир как он всех купцов богатых новгородских.
Почестный – утроенный в чью-либо честь.
«Переведите » фразы на современный русский язык.
- Одним из лексических средств, обогащающих нашу речь являются синонимы.
Писатель, работая над языком своих произведений, придают особое значение синонимам, которые делают нашу речь точной и яркой.
Умение использовать синонимические богатства родного языка является верным признаком профессионализма, мастерства писателя.
- Что такое синонимы? (Это слова, различные по звучанию, но близкие по значению).
- Что такое антонимы? (Это слова, различные по звучанию и имеющие противоположные значения).
Подберите как можно больше синонимов и антонимов, которыми можно воспользоваться для описания домов, изображенных на рисунках.
Синонимы какой части речи вы использовали?
VII. Следующая остановка наша на станции «Музыкальная».
Я хочу представить вашему вниманию произведение выдающего норвежского композитора Эдварда Грига «Утро» из пьесы «Пер Гюнт»: в музыке Григ стремился запечатлеть самобытность Норвегии, ее пейзажи. Его музыка популярна и любима не только в скандинавских странах, но и в России. Григ сумел завоевать сердце русских слушателей.
Петр Ильич Чайковский писал: «В музыке Э. Грига …есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик. Сколько теплоты и страсти в его певучих фразах, сколько ключом бьющей жизни в его гармонии…».
Ребята, постарайтесь представить картину природы, которую рисует в вашем воображении музыка Эдварда Грига. Опишите в сочинении- миниатюре увиденную картину.
Используйте прилагательные.
2-3 ученика читают сочинения.
Оценка за урок.
Спасибо. Ребята, насколько остальные справились с заданием, ч смогу определить, проверив ваши творческие работы.
Мы успешно совершили свою экскурсию в страну «Морфология».
Мы сегодня говорили о такой интересной части речи- имени прилагательном.
Верю в то, что путешествие вам понравилось и вы достаточно прочно усвоили, что имена прилагательные обогащают нашу речь. И вы с уверенностью можете утверждать: «велик и могуч русский язык».
А основная роль прилагательных – в достижении точности, информативности и выразительности в тексте художественном.
Образец сочинения- миниатюры.
Слушая музыку Э. Грига, я вижу картину рождения нового дня, картину светлой безмятежной природы.
Вот первый луч солнца робко проник сквозь пушистые белые облака и осветил вершины гор.
Просыпается природа…
И вот утро врывается мощным потоком.
Да здравствует новый день .
Музыка помогает мне ощутить всепобеждающую силу природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе
Урок построен с использованием национально-регионального компонента: посвящен государственной символике Республики Калмыкия....
Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс)
Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологи...
Урок русского языка по теме: "Имя прилагательное как часть речи".
Разработка урока. Презентация, технологическая карта, приложение....
Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....
Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Комментарии
Спасибо! Нашла для себя
Спасибо! Нашла для себя интересные моменты!