Урок русского языка в 6 классе. Имя прилагательное как часть речи.
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Гордиенко Елена Владимировна

Конспект урока русского языка в 6 классе. Имя прилагательное как часть речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

                   Урок русского языка в 6 классе. Имя прилагательное как часть речи                      

     План урока

  1. Организационный момент.
  2. Признаки прилагательного.
  3. Работа с текстом – словосочетание и разряды.
  4. Тургенев. Станция  “Литературная”.
  5. Станция “Былины”.
  6. Станция ”Синонимы”.
  7. Музыкальная страница – 2-3 сочинения.

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в речи.

Цель урока:

1. Актуализировать знания о прилагательном, полученные в 5-ом классе,

2. формировать умение применять знания в нестандартной ситуации,

3. формировать умение создавать творческую работу на основе прослушанной музыки.

Ход урока

Урок начинается со звонка. Ученики входят в класс - импровизированный турникет, входной билет - дополнить словосочетание прилагательным, соответствующим существительным.

(Ручка шариковая, перьевая, гелевая;

День солнечный;

Ученик способный;

Лампа настольная;

Окно деревянное и т.д.)

Ученики - консультанты (старшеклассники проверяют правильность ответов и впускают  в класс).

  1. Организационная вступительная беседа.

Молодцы, ребята, справились с первым заданием. Приглашаю вас совершить небольшое путешествие по стране с красивым звучным названием “Морфология”. Как в любом государстве, здесь действуют свои законы, соблюдаются свои традиции. Мы знаем многих из “коренных жителей” этой страны, и, путешествуя сегодня по городам этого государства, вспомним старых знакомых, чтобы в дальнейшем, на последующих уроках русского языка, мы смогли легко завязать знакомство и подружиться с другими обитателями огромной и интересной страны.

Я говорила о коренных жителях. А кто мне их назовет?

Существительное    Прилагательное        Глагол              Союз           Предлог    

А вот с каким мы сегодня будем встречаться жителем, вы мне скажете. Потому что именно с этим словом вы составляли  словосочетание, входя в класс.

Дети. Имя прилагательное.

Именно об этом мы и будем говорить на сегодняшнем уроке. Запишите тему в тетрадь:” Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в речи”

I .А что это за часть речи? На какие вопросы отвечает и что обозначает?

Дети: Прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопрос какой? чей?

Давайте поиграем в игру, которая называется Торт “Какой он?” Посмотрите на экран и определите, каким признакам соответствует торт.

Постарайтесь не ошибиться, иначе торт станет совсем не вкусным.

Запись в тетрадь – какой? Пышный ,бисквитный и т. д.

Вернемся, ребята, к определению термина прилагательного. Посмотрите на экран и назовите ,какие грамматические значения имеет прилагательное и какова его синтаксическая роль?

А как вы думаете, какую же роль играет имя прилагательное в речи? (Главный вопрос темы. Он будет повторяться.)

Вывод:

Прилагательные  описывают, характеризуют предмет, значит, делают нашу речь ярче, объемнее, выразительнее, богаче.

Прилагательные уточняют значение существительного, т.е. позволяют точно определить предмет, о котором идет речь.

II. Вспомните, ребята, пожалуйста, на какие три разряда делятся прилагательные?

По каким признакам происходит это деление? (т.к. мы эту тему учили в 5 классе, то предлагаю для начала посмотреть на экран).

В зависимости от грамматического значения прилагательные делятся на 3 разряда.

Качественные прилагательные обозначают признак предмета непосредственно, без отношения к другим предметам.

Красивый ребенок, высокое здание.

Относительные прилагательные  указывают на признак через отношение к другому предмету.

Апельсиновый сок (сок из апельсина);

Лабораторное оборудование (оборудование для лаборатории);

Подготовительные курсы (курсы, на которых подготавливают);

Отопительный сезон(сезон, когда отапливают).

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предметом определенному яйцу.

Змеиное жало, Тургеневская усадьба.

  1. Потренируемся в нахождении прилагательных в тексте.

Прочитайте текст

Затем прочитайте его еще раз без пропуска слов.

Какой из текстов вам понравился больше и почему?

За счет чего создается такая яркая, образная,  картина, которую легко себе представить?

Что обозначают прилагательные данного текста?

(признак предмета) – качества, свойства, принадлежность.

Какую же роль выполняют имена прилагательные в тексте?

Вывод:

Прилагательные в тексте помогают нарисовать живую картину действительности, представить предметы и детали событий как зримые картины.

Прилагательные в тексте часто имеют оценочный характер, помогают автору выразить свое отношение к предметам,  о которых он говорит.

        

Добавляю, что такие прилагательные употребляются чаще всего в художественном описании. А следовательно, и стиль речи будет использоваться автором…

Дети: Художественный стиль речи.

Работа с текстом. Выпишите словосочетания, используя выделенные слова. Обозначьте  главное и зависимое слова. К какому разряду по значению принадлежат выделенные слова?

  1. ученик у доски. Текст отпечатан.

  1. Ребята, обратите внимание: этот текст-отрывок из произведения Салтыкова-Щедрина.

А вот Иван Сергеевич Тургенев выразил любовь к  русскому языку в стихотворении в прозе «Русский язык».

  1. Прочитайте текст про себя, а затем вслух.

Какими  признаками , по мнению И.С. Тургенева  (1818-1883 гг.), обладает русский язык?

  1. Словами какой речи означены эти признаки.
  2. Выпишите прилагательные.
  3. Устно объясните лексическое значение всех прилагательных путем подбора однокоренных слов.

Тягостный – трудный;

Великий- выдающийся;

Могучий- мощный сильный;

Правдивый- выражающий правду (содержащий);

Свободный- пользующийся свободой.

Еще раз прочитайте текст. Как вы его понимает? Согласны ли вы с автором? Обоснуйте свою точку зрения.

Вывод:

Стихотворение Тургенева проникнуто патриотическим пафосом, гордостью за свой народ, его историю, культуру, язык.

Особую выразительность речи придают прилагательные, употребленные в переносном значении (язык могучий, свободный).

Как правило, такие прилагательные бывают эпитетами, то есть красочными определениями.

  1. Остановка на станции  “Литературная”.

А теперь, ребята, давайте окунемся в глубь истории и посмотрим, как жили наши далекие  предки на Руси, каким языком говорили, какие слагали былины, насколько песенный и мелодичный был язык.

  1. Выразительно прочитайте отрывки из старинных русских былин. Попробуйте объяснить значение устаревших имен прилагательных. Значение устаревших слов проверьте по толковому словарю. Спишите эти прилагательные, распределяя в две группы: краткие  и полные.

Кормил коня пшенною белоя’ровой и поил изва’рою медвяною.

Белояровой – светлая, отборная пшеница.

Извара медвяная – гуща, оставшаяся от варки пива, кваса, меда.

Попадала калена стрела да во сырой тот дуб да крякови’стый.

Кряковистый – толстый, кряжистый, крепкий, узловатый.

На нем шубонька да голево’й парчи, приунизана ска’тным жемчугом, приобсажена камнями самоцветными.

Голевой (парчи)- вытканный золотыми нитями.

Скатный жемчуг- крупный, ровный, высокого качества.

Собирал Садко на столова’нье да на по’честный пир как он всех купцов богатых новгородских.

Почестный – утроенный в чью-либо честь.

«Переведите » фразы на современный русский язык.

  1. Одним из лексических средств, обогащающих нашу речь являются синонимы.

Писатель, работая над языком своих произведений, придают особое значение синонимам, которые делают нашу речь точной и яркой.

Умение использовать синонимические богатства родного языка является верным признаком профессионализма, мастерства писателя.

- Что такое синонимы? (Это слова, различные по звучанию, но близкие по значению).

- Что такое антонимы? (Это слова, различные по звучанию и имеющие противоположные значения).

Подберите как можно больше синонимов и антонимов, которыми можно воспользоваться для описания домов, изображенных на рисунках.

Синонимы какой части речи вы использовали?

VII. Следующая остановка наша на станции «Музыкальная».

Я хочу представить вашему вниманию произведение выдающего норвежского композитора Эдварда Грига «Утро» из пьесы «Пер Гюнт»: в музыке Григ стремился запечатлеть самобытность Норвегии, ее пейзажи. Его музыка популярна и любима не только в скандинавских странах, но и в России. Григ сумел завоевать сердце русских слушателей.

Петр Ильич Чайковский писал: «В музыке Э. Грига …есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик. Сколько теплоты и страсти в его певучих фразах, сколько ключом бьющей жизни в его гармонии…».

        Ребята, постарайтесь представить картину природы, которую рисует в вашем воображении музыка Эдварда Грига. Опишите в сочинении- миниатюре увиденную картину.

Используйте прилагательные.

2-3 ученика читают сочинения.

Оценка за урок.

Спасибо. Ребята, насколько остальные справились с заданием, ч смогу определить, проверив ваши творческие работы.

Мы успешно совершили свою экскурсию в страну «Морфология».

Мы сегодня говорили о такой интересной части речи- имени прилагательном.

Верю в то, что путешествие вам понравилось и вы достаточно прочно усвоили, что имена прилагательные обогащают нашу речь. И вы с уверенностью можете утверждать: «велик и могуч русский язык».

А основная роль прилагательных – в достижении точности, информативности и выразительности в тексте художественном.

Образец сочинения- миниатюры.

Слушая музыку Э. Грига, я вижу картину рождения нового дня, картину светлой безмятежной природы.

Вот первый луч солнца робко проник сквозь пушистые белые облака и осветил вершины гор.

Просыпается природа…

И вот утро врывается мощным потоком.

Да здравствует новый день .

Музыка помогает мне ощутить всепобеждающую силу природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе

Урок построен с использованием национально-регионального компонента: посвящен государственной символике Республики Калмыкия....

Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс)

Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологи...

Урок русского языка по теме: "Имя прилагательное как часть речи".

  Разработка урока.  Презентация, технологическая карта, приложение....

Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....

Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...


 

Комментарии

Чайко Марина Владимировна

Спасибо! Нашла для себя интересные моменты!