Интегрированный урок развития речи и ИЗО
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок проводится согласно программе 5 класса по русскому языку (развитие речи) и изобразительному искусству. Введена интеграция учебных дисциплин для наиболее яркого, точного понимания понятия орнамент и создания на основе впечатлений текста описания эскиза узора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok__razvitiya_rechi_i_izo.docx | 32.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Елунинская основная общеобразовательная школа»
Конспект интегрированного урока
по развитию речи и ИЗО
«Описание эскиза узора»
(для учащихся 5-го класса)
Авторы разработки:
Учитель русского языка Решетова Людмила Ивановна.
Учитель ИЗО Кремнева Елена Юрьевна
с. Елунино 2011
Интегрированный урок развития речи (сочинение-описание) и ИЗО в 5-м классе
Тема: Сочинение-описание эскиза орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма.
Цель: создать условия для интеграция учебных дисциплин для наиболее яркого, точного понимания понятия орнамент и создания на основе практической деятельности текста типа описания.
Задачи:
1)формировать умение выражать основную мысль с помощью соответствующего отбора деталей (цвет и расположение) для составления текста типа описания;
2) развитие ассоциативного мышления, воображения, эмоциональной сферы, письменной и устной речи; умения видеть и чувствовать прекрасное;
3) воспитание доброго отношения к людям; интереса к предмету, различным видам искусства.
Коммуникативная компетенция – формирование умений необходимых для создания собственного высказывания
Языковая и лингвистическая (языковедческая) – овладение способами действий с изученным и изучаемым материалом
Культуроведческая компетенция – усвоение национально-культурных традиций русского народа, его речевого этикета
Форма: интегрированный урок развития речи и ИЗО
Методы и приемы: репродуктивный, проблемный, диалогический, игровой,
Деятельность учащихся: парная, индивидуальная, фронтальная
Технологии: личностно-ориентированная, игровая, здоровьесберегающая
Средства: печатный материал, раздаточный материал, наглядность,
Оборудование: эпиграф, картины художников, шаблоны геометрических фигур для составления узора, музыкальные фрагменты вальса, марша, рока.
Ожидаемые результаты урока:
умение отбирать материал к ответу на вопрос;
умение составлять небольшие тексты;
умение работать в парах, самостоятельно
системность знаний;
обогащение словарного запаса;
создание комфортной обстановки для восприятия учебного материала.
Ход урока
Эпиграф (на доске)
1.Орг. момент.
Цель: подготовить учащихся к занятию; психологически настроить на совместную работу.
Учитель русского языка:
- Здравствуйте, ребята. Урок развития речи начнем с того, что проводят его Кремнева Елена Юрьевна и Решетова Людмила Ивановна. Догадайтесь, почему?(Мы в кабинете ИЗО. Оформление доски соответствует теме урока ит.п.( Откройте тетради, запишите число, тему урока
2. Актуализация знаний
- Многие из вас не раз читали сказку А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» и помните описание того фантастического мира: «...путники подошли к высокой каменной стене ярко-зеленого цвета. Прямо перед ними были большие ворота, украшенные огромными изумрудами. ...У этих ворот кончалась дорога, выложенная желтым кирпичом.... По бокам улицы возвышались великолепные дома из зеленого мрамора, стены которых были украшены изумрудами. Мостовая была из зеленых мраморных плит, и между ними тоже были вделаны изумруды ... Жители города были в зеленой одежде. И кожа их отливала смугло-зеленым оттенком. Все было зеленого цвета в Изумрудном городе, и даже солнце светило зелеными лучами».
Какое буйство разных оттенков цвета!
3. Целеполагание.
Цель: сформулировать тему и цель урока, отталкиваясь от проблемного вопроса.
- Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?
- Что нового вы должны узнать?
- (проблемный вопрос) Какую роль играет в нашей жизни цвет?
- Чему мы должны научиться сегодня на уроке?
(Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о тайне цвета. Какую роль играет в нашей жизни цвет, как влияет на наше настроение, на восприятие окружающего мира? Составить текст-описание, выполнив творческую работу)
- Кто владеет тайнами цвета? (художник)
4. Ученики читают стихотворение В.Г. Абрамова.
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?
Ромашку сделай белой,
Гвоздику сделай красной,
Лилию – оранжевой,
Желтым – одуванчик.
И мы увидим тоже:
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер,
Поймем, какого цвета
Огромная планета!
5.Учитель ИЗО. Беседа.
Цель: подготовка к восприятию нового материала через личные наблюдения,
- Почему же именно художника просит автор рассказать о цветной планете?
(Именно художник чувствует все краски жизни, пытается раскрыть и показать нам красоту самых обычных явлений.)
- Как художник рассказывает обо всех красках жизни?(Художник создает свои произведения. Мы любуемся ими и видим всю нашу цветную планету.)
6. Учитель русского языка.
А сейчас мы займемся устным рисованием. Представьте, что вы художники.
- Какого цвета день, утро? Вьюга? Ветер? Ночь?
- Почему одни предметы зеленые, другие синие, красные, бирюзовые, оранжевые и т.д.? (Всему виной солнце. Его лучи озаряют все на своем пути и раскрашивают мир в разные цвета)
7. Учитель ИЗО.
- У В.Н. Бакшеева есть картина «Голубая весна» Учащиеся рассматривают картину.
- Почему художник назвал весну голубой?
(здесь прекрасно переданы голубизна небес, проглядывающих сквозь хрупкие, еще не зазеленевшие ветви, нежные розоватые стволы берез, пробуждающаяся к жизни земля, согретая первыми теплыми лучами. Художественный образ этого тонкого живописного произведения излучает покой..)
8. Учитель русского языка: Эксперимент с музыкальными фрагментами.
– Действительно, цветом можно изобразить все, даже музыку. Попробуем это доказать с помощью небольшого эксперимента.
У вас на партах лежат карточки №1 с определениями цвета и музыки. (Приложение 1) Соотнесите музыкальные фрагменты с художественным творчеством.
- Какую музыку вы видите?
(Учащимся предлагается рассмотреть репродукции Ю.П. Рейнер «Красная площадь», И.К Айвазовского «Черное море», А.А. Рылов «Зеленое кружево» и послушать отрывки музыкальных произведений Свиридова «Марш», Чайковского «Вальс цветов», рок-музыка (Аудиоприложение))
(Картина1. Слышатся звуки марша, так как красный цвет в сочетании с желтым – это бодрость и задор. Картина2. Звучит вальс. Цвета – бирюзовый, нежно-голубой, бледно-зеленый и розовый – ассоциируются с плавными и нежными звуками мелодии вальса. Картина 3. Мы слышим звуки тяжелого рока, так как здесь преобладают темные, тяжелые цвета: темно-малиновый, фиолетовый, черный. Содержание музыкальной зарисовки будет зависеть не только от цвета, но и от формы изображенных на рисунке линий.)
9. Физминутка
Цель: помочь учащимся снять напряжение, расслабиться, отвлечься от серьезной работы.
В яркой солнечной стране
Все довольные вполне.
Самые довольные гномы треугольные Присели, руки треугольником над голов
А от солнца смуглые
Ходят гномы круглые Шагают на месте, руки сомкнуты в круге
Самые опрятные гномики квадратные
Дружно ножки выставляют, Шаг на пятку, руки разведены вперед
Дружно ручки поднимают,
Каждый улыбается, в такт попасть старается.
10. Лексическая работа. Учитель русского языка.
Вернемся к теме урока.
- Итак, зачем же нужен цвет? Как он влияет на наше настроение, на людей и их отношения? Чтобы наше сочинение получилось живым, выразительным, проведем лексическую работу.
- В каком случае мы говорим “черные мысли”, “голубые мечты”, “серая личность”? Какие еще выражения вы знаете, где цвет характеризует то или иное явление? «розовые очки», «темна лошадка», «молодо-зелено», «белые мухи», «белая ворона» оранжевое лето.
- Какого цвета по-вашему зло? Почему вы так думаете?
- Какого цвета добро?
- Я думаю, что вещи, которые могут радовать и детей и взрослых создают только добрые люди.
11. Учитель ИЗО.
Ребята! Вы обращали внимание на то, как живописен русский национальный костюм? Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент...................
- Что такое орнамент? (ответы детей, на доске карточка с определением)
Орнамент (лат. Наряд, убранство, знаки отличия) – узор, который сочетает в себе ритмическое повторение элементов: геометрических, растительных и животных.
Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Карточки № 3 Различают несколько видов орнаментов: травный, зооморфный и геометрический. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены. Обратите внимание на иллюстрацию праздничного костюма
12. Неречевая творческая деятельность.
- Предлагаю вам самостоятельно поработать. Задание: составить свой узор при помощи цветных геометрических фигур.
13. Письменная самостоятельная работа.
Учитель русского языка:
- А теперь пришло время показать на практике, что вы готовы к написанию сочинения.
Карточка 2 Задание: описать составленный узор. Подумайте, о своем орнаменте, какой цвет преобладает в вашем узоре, чем нравится вам узор, какое настроение он создает и почему. В работе вам помогут следующие слова и словосочетания:
посередине расположены;
внутри образуют;
вокруг сливаются;
рядом находятся;
по краям разбросаны;
ближе к центру размещаются;
дальше разбегаются
узор красив
причудливое сочетание
придают яркость
выразительные формы
орнамент хранит
(Учащиеся работают над текстом сочинения)
14.Учитель русского языка:
Сейчас самый важный момент. Вы будете читать свои шедевры, а мы внимательно слушать, чтобы определить наиболее удачные моменты мини-сочинения. (Обсуждение 2-3 работ).
Учитель русского языка.
Действительно. Каждый орнамент хранит в себе тайну. И цвет нужен любому предмету, чтобы передать его силу и красоту. А словом мы смогли описать эту неповторимость и поделиться своими впечатлениями. Единство музыки, слова и художественного творчества отметил Д.Г.Лихачев. (Хоровое чтение эпиграфа)
15. Учитель ИЗО.
В нашем классе от узоров стало теплее.
- Ребята, что вам сегодня в новой теме запомнилось? Чему вы научились? Что поняли?
16. Домашнее задание. Учитель русского языка:
Распространить текст сочинения и оформить творческую работу на листе А4
- Будут ли трудности при выполнении домашней работы? (Логически построить весь материал.)Это труд не только для вас сложный, и для ребят старших классов трудный. Мы с вами с пятого класса начинаем преодолевать такие трудности. Надо много читать, запоминать, наблюдать
17. Учитель ИЗО: Рефлексия:
Цель: подвести итоги данного урока, прорефлексировать знания учащихся.
Рефлексия- цветными магнитами на ватмане с изображением елочки отметить ответы на вопросы:
1. красным шариком отметь, если этот урок тебе очень понравился и ты узнал то, что не знал раньше о народном костюме.
2.синим шариком- если урок не понравился, но многое из этой темы ты не запомнил..
18. Итог: Учитель русского языка
- Что было самым интересным? Трудным?
. Спасибо за работу! До свидания!
Приложение 2
Карточка 2. Самостоятельная работа.
Задание: описать составленный узор. Подумайте, о своем орнаменте, какой цвет преобладает в вашем узоре, чем нравится вам узор, какое настроение он создает и почему. В работе вам помогут следующие слова и словосочетания:
посередине расположены;
внутри образуют;
вокруг сливаются;
рядом находятся;
по краям разбросаны;
ближе к центру размещаются;
дальше разбегаются
узор красив
теплые тона
причудливое сочетание
придают яркость
выразительные формы
орнамент хранит
Приложение 1
Карточка 1. Задание: проведите эксперимент. Соотнесите музыкальный фрагмент с картинами художников
марш - красный цвет в сочетании с желтым – бодрость и задор, торжественность, праздничность
вальс– бирюзовый, нежно-голубой, зеленый и розовый – ассоциируются с плавными и нежными звуками мелодии
звуки тяжелого рока темные, тяжелые цвета: темно-малиновый, фиолетовый, темно-синий, черный – буйство, буря, непогода
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок: развитие речи + музыка 3 класс для глубоко умственно отсталых детей Тема : «Путешествие из города в деревню»
На уроке дети повторяют о обощают знания о домашних животных в игровой форме, развивают певческие навыки....
Интегрированный урок развития речи по русскому языку 7 классТема: Сочинение по картине К.Васильева «Русалка».
Тема: Сочинение по картине К.Васильева «Русалка».Цели:·...
План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс
Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...
Интегрированный урок развития речи по картине Грабаря "Февральская лазурь"
Данный урок будет интересен педагогам, работающим в коррекционных( специальных) школах для слабослышащих учащихся. Урок разработан по технологии дифферинцированного обучения....
Интегрированный урок (развитие речи, ручной труд, логоритмика) в классе «Особый ребенок» (дети с умеренной умственной отсталостью) Тема: «Чебурашка».
Успех в обучении глубоко умственно отсталых детей не может быть достигнут без учета имеющихся у них специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знании, умении ...
Интегрированный урок развития речи и экологии на тему "Люби и охраняй природу"
Конспект урока для подготовки к домашнему сочинениюЦель:подготовить учащихся к домашнему сочинению на тему «Люби и охраняй природу»Задачи урока : 1....
Интегрированный урок развития речи «Этюд как вид творчества на уроках русского языка».
На этом уроке развития речи обучающиеся познакомятся с этюдом как жанром творчества,научатся писать сочинения-этюды....