Интегрированный урок развития речи «Этюд как вид творчества на уроках русского языка».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
На этом уроке развития речи обучающиеся познакомятся с этюдом как жанром творчества,научатся писать сочинения-этюды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etyud_kak_vid_tbopchectva_na_urokah_russkogo_yazyka.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Никифоровская сош №2»
Интегрированный урок развития речи
«Этюд как вид творчества на уроках русского языка».
6 класс
Составила:
Сурова Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
р.п. Дмитриевка, 2017
Тема: «Этюд как вид творчества на уроках русского языка».
(Интегрированный урок развития речи)
Цели:
1. Познакомить учащихся с этюдом как жанром творчества.
2. Создать определенное настроение для написания сочинения-этюда.
3. Развивать и обогащать лексический состав речи учащихся в процессе творческой работы.
Оборудование: рисунки учащихся, произведения живописи, магнитофон, предмет изображения - ветка рябины.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
1. Подготовка учащихся к восприятию темы сочинения, объяснение задач сочинения.
Учащиеся вместе с учителем читают строки из стихотворения А.С. Пушкина:
Октябрь уж наступил.
Уж роща отряхает
Последние листы
С нагих своих ветвей...
Учитель:
Тема нашего урока, как вы уже догадались «Осень». Это вечная тема в творчестве поэтов и писателей, вечная тема любого вида искусства. Давайте познакомимся с высказываниями об осени.
Дети выразительно читают:
- Уже румянит осень клены. (А. Майков.)
- В саду горит костер рябины красной. (С. Есенин.)
- Все деревья блистают в разноцветном уборе. (К. Бальмонт.)
- Роняет лес багряный свой убор. (А.С. Пушкин.)
- Цветная вьюга листопада - предзимья пышный карнавал (Л. Татьяничева.)
Красной кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась. (М. Цветаева.)
Учитель:
Осень многолика, многогранна. То она предстает бурной, радостной, в ярких красках на пиру лебединой песни природы, то она грустит, тоскует, плачет на полотнах мастеров кисти и в музыкальных произведениях.
Вот какой увидел осень итальянский композитор XVIII в Антонио Вивальди. (Прослушивание фрагмента.)
А вот «Октябрь» П.И. Чайковского. (Прослушивание.)
Сегодня наша задача - познакомиться с этюдом как видом словесного творчества.
2. Словарная работа: этюд (франц.):
1) рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры (обратить внимание учащихся на произведения живописи);
2) музыкальное произведение виртуозного (совершенство владения техникой) характера;
3) сочинение-описание предмета, служащего объектом наблюдения и источником создания текста.
Учитель:
Мы с вами остановимся на последнем значении этого слова. Наша цель - живое впечатление от объекта, служащего предметом наблюдения, оформить словесно, т.е. написать сочинение-этюд. Объект наблюдения - ветка рябины.
Первой известной попыткой использования сочинения-этюда в практике обучения можно считать факт из жизни А.С. Пушкина. Что мы с вами узнали на уроках литературы, знакомясь с биографией и творчеством поэта?
Учащиеся рассказывают эпизод, когда однажды преподаватель изящной словесности Царскосельского лицея Н.Ф. Кошанский принес на занятие розу и предложил лицеистам описать ее в стихах. Успешнее всех это сделал А.С. Пушкин.
3. Лингвистическая подготовка к сочинению:
Красный: красивый, приукрасить, украшать, украшение, разукрасить
Цветовая гамма: красный, алый, бордовый, пурпурный, ярко-зелёный, багряный, золотистый, золотой, желтый, коричневый; горит, пламенеет.
Характер погоды: дивный, чудный, чудесный, роскошный, волшебный.
Впечатление: великолепный, сказочный; тоскливый, печальный.
Оценка: угрюмый, грустный; первоначальный, поздний, запоздалый.
4. Учитель и учащиеся предлагают варианты начала, дают словесный рисунок рябиновой ветки, подбирают эпиграф.
III. Самостоятельная работа учащихся - создание этюда-описания предмета с натуры (обязательно под «тихий фон» - музыку.)
В конце урока учитель читает два-три сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 9 КЛАССЕ Тема урока: «Знакомьтесь: Феликс Кривин!» (подготовка к сочинению).
Презентация к уроку развития речи в 9 классе по теме: «Знакомьтесь: Феликс Кривин!» (подготовка к сочинению)....
Урок русского языка (урок развития речи) в 6 классе. Тема урока: «Имеющий уши да слышит» (Текст. Обучение аудированию)
Урок развития речи в 6 классе. Обучение аудированию....
Рабочая программа предмета Письмо и развитие речи в 6 «К» классе (учебник: русский язык 6 класс Авторы:Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова)
Рабочая программа предмета Письмо и развитие речи в 6 «К» классе предназначена для использования в 6 х классах коррекционной школы. Учебник 2020 года издания ...
Рабочая программа предмета Письмо и развитие речи в 7 «К» классе (учебник: русский язык 7 класс Авторы:Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова)
Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуман...
Конспект урока развития речи в 9 классе ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку
Конспект урока развития речи в 9 классе ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)». Цель урока: сформиро...