Интегрированный урок развития речи «Этюд как вид творчества на уроках русского языка».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

На этом уроке развития речи обучающиеся познакомятся с этюдом как жанром творчества,научатся писать сочинения-этюды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etyud_kak_vid_tbopchectva_na_urokah_russkogo_yazyka.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    МБОУ «Никифоровская сош №2»

                               

                 Интегрированный урок   развития речи

          «Этюд как  вид творчества на уроках русского языка».

                 

                                                   6 класс

                                                                   

                                                                     Составила:

                                                                    Сурова Елена Анатольевна,

                                                                     учитель русского языка и литературы

                                                             

                                                                     

                                                                   

                                                                           

                                             

                                               

                                             р.п. Дмитриевка, 2017

Тема: «Этюд как  вид творчества на уроках русского языка».

(Интегрированный урок развития речи)

Цели:

1. Познакомить учащихся с этюдом как жанром творчества.

2.   Создать определенное настроение для написания сочинения-этюда.

3.   Развивать и обогащать лексический состав речи учащихся в процессе творческой  работы.

Оборудование:  рисунки учащихся, произведения живописи, магнитофон, предмет изображения - ветка рябины.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

1. Подготовка учащихся к восприятию темы сочинения, объяснение задач сочинения.

Учащиеся вместе с учителем читают строки из стихотворения А.С. Пушкина:

Октябрь уж наступил.

                                                Уж роща отряхает

                                                Последние листы

                                                С нагих своих ветвей...

Учитель: 

Тема нашего урока, как вы уже догадались  «Осень». Это вечная   тема в творчестве поэтов и писателей, вечная тема любого вида искусства. Давайте познакомимся с высказываниями об осени.

Дети выразительно читают:

  • Уже румянит осень клены. (А. Майков.)
  • В саду горит костер рябины красной. (С. Есенин.)
  • Все деревья блистают в разноцветном уборе. (К. Бальмонт.)
  • Роняет лес багряный свой убор. (А.С. Пушкин.)
  • Цветная вьюга листопада - предзимья пышный карнавал  (Л. Татьяничева.)

Красной кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась. (М. Цветаева.)

Учитель:

Осень многолика, многогранна. То она предстает бурной, радостной, в ярких красках на пиру лебединой песни природы, то она грустит, тоскует, плачет на полотнах мастеров кисти и в музыкальных произведениях.

Вот какой увидел осень итальянский композитор XVIII в Антонио Вивальди. (Прослушивание фрагмента.)

А вот «Октябрь» П.И. Чайковского. (Прослушивание.)

Сегодня наша задача - познакомиться с этюдом как видом словесного творчества.

2. Словарная работа: этюд (франц.):

1)  рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры (обратить внимание учащихся на произведения живописи);

2)    музыкальное   произведение   виртуозного   (совершенство владения техникой) характера;

3)   сочинение-описание предмета, служащего объектом наблюдения и источником создания текста.

Учитель:

Мы с вами остановимся на последнем значении этого слова. Наша цель - живое впечатление от объекта, служащего предметом наблюдения, оформить словесно, т.е. написать сочинение-этюд. Объект наблюдения - ветка рябины.

Первой известной попыткой использования сочинения-этюда в практике обучения можно считать факт из жизни А.С. Пушкина. Что мы с вами узнали на уроках литературы, знакомясь с биографией и творчеством поэта?

Учащиеся рассказывают эпизод, когда однажды преподаватель изящной словесности Царскосельского лицея Н.Ф. Кошанский принес на занятие розу и предложил лицеистам описать ее в стихах. Успешнее всех это сделал А.С. Пушкин.

3.  Лингвистическая подготовка к сочинению:

Красный: красивый, приукрасить, украшать, украшение, разукрасить

Цветовая гамма: красный, алый, бордовый, пурпурный, ярко-зелёный, багряный, золотистый, золотой, желтый, коричневый; горит, пламенеет.

Характер погоды: дивный, чудный, чудесный, роскошный, волшебный.

Впечатление: великолепный, сказочный; тоскливый, печальный.

Оценка: угрюмый, грустный; первоначальный, поздний, запоздалый.

4.   Учитель и учащиеся предлагают варианты начала, дают словесный рисунок рябиновой ветки, подбирают эпиграф.

III. Самостоятельная работа учащихся - создание этюда-описания предмета с натуры (обязательно под «тихий фон» - музыку.)

     В конце урока учитель читает два-три сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 9 КЛАССЕ Тема урока: «Знакомьтесь: Феликс Кривин!» (подготовка к сочинению).

Презентация к уроку развития речи в 9 классе по  теме:  «Знакомьтесь: Феликс Кривин!»  (подготовка к сочинению)....

Рабочая программа предмета Письмо и развитие речи в 6 «К» классе (учебник: русский язык 6 класс Авторы:Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова)

Рабочая программа  предмета Письмо  и развитие речи  в 6 «К» классе  предназначена для использования в 6 х классах коррекционной школы.  Учебник 2020 года издания ...

Рабочая программа предмета Письмо и развитие речи в 7 «К» классе (учебник: русский язык 7 класс Авторы:Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова)

Рабочая программа по письму и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуман...

Конспект урока развития речи в 9 классе ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Конспект урока развития речи в 9 классе ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)». Цель урока: сформиро...