"На стёкла вечности легло моё дыхание, моё тепло..."Методика анализа стихотворения Марины Цветаевой "Кто создан из камня, кто создан из глины"
проект по литературе (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ стихотворения " Кто создан из камня, кто создан из глины..." Марины Цветаевой | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
« На стёкла вечности легло моё дыхание, моё
тепло…» (Методика анализа стихотворения Марины
Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из
глины…»)
Учитель русского языка и литературы
Мальцева Н.М.
МКОУ СО «Новолисинская школа- интернат» (2018г)
«Кто создан из камня, кто создан из глины…» Марина Цветаева
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и надгробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!
1920 год... Старой России уже нет, новая страна только строится на крови. Время смутное и тёмное, часть голодает, часть воюет, часть из голода и крови строит.
Гражданская война в самом разгаре, страна разделена на большевиков и врагов народа. Марина Цветаева – жена белого офицера, жена врага народа, и её поэзия никому в этом враждующем мире не нужна. Оставшись без средств к существованию, она вынуждена отдать в приют своих малолетних дочерей, чтобы спасти их от голода.
Три года нет вестей от мужа, Сергея Эфрона, который сражается где-то на Дону. Переживая о его судьбе, Цветаева пишет и читает стихи на площади, сравнивая белую армию «со стаей белых лебедей…».
Умирает в приюте дочь Ирина…. Забрав Ариадну, старшую дочь из приюта, Марина Цветаева живёт надеждой на чудо. Всё сплелось воедино: боль утраты, голод, предательство, одиночество….
Стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины» написано 23 мая 1920 года, посвящено художнику Николаю Николаевичу Вы-шеславцеву, единственному другу в то страшное и трагическое время для Марины Цветаевой.
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.
Первая строфа построена на противопоставлении-антитезе. Первая строка открывается вопросительным местоимением КТО. Создают из камня только статуи. Но «камень» здесь - аллегория, из камня созданы вожди, они, словно кремень, твёрдые идейные носители эпохи рево-люции. «Глина» - мягкое, бесформенное, которому можно придать любую форму. За ним стоит народ, из которого и лепят вожди.
«А я серебрюсь» - глагол действия образован от существительного «се-ребро». Есть поговорка: «Молчанье – золото, а слово – серебро». Личное местоимение «я» раскрывает значение строки: «действие словами».
В первой строке стихотворения вожди и народ противопоставлены поэту, жизнь которого состоит в словотворчестве. Народ строит новую жизнь, отвоёвывая его у старого мира и, пока льётся кровь, ему не до стихов.
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.
«Мне дело – измена». Поэт творит для народа, и готов измениться, принять его сторону, чтобы услышали её «серебро». Но всё тщетно. Имя «Марина» - значит «морская»- вечная, бунтующая, мятежная.
Последняя строка сравнивает лирическую героиню с « бренной пеной морскою». Рассмотрим эпитет «бренная пена». «Бренная»-это тленный, преходящий,так говорят о недолговечности человеческой жизни.
Если мы говорим о пене, пене морской, она образуется с каждой следующей волной, беспрерывно. Эти строки говорят о быстротечности человеческой жизни , а «вечная пена» - это творчество поэта, это вдохновение частицы своей души в каждое слово.
Особое значение в этом стихотворении уделено пунктуации и аллитерации. В пронзительных и обрывистых фразах угадывается состояние поэтессы. Как тяжело идет высокая волна и захлёстывает прибрежный песок, также тире и запятые, помогают услышать стон и вздох лирического героя.
Звуки «с - з -д» рисуют картину волн, слизывающих песок и скатываю-щихся к морю. Звук «р» открывает картину рокочущего неспокойного моря. Этот звук подчеркивает образ бунтующей мятежной героини сти-хотворения.
Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и надгробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!
И вновь повторяющаяся строка второй строфы открывается противопоставлением и вопросительным местоимением КТО. «Кто создан из глины»- народ, безликий и часто безымянный, когда совершаются революции, они гибнут за правое дело сотнями и миллионами, и через века их имён никто и не вспомнит, и им уготованы только гробы. А «надгробные плиты» ставят только вождям и их имена остаются в истории, но также не навсегда!
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!
Метафора «купель морская». Слово «купель»- это чашеобразный сосуд, служит для проведения таинства крещения. Лирическая героиня кре-щена в вечной бунтующей стихии, и её предназначение особое. Она ждёт и надеется, что когда стихнет гром орудий, когда наступит мир , придёт её время, но время ещё не пришло и поэтому - «непрестанно разбита!»
Надрыв души и чувство боли выделяются знаками пунктуации. В строфе добавляется аллитерация звуков «б-п», что рисует картину кладбища и тот первый ком земли, который ударяется об деревянную крышку гроба.
В последних двух строках стечение согласных «р» раскрывают гнев, протест лирического героя.
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Первая строка третьей строфы перекликается с пушкинскими строками:
«Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы». Она по-нимает, что её творчество – это дар для человечества и он обязательно найдет отклик в сердцах людей, пускай не сегодня, ни через год , когда стихнет буря революции.
«Своеволье» - значит, склонный поступать, поступать по своей прихоти.
Она верит в свое предназначение и не опускает руки, продолжает бо-роться, несмотря на невзгоды этой жизни. Она сильнее этих обстоя-тельств. Её назначение нести людям красоту и истинные ценности, что может быть выше.
В следующих строчках – эпитет «беспутные кудри» и скрытая метафора «земною солью». Слово «беспутный» трактуется, «как разгульный, беспорядочный, не имеющий какой-либо цели», но здесь мы можем сопоставить это определение, как «непослушные» волосы, сколько их не приглаживай, они всё равно лягут как им захочется. Слово «земное»-зем-ное поприще, то что принадлежит земле. Здесь « кудри беспутные» ассоциируются с морскими волнами, героиня принадлежит другой стихии и у неё другие цели, открыть мир истинных ценностей. Она не может растрачивать своё время на земные дела,она не может уподобляться им «из плоти», она - другая, её дело – творить для людей пусть даже не этого поколения, а тех, кто придет потом.
В этой строфе строки менее отрывисты, используется только одно тире.
Сквозь последний вздох идет нарастание силы духа, протеста, вызова. Ощутив своё призвание Марина Цветаева сливается воедино с лиричес-кой героиней, забывая о внутренней боли.
Стечение согласных «с-з, ж, д, р ц» продолжают рисовать образ бушующего моря.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!
Метафора «гранитные колена» ассоциируются с толпой, «волна» – с поэтом, которая способна воскресать вновь и вновь, способная творить и не находить отклика у толпы. Звучит тема одиночества, но не пес-симизм, скорее оптимизм. Вера в то, что вода камни точит, а значит её услышат. Отсюда- радость, радость предвкушения. и оптимизм. Побеждает чувство понимания своего назначения-нести высокое искус-ство народу своему.
Последняя строфа –это уже шторм. Грозно звучат согласные «д.з.0р», и восклицательные знаки подчеркивают торжественность бушующей стихии, гласные звуки в сочетании со знаками тире придают веселое безудержное настроение стихии.
Становится понятной душа «своевольной и переменчивой» героини.
Морская стихия помогает ей возрождаться, как фениксу, в пучине житейских испытаний. Стихотворение овеяно оптимистическим пафосом, духом бунтарства и свободомыслия, творческим стремлением к созида-нию,а также верой в то, что её творчество станет достоянием будущих поколений.0
Размер, которым написано стихотворение,- амфибрахий. Поэтесса использовала перекрёстную рифмовку и женские рифмы, повторы слов.
В каждое из своих стихотворений Марина Цветаева вложила частицу своей души, которая способна и через столетие проникать в нашу жизнь, чувствовать, удивлять и радовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ стихотворения Марины Цветаевой "Рябину рубили"
Этот инетерсный урок поможет учителю показать старшеклассникам всю красоту и совеобразие лирики великой Марины Цветаевой посрелством анализа только одного стихотворения. Урок интересен тем, что ученик...
Урок литературы в 11 классе по теме: Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость»
Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русскогоязыка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н....
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
Анализ лирического произведения. Стихотворение Марины Ивановны Цветаевой "Молитва".
Вопросы, предложенные одиннадцатиклассникам, помогут не только глубже понять внутренний мир лирической героини Цветаевой, но и ощутить драматизм всего творчества поэта. Кроме того, стихотворение"Молит...
Анализ стихотворения А.А.Фета "Шёпот,робкое дыханье"
Построфный анализ стихотворения А.А.Фета "Шёпот, робкое дыханье"...
Урок №1. "Дыхание и его значение. Органы дыхания". Индивидуально-групповая методика.
Сценарий с развернутым план-конспектом к уроку по теме "Дехание и его значение. Органы дыхания"....
Фрагмент урока «Поэзия родной природы»: анализ стихотворения А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…»
Комплексный анализ стихотворения А.Фета "Шёпот. Робкое дыханье."...
- Мне нравится (1)