лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова"Выхожу один я на дорогу..."
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Данный материал представляет лингвистический анализ поэтического текста.В процессе групповой работы учащиеся развивают мышление,память,внимание,пополняют словарный запас языка. Вырабатывается чувство прекрасного, умение видеть за звуками и буквами, знаками препинания мысли и чувства лирического героя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvistika.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы.

Лингвистический анализ текста.

В поисках  гармонии.

М. Ю. Лермонтов.

«Выхожу один я на дорогу…»

Оформление доски.

Портрет М. Ю. Лермонтова.

Текст стихотворения у каждого ученика (задание по группам)

1.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

2.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?

3.

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

4.

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

5.

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

Запись на доске.

  1. Основная функция художественного текста - эстетическая.
  2. Любой текст- единица различного уровня.
  3. Д. Лихачёв  писал: «В художественном тексте витает некий сверхсмысл. Каждая языковая единица выполняет эстетические функции».
  4. Лексический уровень. Фонетический уровень. Морфологический уровень. Синтаксический уровень.

Цель работы с этими уровнями: увидеть глубину души поэта, понять его,

разобраться в мыслях и чувствах.

Темы стихотворения.

  1. Тема одиночества
  2. Слияние человека с природой.
  3. Тема любви.
  4. Тема жизни и смерти.

Задание по группам.

I группа.

1. Культурологический аспект.

2. Определите тему стихотворения.

3. Определите количество предложений, установите их тип по интонации и цели высказывания ( повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные, невосклицательные).

4. Найти глаголы; определить их роль.

5. Посчитайте количество согласных в 1- ой строфе и в 5- ой строфе: сколько звонких и глухих согласных.

6. Звуковая и цветовая гамма.

II группа.

1.Куллтурологический аспект.

2. Роль 1- го предложения.

3. Найти слова, передающие состояние природы и человека (категория состояния).

4. Выстройте образный ряд с помощью имён существительных.

5. Посчитайте количество согласных во 2- й и 5-й строфах(сколько звонких и глухих).

6. Звуковая и цветовая гамма.

III группа.

  1. Культурологичкий аспект.
  2. Роль последней строчки предложения.
  3. 3. Найти односоставные предложения; определить их роль (с одним главным членом-только подлежащее или только сказуемое).
  4. Определить роль служебных частей речи (предлоги, союзы, частицы).
  5. Посчитайте количество звонких и глухих согласных в 3-й и 5-й строфах.
  6. Звуковая и цветовая гамма.

IV группа.

  1. Культурологический аспект.
  2. Ключевые слова, раскрывающие тему и идею стихотворения.
  3. Роль инверсии.
  4. Найти повторы и определить их роль.
  5. Посчитайте количество звонких и глухих согласных в 4-й и 5-й строфах.
  6. Звуковая и цветовая гамма.

Общие выводы, сделанные учащимися по группам.

  1. 10 предложений передают одиночество поэта, восхищение природой, жизненные вопросы, поиск свободы. Многоточие-это размышление о жизни и о судьбе.
  2. Антитеза-противоречие и в природе и в душе человека (торжественно, чудно- больно, трудно).
  3. 21 глагол передают движение в природе и в душе лирического героя.
  4. Существительные: дорога, путь, туман, ночь, пустыня, Бог, звезда, небеса, земля, сиянье, жизнь, могила, грудь, ночь, слух, любовь,  дуб.

       Схема: человек + природа + жизнь + Бог.

В каждой строфе звонких согласных звуков больше, чем глухих, что говорит  о блеске ночи, о жизненных желаниях, о сиянии природы, о свободе.

Звуковая и цветовая  гамма.

Разговор звёзд

Пение голоса с неба.

Шум листвы дуба.

Серый, блестящий,  сиянье, голубое, тёмное, зелёный.

         Вывод: лирический герой тянется к жизни. Читатель вместе с  лирическим героем видит, слышит, философствует благодаря языковым единицам.

Черты поэтики.

  1. Звукопись.
  2. Символика цвета.
  3. Повторы.
  4. Метафоричность.
  5. Длинные стихи.

6. Кинематографичность.

                                           

Домашнее задание: сделать лингвистический анализ отрывка из «Песни про купца Калашникова…» (« Над Москвой великой, златоглавою…»).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ стихотворения Марины Цветаевой "Рябину рубили"

Этот инетерсный урок поможет учителю показать старшеклассникам всю красоту и совеобразие лирики великой Марины Цветаевой посрелством анализа только одного стихотворения. Урок интересен тем, что ученик...

Литературный салон "Выхожу один я на дорогу..."

В 2014 году Россия отметит 200-летний юбилей Михаила Юрьевича Лермонтова. Этой дате посвящен литературный салон "Выхожу один я на дорогу..."...

Урок литературы в 10 классе по стихотворению М. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу..."

Данный методический материал представляет собой разработку урока литературы . Цель урока- учить детей медленному, вдумчивому чтению лучших образцов русской лирики. Достижению этой цели способствует ис...

Урок "Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Мой Демон"

Обучение текстовой деятельности - один из путей развития коммуникативной компетенции. Одним из способов анализа и истолкования поэтического текста является лингвистический анализ, который позволяет бо...

Конкурс выразительного чтения "Выхожу один я на дорогу...", посвященный юбилею М.Ю. Лермонтова

Методическая разработка конкурса выразительного чтения "Выхожу один я на дорогу..." направлена на развитие творческих спсобностей обучающихся - выразительного чтения и изобразительных возможностей, об...

Разработка урока по русскому языку и литературе «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"

Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметны...

Разработка урока по русскому языку и литературе «Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"

Принципиальным отличием современного подхода к обучению в школе является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметны...