Урок литературы в 11 классе по теме: Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные
образовательные технологии в современном уроке» учителем русского
языка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н.
Цели: 1. Изучение особенностей поэтики М. Цветаевой через анализ стихотворения «Молодость».
2. Развитие навыков анализа лирического стихотворения; развитие умения оперировать литературоведческими понятиями, навыков устной и письменной речи учащихся.
3. Воспитывать интерес к творчеству Цветаевой. Сопоставление образа молодости с личными впечатлениями учащихся.
Тип урока: Урок изучения художественного произведения.
Вид урока: Урок углубленной работы над текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_11_klasse.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе по теме:
Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость».
Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные
образовательные технологии в современном уроке» учителем русского
языка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н.
Цели: 1. Изучение особенностей поэтики М. Цветаевой через анализ стихотворения «Молодость».
2. Развитие навыков анализа лирического стихотворения; развитие умения оперировать литературоведческими понятиями, навыков устной и письменной речи учащихся.
3. Воспитывать интерес к творчеству Цветаевой. Сопоставление образа молодости с личными впечатлениями учащихся.
Тип урока: Урок изучения художественного произведения.
Вид урока: Урок углубленной работы над текстом.
Оборудование: 1. Эпиграф к уроку:
Я никогда не поверю в прозу: ее нет. Я ее ни разу в жизни не встречала, ни кончика хвоста ее. Да и какая может быть проза, когда … всё на вертящемся шаре, внутри которого – огонь!
М. Цветаева
О молодость! Молодость … Может быть, вся тайна твоей прелести состоит не в возможности всё сделать, а в возможности думать, что всё сделаешь.
И. Тургенев
Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее.
Н. Гоголь
2. Портрет М. Цветаевой.
3. Рабочие листы и тексты стихотворения на каждую парту.
4. Музыкальное сопровождение к чтению стихотворений.
5. Словари по лингвистике.
6. Термины: эпитет, метафора, анафора, оксиморон, антитеза, звукопись (аллитерация, ассонанс), ритм, размер, рифмовка, синтаксический параллелизм и др.
План урока:
- Орг. момент. Создание мотивации к уроку.
Сегодня мы поговорим о молодости. Как бы вы определили, что такое молодость?
См. эпиграфы. Так определили понятие молодости И. Тургенев и Н. Гоголь.
Свой уникальный образ молодости создала Марина Цветаева.
- Объявление темы урока, постановка цели.
Наша цель углубить анализ стихотворения «Молодость», сделанный вами дома, понять смысл стихотворения и проследить на его примере характерные черты цветаевской поэтики.
Вам предстоит работа в группах, с рабочими листами, закрепление терминов (см. на доске), в конце урока напишете сочинение-миниатюру.
- слово учителя о жизненном контексте стихотворения.
Стихотворение написано 29-летней Мариной Цветаевой, уже сложившимся, известным поэтом, человеком, пережившим и революционные вихри, и голод, и разлуку с мужем, и смерть маленькой дочери Ирины. Порой ее постигало полное отчаяние: «Мне начинает казаться, что Сереже я – без Ирины – вовсе не нужна, что лучше было бы, чтобы я умерла, - достойнее! – Мне стыдно, что жива. – Как я ему скажу? И с каким презрением я думаю о своих стихах».
В 1921 году уходят из жизни поэты цветаевского поколения: 2 августа арестован и вскоре расстрелян Николай Гумилев, 7 августа умер Александр Блок. Москва кажется Цветаевой «чудовищной»: «Общий закон жизни – беспощадность. Никому ни до кого нет дела». Таков жизненный контекст создания этого стихотворения. /чтение стихотворения/
- Анализ стихотворения.
1). Каково первое впечатление от стихотворения? О чем оно? Что можно отметить на первый взгляд?
2). Заполнение рабочих листов.
А) Определение жанровых особенностей.
Б) Работа в группах.
- Лингвистический строй стихотворения.
- Синтаксический строй стихотворения.
- Средства выразительности в стихотворении.
В) Отчет 1 группы. Остальные одновременно записывают выводы по работе первой группы.
Г) Отчет 2 группы, остальные записывают выводы.
Д) Отчет 3 группы, остальные записывают выводы.
Е) Учитель определяет 3 основных приема, характерных для поэтики Цветаевой.
- Смысловые разрывы, переносы на другую строку /Моя морока // Молодость
- Варьирование образа молодости /молодость - золотце – янтарь/
- Нанизывание синонимов: ноша – обуза, яства – брашно.
/Учащиеся фиксируют информацию в листах./
Ж) Задание на закрепление «Семантический анализ стихотворения». Устные выводы:
Сопоставляя отношение к молодости в 1 и 2 части стихотворения, можно отметить эволюцию взгляда лирической героини на свою молодость.
Если в 1 части в чувствах героини ест оттенок горечи, неудовлетворенности, ласкового укора, сожаления, то во 2 части чувствуется ощущение радости, что эта веха в жизни все-таки была. Во 2 части отчаянно-веселое прощание с молодостью уже не как обузой, а как с частью души, вырванной из морских глубин (как морское имя – Марина)
- Молодость моя! – Иди к другим!
3) Вывод учителя по творчеству Цветаевой.
Все творчество, вся жизнь М. Цветаевой отмечены восклицательными знаками. Предельная напряженность, самосожжение, распахнутость души в этих ее словах (см. эпиграф).
4) Завершающий контроль.
(Звучит музыка). Выполнение на рабочих листах одного из творческих заданий.
5) Чтение 2-3 работ. Анализ.
6) Рефлексия (устно).
4. Итоги урока. Проверка рабочих листов.
Рабочий лист к уроку литературы в 11 классе по теме
«Анализ стихотворения М.Цветаевой «Молодость»»
Определить жанр стихотворения ...............................................................................
Особенности жанра (нужное подчеркнуть): стих-е – воспоминание, стих-е – размышление, стих-е – исповедь, стих-е – зарисовка, стих-е – обращение, стих-е – признание.
Работа в группах
Задание для 1-ой группы «Лексический строй стихотворения»
1) Определить, пользуясь словарем, значение слов и их стилистическую окраску (нейтральная, высокая, разговорно-просторечная):
скипетр.....................................................................................................................................
яство........................................................................................................................................
брашно..................................................................................................................................
морока.................................................................................................................................
кумашный.............................................................................................................................
2) Какие дополнительные значения получают эти слова в контексте стихотворения?.....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Задание для 2-ой группы «Синтаксический строй стихотворения»
1) Из скольких предложений состоит стихотворение:
1-ая часть............................., 2-ая часть................................ .
2) Сколько односоставных назывных предложений-обращений:
в 1-ой части.............., во 2-ой части.............. . Приведите пример ...................................... .
3) Сколько восклицательных знаков:
в 1-ой части................. , во 2-ой части................. .
4) Сколько во 2-ой части указательных предложений? ........................................................
5) Выписать из 2-ой части глаголы в повелительном наклонении ...............................................................................................................................................................
Эти глаголы содержат приказ или просьбу? (нужное подчеркнуть)
6) Привести примеры синтаксического параллелизма во 2-ой части стихотворения ..............................................................................................................................................................
7) Сделать выводы по теме «Особенности синтаксиса в стихотворении» ...............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Задание для 3-ей группы «Изобразительные средства стихотворения»
1) Привести примеры:
эпитеты....................................................................................................................................
метафоры.................................................................................................................................
олицетворение .........................................................................................................................
оксиморон ................................................................................................................................
антитеза .................................................................................................................................
другие изобразительные средства ........................................................................................
2) Особенности звукописи ................................................................................................... ..............................................................................................................................................................
3) Особенности рифмовки в 1-ой части ............................, во 2-ой части............................ .
4) Стихотворный размер в 1-ой части ................................., во 2-ой части ..........................
5) Особенности ритма, интонации .......................................................................................... ...............................................................................................................................................................
Обмен результатами работы в группах
1) Краткие выводы по работе 1-ой группы
Записать синонимы к словам: яство .................................... , брашно .............................. , морока ....................................., кумашный ...................................... .
2) Краткие выводы по работе 2-ой группы
Перечислить особенности синтаксиса стихотворения ........................................................ ................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
3) Краткие выводы по работе 3-ей группы
Перечислить основные изобразительные средства в стихотворении ................................... ...............................................................................................................................................................
Рифма .........................................................................................................................................
Размер ........................................................................................................................................
4) Общие выводы (делает учитель)
Перечислить отличительные черты поэтики М.Цветаевой ................................................. ................................................................................................................................................................
Закрепление «Семантический анализ»
1) Выявить ключевые образы, противоположные по эмоциональному звучанию
........................................................ .......................................................
2) Выписать лексические цепочки (контекстуальные синонимы), соотносимые с ключевым образом молодости:
В 1-ой части ............................................................................ ............................................................................ ........................................................................... ........................................................................... ........................................................................... | Во 2-ой части ............................................................................ ............................................................................ ........................................................................... .......................................................................... ............................................................................ |
3) Сопоставить отношение лирической героини к «молодости» в 1 и 2 части стихотворения (устно).
Завершающий контроль
Выполнить на выбор одно из творческих заданий:
- Миниатюра-рассуждение «Как я понимаю смысл стихотворения «Молодость»
- Лирическая миниатюра в стихотворной форме о молодости.
......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Рефлексия
1) Помог ли тебе урок глубже, чем в домашней работе, проанализировать стихотворение? (нужное подчеркни) Да Нет
2) Стал ли тебе к концу урока более понятным смысл стихотворения в сравнении с начальным его пониманием? Да Нет
3) Что бы ты себе поставил за урок (в 10-бальной системе)? (нужное подчеркни) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ стихотворения Марины Цветаевой "Рябину рубили"
Этот инетерсный урок поможет учителю показать старшеклассникам всю красоту и совеобразие лирики великой Марины Цветаевой посрелством анализа только одного стихотворения. Урок интересен тем, что ученик...
Открытый урок в 6 классе по теме "Анализ контрольного диктанта"
Текст, анализ и самоанализ проведённого открытого урока...
"На стёкла вечности легло моё дыхание, моё тепло..."Методика анализа стихотворения Марины Цветаевой "Кто создан из камня, кто создан из глины"
Анализ стихотворения " Кто создан из камня, кто создан из глины..." Марины Цветаевой , выполнен мною, учитывая время написания, состояние поэтессы в момент его написания. Показала её душевное состо...
Урок литературы. 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века"
Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина "Весенний вечер" и Сергея Пюрбю "Часкы хун"...