Методическая разработка. Морфология. Глагол. Обобщение.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Мало видеть слово. Надо точно
Знать, какая есть у слова почва,
Как росло оно и как крепчало,
Как его звучало зазвучало,
Чем должно набухнуть и налиться,
Прежде чем в названье превратиться,
В знанье, в имя или в кличку просто...
Прелесть слова - в летописи роста
Юлиан Тувим
Путь к слову долгий, не совсем обычный и простой. Чтобы понастоящему почувствовать слово, необходимо хорошо знать его летопись роста, т.е. охарактеризовать с точки зрения основных особенностей изученных разделов языкознания, определить душу характер слова, преодолеть путь от его произнесения до включения в текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Глагол
Непостоянные признаки:
Наклонение.
Время.
Род (кроме настоящего и будущего вр.).
Лицо.
Число.
начальной формой глагола считается инфинитив, иначе называемый неопределенной формой глагола. Он образуется посредством суффикса -ть
Постоянные признаки
Несовершенный вид обозначает действие в его течении, без указания на границу действия (отвечает на вопрос что делать?) (рисовать, петь).
Совершенный вид обозначает действие, ограниченное пределом (отвечает на вопрос что сделать?) (нарисовать, спеть).
Существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида:
принадлежать, разгуливать (только несовершенный вид);
грянуть, зашагать, очутиться (только совершенный вид).
Есть глаголы, совмещающие значение несовершенного и совершенного вида — двувидовые глаголы (велеть, обещать, ранить).
Переходные и непереходные глаголы
По значению глаголы подразделяются на переходные и непереходные, причём основой для их различения служит отношение к объекту действия, которое выражено глаголом.
Переходные глаголы — это глаголы со значением действия, направленного на предмет, изменяющего или производящего этот предмет — объект действия, то есть глаголы, которые сочетаются с существительными в Винительном падеже (рисовать картину, петь песню, написать статью).
Непереходные глаголы обозначают движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние (стоять, лежать, падать, спать).
Переходные и непереходные глаголы различаются в синтаксическом плане: переходные глаголы сочетаются с обозначением предмета в винительном и родительном падежахбез предлога, а непереходные глаголы требуют дополнения только в косвенных падежах без предлога или с предлогами.
К непереходным глаголам относятся глаголы с возвратным постфиксом -ся (-сь) (нуждаться, радоваться).
Спряжение — это изменение глаголов в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам (аналогично склонению для имен существительных). Спряжениями (спряжение как категория) также называются группы глаголов, окончания которых при изменениях в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам меняются одинаково.
Регулярные спряжения
Существует два спряжения (две категории глаголов): I и II соответственно.
Определяют спряжение следующим образом — если у глагола в форме 3-его лица множественного числа ударное окончание -ут, -ют, то это глагол I спряжения. Если же ударное окончание -ат, -ят, то это глагол II спряжения. Только в случае, если окончания 3-го лица множественного числа безударны, применяют следующий приём. Следует учитывать, что он не действенен для глаголов с упомянутыми ударными окончаниями: из проверки описанным ниже приёмом глагола шить следует, что он II спряжения, а из проверки описанным выше — I спряжения.
Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых:
Инфинитив оканчивается на -ить (возить, пилить, тратить и др.), кроме глаголов брить, стелить, редко встречающихся глаголов зиждиться («основываться, строиться») и зыбиться («колебаться, качаться, покрываться зыбью»). (Глаголы зиждиться и зы биться употребляются только в форме 3-го лица единственного и множественного числа, остальные формы не употребляются.).
Глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на -еть (смотреть, видеть, тер петь, ненавидеть, обидеть, зависеть, вертеть) и на -ать (гнать, держать, слышать, ды шать).
Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.
Следует помнить, что приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные (гнать — догнать — пере гнать — выгнать и т. д. — II спряжение). Глаголы с -ся (-сь) относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь) (гнать — гнаться — II спряжение).
Нерегулярные спряжения
В русском языке есть и разноспрягаемые глаголы, у которых одни формы образуются по I спряжению, а другие — по II. К ним относятся:
хотеть — в единственном числе изменяется по I спряжению (хочу — хочешь — хочет), а во множественном числе — по II (хотим — хотите — хотят);
бежать, который имеет все формы, как у глаголов II спряжения (бегу — бежишь — бежит — бежим — бежите), кроме 3 лица множ. числа — бегут (по I спряжению);
чтить — изменяется по II спряжению (чтишь — чтит — чтим — чтите), кроме 3 лица множ. числа (чтут), хотя есть и форма чтят, которая сейчас употреб ляется реже, чем чтут;
брезжить («рассветать, чуть светиться») — имеет все формы, как у глаголов II спряжения (брезжу — брезжишь — брезжит — брезжим — брезжите), кроме 3 лица множ. числа — брезжут (по I спряжению). В I-II лицах употребляется крайне редко: «Забрезжишь силуэтом робким // Забрезжишь невпопад мольбой» (Светик Фомичёва).
Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть, надоесть, дать, создать (и их приставочные производные: переесть,заесть, сдать, отдать, предать, воссоздать и др.), а также обсценный глагол ссать (сцать) (спряжение на -ы-).
Глагол быть также своеобразен. От него в современном русском языке сохранились редко употребительные формы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени — есть и суть. Вот пример употребления этих форм: «Прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками»; «Самые обыкновенные, принимаемые почти всеми историками общие отвлечения суть: свобода, равенство, просвещение, прогресс, цивилизация, культура» (Лев Толстой). Древнерусская форма II лица ед. ч. еси сохранилась как архаизм в былинах в составе устойчивого выражения гой еси (будь здоров). Будущее же время образуется от другого корня: буду — будешь — будет — будем — будете — бу дут.
Следует помнить, что глаголы спрягаются (изменяются по лицам и числам) только в настоящем и простом будущем времени. Если форма будущего сложная (у глаголов несовершенного вида), то спрягается только вспомогательный глагол быть, а основной глагол находится в инфинитиве. Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам), однако изменяются по родам в третьем лице единственного числа: он взял, она взяла́, оно взяло.
Непостоянные признаки
Изъявительное наклонение описывает действие. Изъявительное наклонение имеет формы времени: глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени (настоящую, прошедшую и сложную форму будущего, состоящую из двух слов (спрягаемый глагол «быть» и инфинитив данного глагола) — читаю, читал, буду читать), а глаголы совершенного вида — только две формы времени (прошедшую и простую форму будущего — прочитал, прочитаю).
Условное (реже сослагательное) наклонение обозначает действия желаемые или возможные, но зависящие от каких-либо условий. Оно формально строится из формы прошедшего времени и раздельно пишущейся частицы бы (читал бы, написала бы).
Повелительное наклонение выражает волю говорящего — просьбу, приказание, побуждение к действиям. Оно образуется от основы настоящего или будущего простого времени при помощи суффикса -и- или нулевого окончания (пиши, читай, оставь, ложись). Форма единственного числа имеет нулевое окончание, а форма множественного числа — окончание -те (бери — берите, беги — бегите, рисуй — рисуйте).Разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, стремиться, жаждать, желать, читать, брезжить.
Показывает, что действие, выраженное глаголом, совпадает с моментом речи (делаю это сейчас, пишу письмо, ремонтирую холодильник).
Обозначает действие, предшествовавшее моменту речи (сделал это вчера, написал письмо, отремонтировал холодильник). У большинства глаголов форма прошедшего времени строится от основы инфинитива добавлением суффикса -л. Глаголы прошедшего времени изменяются по числам и родам (в единственном числе), принимая соответствующие окончания.
Выражает действие, которое совершится после момента речи (сделаю это завтра, напишу письмо, отремонтирую холодильник).
Формы будущего времени глаголов совершенного вида образуются от основы простого будущего времени с помощью тех же окончаний, что и формы настоящего времени глаголов несовершенного вида (такая форма называется формой простого будущего времени): напишу, расскажу, принесу.
Формы будущего времени глаголов несовершенного вида образуются присоединением форм буду, будешь, будет, будем, будете, будут к инфинитиву глагола несовершенно го вида (такая форма называется формой сложного будуще го времени): буду писать, буду рассказывать, буду нести.
Лицо указывает на говорящего (1-е лицо), собеседника говорящего (2-е лицо), лицо или предмет, не участвующие в речи (3-е лицо). Не все глаголы обладают полным набором личных форм в парадигме спряжения. Существуют так называемые недостаточные глаголы, у которых некоторые формы отсутствуют. Так, у глагола победить не употребляется (в связи с затруднениями при ее образовании) форма 1-го лица единственного числа будущего времени: вместо я побежу используется оборот я одержу победу.
Существуют также безличные глаголы, выражающие действия и состояния, протекающие сами по себе, без их производителя (вечереет, знобит, рассветает, смеркается). Парадигма спряжения этих глаголов также неполная — в ней присутствуют только формы 3-го лица единственного числа среднего рода, — но по причинам не словообразовательным, а семантическим.
У некоторых глаголов в парадигме используются супплетивные формы, то есть формы, образованные от разных основ: иду — шёл.
Число глагола различается на единственное и множественное во всех временах, например, прошедшее (я сделал, мы сделали), настоящее (я делаю, они делают), будущее (я сделаю, они сделают). Глагол зависит не только от себя, но и от существительного, например: я иду (кто?)я, он играет (что делает?)играет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Модальные глаголы английского языка".
В данной методической разработке размещён материал по теме: "Модальные глаголы". Здесь содержится не только теоретический материал, но и приводятся упражнения с ответами на тренировку этой темы....
Методическая разработка урока биологии « Обобщение знаний о строении и жизнедеятельности корней»
Цель урока: обобщение знаний о строении и жизнедеятельности корней....
Методическая разработка урока "Глагол, как часть речи"
Глагол, как часть речи....
Методическая разработка урока "Глагол" (в соответствии с ФГОС)
По А.Д.Шмелеву...
Методическая разработка по теме: "Обобщение скульптуры животных на примере традиционной Сергиевской игрушки папье-маше".
Изучение древнего традиционного регионального промысла с детьми 10-14 лет....
Методическая разработка к уроку "Обобщение повторения" в 5 классе
Методическая разработка к уроку "Повторение изученного в 1-4 классах" предназначена для учащихся 5 класса. Урок построен в соответсвии с ФГОС. Дополнительно представлена презентация к уроку. Форма уро...
Методическая разработка урока "Глагол. Основные грамматические категории."
Урок письма в 7 классе корреционной школы VIII вида...